Суть Лаодикийской вести

Несмотря на прогресс в области медицины, достигнутый за последние несколько десятилетий, несмотря на новейшие методы лечения заболеваний, все равно существуют физические недуги, которые медицина исцелить не в силах. «Мы ничего не можем сделать, — приходится подчас говорить врачу. — Единственное, что в наших силах, это облегчить боль». Испытываешь тягостное чувство, видя, как безнадежно больной чахнет в постели и мало-помалу без всякой надежды на выздоровление приближается к неизбежному концу.

Однако в нашем случае, когда речь идет о вести, обращенной к Лаодикийской церкви, мы имеем дело с Божественным Врачом. Обладая всеми небесными средствами, Он имеет возможность поставить безошибочный диагноз и полностью исцелить любой духовный недуг.

Самая важная часть Лаодикийской вести заключается в ее положительном аспекте, на который мы подчас не обращаем внимания. Определив недуг, одолевший Церковь, величественный Врач дает рецепт избавления от него. Однако лекарство по этому рецепту можно получить только в Божьей «аптеке».

Мы подробно изучим три компонента Божественного лекарства и узнаем, что они собой представляют, каким образом можно получить их и как применить, чтобы достичь благословенных результатов. Однако прежде обратим внимание на загадочное выражение, предваряющее сам «рецепт». Вся формула содержится в 18-м и 19-м стихах 3-й главы.

«Советую тебе купить у меня»

«Советую тебе купить у Меня», — говорит Христос. Если бы мы имели дело с обычным доктором, сказавшим такие слова после общего осмотра и постановки диагноза, мы, наверное, усомнились бы не только в его порядочности, но и в мудрости и правдивости. Мы решили бы, что он просто-напросто наживается на пациентах, используя свою профессию для сколачивания капитальца в ущерб практике.

Однако в данном случае Христос хочет сказать, что пациент, страдающий болезнью духа, должен предельно сильно желать получить выписанное лекарство и ради этого не жалеть сил. Бездеятельность в данном случае совершенно недопустима.

Желая избавиться от физического недута, пациент должен быть откровенным с врачом, поверить в его медицинские познания, осознать свою полную беспомощность и решиться как можно лучше исполнять его предписания. Ради обретения духовного исцеления грешнику необходимо поступать точно так же. Только тогда он из безразличного, поддавшегося самообману, порочного человека превратится в истинного сына Божьего — деятельного, полного жизни, смиренного, совершенно здорового, с характером, пригодным для небес.

Ветхозаветный пророк так свидетельствовал о Божьем даре милосердия: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55:1). Мы видим, что Исайя употребляет тот же глагол «покупать», имея в виду обретение воды жизни, вина Святого Духа и молока Божьего Слова. Однако пророк ничего не говорит о деньгах, не о них здесь речь.

И тем не менее нам придется платить. Ситуацию поясняет Павел, говоря: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). Каждый должен иметь сильное желание и деятельную готовность, ведущие к стремлению продать все, чтобы купить «одну драгоценную жемчужину», или сокрытое сокровище из Христовой притчи.

Хотя сам «рецепт» ничего не стоит и в этом смысле дается совершенно даром, он требует чего-то гораздо более важного, чем деньги, но это важное может дать каждый. Цена — полная преданность сердца, беспрекословное подчинение воле Бога. В свою очередь Он ждет этого, чтобы излить на открывшего Ему сердце человека самое драгоценное небесное сокровище и сделать его чистым и счастливым. Когда мы освободимся от своего эгоистического «я», Христос и Дух Святой заполнят эту пустоту, и наша жизнь навсегда изменится.

«Золото, огнем очищенное»

Первое, что предлагает нам Христос в Своем рецепте, — это «золото, огнем очищенное», то есть золото самой высшей пробы, абсолютно чистое. Такое золото удовлетворяет нашу первую духовную потребность. Перестав быть нищими и жалкими, мы становимся безмерно богатыми в смысле духовного сокровища. «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться».

Елена Уайт подчеркивает, что «испытанное огнем золото, о котором идет здесь речь, есть вера и любовь» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 88). Таким образом, мы можем сказать, что это очищенное чудесное золото является плодом Духа, который есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). Кстати сказать, слою «плод» стоит в единственном числе несмотря на то, что в самом отрывке упоминается несколько добродетелей. Это не грамматическая ошибка, потому что любовь, будучи сущностью Божественной природы, выражается в совокупности добродетелей. Вера, то есть живая связь, соединяющая человеческое сердце с безграничными небесными силами, поддерживает все эти качества.

Только присутствие Христа в нашем сердце может вызвать к жизни настоящую любовь к Богу и человеку, искоренить всякую ненависть и жестокость и побудить нас к служению. Со времени своего грехопадения человек остается эгоистичным по природе. Чтобы наша природа изменилась, чтобы в нас сформировался характер, пригодный для небес, необходимо чудо благодати, а оно может совершиться только благодаря присутствию Христа. Иисус пребывает там посредством Святого Духа. И любовь вместе с верой представляет собой плод Духа, естественный результат Его присутствия.

