Ранний и поздний дождь

Бог неизменно хочет в изобилии даровать Святой Дух как отдельному верующему, так и Церкви в целом. И когда у нас имеет место подлинная жажда этого небесного благословения, когда ощущается искреннее желание, рожденное осознанием своей нужды, Господь исполняет Свои обетования. Христос постоянно говорил, что Отец готов наделить людей даром Святого Духа. Он говорил: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Который имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:37-39).

Нас должен вдохновлять тот факт, что Иисус, говоря о даровании верующему Святого Духа, использует метафоры и символы, выражающие идею полноты, богатства и избытка.

Чтобы объяснить Свой замысел, Бог обращается к обычному явлению, имеющему место в Палестине, — к дождю. «Как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6:3). Обычно в странах Востока вскоре после посевной проливался ранний дождь, благодаря которому семена начинали прорастать; что касается позднего дождя, то он выпадал незадолго до сбора урожая, способствуя его наиболее полному созреванию.

Излитие раннего и позднего дождя Святого Духа касается не только отдельного христианина, но прежде всего Церкви в целом.

Ранний дождь в историческом контексте

Итак, символически ранний и поздний дождь имеют два аспекта.

Говоря о Церкви и ее истории, необходимо отметить, что ранний дождь излился вдень Пятидесятницы, а также изливался во все оставшееся время апостольской эпохи, тогда как поздний будет излит в последние дни, чтобы содействовать окончательному созреванию урожая.

В то же время и в опыте отдельного человека имеет место ранний и поздний дождь, но этой темы мы коснемся позднее.

Исполнившись Духа Божьего, пророк Иоиль писал: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил. 2:28, 29).

Во 2-й главе Деяний святых Апостолов описано чудесное исполнение этого пророчества: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4). Результаты чудесного излития, сопровождавшегося даром говорения на различных языках, сказались на завершающей стадии подготовки Петра и других апостолов к духовному служению, когда каждый из них заговорил на другом языке. «Святой Дух сделал для них то, чего они не сумели бы достичь сами за всю свою жизнь» (Деяния апостолов, с. 39, 40).

Таким образом, благодаря раннему дождю Духа ученики получили окончательную подготовку, которая была им необходима для совершения дела всей их жизни. Благодаря новому языку, которым они овладели под воздействием Духа, с этого момента речь их стала «чистой, простой и точной», а слова находили прямой доступ к потаенным уголкам души. Предрассудки исчезли, людей, пришедших на ежегодное празднество в Иерусалим с разных концов земли, Святой Дух убедил в том, что распятый Христос — это Сын Божий, Мессия, что Он воскрес из мертвых и может даровать вечное спасение всем, кто примет Его. В тот же день три тысячи человек приняли Иисуса, крестились и присоединились к зарождающейся Церкви.

Такие чудеса происходили не только в Палестине — Евангелие потрясло самые отдаленные уголки мира. Работа Духа была такой действенной, что многие, поначалу ярые противники благовестия Иисуса, стали Его самыми бесстрашными глашатаями.

Обетования позднего дождя

Согласно Божьему замыслу, пророчество Иоиля об излитии Духа (см. Иоил. 2:23, 28-31) предполагает два исполнения: первое совершилось в день Пятидесятницы, а второе — более изобильное — должно стать последним дождем. «Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, и это обетование относится к нам так же, как и к первым Его ученикам» (Желание веков, с. 672).

В 1892 году Е. Уайт писала: «Сегодня необходимо, чтобы ваш сосуд был чистым, готовым к принятию небесной росы, к обильному излитию позднего дождя, ибо он скоро прольется и Божье благословение наполнит всякую душу, очищенную от вечной скверны. Сегодня нам надо вручить наши души Христу, чтобы подготовиться ко времени, когда мы обновимся присутствием Господа, — подготовиться к крещению Святым Духом» (Избранные вести, т. 1,с. 191).

«Как «ранний дождь» при сошествии Святого Духа был послан в начале распространения Евангелия для того, чтобы взошло драгоценное семя, так и «поздний дождь» будет излит в конце времени для созревания жатвы» (Великая борьба, с. 611).

Сравнив ранний дождь с поздним, мы увидим, что второй гораздо обильнее первого. Население растет столь стремительно, что работа, которую теперь надо совершить, с человеческой точки зрения кажется безмерной. Чтобы задача, на первый взгляд кажущаяся невыполнимой, не обескуражила нас, нам дано Божественное заверение. «При завершении великого дела Евангелия сила Божья должна проявляться так же, как при его начале» (Великая борьба, с. 611). «Излитие Святого Духа в день Пятидесятницы было лишь ранним дождем; поздний же дождь будет более обильным» (Наглядные уроки Христа, с. 121).

