15. Оккультизм. Обман, наука или религия?

20 век любят называть веком атомной науки и космонавтики.

Наши современники снисходительно улыбаются, вспоминая о познаниях отцов, потому что мы привыкли из года в год многому переучиваться. Убеждения, мнения и высказывания, которые вчера еще считались незыблемыми догмами, внезапно устарели, отброшены и заменены.

Однако многое сохранилось от зари человечества и выказало удивительную живучесть. Приходится даже признать, что многие воззрения, которые в древности и средних веках казались уже похороненными, в наш век радостно воскресают и находят в сердцах «просвещенных» людей едва ли не больший отклик, нежели у современников вавилонских звездочетов и римских прорицателей. Мы имеем в виду многообразные и широко распространенные разновидности оккультизма. Название «оккультизм» от латинского «оккультум» — сокровенный, является понятием собирательным. Оно включает в себя все явления, причины которых неизвестны современной науке. Многие это название считают слишком нейтральным и поэтому предпочитают название «спиритизм» (от англ. спирит — дух); это название уже предопределяет истолкование оккультных явлений, приписывая их действия духам умерших людей.

Число приверженцев оккультизма всегда резко возрастает в годы хозяйственных кризисов. После мировых войн возникал неуемный интерес к вопросам «тайной науки». Многие судорожно держались за обещание спиритистов вызвать умерших из потустороннего мира.

Для других же спиритизм стал суррогатом религии. Устаревшей считают веру во Христа, но не оккультизм, который мастер облекаться в личину науки. Нужно признать, что многие христиане несознательно находятся под влиянием спиритизма, потому что в большей части беспрестанно выделяется мистическое и потустороннее. Помимо «официальных» явлений Марии в Лурде и Фатиме говорят еще о плачущей мадонне в Сиракузах, о явлении Марии в Ла Салетте, в Гееде, в Пфаффенгофене возле Ульма и в Тре-Фонтане.

Правда, геролдсбахское «чудо» в Германии умерло, но это не значит, что умерла жажда новых явлений и частных откровений.

Нечему поэтому удивляться, что богословы разных конфессий в подтверждение мнимого бессмертия души приводят спиритические аргументы.

Сюда следует еще причислить тех, которые убедились в пустоте материалистических учений и бросились в раскрытые объятья спиритизма. Уже в первой части «Фауста» сказано: Таинственная, в ясный день природа Не даст свое похитить покрывало. И то, что скрыть она захочет от народа Ты не возьмешь ни хитростью, ни силой.

Вывод из этого как бы сам напрашивается: Поэтому я магии предался: Не возвестит ли сила духов Мне тайны многие. (Перевод приближ.) Поэтому нечего удивляться, если сообщают, что число организованных приверженцев спиритизма достигает 50 миллионов. Действительное же количество всех оккультистов неисчислимо. Если иметь в виду многочисленные разновидности оккультных проявлений, то численность эта наверняка достигнет сотен миллионов.

Само по себе это не новость. Спиритизм или «медиумизм» восходит к самым ранним дням человечества.

Сюда относятся многочисленные разновидности от магических таинств халдеев до греческих оракулов, от египетских прорицателей до римских авгуров.

В то время народу Божьему строжайшим образом внушалось: «Когда ты войдешь в землю, которую тебе даст Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии.

Не должен находиться среди тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Втор. 18, 9-13).

Особенно поздние классики-стоики и ново-платоники- изъявили большой интерес к спиритизму.

Так, например, достоверно известно, что Юлиан Отступник, который притеснял христианство, добиваясь возрождения язычества, в большей мере находился под влиянием оккультных возвещений.

Особенно же властно вера в духов завладела умами в Средние века.

В каждом углу мир, падкий на чудеса, видел явления потустороннего мира.

По внушению папы Инокентия VIII составлялись целые каталоги ведьм, и тысячи невинных людей погибли на кострах. Так же 18 век, «век разума» не сумел преодолеть оккультизма или разоблачить его, как выдумку. Великого «прорицателя» Сведенберга Кант, правда, отклонял как фантаста и фанатика, но Гете более благосклонно откликнулся на его «откровения»; в письме к Лафатеру Гете писал: «Теперь я более склонен, чем когда-либо, признать существование еще другого мира, кроме видимого; и у меня достаточно жизненных и поэтических сил, чтобы ощущать даже свое ограниченное «я» как расширенную сведенборгскую «вселенную духов».

