Часть I. Во имя Его

Епископ Д.Вилбор Чапман рассказывал, что во время гражданской войны в Соединенных Штатах Америки один молодой человек, проходя полем сражения, увидел среди раненых своего умирающего друга. Было видно, что ему оставались лишь считанные минуты жизни. Молодой человек наклонился, выпрямил поврежденные члены своего друга, налил воды из своей фляги, дал ему пить и вытер кровь с его лица. Потом он спросил:

— Не могу ли я сделать еще что-либо для тебя, Чарли? Умирающий, зная, что конец его близок, и думая о своих любимых, оставшихся дома, сказал:

— Да. Если у тебя есть клочок бумаги, напиши письмо моему отцу, и я думаю, у меня найдется достаточно силы, чтобы подписать его. Мой отец — известный судья в Северном Штате, и, если ты доставишь ему это письмо, он поможет тебе.

И вот текст этого письма: «Дорогой отец! Я умираю на поле битвы, и один из моих друзей оказывает мне помощь. Если он когда-либо придет к тебе, будь добр к нему во имя Чарли». Коченеющими пальцами он подписал письмо и умер.

Гражданская война со всеми ее ужасами и страданиями закончилась, и солдаты возвратились домой. Один из них, в оборванной форме, однажды подошел к дому судьи. Солдат походил на бродягу, и слуги не пропустили его в дом. Но он подождал возвращения судьи и протянул ему запачканный клочок бумаги. Судья, думая, что это просьба о помощи, оттолкнул его в сторону, но солдат обратил внимание судьи на подпись. Просчитав письмо, важный судья обнял солдата, ввел его в свой дом и со слезами сказал: «Ты можешь иметь все, что только мои деньги и влияние в состоянии будут дать тебе». Это сделало имя его сына.

В духовной сокровищнице человечества есть одно имя — имя Иисуса. «И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаия 9:6). Это имя заключает в себе все, чем был и есть наш Искупитель — «Я Есмь Сущий».

Отец дал Иисусу имя, превыше всякого имени не только в этом мире, но и в будущем — «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип.2:10).

Наш благословенный Господь сказал: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Иоанн 14:13

Пишущий эти строки не знает большего обещания в Книге Божье чем эти слова Господа: «Если чего попросите… то сделаю…» В этих словах Иисус дал Своим ученикам и всему человечеству одно из богатейших и наиболее ободряющих обещаний Библии. «Если чего попросите…» — не имеет предела. Оно включает все, что имеет Бог. «Все ваше… мир ли, или жизнь, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же Христовы, а Христос — Божий» (1Кор.3:21-23).

Есть только одно условие для этого: «Если чего попросите во имя Мое». Благословенное имя! Это — имя, которое открывает небеса и дает доступ ко всем его богатствам.

Обратите ваши взоры к усеянным звездами небесам, подумайте о всех сияющих там мирах и вспомните, что все это принадлежит нашему благословенному Искупителю. Он имеет неистощимый запас богатств, силы, мудрости и святости для Своих детей. Он может и желает восполнить все наши нужды. Каждый, кто попросит во имя Его с верою, получит.

Имя Христа отражает Его характер. В этом имени — суть Божества. Все, приходящие к Нему с верою, не имеющие беззакония в своих сердцах, получат просимое, согласно Его обещанию.

Но мы должны делать больше, чем только просить во имя Его, мы должны принять Его благословения.

Одна старая женщина жила в большой бедности, всецело завися от милосердия других людей. Однажды она рассказала своим друзьям о сыне, который многократно писал ей из отдаленного штата Америки:

— И вот, — сказала она, — он посылает в своих письмах странны маленькие кусочки бумаги.

И она показала друзьям «странные» для нее бумажки. Это были банковские чеки.

Жить в бедности, имея достаточное количество денег в руках!

Ее имя не было известно в банке, но имя ее сына, человека богатого, было известно. Во имя своего сына она могла брать в банке деньги для всех своих нужд.

