Глава 7 Есть ли надежда?

Кай Арасола

Надежда. Каждый человек живет надеждой. Мы живем надеждой даже в том случае, если не можем наглядно представить себе, на что же нам, собственно, надеяться.

И все же, на что мы надеемся?

Надежды преуспевающего молодого человека на Западе отличаются от надежд стареющего кочевника в Западной Африке. Наши обстоятельства, отношения, материальный доход, здоровье и возраст — все влияет на наши надежды и наше понимание жизни.

Два человека одного возраста могут жить в одинаковых условиях. Один настроен оптимистично, исполнен веры и надежды. Другой видит все в мрачном свете. Первый надеется на лучшее. Все надежды другого со временем тускнеют, рушатся и приводят к разочарованию.

Надежда в безнадежном мире

Безнадежность окружает людей повсюду в нашем мире. Это можно объяснить целым рядом причин. Одного тревожит экологический кризис. Другого смущают экономические и политические события. Несмотря на богатое христианское наследие Запада, большое количество людей в Западном мире не имеют цели в жизни и ясно не представляют себе отличия между добром и злом. Мир озабочен не только физическими, но и духовными проблемами.

Все, начиная с мрачных предсказаний Маршала Мак Лухана и кончая оптимизмом Нейсбитта и Аберден, признают, что на Западе люди ощущают пустоту в жизни. Причем, такую пустоту, которую нельзя заполнить материальным достатком.

Симптомы этой пустоты наиболее отчетливо проявляются в самых богатых странах. В этих странах число самоубийств выше, чем в бедных. Об этой пустоте свидетельствует также бессмысленное насилие, захлестнувшее Европу и Америку. Ее также можно увидеть в новых формах досуга и развлечений.

Главная причина этой пустоты заключается в том, что люди стали доверять материальному больше, чем духовному. Они стали подменять истинную Надежду просто «надеждами». Когда идет дождь, они хотят солнечного света. Когда светит солнце, им слишком жарко. Если у них есть мопед, они хотят мотоцикл. Если у них есть мотоцикл, они хотят автомобиль. Если у них есть автомобиль, они хотят иметь лучший автомобиль. Если у них есть самый лучший автомобиль, они хотят иметь самый лучший дом. Если у них есть самый лучший дом, они хотят иметь катер. Но что происходит в конце, когда они достигли всего, чего хотели? Приносит ли это действительное удовлетворение? Заполняется ли внутренняя пустота материальным достатком? Или эта пустота, зияющая пропасть, остается незаполненной?

По большому счету, взаимоотношения значат больше, чем материальные блага. Представьте, вам предлагается выбор: либо жить в одиночестве в самом изысканном доме за городом, причем, оборудованном по последнему слову — либо иметь любящую семью, друзей и скромный дом. Здравый смысл и Библия говорят нам, что истинная уверенность обретается во взаимоотношениях, основанных на любви, а не в материальных благах. Но Библия идет еще дальше. Она говорит, что в то время как добрые взаимоотношения в какой-то мере могут осчастливить человека, истинная надежда и истинная жизненная основа покоятся на главных взаимоотношениях — взаимоотношениях с Богом. Как бы странно и необычно ни звучали эти слова, необходимо помнить, что только во взаимоотношениях с Богом заключена реальная надежда человечества.

Почему безнадежность?

Только христианский взгляд на мир дает полное объяснение всех возможных ситуаций в жизни. Он говорит нам, почему мир оказался в таком состоянии со всеми его социальными, политическими, экономическими и экологическими проблемами. Библия дает достаточно простой ответ: из-за греха. Это грех испортил первоначально совершенный мир. Грех принес не только страдание, насилие, болезнь и смерть, но и эгоизм, который омрачает все стороны и сферы жизни. Грех и эгоизм разрушают взаимоотношения, ведут к эксплуатации, портят окружающую среду и нарушают тонкое природное равновесие.

