5. О сущности мировых событий

На того, кто имел возможность посетить Сикстинскую капеллу Ватикана, глубокое впечатление, вероятно, произвели фрески Микеланджело. Там на потолке изображен момент творения и на боковой стене Страшный суд, две колоссальные картины, в которых художник мастерски изобразил начало и конец истории человечества. Между ними привлекают наше внимание семь великих пророков Ветхого Завета, как бы напоминая о том, что путь человека простирается не по пустому месту, а по пространству мира, насыщенному наставлениями Божьими. Пророки здесь изображены таковыми, каковы они в действительности были, как Божьи толмачи и рупоры для отпадшего мира.

Их пророчества можно сравнить с расписанием поездов, которое нас знакомит со станциями на пути в Царство Небесное.

Сбывшиеся пророчества являются печатью, удостоверяющей божественное происхождение Библии.

Бог не мог представить лучшего доказательства истинности Своего Слова.

Ведь язычество прошлого и настоящего времени, астрологи, звездочеты и лжепророки — все живут только двусмысленностью своих преданий.

Библия же не стесняется выступить на яркий свет мировой истории и заявить: это будет только так. Иисус подчеркнул ценность пророчеств для укрепления веры словами: «И вот, Я сказал вам прежде, нежели сбылось, чтобы вы поверили, когда сбудется» (Иоанна 14, 29). Одновременно Он обращал особенное внимание Своих учеников на пророка Даниила. В возвещении о предстоящем разрушении Иерусалима Он говорит: «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, читающий да разумеет» (Мат. 24, 15). Но так как пророк Даниил, живший в 6 веке до Р. Х., произносил также пророчества, которые простираются далеко за новозаветное время до периода кончины века, то каждый человек, искренно жаждущий спасения, хорошо сделает, если последует призыву Иисуса Христа.

Книге Даниила подобна лишь одна книга — Откровение Иоанна.

Обе эти книги дополняют друг друга чудным образом и являются сокровищницами познания для каждого читателя Библии. Неудивительно поэтому, что толкователи всех времен вновь и вновь обращались к этим книгам.

Если говорить о книге Даниила, то сразу приходит на память имя отца церкви Имполита Римского, который составил известное толкование этой книги в 3 веке. Также и другие отцы церкви, в том числе и Иероним в 5 веке, занимались пророчествами Даниила.

В средние века это делал прежде всего Иоаким Флоридский (12 век), молва о познаниях которого была так распространена, что король Англии Ричард Львиное Сердце по пути в обетованную землю решил непременно осведомиться у него о пророчествах. Мало кому известно, что открыватель Америки Колумб также обстоятельно занимался пророчествами. В 1501 году он приступил к своей книге «Либро деля Професиянс». Корни открытия им Америки (как он думал, Индии), в немалой мере следует искать в его религиозных идеях. Когда Лютер в начале 16 века переводил Библию на немецкий язык, то он прежде других пророков обнародовал книгу Даниила, так как был уверен, что пророчества этого мужа Божьего имеют особую ценность. Великий физик и астроном Исаак Ньютон, один из величайших гениев человечества, в течение 42 лет занимался книгой Даниила.

В 1733 году через 6 лет после его кончины, был опубликован его труд «Наблюдения о пророчествах Даниила и Откровении Иоанна». В 13 веке иезуит Мануэль де Лакунза привлек всеобщее внимание смелыми выводами, которые он сделал из своих исследований пророчеств.

Что, собственно говоря, побуждало этих мужей браться за книгу Даниила? Простой факт, что этот пророк, который в вавилонском плену из неизвестного юноши превратился в высшего сановника, изрек пророчества, которые содержат важнейшие эпохи мировой истории до самого ее конца.

Этим опровергается часто приводимое, но абсолютно необоснованное возражение, что библейские истины-пророчества созданы «задним числом».

Вторая глава книги вводит нас в середину истории вавилонского царства, во времена Навуходоносора, величайшего из вавилонских правителей.

