12. Историческое развитие христианства

Незадолго до своей кончины св. Бернгард из Клерно (1090-1153) послал римскому епископу свое знаменитое письмо «Де консидерационе ад папам Эугениум». Это послание вошло в историю как свидетельство, что даже в темное средневековье, за сотни лет до реформации, уже звучали голоса против светскости и отпадения церкви. Внушительно, с предупреждением и угрозой аскет Бернгард писал папе Евгению III: «Ясно, что апостолам запрещалось властвовать. Посему, дерзай, пытайся как правитель исполнять должность апостола или как апостол играл роль правителя! Ни одно, ни другое тебе не разрешено. Если хочешь быть и то, и другое, то потеряешь одно и другое и будешь стоять среди тех, о которых Бог сетует: «Они не через Меня правили, они князья, Я их не знаю». Ничего не известно о том, чтобы Петр украшался драгоценными камнями или ходил в шелках или носил золото; не ездил он на белой попоне, не окружали его рыцари, не толпились вокруг него слуги, в этом ты наследник не Христа, а Константина. Обдумай прежде всего, что ты не господин над епископами, но один из них».

Достаточно беглого взгляда на развитие христианства, чтобы увидеть, что у отпадения своя собственная история. В отношении численности и власти мы на сегодняшний день далеко превзошли древнее христианство. Но можно ли это сказать в отношении веры и преданности Христу? «Если бы христианство продолжало быть тем, чем оно было в устах Христа,- говорит Кармен Сильва,- то это было бы совсем другой религией, чем то, что мы сегодня имеем». Не перекликается ли это печальное признание со скорбным возгласом знаменитого монаха из Клерво, который якобы перед своей смертью воскликнул: «Кто даст мне, прежде чем я умру, видеть церковь, каковой она была вначале!» Апостолы пророчествовали об отпадении, как о дефектном развитии, которое наступит после их кончины.

Так пишет Павел пресвитерам в Ефессе: «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29-30). Павел в отпадении видит даже предусмотренную Богом необходимость, так как прежде пришествия Христа отпадение должно достичь своего апогея. Внушительно он увещевает фессалоникийских: «Да не обольщает нас никто, никак, ибо день тот не придет, доколе прежде не придет отступление и не откроется человек греха, сын погибели противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2, 3-4).

Из этих данных вытекает, что отпадение заключается в изменении заповедей Божьих и происходит из самого сердца христианской церкви. Грех есть беззаконие, человек греха, это беззаконник, который остался без закона Божьего, так как он воздвиг свой собственный закон. Павел здесь имеет в виду пророчество Даниила: «Даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Дан. 7, 25). «Храм Божий», в котором проявляется отпадение, это христианская церковь, так как написано: «Бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Ефес. 2, 20-21).

Одобрение и поддержка христианства Константином в 4 веке по Р. Х. образовали трещину в здании христианства.

С прилива языческих элементов, с готовности идти на сделки с государством, с зарождения нетерпимости в церкви, которая сама еще недавно страдала от гонений, начался процесс прогрессирующего смешения с язычеством. Эрих Шнепель об этом пишет в своей книге «Христос в Римской империи». Чем можно объяснить это дефективное развитие? Так как церковь уже давно перестала быть смиренной церквью Христа, а выродилась в могучую, насильственную организацию, подобную государству, то существенная разница между государством и церковью Иисуса Христа перестала ощущаться… Отклонение от вести в структуре церкви, имевшее место во втором веке, шагнуло вперед и внесло множество ложных опор в жизнь ее. Жизнь церкви уже не зависела только от Господа Иисуса и Его влияния на членов. Уже давно это влияние Иисуса, которое в древнем христианстве было решающим, было отодвинуто далеко на задний план. Верх взяли видимые опоры. Организационная опора церкви, обособленное сословие священства, сильно развитое церковное право, волшебно магическое истолкование таинств, вот внешние средства насилия, при помощи которых церковь достигла огромного величия. Она в самом деле стала государством в государстве, чем никогда не могла бы стать скромная община Иисуса Христа. Только вход в нее чуждых ее сердцу масс и применение несвойственных ей сил и приемов могли создать организацию насилия, подобную государству. Унижение и образ раба, свойственные церкви Иисуса, были забыты, церковь сама возжелала могущества и величия; поэтому чреватый опасностью союз с государством прошел незамеченным. Франклин Арнольд заключает причину отпадения в одну фразу: «Чем больше при всем этом удалялись от общего употребления Библии, тем легче языческое принималось в церковь».

