Иисус — Мессия, Господь, Спаситель

Кем же был Иисус? Нам кажется, что на этот вопрос Евангелие дает несложный ответ. Согласно повествованию Матфея, Иисус родился в простой еврейской семье, Его родители — Иосиф и Мария. Но не торопитесь ограничиться этими фактами, уподобившись некоторым авторам, которые, описывая жизнь Иисуса, подчеркивают именно эту деталь: Иосиф и Мария — это земные родители.

Есть ли у вас отец и мать? Скорее всего, не задумываясь, вы ответите утвердительно. Разве может быть по-другому? Разве может кто-либо в мире появиться на свет без родителей?

Однако, читая историю рождения Иисуса, вы довольно быстро обнаружите, что нет полного сходства между Его приходом в мир и вашим рождением. За восемь веков до рождения Спасителя пророк Исайя произнес: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Мы могли бы долго размышлять над словами пророка, недоумевая, что бы они могли означать, если бы в те дни ожидания Ангел Господень не сказал Иосифу: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:20). Безбожники и скептики, и даже христиане, утратившие осознание тайны Боговоплощения, не в состоянии постигнуть суть дальнейших событий. Этот простой и ясный рассказ служит для многих камнем преткновения, о который разбиваются, едва зародившись, многие ожидания и надежды. И только христианин, для которого Слово Божье является истиной от первой до последней страницы Писания, вместе с ангельским хором может так славить Бога: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!.. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:14, 11).

В те дни каждая мать-еврейка понимала, о чем здесь идет речь. Греческое слово «Христос», или по-еврейски «Мессия», означает «Помазанник». Явление Мессии… Ожидание Мессии… Об этих надеждах мы читаем на протяжении всей истории рода человеческого, начиная от Едема:

* Для Адама и Евы Он был «семенем жены» (Быт. 3:15).

* Для Ноя и его семьи — это жертва благодарности и радуга Завета (Быт. 8:20; 9:13).

* Для патриарха Иакова — лестница, соединяющая небо и землю (Быт. 28: 12,13).

* Для Иуды, сына Иакова — «Примиритель» (Быт. 49:10).

* Для Моисея — Великий «Я есмь…» (Исх. 3:14).

* Для Исайи — «муж скорбей» (Ис. 53:3).

* Для Даниила — камень, наполнивший всю землю (Дан. 2:35).

* Для Аггея — «желаемый всеми народами» (Агг. 2:7).

* Для Иоанна Крестителя — «Агнец Божий» (Ин. 1:29).

* Для Апостола Иоанна — «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

* Для Апостола Петра — «Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16).

* Для Иоанна Богослова — «Господь господствующих и Царь царей» (Откр. 17:14).

Напрашивается естественный вопрос: «А кто Иисус для меня?» Вы, разумеется, можете сейчас на него не отвечать, но рано или поздно- вам нужно будет подумать и дать ответ себе или своим близким. Осознание и понимание придут естественным путем, и об этом древний пророк говорил своим современникам: «Слово Мое… не возвращается ко Мне тщетным» (Ис. 55:11). Где бы оно ни звучало и кто бы его ни слушал, это Слово о Христе-Спасителе, и оно принесет свой плод!

С того времени, когда Библия стала доступней для простого народа, об Иисусе все чаще говорят как о Боге-Спасителе и Друге людей. Евангелие представляет нам такого Бога. На страницах Нового Завета (вторая часть Библии) вы можете прочитать о Нем удивительные истории, об одной из которых мы сейчас поговорим. Этот рассказ записан в Евангелии от Марка:

«Приходит (Иисус) в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого, и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении» (Мк. 8:22-26).

Читая этот отрывок, мы как бы видим Иисуса, взбирающегося по узкой горной тропинке к уединенному селению. Многим может показаться, что там произошла случайная встреча, но для Иисуса не было случайностей, Он всегда поступал согласно Своим принципам. Однажды, говоря о цели своего прихода в наш мир, Христос сказал: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Иисус жил нуждами людей не только тех, кто попадался Ему на глаза, но и тех, кто не мог прийти к Нему самостоятельно. Таких Он отыскивал и приходил к ним, протягивая руку помощи. Читая такие истории, мы не можем не думать о миллионах наших соотечественников, живущих в отдаленных деревнях, селах, нередко оторванных от центров цивилизации бездорожьем, непроходимыми болотами, водными преградами. Если бы сегодня Тот, кто назвал себя Сыном Божьим, жил на земле, то пришел бы Он в ваш город, в ваше селенье? Вы можете подумать: «Да, крупные города Он посетил бы, там есть условия для жизни и встреч. Но к нам? Чем мы это заслужили?»

