10. Придет таким же образом

Спасение христианина не только в настоящем времени; оно прежде всего в будущем, потому что с искупительной смертью Христа на Голгофе и нашим оправданием и освящением верою Божий план спасения еще не завершен. Правда, грех уже не имеет власти над верующим, он преодолевает грех в силе Божьей, но присутствия греха он не может избежать. Бесконечное продолжение вероломства, убийств, войн и разрушений не может быть конечной целью Бога; Он стоит за обновление, возрождение и изменение мира.

На Голгофе свет победил тьму, с этой поры сатана уже только отступает с боем, но однажды его царство должно совершенно исчезнуть, чтобы дать место свету нескончаемого мирного дня.

Что эта конечная цель истории не может быть достигнута человеческой волей ясно, пожалуй, без разъяснения; ведь все наши жалкие потуги обеспечить мир уже в течение тысячелетий служили прелюдией к новому насилию и войнам. Решение вопроса может находиться только вне истории, в надежде, что Господин пространства и времени, Который однажды в Своей премудрости положил начало, в Свое время и Своей силой положит и конец. История только в том случае имеет положительный смысл, если она движется к концу, говорил русский философ Бердяев. Точнее, речь идет не только о конце мира, но о начале Царства Божьего. О конце говорит сегодня весь мир.

Мы дожили до времени, когда люди в состоянии устроить себе такой конец, что никто из этого хаоса не спасется и ничто больше не сможет начаться. Цель же Иисуса Христа совсем иная.

Не хаос, а порядок является нашей надеждой. Ап. Петр говорит: «Мы же по его обетованию ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Петр. 3, 13).

Поэтому, христианская весть сегодня более актуальна, чем когда-либо. Именно мы, потерянные 20-го столетия, напрасно отыскивающие лекарство для мира, находим в ней панацею от всех бед. Без этого мир безнадежен и христианство бесполезно. Тот, кто из библейской вести устраняет надежду на пришествие Христа, Кто грядущее Царство Божье превращает в земное, человеческое царство — разрушает самую суть Евангелия. «Христианское ожидание конца,- говорит епископ Лилье,- во всех отношениях является неразрывной составной частью христианской веры в Бога…».

В 1954 году в Ивнстоне под девизом «Христианское упование» прошло пленарное заседание Всемирного Совета церквей, где было установлено: «Нет надежды, кроме надежды на распятого, воскресшего и грядущего Господа».

Долго насмехались над адвентистски настроенными христианами, ожидающими Второго пришествия Иисуса. Богословский либерализм 19 века ожидал «золотого века» прогресса и мира, в котором не было места для возвращения Иисуса Христа. Сегодня, наоборот, с одной стороны говорят о забытом пункте веры, с другой — о католическом адвентизме, который следует восстановить. Так писал проф. Петр Чинкель в книге «Библия и литургия» в 1956 году: «Мы утратили этот истинный первоначальный адвентизм.

Слишком долго мы понимали христианскую жизнь как вопрос мирского упорядочения и совсем отвыкли от ожидания грядущего Господа, о котором Ньюмен говорит, что оно только и есть христианство». Уже Кристоф Блюмгардит в прошлом веке предупреждал своих соотечественников: «Величайшая забота Спасителя — кончина века… Вся душа Иисуса трудится ради конца этого мира. Прежде, чем наступит конец, этот мир нельзя исправить».

Надежда на Второе пришествие основывается на прямом указании Иисуса. Незадолго до Своего страдания Он говорил Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше! Веруйте в Бога и в Меня веруйте! В доме Отца Моего обителей много.

А если бы не так, Я сказал бы вам: Иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан. 14, 1-3).

Его величайшая историческая беседа о конце мира в 24 гл. от Матфея и многие из Его притч (например, о 10 девах и о талантах) говорят о пришествии, суде и царствии.

Этим Господь собственно только присоединяется к пророчествам Ветхого Завета, «ведь не менее половины мессианских пророчеств касаются Его пришествия, во славе и наступлении Его Царства. В Псалме 49, 3 написано: «Грядет Бог наш и не в безмолвии; перед Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря.

