5. Чудеса и исцеления сегодня

В Послании Иакова 5:14-16 сказано: “Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во Имя Господне, — И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного”.

Пр. 166. Протестантский служитель рассказал мне, что однажды один из членов его церкви заболел и попросил, чтобы он и некоторые из церковных старейшин пришли, возложили руки и помолились за него. Однако, старейшины каждый раз отказывались это сделать. Никто из них никогда не делал ничего подобного, и все они считали себя непригодными для такого дела. Сама идея была для них совершенно чуждой.

Почему это так? Почему христианство игнорирует то, что говорит Библия о возложении рук и молитве за больных? Почему христианам зачастую не хватает мужества, чтобы ввести в практику различные места Писания, относящиеся к исцелению? Почему сектам и культам предоставлена возможность монополизировать их? Неужели эти обетования предназначены только для экстремистских групп? Или это признак нищеты Церкви, которая больше не живет во свете Библейских обетовании? Вот насущные вопросы на сегодняшний день. Давайте рассмотрим эту проблему в свете процитированного нами стиха из Послания Иакова и подобных мест Писания.

Чтобы не повторять ошибок, которые совершают многие секты, мы посмотрим сначала на действительное историческое прошлое стиха из 5-й главы Иакова. В еврейских общинах у больных был обычай звать старейшин, которые бы их посетили и помолились за них. Первые христиане продолжали ту же практику, хотя их взгляды на болезнь несколько изменились. Они уже не считали, что телесное страдание всегда является Божьим наказанием за какой-либо конкретный грех в жизни человека. Практика помазания человека елеем (специальное масло) связана в Ветхом Завете с избранием царя и освящением священника. Она служила также символом праздничного веселья, как это выражается в Псалме 22: “Ты… умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена”. В отношении к нашему тексту важно отметить, что елей считался одним из лучших существовавших тогда медицинских средств. Это наводит на мысль, что, несмотря на молитвы старейшин, медицина не отвергалась, а напротив, использовалась для борьбы с болезнью. Из Писаний становится ясно, что елей имел как литургическое, так и медицинское применение. Можно провести параллель между использованием елея и применением слюны. Даже сегодня встречаешься порой с этим явлением на миссионерских полях, где в некоторых местах плевок является драгоценнейшей собственностью человека. Так что необходимо всегда учитывать происхождение фактов, записанных в Библии. Те, кто утверждает, будто христианин должен отказаться от всякой медицинской помощи, базируя свои аргументы на 5-й главе Иакова, могут открыть для себя, что именно эта глава убеждает нас не пренебрегать употреблением лекарств. Разумеется, верно и то, что этот стих, главным образом, имеет дело с вопросом исцеления по вере. Поэтому, если христианин чувствует, что ему следует отказаться от медицинской помощи и всецело положиться в деле исцеления на Господа, его нельзя критиковать. Но подобная позиция веры ни в коем случае не должна стать законом, связывающим всех христиан. С прискорбием скажу, что мне известно немало печальных случаев, когда именно так и происходило.

Одна из важнейших задач — это различение исцелений, исходящих от Бога, от магических исцелений. В этом легче разобраться, зная историческое происхождение этого вопроса. В древнем мире было обычным явлением считать, что болезнь вызвана исключительно злыми духами, поэтому процесс лечения человека зачастую сводился к изгнанию бесов и заключался в том, что заклинатель или чародей призывал имя более могущественного духа. Подобный случай описывается в Деяния 19, когда странствующие иудейские заклинатели попытались изгнать демона именем Иисуса. Сами они не являлись истинными христианами и в результате одержимый взял над ними такую власть, что они, постыженные им, вынуждены были бежать. Мы с легкостью могли бы сказать, что исцеления, описанные в Новом Завете, не подходят для нашего времени, если бы не утверждения очевидцев, что такие же чудеса происходят и сегодня. В связи с этим мы подходим к самому центру проблемы.

Несомненно, почти каждый заболевший человек в один прекрасный момент спрашивает себя: “Как бы мне поправиться?” Большинство людей сначала обращаются к доктору, а если это не приносит желаемого результата, нередко идут искать помощи в оккультных формах исцеления, а таковые существуют и в нашем 20-м веке. Время не изменилось. В душепопечении я встречался с немалым количеством разного рода оккультных исцелений и хотел бы суммировать важнейшие из них.