Но история, произошедшая много веков назад в малоизвестном местечке Вифсаида, открывает нам другого Иисуса, пришедшего не для того, чтобы воспользоваться преимуществами цивилизации. Он никогда не наслаждался земными благами, но равным образом не осуждал тех, кто ими пользовался. Он не ограничивал себя в своем служении и не связывал Свой успех с отсутствием или наличием хотя бы одного из этих преимуществ.

Да, Иисус обязательно пришел бы к вам, потому что Его главной заботой в жизни были люди. Ради них Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:7). Иисус знал, что этот шаг необходим именно для нас! Кем бы вы ни были в этой жизни — богатым или бедным, высокообразованным или получившим лишь начальное образование, квалифицированным специалистом или разнорабочим, высокопоставленным руководителем или простым исполнителем и где бы вы ни жили, кем бы ни являлись ваши друзья или родственники — вам нужен Иисус! Каждый из нас в равной мере нуждается в Нем!

Иисус знал, что там, в Вифсаиде, один из жителей этого селения ожидает Его. И ради одного человека Он готов был проделать долгий путь!

Мы знаем, что такое отсутствие света. Мы не мыслим своей жизни без ночного освещения. Свет кажется нам естественным и всегда существовавшим явлением. Но редко кто из нас знает, что такое слепота, отсутствие способности видеть. Как само собой разумеющееся мы принимаем от Бога дар зрения. Не задумываясь, наслаждаемся красотой природы, голубизной неба, восхищаемся лицами наших детей и любимых, нередко забывая поблагодарить «насадившего ухо» и «образовавшего глаз» (Пс. 93:9).

Иисус прекрасно знал о переживаниях родителей этого несчастного слепого человека. Их сердца разрывались на части, когда год за годом они видели состояние своего ребенка, будучи не в силах помочь ему чем-либо. Горе родителей в не меньшей степени, нежели сама болезнь незрячего, побуждало Иисуса к действию.

Представьте себе состояние молодой матери, когда ее сын, четырехлетний малыш, потерявший зрение в результате ракового заболевания, спрашивает: «Мама, почему все время ночь? Когда же наступит день?» И мать готова отдать свои собственные глаза, чтобы только помочь своему ребенку!

Читая истории об Иисусе, мы должны постоянно ;| помнить о цели Его прихода на нашу землю. После ,| Своего крещения, после искушения дьяволом в пустыне Иисус, придя в родной город Назарет, процитировал пророка Исайю во время субботнего богослужения: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк: 4:18,19). Евангелист Матфей описывает еще один случай, когда Иисус приводит на память изречение этого пророка: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).

Не менее слепоты физической Иисуса беспокоила слепота духовная. В то время как в первом случае болезнь можно было излечить прикосновением к глазам, во втором случае требовалось прикосновение к сердцу. И если физически слепой человек всегда ищет помощи, то духовно слепой считает себя совершенно здоровым, не нуждающимся в помощи человеком, который часто даже не подозревает о своем плачевном состоянии.

Применение Иисусом по отношению к Себе слов пророка Исайи: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий», показывает нам методы, которыми Христос раскрывал свое мессианское происхождение человечеству. В них не было и оттенка принуждения, но людям предоставлялась возможность увидеть лучшую жизнь. В указанной Цитате древнего пророка Иисус, бесспорно, имеет в виду духовную слепоту народа, к которому Он пришел, а словами «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» показано печальное состояние Его современников. А для духовного прозрения от человека требуются иные масштабы действий.

Я слышал как-то рассказ о юноше, потерявшем доверие к этому миру и к жизни из-за предательства самого близкого для него человека. Он решил, что жить дальше не стоит и, уединившись в городском парке, решил покончить жизнь самоубийством. Но в последний момент, уже готовый нажать на курок пистолета, юноша услышал странный шум, исходящий из кустарника, и голос, зовущий о помощи.

