Христос — наша праведная Мольба

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6).

Мольба — это отчаянная просьба, прошение или ходатайство в чем-то нуждающегося человека, обращенные к тому, кто может восполнить эту нужду. Христос — наша праведная Мольба. Конечно, Он является нашим Адвокатом, нашим Представителем, но не только. Он есть наша Мольба. Другими словами, Он не только просит Бога о нас, но и в буквальном смысле является нашим воплем к Богу. Христос — наш девиз, наша мольба к Богу, наша просьба о помиловании. Мы взываем к Его жизни, мы указываем на Его кровь, на Его страдания, на Его смерть. Христос — наша праведная Мольба.

Почему нам надо молить Отца? Потому что мы, грешники, преступники закона. Даже после обращения мы по-прежнему находимся в греховной и падшей человеческой плоти, ибо Закон Божий затрагивает не только внешние поступки, но также наши чувства и мотивы, а значит, в небесных книгах записаны грехи, которые мы могли бы совершить, если бы нам представилась такая возможность. Мы грешники, ибо осуждаемся не только за плохие поступки, но и за греховное бездействие. Мы также будем судимы за всякое праздное слово и мысль (Мф. 12:36). Мы грешники, поскольку все мы лишены абсолютной праведности Бога (Рим. 3:23). Мы должны умолять Бога, так как знаем, что не достигли, недостойны, не готовы выдержать испытание и принять небесное наказание за наши ошибки.

Если мы хотим войти в Его радость, то должны умолять Господа. Если мы хотим рассчитывать на Его благосклонное отношение и мир, нам надо просить Бога простить нас и дать нам еще один шанс. Мы должны просить Его изгладить наше беззаконие, очистить нас от всякого зла и помиловать наши бедные, пропащие сердца. Но у нас нет никаких весомых аргументов, чтобы обосновать подобное решение, за исключением наших притязаний на общение со Христом. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня», — сказал Он (Ин. 14:6). «Чего ни пожелаете, просите, и будет вам», — обещал Он (Ин. 15:7). Мы обнаружили, что все Его обещания истинны, а все Его повеления обеспечены силой для их исполнения. Вот почему мы веруем в Его Слово, доверяем Его заверениям и «приступаем с дерзновением к престолу благодати» (Евр. 4:16).

Во многих местах Писаний показана наша потребность в действенной мольбе и ее ценность. Соломон умолял Господа о посвящении храма (2 Пар. 6:19), Манассия умолял Господа об избавлении от рабства (2 Пар. 33:12, 13), Есфирь умоляла персидского царя о безопасности ее народа (Есф. 4:8), Иеремия умолял царя Седекию об улучшении условий содержания в тюрьме (Иер. 37:20), Даниил умолял Бога восстановить святилище, пребывавшее в запустении (Дан. 9:17).

Нам следует настойчиво умолять святого и праведного Бога. Нам понятно, что мы смертны и немощны, мы признаем, что потерялись. Поэтому мы указываем Отцу на Христа как на наше право на положительное решение дела, наш путь к принятию, наш ключ к избавлению, нашу единственную надежду на исцеление от последствий грехопадения.

Христос — наша частая Мольба

Мы постоянно призываем имя Христа: во время нужды, искушения или поражения, во время потерь, страха и мрака. И даже одерживая победы и радуясь, мы призываем Его имя, поскольку знаем, что не заслуживаем Его благости, и что сегодняшние благословения не решат завтрашних нужд. Вчерашние мольбы, возможно, и облегчают нам задачу призывать Его имя сегодня. Каждый день и час, каждый миг требуют определенных сил и хваления. Мы познали это на горьком, но благословенном опыте — вот почему мы делаем Его нашей частой мольбой.

Христос — наша красноречивая Мольба

Мы, дети плоти, хотя и являемся сыновьями и дочерьми Божьими, не знаем, как правильно молиться. Наши запинающиеся уста и косный язык произносят сбивчивые слова, отражающие путаницу наших мыслей в ослабленном разуме и встревоженный дух. Даже в те моменты, когда мы с прославлением устремляемся к

Божьему престолу, наши слова так же неуместны и несуразны, как и наша немощная природа. Мы не владеем языком неба. Мы не постигаем трансцендентности Бога. Каждый из нас может сказать, подобно Исайе: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами» (Ис. 6:5). Наш стиль и риторика не производят на Бога впечатления. Он вслушивается в суть наших просьб, а этой сутью является Иисус. Нас утешает знание о том, что «молитву смиренного просителя Иисус излагал как собственную Свою просьбу. Всякая искренняя молитва доходит до Неба. Может быть, эта молитва выражена не столь красноречиво, но, произнесенная искренне и чистосердечно, она достигнет святилища, где служит Иисус, и Он представит ее Отцу, очистив от нескладных и невнятных слов» («Желание веков», с. 667).