Во время позднего дождя Святой дух будет действовать с такой силой, что убедит многих, кто в ином случае не ответил бы на него. Неверующие признают истину и с радостью ответят на призыв.

«Эта весть будет распространяться не столько человеческой мудростью, сколько глубоким убеждением Духа Божьего. Доказательства уже были даны. Семя было посеяно, и теперь оно взойдет и принесет плоды. Книги, распространенные миссионерами, уже оказали свое влияние, однако многим людям, на которых истина произвела впечатление, что-то помешало до конца понять и принять ее. Теперь же лучи света проникают повсюду, истина ясно открыта, и искренние дети Божьи разрывают узы, связывающие их. Родственные связи, обязанности перед Церковью будут бессильны остановить их. Истина станет драгоценнее всего остального. Несмотря на сплоченные силы противников истины, большое число обращенных перейдет на сторону Господа» (Великая борьба, с. 612).

Интересно, что Святой Дух не будет участвовать в исполнении задачи, возложенной на людей. Люди излагают свои доводы, распространяют книги; Святой Дух заставит семена произрасти, убеждая каждого человека выбрать Христа, несмотря на человеческие узы и социальные или религиозные предрассудки.

Цель позднего дождя

Согласно Деян. 1:8, крещение Святым Духом конкретного человека предназначено для более действенной проповеди Евангелия. Во время последнего дождя Дух прольется на всю Церковь в целом, давая возможность урожаю созреть, а Божьему народу — выполнить задачу, которая в противном случае оказалась бы для него совершенно непосильной. I

Пророчество из Откр. 18:1-4 раскрывает перед нашим взором картину, изображающую, как под действием Духа Божьего работа завершается великой славой. «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с-неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его» (18:1). По всей земле люди услышат призыв: «Вый-ди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18:4).

До сих пор различные препятствия и предрассудки мешают бесчисленному множеству людей полностью принять весть третьего Ангела, однако Святой Дух, Который обильно изольется во время позднего дождя, будет обладать столь убедительной силой, что многие, освободившись от надуманных препятствий, примут истину. Правда, найдутся люди, которые будут ясно видеть истину, но не захотят принять ее.

Дети Божьи, подготовившиеся к позднему дождю, примут Его с радостью, и Дух властно наполнит их. Те же, чей опыт окажется поверхностным, у кого возникнут сомнения относительно исполнения важнейшей евангельской задачи, будут лишены радости участия в этой работе. Они недостойны неба.

Помимо первой основной цели, стоящей перед поздним дождем, то есть завершение Божьей работы на земле (см. Великая борьба, с. 611), существует еще одна важная цель. Поздний дождь дает детям Божьим с победой пережить время скорби и бедствий. По словам Е. Уайт, его цель заключается в том, чтобы «подготовить святых ко времени излития семи язв» (Ранние произведения, с. 86; см. также Библейский комментарий, т. 7, с. 984).

Нельзя забывать ключевой фактор в деле распространения Евангелия, а именно ту роль, которую играют наши публикации (см. Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 140; Евангелизм, с. 693). Журналы, брошюры и книги доходят до отдаленных мест, куда могут попасть только они, доказывают влияние на людей, которые никогда не смогут прийти на евангельское собрание. Кроме того, есть еще один положительный момент: книгу или журнал человек может читать не торопясь, возвращаясь назад и перечитывая с тем, чтобы как следует понять написанное. Сегодня наши публикации могут какое-то время пылиться на полках, но во время позднего дождя Божий Дух, серьезно воздействуя на умы людей, заставит искать их и тщательно изучать.

Готовность Бога послать поздний дождь

Прекрасное обетование Иисуса должно убедить нас в том, что Бог искренне желает даровать Своим детям Святого Духа: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13).

Обычно о позднем дожде мы говорим как о важном событии, которое должно совершиться в будущем, полагая, что мы ничего не можем сделать для приближения этого особого времени.

«Некоторые люди вместо того, чтобы мудро использовать имеющиеся возможности, праздно ожидают наступления особого времени духовного обновления, которое в значительной мере усилит их способность просвещать других. Они пренебрегают имеющимися обязанностями и преимуществами, не давая своему свету разгореться и ожидая времени, когда без каких-либо личных усилий они воспримут особое благословение, благодаря которому преобразятся и станут пригодными совершать служение» (Христианское служение, с. 255).

Предположение о том, что поздний дождь — дело будущего, крайне ошибочное. Если бы Церковь воспользовалась своими возможностями, если бы народ Божий должным образом подготовился и активно провозглашал евангельскую весть, поздний дождь уже пролился бы и Христос давным-давно пришел бы в этот мир. «Люди лишены благодати Божьей не потому, что Бог удерживает ее… Если бы все желали этого, все исполнились бы Духом» (Деяния апостолов, с. 50). «Сошествие Святого Духа на Церковь мы ожидаем в будущем, однако у Церкви есть преимущество обладать Им уже сейчас» (Евангелизм, с. 701). «Мы живем в эпоху, когда Святой Дух особенно силен. Он распространяется с помощью людей и тем самым увеличивает Свое влияние в мире» (Христианское служение, с. 251).