Он призывает свыше небо и землю судить народ Свой». В одном только Ветхом Завете о возвращении Иисуса Христа говорится 1527 раз. В Новом Завете этому обетованию посвящено 319 стихов, так что из каждых 25 стихов Библии один всегда говорит о Втором пришествии Иисуса. Поэтому с уверенностью можно сказать, что парусия (пришествие) наравне с примирением составляет главное содержание христианской веры. Первые христиане хорошо понимали это: их приветствие было: «Маран афа» (Господь грядет).

Нечего удивляться, что именно по этому вопросу враг Евангелия распространяет много заблуждений, потому что сумей он извратить упование на пришествие Христа, христианская весть будет поражена в самое сердце. Перечислим некоторые из этих заблуждений:

1. Христос вообще не придет.

Апостолы предусмотрели такие взгляды, так Петр пишет: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным похотям и говорящие: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2Петр. 3, 3-4). Такие люди делают Бога лжецом, явно неверя в Слово Божье.

Они закрывают глаза свои, как допотопное человечество, и весть спасения для них смешна, как для жителей Содома и Гоморры (Быт. 19, 14). Если Господь осуществил все предсказания Ветхого Завета о Его Первом пришествии, то почему бы Ему теперь медлить в исполнении Своих обетований? Не является ли история новозаветного времени подтверждением библейского пророчества, изложенного во второй главе книги Даниила? «Не медлит Господь исполнения обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Петр. 3, 10).

2. Пришествие Христа состоит в прогрессе человечества.

В 18 веке богослов Даниэл Уитби создал ошеломляющую эсхатологическую (касающуюся конца времени мира) теорию.

Он учил вопреки Библии и первому христианству, что перед пришествием Христа будет установлено тысячелетнее царство. Второе пришествие Христа начнется с наступлением «золотого века», во время которого иудеи обратятся ко Христу, а все языческие религии, такие как буддизм и ислам, совершенно исчезнут. Атеизм, ложная наука и философия также в это время обречены на погибель, одним словом человеку откроется век мира, правды и благоденствия. Лишь после этого века благоденствия придет Христос.

У этой теории нашлось много приверженцев из среды либеральных богословов 19 века. Под влиянием научных и технических достижений и длительного мира в Европе перед первой мировой войной многим казалось, что золотой век уже настал. Левое крыло модернистов дошло даже до того, что вовсе исключило Второе пришествие Христа и Царство Божье видело в прогрессе человечества.

Первая мировая война для этих мечтателей стала кошмарным пробуждением. Обстоятельства в этом мире становятся не лучше, а хуже.

Об исчезновении зла уже и речи нет, наоборот, костер инквизиции отпраздновал веселое возрождение в концентрационных лагерях и газовых печах, борьба христианства с ложными религиями и идеологиями не прекратилась, а в 20 веке неожиданно обострилась, и атеизм торжествует.

Все это не удивляет сведущего в Библии, потому что это точное исполнение божественных пророчеств о времени конца. Нигде пророки не говорят о золотом веке по эту сторону порога Царства Божьего. Наоборот, Христос предсказывает о времени великой скорби: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет».

Это также будет временем религиозного обмана: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных» (Мат. 24, 24). Ап. Павел говорит о временах тяжких, которые наступят в последние дни (2Тим. 3, 1). Петр говорит о наглых ругателях (2Петр. 3, 3) и Иоанн о гонениях (Откр. 12, 12-17).

3. Наделение Святым Духом является пришествием Христа.

Приверженцы этого взгляда основываются на изречении: «Се Я с вами во все дни до скончания века» (Мат. 28, 20). И уверяют, что Второе пришествие Христа каждый раз исполняется при обращении человека через Святого Духа.

Это мнение явно основано на глубоком заблуждении. Мы обязаны ясно отличать поселение Христа через Духа (что называется «Христос в нас») и личное явление Христа во славе. Вселение Христа через Святого Духа (Иоан. 14, 23. Ефес. 3, 17) является следствием ухода Христа, а не Его возвращения, так как он говорит: «Лучше для вас, чтобы Я пошел. Ибо если Я не пойду, Утешитель (согласно Иоан. 14, 26 Дух Святой) не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан. 16, 7). Ап. Павел увещевает фессалоникийцев ожидать с небес Сына (1Фес.1, 10), несмотря на то, что они были обращены и имели Святого Духа! Наконец Лука совершенно ясно говорит в Деяниях Апостолов: «Сей Иисус вознесшийся от нас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Ни один искренний исследователь Библии не станет отрицать присутствие Христа в Духе, но отождествлять это присутствие с личным, телесным и видимым пришествием — это противоречит Слову Божьему.