Христос — наша пламенная Мольба

Слова «мольба» и «молитва» в Библии часто имеют один и тот же смысл. Вот несколько примеров из Ветхого и Нового Заветов: «Услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою» (Пс. 6:10). «Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим» (Дан. 6:11). «Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18). Однако при более тщательном рассмотрении оказывается, что хотя все мольбы являются молитвами, не все молитвы можно назвать мольбой. Под молитвой чаще всего подразумевается общая, хотя и искренняя беседа с Богом. Мольба же всегда предполагает душевное борение и муку. Когда Иаков боролся с Ангелом и превозмог, то, как об этом сказал пророк Осия, он «плакал и умолял Его» (Ос. 12:4). Иеремия говорит, что «голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего» (Иер. 3:21). Он также напоминает нам, что дети Божьи должны идти за Ним «со слезами» и мольбой, не спотыкаясь, по ровной дороге (Иер. 31:9). Следовательно, мольбы — это горячие молитвы и просьбы, настойчивый стук в небесную дверь. Человек, чувствующий отчаянную нужду, сжимает руку Божью и приникает к Отцу.

Во время мольбы мы исповедуемся так, как об этом поется в гимне «Ты, Господь, моя скала!»:

Оправдаться пред Тобой

Не могу, Спаситель мой,

Сколько дел я б ни творил,

Сколько слез бы я ни лил, —

Избавляет от греха

Только благодать Твоя.

(«Гимны надежды», No 185)

Христос — наша сосредоточенная Мольба

Обычно наши молитвы включают в себя разные элементы: просьбы, хвалу, благодарение. Но мольба — это не разнообразные или общие обращения к небесной сокровищнице. Она является сосредоточенным молением просителя, отчаянно нуждающегося в конкретных ответах, вполне определенным бременем, вытесняющим все остальные мысли, грузом на сердце, настолько тяжелым, что в сравнении с ним все остальное кажется мелочным и ничтожным.

Когда мы обращаемся к Богу с мольбой, то многократно и отчетливо обозначаем наши тревоги. Мы боремся с Богом, хватаемся за престол благодати, чтобы получить избавление или умереть в этой борьбе. Мы пребываем в душевном борении, умоляем Бога, но всегда признаем, пусть даже сквозь слезы: «Да будет воля Твоя». Неизменно подчиняясь голосу веры, которая обнадеживает нас своим девизом «и все же», мы с трепетом говорим словами гимна:

Когда Божий мир наполняет сердца —

Пусть грозная буря страшит;

Без страха я с верою в Бога пою:

«Мой Господь — от всех стрел верный щит».

Когда враг лукавый грозит поглотить

И тьма окружает меня,

Тогда весть Благая, что грех мой омыт,

Мне сияет во тьме, как звезда.

Отныне желаю я жить для Христа,

В Нем мир я нашел и покой.

Господь — мне защита от силы греха.

Да пребудет Он вечно со мной!

(«Гимны надежды», No 161)

Христос — наша уместная Мольба

Через «одного человека», задуманного и созданного Богом, мы были ввергнуты в кошмар непослушания и смерти. Вот почему вполне логично и уместно наше избавление от греха и его последствий через еще одного Человека — Христа Иисуса, уникального и Единородного Сына Божьего.

Мы указываем на Адама как на виновника наших несчастий, а на Христа — как на «начальника и совершителя веры» нашей (Евр. 12:2). Именно в этом заключается суть Его обетования, что «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20), и суть того несомненного факта, что «святость доступна всем, кто стремится к ней верой, уповая не на свои добрые дела, а на заслуги Христа» («Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 908). В этом заключается гениальность слов Павла: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15:21).

Христос — наша благоуханная Мольба

Грех не только является причиной всяких уродств, он по природе своей отвратителен. Наши природные качества противны Божьей чистоте и непорочности. В своем настоящем состоянии мы не имеем надежды, что когда-либо сможем предстать перед Его лицом, поскольку даже наши молитвы, проистекающие из греховных и испорченных сосудов, суть мерзость для Бога.

