Как подготовиться к кризису: часть первая

Мы обнаруживаем поразительную параллель между тем, что произошло с Енохом, и тем, как Бог намеревается поступить со Своим народом сегодня. Короткое высказывание из Книги Бытие: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24) резюмирует историю жизни этого патриарха. Новый Завет добавляет к данной картине несколько штрихов: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11:5).

Подобно тому как перед потопом, уничтожившим грешников, населявших мир в ту пору, Бог взял Еноха живым на небо, во время Второго пришествия Иисус возьмет на небо праведников живыми и сделает это прежде, чем огонь обрушится на землю.

Мы принадлежим к уникальному поколению. Властным проявлением Своей силы Бог освободит тех из Своего народа, кто останется жив, пройдя через драматические события последнего часа. Господь преобразит их в одно мгновение и вознесет на небо вместе с Собой и святыми ангелами.

Однако прежде искупленным надо стать причастниками того же духовного состояния, которое было присуще Еноху. Его жизнь символизирует жизнь последнего поколения Божьего народа. Е. Уайт писала: «Благочестивый характер этого пророка [Еноха] олицетворяет собой святость жизни «искупленных от земли» (Откр. 14:3) во время Второго пришествия Христа» (Патриархи и пророки, с. 88, 89).

Чуть ранее она поясняет, что значит ходить пред Богом: «»Ходил Енох пред Богом» не в состоянии исступления и не во власти видений, но исполняя все повседневные обязанности своей жизни. Он не стал отшельником, не ушел от людей, потому что должен был в мире трудиться для Бога. И в своей семье, и в обществе он был стойким, неколебимым слугой Божьим как муж и отец, друг и гражданин» (там же, с. 85).

Опыт, пережитый Енохом, во многих отношениях схож с нашим. Продолжая краткое, но красноречивое описание его жизни, представленное в Библии, Е. Уайт говорит: «Енох обладал сильным, незаурядным умом и обширными познаниями. Он был удостоен особенных откровений от Бога. Но, несмотря на свое беспрерывное общение с небом и никогда не оставлявшее его чувство Божественного величия и совершенства, он был самым смиренным человеком на земле. Чем теснее становилась его связь с Богом, тем глубже он проникался сознанием собственного несовершенства и слабости. Подавленный растущим беззаконием богоотступников, Енох… много времени проводил в одиночестве, предаваясь размышлениям и молитве… Для него молитва была дыханием жизни, он жил в атмосфере самого неба» (там же, с. 85).

Обладая сильным, незаурядным умом и обширными познаниями, Енох имел подготовку, ставившую его вровень с хорошо образованным человеком нашего поколения. Удостоенный особых Божьих откровений, он чем-то напоминал Церковь адвентистов седьмого дня, обильно наделенную откровениями и наставлениями, которые Бог дал через Елену Уайт. Подавленный растущим беззаконием людей своего времени, Енох жил в эпоху, схожую с нашей. Бог открыл ему, что потоп уничтожит все живое на земле, и точно так же Он предупреждает нас, что мир сгорит в огне.

Скрупулезно исполняя обязанности отца и гражданина, Енох жил праведной жизнью. Он чувствовал, что Бог поможет ему стать живым свидетельством перед ближними, и много времени и сил посвящал делам благочестия. Несмотря на благочестивую жизнь, Енох остро осознавал собственную слабость и несовершенство.

И Бог взял его.

Как нам в нашей жизни достичь такой же святости, такого состояния, которое позволит Богу причислить нас к ста сорока четырем тысячам, запечатлеть нас и взять с Собой домой так, чтобы мы не познали смерти?

В предыдущих главах мы упомянули несколько факторов, дающих нам возможность достичь особого состояния, необходимого для того, чтобы стать Божьими избранниками перед возвращением Христа. В двух следующих главах мы обратим на них особое внимание.

