II. Израиль и обетованный Мессия

Наверное, нет другого столь подходящего «наглядного пособия» для верующих во Христа, как история израильского народа, изложенная в первой части Библии — Ветхом Завете. О, здесь есть чему поучиться. Ведь все это написано для нас (см. 7 Кор. 9:9, 10).

«А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний [Ветхого Завета] сохраняли надежду» (Рим. 15:4; см. также 1 Кор. 10:11).

Коснемся такого судьбоносного вопроса, как отношение древнего Израиля к обетованному Мессии. Предупреждал ли Бог евреев, а еще раньше всех Своих верных последователей о появлении семени, то есть Иисуса Христа? Безусловно. Уже к Быт. 3:15 Самим Богом было предсказано, что семя жены поразит древнего змия в голову. •

Весьма определенно об этом заявил и Моисей: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте» (Втор. 18:15). Обратите внимание, что сказано не о многих пророках, которых Бог посылал Своему народу, но о пророке, который должен был чем-то выделяться. Раскрывая миссию Иисуса, апостол Павел в определенной мере мог сравнить с Христом только Моисея. Моисей в пророческом смысле является символом Иисуса Христа (см. Евр. 3:1—6). Следовательно, обещанный, или предсказанный Моисеем пророк — не кто иной, как Иисус Христос.

Эта великая весть не была привилегией только лишь патриархов, а затем избранного народа. В древности в разных уголках земли еще сохранялись очаги истинного богопокло-нения среди языческой тьмы.

Пророк Валаам по вдохновению Святого Духа изрек перед языческим властителем великое пророчество об Искупителе мира: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24:17).

О Христе-Искупителе знал и Иов: «А я знаю. Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19:25, 26).,

А самарянка, встретившись с Иисусом у колодца, уверенно сказала: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4:25).

Волхвы, пришедшие в Иерусалим, чтобы увидеть родившегося Мессию, оказались куда осведомленней, чем сами иудеи, «Услышав это. Ирод царь встревожился, и весь Иерусалиме ним» (Мф. 2:3).

Вот это да! Хотя Ирода можно понять. Ведь он узурпировал престол Давида, был самозванцем, ставленником Рима. Ирод так боялся лишиться престола, что даже-казнил своих сыновей; Кровожадный деспот, он действительно дрожал, за свою участь, ему было чего бояться. А духовные вожди нации и с ними весь Иерусалим? Они-то отчего так струсили, дри вести о рождении Мессии? Почему «дщерь С иона» так перепугалась, узнав о рождении законного Царя? Об этом нам стоит подумать. Чего же они так боялись? Народных волнений? Возможно. Потерять свои посты и привилегии? Вроде бы так. А может, здесь кроется другая причина? Скорее всего,-причиной тревоги евреев была их неготовность встретить библейского Мессию. Его рождение было для них неожиданным и нежелательным, хотя царя-избавителя они страстно ожидали и желали. Но что-то изначально не удовлетворяло их в самом факте тайного рождения Царя-Мессии.

Вожди Израиля, конечно же, имели возможность тщательно исследовать пророчества о явлении Спасителя. Они любыми путями старались избавиться от железного ига римлян. В их воспаленном воображении будущий Мессия невольно выкристал-лизировался в образ победоносного властелина, который избавит их от ненавистного господства надменных язычников. К тому же они находили в пророческих свитках соответствующие тексты, которые были. созвучны духу и обстановке того времени.

Взять хотя бы отрывок из Книги пророка Исаии: «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (Ис. 49:24, 25).

Подобных текстов, где Христос-Избавитель изображен как сильный Воитель, можно привести предостаточно. Да, израильтяне как раз и ожидали такого царя, который освободит евреев от власти римлян и укрепит их царство на земле. Израильтяне действительно терпели гнет иноземцев, но настоящим тираном, к которому они попали в еще большее рабство — рабство греха, был тот, кто «подчинил людей-своей воле»,— сатана. Вот от этого угнетения Бог желал избавить и израильтян, и их завоевателей-римлян, и всех людей на земле.

Христос во время Своей земной жизни всячески старался раскрыть перед Своими непонятливыми слушателями суть истинного рабства и истинной свободы: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы -— семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь «сделаетесь свободными»? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха… Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:32—36).

Да, тиранов-римлян они видели каждый день, а о главном тиране-дьяволе, который поработил их духовно, они почти забыли и не хотели знать. И в то же время смело лгали: «Мы не были рабами никому». Они ясно сознавали: нужен сильный царь-освободитель;далее им мерещилась будущая земная слава, слава народа-властелина, которому будут служить все другие народы. И эта ложная идея настолько крепко укоренилась в их сознании, что даже ученикам Иисуса было сложно освободиться от этого заблуждения (см. Деян. 1:6).