В 612 г. до Р. Х. Набополасар, отец Навуходоносора, разрушил город Ниневию и этим сломил власть ассирийцев. Этим был заложен фундамент вавилонской империи. Теперь сын мощными военными походами завершает дело, начатое его отцом.

Он поражает Иуду, занимает Иерусалим и сбивает спесь с египетского фараона Нехао у Кархемиса на Евфрате. Этим окончилась египетская мечта о новой гегемонии на ближнем Востоке и Вавилон стал мировой державой номер 1. Отныне Навуходоносор может посвятить свои усилия мирному строительству своего государства. Но дух воина не может успокоиться. Правда, владычество вернулось в Вавилон, после того, как еще во дни Хаммурапи (примерно 1728-1636 г. до Р. Х.) весь мир покорился столице на Евфрате, но останется ли оно за ним? Или же Вавилон разделит участь Египта и Асирии? Эти мысли преследуют царя до сновидений. Во сне он видит страшное видение. Огромный истукан «в чрезвычайном блеске стоял он пред ним.

И страшен был вид его. У этого истукана голова из чистого золота, грудь и руки его из серебра, а его бедра медные, голени железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил его в ноги и разбил его.

Тогда все раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделалось как прах на летних гумнах и ветер унес их, и следа не осталось от них, а камень разбивший истукана сделался большою горою и наполнил всю землю». Так написано в книге Даниила. Не случайно такой сон приснился правителю: написано, что сон был дан ему для того, чтобы он узнал помышления своего сердца. То, что Навуходоносор сон забыл, хотя он терзает себя, силясь его вспомнить, также не игра случая, а особенное указание свыше.

Ибо после того, как звездочеты и мудрецы оказываются бессильными, Даниил, которого вместе с его друзьями содержали при дворе, молит Бога об откровении ему сна, получает просимое в видении, выступает перед царем и сообщает ему тайну сновидения. Тайны, о которых царь спрашивает, не могут открыть ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на Небесах Бог, и Он открыл тайну Навуходоносору, что будет в последние дни.

Только Бог, Господин истории, может предсказать будущее и оно не таково, как люди его рисуют в своем воображении: «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным».

Что же должен означать этот божественный прообраз? Тот, кто углубляется в значение текста, легко поймет, что огромный истукан представляет из себя прообраз мировой истории: от «Золотой головы» (Вавилон) через три других мировых державы, последняя из которых делится на различные государства, путь неуклонно ведет к концу, что по откровению Божьему, всегда означает восстановление Его вечного царства.

Мировые державы возникают и исчезают, но этот процесс не является нескончаемым повторением ранее бывшего, а имеет абсолютную вершину, на которой все достигает совершенства. Не напрасно греческое слово «талос», употребляемое в Новом Завете для понятия «конец» означает «цель». Хотя металлы истукана последовательно становятся более твердыми, при соответственном уменьшении их ценности, что указывает на постепенное ожесточение хода истории, все же финалом является на хаос (разрушенный истукан), а правление Божье на этой земле, приносящее с собой мир и правду в прообразе камня, ставшего великой горой.

Каждый человек, сведущий в истории, легко может проследить это пророчество в жизни человечества.

I. Золотая голова: ВАВИЛОН (626-539 г. до Р. Х.) Царь Навуходоносор назван представителем империи, так как сказано: «Ты это золотая голова». Однако история Месопотамии с центром в Вавилоне начинается много раньше. Первые цивилизации человечества расцветали в этой части света.

В 3 тысячелетии до Р. Х. цари шумеров там управляли маленькими народами-государствами до нашествия с севера семитских народностей, которые во 2 тысячелетии до Р. Х. основали древне-вавилонское государство, наиболее известным правителем которого был знаменитый Хаммурапи. После длительного смутного времени упадка под властью диких горных племен и затем Ассирии, возникло упомянутое выше нововавилонское царство с царем Набополассаром (626-605), отцом Навуходоносора. Однако лишь царствование сына ознаменовалось расцветом вавилонского государства.