Пресвитеры или епископы древнехристианской церкви, которые, как и диаконы, избирались общиной из ее рядов (Деян. 6, 3) и не только могли, но и должны были быть женаты (1Тим. 3, 1-5), были связаны лишь с одной местной общиной (Титу 1, 5) и были обязаны в простоте служить словом. Теперь они превратились в могущественных князей церкви, которые часто ожесточенно спорили из-за первенства. Географические, политические и легендарные преимущества привели к тому, что уже в 5 веке римский епископ обладал таким влиянием, что начиная со Льва I (440-461) уже говорили о первенстве Рима среди западного христианства. Это было рождение папства, порядка, неизвестного и чуждого древнему христианству. Со времени правления Демесия (336-384) каждый папа называл себя «понтифекс максимус» (первоначально титул языческого верховного жреца в римской империи) и предъявлял притязания как, например, Геласий I (492-496) на верховенство даже над государством. Христос говорил о Царстве, которое не от мира сего (Иоан. 18, 36). Папа же в 8веке создал свою церковную державу, во главе которой он стоял, как мирской правитель и даже воевал вопреки явному запрету Христа (Мат. 20, 25-28).

Начиная с правления Бонификации VII (1294-1303) вера в папу считается даже необходимой для спасения, так как ему должны покориться все обитатели земли. Так и говорит Григорий VII в своей булле «Диктатус папе»: «Один римский понтифекс справедливо именуется вселенским». Можно отметить, что в минуту прояснения его предшественник и «тезка» папа Григорий I отклонил сан «епископ вселенной», как нехристианскую дерзость.

Он в свое время писал византийскому царю: «Предвестник антихриста тот, кто в своей надменности именуется вселенским епископом или позволяет себя так называть». Последователи же его на «седалище Петра» ни в малейшем не смущались этими словами! Однако это развитие уже было предсказано пр. Даниилом в 6 веке до Р. Х., что является лишним примером поразительной истинности библейских пророчеств.

В главе «О сущности мировых событий» мы исследовали предсказанный ход событий мировой истории в пророческом образе истукана, состоящего из разных металлов, причем каждый металл изображал другую мировую державу.

Подобное пророчество находится в 7 гл. кн. Даниила, где соответствующие державы изображены символами хищных зверей.

В то время, как царю Навуходоносору была показана только внешняя сторона мировой истории, истукан является воплощением величественного и героического в мировой истории — перед Даниилом раскрываются более глубокие исторические зависимости. Он видит историю как бы вывернутой наизнанку, он открывает низкий характер великих держав и их грубость и лукавство, позже сгущенные в языческом Риме.

В этом последнем пункте пророчество седьмой главы Даниила вносит больше подробностей в видение мировой истории по сравнению со второй главой.

Здесь открывается, что христианской истине опасность угрожает не только извне, но изнутри.

Первое, что было показано пророку в видении, была великая буря на море, из которого вышли четыре хищника: «Видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан. 7, 2-3). На образном языке священного Писания ветры обозначают войны, а великие массы воды — народы (Иер. 25, 31-33. Откр. 17, 15). Державы, происходившие от движения народов и войн, по их характеру изображаются кровожадными хищниками, которые один за другим выступают на арену мировой истории. Ясно сказано: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли» (Дан. 7, 17).