Начало современного мирового оккультизма относится к 19-му веку.

В 1847 году приверженец Сведенборга Эндрью Джексон Дэвис издал спиритический труд, с тех пор почитаемый за классический, под названием: «Принципы природы, ее божественных откровений и Голос к человечеству». По словам автора, эта книга была издана под влиянием мира духов.

Год спустя 31 марта 1848 года явление стука в доме фермера Фокса в Гайдсвилле близ Нью-Йорка возбудило огромный интерес. Джон Д. Фокс поселился в этом доме лишь недавно. У него было шестеро детей, двое из них жили дома — двенадцатилетняя Маргарет и девятилетняя Кэйт.

Обе девочки ночью слышали странный стук в доме.

Ночью на 31 марта шум усилился. Озорная Кэйт щелкнула пальцами и воскликнула: «А ну-ка, мистер Раздвоенное Копыто, сделайте, как я!» В ответ сейчас же раздался стук. Тогда мать стала задавать вопросы: «Сколько лет Кэйт?» Последовало девять ясных ударов.

«Сколько у меня детей?» В ответ простучало семь раз. «Ну,- подумала она,- может и ошибка.

Однако,- она подумала,- спрошу еще раз.

«Сколько из них живых?» Шесть ударов — действительно один ребенок умер.

Далее стучащий дух заявил, что он — душа коробейника, который пять лет тому назад был убит и зарыт в погребе. Найденный в погребе скелет подтвердил эти слова. Полиция также установила, что пять лет тому назад тот человек бесследно исчез.

Из дома сестер Фокс в Гайдсвилле спиритизм начал свое победное шествие по всему миру.

В 1849 году он уже имел своих представителей в Англии и Франции. Знаменитые медиумы, такие как Евстафия Паладино, выступали перед учеными с мировым именем.

С 1931 года в Англии существует «Христианская спиритическая лига», распространенная по всему миру; она якобы обладает речами Зодиака, учителя в иерусалимском храме. Общество «всемирной молитвы» занимается практикой «исцеления на расстоянии».

Спиритические кружки встречаются в хижинах поденщиков и в палатах царей.

У лоренцканцев, лорберианнцев и евангельско-иоанновской церкви эти лжепророки скрываются под нимбом христианства. Спиритисты созывают всемирные съезды и издают журналы, в которых участвуют видные ученые.

В одной только стране — Бразилии — в 1950 году был почти миллион приверженцев спиритизма. Говорят, что в Германии больше гадалок, нежели священников. Не удивительно, что писатель Конан Дойль предсказывает: «Спиритизм захватит мир и сделает его лучшей обителью».

Многочисленные проявления спиритизма можно подразделить на три главных группы: 1. Явления внечувственного познания, как, например, движение столика; здесь по твердо установленному алфавиту якобы возможно получить вести с потустороннего мира.

Похоже на это также движение бутылочки, которая прыгает по алфавиту, находящемуся под стеклом. К этой же группе относится разговор в трансе и неосознанное письмо (якобы под диктовку духа).

В первом случае говорит медиум (посредник), находящийся в трансе. Часто при этом устанавливают, что медиум обладает способностью «ксеноглоссии», т. е. может говорить на незнакомом ему языке.

Так, например, о Терезе Нойманн из Кеннерсгойта говорят, что она употребляет арамейские выражения. При «автоматическом письме» весть передается в письменном виде. Др. Генрих в своей книге «Мертвые живут» сообщает о пишущем медиуме по имени Мэнсфильд, который в состоянии бодрствования мог обеими руками одновременно писать на двух разных незнакомых ему языках и при этом сам оживленно беседовал. Другой феномен внечувственного восприятия встречается в виде телепатии и ясновидения. Юнг-Штиллинг в своей «Духологии» сообщает о следующем случае: король Август II Польский был дружен с королем Фридрихом Вильгельмом I Прусским и с его фельдмаршалом фон Грумбковым. 1 февраля 1733 года в 3 часа фельдмаршал при свете ночника внезапно увидел фигуру Августа II, который пораженному Грумбкову сообщил на французском языке: «Дорогой Грумбков! Я только что умер в Варшаве». Фельдмаршал сразу же записал это происшествие и сообщил о нем королю.