Нередко и мы, живя в духовной бедности, не понимаем, что благодаря многомилостивым обещаниям нашего Спасителя являемся обладателями Его великих богатств. Иисус обещал восполнить наши нужды из небесных источников. Он подписал Кровью Свое имя на этих обещаниях.

И теперь мы знаем, к Кому обращаться в наших нуждах. Его имя — это все в Небесном Государстве, и мы можем быть вполне уверены, что всякая наша нужда будет восполнена.

Необходимость молитвы

Иисус Христос является Ходатаем, соединяющим каждую душу с Престолом Благодати. Есть всегда возможность послать весть туда — в присутствие Божие. Это не должно быть исполнением ритуала, когда усталый и полусонный человек повторяет слова короткой молитвы; это продолжительная и прилежная молитва, когда душа тянется в великом молении к Богу.

Люди молитвы — это люди силы. Взгляните на жизнь людей, которые совершили великие дела для Бога, стали успешными приобретателями душ, и вы увидите, что они черпали силы, находясь в общении с Богом в уединенном месте. Джон Уэсли имел специальную «молитвенную комнату», в которой он соединялся с Всевышним прежде, чем обращался к народу. На первой странице своего дневника он записал следующее обещание: «Я решаю посвящать по часу утром и вечером для личной молитвы, невзирая ни на что, и беседовать лицом к лицу с Богом».

Мартин Лютер и его сотрудники были мужами молитвы; они укреплялись ею и одерживали победы. Джон Нокс был знаменит своими прилежными молитвами. И его великий миссионерский вопль был услышан: «Дай мне Шотландию — или я умру!». Королева Мария говорила, что она боится его молитв более, чем всех армий Европы.

Посмотрим также на жизнь сильных людей в Церкви в более близкие к нам времена, и мы найдем, что они были людьми молитвы. О Давиде Бренерде говорят, что «он наслаждался уединением и любил уходить совершенно от мира, чтобы разговаривать наедине с Богом». Будучи один в лесах Америки, он получал свыше подкрепление для работы. Муди был мужем молитвы; в тайном общении с Богом он получал силу приводить людей ко Христу.

При пожаре Фарвелл Холла в Чикаго Муди, потеряв свой приход вместе с большею частью своего земного имущества, отправился в Нью-Йорк с таким чувством, как будто жизнь его разбита надвое. В вагоне поезда он молился, чтобы Бог одарил его силою для большого дела. Его просьбою было: «Сделай меня готовым, Господи! В день проявления силы Твоей сделай меня готовым принять все, что Тебе угодно возложить на меня!» В номере старой метрополитанской rocтиницы, стоя на коленях, он молился тою же молитвою, взывая: «О, Господь, приготовь меня быть сильным в служении, которого Ты ожидаешь от меня!» Вечером к нему пришел его друг. Муди еще стоял с поднятыми вверх руками, полными слез глазами и тихо, надломленным голосом повторял: «О, Господь, останови теперь Свою руку: уже довольно, не надо больше!» И на его молитву последовал ответ. Бог подкрепил его голодную душу, наполнив ее силою. Именно тогда Муди начал чудесное дело евангелизации в Европе и Африке, где новые души льнули ко Христу, как голуби, слетающиеся к своим гнездам, что всегда оставалось тайной для тех, кто сомневался в важности энергичного влияния Духа Божьего.

Биограф архиепископа Лейтона говорил, что «молитва и хвала была его занятием и удовольствием». О епископе Кене вспоминают, что он бывал в общении с Богом каждое утро прежде, чем часы били три. Самуил Розерфорд вставал в четыре утра, чтобы беседовать с Богом. Джон Уэлч, шотландский проповедник, ежедневно проводил много часов в молитве. Когда его жена жаловалась на это, он говорил: «О женщина, я должен ответить за тысячи три душ, но не знаю, как обстоит дело со многими из них». Об Уильяме Брамвелле, который поднялся над окружающими его, «как пламя огня», говорят: «Он почти все время жил на коленях».