Но Иисус нашел выход. Он претерпел невыразимые мучения и жил безупречной жизнью на земле, чтобы мы познали неописуемую радость и могли претендовать на Его безукоризненную святость. Это чудо освещено следующими словами: «Как первосвященник кропил кровью на престол благодати и благоуханное облако фимиама возносилось перед Богом, так и теперь, когда мы исповедуем наши грехи и ссылаемся на действенность искупительной крови Христа, наши молитвы должны возноситься к небу, благоухая заслугами характера нашего Спасителя» («Свидетельства для служителей», с. 92, 93). Однако благоухание Христова служения, делающее нашу жизнь приемлемой, добавляется к нашим молитвам только с нашего согласия. Мы должны признать его действенность, согласиться с тем, что оно дарует нам благодать, предъявить права на его ценные свойства, и лишь тогда воспользоваться им в своих нуждах. «Когда мы признаем перед Богом, что высоко оцениваем заслуги Христа, то Он придает нашим молитвам благоухание» («Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 178). Таким образом, в действительности до Отца доходит двойное обращение. Он слышит Своего Сына, нашего Просителя, умоляющего за нас. Но Он также слышит нашу мольбу о себе во имя Его Сына, когда мы просим вменить нам Его заслуги. Таким образом, «когда мы приближаемся к Богу, благодаря заслугам Искупителя, Христос приближает нас к Себе… Он кладет Свои заслуги, как благоуханный фимиам, в кадильницу, находящуюся в наших руках, чтобы поддержать наши прошения. Он обещает услышать наши просьбы и ответить на них» (там же, с. 178).

Но Бог не отвечает на самонадеянные молитвы или притворные моления. Он не одобряет грех, а потому не отвечает на молитвы нераскаявшихся. Данный факт был наглядно продемонстрирован в жизни Иакова, пожалуй, самого настойчивого просителя за всю историю человечества, если не считать Самого Божественного Просителя. Две особенности встречи Иакова с Богом в ту бурную ночь подвигли Господа благословить его. Во-первых, Иаков покаялся. «Смирение, раскаяние и самоотречение этого грешного, заблудшего, смертного человека превозмогли Величие Неба» («Патриархи и пророки», с. 197). Во-вторых, он проявил настойчивость. «Сильная вера Иакова победила. Он крепко держал Ангела до тех пор, пока не получил желанное благословение» («История спасения», с. 95). В результате покаяния и неотступности Иаков не только получил благословенное прощение, но и, что очень важно, «был искуплен… от всякого зла» (Быт. 48:16).

Христос — наша заключительная Мольба

Итоговые статистические данные, по словам Джорджа Бернарда Шоу, свидетельствуют о том, что «умирает один из одного». Положение в обществе и мирская популярность — ненадежные путеводители в нашем странствии в никуда, которое мы называем смертью. Кинозвезды и финансовые магнаты, политики и монархи, сенаторы и простые граждане, не знающие Бога, умирают со словами горького и ехидного сарказма или стоической покорности перед лицом ожидающей их участи. Безбожный Вольтер написал на смертном одре: «Лучше бы мне было вообще не родиться». Лорд Байрон подошел к концу жизни со словами: «Червь, язва и горе — вот моя судьба». Джей Гульд, промышленный магнат, умирая, сказал: «Мне кажется, я самый нищий человек на земле». Джон Гей сам сочинил свою эпитафию, в которой говорит от имени всех обманутых и разочарованных. Вот его предсмертные слова: «Жизнь — комедия, все свидетельствует об этом. Когда-то мне так казалось, а теперь я знаю это наверняка» (Рой Сесил Картер. «Царский крестный путь», с. 12). Так всегда случается с людьми, приближающимися к могиле без Христа. Те, кто не знают Его, часто умирают, сожалея о своем рождении, проклиная свою участь, страшась неминуемого конца. С сожалением, ожесточением и цинизмом они уходят из жизни, сопротивляясь смерти и громко выражая свой протест.

Но к Божьим детям это не относится. Они умирают мирно, не оплакивая свою кончину, но вспоминая о Его обетованиях, вознося хвалу Богу и призывая Его имя. Почему так происходит? Да потому, что Иисус вырвал жал о у смерти, «жало же смерти — грех» (1Кор. 15:56).

Главная сила смерти — это небытие, а страшнее всего в смерти то, что нам надлежит предстать перед судом Бога, против Которого мы согрешали. Сможем ли мы, нечистые, жалкие существа, сотворенные из праха, выдержать пылающую славу Его присутствия? В состоянии ли «смертный человек» оправдаться перед Богом? Для нераскаявшихся грешников не существует положительного ответа на этот вопрос, им остается в ужасе ожидать суда. Но грешники, спасенные благодатью, получили безусловное заверение от Христа, Который обещал дать им Свою праведность. Мы знаем, что, будучи обвиняемыми, мы признаемся виновными; но мы знаем также и то, что мы прощены, очищены и покрыты Его совершенством, что две тысячи лет тому назад наш Давид сошел в долину Эла и победил неприятельского великана, а наш Самсон, неся на своих плечах ворота смертной темницы, вышел из могилы с торжествующим возгласом: «Победа над адом!»

Своей жизнью Христос разрушил державу смерти, Своей смертью Он внес плату за все человечество, Своим воскресением Он восторжествовал над смертью. И теперь, когда мы идем «долиной смертной тени», Он идет с нами (Пс. 22:4). Тот, Кто знает путь, расчистил все завалы на нашем пути, чтобы мы смогли пройти.

Христос — наша праведная Мольба.