Загадка начертания зверя

В течение многих столетий люди ломали голову над 16-м стихом из 13-й главы Книги Откровение: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их».

В греческом языке слово charagma, переведенное как «начертание», означает печать, знак или оттиск. Многие люди представляют себе, что все правительства на земле принудят жителей нашей планеты нанести на лоб татуировку невидимыми чернилами в виде номера — что-то вроде номера социального обеспечения. Этот номер, говорят они, будет сканироваться в ультрафиолетовом свете с целью определения личности человека.

Мысль о людях, получающих начертание, не было новой для Иоанна Богослова. В Иез. 9:4 Господь говорит человеку с принадлежностями писца: «Пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак». В данном случае Господь дает указание Своему вестнику поставить некий знак на их чела.

Хотя все это происходило в видении, необходимо особо подчеркнуть принцип, который лежит в основе такого указания. Знак должны были получить только те люди, кто искренно скорбел о разложении, которое они видели вокруг себя. Бог сказал, что они так глубоко опечалены, что воздыхают и плачут в скорби. Они выделялись своим характером — знак был лишь внешним знамением того, что Бог видел в их душе. Те, кто имел знак, не должны были подвергнуться истреблению.

В видении Иоанна Богослова все наоборот. На этот раз знак ставится на чело тех, кто подлежит уничтожению. Однако принцип остается прежним. Тем, кто уподобился Господу, нечего беспокоиться об этом знаке.

Речь о том, чтобы обозначить определенных людей, идет и в Откр. 7:3, где ангел повелевает: «Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». И снова подчеркивается, что речь идет о тех, кто «рабы Божьи». Здесь вместо знака Бог использует печать. Это напоминает один из древних обычаев накладывать воск на какой-то предмет или письмо и делать оттиск на мягком воске с помощью перстня-печатки. Кроме того, древние прикладывали печать и к сырой глине кувшина. Эта печать должна была указывать на владельца.

Как бы то ни было, мысль о том, что все правительства земли будут действовать как пособники сатаны, которые насильственно пометят всех жителей планеты, выглядит как буйный полет фантазии. Однако именно такое представление приводит в ужас и вселяет страх в сердца многих христиан. Они боятся, что дьявол подкрадется к ним и хитростью наложит на них ужасное начертание. Следует помнить, что подобные страхи противоречат обетованию Иисуса: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28). Кроме того в Иуд. 24 говорится о том, что Иисус в силе соблюсти Свой народ от падения.

Ни в коем случае нельзя забывать, что жертва Иисуса за наши грехи дает каждому возможность оказаться в небесном царстве. Только благодаря Христу, Своей благостью искупившему нашу греховность, мы спасены. К этому нельзя ничего ни прибавить, ни убавить.

Так существует л и начертание зверя? Конечно, существует! Тем не менее речь здесь идет не о буквальной печати на лбу или руке. Это понятие гораздо более тонкое и глубокомысленное. Это характер, который противится преобразующему влиянию Святого Духа.