Первое царство изображается символично в образе окрыленного льва. «Первый, как лев, но у него крылья орлиные» (Дан. 7, 4). Подобно тому, как золото считают самым благородным металлом, так льва считают благороднейшим из царства зверей. Хорошо видна параллельность с Дан. 2. Вавилонское царство действительно объединяло в себе величие и силу, и красоту (Ис. 13, 19) льва (Иер. 50, 17) с быстротой и ловкостью орла (Аввак. 1, 6-8). Известно, что эта держава пала под натиском мидян и персов в 539 г. по Р. Х. О новой державе Даниил предсказал следующее: «И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны и три клыка во рту у него, между зубами его, ему сказано так: встань ешь мяса много» (Дан. 7: 5). Медведь менее величествен, нежели лев, как и серебро менее ценно, чем золото, но он жесток и хищен. Именно эти качества приписывают мидянам (Ис. 13, 17-18). В связи с возвышением персов центр тяжести державы переместился на их сторону, о чем предсказано образом медведя, стоящего с одной стороны. Три клыка (по другому переводу три ребра) изображают три великих завоевания мидоперсидского царства: Лидию, Вавилон и Египет. Огромное распространение второй державы от Индии до Европы хорошо подходит к призыву: ешь мяса много. Сломили эту Мидо-персидскую державу интеллигентность, ловкость и сила греко-македонского царства в 331 г. до Р. Х. Именно характерные черты бурного юного героя Александра воплощены в образе зверя, барса. «Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть была дана ему» (Дан. 7, 6).

Победное шествие Александра — завоевания, для которых персам понадобились века, а он совершил за десять лет — нельзя изобразить лучше, в образе летящего барса. Неуклюжий медведь не может устоять перед крылатой хищной кошкой. Но скоро завоеванной империи не суждено продолжительного существования. После смерти Александра оно распадается на четыре части, что изображается четырьмя головами хищника. В 168 г. до Р. Х. римляне завоевали метрополию — Македонию и разбили часть за частью некогда славную империю.

Это четвертое и самое страшное царство, которое во второй главе изображено как твердое, подобно железу, по своей жестокости не находит подобия в животном мире. Символом должно служить кровожадное безымянное чудовище: «После сего я видел в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей и десять рогов было у него» (Дан. 7, 7).

Налицо безусловная параллель между железными голенями истукана и железными зубами хищника. Как во второй главе все сокрушается железом, так и здесь все пожирается ненасытной бестией.

В римской империи беспощадность, жестокость и грубость достигли еще невиданного размаха. Гердер говорит: «Как будто бог войны ходил по земле железными ногами и из каждого его следа сочились потоки крови».

В идентичности с Римом не может быть сомнения. Величайшие толкователи всех вероисповеданий всегда придерживались этого толкования.

От Иосифа Флавия до св. Иринея, Оберлена, Дэкселя и Гангстенберга в 19 веке продолжается беспрерывная вереница свидетелей. Лютер об этом говорит: «В этом толковании и воззрении весь мир единогласен, и само дело и история могущественно свидетельствуют о том же».

В год смерти Иринея отец церкви Ипполит Римский писал в своем толковании книги Даниила: «То, что после империи греков не восставало другой державы, кроме империи, которая теперь властвует и существует, ясно каждому. У нее железные зубы, потому что все пожирает и раздробляет своей силой, как железо».

Римско-католический кардинал Манинг об этом говорит: «Римские легионы завоевали круг земли. Военные дороги из Рима протянулись по всей земле. Можно сказать, что весь мир находился в мире и покое благодаря повсеместному присутствию могущественной языческой державы.

Она была страшна и весьма сильна, как пророчествовал Даниил.

Она была как бы железной и побеждала и покоряла народы».

Такое положение длилось веками, до тех пор, пока не пробил час и Рима. Германское переселение народов (4 и 5 век) положило конец западному Риму и вместе с ним могуществу римской империи. Германский вождь Одоакр в 476 г. объявил себя «царем Италии», вскоре (493 г. по Р. Х.) он уступил свое место Теодориху, предводителю восточных готов, а другие германские племена наводнили остальные части римской империи. Это раздробление изображено десятью пальцами ног у истукана в Дан. 2 и десятью рогами в Дан. 7. Написано: «А десять рогов значит, что из этого царства восстанут десять царей» (Дан. 7, 24 п. ч.). Так как четыре мировые державы также названы «четыре царя» (Дан. 7, 17), то можно заключить, что десять рогов означает не только десять правителей, но десять государств, существующих одновременно; число десять следует считать числом символическим, оно означает совокупность (Мат. 25, 1). Итак, речь идет о полном разгроме западного Рима во время переселения народов.