Во-первых, есть случаи, когда люди были исцелены при помощи черной магии. Здесь сразу же понятно, с какими силами мы имеем дело. Пример:

Пр. 167. На душепопечение пришла женщина с психическими и душевными нарушениями. В ходе разговора выяснилось, что она имеет амулет. Сначала женщина категорически отказалась расстаться с ним, потому что была убеждена, что, сделав это, она умрет через несколько дней (во всяком случае так ей сказал чародей). Однако в конечном итоге она отдала его. Ее шокировало, когда при вскрытии амулета там оказалась бумажка со словами: “Моя душа принадлежит дьяволу”. Как выяснилось, женщина когда-то страдала туберкулезом, от которого и была вылечена волшебником-чародеем. Поняв висевшую над ней опасность, она рассталась с амулетом навсегда. Позднее к ней вернулась старая болезнь, но, доверившись Христу и став христианкой, она с готовностью предала свою будущность в руки Божий.

В случае с белой магией не так-то легко узнать ее истинную природу. Скрываясь за внешней религиозностью, она выглядит довольно привлекательно, в связи с чем имеет более широкое распространение, чем черная магия. Однако религиозное обрамление может быть очень обманчивым. Вот почему, для того, чтобы узнать силы, пущенные в ход, необходимо иметь способность к различению духов. Приведу еще один пример.

Пр. 168. Находящейся в больнице женщине сказали, что ей придется ампутировать ногу. Из-за того, что ей хотелось любой ценой предотвратить это, она без ведома врача отправилась к чародею. Тот человек сказал ей: “Ты должна верить в меня, если хочешь исцелиться”. Он произнес волшебное заклинание и три раза повторил молитву “Отче наш”. Боль немедленно прекратилась. Когда женщина возвратилась в больницу, ее нога уже не нуждалась в ампутации. Доктора были озадачены. Однако после этого женщина начала страдать от различных психических нарушений, а в ее семье стали часто происходить несчастные случаи.

Повторяем, белая магия почти всегда сопровождается определенными признаками, к которым относятся:

употребление Имен Троицы, три “Отче наш”, три стиха из Библии, три псалма, три креста и так далее, отчего люди заблуждаются и часто, ошибаясь, принимают это за истинное христианское исцеление. На самом же деле нарушается третья заповедь, гласящая: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно”. Человек не может диктовать Богу и не может обращаться с Богом, как со слугой, готовым бежать вприпрыжку на помощь каждому чародею, который Его так вызывает. Библия ставит заговаривание и машинальное употребление слов из Писания на уровень колдовства, подтверждая тем самым, что белая магия является ничем иным, как той же черной магией под религиозным камуфляжем. Сатана действительно может преображаться в ангела света. Акт принуждения, присутствующий в белой магии, существенно отличается от позиции веры христианина, который говорит: “Да будет воля Твоя, Господи”.

Молитва, предлагаемая на профессиональном уровне, это третья форма магических исцелений. Подтверждением служит следующий пример.

Пр. 169. Один бизнесмен, страдавший от какого-то физического недуга, проконсультировался с человеком, который за небольшую плату предложил помолиться о его исцелении. Через несколько дней после этого больной пожаловался своим друзьям, что не может больше молиться. “У меня такое чувство, — сказал он, — что вокруг меня что-то нечистое”. Каждый день он пробовал читать Новый Завет, но не мог. В конце концов этот человек был вынужден просить помощи у своих друзей, сказав им: “Вы должны мне помочь, потому что меня мучают дьявольские силы. За всю свою жизнь я не переживал ничего подобного”. Так продолжалось несколько месяцев. Физическая болезнь у человека исчезла, зато появились симптомы душевного заболевания. Дело кончилось тем, что он совершил самоубийство, хотя был отцом четверых детей. Если бы это был только единичный случай, тогда доказательство не было бы убедительным, но я могу добавить к нему тысячи фактов, подтверждающих заключение о том, что за такими предполагаемыми исцелениями стоит дьявольская сила.

Мы уже упоминали магнетизм, представляющий другое целительное движение, определить которое для неспециалиста весьма трудно. Доктор Трамплер и поныне почти каждый день достигает удивительных результатов среди своих пациентов. В некоторых случаях хронические заболевания проходят за одну ночь. Мы должны спросить себя, на каких же принципах основывается это новое целительное движение. Доктор Трамплер говорит о некой оживляющей силе, текущей через него к его пациентам. Чтобы обеспечить достаточный прием этих сил, он нередко просит больных поднять пальцы в воздух, одеть на тело алюминиевую фольгу, или положить ее на ночь себе под подушку. С идеологической точки зрения здесь участвуют много различных религий. Сам Трамплер считает, что все великие религии, включая христианство, являются на деле откровениями Бога. Это означает, что, к примеру, Будда и Христос находятся на одном уровне, причем это вопрос Будды и Христа, а не Будды или Христа. Тут-то он и заблуждается в противоположность ясному учению Нового Завета. Поэтому его исцеления можно назвать смесью пантеизма, мистицизма и религии с ее несколькими христианскими элементами. Это очень опасно. Мы уже указывали в примере 74 на разницу между истинной верой во Христа и целительными способностями этого человека. Тот факт, что доктор Трамплер не смог исцелить женщину только потому, что она молилась, прежде чем он принялся ее лечить, заставляет нас насторожиться относительно действующих при этом сил. Напрашивающийся здесь вывод согласуется с другими случаями магических исцелений, которые я наблюдал.