Время с Богом

Ученики трудились изо всех сил, выполняя поручение Христа, а после возвращения из миссионерского путешествия Он пригласил их уединиться с Ним в пустынном месте. Ученикам нужно было не только немного отдохнуть, но и найти место для более тесного общения со Спасителем. «Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк. 6:31). Общаясь с будущими апостолами в уединенной обстановке, Иисус мог свободно разговаривать с ними, исправлять их ошибки, ободрять и наделять силой для той великой задачи, которую им вскоре предстояло выполнять.

Подобно ученикам, мы тоже нуждаемся в общении, необходимом нам источнике сил, утешения и мудрости. Для любого из детей Божьих жизненно важно иметь драгоценные мгновения сокровенного общения с Ним. Среди жизненной суеты и тревог, даже выполняя Божью работу, каждый христианин должен посвящать время уединенным молитвам.

Эту мысль иллюстрирует и мягкий упрек Учителя в адрес суетной и озабоченной Марфы: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:41, 42).

Каждый из нас должен иметь благую часть, которая не отнимется, то есть, подобно Марии, спокойно сидеть у ног Иисуса, общаясь с Ним.

Крайне важное значение имеет временной фактор. Подобно Еноху, часами пребывавшему наедине с Богом, нам тоже надо посвящать Ему достаточно времени. Мы живем в суетный век, многие проблемы требуют нашего внимания, и мы стараемся все делать быстро. Наши встречи коротки, так же как презентации, статьи и интервью.

Однако даже в наши дни кое-что требует времени. Молодым людям, почувствовавшим интерес друг к другу, необходимо время, чтобы наладить отношения. Влюбившись в девушку, молодой человек стремится как можно дольше находиться рядом с ней. Ухаживая за ней, он не смотрит на часы, да и она не делает этого. Чем больше времени они проводят вместе, чем глубже общаются между собой, тем лучше узнают и выше ценят друг друга, и тем сильнее становится их любовь.

«Всем нам было бы очень полезно каждый день проводить один час в размышлении о жизни Христа, — пишет Е. Уайт. — Мы должны изучить ее во всех деталях, представляя каждый эпизод, а особенно заключительные события. Итак, если мы сосредоточим свое внимание на Его великой жертве за нас, то наше доверие к Нему будет постоянным, наша любовь — живой и мы глубоко проникнемся Его духом. Если мы хотим наконец быть спасенными, то должны научиться покаянию и смирению у подножия креста» (Желание веков, с. 83).

Пусть Бог вселит в нас готовность отбросить ненужные, второстепенные житейские дела и больше времени посвящать ежедневному общению с Ним. Только тогда мы обретем силы побеждать в жизненных битвах и готовность вместе со Спасителем войти в небесные обители.

Наедине с Богом

Это был напряженный и утомительный день. Час за часом бесконечная вереница больных и страждущих в поисках утешения и исцеления тянулась к скромному жилищу, в котором остановился Христос. И каждый выходил от Него успокоенным и исцеленным. Никогда прежде Капернаум не переживал такого чудесного дня.

Наконец поздно ночью, оказав помощь огромному числу людей, Иисус лег спать, однако час за часом Он не мог сомкнуть глаз. Когда ночная тьма еще окутывала город, Учитель, «встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1:35).

Он знал, что Его ждет новый день, со всеми его событиями, проблемами, обязанностями и искушениями и, всецело полагаясь на Отца, воспользовался тихим предрассветным часом, чтобы побыть наедине с Ним. По Своему опыту Христос знал, что общение с Богом придаст Ему силы. Так же надо поступать и нам. Чтобы семейная жизнь была счастливой, необходимо проводить семейные богослужения, являющиеся залогом этого счастья. Богослужение в церкви или в малой группе также является богатым источником духовной силы, необходимой для христианского возрастания, но и час семейного благочестивого уединения с Богом совершенно необходим. Каждый христианин должен предаваться уединенным размышлениям и наедине беседовать со своим Отцом.