Теперь же пророчество подходит к своей кульминации, в то время, как Даниил видит раздробленность Рима цезарей, среди десяти рогов внезапно подымается одиннадцатый маленький рог, который жаждет овладеть всеми остальными: «Я смотрел на эти рога и вот вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты перед ним; и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан. 7, 8, 25). Для того, чтобы распознать эту власть необходимо запомнить важнейшие ее признаки, данные пророчеством: 1. Географическое положение.

Речь может идти только о державе, которая возникла на земле западного Рима, потому что малый рог вырастает среди десяти рогов. Также следует полагать, что она возникает вскоре после раздробления римской империи в ходе переселения народов.

2. Характер. Эта власть должна быть политически-религиозной, так как она, во-первых, оказывает большое влияние на остальные государства и, во-вторых, делает попытку изменения закона Божьего.

Притязания маленького рога неимоверны, но благодаря лукавству своему он должен иметь успех. Противники им безжалостно преследуются. Религиозная непримиримость — его выдающийся признак.

3. Развитие. Одиннадцатый рог быстро возвышается до преобладающей в Европе властью. Написано: о роге, у которого были уста, говорящие высокомерно, и глаза, и который по виду стал больше прочих (Дан. 7, 20). Эта власть длится до конца мира, она окончится лишь во время суда (Дан. 7, 26).

В какой же форме эти пророчества осуществлялись в истории? Выдающиеся толкователи средневековья и новейшего времени определенно высказываются по этому вопросу. Эберхард II архиепископ Зальцбургский (1200-1246) был одним из первых, который в притязаниях Рима духовного видел исполнение пророчеств о маленьком роге. Подобно мыслил целый ряд толкователей до нашего времени (например, Джон Виклиф, Мартин Лютер, архиепископ Кремпер, Джон Нокс, король Яков I английский, Исаак Ньютон).

На самом деле исполнение в церковной истории данного пророчества должно броситься в глаза каждому: 1. Относительно географического положения и времени возникновения А. П. Флик говорит: «Над развалинами политического Рима восстала великая духовная империя в гигантском величии римской церкви». Др. Деллингер пишет: «Из хаоса переселения народов и из праха римской империи постепенно подымается новое государственное образование, центром которого является папское кресло».

2. Определить духовный Рим немногими словами невозможно. Он так полон противоречий и в то же самое время так последователен, что иезуит Тиррель был прав, когда однажды сказал: «Мы никогда не узнаем, что именно является папской властью. Одно ясно: с вестью Иисуса у папства мало общего». Как указывает Адольф фон Гарнак в своей книге «О сущности Христианства», папский Рим фактически является лишь видоизмененным старым языческим Римом: «Все остатки римского язычества спаслись в римской церкви… Незаметно римская церковь поднялась на место прежней римской империи. В церкви империя продолжала жить.

Она не исчезла, а только видоизменилась».

а) «И против Всевышнего будет произносить слова». Произносить слова «против» или хулить значит присваивать себе божественный авторитет и занимать место Бога (Иоан.

10, 33). Иисус имел право уподобить Себя Богу и не совершал этим богохульства, но Он отклоняет титул «Отец» (Мат. 23, 9) и обращение «Отче Святой» применяет только по отношению к Богу (Иоан. 17, 11). Что же мы скажем о следующих изречениях? «папа обладает таким достоинством и величием, что он не только человек, но подобен и Богу… Папа увенчан тройным венцом как царь неба, земли и исподнего царства. Папа подобен Богу на земле… Папа имеет авторитет истолковать и изложить.

На этой земле мы занимаем место всемогущего Бога». Таким образом св. Екатерина из Сиены признала папу «другим Христом».

б) «Будет угнетать святых Всевышнего». Правда, существует утверждение: «Церковь имеет отвращение от крови». Но как это обстоит на самом деле? Уже Лев I одобрил казнь еретиков.

В 1215 году Иннокентий III ввел инквизицию, а в 1252 году Иннокентий IV в известной булле «Ад экстирпанда» (Для истребления) призвал к пытке «еретиков» и вымоганию признаний вины и к выдаче мирскому магистрату для исполнения смертной казни.