Доктор Джодсон запечатлевал Царство Христа и как бы из гранита полагал его основания в сердце Бирмы. Многие люди с большими талантами, способностями и образованием, чем он, не произвели такого влияния; их религиозная работа была похожа на следы в песке, но он выгравировал свою деятельность на алмазе. Секрет его успеха и терпения в том, что он посвящал свое время молитве. Ни один человек не может сделать великого и продолжительного дела для Бога, если это не муж молитвы, и ни один человек не может быть мужем молитвы, если не будет отдавать молитве много времени.

Епископ Д.С.Райл в своей прекрасной книге «Призыв к молитве» вписал, что молитва «была обычаем всех святых, история которых записана в Священном Писании». Молился Иаков, когда был в страхе перед своим братом Исавом. Молился Давид, когда находился в опасности в Кеиле. Молился Езекия, когда получил угрожающее письмо от Сеннахирима. Молилась церковь, когда Петр был посажен в темницу. Молился Павел, находясь в темнице в Филиппах.

Другие бесчисленные случаи, записанные в Библии, показывают силу молитвы. Когда истребляющая буря огня приближалась к Содому, чтобы смести его с лица земли навсегда, Авраам молился. Анна, мать Самуила, молилась, посвящая Богу свое дитя прежде, чем оно родилось. Какой пример для матерей! Когда Израиль готовился встретить филистимского гостя и ожидал неминуемой войны, «Самуил взывал к Господу об Израиле, и Господь услышал его».

В ответ на молитву Илии в час ужасной борьбы с пророками Ваала на высотах Кармила Господь послал огонь с небес и сжег жертву. В наши дни молитва также низводит огонь с небес, как и во дни пророка. Когда враги Даниила добились декрета, который предавал в пасть львов каждого, кто молился, преданный пророк Божий «преклонял свои колена три раза в день, молился своему Богу и славословил Его». Соглядатаи нашли неустрашимого пророка Всевышнего на коленях, молящимся, «как это он делал и прежде того». Но «молитва изменяет дело». Даниил был предан, но Бог послал Ангела Своего заградить пасти львов.

Иисус молился. Когда ночная тьма окутывала землю, удалившись в горы или на море, Он изливал Свои моления к Отцу. Престарелая Анна служила Богу «постом и молитвою день и ночь». То же мы читаем и о «праведном и благочестивом Симеоне, ожидающем утешения Израилева».

Молитва и моления предшествовали Пятидесятнице. Заключенные в римскую темницу, апостолы молились, и место, где они находились, поколебалось. Молитва привела их в соприкосновение с силами неба. Вот почему вместо служения при столах они решили «пребыть в молитве и служении слова».

Хотя грех почти изгладил из натуры человека это святое желание, все же еще цветут цветы в пустыне человеческого опыта, как бы напоминая о времени, когда Бог говорил лицом к лицу с человеком.

Еще остается в сердце человека жажда благоговения и служения Существу более высшего порядка, нежели он сам. Даже дикари имеют некоторое представление о Высшем Начале. Варвары и нецивилизованные расы поклоняются тому, чего не знают. Идолопоклонники поклоняются богам из камня и дерева. Когда альпинист взбирается на вершины Гималаев, он находит здесь молящихся язычников. Когда археолог исследует развалины и вырытые из земли исторические документы деятельности народов, он также находит записи молитв. Мусульманин останавливается и молится, когда слышит призыв муэдзина. Древние греки и римляне молились богам мифологии и воздвигали алтари «неведомому Богу». Индеец, при всей его неразвитости, молится Великому Духу. Маленькие дети также молятся. Молится в одиночестве и уединении старец, когда сила его иссякает.

Молитва — надежда человека от юности и до старости, его последнее прибежище в часы печали и затруднений.