Подойдя ближе, он увидел слепого человека, пытающегося найти выход из парка. В сердцах молодой человек воскликнул: «И ты еще влачишь существование, несчастный!» Но на эти слова слепой ответил: «Я не так уж и несчастен, как считают некоторые. Мне удается увидеть то, что недоступно многим зрячим», И он рассказал этому юноше о своей вере в Бога, любви к Иисусу и о том, как ежедневно он выходит на улицы города, становится в толпе и просит людей прочитать для него несколько слов из Святой Книга, Библии…

Я могу лишь догадываться о том, что испытывает человек XXI века, спешащий разрешить тысячи труднейших проблем, забывающий о своем внутреннем мире, давно не заглядывавший к себе в душу и тем самым утративший смысл самой жизни, когда он читает 22-й псалом Давида: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня |на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою.,. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною…» (Пс. 22:1-4).

А каким благословением звучат слова Божьи для матери, постоянно думающей о будущем благополучии своих детей: «Я знаю намерения, какие имею о вас… намерения во благо, а не на зло, чтобы дать, вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).

Голодный, ищущий пропитания человек, а также тот, кто трудится не покладая рук, но у которого ничего не остается до следующего утра, изумится, читая слова Давида: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). А те, чьи души томятся, взирая на нечестие жизни без Бога, те, кто сделал Господа своим оплотом, стремясь к духовной чистоте, зная о тысячах искушений и о слабости плоти человеческой, укрепятся, читая пророка Исайю: «Он (Бог) дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис. 40:29-31).

И даже если вы никогда не думали о Боге, но хотите видеть свою страну преуспевающей, а людей — живущими без страха, у вас нет иного пути, кроме как Ответить на приглашение Иисуса: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас… и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28,29).

…Ну а что же произошло дальше с несостоявшимся самоубийцей? Слепец рассказал юноше о том, как многие люди, потрясенные его духовным опытом, захотели начать все сначала, чтобы лично испытать, что значит жизнь с Богом. Так, беседуя и идя под руку с молодым человеком по аллее, незрячий услышал сначала звук брошенного на землю металлического предмета, а затем и сам рассказ о том, что едва не произошло несколько минут назад.

Сегодня никто не оспаривает того факта, что у людей, лишенных зрения, чрезвычайно обострены другие органы чувств. Возможно, именно поэтому они более уязвимы перед жизненными невзгодами, но, несмотря на это, незрячие люди зачастую более открыты для принятия помощи от Господа и всегда последовательны в своем стремлений вести к Иисусу духовных слепцов.

…Но возвратимся в Вифсаиду. Там, окруженный толпой и не имеющий времени восторгаться красотой природы, Им же сотворенной для счастья человека, Иисус берет незрячего страдальца за руку. Сколько людей испытывали трепет от прикосновения, подобного прикосновению матери, наполненному любовью, знакомому каждому из нас вне зависимости от возраста! Такое же чувство испытывают влюбленные, впервые прикоснувшиеся друг к другу. Вспомните: вы не можете описать всей глубины положительных эмоций, впервые в жизни беря на руки своего только что родившегося ребенка!

Но при этом вы ясно осознаете — и это самое главное, — что вступаете на территорию иного мира, где действуют другие законы, не подвластные человеку. Здесь чудеса — реальность. Это мир, в котором вы соприкасаетесь с тайной, превращающейся в реальность. Эту тайну отделяет от вас расстояние веры.

Посмотрим, что произошло дальше. Иисус приглашает слепого человека отойти в сторону, чтобы остаться с ним наедине. Бывают моменты в жизни, когда окружающие вас Люди, даже самые близкие, не в состоянии ничем вам помочь. И вам, желающему осуществить свою мечту, необходимо последовать за Иисусом!

Кажется, для этого была еще одна причина — тактичность, присущая нашему Господу. Когда человек открывает свое сердце и вручает Иисусу свою жизнь и здоровье, нет места для неверия, иронии и тем более для сарказма, ранящего сердце. Да и неизвестно, какова была бы первая реакция слепого, никогда не видевшего лиц людей, красок природы, возвышающихся гор… Иисус понимал, что просить об исцелении — одно, но быть исцеленным — совсем другое. Просить о совершении чуда, не до конца понимая, что это такое, может каждый, но чтобы стать частью совершающегося чуда, необходима святая атмосфера и особое состояние сердца.