Именно во время уединенного пребывания с Богом Иаков одержал свою великую победу, когда ощутил Божественное прикосновение и получил новое имя. Савл совершенно по-новому взглянул на жизнь и обрел иную цель после того, как три дня провел с Богом, встретившись с Иисусом на пути в Дамаск. У него, ослепшего, появилось достаточно времени поразмышлять над библейскими отрывками, в которых говорилось о Первом пришествии Христа. Он слышал только голос Святого Духа.

Оставшись наедине с Богом, Илия услышал «веяние тихого ветра»: это был Святой Дух, обращающийся к его сердцу и вселяющий в него мужество и надежду. Мы гораздо лучше слышим голос Духа, если все вокруг безмолвствует.

Когда мы беседуем с Богом во время семейного или общественного богослужения или разговариваем с Ним во время наших церковных собраний, наша беседа ограничена временными рамками. Однако пребывая наедине с Отцом и творя тихую молитву, нам не нужно беспокоиться о том, сколько времени прошло. Если мы чувствуем, что нам надо полчаса, Бог будет внимательно слушать нас, но даже если мы проведем с Ним всю ночь, размышляя и молясь о своих духовных проблемах или прося за кого-нибудь, Он все равно останется с нами.

Кроме того, нам не нужно беспокоиться о теме беседы. Есть проблемы, которые мы не станем обсуждать с самым лучшим другом, с мужем или женой, но, беседуя с Иисусом, мы можем ощутить себя совершенно свободными и готовыми открыть Ему свое сердце.

Удовлетворяет ли нас наша христианская жизнь? Продолжаем ли мы ощущать пустоту в сердце? Действительно ли мы стремимся обрести более возвышенное общение с Богом? Быть может, нам надо больше силы и Духа? Ответ мы найдем у ног Иисуса, наедине с Богом.

Каждый день с Богом

Помимо особой диеты и соответствующего ухода больной диабетом должен всегда иметь при себе таблетку или шприц с инсулином. Медицина до сих пор не может изличить эту болезнь, однако если человек имеет при себе инсулин, он каждый день может жить нормальной полноценной жизнью. Если в какой-то день инсулин кончится, состояние больного может внезапно ухудшиться, а запоздалая помощь приведет к смерти.

Точно так же каждый из нас получил от Адама неизлечимую болезнь греха, и нам надо изо дня в день бороться со своей греховной природой. Унаследованные и приобретенные немощи и недостатки характера (унаследованная греховность) каждый день угрожают нам, и поэтому совершенно необходимо ежедневно «принимать» соответствующую «дозу» Божьей силы, чтобы освободиться от болезни греха. Жизнь христианина — это постоянная битва и постоянный подъем по восходящей без какой-либо передышки или отступления.

В 7-й главе Послания к Римлянам описана отчаянная борьба человека, причем не только до обращения, но и после него. До тех пор, пока мы находимся в греховной плоти, а это продолжится до Второго пришествия Господа, мы будем постоянно нуждаться в обновлении нашего послушания и укреплении связи с Христом. Опыт, описанный в Рим. 8:1-3, повествует о человеке, который, веруя во Христа и посвящая себя Ему, освободился от закона греха в результате одержанной победы, а не только прощения. Этот опыт не может совершенно упразднить нашу борьбу с грехом, своим эгоистичным «я» и сатаной, борьбу, о которой говорится в Рим. 7:24.

Мы знаем, что единственная возможность превратить драму человеческого отчаяния и несостоятельности, о которой говорится в 7-й главе, в исполненную славы победу, описанную в восьмой, — это завет веры, с помощью которой мы предаемся в руки Непобедимого Победителя, Самого Иисуса.

Он ждет, чтобы мы дали Ему возможность руководить нашей жизнью, участвовать в наших сражениях и завоевывать для нас победу. Однако нам надо каждое утро обновлять наш завет веры и преданности, пока Божий Дух обращается к нам в исследовании Божьего слова и уединенной молитве.