Но грех не в состоянии полностью разрушить мир. В жизни и в мире вокруг нас все еще существует бесчисленное количество прекрасных вещей. Христианский взгляд на мир приемлет все привлекательное в жизни и называет своим именем все то, что бросает тень на человеческую жизнь, а также приносит пустоту и безнадежность. Христианский взгляд на мир логичен и предлагает выход из любого непредвиденного обстоятельства и всякой опасности, угрожающих миру.

Весь наш мир болен раком греха. Средства массовой информации переполнены новостями о войнах, голоде, землетрясениях и загрязнении окружающей среды. Такое положение вещей не является результатом чистой случайности. Оно — неизбежное следствие того, что с жизнью на земле по сути происходит что-то неладное. Грех — это не реликвия тех дней, когда люди не могли научно объяснить мир. Грех — это реальность, с которой мы ежедневно сталкиваемся в каждой строчке плохих новостей, в каждом отрицательном проявлении. Страдание мира — это репродуктор, который на максимальных звуковых частотах вещает о реальности греха.

Все это происходит на ваших глазах. Вы видите, что христианский взгляд на мир правилен. А поскольку грех — главная болезнь мира, то вот единственно правильное логическое заключение: нужно всеми силами стараться освободиться от него. Даже если сегодня весь мир не в состоянии осознать, к чему приведет освобождение от греха, оно предлагается каждой личности на этой планете. Прощение и спасение реальны для каждого мужчины, женщины и ребенка на каждом континенте, в каждой стране. Они доступны благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса Христа. Только Иисус может дать искупление от греха.

Библия полна обетований о том, что избавление от греха — это результат общения с Иисусом.

«Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако».1

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».2

«Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов».3

«Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты».4

Надежда для личности

Эти четыре библейские обещания — только образцы. Существует сотни, если не тысячи им подобных. Все библейские обетования обращены к личности, хотя у Библии есть многое, что сказать всему миру в целом. Мировые проблемы должны быть разрешены в будущем. Но Бог готов прямо сейчас помочь каждой личности, просящей помощи. Существует только одно препятствие: явное нежелание со стороны человека принять Божьи решения, вместо своих решений и Божьи ответы вместо своих ответов.

Разумеется, хотя вера в Бога приносит надежду человеку, преобразует его жизнь, она не изолирует его от мира и его проблем. Личность, грехи которой прощены, может стать жертвой последствий, к которым ведут грехи других людей: например, попасть в дорожную катастрофу или испытывать лишения. Однако существует различие. Этот человек больше не навлекает трудности сам на себя. И во всех своих лишениях и переживаниях он имеет Друга.

«Не бойся, ибо Я искупил, назвал тебя по имени твоему; ты — Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я — Господь, Бог твой ¦ Спаситель твой».5

Одинокая личность мало что может сделать для изменения этого мира. Тем не менее она имеет свободу выбора, благодаря которой в ее собственной жизни могут произойти значительные изменения. Самый лучший выбор представлен нам в Библии. Это свобода и мир — вместо греха и вины. Они включают воскресение из мертвых, утешение и исцеление от болезни.

Это дает человеку чувство собственного достоинства и новое отношение к окружающим его людям, миру и смыслу жизни. Огромное значение имеет личная вера. Она важна для сегодняшней жизни, потому что обещает мир, радость и уверенность. Она важна для будущего, потому что обещает жизнь без конца.

Принцип надежды

Сила надежды основана на вере в Бога. Ее можно показать на примере двух личностей, которые попали в одинаково сложные обстоятельства. Один человек сокрушен тяжестью лишений, выпавших на его долю. Другой спокойно преодолевает их, так как получает силу от Бога.

Когда человек принимает христианство, в нем происходят не только психологические изменения. У него появляется не только более уверенный взгляд на жизнь и на мир. Христианская надежда приносит с собой целый мир. Она основана не на чувствах, а на вдохновенном Слове Бога, и подкрепляется опытами, которые Бог посылает доверившимся Ему.

Надежда означает уверенность. Бог — «твердыня», «прибежище», Скала, на которой человек может строить свою жизнь, на которую он может положиться в любых обстоятельствах жизни: как в болезни и несчастьях, так и в здоровье и изобилии. Такая уверенность чужда современному человеку. Божью надежду он заменяет «надеждами» на материальные блага. Библейская же надежда основана ни на чем другом, как только на Личности Иисуса Христа.