Правда, данные греческого историка Геродота о Вавилоне на проверку оказались преувеличенными, но все же Вавилон по масштабам древности был первоклассным столичным городом. Длина городских стен по окружности достигала 15 км. Внутренний город был окружен двойной стеной толщиной в четыре, а местами в семь метров. Также и внешние укрепления состояли из стен, толщиной в 7-8 м. По Диодору стены были укреплены башнями через каждые 50 метров. 15 фундаментов таких башен откопано археологами. Если учесть, что окружность Рима времен кесарей составляла 9 км, а окружность Афин во время их расцвета всего — 6 км, то можно понять, почему могучий строитель Вавилона Навуходоносор был бесконечно горд своим городом и имел причину воскликнуть: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства своего могущества и в славу моего величия» (Дан. 4, 27).

Вавилон, обитель бога Мардука (Меродаха), господина неба и земли был невиданным для тех времен религиозным центром.

В городе стояло 53 храма, 955 святилища, 384 уличных алтаря, слава города отражена в вавилонской песне, примерно такого содержания: О, Вавилон, каждый, кто тебя созерцает, Исполняется радости, Живущие в стенах твоих Имеют долголетие. Злословящий тебя, Равен убийце матери своей, Вавилон подобен сладкой финиковой пальме, И плод ее любезен для созерцания.

Центром города была знаменитая башня «Этеменанки», высотою в 90 м.

Только пирамиды Гизы превосходили высотою это величественное строение.

На последнем из семи этажей находилось святилище Бога Меродаха. Вавилонские дворцы относились к наиболее роскошным сооружениям древнего мира. «Висячие сады» причисляли к семи чудесам света. Вероятно, это были садовые террасы, которые Навуходоносор соорудил ради своей милой супруги, чтобы она, живя среди вавилонских равнин, не печалилась о потере мидийских гор. Вблизи висячих садов, в северной части внутреннего города, находились могущественные врата «Иштар», которыми проходили процессии к храму у подножия «Этеменанки». Ворота достигали 12 м. высоты. Стены города были желтого цвета, ворота голубые, дворцы розовые, а храмы белые. Ворота Иштар имели глубину в 51 м, они образовывали проход через двойную стену, все стены прохода были украшены сотнями изображений царей и зверей.

Среди них были желтые волы с голубыми гривами и зелеными рогами и копытами; были змеевидные животные с орлиными когтями и кошачьими лапами. Была найдена надпись клинописью следующего содержания: «Я, Навуходоносор, способствовал восстановлению и сам построил Вавилон, святой город, славу богов, в небывалом величии. Ни один царь из всех царей не построил того, что я посвятил главным образом Меродаху. Пусть путь моей жизни будет долог, пусть я радуюсь многочисленному потомству. Пусть мой отпрыск владеет черноголовыми народами во все века и пусть память моего имени будет доброй в будущие времена». «Во все века» — было желанием Навуходоносора. «Во все века» — войны, угнетение, идолослужение и культ личности — на это не могло быть воли Божьей.

Еще прежде чем Даниил возвестил: «После тебя восстанет другое царство» (Дан. 2, 39), уже в 8 веке до Р. Х. пророк Исаия предсказал: «Вавилон — краса царства, гордость халдеев будет ниспровержен, как Содом и Гоморра» (Ис. 13, 19).

Все эти слова сбылись буквально. В 539 г. до Р. Х. персидский царь Кир положил конец власти Вавилона и завоевал город.