Иисус приступает к исцелению. И здесь происходит самое удивительное и, на первый взгляд, непонятное во всей этой истории! Мы только что говорили о святой атмосфере, которая всегда создавалась вокруг Иисуса. Исходя из этого, было бы вполне естественно ожидать, что Христос пользуется соответствующими методами. Мы ждем, что Он поднимет руку, произнесет несколько слов или возложит свои святые персты на глаза слепого и… они откроются.

Однако вместо этого Иисус плюет ему на глаза и лишь затем возлагает на больного Свою руку. Но почему? Может быть, современники земной жизни Спасителя страдали заниженной самооценкой, были менее «благородны» и не знали, что такое оскорбление личности?

Вам когда-нибудь приходилось переживать подобное? Личное унижение, сколь бы незначительным оно ни было, не забывается до конца жизни. И потому мы не можем допустить и мысли, что Иисус поступил так, чтобы унизить беспомощного человека. Возникшая проблема коренилась не в использованных Им методах, но в самом исцеляемом.

Иисус не был первым, к кому приводили этого несчастного для исцеления. Пока что к описываемому моменту Иисус для слепого был всего лишь очередным «целителем». Сколько же их было? Этого мы не знаем… Но как утопающий хватается за любую возможность спасения, так и незрячий готов был последовать любому совету, обратиться за помощью ко всякому, кто оставлял хоть какую-то надежду. Он был рад выполнить любое поручение, исполнить любое желание.

Странствующие целители того времени, предлагая свои услуги, использовали самые невероятные методы лечения. Так, древние люди верили в целительную силу слюны человека, которой растирали больное место на теле. В этом нет ничего странного: и сегодня мы, не задумываясь, делаем то же самое. Ушибив палец, мы машинально растираем его слюной, и только потом начинаем серьезное лечение.

В рамках этих сложившихся представлений слепой не воспринял бы иного подхода к решению своей проблемы. Делая то, что ожидал от Него страждущий, Иисус преследовал две цели: во-первых, успокоить этого человека, дать ему почувствовать себя в привычном для него состоянии и, во-вторых, показать тщетность всех человеческих попыток решения извечной проблемы греха и его последствий; самые ужасные из которых — это смерть и болезни.

Следует отметить, что данную историю мы находим только в Евангелии от Марка. В рассказе евангелиста кто-то может усмотреть у Иисуса недостаток силы совершить исцеление немедленно. Это единственный случай в Новом Завете, когда исцеление осуществляется в два этапа. В чем же дело? Почему мы не слышим просьбы самого больного о помощи? Почему мы не слышим привычных слов Христа: «Вера твоя спасла тебя»? Почему больной не прозрел полностью от первого прикосновения руки Господа?

Частично мы уже ответили на этот вопрос. Слепой был скорее настроен на повторение бессмысленных манипуляций, зная об их бесполезности, нежели на чудотворное проявление силы ‘Божьей, для которой нет ничего невозможного. Он скорее готов был поверить в чудодейственность слюны, нашептываний и таинственных заговоров, ему было бы привычнее терпеть унижения от странствующих целителей, плевавших ему в лицо, чем смиренно, как дитя, сказать: «Верую, Господи! Ты можешь сделать это для меня».

Да, больного привели к Иисусу, чтобы воспользоваться Его исцеляющей силой как последней возможностью что-то сделать, и Он оправдал ожидания людей. Но «заминка» в процессе исцеления показала, что когда мы обращаемся к Нему лишь потому, что больше уже не к кому идти, так как все испробовано, все круги ада пройдены, а кто-то из друзей (именно так произошло с незрячим в Вифсаиде) говорит: «Ну попробуй еще это средство, а вдруг получится?», то ничего не получается! По крайней мере так, как этого хотелось бы Иисусу.

Здесь мы видим одну из самых распространенных причин появления неверующих в Бога людей и атеистов. Человек, прошедший этим путем, говорит: «Я пробовал, но ничего не получается», и закрывает свое сердце, оставаясь духовным слепцом.