Человек на пороге вечности

Насколько далеко простирается эта надежда на Бога?

Надежды человека, замкнутого на этом мире, основаны на идее, что, чем больше люди знают, тем большие возможности открываются перед ними и тем лучшее завтра они постепенно смогут построить для себя. История доказывает, что это безнадежное дело. Человек не учится на своих опытах. Мир несется от одного кризиса к другому. Даже если человек, идя по жизни, получает только несколько царапин, у него будут более глубокие проблемы в будущем. Эти проблемы могут начаться задолго до того момента, когда лицом к лицу произойдет встреча с последним врагом — смертью.

Каждый человек живет на пороге вечности, словно на гребне времени. Пока люди смертны, истина эта остается непреложной. Существуют великие реальности: грех, смерть, суд. И великая надежда: Иисус, Искупитель и Победитель смерти.

Павел Тилих описывает историю, рассказанную ему одним из свидетелей военных преступлений в Нюрнберге. Один иудей избежал газовой камеры и некоторое время жил в могиле на иудейском кладбище в Вильнюсе. Вместе с другими он прятался среди костей умерших и описал в поэме, как молодая женщина родила сына в могиле поблизости. 80 летний иудей-могильщик помогал при родах. Когда младенец впервые закричал, старый человек помолился: «О, великий Боже, разве не Мессию ты, наконец, послал нам? Кто, кроме Мессии, мог родиться в могиле?»

Кто мог сочинить подобную историю? Будучи иудеем, этот старик мало знал о новозаветном Спасителе, Иисусе Христе. Но он был прав. Истинный Мессия, истинный Спаситель — тот, кто мог пройти весь путь до могилы. В некотором смысле истинный Мессия родился в могиле. Его спасение простирается до самого трудного и жестокого, что только может быть в жизни — и гораздо дальше. Пустая могила — единственная истинная надежда, которую мы можем иметь, столкнувшись с последним врагом — смертью.

Ни одна мировая религия, ни одна философия не может сравниться с учением христианства о кресте, могиле и воскресении. Христианская надежда в самом глубоком смысле этого слова почерпнула вдохновение именно от пустой могилы, вселившей в апостолов такую уверенность, что они были готовы к гонениям и мученичеству.

Надежда мира

В экологическом, политическом и социальном отношении будущее мира мрачно. «Земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы».7 Грех принес в мир несчастье, голод, войны, болезнь и смерть.

Однако все эти мрачные перспективы даны в Св. Писании в положительном свете. Быстрое развитие мировых событий, все расширяющиеся масштабы бедствий являются предвестником надежды — надежды, что скоро наступит конец греха и страданий и зардеет заря новой мирной эры.

Таков библейский реализм. Реализм библейского взгляда на этот мир. Веруя в Бога, каждый человек найдет прощение, надежду и безопасность для себя лично. Только одно это может решительно повернуть человека к Христу. Но Библия обещает больше. Она описывает возвращение Христа.

Иисус сказал: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам. Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я».8

Именно благодаря таким обещаниям Библия называет Бога «Богом надежды».9 Всякий, верующий во Христа, призван к «надежде»10 — надежде вечной жизни, бессмертия и лучшего мира.

Эмиль Бранер сказал, что без надежды на лучшее будущее христианская вера подобна лестнице, ведущей в никуда. Вера без надежды на грядущее уничтожение греха пренебрегает всем учением Библии о будущем.

Прочное основание человеческой надежды

Сложная задача сможет быть решена только в том случае, если человек найдет истину о спасении в Иисусе Христе. Бог не оставляет нас одинокими среди запутанных дорог этого мира. Веками миллионы христиан обретали уверенность в спасении. Она сделалась реальностью, преобразовавшей их жизнь. Их опыт доказал истинность библейских обетований. Весть о спасении — это лучшая весть, полученная миром. Она дает надежду как для сегодняшнего дня, так и для будущего.