Христос — наша праведная Звезда надежды

«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16).

«Утренняя звезда» — самый яркий часовой ночного неба. Это не просто объект, вызывающий эстетическое восхищение, — она надежна и необходима, она указывает направление и дает уверенность человечеству. Христос — наша праведная Звезда надежды.

Поразмышляем о том, чем конкретно утренняя звезда отражает служение нашего Господа.

Местоположение утренней звезды помогает точно определять направление.

В далеком прошлом люди определяли путь по звездам. Полагаясь на свои познания в астрономии, они решали, в какую сторону надо двигаться, а также судили о смене времен года. На протяжении тысячелетий великие полководцы и простые воины во время военных походов ориентировались по звездному небу. Современные сложные радиолокаторы и радары позволили нам далеко уйти от этих простых способов ориентирования. С помощью современной техники мы не только свободно перемещаемся по земле во всех направлениях, но и уверенно бороздим просторы космоса, не боясь сбиться с пути и потерять направление. Однако мы продолжаем восхищаться звездами.

Иисус — наша путеводная звезда. Для христианина Он является безошибочным Указателем пути. Христос ведет нас посредством Своего Слова. Во всех вопросах и при принятии любых решений Библия указывает нам путь.

Создавший нас и этот мир, который мы населяем, лучше знает, что служит нам ко благу. Господь знает наши сильные и слабые стороны. Он обещает нам, что если мы будем нуждаться в водительстве, то «будем слышать слово, говорящее позади… «вот путь, идите по нему» (Ис. 30:21). Гарантируя наше вечное благополучие, Он обещал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16). Мы не одиноки.

Христос — великодушный Проводник. Он не только отвечает на наши просьбы указать нам правильный путь в осуществлении тех планов и проектов, о которых мы молимся, но и предусмотрительно остерегает нас от всех опасностей, нами не осознаваемых. И хотя порой он проводит нас через тяжелые и мучительные испытания, мы утешаемся, вспоминая, что «Бог никогда не ведет Своих детей иначе, чем выбрали бы они, если бы могли видеть конец от начала» («Служение исцеления», с. 479).

Чем больше мы сообразуемся с Божьими законами, тем яснее слышим в наших сердцах Его голос. Но когда мы уклоняемся с пути, которым Он ведет нас, тогда Его наставления кажутся нам все более туманными и наши проблемы одолевают нас. Когда мы забываем молиться, тогда мы уже не в состоянии в точности исполнить Его план относительно нашей жизни. Мы попадаемся в сети искушений, когда, осмелев после первых робких попыток вкусить грех, бесстрашно вступаем на территорию сатаны. Мы начинаем тонуть в волнах греха, когда, подобно Петру, отворачиваемся от Христа, чтобы продемонстрировать собственные духовные достижения. Его указания — это наш компас, Его наставления обеспечивают нашу безопасность. Мы взираем на Него, и Он ведет нас с низин греха на высоты спасения, где мы находим защиту под опекой Отца.

Надежность утренней звезды дает нам нравственное мужество

Утренняя звезда светит всегда. Даже когда она не видна невооруженным взглядом, ее орбита и местонахождение вполне предсказуемы. Иисус всегда на Своем месте — скорый Помощник в бедах. Без Него мы впали бы в полное отчаяние. Его надежность — якорь нашей веры. Его любовь не изменяется. Августин выразил эту уверенность следующими словами: «Все, что меняется… на самом деле не существует, ибо там, где имеет место небытие, не может быть истинного бытия. Проанализируйте все изменения, и у вас останется только «было» и «будет». Подумайте о Боге, и вы найдете «есмь» там, где «было» и «будет» не могут существовать» (Роберт Джордан. «Время и случай у блаженного Августина». — В книге «Августин: сборник очерков». Под ред. Р. А. Маркуса, с. 270).

Тот факт, что мы движемся к смерти, более бесспорен, чем факт нашего возрастания в премудрости. Даже в самые радостные моменты жизни мы видим предвестников надвигающейся смерти. Едва родившись, мы начинаем умирать. Старение наших органов, потеря жизненных сил, тление «внешнего человека», нашей «хижины» (2 Кор. 5:4) — свидетельствуют о неизбежности нашей участи. Смерть — это последнее изменение состояния человека. Она изменяет круг нашей семьи и всего общества. Один за другим люди, которых мы знали, исчезают со скрижалей нашей юности — мы лишаемся родных и друзей, которыми дорожили и в обществе которых очень хотели бы снова оказаться. Время изменяет наше окружение. Годы отнимают у нас людей, с которыми мы когда-то делили чистые радости и счастливое упование, новые требования и задачи кардинально меняют их образ жизни. Часто в суматохе и суете повседневной жизни мы поднимаем голову, ища улыбку человека, которым когда-то восхищались, но не находим ее. Мы вынуждены все время приспосабливаться, и зачастую это стоит нам нервного истощения; мы теряем уверенность и способность смотреть на жизнь с оптимизмом.

