Тайная молитва

«Ты. же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:6).

В тиши наших жилищ мы беседуем с Богом и слушаем Его голос. С величайшим доверием мы открываем Ему свое сердце. Какое чудесное преимущество!

Тайная молитва — показатель духовной связи с Богом. Есть много внешних форм Богослужения, и их можно видеть у людей, но не так обстоит дело с тайною молитвою. Ни один глаз не видит ее в уединенной комнате, кроме одного только глаза Божьего. Лицемеры и фарисеи редко бывают с Богом в тайном месте. Один человек хорошо,. сказал: «Человек может проповедовать из ложных побуждений. Человек может писать книги, составлять прекрасные речи, казаться прилежным в добрых делах — и все же быть Иудою Искариотским. Но такой человек редко идет в свою «комнату», чтобы излить втайне душу перед Богом, хотя он и кажется ответственным. Господь Сам кладет печать на молитву как на лучшее доказательство истинного обращения. Когда Бог послал Ананию к Савлу в Дамаск, Он не дал ему другого свидетельства о перемене сердца Савла, чем то, которое заключалось в словах: «Он теперь молится» (Деян.9:11).

Мы должны молиться в семейном кругу и не пренебрегать тайною молитвою — жизнью души. Наша душа не сможет подрастать в благодати, пока мы пренебрегаем молитвой. Одной семейной или общественной молитвы недостаточно. В уединении и тиши раскроите свое сердце перед всевидящим и испытывающим оком Божьим. Тайная молитва достигает слуха Того, Кто исполняет моления. И никто посторонний не слышит таких молитв. В тайной молитве душа чувствует себя свободной от окружающей суеты, волнений и соблазна. Спокойной, полной огня пусть будет ваша молитва. Тот, Кто видит тайное, сможет целительным елеем оживить молитву, исходящую из сердца. Посредством спокойной, простой веры душа поддерживает общение с Богом и собирает для себя лучи божественного света, чтобы укрепить и поддержать себя в борьбе с сатаною. Бог — наша твердыня силы.

Молитесь в своей «тайной комнате», и в вашем ежедневном труде наслаждайтесь близостью с Богом. Такой жизнью веры «ходил перед Богом» и Енох. Эти молчаливые молитвы поднимаются как драгоценное благоухание к Престолу благодати. Сатана не может победить того, чье сердце основывается на Боге» (Е.Уайт. «Путь ко Христу». С.102-103).

«Войди в твою комнату и затвори дверь твою». Есть периоды времени, когда мы предпочитаем оставаться одни. Во время подавляющей печали или мучительного горя мы жаждем уединения, чтобы выплакать боль сердца. Так и в тайном общении с Богом нам повелено «затвориться» дверью. В печали мы отворачиваемся от мира и обращаем лице свое к Богу, приближаясь к Создателю миров. Какое возвышенное преимущество для человека! Почему же мы молимся так мало? Рассказывают, что Наполеон перед очередной великой битвой оставался в своей палатке, куда один за другим входили его маршалы и командиры, чтобы пожать ему руку, а затем выйти воодушевленными новым мужеством, твердым решением и желанием умереть за родину. Так и мы, пребывая с Богом в тайном общении, пожимаем руку могущественнейшего Полководца, черпаем в Нем силу для жизненной борьбы.

Какой чудесный пример Иисус оставил нам! Тот, Кто был Богом и не знал греха, часто пребывал в общении со Своим Отцом. Он был не только Мужем скорбей, но и Мужем молитвы. Мы читаем, что «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Марк 1:31). Теснимый множеством людей, которые пришли к Нему, чтобы слышать Его и быть исцеленными, Он чувствовал нужду в божественной силе — и опять «уходил в пустынные места и молился» (Лука 5:16).

Были случаи, когда враги составляли заговор, чтобы погубить Христа, и мы опять читаем: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лука 6:12). Однажды, когда Он молился один, ученики пришли к Нему, и Он начал беседовать с ними о важности молитвы. Какой благословенный пример для последователей Иисуса!

В другой раз Он взял троих Своих учеников и «взошел с ними ни гору помолиться». В то время, как Христос молился, «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лука 9:28-29). Заметьте, что великая перемена произошла именно в то время, как Он молился. Мы также меняемся, когда молимся. Когда Иисус молился, «отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты — Сын Мой возлюбленный; в Tебе Мое благоволение» (Лука 3:21-22). Иисус имел привычку молиться, и небеса отверзались в ответ на Его горячие просьбы. Бог, Который видит тайное, откроет небеса, изольет также и на нас Свой Дух, когда мы молимся. Душа, которая не молится, не может получить благословение с небесною полнотою. Сила от Бога приходит к человеку только в ответ на молитву.

Чтобы Господь услышал молитву, нет необходимости, чтобы она всегда была продолжительной. Как иллюстрацию этого передают трогательнейший рассказ о муже молитвы Бенгеле. Он известен как человек, сильный в вере и молитве. После того, как он стал профессором, один из его земляков, прежний прихожанин, однажды загорелся желанием увидеть его еще раз. Так, после вечернего Богослужение он спрятался в таком месте, откуда мог наблюдать его в неофициальной обстановке. Проходили часы, пришла полночь, но лампа Бенгеля еще горела и перо его двигалось в то время, как он, поворачиваясь постоянно к открытой книге, склонял свою голову над святыми страницами. Все люди уже давно легли спать, а он продолжал искать ответы на нужды других в россыпях небесного золота. Наконец, Бенгель закрыл книгу и встал. «Теперь я услышу, как Бенгель молится, — подумал крестьянин. — что за слова должны быть сказаны! Мое долгое ожидание будет вознаграждено». По Бенгель только поднял свои глаза к Престолу Господа и сказал: «О, Господь Иисус Христос, удали все, что еще стоит между нами».