То, что Навуходоносор считал построенным навеки, пало несколько десятилетий спустя, и сам Даниил стал еще свидетелем исполнения данного ему пророчества. В 5 веке до Р. Х. Ксеркс разрушил большую часть мятежного города. От этого поражения город уже оправился. Последнюю попытку восстановить славу Вавилона предпринял Александр Македонский, который около 323 года до Р. Х. еще раз наметил Вавилон отправной точкой для своих планов мирового господства; однако после его смерти из камней этого города построили новый город на Тигре, 60 км. севернее Вавилона. Во дни римского императора Траяна (98-117 до р. Х.) на месте города уже была видна лишь груда развалин. Свен Гедин, посетивший это место в 1916 году писал: «До чего буквально исполнились слова пророка о разрушении великого города! Окружающая пустыня производит менее мрачное впечатление, нежели эти безнадежные голые стены. Потому что от пустыни ничего не ожидают, развалины же свидетельствуют о былом величии и потухшем блеске.

Огромные каменные массы ворот Иштар стоят голые после уничтожения огнем крыш и панелей из кедрового дерева.

Даже бедуины не ставят здесь своих шатров; только шакалов я видел здесь даже днем, когда они осторожно выходили из своих убежищ».

II. Серебряная грудь: МИДО-ПЕРСИЯ (539-331 г. до Р. Х.) Кто не знаком со знаменитой балладой Генриха Гейне «Валтасар», описывающей в захватывающих стихах мрачную кончину последнего вавилонского царя? Как в жизни Навуходоносора, так и в балладе, дух наглого высокомерия навлек на Валтасара суды Божьи: Иегова, Тебя я навек поношу! Я, Царь Вавилона! Но Бога нельзя безнаказанно поносить; что посеет человек, то и пожнет.

В ту же ночь Валтасар был убит Своими рабами. Так поэт видит кончину Валтасара. история нам сообщает, что персидский царь Кир в 539 г. до Р. Х. завоевал город, считавшийся непобедимым. Если верить греческому историку Геродоту, то Кир спустил воды Евфрата в другое русло, так что его воины по сухому дну реки, протекавшей под городской стеной, проникли в город.

Так сбылось пророчество Даниила: «После тебя восстанет другое царство ниже твоего». Правда, империя мидян и персов владела большим числом стран, нежели вавилонская держава, но в культурном отношении они были зависимы от Вавилона, как позднее Рим от греческой культуры.

Древнее мидийское царство около середины 6 века было завоевано Киром, и несмотря на то, что персы были господствующим народом империи, все же мидяне сохранили частичную самостоятельность. Можно понять, почему Библия говорит о «законе мидян и персов».

В стремительных военных походах персидская империя все больше расширялась. В 547 г. до Р. Х. Кир уже захватил Лидийское царство царя Креза в Малой Азии, в 539 г. вавилонскую империю и в 525 г. его сын Камбиз завоевал Египет.

В царствование Дария I (522-486 до Р. Х.) Персия достигла вершины своего могущества. Перед лицом ее великого царя под угрозой смертной казни, никто не мог предстать без вызова. Тот же, кто предстал перед ним, тот час же должен был повергнуться в прах.

Снова тиран мечтал о вечном владычестве. Когда же Дарий в 486 г. до Р. Х. скончался, его мечты лопнули, как мыльные пузыри.

Его войска в 490 г. были наголову разбиты ничтожным по количеству греческим войском, и египтяне свергли с себя персидское иго… Не сумел возобновить свои позиции также и капризный и похотливый потомок Дария Ксеркс.

Ему, правда, удалось покорить Египет, но тогда восстал сам Вавилон. Ксеркс сумел разрушить город, но участь мидо-персидской империи решалась уже на греческом театре военных действий.

Несмотря на героическое сопротивление горсточки спартанцев во главе с Леонидом, персы прорвались через Фермофилы и завоевали Афины, однако хитрый Фемистокл заманил персидский флот в ловушку и уничтожил его при Саламине, так что карательный поход, начатый с радужными надеждами, окончился сокрушительным поражением. Для греческого трагика Эсхила это был суд богов над высокомерием врага.

