Почему люди принимают крещение у падающей башни в Пизе

Обычай крестить был введен не Иоанном Крестителем. Писание ясно указывает на то, что он уже существовал, когда Иисус попросил Иоанна произвести над Ним обряд крещения. В Мф. 3:14 говорится о том, как удивлен был Иоанн Креститель тем, что Иисус обратился к нему с такой просьбой. В изумлении он сказал Ему, что именно он, Иоанн, должен принять от Него крещение. Однако Иисус настоял, и Иоанн крестил Его.

Обращенные в иудаизм крестились, дабы омыться от языческой нечистоты. Они принимали крещение полным погружением в проточную воду.

Писание говорит: «А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды» (Ин. 3:23). Самым ранним из известных изображений сцены крещения Иисуса является фреска в катакомбах. (Фреска — живописная техника, при которой изображение наносят на сырую штукатурку красками, разведенными водой.) Эта картина изображает Иоанна Крестителя, который подает руку Иисусу, выходящему из воды. На этой фреске II века Иоанн Креститель запечатлен безбородым и с короткой прической, а Иисус — с волосами, не достающими до плеч, и короткой бородкой.

Поначалу в христианской Церкви во время крещения практиковалось полное погружение. Первые христиане продолжали следовать примеру Иисуса до тех пор, пока церковь не начала видоизменять этот обычай из-за недостатка воды в засушливых странах и по другим причинам. Существует множество ранних баптистериев. Один из наиболее известных баптистериев находится на площади рядом с Пизанской башней. В итальянском городе Пиза, на площади под названием Пьяцца деи Мираколи были возведены три здания: знаменитая падающая колокольня, собор и рядом с ними отдельное здание с баптистерием и алтарем. Построенное и украшенное в том же стиле, что и падающая башня, оно имеет большую куполовидную крышу. Единственное назначение этого здания — служить помещением для большого крестильного бассейна.

Баптистерии, подобные этому, строились отдельно от храма, потому что крещение проводилось довольно редко. Таким образом, в назначенный день нужно было крестить сотни людей. С течением лет этот обряд упростили — все свелось к обливанию крещаемого небольшим количеством воды или даже к окроплению несколькими каплями. Однако такая перемена не имеет библейского основания. Это дело рук человеческих. Кардинал католической церкви Джеймс Гиббоне говорит: «В течение нескольких веков после установления христианства крещение обычно совершалось через погружение; но с XII века в католической Церкви возобладал обычай крестить обливанием, поскольку этот способ был связан с меньшими неудобствами, чем крещение погружением» (Faith of Our Fathers, p. 228).

Но обряд, совершенный над Иисусом, остается единственным крещением, показанным в Библии. В ней не говорится, что Иоанн окроплял кого-то в пустыне. Наоборот, она провозглашает: «Явился Иоанн, крестя в пустыне» (Мк. 1:4). Павел так говорил о крещении: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Тело не погребают, высыпав на него горсть пыли. Символизм крещения сегодня остается тем же, что и во времена Иисуса. Крещение полным погружением символизирует смерть ветхого «я», омытие греха и начало новой жизни во Христе Иисусе.

Для дальнейшего исследования

1. «Baptism». World Book Encyclopedia.

2. Brown, Henry F. «Baptisteries». Baptism Through the Centuries. P. 3.

3. Schaff, Philip. History of the Christian Church.