«Я каждый день умираю», — писал апостол Павел (1 Кор. 15:31). Каждый день нам надо черпать из вменяемой нам праведности Христа и получать новые силы, которые дает нам Божье присутствие. Каждый день нам надо обновлять личную связь с Небом. Если наша благочестивая жизнь и молитва не отличаются постоянством, мы не можем чувствовать себя в безопасности. «Изо дня в день Господь наставляет Своих детей… От того, как мы ведем себя в повседневных испытаниях, будет зависеть, победим ли мы или потерпим поражение в кризисное время… Только понимая свою собственную слабость и постоянно взирая на Иисуса, мы можем пребывать в безопасности» (Желание веков, с. 382).

Каким образом мы можем получить опыт безгрешной жизни? Писание дает ответ: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (1 Ин. 3:6). «Пока мы едины с Ним через веру, грех не имеет над нами власти. Господь посредством нашей веры ведет нас к тому, чтобы мы доверились Божественности Христа и благодаря этому достигли совершенства» (Желание веков, с. 123).

Познание Христа через Слово

Собравшиеся толпились в актовом зале, с волнением ожидая начала лекции. Все классные комнаты и коридоры Школы философии и литературы при университете Буэнос-Айреса были переполнены. Встречу решили организовать в форме публичного выступления. Никогда за всю историю существования школы в ее стенах не собиралась такая огромная аудитория образованных слушателей. Что произошло? Оказывается, с лекцией приехал знаменитый писатель и философ из Испании. Многие ли встречали этого оратора прежде? Нет, лишь единицы из собравшихся когда-то видели его, однако все очень хорошо были наслышаны о нем и поэтому сочли необходимым приехать из различных районов огромной столицы и ее окрестностей. Но как люди узнали о писателе, если никогда прежде его не видели? Они читали и анализировали его книги и были хорошо знакомы с теориями и идеями знаменитого мыслителя. Восхищаясь этим человеком, они видели в нем личность и ощущали сильное влияние его философии.

Чтобы христианин мог обрести жизненно важный опыт, ему надо по-настоящему узнать Христа, узнать как своего личного Спасителя, Учителя, величайшего Друга, как Господа своей жизни и как единственный источник духовной силы. В этом личном познании Христа сокрыта истинная тайна вечной жизни. «Сия же есть жизнь вечная, — сказал Христос, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Познание Христа на опыте является столь важным, что апостол Павел пишет: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего». Несколькими строками ниже он выражает свое стремление к этому познанию, говоря, что желает «познать Его» (Флп. 3:8, 10). Павел познал Иисуса настолько хорошо, что, по сути дела, полюбил Его всем своим существом, выразив личный опыт такими бессмертными словами: «Для меня жизнь — Христос» (Флп. 1:21).

Можем ли мы сказать, что в своем духовном развитии достигли такого же уровня? Является ли Христос средоточием нашей жизни? Можем ли мы не кривя душой сказать: «Для меня жизнь — Христос»? Или, быть может, смысл нашей жизни заключается в чем-то или ком-то еще?

Однако главный вопрос состоит в следующем: каким образом мы можем достичь столь полного и чудодейственного познания Христа и Его спасительной силы?

Во-первых, это возможно благодаря чтению Его Слова и размышлению над ним. Люди, собравшиеся в Буэнос-Айресе, знали лектора, хотя видели его лишь немногие. Они «видели» писателя в его книгах. Точно так же мы «видим» Иисуса и познаем Его в Его Слове: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Слово Божье столь могущественно, что псалмопевец, видя в нем тайну победоносной жизни, молился: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). То же самое имел в виду и Иисус, когда говорил своим ученикам: «Пребудьте во Мне… ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4, 5). Здесь же Он указывает, каким образом мы можем пребывать в Нем: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут…» (Ин. 15:7). Слово имеет силу, потому что оно едино с Самим Христом. Иисус пребывает в Своем Слове. Христос — это Слово, ставшее плотью, а Слово — это Иисус, начертанный на страницах Библии. Подобно тому как каждый день мы едим, чтобы не потерять силы, так же ежедневно нам надо питаться Словом Божьим, нашим Небесным Хлебом.