46 часов спустя прибыл верховный гонец из Варшавы с известием о смерти польского короля.

Час смерти точно совпал. Астрология, рабдомантия, хиромантия и гадание по картам наряду со многими случаями вульгарного шарлатанства свидетельствует также о внечувственном восприятии.

2. Явления внечувственного влияния.

К этой области относится широко известная проблема врачебного магнетизма. Одним из первых его апостолов был Фридрих Август Месмер в 18 веке. Поэтому эту практику иногда называют месмеризмом. Болезнь этот человек понимал просто, как недостаточную раздраженность; он поэтому помогал, сообщая пациенту через возложение рук «животный магнетизм». Число приверженцев Месмера резко прибывало до тех пор, пока французское правительство в 1784 году не назначило две медицинские комиссии, решение которых было настолько уничтожающим, что Месмер вынужден был оставить Францию. Число его приверженцев быстро таяло, и он исчез в безызвестность. До сегодняшнего дня еще не удалось доказать эту теорию излучения.

Тем не менее нельзя просто отмахнуться от успехов врачебного магнетизма. Лучшее объяснение этого явления дает Ганс Швендиманн, который в свое время сам был очарован оккультизмом. Он говорит: «Речь идет не о каком то физическом воздействии на организм, а о духовном влиянии на подсознание больного, т. е. о явном внушении». Также др. Кох в книге «Оккультизм и служение душам» возражает против лечебного магнетизма, говоря, что на один случай положительного лечения приходится десять чисто оккультного применения. Сознательный христианин, мыслящий поевангельски, едва ли решится прибегнуть к таким двумысленным методам.

3. Феномены внечувственных явлений. К самым странным явлениям из области оккультизма, безусловно, относятся т. н. материализация. Проф. Грубер в книге «парапсихологические познания» дает следующее определение: «Телекинез и материализация являются естественно-научными фактами.

Некоторые люди при определенных условиях обладают способностью без помощи известных телесных функций влиять на предметы окружающей среды, сообщая им движение или изменяя их форму; кроме того они иногда могут из неизвестной материи создать вне своего тела видимые и осязаемые новообразования; часто эти новообразования повторяют частью или полностью очертания человеческого тела.

Эти материализации возникают и исчезают быстро».

Процесс чаще всего совершается по этапам. Др. Кох говорит: «Первая стадия — это развитие и выделение прозрачных, газовых, слизистых веществ, тягучих, как каучук из полостей организма медиума». Шренк-Нотцинг по этому вопросу создал объемистый труд с многочисленными фотографическими снимками.

Во второй стадии происходит образование из этих слизеобразных веществ телесных форм. Удалось не только сделать их фотоснимки, но и снять в парафине слепки таких материализованных членов.

Третья стадия приводит к сгущению новообразований до призрачных фигур, которые пребывают близ медиума, как приведения. В четвертой стадии происходит явление телекинеза, т. е. движение сверхестественными силами предметов и т. н. аппорты — принесение ими предметов.

