Период молчания

Еще немного и мы поднимемся на Голгофу, ко кресту. Исторический отрезок в жизни иудейского народа от конца служения пророка Малахии (ок. 400 г.) и до начала служения Иоанна Крестителя иногда называют периодом молчания; кончилась эпоха пророков, и для иудеев наступили нелегкие века. Их государство постоянно было чьей-либо колонией, то с жестоким, то с либеральным режимом. Подробнее о событиях, предшествовавших служению Предтечи, можно узнать из книги «Иудейская война» Иосифа Флавия и из отдельных книг Маккавеев.

Но самым трудным и необычным для иудеев обстоятельством было молчание Бога. Раньше Господь говорил через пророков, иногда объявлял Свою весть через царей и священников, творил чудеса, обличал, наказывал, благословлял, и иудеям было понятно, по какому пути они идут и как к этому относится Бог, а теперь их жизнь сопровождало молчание. Кстати, сегодня, как и в библейские времена, люди, попав в беду, спрашивают: почему Бог молчит? Каждому хочется узнать, как составить удачный брак, чтобы быть счастливым; куда пойти работать или какую сделку заключить, чтобы разбогатеть; куда пойти учиться, чтобы с пользой провести время; какую машину купить, чтобы долго служила; в какой стране спокойнее жить; какое доброе дело сделать и к какой Церкви примкнуть, чтобы получить одобрение свыше. Человек ради земного благополучия готов забыть самое ценное, чем наделил его Бог: возможность самостоятельно думать и свободно выбирать. Люди молятся, спрашивают у Бога совета, ждут в напряжении ответа. Не исключено, что и сегодня Бог посылает явные знамения, отвечая на просьбы, но сегодня человек чаще сам выдумывает и моделирует ситуацию, называя ее ответом от Господа или знамением. По этому случаю приведу старый пример. Молодому человеку приглянулись две красавицы, жившие в разных деревнях. Долго он не мог сделать выбор, молился, спрашивал у Бога, какая красавица ему больше подходит, с какой он будет счастлив. И даже запрягая лошадь, чтобы ехать свататься, он все еще сомневался, но ответа от Бога не было. Так и доехал молодец до развилки: вправо дорога ведет к одной красавице, влево — к другой. Помолившись еще раз, юноша решил, куда лошадь свернет, значит на ту дорогу Господь указал. Лошадь свернула влево. Сыграли свадьбу, однако брак оказался неудачным, и этот человек, вспоминая развилку, как-то признался, что это его левая рука помогла лошади повернуть налево.

Сегодня человек обладает огромным историческим опытом протяженностью в 6 тысяч лет. Есть Библия, множество книг Духа пророчества и другой христианской литературы. Полагаясь на Слово Божье, личный жизненный опыт и прислушиваясь к голосу совести, человек должен, просто обязан свободно делать свой выбор. Если совесть еще не сожжена, Дух Святой обязательно подскажет нам решение через наше сердце (совесть) (см. 1 Ин. 3:19-21). Но может случиться так, что человек имеет несколько вариантов поступка и все они отвечают критериям совести. Как быть? Бог хочет, чтобы мы научились смело и свободно выбирать: оставаться с Господом в вечности или уходить от Него. На аркане в Царство Божье нас никто не сможет затащить, мы обязаны сделать добровольный выбор. Имея свободу выбора в жизненных мелочах, мы тем более серьезно должны подходить к самому главному выбору: жить вечно с Господом, в гармонии с Его законом, или перейти на сторону Его противника.

Случается так, что совесть не осуждала сделанный выбор, и при выборе учитывался весь положительный библейский опыт, а последствия оказались ужасными, принесли беду и тяжелые переживания. Почему? Во-первых, мы живем на бедствующей страдающей планете, и Иисус до Своего Второго пришествия рая на земле не обещал. Во-вторых, мы сами, даже сделав правильный выбор, впоследствии где-то поступаем неправильно, совершая ошибки. В-третьих, трудности нас воспитывают: «Зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:3-5). Поразмышляйте над этим текстом самостоятельно, в нем речь идет об опытности и совести (не постыжает), а значит, о свободе выбора. В-четвертых, хочу напомнить вам слова из Священного Писания: даже если вы страдаете, и выбор ваш оказался не правильным, все равно оставайтесь верны

Богу и любите Его, зная, «.. .что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Еще несколько примеров о свободе выбора, дабы вам не показалось, будто я призываю игнорировать голос Божий. Девушка выбирает супруга, ей, вроде бы, одинаково нравятся два человека, оба христиане. Кого выбрать? Она много молится, но почему Бог молчит? Ей так хочется до свадьбы узнать, с кем она будет счастлива. Но Бог предлагает иной вариант выбора. Он дает возможность свободно выбрать и через Священное Писание говорит в Рим. 8:28, что если девушка будет вести христианский образ жизни, если до конца останется верна Богу, то будет счастлива с любым из двух парней. Просто ей нужно присмотреться и решить, готова ли она жить с этим, немного медлительным парнем или с другим, слишком энергичным и открытым. То есть, определяя темперамент, привычки и наклонности, девушка должна решить трезво, готова ли она все это принять. Ей нужно хотя бы отчасти предвидеть, какие могут возникнуть последствия, и сможет ли она смириться с отдельными недостатками будущего супруга. Ну а если человек пренебрегает библейскими истинами, Бог через Священное Писание предупреждает не связывать свою жизнь с недостойными людьми.

И еще один пример для закрепления. Бог дал нам определенные нормы здорового образа жизни и предупредил: «Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26). Мы самостоятельно выбираем, придерживаться норм здоровья или не обращать на них внимание, рискуя заболеть. Во втором случае не надо спрашивать Божьей воли, например, на потребление изначально запрещенной Им пищи. Попадая в подобную ситуацию при решении других жизненных проблем, просто ссылайтесь на библейский опыт, на опыт христиан, молитесь и потом уже как человек, имеющий свободу, делайте выбор.

В аналогичной ситуации оказались иудеи перед Первым пришествием Иисуса Христа. Они имели Библию, средоточие опыта от сотворения мира, им даны были нормы, законы, обряды, пророчества, оставалось только просить силы Духа Святого все это учитывать и исполнять, но…