3. Сам ты не можешь спасти себя

Во время второй мировой войны одному финскому солдату пришлось идти на лыжах далеко в лес. Он пришел на одно заброшенное место, где когда-то жили люди. Неожиданно земля пропала под его лыжами, и он провалился в довольно глубокий колодец. Он пробыл на дне колодца несколько дней, и уже смерть казалась ему неизбежной. Но он не хотел смиряться с неизбежностью смерти, и стал молиться, чтобы Бог совершил чудо и спас его, хотя это казалось совершенно невозможным. Ведь обычно никто не проходил через это глухое место, к тому же постоянно шел снег, и отверстие колодца все время уменьшалось. Солдаты из его роты организовали поиски, но они прошли безрезультатно. Ночью фельдфебелю роты приснился сон, что пропавший солдат находится в колодце. Но он не придал этому сну значения. На следующую ночь он опять увидел тот же сон. На этот раз фельдфебель приказал своим солдатам еще раз пойти искать пропавшего. Во время поисков один солдат увидел в снегу маленькое отверстие. Он позвал других, и когда снег раскопали, то там, в колодце, нашли пропавшего солдата. Мне помнится, что он успел пробыть там четверо суток.

Бог в ответ на молитву солдата дал сон фельдфебелю, и так пришло спасение.

Этот солдат не мог вытащить самого себя из глубины колодца. Он нуждался в посторонней помощи, в спасителе.

Давид оказался в глубине греха, откуда он воззвал: «Из глубины взываю к Тебе, Господи… Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?» (Псалом 129:1,3).

В 39-ом псалме Давид рассказывает, каким безпомощным он был, находясь в глубине греха: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои» (Псалом 39:2-3).

Давид понял, что только Бог может его спасти, не его царская власть, не его народ, не его армия, не его верность, не его храм и не имеющиеся у него какие-либо заслуги. Он видел только одну возможность спастись, а именно, что Господь поднимет его из страшного рва.

Апостол Павел пишет: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Титу 3:5).

Значит, Он — а не сам человек! «…человек оправдывается не делами закона…» (Галатам 2:16). «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иакова 2:10).

Многие могут подумать, что правильным путем является избранное самим человеком благочестие, но Библия говорит: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притчи 14:12).

Иисус Сам показал, как безнадежно человеку стараться спасти себя самого. Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ев. от Иоанна 14:6).

Реформатор Мартин Лютер, будучи католическим монахом, пытался достичь праведности по средством постов и всяких упражнений в благочестии, но под конец, выбившись из сил, этот подвижник увидел, что не в силах спасти самого себя, ему открылась истина, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Римлянам 3:28).