Но Иисус всегда рядом. Он никогда не оставляет нас. Мы знаем, куда смотреть. И когда мы обращаемся к Нему, то находим Его рядом, Он постоянно с нами, верный и истинный. «Я — Господь, — успокаивает Он нас, — Я не изменяюсь» (Мал. 3:6).

Близость утренней звезды делает нашу земную жизнь осмысленной

Звезда, которую мы называем утренней, на самом деле является планетой Венерой. Поскольку она сопоставима с Землей по размерам и находится к ней ближе, чем любая другая планета, ее часто называют «сестрой-близнецом» нашей Земли. В силу своей астрономической близости Венера одновременно является нашей утренней и вечерней звездой. На западном небосклоне она становится вечерней звездой, по-гречески «Гесперус». А на востоке это утренняя звезда, или «Фосфорус» по-гречески, что в переводе означает «несущая свет» или светящая во тьме.

Иисус — наша утренняя Звезда. Он — самый близкий наш родственник, наш «друг более привязанный, нежели брат» (Притч. 18:24). Он — Эммануил, «с нами Бог» (Мф. 1:23). Он есть Слово, обитавшее с нами, «полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Украшение неба превратилось в центральную Личность человеческой истории; вокруг Него вращается вся хронология и смысл нашего бытия. Его жизнь отделяет старую эру от новой, Ветхий Завет от Нового. Христос является исполнением Ветхого Завета и обетованием Нового. Он бросил вызов безраздельному господству царства тьмы и ввел всепобеждающее правление царства света. Он положил конец свободному падению человечества, начавшемуся в Едеме, и повел к возрождению человеческого разума, которое началось в Вифлееме. Благодаря Его жизни, мы различаем такие понятия, как «каирос» и «хронос», и определяем время, как «промежуток между двумя вечностями».

Красота утренней звезды вызывает у нас эстетический восторг

Звезды прекрасны. Блеск серебряных гирлянд, сверкающих в темной ночи, не имеет себе равных. Человек, не испытавший благоговейного восхищения перед их блистательной славой, не имеет самого убедительного в жизни доказательства того, что «прекрасное приносит вечную радость». Эстетическое воздействие небесных светил на наши органы чувств столь велико, что мы называем самых привлекательных и одаренных людей «звездами» и считаем это высшим комплиментом.

Бог одарил нас счастьем созерцать мириады звезд. Еще сравнительно недавно астрономы считали нашу галактику, насчитывающую более ста миллиардов звезд, уникальной. Они полагали, что это и есть вся Вселенная. Однако гигантские телескопы, которыми мы теперь пользуемся, открывают нашему взору миллионы других галактик, и в каждой из них, в свою очередь, насчитывается бесчисленное количество звезд. Эти острова Вселенной имеют такую высокую плотность, что в лунную ночь кажутся туманом или вихревыми облаками. Ближайшие к Земле звезды, Проксима Кентавра и Альфа Кентавра, находятся от нее на расстоянии 430 триллионов километров. Свет, излучаемый ими и движущийся от них с умопомрачительной скоростью в 300 тыс. км/сек, достигает Земли лишь спустя 4,3 года. Спиралевидная туманность М 51 в созвездии «Гончих псов» (Canes Venatici) находится на «среднем» расстоянии от Земли в

50 световых лет. А самое удаленное из ныне известных небесных тел — квазар, открытый Англо-Австралийской обсерваторией, расположенной в Австралии, находится на расстоянии 13,8 миллиарда световых лет от Земли.

Звезды проявляют некоторые удивительные свойства. Например, Дельта Цефея — это пульсирующая звезда. Бетельгейзе, диаметр которой в 460 раз превышает диаметр Солнца, настолько огромна, что в ней уместились бы орбиты всех планет солнечной системы. Вега имеет бело-голубой цвет, а Антарес — почти рубиново-красный. Очевидно, что Капелла удаляется от Земли со скоростью полтора миллиона километров в день. Спайка видна в нашем полушарии в основном весной. На огромных пространствах Вселенной обнаружены также сверхновые звезды, рождающиеся после гигантских взрывов.