Один из самых примечательных сеансов спиритизма, во время которого медиум Евстафия Паладино проверялась выдающимися учеными века — Анри Бергсон, мадам Кюри, Шарлем Рише и другими, привел к совершенно неожиданным результатам. Медиум была заключена в электрическом поле, и всякое прерывание тока отмечалось чувствительными электроскопами; и несмотря на это тяжелые столы поднимались в воздух и буквально разгуливали, сторонясь гостей, чемодан весом 7 кг перелетал со стола на стол, пустые коробки из под сигарет носились по воздуху по зигзагообразной трассе, стаканы бренчали и арфа издалека наигрывала чудесную мелодию. Австрийский медиум Мария Зильберт из Граца проявляла духа «Нель». Проф. Фишль об этом пишет: «Нель был знаменит тем, что мог гравировать автограммы на часах, медалях, портсигарах и т. п.» К этой подгруппе относится также способность некоторых медиумов в состоянии транса проникать через твердые предметы. С медиумом мадам де Эсперанс случилось, что в то время, как она сидела в кабинете, вне кабинета произошла материализация, которая приняла форму женщины и двигалась среди участников сеанса. Шестой ступенью называют т. н. гиеноманию, т. е. психическое и органическое превращение в зверей; вопреки здравому рассудку несколько ученых (Тиглер и Эстеррейх) подтвердили и это явление.

Верхом же этих феноменов, безусловно, представляют т. н. «явления Христа». М. Шмидт в своей книге «Спиритизм» сообщает о материализации Христа у американских спиритистов: «В пятницу утром у нас было частное заседание, на котором присутствовало только восемь человек, включая др. Пенса. Медиум вошла в комнату и примерно через 20 минут впала в транс. Через некоторое время, в течение которого контролирующий дух, как обычно говорил, открыли дверь комнаты, и из нее вышла величественная личность, внушившая нам благоговение. В величественном благолепии явился Иисус из Назарета, Господь славы, Царь царей, чистый и святой Помазанник Божий. Он явился во исполнение Своего обетования и явно стоял перед нашими глазами. Он глядел на нас несколько мгновений и затем сказал: «Вы, верные воины, увидите большие чудеса». Миссис Льюис, которая сидела ближе всех в комнате, он подал руку. Она ухватилась за нее и подала Ему букет цветов, затем Он подал руку миссис Каттер, которая сидела возле миссис Льюис, затем миссис Клайн, которая поднялась на возвышение. Он взял ее за руку, положил руку Свою ей на голову, благословил ее и поцеловал. Затем Он подманил каждого из нас к себе, брал каждого за руку, благославлял и целовал нас, прежде чем уйти в комнату. На нем была белая одежда, и на голове венец, по центру которого сиял прекрасный драгоценный камень… Это был шедевр материализации». После всего сказанного встает вопрос: «Как же следует объяснить многообразные проявления оккультизма?»

1. РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ: Представители этого направления считают, что эти явления могут быть объяснены естественными причинами, и что в необъяснимых случаях речь идет просто о ловком обмане.

Разумеется, во многих случаях этот взгляд оправдан. Вспомним дело мошенничества знаменитого медиума Анны Рот; также деятельность Евстафии Паладино и Марии Зильберт становится все более подозрительной. Будапештский медиум Ласло заявил, что «материализацию» можно осуществить посредством ваты и гусиного жира.

Однако было бы совершенно неверно по этим отдельным случаям сделать огульный вывод.

Нельзя примитивным образом отвергать все, что вовсе непросто объясняется. Мы имеем в виду фотоснимки и микроанализы материализаций, предпринятый Шренком-Нетцингом; многие ученые указывают также на то, что психика человека обладает такими возможностями, о которых нормально развитый человек даже во сне не помышляет. Современные ученые Эстерих, Лехлер и др. считают, что явление одержимости безусловно существует.

Б. Грабинский пишет: «Теперь уже нельзя сомневаться в реальности явлений спиритизма. Отвергать факты, значит делаться смешным. Недостойно образованного человека острить и насмехаться над вещами, о которых он слишком мало знает.

Это лишь доказательство собственного невежества.

2. ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ Исходя из факта, что рациональное истолкование многих явлений часто неубедительно, некоторые ученые (Дриш, Фишлер, Райн) оккультные явления исследуют при помощи новой отрасли науки — парапсихологии. Эта наука не отрицает объективность подобных явлений и старается их объяснить высшими способностями человеческой души. Надеются однажды о душе человека узнать столько, что станет возможно точно объяснить все ее функции.