Двухсторонняя связь

В марте 1947 года мы направлялись из Аргентины на учебу в семинарию, которая в ту пору находилась в Вашингтоне, и заодно нам предстояло познакомиться с другими нашими учреждениями. Вторая мировая война только что закончилось. Путешествия по воздуху, тогда еще не очень распространенные, стоили дорого, и пассажирские лайнеры летали нерегулярно. Поэтому нам пришлось сесть на американское грузопассажирское судно. Во время путешествия мы подружились с офицером, отвечавшим за связь.

«Я читал, что на «Титанике» трагедия произошла в полночь, — сказал я ему однажды. — Ближайший корабль, который мог бы прийти на помощь, не принял сигнал бедствия. Случилось так, что как раз в это время радист покинул свой пост и пошел спать. Что будет, если нечто подобное произойдет сегодня?»

«Пойдемте со мной, — ответил он. — Я покажу вам нашу аппаратуру. Если сигнал бедствия поступит в полночь и на вахте никого не будет, высокочувствительный прибор объявит тревогу. Сигнал раздастся в рубке лоцмана и в моей каюте. Как вы видите, такой сигнал невозможно пропустить».

Когда христианин желает пообщаться с Богом, будь то кризисная ситуация или обычная ежедневная молитва, он абсолютно уверен, что его «сигнал» обязательно дойдет до Небесного Отца. Возможно, Господь не раз хотел обратиться к нам, но Его весть не доходила до нас, потому что наше сердце не было настроено на Его волну.

Через молитву нам нужно общаться с Богом так же естественно, как ребенок разговаривает со своим отцом. Чтобы возрастать в христианском опыте, мы должны слушать, что Бог говорит нам в Своем Слове. Изо дня в день, каждый миг нам надо полагаться на Святого Духа. Независимо от того, сколь высокое положение мы занимаем и как много лет пребываем с Господом, независимо от нашего звания и положения нам необходимо ежедневно общаться с Ним в молитве и заниматься исследованием Его Слова. Мы должны заново наполнить наше сердце елеем Духа, зарядить душу небесной силой, каждый день обновляя запасы этой силы. Мы не можем рассчитывать на победу, если ежедневно не уделяем время молитве, не изучаем Слово Божье и не предаемся уединенным благочестивым размышлениям. Наша ветхая природа как бы прячется в тень, готовая заявить о себе в любой момент, если вдруг мы поведем себя легкомысленно. Она постоянно стремится возобладать над нами. Каждый день, каждый час нам нужно вновь предаваться Христу и полагаться на Него.

Тайна величия Христа и Его победы крылась в молитве. Если бы Христос не молился так, как это умел делать только Он, Он бы не жил так, как жил. «Сокровенная молитва, молитва во время работы, молитва во время прогулки, молитва в ночные часы, сердечные желания, неустанно возносимые к Богу, — наше единственное спасение… Нам надо взирать на Христа. Надо сопротивляться, как сопротивлялся Он, молиться, как Он молился, и бороться изо всех сил, как Он боролся, чтобы добиться того, чего добился Он» (Ревью энд Геральд, 8 ноября 1887 г.).

Исследование Слова и молитва — вот два необходимых условия победы, поскольку они приводят нас к тесной связи со Христом. Христос же — это единственный источник победоносной торжествующей жизни. Между нами и Христом должна существовать такая же прочная связь, какая существует между ветвью и лозой (см. Ж 15:4-7).

Волшебная формула духовного успеха такова: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27). Устремляя свой взор на Иисуса, Альфу и Омегу нашей веры, созерцая Его красоту, совершенство и любовь, мы уподобляемся Ему и отображаем в себе Его образ. Давайте же путем ежедневного личного общения с Богом учиться полностью сливаться с Тем, Кто есть наша единственная надежда на победу.