Но разве израильтяне не знали, в каком виде и качестве придет Спаситель мира? Пророческие образы ясно освещают нам настоящего Мессию-Искупителя; И потому в среде избранного народа и вне его находились искренние искатели истины, которые верно определили суть мессианской деятельности Христа. Они ждали: благочестивая семья Захарии и Елиса-веты, праведная и кроткая Мария, исполненный Духом Святым старец Симеон, пророчица Анна, простые вифлеемские пастухи, чужеземцы-волхвы с Востока и многие неизвестные нам искренние души, ждущие пришествие Искупителя мира (см.. Мал. 3:1; Агг. 2:7). вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя… Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим. 11:17—21),

Это написано для нас. Но пойдет ли пример древнего Израиля нам на пользу?

Итак, Божий народ не сумел подготовиться. Но Бог приготовил мир для принятия и встречи небесного Посланника Божьего. Как это было? Обратим внимание на историческую обстановку, сложившуюся во времена правления Октавиана Августа. Громадная империя раскинулась на обширной территории тогдашнего цивилизованного мира. И хотя последующие императоры и пытались еще дальше раздвинуть границы империи, однако существенного успеха они не добились. Царствование Августа можно по праву назвать «золотым веком» в истории Рима. Образовалось огромное государство, включавшее в свой состав множество покоренных стран и народов; Старые границы были уничтожены. Для успешного распространения Евангелия Бог предусмотрел три условия:

1. Единая территория под властью «железного» Рима. Упразднение границ явилось важным фактором для быстрого продвижения нового религиозного движения— христианства (см. Деян. 1:8).

К этому времени на всей громадной территории были построены первоклассные дороги, соединявшие некогда разрозненные территории в единое целое. И даже сегодня, в наш стремительный век, когда, кажется, сложно кого-то чем-то удивить, взор наш радует и восхищает инженерное искусство древних умельцев.

2. Наряду с латинским языком на территории империи и даже, возможно, вне ее, господствовал древнегреческий язык, который был распространен еще во времена греческой колонизации, а затем во времена, обширных завоеваний Александра Македонского. Это было время интенсивного распространения и влияния культуры эллинизма. И, несмотря на то, что уставшую от завоеваний Грецию покорил Рим, греческий гений продолжал доминировать на всей территории, находящейся под властью кесаря.

Еще ранее в Египте в правление Птолемеев Ветхий Завет евреев был переведен на греческий язык. Появилась так называемая Септуагинта, то есть перевод семидесяти переводчиков. Поэтому Священное Писание было доступно всем слоям населения, так как почти все понимали греческий язык. Да мы и сами до сих пор ощущаем влияние античного мира в языке, культуре, литературе, философии, искусстве.

3. Иудеи были рассеяны по всему римскому государству и даже за его пределами. Где жили иудеи, там непременно находилась синагога. Об этом свидетельствует Библия (см. Деян. 15:21). Апостолы и первые христиане успешно использовали это преимущество. На первых порах различия между иудаизмом и христианством не были столь заметными, так как новое движение возникло в недрах еврейской нации. Отсюда и та относительная терпимость и порой вполне благожелательное отношение к христианам со стороны некоторых лидеров и учителей израильского народа. Для молодой, даже юной Церкви было очень важно воспользоваться возможностью проповедовать в синагогах Евангелие (см. Деян. 13:14—44; 14:1; 17:1—4; 18:4).

При таком положении вещей евангельские миссионеры могли проповедовать и в синагогах, а также при необходимости быстро переместиться в другое место, используя сеть стратегически важных первоклассных дорог с их изумительными по архитектуре крытыми мостами-акведуками. Этими возможностями умело пользовались первые миссионеры-христиане, в том числе апостол Павел и другие ученики. И евангельская весть еще в первые века достигла тогдашних «краев земли». Таким образом мир был подготовлен к принятию христианской вести. А что же Израиль?

Избранный некогда Богом народ не реализовал благословенную возможность использовать в полной мере то обилие благодати, которое ему предоставило Небо. Постепенно семя неверия настолько ослепило и притупило духовные чувства евреев, что они, за редким исключением, со временем встали на путь отвержения Иисуса Христа и Его учения и, наряду с язычниками, стали яростными гонителями христиан.

Свои греховные помыслы и национальные амбиции они поставили выше ясных и верных Божественных откровений через «вернейшее пророческое слово». А потому и отвергли Иисуса Христа, Божьего Чрезвычайного и Полномочного Посланника, и избрали себе печальный удел отверженного Богом народа, продолжающего находиться в тысячелетнем духовном оцепенении. Это трагедия! Нет, больше, чем трагедия!