Окна на Его привлекательность

Христос — праведное Желание нашей души

«Горе мне! ибо со мною теперь — как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя» (Мих. 7:1).

«Желание души» — это глубоко укоренившееся томление, то есть настолько сильная и не проходящая жажда, что если ее не утолить, она не дает вам покоя, но утолив ее, испытываешь глубокое облегчение. Христос — праведное Желание нашей души. Жажда общения с Творцом — неизменная потребность людей. Мы непременно хотим кому-то поклоняться! Зачастую мы удовлетворяем эту потребность, ошибочно наделяя другие смертные существа низшего порядка или даже неодушевленную природу атрибутами Божества. Такая предрасположенность подчиняться самому могущественному или мудрому, или тому, что человек считает для себя «священным», подливала масло в огонь религии на протяжении веков. Познавая Христа, мы удовлетворяем именно эту жажду.

Но в состоянии ли мы воистину познать Божество, если мир так долго существовал до нас и вскоре после кончины мы безвозвратно канем в Лету! Мы подобны числам, мимолетно появляющимся на экране времени. Наше восприятие ограничено нашей несовершенной и падшей человеческой природой. Что мы можем в самом деле знать? Мы не присутствовали при сотворении мира и не были свидетелями событий в Едеме, Вифлееме или на Голгофе. Мы должны ходить «верою, а не видением» (2 Кор. 5:7). Как же нам увидеть Невидимого и познать Непостижимого? Фактически мы не можем сами познать Его. Мы можем делать выводы и умозаключения, анализировать и верить, но не в состоянии доказать, а значит, не можем и познать.

Но Иисус знает Бога Отца, а мы знаем Иисуса.

Христос — ответ на наши поиски смысла

В ответ на вопрос о смысле жизни люди разных религиозных убеждений выдвигают различные космологические теории и теории катаклизмов. Буддисты, сторонники индуизма, последователи Заратустры — все великие нехристианские религии — претендуют на мистические знания нашего происхождения и будущего обитания в потустороннем мире. Однако, с точки зрения логики и нашего понятия о соразмерности, эти теории не кажутся нам правдоподобными. Мы христиане, потому что библейские ответы на тайны жизни являются более разумными, чем предлагаемые другими «авторитетами». Нет, мы не можем доказать, что Бог есть. Но Его Слово содержит чудесные и привлекательные обращения к нам. Без Него история кажется произвольной мешаниной из случайных происшествий. С Ним история становится продуманным, Божественным планом, который неуклонно движется к счастливому завершению. Без Него наука — это постоянно отступающее исследование конечных конструкций. С Ним наука — это отражение Божественного Разума. Без Него жизнь — результат случайного зачатия, и потому представляет собой бессмысленное существование. С Ним жизнь — это период больших возможностей, время приготовления к вечности. Как христиане мы признаем, что жизнь с нашим Спасителем — это не одна сплошная радость, поскольку всех нас постигают трагедии, неудачи, разочарования, болезни и смерть.

Но в этом темном мире Его Слово просвещает нас, Его обетования верны, а предсказания безошибочны. Его жизнь покоряет нас. Его Святой Дух наделяет нас силой. Мы немощны, но исполнены решимости, обесценены грехом, но драгоценны в Нем; умираем, но сохраняем надежду, мы не утоляем свою жажду наркотиками, притупляющими ум, или препаратами, стимулирующими энергию, поскольку в Нем мы обрели смысл. Очами веры видим обетованную землю и укрепляемся в надежде. Иисуса довольно для нас.

Христос — ответ на наше желание получить прощение

Мы жаждем не только обрести смысл жизни, но и получить прощение и освободиться от чувства вины и подсудности. Люди ищут эту свободу в разных местах. Ни один человек, посетивший буддистские пагоды на Дальнем Востоке никогда не сможет забыть этого впечатляющего зрелища: как молящиеся кладут дары у ног Будды, на его колени и язык. Они возжигают фимиам, склонив головы и скрестив руки, и молят «просветленного» о помощи. Но статуя Будды не дарует им прощение или освобождение от чувства вины. Будда не может их слышать, и его последователи, освободившись от своих приношений, но не от грехов, вынуждены затем отскребать гниющие жертвы с каменного лика своего немигающего бога. Они дают выход своим эмоциям, но их грехи остаются с ними, а вместе с ними остается и чувство вины.

Но чем эти люди отличаются от нескончаемой вереницы сбитых с толку просителей, которые, начиная с Каина, принесшего жертву с худыми намерениями, и по сей день совершают приношения деревянным и каменным богам? Люди приносят в жертву не только плоды труда своего, но и плоды своей утробы — детей и престарелых, врагов и даже самих себя, чтобы умиротворить и умилостивить своих богов. Но боги не слышат, и потому не могут и прощать. Боги, не дышащие, не могут благословлять. Боги, не умеющие говорить, не могут сообщить о своем благосклонном отношении. Боги, которые не в состоянии творить, не могут и воссоздавать. Только живой Бог — вочеловечившийся, распятый и воскресший Спаситель — может ходатайствовать за нас перед Отцом и избавить нас от нашего отвратительного прошлого. Только победоносный, живой Господь может удалить наши беззакония.