Самое чудесное определение любви, которое мы находим в Первом послании к Коринфянам 13:4-7, является в то же время самым точным описанием христианина. Таким образом, если вместо слов «любовь» и «милосердие» мы поставим свое собственное имя, мы как в зеркале увидим самих себя и узнаем, в чем мы по-настоящему нуждаемся. Все качества, о которых говорит Павел, мы можем обрести благодаря единению со Христом, сочетанию нашей слабости с Его силой, нашего неведения с Его мудростью, нашего бессилия с Его всемогуществом. Каждый день нам надо отдавать себя Христу, прося послать Духа и постоянно переживая Его присутствие в своем сердце.

Вера — еще один аспект плода Духа. Она делает реальными все Божьи обетования, все Его благословения, включая любовь и праведность. Действуя по вере, мы даем небу возможность войти в нашу жизнь и позволяем Богу стать реальностью в ней.

Но как мы обретаем Дух и Его плод? Благодаря горячему желанию, явленному в искренней ежедневной молитве и постоянном, ежеминутном посвящении себя Христу. И поскольку вера — это не просто какое-то мнение или признание фактов одним лишь умом, но деятельное начало и чудесное соглашение, в котором мы принимаем Христа и все подчиняем Ему, она производит действие, совершенно изменяющее нашу жизнь. Вера вместе с молитвой является своего рода ключом от небесных сокровищ.

«Белая одежда»

Второй элемент небесного рецепта таков: «Советую тебе купить у Меня… белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Откр. 3:18).

Когда отец, о котором рассказывается в библейской притче, увидел сына, возвращающегося домой после долгого отсутствия, он обнял его и со слезами радости прежде всего приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его» (Лк. 15:22). Юноша носил грязные лохмотья. «Лаодикиец» отчаянно нуждается в новой одежде, чтобы скрыть свою наготу.

Отец повелел облачить сына в новую одежду, и точно так же Христос облачает приходящего к нему нищего в белую одежду Своей праведности (см. Откр. 19:8). По словам Елены Уайт, «белая одежда — это чистота характера, праведность Христа, передаваемая грешнику. Это одежда небесного покроя, и ее можно купить только у Христа за охотное и добровольное послушание Богу» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 88).

В этом богодухновенном высказывании говорится о наделяемой праведности, однако в действительности мы не можем провести различие между наделяемой и вменяемой праведностью Христа. И та и другая вбирают в себя два различных аспекта целостного опыта. Наделяемой праведности — Христову характеру, формирующемуся в человеке под воздействием Святого Духа, прежде всего предшествует вменяемая праведность, то есть опыт признания собственного греха, исповедания и прощения. Таким образом, вменяемая праведность продолжает действовать вместе с наделяемой, придавая ей новый импульс.

Та же вера, по которой мы получаем оправдание, заставляет нас оставить грех, изменяет характер и творит в нас послушание, потому что дает Духу Божьему возможность овладеть нашим сердцем и действенно влиять на него.

Таким образом, белая одежда — это праведность Христа в самом широком аспекте. Если оправдание — это «наше право на небо», то освящение — «наша пригодность для неба» (Вести для молодежи, с. 35). Я могу принять в подарок билет, дающий мне возможность совершить путешествие в какую-нибудь северную страну в середине зимы, но, если я не возьму с собой необходимую одежду, я не выживу в холодном климате. Чтобы мы могли жить на небе и радоваться новой жизни, нам надо иметь характер Христа.

«Покаяние не является истинным, если оно не изменяет личность» (Желание веков, с. 555, 556).

Вмененная праведность не является заслугой человека. Это работа Бога. Вера, которая оправдывает и освящает нас, приходит с небес как свободный дар. Даже покаяние является следствием ходатайства Святого Духа и Его убеждающей силы.

«Глазная мазь»

При глаукоме (болезнь, вызывающая повышенное давление в глазном яблоке), человек постепенно теряет зрение. Обычно офтальмолог прописывает какие-нибудь глазные капли, чтобы снизить давление и предотвратить слепоту. Кроме того, врач настаивает, чтобы больной, используя эти капли по нескольку раз в день, был крайне осторожен и точно следовал рецепту.

Грех приводит к утрате духовного зрения. Сначала оно затуманивается, а если мы ничего не предпринимаем, болезнь прогрессирует, и в конце концов мы перестаем отличать добро от зла.

Третий важный элемент небесного «рецепта» выражен в следующих словах: «Помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18). Стало быть, кроме всего прочего, проблема заключалась и в том, что лаодикиец был слеп. «Глазная мазь — это та мудрость и благодать, которая помогает нам отличать добро от зла и обнаруживать грех под любой маской» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 88).