В своей драме «Персы» он трактует события так, что власть Ксеркса должна была погибнуть за наглый вызов брошенный им Богу.

С этого времени начался безудержный упадок персидской империи. Снова сбылось пророчество Даниила: «И еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею».

III. Медные бедра: ЭЛЛИНСКАЯ (Греко-Македонская) ИМПЕРИЯ (331-168 г. до Р. Х.) Под медью в старозаветные времена понимали красную медь или сплав меди с оловом — бронзу. На самом деле греческое войско было известно своим вооружением из бронзы.

Время, когда Александр Великий 20 лет от роду выступил в поход, чтобы завладеть миром (создать царство, которое раскинется по всей земле), относится уже к периоду начала упадка греческой культуры. Было бы исторически неверно говорить о греческой империи, так как Александр Македонский являлся царем. Однако отцу Александра Филиппу до 338 года удалось объединить большую часть Греции под своей короной. Гений Александра первоначально видел свою цель в отмщении за набеги персов.

С малочисленной армией в 35000 тысяч солдат он в 334 г. до Р. Х. переправился через Геллеспонт, чтобы в несравненном победном шествии в течение нескольких лет стать царем многих племен и народов.

Первую свою победу он одержал на реке Гранике.

У Исса- входа к сердцу Азии, его встретил царь Дарий III с войском 500-600 тысяч человек. Александр сразу же начинает бой и своей македонской фалангой прорывает ряды противников. Он хочет пленить самого великого царя персов. Дарий же со своим войском бегут сломя голову. Земля открыта перед завоевателем. Он проходит в Сирию, берет Тир после семимесячной осады и вступает в Иерусалим.

По Иосифу Флавию его там встретил первосвященник Яддуа с книгой Даниила в руках. Вступив в храм, он принес жертву под руководством первосвященника. Он показал великодушие в отношении первосвященников и священников. И когда ему показали книгу Даниила, в которой Даниил объявляет, что эллин разрушит персидское царство, он поверил, что пророчество относится к нему. После этого он направился в Египет, который его встретил воодушевленно, как освободителя. Здесь он основывает в 331 г. до Р. Х. город, называя его своим именем, знаменитую Александрию. Отныне он требует почитания своей личности, как потомка богов.

Он подступает к сердцу персидской империи, павшей в его руки после сражения при Арбеле, подобно зрелому яблоку, в то время, как последний царь персов во время бегства был убит одним из его подданных. В 25 лет Александр является могущественнейшим человеком мира.

Но жажда славы, власти и богатства не дает ему успокоиться. Он стремится в легендарную Индию. Александр доходит до реки Инд, но там начинаются волнения в войске, и он вынужден вернуться. Как солнце взошел этот правитель, но ему было определено погаснуть, подобно комете. Он может еще вернуться в Вавилон в 323 до Р. Х., ему еще разрешается мечтать о наследстве Навуходоносора, но время его истекает.

После разнузданного пира его поражает лихорадка и за несколько дней жизнь в нем угасает. После долгой борьбы между наследниками Александра его империя распадается на четыре части: 1. Птоломейская империя (Египет, Палестина и южная Сирия).

2. Империя Селевкидов (М. Азия, часть Сирии и области до пределов Индии).

3. Империя Лизимаха (Фракия и части М. Азии).

4. Империя Кассандра (Македония и Греция).

Все эти части одна за другой были покорены Римом. Как же сказано у пр. Даниила? А четвертое царство будет крепко как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.

IV. Железные голени: РИМ (168 г. до Р. Х. 476 г. по Р. Х.) Невозможно представить лучшего символа военной державы Рима, чем железо. Английский историк Гиббон говорит: «Войска республики, терпевшие поражение в отдельных сражениях, но никогда не проигрывавшие войну, скорым маршем продвигались к Евфрату, Дунаю, Рейну и океану. Идолы из золота, серебра и бронзы, представлявшие народы и царей, один за другим были сокрушены железной монархией Рима».