Пятый метод магического исцеления связан со спиритизмом. Следующий пример мне рассказал студент.

Пр. 170. Неквалифицированный британский врач приехал в Германию, чтобы продемонстрировать свои методы. Некоторое время он работал в Хайдельберге. Этот человек утверждал, что ему явился умерший хирург, который даровал ему способность оперировать и исцелять людей. Со времени предполагаемого “явления” он осуществил изрядное число воображаемых операций и, как будто бы, действительно имел немалый успех. Нет предела тому, во что люди способны поверить в своем суеверии. Что же касается студента, рассказавшего мне эту историю, попытка “доктора” вылечить его оказалась безуспешной.

Появившееся сравнительно недавно течение “Христианская наука” является в некотором смысле еще одним таким целительным движением. Здесь невозможно описать его подробно, но коснусь нескольких пунктов, достойных упоминания. Мэри Бейкер Эдди — основательница секты — учила людей, что болезнь и смерть — только иллюзии, а не реальности. Человек способен победить свое “заблуждение” о болезни через творческий божественный дух, пребывающий в нем. Сон смерти можно отогнать через разум. Из-за принципов ее учения многие последователи Мэри думали, что она сама никогда не умрет. Конечно, это было напрасной надеждой. Но последствия ее работы, которые мы находим в движении “Христианская Наука”, можно проиллюстрировать следующим примером.

Пр. 171. Молодому человеку наложили на ногу гипс. В больнице его посетил член движения “Христианская наука” и сказал, что у него лишь воображаемый перелом и ему нужно снять гипс и идти домой. Его болезнь — это всего лишь иллюзия. Хотя этот последователь движения имел чрезвычайно примитивный взгляд на вещи, тем не менее, он точно отобразил существенный аспект их учения, когда дал человеку такой необычный совет.

Сегодня в мире есть и другие странные целительные движения, и их число даже увеличивается. Мы живем в эпоху человеческой истории, когда неконтролируемым силам дьявола дается все больше и больше свободы. Одна сенсация следует за другой. Вот и некоторые примеры.

Пр. 172. Сообщалось, что в Италии, в городе Сиракузы, деревянная картина Мадонны “плачет” настоящими слезами, которые имеют силу исцелять людей. Однажды мне довелось посетить Сицилию и увидеть эту Мадонну. Каждые три месяца из картины выступают слезы, и говорят, что в такое время многие люди исцеляются. Подсчитано, что за последние несколько лет около 800 человек пережили подобное исцеление.

Пр. 173. В Америке покойный Отец-Богослов, лидер одной секты, объявлял, что он был Богом, а его сын -Христом. Оба они, якобы, обладали способностью исцелять и убивать людей, даже если те находились от них на расстоянии. Один иностранный евангелист как-то рассказал мне, что его собственная мать была убит’ Отцом-Богословом с помощью черной магии.

Пр. 174. Есть сообщение с Ближнего Востока, что принц Абдул, родственник покойного бывшего царя Фарука, может совершать чудеса. Говорят, что он свел с неба огонь почти таким же образом, как это сделал Илья, и что он может подражать чудесам Христа, исцеляя людей и воскрешая некоторых из мертвых.

Пр. 175. В южной Франции Жорж дэ Монтфавет утверждает, что он — Христос, и в подтверждение этому приводятся сотни чудес.

Сегодня человечество спешит от одной сенсации к другой, в то время, как перед его глазами танцует искрящийся парад чудотворцев, целителей и спасителей. Интересно, остался ли хотя бы один человек, который способен еще отличить истину от заблуждения?