Мы охотно соглашаемся с тем, что человеческая психика обладает возможностями, о которых большинство людей и не подозревают. Кроме того было бы неправильно еще до научного исследования взваливать всю вину на духов. Однако и здесь остается необъяснимое, что не согласуется с выводами парапсихологии. Так др. Бовз говорит: «Остается небольшой остаток, необъяснимый психологически». При этом указывает на иностранную речь совершенно необразованных медиумов в состоянии транса, причем часто всплывают редкие и мертвые языки.

Весьма примечательно т. н. физиологическое варьирование — медиумы-женщины говорят мужским голосом и с чуждым акцентом; повышенная подвижность — с десятилетним мальчиком не могут совладеть трое взрослых мужчин и тому подобное.

3. СПИРИТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ Этот взгляд основывается на понятии, что душа бессмертна.

Большинство разновидностей оккультизма сторонниками этой гипотезы относится к явлению умерших.

Так проф. Дриш явление ясновидения не мог объяснить иначе, как воздействием высшего разума умерших людей.

Это толкование с библейской точки зрения следует отклонить, как совершенно несостоятельное. Спиритическое толкование никак не сходится с тем, что Священное Писание говорит о состоянии человека после смерти. Умершие не могут являться. Они никаких вестей не приносят. О будущем следует вопрошать одного Бога (Исаии 8:19-20).

По учению Священного Писания оккультизм — не мошенничество, а дело куда более опасное.

Бог настоятельно предостерегает от него: «Если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить в след их, то Я обращу Лице Мое на ту душу, и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20, 6).

Конечно, возникает вопрос, почему Господь таким настоятельным образом предостерегает от спиритизма.

На это имеется несколько причин. Первую искать долго не надо. Спиритизм, претендующий на выведение в мир живых мертвых, является великой ложью.

Отец же лжи — сатана, противник Бога и человека (Иоан. 8, 44). Этот взгляд полностью объясняет необъяснимый «остаток оккультных явлений».

4. СПИРИТИЗМ — ДЕЙСТВИЕ САТАНЫ Уже в раю сатана обманывал человека, утверждая, что человек может остаться бессмертным (Быт. 3, 4). Такова и по сей день его тактика.

На памятнике сестрам Фокс высечены слова: «Нет смерти, нет мертвых». Показывая людям разные явления, в которых главными актерами являются не мертвые, а демоны, сатана принимает вид ангела света (2Кор. 11, 14) и вводит в заблуждение множество доверчивых людей, посредством ложных чудес уверяя их, что мертвые живут среди нас.

Правда, что спиритизм проникает в среду только неверующих и заблудших христиан. Поэт Гайбель говорит: @R 147 = Вера, не впущенная в дверь, Суеверием входит в окно; Раз отвергли Божество Будут приведения.

Тот, кто Слово Божье принимает всерьез, вооружен против этой пагубной практики. Совершенно ясно, что эти дела пагубны в высшей степени не только психически и физически, но также и морально. Спиритизм — одна из великих сил, противоборствующих Евангелию.

Он — не новая наука, а прежде всего ложная религия.

Э. Дж. Девис говорит в своей упомянутой уже книге: «Смерть Христа не имеет никакой связи с грехами мира или с причиной греха. Грех, вообще говоря, не существует; так называемый грех — только блуждение телесных и духовных сил человека». В журнале спиритистов «Знамя света» (от 4 ноября 1865 г) написано: «Знаете ли вы что-нибудь о таком духе или личности, которую мы называем чертом? Конечно! И однако этот черт — наш бог и отец». А Конан Дойль говорит: «Спиритизм завоюет мир и сделает его лучшей обителью.

Под его господством кровь Христова будет изгнана с земли».

При всем этом не нужно забывать, что оккультизм — лишь бегство с боем пораженного врага.

Кто приближается к Богу, к тому приближается Бог (Иак. 4, 8). Во Христе мы имеем власть над всеми силами тьмы. Демоны заслуживают лишь нашего «краткого и острого взгляда» (Карл Барт), большее — было бы для них излишней честью.

Но так как мы изо дня в день соприкасаемся с различными проявлениями этого оккультного мира, то мы нуждаемся в настоятельном предупреждении Священного Писания: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытайте духов, от Бога ли они» (1Иоан. 4, 1).