Подобный же результат ожидает тех, кто видит в Иисусе «волшебника», который все может совершить одним взмахом руки, которого можно уговорить совершить чудо, исполнить любое желание и главное для этого — лишь снискать Его благоволение. Многие именно по этой причине становятся ревностными христианами, не пропускающими ни одного богослужебного собрания. Здесь важно отметить следующее. Когда Иисус приступил к своему служению и начал проповедовать наступление Царства Небесного пришествие Сына Божьего, верующие того времени воспринимали Его как Мессию-чудотворца, Мессию-освободителя. Когда, как не в эти дни, должны были исполниться их мечты? Это время не за горами! Они смогут управлять миром, стать на вершину власти! Ну, а если кому-то понадобится помощь, то Иисус всегда «под рукой»!

Однако это ограниченный взгляд на Первое пришествие Христа в наш мир. Иисус с сожалением говорит: «Горе вам», — и при этом напоминает о главном содержании Своей миссии: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).

Сегодня, опираясь на обетование Господа: «Приду опять» (Ин. 14:3), христиане проповедуют Второе пришествие Христа на нашу землю. Вы можете услышать об этом на всех континентах, найти проповедующих об этом среди всех народов. Весть Библии о Втором пришествии Господа — это реальная весть. Она основана на Его обещании: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14:1-3).

Это обещание подтвердили Ангелы Божьи в момент Его восхождения: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян .1:11).

Многочисленные заявления апостолов Иисуса о неизбежности этого события только подтверждают, что данная весть — неотъемлемая часть Евангелия. Его ученики не только жили, веруя в истинность этого обетования, говоря о нем при каждом удобном случае, но и умирали с надеждой, что обитель для них приготовлена.

Мы, поколение XXI века, можем похвалиться многими достижениями. Наша жизнь значительно отличается от жизни современников Иисуса. Видимые перемены при наших условиях жизни делают нас независимыми и безразличными личностями. Независимыми — по отношению к Богу: как и в вышеописанном случае с незрячим в Вифсаиде, мы подошли к Иисусу, но не уверены, в Нем ли мы нуждаемся… Безразличными — по отношению к евангельской вести об Иисусе Христе, о Его рождении и жизни в этом мире, о чуде Его смерти за нас и Его воскресении, а также о Втором пришествии.

Мы живем как бы в раздвоенном состоянии. С одной стороны, мы чувствуем: что-то обязательно должно произойти. Созерцая трагедии, обрушившиеся на человечество, предвидя, что однажды придет и наш черед, мы задаемся вопросом: «Когда же, Господи, Ты этому положишь конец?» С другой стороны, задавая такой вопрос, мы желаем изменить мир по-своему — так, как нам это представляется наилучшим образом, совершенно игнорируя ясные свидетельства Библии и слова Самого Господа о реально грядущих событиях.

Под влиянием жизни и учения Иисуса Христа мир начала нашей эры претерпел значительные духовные изменения. В момент Его второго пришествия в мир также грядут изменения, только гораздо более драматичные и радикальные.

Хотим ли мы этого? Что означает готовность встретиться с Ним для людей Земли и прежде всего для христиан?

История исцеления незрячего в Вифсаиде помогает понять, что в нашей жизни что-то должно произойти уже сегодня. Иисус предлагает немедленное духовное прозрение как миру, так и каждому из нас ‘в отдельности. Его слова: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21) констатируют тот факт, что мы| можем жить, Помогая своим друзьям, жить свободно, без страха перед происходящим, а также улучшить жизнь общества своей страны.

Зная о том, что Второе пришествие будет реальным, видимым событием, «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого… грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:27, 30), мы верим в кардинально новое начало жизни в присутствии Божьем. Апостол Петр пишет, что в этот день «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). Другой апостол, Павел, называет Второе пришествие «блаженным упованием и явлением славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).

Обретя веру в нашего Господа Иисуса Христа, христианин живет в состоянии «блаженного упования». Неудивительно, что в результате встреч с Иисусом на дорогах этой жизни и веры в то, что Он придет опять, жизнь многих людей изменяется к лучшему.

…Василий принадлежал к людям, о которых не принято говорить в порядочном обществе. Жена и дети с постоянным страхом ожидали его появления в доме, а близкие не желали признавать с ним родственных отношений. У этого человека были ярко выражены злонамеренные, преступные наклонности. Он злоупотреблял алкогольными напитками и в состоянии опьянения становился неуправляемым, жестоким и буйным. Его домашние терпели постоянные унижения с его стороны. Он избивал жену и детей, и им часто приходилось ночевать у соседей. Казалось, что сделать с Василием уже ничего нельзя, на него махнули рукой все: и милиция, и представители власти.