В то время велись крестовые походы против христиан альбигойцев, из которых тысячи были уничтожены. Тулузкий собор в 1229 году постановил, что еретиков следует разыскивать и судить. То же предусматривалось в отношении их защитников.

Дома еретиков следует сравнять с землей, их завещания объявлялись недействительными. Даже обладание Библией на народном языке уже считалось ересью. Финалом обычно была смерть через сожжение. В этом же веке Фома Аквинский говорил: «Отпадшие могут быть не только исключены из общения с церквью, но также и умерщвлены».

Недостает места, чтобы упомянуть о мученичестве вальденцев, о сожжении Гуса и Иеронима, о гонениях на английских протестантов Марией Католической, или «Кровавой». Особой главой является преследование гугенотов во Франции.

В Варфоломеевскую ночь 1572 года по крайней мере 10000 евангельских христиан было убито за ночь.

Уже в 1569 году папа Пий V писал Катерине Медичи: «Если ваше величество продолжит открыто и незамедлительно бороться с врагами католической религии до тех пор, пока они все не будут истреблены, то можете быть уверены, что божественная поддержка будет с вами.

Только посредством полного искоренения еретиков король сумеет вернуть этому благородному царству древний культ католической религии». Когда слух о резне варфоломеевской ночи дошел до Рима, Папа Григорий VIII устроил благодарственный молебен и велел отчеканить памятную монету с надписью «Истребление гугенотов». Художнику Васари он велел увековечить кровавую резню в Сикстинской капелле, это побудило французского поэта Стендаля воскликнуть: «Итак, в Европе есть место, где открыто почитается убийство!» Страдания протестантов от т. н. «драгунад» «всехристаанского» короля Людовика XIV могли бы стать содержанием отдельной главы.

В Испании же инквизиция достигла своего апогея.

По некоторым сведениям только при великом инквизиторе Торквемаде в течение 17 лет было осуждено 100000 человек. Из них по крайней мере 9000 казнено через сожжение на кострах. До 1783 года в Испании было сожжено не менее 30000 чел. Об этом Пий не постеснялся в 1895 году сказать следующее: «О вы, благословенные огни костров, устранившие лишь немного отверженных людей, спасшие же сотни чередов душ от бездны заблуждения и, может быть, вечного проклятия, прекрасно охранявшие общество от опустошений и разорений домашних распрей и войн в течение веков и обеспечившие ему безмятежное счастье».

Сколько же человек в Австрии было вынуждено страдать за свою веру? Вспомним только изгнание из Зальцбурга в 1731 г. и из Циллерталя еще в 19 веке.

Сомневаться ли в том, что дух нетерпимости жив еще поныне? Стоит только подумать о положении верующих по Библии в Испании или Колумбии… В этом случае не ошибается Бюсье, говоря: «Церковь никогда не меняется».

в) «Даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон». Опущение второй заповеди, изменение четвертой заповеди и разделение десятой заповеди вопреки Писанию в катехизисах было извращением заповедей Божьих, на что ни один человек не имеет права (Мат. 5: 17-19). Если сравнить Библейские заповеди с заповедями, записанными в катехизисе католическом, то картина становится ясной:

БИБЛИЯ

КАТЕХИЗИС

I. Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!

Ты должен верить в одного только Бога.

II. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Божьего напрасно

III. Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Святи день праздничный.

IV. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои! А день седьмой суббота, Господу Богу твоему. Не делай в оный день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который ы жилищах твоих! Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои и чтобы тебе хорошо было на земле.

V. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь Бог твой дает тебе.

Не убивай.

VI. Не убивай.

Не твори разврата.

VII. Не прелюбодействуй. Не кради.

VIII. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не пожелай супруги ближнего твоего.

X. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Не пожелай имущества ближнего твоего.

Римская церковь без стеснения признает эти изменения.

Так архиепископ города Редже, Каспар дель Фосса в 1562 году на Тридентском соборе заявил: «Суббота знатнейший день в законе, перешел в день Господень…» Это и подобное сему совершилось не на основании проповеди Христа, ибо Он говорит, что пришел не нарушить закон, но исполнить. Это было изменено авторитетом церкви.