4. Христос придет невидимым.

Это мнение от предыдущего отличается только тем, что его приверженцы сохраняют истину о Втором пришествии Христа, но истолковывают это пришествие как невидимое действие.

В настоящее время существует даже целая организация, которая придерживается этого заблуждения. Для лучшей наглядности мы сопоставим эту теорию с Писанием.

Неправильно: «Христос придет не как человек, но как чудное духовное существо». Это пришествие познается очами разумения, так как таковые очи просвещены сбывающимся Словом Божьим. Явные признаки присутствия Христа везде вокруг нас, все же т. н. «христианство» не видит. Царство Божье родилось в 1914 году. Смысл парусии заключается не в том, что Он на пути или обещал прийти, но что Он уже пришел и присутствует (Из «Бог остается истинным», издательство «Башня стражи»).

Правильно: «И взглянул я, и вот светлое облако и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому» (Откр.14, 14). «Се грядет с облаками и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его» (Откр. 1, 7). «Посему они сошедшись, спрашивали у Него, говоря: Не в сие ли время, Господи, восстанавливается царство Израилю? Он же сказал им: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 6-7).

Слово «парусия» означает присутствие только после осуществленного явного и телесного пришествия (2Кор. 7, 6. 1Кор. 16, 17. Филип. 1, 26). Павел говорит о личной, т. е. телесной парусии (присутствии) в 2Кор.10, 10. В 2Фес. 2, 8 апостол пишет о явлении (эпифании) парусии Христа.

Слово же эпифания относится также к Первому явлению Христа (2Тим. 1, 10). Как Первое явление было телесно и видимо, так будет и Второе. То, что это присутствие Христа еще не наступило, видно из 1Кор. 15, 22-23; так как воскресение верующих последует при парусии Христа. Может ли здравомыслящий христианин утверждать, что Авраам, Давид, Исаия, Даниил и др. воскресли в 1914 г.? При парусии Господа воскресшие верующие вместе с живыми будут восхищены в сретение Господу на воздухе (1Фес. 4, 15-17), и временной смерти уже не будет (1Кор. 15, 51-55). Пришествие Христа будет не только видимым, но и слышимым (1Фес. 4, 16). Небывалые явления в природе сопровождают Его пришествие (Откр. 16, 17-21). Ангелы собирают верующих (Матф. 24, 31), и Христос производит суд, отделяя злых от добрых (Мат. 24, 31-32). Добрые наследуют вечную жизнь, злые же вечное «отстранение» или истребление, как видно из греческого подлинника (Мат. 25, 46). Можем ли мы сказать, что это наступило в 1914 году? Нет. Писание недвусмысленно говорит о другом.

В Деяниях Апостолов сказано, что Иисус придет таким образом, как Его видели при вознесении (Деян. 1, 11). К чему относится «таким же образом»? Конечно же не к тому, что Он вознесся телесно и видимо, и таким же образом вернется. Целью Второго пришествия Христа является с одной стороны завершение избавления верующих, а с другой суд и наказание нечестивых. В день Христа восторжествует правда, и нечестие будет посрамлено. Так как они взаимно исключаются, то они отделяются друг от друга, и мир возвращается к божественной гармонии (1Кор. 15, 28). Теодор Гаарбек говорит: «Цель второго пришествия Христа можно сравнить с целью воскресения. Мир должен был на воскресении убедиться, что Его дело право и победоносно. Тем не менее это познание до конца этого века зависит от веры, потому что духовное и невидимое можно отрицать.

Второе же пришествие Господа будет видно всему миру и засвидетельствует о себе каждому с несомненной определенностью».

5. Иисус вернется через перевоплощение.

Понятие о перевоплощении (реинкарнации) позаимствовано из языческого учения, о странствовании души. Уверяют, что душа человека может воплотиться в другое тело, так что тот же человек может вторично явиться на свет в измененном внешнем виде. Никогда не было недостатка в людях, которые заявляли о себе, что они — Христос; имеются такие и в наше время. Наиболее известных таких личностей за все время насчитывают около 50. Иисус предупредил об этих шарлатанах (Мат. 24, 5). Опровергается такое притязание очень коротко: Библия не знает учения о перевоплощении и подчеркивает личное пришествие Господа. «Сей Иисус вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Христос добавляет: «Если скажут вам: Вот Он в пустыне, не выходите; вот Он в потаенных комнатах, не верьте. Ибо как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мат. 24, 26-27). Вопрос же, каким образом Иисус может быть виден всему миру в одно время, можно спокойно оставить Тому, в компетенции Которого он находится. Для Бога нет невозможного (Мат. 19, 26).