Римляне явно сознавали свою миссию управлять миром. Характерное выражение этого сознания своего призвания мы находим в известных словах Виргилия: Ты римлянин, твое это призвание, Вселенной господин, ты миром управляй Покою дай обычай и закон Покорных милуй и в войне Мятежников упорство сокрушай.

О жестокости «железного Рима» написано много. Вспомним холодную ненависть Катона, который каждое свое выступление в сенате заканчивал фразой: «Впрочем, считаю, что Карфаген следует разрушить». Это его желание в 146 г. до Р. Х. сбылось — город, долгое время бывший смертельным врагом Рима, был уничтожен и население его истреблено». В культурном отношении Рим ходил на поводу у Греции; «римлянин» означало «воин». Все подчинялось государственным интересам.

В сердце истинного римлянина не было сострадания. В триумфальных шествиях с закланием пленных, в играх гладиаторов в амфитеатрах, в кресте, костре и порабощении обнаруживается власть железного кулака.

И когда республику сменила монархия и восточный культ бога-царя привился и Риму, то жестокость и мантия величия достигли невиданных размеров. Вспомним о нервнобольном боге Калигуле, о кровожадном Нероне и позднейших императорах, о преступном Домициане, Диоклитиане, по повелениям которых кровь христиан лилась ручьем.

По легенде Рим основан в 753 г. до Р. Х. Твердой почва истории становится лишь к 500 г. до Р. Х., когда Рим становится республикой. К середине 3 века уже вся Италия находится под правлением Рима. После пунических войн в 3 и 2 веке до Р. Х. Рим стал сильнейшей средиземноморской державой. Завладев Македонией (168 г. до Р. Х.), которая вскоре стала римской провинцией (148 г. до Р. Х.), Рим стал мировой державой. Никто не мог остановить его продвижение. Малая Азия, Палестина, Египет и все остатки эллинской империи были вынуждены склониться под его иго.

В царствование Трояна Рим достиг самых далеких пределов (98-117 гг. по Р. Х.). От Гибралтара до Евфрата, от северной Африки до Англии распростерлась эта могущественная держава.

В течение веков она возвышалась, пока не настал ее час. Нравственный упадок, духовное поражение христианством и все усиливающееся давление «варваров» на границы привели к крушению и исчезновению Рима.

Даниил уже тысячу лет покоился в могиле, когда это пророчество сбылось, притом с математической точностью.

В 476 г. по Р. Х. германский князь Одоакр сместил последнего римского кесаря Ромула Августула и короновал сам себя королем Италии. Римская же империя распалась на многие части, как это указано прообразом десяти пальцев ног истукана.

V. Железные и глиняные ноги: ЗАПАДНЫЙ РИМ И ПРОИСХОДИВШИЕ ИЗ НЕГО ЕВРОПЕЙСКИЕ ДЕРЖАВЫ На землях Рима, во время переселения народов образовалось несколько германских государств, жестоко враждовавших между собой.

Этот раскол прямо вытекает из пророчества: «А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное» (Дан. 2, 41). Европа, которая в то время вышла из чрева римской империи, еще до сего дня страдает от расчленения, расколов и вражды. Даниил дополняет: «И как персты ног были частью крепкие, частью хрупкие» (Дан. 2, 42). На самом деле между отдельными государствами эпохи переселения народов отмечалось большое различие. Так, например, франки и вестготы обладали могущественными державами, в то время как другие, такие, как например, свевы и бургундцы, никогда не возвышались над уровнем стран средней руки.

Еще и сегодня Европа со своими великими и ничтожно малыми государствами представляет подобную картину. Тогда в 5 веке по Р. Х. было нарушено единство нашего материка, и в государствах эпохи переселения народов была заложена основа нынешней Европы, которая до сих пор еще не преодолела своей расчлененности.