Вопрос распознания имеет огромную важность, особенно в области чудес. Есть чудотворцы, работу которых настолько трудно оценить, что христиане бывают в растерянности, не понимая, какие же силы стоят за этими людьми. Сегодня у нас имеются такие деятели, как, например, Томми Хикс, Гарри Эдварде, Т. Л. Осборн и Вильям Бранхам. Каждый из них делает упор на массовые собрания, где люди вызываются вперед для исцеления. С годами я собрал о них много информации, и выводы, к которым я пришел, не основываются на поверхностных суждениях и не вызваны негативной критикой с моей стороны. Я исследовал сообщенные ими случаи исцелений, слышал их лично и сравнивал их учение со Священным Писанием. Моя задача — быть послушным ясным словам Библии, которая говорит нам: “Испытывайте духов, от Бога ли они”. Невозможно вдаваться в подробности, но, тем не менее, мы рассмотрим несколько пунктов, возникающих в связи с этим.

Вне всякого сомнения, человеком, который доставляет больше всего проблем, является Бранхам. Он не только демонстрирует способности предсказания, гипнотизма и магии, но обладает и некоторыми христианскими чертами. Вся его работа спрятана за фасадом христианских слов и выражений. Оба его родителя верили в гадание, и сам он с раннего детства был оккультно обремененным. Однажды он сказал перед публикой в Карлсруе, что уже в детском возрасте имел видения. Я как раз присутствовал там, когда он говорил об этом. Хочу заметить, что дары Духа Святого не сходят на человека в момент рождения, но даются ему только после духовного возрождения.

Пр. 176. В то время, как Бранхам проводил собрание в Цюрихе, он вызвал на платформу молодого человека и спросил его: “Мы знакомы?” “Нет”, — последовал ответ. Бранхам продолжал: “У тебя есть в кармане письмо от молодой девушки?” На сей раз прозвучал ответ: “Да”. “В это письмо вложена фотография”. -”Совершенно верно”. “Ты покажешь мне эту фотографию?” Молодой человек вынул фото, и Бранхам поднял его вверх на общее обозрение публики. “Разве я не пророк Божий?” — воскликнул он. В ответ люди восторженно кричали “да”, сопровождая это возгласами “Аллилуйя” и “Хвала Господу!”

Спрашивается, неужели прорицание служит доказательством пророческого дарования? Здесь не должно быть путаницы. Прорицание, как указывает Библия, от дьявола (Деяния 16:16). Пророчество же — от Духа Святого (Деяния 21:11). Почему Бранхам был так озабочен тем, чтобы продемонстрировать, что он -пророк? Почему на некоторых собраниях он пользуется традицией фетиша (амулета), чтобы благословлять больных? Иными словами, почему он раздает носовые платочки, предварительно благословив их, для того, чтобы больные могли приложить их к телу? Бесспорно, это можно приравнять к практике, описанной в Деяния 19:12. Тогда почему после собраний Бранхам часто бывает совершенно измученным? Иисуса и его учеников никогда не уводили подобным образом после исцеления людей. В этом случае Вранхам ведет себя как обессиленный гипнотизер. И, наконец, отчего целительное служение Бранхама прерывается, когда христиане молятся на его собраниях? Однажды он сказал во время служения, что некто препятствует его работе, в то время, когда без его ведома несколько христиан, разбросанных среди присутствующих, молились и просили Бога открыть им Его волю. Реакция Бранхама была подобна заявлению доктора Трамплера. Исходя из перечисленных нами фактов невольно приходишь к выводу, что Бранхам является оккультно обремененным человеком, обладающим медиумистическими способностями. Когда он в юношеские годы стал христианином, то, вероятнее всего, принес эти способности в свою христианскую жизнь. На сегодняшний день он и его последователи ошибочно принимают их за дары Святого Духа, так что результатом его служения является разделение христиан и сбивание их с толку. По этой причине его служении следует остерегаться. Важно отметить, что Билли Грэм и другие истинные служители разорвали отношения с Бранхамом и его движением.

В отношении Хикса можно сказать, что если работа Бранхама носит медиумистический характер, то работа Хикса имеет скорее характер внушения. Его исцеления зачастую можно описать как результат психического шока. Пример:

Пр. 177. Выпускник университета, изучавший психологию, страдал хроническим параличом. После целительной сессии с Хиксом его паралич, как будто, прошел, но в течение последующих трех недель медленно возвратился. Пациент счел краткое улучшение результатом внушения. Так оно и есть, и, как в случае с Бранхамом, психическое влияние и воздействие внушением по ошибке принимается за действие Святого Духа. Повторяю, что одной из причин является то, что эти люди работают под камуфляжем христианских слов и фраз.

На этом закончим наш краткий обзор различных целительных движений, существующих сегодня в мире.