В католическом Народном катехизисе Франца Спираго написано: «Церковь изменила словесное содержание 10 иудейских заповедей Божьих в христианском смысле». Иудейское десятисловие включило в себя следующие заповеди: 1 заповедь: поклоняться только истинному Богу; 2 заповедь — запрет поклонения картинам; 3 заповедь — запрет профанизации божественного имени; 4 заповедь — повеление соблюдать субботу; 5 заповедь: повеление почитать родителей; 6 заповедь: запрет убийства; 7 заповедь: запрет прелюбодеяния; 8 заповедь: кражи; 9 заповедь — запрет лжесвидетельства; 10 заповедь: запрет пожелания чужого. Католическая же церковь вторую заповедь, запрещающую поклонение картинам, присоединила к первой, зато 10 заповедь разделила на две самостоятельные заповеди, чтобы возвысить достоинство христианской женщины.

Кроме того заповедь о соблюдении субботы церковь изменила в заповедь соблюдения воскресного дня.

3. В начале развития малого рога уже обнаружилось его коварство и жестокость. Написано: «после них (т. е. после десяти государств) восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей» (Дан. 7, 24 вт. ч.).

а) Этими тремя рогами могут быть только три германских государства времени Великого переселения народов, которые препятствовали возвышению папства, наследника римской империи.

Речь может идти единственно о герулах, вандалах и остготах, так как только они с политической и религиозной точки зрения могли представлять опасность для римского епископа. С точки зрения политической потому, что они претендовали на гегемонию над Римом и Италией, а с религиозной потому, что они были христианами арианского толка, ненавистного папству. Герулов в 498 году устранили сами остготы, вандалов же в 543 году победила Византия. Осталось еще царство Теодориха. Его терпимость в отношении инаковерующих вызвала нетерпимость в отношении его со стороны римского епископа. Папа настаивал, чтобы византийский царь Юстиниан низверг политическую власть готов. Война длилась почти 20 лет (534-553), наконец, власть готов была сломлена. Папа остался религиозным и политическим самодержцем Рима.

В 533 году Юстиниан римского епископа признал «капут омниум экклесиарум» (главой всех церквей), и в 538 году остготы были вынуждены окончательно отказаться от Рима. Притязания на возглавление всей церкви появились со стороны римских епископов уже в 6 веке, папа практически стал политическим самодержцем Рима, а религиозное его влияние достигло византийских церквей.

В то время папа Сильверий, находившийся под влиянием готов, своим преемником Вигилием (537-565), который был фаворитом царицы византийской Теодоры, был сослан на остров Понца и обречен на голодную смерть.

б) Время папской гегемонии (сначала над Римом, затем над частями Италии, а позже над Европой и всем миром) Даниил определяет, как 3 с половиной времени: «Они преданы будут в руку его до времени, времен и полувремени» (Дан. 7, 25). На языке подлинника «время» может означать и «год». Из контекста ясно, что речь идет не о буквальных годах, ведь даже период развития, за который суббота была заменена воскресением, длился веками.

Не иначе дело обстоит с гонением на верующих по Библии, начиная со средних веков и до нового времени. Уже очень рано отцы церкви, как, например, Имполит, Иероним и др., пророчество о 70 седьминах считали символическим и излагали это пророчество о Христе по масштабу, в котором пророческий день равен солнечному году. Этого же метода исчисления придерживались многие венды, Саадья и Раши, определяя другие пророческие сроки, как например 2300 вечеров и утр из Дан.

8, 14. Знаменитый толкователь 12 века Иоаким Флоридский впервые применил этот масштаб к исчислению 3,5 лет по Дан. 7, 25. Около ста толкователей, среди них Пьер Д. Оливи, Уолтер Брют, Андрей Озиандр, Генрих Буллингер, Яков I Английский, Иосиф Меде, Пьеро Жюрио, Исаак Ньютон, Иоанн Петри и Адам Кларк, придерживаются этого взгляда.