Кто может утверждать, что эта единственная фраза молитвы, высказанная с детской простотой, прошла незамеченною Богом из-за своей краткости? И хотя действие молитвы не должно измеряться часами, все же истинная молитва — долгая молитва. Чем дольше мы молимся в нашей «тайной комнате», тем короче склонны молиться в обществе. В тайном месте мы должны соединяться с Богом до тех пор, пока не придет победа к душе. Наше несчастье в том, что мы позволяем себе уходить из объятий Иеговы слишком рано. Мы приходим в недоумение раньше, нежели приходит ответ.

Ужасные сражения с искушениями и сильными влечениями сердца известны только Богу и нашей собственной душе. Лишь в тайном месте мы можем смело открыть перед Богом природную испорченность сердца, вбирать на Него с верою и взывать о помощи.

В тайной комнате Мартин Лютер находил силу для своей работы. В Вормсе он должен был встретиться с величественным и блестящим обществом, с могущественнейшими властями земли. От этой встречи зависели великие последствия. Это было критическое время для Реформации. В уединенной комнате, наедине с Богом, Лютер взывал: «О, Всемогущий и Вечный Бог! Как ужасен этот мир! Вот, он открыл свой рот, чтобы поглотить Твоего слугу, а у меня так мало веры в Тебя!.. Как слаба плоть и как могуществен сатана! Если только мир будет в силах заставить меня отказаться от моей веры, тогда все погибло… Пришел мой последний час, мое осуждение произнесено! …О, Боже! О, Боже! О, Боже! Помоги мне выстоять против всей мудрости мира! Сделай это — Ты должен сделать… Ты один … потому что это не мое дело, а Твое …Мне нечего делать здесь, не о чем спорить с этими великими мира сего! Я желал бы видеть мои дни протекающими в мире и счастье. По это — Твое дело… и оно — праведное и вечное. О, Господи! Помоги мне! Верный и неизменный Бог! Ни на одного человека я не могу возложить своей веры. Это было бы напрасно! Все, что приходит от человека, — ненадежно; все, то приходит от человека, — погибает… О, Боже! Мой Бог! Слышишь ли Ты меня, мой Бог, разве Ты мертв?.. Нет, Ты не можешь умереть; Ты только сокрыв Свое лицо! Ты избрал меня для этого дела. Я знаю это хорошо… Действуй тогда, о Боже!.. Встань на мою сторону ради Твоего возлюбленного Иисуса Христа, Который — моя твердыня, мой щит и оплот силы!.

После минуты молчаливой борьбы Мартин Лютер продолжал: «Господи, где Ты? О, мои Бог, где Ты?.. Приди, приди! Я готов … отдать свою жизнь за Твою истину… смиренно, как ягненок. Потому что это дело правосудия, оно — Твое… Я никогда не отделю себя от Тебя — ни теперь, ни в вечности! И хотя бы мир был полон дьяволов, хотя бы мое тело — которое есть дело Твоих рук — было умерщвлено, растерзано, изрезано в куски, превращено в пепел… моя душа — Твоя! Я доверяю Твоему Слову! Моя душа принадлежит Тебе. Она будет жить навеки с Тобою. Аминь!» (Добинье. «История Реформации». Кн. 7. Гл. 8). И Бог услышал молитву Своего слуги, победа для Реформации была завоевана в «тайном месте», независимо от того, какой блестящий строй врагов выступил против нее.

Молитва создает человека. Человек Божий создается в «тайной комнате» причем проповедник столько же, сколько и все другие, должен находить Бога в «тайном месте». Если он не делает этого, у него могут быть глубокие чувства и старательность, но это будут чувства актера и старательность лектора. Проповедник может чувствовать теплоту от вспышки собственных искр, быть в высшей степени красноречивым в своих толкованиях, старательным в передаче продукта работы собственного мозга; профессор может на своем месте подражать огню апостола, мозг и нервы которого как будто заменяют и притворно копируют деятельность Святого Духа. Посредством больших усилий буквы будут гореть и сверкать, как озаренные, но тот блеск и сверкание будут лишены жизни, как поле, усеянное жемчужинами. Мертвый элемент лежит в основе слов, проповедей, дел, поведения, поступков. Большое препятствие находится в самом проповеднике.

Священнослужитель, потерпевший неудачу одержать личную победу в «тайном месте», представляет собою духовного банкрота, неспособного низвести огонь с небес, как это случилось с пророками Ваала. Его служение не оживит сухих костей долины.

Таким же образом каждый христианин должен находить Бога в тайном месте. Если тайная молитва пренебрежена — духовность бледнеет, злые склонности плоти утверждаются, и мы ускользаем от Господа. Только постоянное общение с Богом делает для нас безопасным нападение врага.