Однажды в пятницу один молодой христианин, ехавший на тракторе, увидел Василия, стоящего на обочине дороги без обуви, всего в грязи. Была поздняя и холодная осень, моросил дождь. Чувство сострадания заставило водителя остановить машину и обратиться к этому несчастному. Но в ответ он услышал слова угрозы и проклятия. Желая помочь бедному парню, молодой человек пригласил Василия посетить богослужебное собрание. Тот пообещал прийти, но только для того, чтобы устроить в помещении погром и прогнать всех присутствующих.

В тот же вечер, когда покой святого дня Господня — субботы пришел на землю и верующие молились в храме и читали Святое Писание, открылась дверь, и Василий, войдя в зал, сел на ближайший к нему стул у выхода. Вытащив из кармана длинный нож, он положил его на колени. Довольно скоро вокруг Василия оказалось много пустых мест. Присутствующие замерли в ожидании… Но в тот вечер ничего не произошло. За несколько минут до окончания собрания Василий тихо ушел.

Каково же было удивление людей, когда Василий пришел и на следующий день, чтобы провести время в храме вместе с ними, поклоняющимися Богу. В сердцах присутствующих возникло тихое чувство радости и предвкушение грядущих перемен в жизни борющегося со злом человека. Он приходил и в каждую из последующих суббот. К Василию подходили, чтобы удостовериться, что он не пьян, что парень пришел в чистой одежде для того, чтобы вместе с другими молиться Богу. «Это чудо», — удивлялись все и были правы. И это чудо совершил Бог! Он прикоснулся к сердцу, казалось бы, неисправимого человека и даровал ему духовное прозрение. А когда духовные глаза открыты, появляется способность увидеть свое реальное положение в жизни. И как бы тяжело ни было, -необходимо осознать, что ты уже на дне, а дальше уже падать некуда. Но Иисус рядом, Он дает силу трезво оценить ситуацию и начать путь вверх. Человек видит страдания близких ему людей и сожалеет о потерянном времени, об упущенных возможностях. Господь, однако, дает мужество восстановить прерванные с Ним отношения, и тогда дом наполняется миром.

Преимущества новой жизни очевидны. В такой жизни все соразмерно, все наделено смыслом, все ценно. Но главное заключается в том, что теперь обращенный человек получает в своем обществе право голоса. Нет более места упрекам, недоверию, мучительному чувству собственной бесполезности!

Удержаться на этом уровне, не упасть вновь помогает устремленный ввысь взор. Духовно открытые, глаза всегда обращены к небу, откуда, как об этом пишет апостол Павел, мы ожидаем «явления славы великого «| Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).

Прекрасно, что слепой в Вифсаиде позволил Иисусу исцелить себя. В какой-то момент он поверил, что стоящий рядом с ним человек есть Тот, кого называют Мессия. Это было его время, и этот миг не был упущен!

Можно с уверенностью предположить, что спустя годы вновь и вновь этот прозревший человек вспоминал о самом важном мгновении своей жизни. Иногда со страхом, что в тот день Иисус мог пройти мимо и он бы остался незрячим человеком с сожалением о своем былом неверии, не дающем права радоваться полноте благословений Божьих. Вспоминал он о долготерпении и величии Господа. А доказательством реальности Божественной силы служили его открытые глаза!

И так из года в год, любуясь восходом солнца, в часы повседневного труда и на закате дня он думал: «Как хорошо было бы встретить Его вновь!» Он проходил тропою, по которой Иисус пришел к его дому. Место, где произошло исцеление, где он духовно прозрел, стало местом его встречи с Господом! Он смотрел на тропу, по которой Иисус продолжил Свой дальнейший путь в мир. Он знал, что небо стало и Его домом. И продолжал ожидать.

XXI век, находясь во власти времени, ускоряет свой бег. Мы тоже движемся вперед. Но наши ожидания связаны с тем, что произошло в прошлом. Забыть о нем — значит лишиться будущего!

Помним ли мы тропу, по которой Иисус пришел к нашему дому? Знаем ли мы место нашей встречи с Господом? Когда и при каких обстоятельствах рука Спасителя прикоснулась к нашему сердцу и мы прошептали: «Теперь вижу». Хотим ли мы опять встретиться с Ним? Ожидаем ли мы Его возвращения? И если да, то почему?