В другом месте Е. Уайт говорит, что применение «глазной мази», то есть Слова Божьего, вызывает угрызения совести, поскольку обнажает грех… Грешник видит себя так, как его видит Бог, и кается перед Ним и верует в Господа нашего Иисуса Христа» (Библейский комментарий ЛСД, т. 7, с. 965).

Только Святой Дух может наделить нас мудростью и благодатью, дающими нам возможность видеть грех. Чтобы привести нас к осознанию греха, Дух действует через Слово. Иначе говоря, сочетая исследование Слова Божьего с исследованием сочинений Е. Уайт и ежедневной просьбой о ниспослании нам Святого Духа, мы получаем духовные «глазные капли», восстанавливаем духовное зрение во всей полноте и совершаем процесс исцеления. Чем больше мы будем исследовать Слово, чем усерднее станем просить о Духе и принимать Его, тем глубже начнем осознавать недостатки и изъяны нашего характера, станем духовно более чуткими и полнее воспользуемся опытом покаяния.

«Обличаю и наказываю»

Христос заботливо объясняет, к каким средствам Ему приходится прибегать, и объясняет это для того, чтобы мы не впадали в уныние. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3:19). Как чуткий Врач, Который Сам был вынужден принимать такое же лекарство, Он прилагает дополнительные усилия для нашего ободрения. Когда Он был Человеком, таким же, как и любой из нас, то, несмотря на Свою полную безгрешность, извлек урок из пережитой боли. «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:8).

Если испытания и наказание были полезны для Сына Божьего во время Его пребывания на земле, то для нас все это тем более является благословением и мы в гораздо большей мере нуждаемся в таком опыте, чтобы подготовить свой характер для встречи с Господом. «Всякое наказание, — говорит Павел, — в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена» (Евр. 12:11,12).

На первый взгляд суровые слова, сказанные Истинным Свидетелем, смутное представление о том состоянии, в котором мы находимся, беспристрастное описание Церкви, — все это предназначено лишь для того, чтобы мы избавились от самообмана и направились к истинному источнику чистоты и справедливости.

Иногда Бог позволяет врагу поразить нас, дабы мы стали более чуткими к голосу Его Духа, яснее сознавали свои нужды и с большей готовностью искали Его «тройного лекарства», способного полностью исцелить нас. Иногда Ему приходится допускать нам пострадать, чтобы настроить наши сердца на небесную волну. Только тогда мы сможем принять весть, которую Он хочет послать нам. Однако мы можем быть уверены, что в то время, когда мы проходим через «воды бедствия», Господь как никогда прежде становится близок к нам и Его любовь еще сильнее поддерживает нас. Потом мы поймем, что Господь заботился о нас, и будем благодарны за проявление Его любви.

Каждый из нас нуждается в помощи. Наш Небесный Отец посылает наказание, оно по Его провидению даст нам именно ту помощь, которая необходима. Когда же мы достигнем неба, наш ангел-хранитель раскроет перед нами все тайны нашей жизни, ответит на все «почему», на которые мы не находили ответа, и укажет все причины наших недоумений.

«Итак, будь ревностен и покайся»

Эти слова, одни из последних, сказанных Истинным Свидетелем, должны ободрять нас. Они означают, что мы не достигли того предела, откуда нет возврата. Господь надеется, что многие прислушаются к Его совету.

Быть может, кто-то скажет, что покаяние представляет собой некий разовый акт, необходимый новичкам. На самом деле это совсем не так. Покаяние является постоянным опытом, сопутствующим нам всю жизнь и делающим нас более отзывчивыми на голос Божий. В конце концов, покаяние, то есть скорбь за совершенный грех и оставление его, и представляет собой ответ нашего сердца голосу Духа.

И чем дольше мы идем по христианскому пути, тем сильнее испытываем подлинное раскаяние. Оно постоянно возвращает нас к Богу, заставляет искать прощения и победы, вменяемой и наделяемой праведности, оправдания и освящения, очищения от греха и достижения чистоты сердца.

Совершенство дается нелегко. Оно требует серьезных усилий, настойчивости, требует вести суровую битву, особенно с самим собой. Временами это приводит к поражению, слезам, исповеданию и подводит нас к тому, чтобы мы все полнее посвящали себя Богу. От наших родителей мы наследуем слабости и, кроме того, сами приобретаем и развиваем дурные наклонности. Но Бог по-прежнему окружает нас Своим терпением, дает нам новые возможности освоить те уроки, которые необходимы нам в жизни. Одним такой путь покажется долгим и тяжелым, другим — коротким и легким, но все смогут найти достаточно сил, чтобы выдержать сражения, благодаря которым мы обретаем качества характера, необходимые для окончательного получения печати живого Бога.