6. Иисус вернется тайно.

Сторонники этого взгляда охотно приводят изречение: «Придет день Господен как тать ночью» (1Фес. 5, 2). Если же следить за общим смыслом, то сразу видно, что здесь имеется в виду. В следующем стихе говориться: «Ибо когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве и не избегнут». Апостол здесь, очевидно, не намекает на какой-то вид тайного пришествия Господа, а говорит о внезапности Его явления. Посему он и призывает читателей: «Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1Фес. 5, 6). Однако этими краткими апологетическими указаниями мы не можем закончить нашу главу. Можно быть знакомым со всеми заблуждениями и уметь их опровергать, и все же не быть истинным христианином. Господь Иисус Христос нас предостерегает не только от ложных идей о Его парусии; Он предостерегает нас от лености и равнодушия пресыщенного христианства, которое за изобилием земной власти и опьянением ложной культурой утратило желание воскликнуть вместо с Иоанном: «Гряди, Господи Иисусе!» Эту нетерпимую, надменную и равнодушную часть христианства Христос изобразил в виде злого раба, который говорит: «Не скоро придет господин мой!» (Мат. 24, 48). Вместо того, чтобы бодрствовать и ежедневно раздавать пищу божественного Слова, как это делает добрый раб (Мат. 24, 45-47), неверный раб своим образом жизни отрекается от Господа и преследует всех, несогласных с Его именем. Для этих ослепленных однажды настанет день жестокого пробуждения, потому что Христос говорит: «Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает.

И рассечет его и подвергнет его одной участи с лицемерами. Там будет плач и скрежет зубов» (Мат. 24, 50. 51). «Этот один день Бог от нас сокрыл,- говорит Августин,- чтобы мы бодрствовали каждый день». Каждый час — сознательное христианство, каждый день — день пришествия, каждый год — порог вечного царства — это вера Иисуса Христа, вера первого христианства, мучеников и свидетелей всех веков. Истинный верующий не считает утратой свой отказ от безнадежности и отчаяния этого мира и участие в вере Павла, который говорит: «Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа» (Филип. 3, 20).

Так как со стороны Бога все готово для осуществления Его намерения (1Петр. 4, 5), и время для Бога вообще не существует (2Петр. 3, 8), то Христос может сказать: «Се, гряду скоро» (Откр. 22, 20). Но с другой стороны Богу было угодно связать время пришествия Своего Сына с исполнением миссии, возложенной на церковь, так что между Первым и Вторым пришествиями вклинился разрыв во времени неизвестной продолжительности. Ведь ясно сказано: «Во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Марк. 13, 10). Хотя продолжительность срока и время пришествия являются божественной тайной — ведь даже Христос во дни плоти Своей и унижения Своего не знал срока парусии — все же различные изречения Нового Завета дают понять, что Бог для завершения Своего плана предусмотрел известный срок.

Написано:

1. Конец придет лишь после исполнения миссионерского поручения.

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мат. 24, 14).

2. Должно окончиться время народов (язычников). «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончится время язычников» (Лук. 21, 24).

3. Весь мир должен быть пронизан Словом Божьим. «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мат. 13, 31-32). «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мат. 13, 33).

4. Новозаветный век — период созревания. «Оставьте расти вместе то и другое, (пшеницу и плевелы) до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мат. 13, 30).

5. Должно пройти некоторое время, пока придет Господь во второй раз. «По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета» (Мат. 25, 19). Все это ни в коей мере не влияет на сам непоколебимый факт грядущего явления Христа (2Петр. 3, 9). Ведь уже со времени прошлого явления Христа, мы живем в периоде кончины века (1Иоан. 2, 18), в последний час истории. Все происходящее теперь — только пролог к пришествию Христа.

Чем дальше мы продвигаемся в «последние дни» (1Тим. 4, 1), чем больше сбываются пророчества последних дней этой последней эпохи, тем тверже становится уверенность христианской адвентистской церкви: Господь близок.