Христос — ответ на нашу потребность в нравственной определенности

Мы, люди, не можем не сознавать, какая пропасть существует между нами, какими мы являемся сейчас, и теми, какими нам следует быть. Смутное осознание того, что нас будут судить по более высокому эталону, чем тот, который мы сами для себя определяем, тяжким бременем ложится на нашу совесть. Иисус является ответом на это повсеместное явление. Конечно, в поисках высокой нравственности мы идем многими путями. От дня грехопадения с благочестием соперничают теории, корнями уходящие в природу, культуру, интуицию, науку и философию. Но ничто из вышеперечисленного не может дать нам приемлемых нравственных норм. Почему? Потому что любая нравственная теория, помимо описания, требует «превосходящих предписаний», исходящих от высшего Разума. Любая этика требует какого-то высшего, авторитетного Источника, а поскольку существует только один великий «Я Есмь», всем нравственным теориям, не основанным на Его Слове, не хватает конечного авторитета. Поскольку христианская этика связана со Христом, абсолютным Существом, она и является абсолютной моралью. Принципы христианской этики абсолютны потому, что их Источник абсолютен и их связующим Центром является Иисус Христос, единственный Учитель, жизнь Которого полностью соответствовала Божьим идеалам. Христианская этика отвергает теорию, согласно которой «обязательность» морали вытекает из «неизбежности» последствий или действия сил природы. Вместо этого она требует, чтобы мы прокладывали себе путь в лабиринте повседневного принятия решений, изучая и применяя принципы Слова Божьего. Познать Христа — значит познать вечную жизнь, жить полнокровной жизнью в ее лучших проявлениях — иметь внутри себя «источники воды живой», которые только и могут утолить нашу жажду нравственности.

Христос — это ответ на наши поиски счастья

Поиски счастья на протяжении веков были главной темой философов, изучавших вопросы нравственности. Теоретики с самыми добрыми намерениями подчеркивали потребность людей в мире, справедливости, умеренности и ряде других добродетелей, являющихся противоядием от разных человеческих проблем. Но чаще всего они говорили и говорят о потребности в счастье. Аристотель определил счастье, как «деятельность души в соответствии с совершенной добродетелью»; по его мнению, счастье — главная цель и высшее благо человечества («Основные труды Аристотеля». Под ред. Ричарда Маккеона, с. 1095а). Эммануил Кант, стремясь улучшить это определение, связал счастье не с состояниями добродетели, а с законом и долгом. Это объясняется тем, что Кант считал расхождения и неоднозначность в определениях добродетели ненадежным якорем для счастья. Однако эти и другие подобные им теории безнадежно ошибочны потому, что объявляют счастье главной целью жизни, тогда как оно является следствием и результатом взаимоотношений с Иисусом Христом. Если счастье, как мы верим, — результат общения со Христом, почему же тогда в современных нам «христианских странах» имеет место столько несчастий, нравственных, социальных и физических недугов? Потому что Божьи обетования даны на вполне определенных условиях. Господь благословляет не наши обеты, а наше послушание. Нравственное разложение в странах, призывающих Его имя, является следствием нежелания людей исполнять Божью волю, несмотря на громогласные благочестивые заявления и намерения. Нравственная ущербность так называемых христианских стран — яркое подтверждение древнего принципа, который гласит: «Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов» (Притч. 14:34).

Люди, ищущие счастье в суетном современном мире с его культом вещей и материальных ценностей, обречены на разочарование. Как это ни печально, эпитафией на их могилах станет приговор, вынесенный в далекой древности тем, которые искали Господа среди гробов: «Его здесь нет».

Христос — это ответ на нашу жажду мира

Когда Августин, обличаемый совестью, молился с покаянием, он искренне сказал о поисках мира: «Человек — одно из Твоих творений, Господи, и он по природе славит Тебя. Человек несет на себе печать смерти, печать своего греха, которая напоминает ему, что Ты низлагаешь гордых. И все же, поскольку он — часть Твоего творения, он желает славить Тебя. Мысль о Тебе так глубоко волнует человека, что он не может быть удовлетворенным, если не славит Тебя, потому что Ты создал нас для Себя, и наши сердца не находят мира, пока не успокаиваются в Тебе» («Исповедь», с. 21).

Из чего же, в таком случае, складывается мир? Из абсолютной веры во Христа и доверия к Нему, из решительного упования на Его заслуги, из уверенности в том, что Его усилий облагодетельствовать нас более, чем достаточно для нашего примирения с Богом. В этом смысл ободряющих слов Павла: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1, 2). Вот самый трудный урок, который нам надо усвоить.

Как верно то, что мы испытываем врожденную жажду мира, так верно и то, что в нас живет испорченность, заставляющая нас достигать этого мира своими делами и жертвами. Жертва же проявляется как в кровавых обрядах язычников, так и в не менее ошибочном стремлении христиан зарабатывать расположение Бога и умиротворять Его гнев своими делами, пусть даже добрыми.

Конечно, в жизни христианина есть место для добрых дел, но они не преследуют цель: снискать расположение Бога, заслужить Его прощение или достичь внутреннего мира. Полный и окончательный мир воцаряется в нашей душе, когда мы обнаруживаем и принимаем тот факт, что неоплатный долг уже возмещен, праведная жизнь уже прожита, и Кровь Христа уже пролита за нас.

Елена Уайт была права, когда писала: «Внутренний мир — вот что вам нужно: прощение от Бога и любовь в сердце. Ни деньги, ни интеллект, никакие человеческие знания не сделают вас обладателем этого мира. Бессмысленно пытаться приобрести его своими усилиями. Бог предлагает его вам даром, «без серебра и без платы» (Ис. 55:1; «Путь ко Христу», с. 49). Исайя понимал эту истину и выразил ее в одном из самых поэтических славословий Писания: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня» (Ис. 61:10).

Христос — это праведное Желание нашей души.