Не было недостатка в попытках восстановить единство, подобное единству римской империи. Пророк говорит: «А что ты видел железо, смешанное с глиной горшечной, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною». Карлу Великому в 9 веке удалось почти всю Европу объединить под своею рукой, но после смерти его империя сразу же распалась. Дом Габсбургов со своей паролью «А. З. И. О. У»,- что должно было означать: «Вся земля покорна Австрии» (нем. Аллес Эрдрайх ист Оестеррайх унтертан) также едва не достиг заветной цели. Известно, что они пользовались большей частью мирными средствами по крылатому выражению: «Пусть другие воюют, ты, счастливая Австрия, женись!» При Карле V, в империи которого «не заходило солнце», власть Габсбургов достигла своей вершины. Однако со смертью столь могущественного и несчастного мужа империя окончательно распалась на испанскую и немецкую части. Франция и Англия, которые с тех пор стали занимать первенствующее положение в Европе, никогда не принадлежали к империи Габсбургов. Снова и снова подтверждалось слово пророчества, что Европа будет страдать неизлечимой расчлененностью. Особенно Франция в 17 веке играла важную роль в европейской политике. Людовик XIV, «король-солнце», могущественнейший человек того времени, еще носился с мечтой о возложении на свою голову короны германского кайзера; да и немало находилось курфюрстов, готовых ему ее продать; и все же это не удалось.

«Славнейший» умер огорченным старцем.

И снова пасть истории извергла сильную личность, которой надлежало испытать сладость победы и горечь поражения, как никому до нее,- Наполеона Бонапарта.

Корсиканец, в качестве французского генерала, победивший половину Европы и в 1804 г. возложивший на свою голову царскую корону, жаждал мирового господства.

Казалось, что исполняются стихи из «Магомета» Вольтера: Державу Рима сокрушенную видел я, От тела ветхого спадают его члены, Восток великий реет из развалин, И новый бог слепому миру светит.

В школе дети учат наизусть славословие: «Мы повинны кесарю нашему Наполеону I любви, благословения, верности, послушания, военной службы, также горячих молитв, за его здравие, ибо Бог одарил Своими щедрыми дарами в войне и мире, и сделал его Своим изображением на земле». Кому эти слова не напомнят подобного славословия из истории наших дней.

Тем временем демонический гений мчится по небывалой орбите побед: Аустерлиц, Иена, Ваграм и Бородино, называются ее ступени. Перед Москвой его звезда сияет, как никогда. Его планы не двусмысленны: «Нам нужен один европейский закон, один европейский кассационный суд, единая молитва, единые меры и веса, нам нужны одинаковые законы во всей Европе. Из всех народов я сделаю один народ». И для него брак становится роковым, он сам признает: «В этом-то я свалял дурака, что женился на эрц-герцогине… Мне хотелось сплавить новое со старым, старые предрассудки со своим веком. Только теперь я вижу объем своей ошибки! Она может стоить моего престола, но я и мир закопаю под его развалинами». Ему не было суждено стать последним из лелеящих такую надежду. Скоропостижно завершилась его трагедия. Лейпциг! В то время, как союзники: австрийцы, прусаки и русские штурмом берут город и Наполеон с трудом спасается бегством из кипящего котла, царь поэтов Гете, находясь не так далеко от этого места, метко пишет: Увидит человек, кто бы он ни был, Последнюю удачу и последний день.

Недолго пришлось Наполеону дожидаться этого последнего дня.

За Ватерлоо последовал остров св. Елены. Мечта прошла, как сон.

Бог всегда был у власти, и у власти сегодня. События недавнего прошлого снова подтвердили слова пророчества.

Не встанет больше всемирной державы на землю. Наступит царство Божье, когда Христос вырвет скипетр власти из кровавых рук тиранов и восстановит Свое царство, то, о котором Он нас учил молиться: «Да придет царствие Твое!» Мы можем быть вполне уверены: как первые части пророчества сбылись, так сбудутся и последние: «Ибо верен сон и точно истолкование его».