Церковь может и должна ожидать конца мира, однако вычислять сроки она не должна. Каждый раз, когда люди занимались этим, их постигло разочарование,- хотя большинство за вычисления бралось не из праздного любопытства, а из религиозной ревности. Бог полностью не открывает Себя нам, Он требует веры, а не видения. Из наиболее известных личностей церковной истории первым, пожалуй, Ипполит Римский определил дату конца мира. Ипполит, вероятно, был первый, который допустил ошибку, пытаясь определить срок Второго пришествия путем вычисления; у него получился 500 год по Р. Х. говорил Л. Э. Фрум в своем четырехтомном труде «Пророческая вера наших отцов». В 418 г. епископ Евсений из Салоны в Далмации обратился с письмом к Августину, так как по его мнению конец мира был при дверях. Св. Иероним один из наиболее знаменитых отцов церкви в событиях переселения народов усматривал признаки конца, и аббат Иоаким Флоридский считал год 1260 началом последнего времени. В 15 веке Кардинал Николай из Кузы по просьбе одного из священников написал трактат: «Предположения о последних днях». Он прибегает к своеобразным спекуляциям, сравнивая историю церкви с земной жизнью Иисуса Христа, причем период между юбилейными годами, т. е. 50 лет, он приравнивает к одному году жизни Христа. Он пишет дословно: «И затем Он придет, чтобы судить живых и мертвых и мир огнем, и невесту Свою Он возьмет к Себе во славе, дабы она царствовала с Ним во веки. И это сбудется после 1700 года по рождении Христа, но до 1734 года».

Мартин Лютер также вычислял. Он определял длительность истории на шесть тысяч лет, соответственно шести дням творения.

В своем труде «Исчисление дней мира» составленном между годами 1536 и 1540 он пишет: «В этом 1540 году число лет составляет точно 5500. Поэтому следует ожидать конца мира, так как шестое тысячелетие не будет завершено, как не были завершены три дня умершего Христа». Затем он думает о 1590 годе, как о годе Второго пришествия Христа. Пастор Штифель из Лохар в 1532 году издал трактат под заглавием «Численник о конце Христа», в котором он выражает мнение, что конец мира наступит 15 октября 1533 года в 8 часов утра.

Под впечатлением его вычислений многие крестьяне продали дома и земли и собрались в Лохау, ожидая предсказанного. Разочарование было велико.

Одна из наиболее значительных личностей реформации Андрей Осиандр, реформатор Нюренберга, вычислил, что конец наступит в 1688 г., а такой здравомыслящий богослов, как И. А. Бенгель, считал сроком конца мира лето 1836 г.

Нет сомнений в том, что все эти мужи действовали из честных побуждений и сами были убеждены в своих взглядах. Тем они отличаются от многочисленных шарлатанов прошлого и настоящего времени, которые уже многократно злоупотребляли верой и доверчивостью ближних, и еще сегодня это делают.

Много предусмотрительней ожидать конца, даже если конец еще и не приходит, нежели бесшабашно жить изо дня в день, пока не станет поздно.

Мужи, подобные Бенгелю и его сторонникам, несмотря на свою ошибку, безусловно много больше сделали для дела Христа, нежели богословы либеральной школы, извращающие слова Христа.

Только трезвое, близкое и полное веры истолкование Писаний сохранит нас от крайностей. Мы не можем вычислить день Христа, но мы должны настроиться на неожиданный приход этого дня. Слово призывает нас «ожидать и желать» пришествие Господне (2Петр. 3, 12), нужно воспрянуть от сна греха и равнодушия, зная, что приближается спасение наше (Рим. 13, 11). Христианин должен неутомимо трудиться для своего Господа (Лук. 19, 13), следует избегать мечтательства и фанатизма (2Фес. 2, 12) и с терпением ожидать Господа (Иак. 5, 7). Какая сила излучалась бы христианством, если все христиане жили в непосредственной близости Царства Божьего? Одно неопровержимо и верно: Господь грядет, евангельская надежда не постыжает, обетования Божии да и аминь.

«Грядет, да грядет тот день, в который это преходящее и смертное облечется в непроходящее и бессмертное. Блажен тот раб, которого господин найдет бодрствующим! Тогда при звуке трубы мир и народы затрепещут, ты же будешь радоваться» (Иероним 14, письмо к Гелиодеру).

«И всякий имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1Иоан. 3, 3).