В новейшее время по этому же пути пошли Друммонд, Иосиф Вольф, Эдуард Ирвинг, Луи Гауссен и Е. Д. Эллиот, ведь этот метод расчета соответствует богодухновенной системе, которую мы находим в Иез. 4, 5-6, где написано: «Я определил тебе годы беззакония, их, числом дней… день за год Я определил тебе».

Если считать от 538 года, когда остготы были вынуждены отказаться от Рима, и римский епископ стал пользоваться привилегиями, данными ему в 533 году указом «Декретум юстинианум», то отрезок в 1260 лет приведет нас через период гонений в средние века и во время реформации до кризиса папства в веке Просвещения и Французской революции.

Во второй половине 18 века историю человечества освежили новые влияния. Милосердие, осуществленное в совершенстве Иисусом, но позабытое Его последователями к стыду христианства, было подхвачено представителями Просвещения. Начинался век терпимости. Вольтер тогда поднял свой голос, заступаясь за невинно казненного гугенота Кала.

Лессинг в «Нафане мудром» написал гимн терпимости и Фридрих Великий в своей империи обеспечил полную свободу всем вероисповеданиям.

В 1781 г. австрийский царь Иосиф II издал т. н. «патент терпимости». Широкие реформы приостановили влияние религии на мир.

Напрасно папа Пий VI отправился в Вену, чтобы отговорить царя от этих реформ (1782). Какой контраст! В 1077 г. Генрих IV пошел в Каносу. 700 же лет спустя Иосиф II мог воскликнуть: «Время прошло!» В латинских странах начались погромы иезуитов, так что в 1733 году папа францисканец Клеменс XVI был вынужден распустить орден Иезуитов, главное орудие контр-реформации. В 1788 г. Людовик XVI был вынужден дать гугенотам свободу вероисповедания, и в 1789 г. разразилась Французская революция. Тогда казалось, что папство, по словам Наполеона, рухнет само.

В 1793 г., точно 1260 лет спустя после указа «Декретиум юстинианум», Национальный конвент французской революции запретил исполнение всякого религиозного культа, и в 1798 г., ровно через 1260 лет после политического овладения папой Римом, «маленьким рогом», папское государство было отменено силой французской армии генерала Бертье.

Французы последнего папу Пия VI увели в плен в Валенсию, где он вскоре умер; в Риме же была создана Римская республика.

В откровении Иоанна, где «небольшой рог» изображен в виде зверя, это событие названо «смертельным ранением» (Откр. 13, 3). Однако предсказано, что ранение не приведет к гибели, а только к временному лишению власти; небольшому рогу позволяется действовать до наступления суда Божьего (Дан. 7, 26-27). Не только доброе, и недоброе должно созревать до жатвы.

Поэтому Иоанн сообщает об исцелении раны, «которому удивилась вся земля» (Откр. 13, 3).

После наполеоновских войн для папства пробил час освобождения.

Пий VII при громогласном ликовании вернулся в Рим (1814), Иезуитский орден в этом году был восстановлен. Живописцы и поэты романтики пьянели от возобновления традиции римской власти.

В Германии и Франции всплыли приверженцы ультрамонтанства. Папство выступило с притязаниями, перед которыми бледнели даже Средние века.

1854 — Введение в догмат непорочного зачатия Марии без соборов, по единоличному решению папы.

1865 — Предание анафеме идеи современной культуры в булле «Силлабус».

1870 — Определение непогрешимости папы на I Ватиканском соборе.

Правда, в 1870 году папство снова получило удар в виде занятия итальянцами церковного государства, однако Латеранский пакт 1929 г. между Ватиканом и Муссолини снова и окончательно восстановил суверенитет церковного государства. Смертельная рана исцелела.

Надо быть слепым, чтобы не видеть, что с тех пор мы переживаем эру возрождения духовного Рима. Снова слышны слова, звучащие из средневековья: «Когда церковь через папу провозгласит догму, каждый другой голос должен умолкнуть». Церковь учит: «Мир преклоняется и восклицает: «Бог говорил». Действительно ли Бог говорил? Тот, кто внимательно прочитал эту главу, не может сомневаться в том, что Рим учит иному Евангелию.

Человеческие же учения не могут устоять перед Богом.

Они должны разбиться о скалу, которая есть Христос и это будет.