Некоторые заявляют, что не верят в силу молитвы, однако во время бедствия и чрезвычайной физической опасности эти же люди обращаются за помощью к Богу. Когда почва колеблется под их ногами, тогда является желание почувствовать что-либо более устойчивое и продолжительное. Когда на каком-нибудь погибающем «Титанике» любящая жена, молясь, хватается за своего мужа, когда их невинные дети собираются возле них, плача и прося о помощи прежде, нежели обреченный «левиафан» погрузится в последний раз в жадный водоворот океана, из сердца мужа также вырывается молитва. Молитва всегда звучит лучше проклятий.

Когда больному, лежащему на операционном столе, хирург, стоящий со скальпелем в руке, говорит, что он может никогда не проснуться от наркоза, голос его молитвы звучит сладко даже для неверующего. Среди ужасов последних дней, когда содрогнется каждый плод творения, когда земля потонет под ужасным разрушением, произведенным грехом; когда поколеблются горные цепи, а острова с их живым грузом начнут исчезать, — тогда «и цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный» будут прятаться «в пещерах и ущельях гор», умоляя: «падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Откр.6:14-17 ).

Лучше теперь молиться, чтобы в будущем радоваться несказанною радостью. Прискорбно, когда призывают Бога только в крайних случаях или когда люди желают, чтобы Он вывел их из затруднения. Такое призывание Бога во времена опасности соответствует языческому представлению о Боге, когда человек видит в Нем не более, как силу, которую можно, в случае надобности, попросить себе в помощь. Юноша, который разговаривал бы со своим отцом только во время скорби и спрашивал бы его совета только во время большой нужды, который писал бы ему только, когда ему нужны деньги или когда он нуждается в законной помощи, — был бы плохим сыном.

Читатель, молитесь ли вы? Воздвигнут ли ваш семейный алтарь? Молитесь ли вы с вашими детьми и о ваших детях? Или вы посылаете их соприкасаться с грехом и нечестием, не поручив заботе доброго Отца? Не забываете ли вы молиться вообще? Не позволяете ли торопливости и суете жизни заслонить собою ваше общение с Богом? Не упрекает ли вас ваша совесть за пренебрежение к молитве в вашей жизни? Если да, то вы находитесь на скользком пути, и в вашей жизни должно произойти возрождение в отношении молитвы и общения с Богом.

Мы воистину живем в неспокойное время. Каждый час связан с важными событиями. Скоро опустится занавес над историей нашей планеты, и сгущающиеся над горизонтом тучи предвещают бурю небывалой силы. Тьма сгущается. Горе обитателям Земли, ибо сильный и лукавый враг сошел в последней попытке обмануть и погубить души.

Апостольская сила не проявляется в Церкви должным образом. Знамя праведности далеко не на высоте своей. И контакт между душою и Богом не так тесен, как он должен был бы быть. Мы должны принять увещевание Спасителя: «Сказал также им… о том, что должно всегда «молиться и не унывать». «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» и чтобы враг не похитил время, когда мы входим в уединенную комнату и, закрыв за собой дверь, молимся нашему Отцу на небесах.

Молитва является настоятельной потребностью каждой души. Великий апостол призывает нас «непрестанно молиться». Псалмист говорит: «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня».

Мы нуждаемся в молитве. Каждое искушение является призывом искать Господа и просить Его об избавлении. Каждое затруднение повелевает нам молиться о руководстве. Каждое соприкосновение с силами тьмы есть призыв к молитве. Чем темнее час, тем настойчивей должны быть наши молитвы. Каждая скорбь и печаль сердца склоняют нас на колени. Каждое разочарование является призывом молиться о даровании силы, о новом мужестве и надежде. Волны отчаяния прибивают нас к Богу неуклонною верою. В страдании и отчаянии душа воззвала к Богу из глубины своего сердца… и каждый верующий может сказать: «Сей нищий воззвал, — и Господь услышал его (Пс.33:7) и спас от всех бед его».