Мы рассмотрим исцеления, и как они происходят в связи с применением черной магии, так называемой нейтральной магии, белой магии, “Христианской науки”, а также исцеления, происходящие в различных движениях, окаймляющих христианское царство. Спросим себя, к каким выводам следует прийти касательно этих движений, если оценить их с точки зрения Писаний, и в частности в свете 5 главы Послания Иакова? Во многом они указывают на определенные условия, о которых говорит Библия.

Сегодня мы живем в период, когда тайна беззакония уже в действии (2Фес.2:7). Иисус говорил, что придут много лжехристов, которые соблазнят многих через демонические знамения и чудеса (Марка 13:22). То, что происходит в наше время, очень тревожит. Это стало уже неоспоримым фактом, что множество христиан проникают в оккультную сферу и связываются с оккультными методами исцелений. Религиозный маскарад обманывает их снова и снова.

Целительные движения являются признаком неудачи христианской церкви в удовлетворении духовных нужд времени. Главная причина наших проблем заключается в том, что люди ставят свое материальное и физическое благополучие выше духовного. Церковь в этом плане последовала миру и больше уже не готова двигаться в полном уповании на обетования Божьи. Из этого следует, что советы, даваемые некоторыми христианами, далеко не всегда согласуются со Словом Божиим, хотя Писание по-прежнему предлагает истинную и эффективную помощь тем, кто готов стоять на его обетованиях.

В Послании Иакова мы находим решающий пункт касательно вопроса исцеления. Он связан воедино с исповеданием греха и прощением. В Новом Завете исцеление и прощение нераздельно соединены вместе, причем первенство принадлежит прощению. Лучше всего это проиллюстрировано на примере хромого (Map. 2). Когда эти две вещи разделены, человек неизбежно попадает в заблуждение. В случае с магическим исцелением человек движим единственно заботой о теле. Здесь действует такой лозунг: “Если это помогает, зачем переживать?” Однако в Писаниях основное попечение — о внутреннем человеке. Тело занимает второе место, и о телесном здоровье не говорится, как о чем-то крайне необходимом. Порой Господь допускает Своим детям идти через страдания и скорбь для того, чтобы они возрастали в терпении и вере. Мы завершим эту главу примером, показывающим, как молодая женщина получила исцеление после исповедания и прощения грехов.

Пр. 178. Молодая женщина страдала от инфекции горла и от опухоли размером с яйцо. Она обращалась к врачам, но не получила облегчения и в конечном итоге пришла на христианское душепопечение. Там она призналась, что согрешила, став неверной мужу, когда он был в отъезде. Верою женщина отдала свою жизнь Иисусу и попросила у Него прощения. Вскоре после этою ее муж вернулся домой, и она без какого-либо принуждения опять пришла вместе с ним и повторила свою исповедь. Это было сделано по ее собственной инициативе, хотя обычно я этого делать не советую. Муж простил ее, и в течение трех дней инфекция горла исчезла, а с ней и опухоль. За очищением духовной жизни последовало исцеление тела.

В Новом Завете мы находим этот процесс одним из основополагающих элементов Царства Божия. Всякий, переживший духовное возрождение во Христе и ныне живущий верою в Сына Божьего, может стоять на обетованиях, написанных в Послании Иакова 5’14 и Евангелии от Марка 16:17 “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: .. возложат руки на больных, и они будут здоровы”. Нельзя допускать того, чтобы заблуждения и ухищрения магии и спиритизма затмевали факты Священного Писания, относящиеся к телесному здоровью и исцелению. Где изобилует грех магии и колдовство, там преизобилует гораздо более благодать Христова.

В заключение еще раз коротко сравним две основные формы исцеления. Библия признает силу магии. Для подтверждения этого факта нужно только вспомнить египетских жрецов или Симона волхва. Магия действительно может принести некоторое облегчение телу, но это своего рода короткое замыкание, потому что душа человека не берется в счет Согласно Священному Писанию душа занимает превосходящее место над телом и взаимоотношения человека с Богом имеют куда более важное значение, чем телесное благополучие. Вопрос магии — “Что может помочь9”, тогда как вопрос Нового Завета — “Кто может помочь?” Волшебник говорит: “Это помогает”. Христианин говорит’ “Он помогает” За словами магии “что” и “это” лежит темный мир не поддающихся контролю сил и властей Именно там прячется сатана. За словами христианской веры “Кто” и “Он” стоит Христос и Его живое Слово. “И восставит его Господь” — с благодарностью, радостью и верою восклицает Иаков. Этот самый Иисус — вчера, сегодня и вовеки тот же Мы — Его должники Мы обязаны Ему своей жизнью за то, что Он сделал для нас. Он — Спаситель мира