Но для нас ни одна звезда не может сравниться с утренней звездой. Она очаровывает нас, как никакая другая. Ее мы видим, когда другие заслонены облаками или скрыты за горизонтами. Это самое яркое небесное тело, за исключением Солнца и Луны.

Иисус — наша сверкающая утренняя Звезда, более яркая, более разносторонняя, более искрящаяся, более значимая, чем любая из звезд. Многие другие маяки указывают нам на Бога: природа прославляет Его, в истории видны следы Его мудрого руководства, человеческая интуиция, хоть она и притуплена грехом, говорит людям, что Бог реален. Иисус есть первичное откровение, главный указатель бытия Своего Отца. Когда Он пришел на землю, она находилась в самом худшем состоянии. Тьма окутывала землю, и «мрак — народы» (Ис. 60:2). Люди затворились в парализующей мудрости идолопоклонства, связали себя пагубными языческими обычаями. Погруженное в суеверия, увязшее в преданиях, очарованное причудливыми фантазиями греческой и римской мифологии, которые возводили вымышленных существ в ранг творящих божеств, население земли было окутано мраком нравственной ночи. Именно в этот скорбный час «взошла звезда от Иакова» (Чис. 24:17), и ходящие во тьме увидели «свет великий» (Ис. 9:2). Люди, потерявшие надежду, услышали слова Иисуса и сказали: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:46). Видя Его смирение, они восклицали: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Вспоминая Его слова, они сделали вывод: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:32). Тем не менее большинство людей не захотели принять Его.

Он был светом, сиявшим во тьме, но «тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Зло попыталось затмить и погасить Его, и Он в самом деле почти три дня был заслонен от наших глаз. Однако Звезда, взошедшая из дома Иакова, взошла и из гроба Иосифа. На короткое время Христос исчез из поля зрения, но лишь для того, чтобы потом засиять еще ярче. И Он продолжает светить. Он светит даже тогда, когда время и обстоятельства заслоняют от нас последнюю надежду. Мы обнаруживаем, что Иисус «в высшей степени реален… и являет Собой то Начало, Которое развивается на протяжении всей вечности, будучи неподверженным остановкам и упадку» («Библейский иллюстратор», т. 23, с. 755).

Праведная жизнь Христа освещает Его сущность. Его бескорыстная снисходительность, милосердное исцеление, Его сострадание к нищим, обездоленным и изгоям и Его сопротивление злу, являют любовь, которую наш мир ни до, ни после Христа не видел. Своей жизнью Он вознесся над всеми, потому что делал то, чего не делал никто другой; Иисус жил непорочной жизнью, и ныне Он усиливает наше восхищение и делает нечто непостижимое для нас, делясь Своей изумительной победой с немощными грешниками. Христос явил нам прекрасный характер не только до Своего воплощения. В то время Он был Богом на небесах. Но Иисус показал нам Свой дивный характер, живя на земле в человеческом естестве. Он, наша Звезда, прекрасен всегда, разъясняя пророчества, открывая Свои принципы и исполняя для Своего народа ранее данные обетования. Христос продолжает сиять. Он «не просто одно из имен, которое мы вспоминаем с нежностью, не просто дорогая реликвия давно ушедших времен, которую иногда молча достают из шкатулки, бережно, с болью в сердце прижимают к груди и поливают горячими слезами безнадежных воспоминаний. Он не заходящий Гесперус, но восходящий Фосфорус, появляющийся на небе вместе с зарей. Он залог возрождающейся жизни, усиливающегося света, в Нем все энергии и прелести счастливого дня» (там же).

Мы, смертные, по-прежнему находимся в рабстве плотских законов, предвещающих нашу неминуемую кончину. Где живет грех, там царствует смерть, а где владычествует смерть, там пребывает тьма. Мы жаждем увидеть рассвет яркого мира, в котором не будет ночи и беззаконие не возникнет вновь, в котором время перейдет в вечность, а Агнец будет вечным светом. Мы не оставляем надежду, зная, что «вечером водворяется плач, а наутро радость» (Пс. 29:6). Вернейший признак наступающего рассвета — необычайный свет Его явления.

Христос — наша праведная утренняя Звезда.