Почему это еще не произошло?

Почти все Божьи обетования, данные человеку, предполагают наличие определенных условий, и не потому, что Бог капризен или же хочет затруднить обретение небесных благословений. Все дело в том, что выполнение этих условий создает для нашего сердца и ума такое положение, когда мы можем воспользоваться духовными благами, о которых просим.

Коль скоро мы хотим получить какое-нибудь благословение в результате обретения Божьих даров, значит, мы должны чувствовать большую потребность в этих дарах и с готовностью принимать в свое сердце Христа и Его Дух. Однако порой наша жизнь оказывается наполненной чем-то иным, и для Божественного присутствия просто не остается места. Нельзя одновременно служить Богу и миру. «Кто не со Мною, — сказал Иисус, — тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Если наш ум заполнен суетными интересами, эгоистическими устремлениями или желанием достичь силы и превосходства (даже в Божьей работе), тогда Христос не сможет воссесть на престол нашей жизни. Мы не можем ожидать присутствия Духа или Божьих благословений, когда над нами властвует нечистота, непрощенный и неоставленный грех, гордость, самодовольство или озлобленность.

Говоря о Святом Духе, Е. Уайт подчеркивает, что Он дается при определенных условиях: «Он готов даровать его каждой душе по мере ее способности принимать» (Желание веков, с. 672).

«Для работы Духа в сердце человека необходимо желание последнего и стремление обрести новую природу» (Наглядные уроки Христа, с. 411).

Всю следующую главу мы посвятим рассмотрению тех важных условий, соблюдение которых необходимо для принятия позднего дождя.

Личный опыт раннего и позднего дождя

Ранний и поздний дождь символизирует воздействие Святого Духа на нашу жизнь. Пророк Осия писал: «Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6:3). В переводе короля Иакова сказано: «Как поздний и ранний дождь».

В данном стихе использована прекрасная метафора, показывающая возрастание христианского опыта. Прежде всего здесь содержится призыв: «Итак, познаем, будем стремиться познать Господа». Иными словами, познание Господа постепенно и постоянно возрастает. Далее говорится: «как утренняя заря — явление Его» (то есть присутствие Господа в нашей жизни). Подобно тому, как солнце встает на востоке утром и к полудню приходит в зенит, Божья благодать и действие Святого Духа, совершающееся в нашей жизни, способствуют нашему постоянному духовному росту. Затем используется символ раннего и позднего дождя. Ранний дождь символизирует первую стадию христианской жизни. Убеждающая сила Святого Духа приводит к покаянию, прощению и оставлению греха. Постоянное присутствие Святого Духа способствует рождению свыше, очищает душу и преображает жизнь. Эта работа совершается изо дня в день и наполняет всю нашу жизнь.

Чтобы христианин мог постоянно получать ранний дождь, ему необходимо использовать возможности, предоставленные небом: исследовать Слово, молиться и быть деятельным свидетелем.

Совершая Свою работу над христианином, переживающим личный опыт раннего дождя, Святой Дух подготавливает его к восприятию всей Своей полноты в позднем дожде. «Мы могли бы иметь определенную меру Духа Божьего, но, молясь и веруя, нам надо постоянно стремиться к более полному обретению Его. Наши попытки никогда не должны прекратиться. Если мы не движемся вперед, если не стремимся к принятию раннего и позднего дождя, мы погубим наши души, и чувство вины будет преследовать нас» (Свидетельства для проповедников, с. 508).

Затем Е. Уайт разъясняет эту мысль подробнее: «Многим в значительной мере не удалось воспринять ранний дождь. Они не достигли всех тех благ, которые Бог таким образом приготовил для них… Работа, которую Бог начал в человеческом сердце, давая Свой свет и познание, должна постоянно продолжаться. Каждому человеку необходимо осознавать свою нужду. Из сердца необходимо удалить всякую скверну, и его надо очистить для принятия Духа. Именно благодаря исповеданию и оставлению греха, благодаря серьезной молитве и посвящению себя Богу первые ученики подготовились к излитию Святого Духа в день Пятидесятницы. Та же самая работа, только в большей степени, должна быть проделана ныне… Ни в коей мере нельзя пренебрегать благодатью, посылаемой с ранним дождем. Только живущие в соответствии с обретенным светом получат еще больший свет. Если мы не будем каждый день продвигаться вперед, являя собой пример деятельных христианских добродетелей, мы не сможем почувствовать проявлений Святого Духа в позднем дожде. Он будет изливаться на наши сердца, но мы не узнаем и не примем Его» (там же, с. 507).