Библия и сверхъестественное водительство

Необходимость принимать жизненно важные решения всегда побуждает людей к попыткам заглянуть в свое будущее. Некоторые из них бывают на редкость причудливы. К примеру, мы читаем в Иез. 21:2], 22: «Царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень. В правой руке у него гаданье: «в Иерусалим»».

Вавилонский царь в поисках ответа предпринял следующее. Во-первых, он потряс какие-то стрелы с надписями соответствующего содержания и сделал так, чтобы одна из них выпала из колчана. Затем он неким неизвестным нам образом обратился за советом к маленьким идолам, называемым терафимами, и наконец стал рассматривать печень животного. Этот последний способ представлял собой древнее гадание, заключающееся в том, что у животного вырезали печень и пытались определить будущее по форме этого органа. Истолкование производилось путем его сравнения с эталонной печенью, сделанной из глины.

Помимо прочего языческие астрологи и чародеи пытались узнать будущее, наблюдая за полетом птиц или выливая масло на воду и наблюдая за тем, как оно расплывается по ее поверхности. Так или иначе, это сродни современному гаданию на картах, на кофейной гуще и с помощью магического кристалла.

Будущее стремились узнать не только языческие цари. У Божьего народа были свои способы выяснять наилучший образ действий. Например, в 1 Цар. 14:41 говорится о том, как царь Саул попытался определить виновного с помощью жребия. Новозаветный пример жребия можно найти в Деян. 1:26, где апостолы выбирали замену Иуде. Никто не знает наверняка, в чем заключался этот жребий и каким способом его бросали. Как предполагают, Божье одобрение или неодобрение пытались выяснить при помощи каких-нибудь маленьких предметов — камешков, а может быть, глиняных шариков.

Можно привести еще один пример, когда царь Давид искал Божьего водительства в решении военной задачи. Он велел священнику принести предмет, называемый ефодом. Об этом повествуется в 1 Цар. 30:7, 8: «Принеси мне ефод. И принес Авиафар ефод к Давиду. И вопросил Давид Господа, говоря: преследовать ли мне это полчище, и догоню ли я их? И сказано ему: преследуй». Из этих слов неясно, каким образом использовали ефод. Возможно, это была верхняя одежда, похожая на жилет, которую носил первосвященник, названная ефодом из золота Считавшийся самой священной частью первосвященнической одежды, он поддерживал первосвященнический наперсник и два предмета, называвшиеся урим и туммим.

Наперсник был размером примерно в 10 квадратных дюймов, и к нему были прикреплены 12 массивных драгоценных камней. Каждый камень символизировал одно из израильских колен. Помимо них, возможно, в некотором подобии кармана, у сердца священника, находились урим и туммим. Наперсник поддерживали лямки, перекинутые через плечи. Никто не знает точно, как действовали урим и туммим, но совершенно очевидно, что они использовались для выяснения воли Божьей. Последний раз об их употреблении говорится в Езд. 2:63.