Особая статья 1 к главе 3

Ян Полсен

В чем отличие христианства?

Может ли христианство предложить что-либо большее и лучшее по сравнению с другими религиями? Может быть, подлинные духовные ценности других религий хороши сами по себе и в состоянии возвысить людей нравственно и этически, а также наделить своих последователей такими представлениями и такой системой ценностей, которые по своей сути близки к христианству.

Все-таки, христианство — это религия, полностью отличная от других религий. Она не является выражением человеческих усилий найти Бога, а наоборот этот поиск Богом человека.

Как видно из слов апостола Павла, Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и узнали истину».1 Чтобы спасти человека, Бог послал в мир Сына Своего Иисуса Христа. Вера в Него ведет ко спасению.2

Христианство — это весть о единственной, уникальной Личности — Господе Иисусе Христе, Который, чтобы примирить всех людей с Богом, пришел в этот мир и, став участником ряда особых исторических событий, умер на кресте, а затем воскрес. Только Он Один мог сделать подобное. Именно в этом заключается, возможно, самый парадоксальный аспект христианства двадцатого столетия — его исключительность.

Другие религии могут быть достаточно содержательными и иметь способность приспосабливаться. Так, индуизм считается самой содержательной из всех религий. Буддизм гордится своей терпимостью к другим религиозным системам. Но христианство, ибо является исключением оно не предлагает спасение никаким именем, кроме имени Иисуса Христа.

В чем заключается уникальность христианства?

Она не в том, что христианство предлагает спасение. Другие религии тоже предлагают его. Но само качество спасения и основа, на которой оно зиждется, делают предложение христианства уникальным в нескольких аспектах:

1. Спасение в христианстве — это Божий дар, а не награда за дела.3 Не человек ищет Бога, а Бог ищет и находит человека. Спасение, которое Он предлагает, можно получить «без серебра и без платы».4 Господь дает его даром.5

2. Спасение, предлагаемое христианством, укоренено в справедливости и любви. Бог не расточает Свою милость за счет справедливости. Любовь и справедливость должны были встретиться и встретились на кресте. В деле спасения человека Богу необходимо также разрешить проблему греха в целом. В спасении Божья святость и правосудие не идут на компромисс.

3. Спасение в христианстве означает избавление как от наказания за грех, так и от силы греха. Спасение в буддизме — это освобождение от страданий; в индуизме — от невежества. Спасение в Иисусе Христе имеет дело с более глубокими причинами этих страданий и невежества. Смертью на кресте Христос свел счеты со злом и понес наказание ради нас. Осуждение было снято. Понимание этого приносит освобождение даже в настоящее время.6

Такова основа спасения. Она влияет на жизнь верующего в настоящее время. Через присутствие и силу Святого Духа верующий обретает способность жить совершенно другой жизнью.7 Верующий, соединенный со Христом, даже теперь становится новым творением.8 У него есть и стимул, и сила встретить будущее лицом к лицу. То, что предлагают другие религии, — это, в лучшем случае, загладить следы прошлого дарами и делами умилостивления, однако впереди нет никакой перспективы жить лучшей жизнью. Спасение во Христе является совершенно другим.

4. Спасение во Христе влияет на всего человека — на умственную, духовную и физическую сторону его личности. Наше существование во всех его аспектах оказалось под воздействием «грехопадения», и спасение должно достичь и восстановить все эти аспекты жизни.9 Как сказал апостол Павел: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего».10

5. Спасение, которое предлагает христианство, является и настоящим, и будущим. Другие религии относят его к будущей жизни. Христианство соглашается с этим, говоря, однако, что опыт спасения начинается прямо теперь.

В буддизме и индуизме бытует учение о перевоплощении. Уходя из этой жизни, человек никогда не может быть уверен, что следующая жизнь будет лучше. Ему придется периодически испытывать и взлеты, и падения, и перед тем, как достичь своей окончательной судьбы (Нирваны), человек может пережить даже до 8000 перевоплощений, но, даже оказавшись в «Нирване», существо человека поглощается одной универсальной душой. Человек теряет свою индивидуальность, словно капля дождя в океане. Для тела нет спасения, и личность человека исчезает.

Христос предлагает спасение для всего человеческого существа; его личность и индивидуальность остаются неизмененными, и такое спасение возможно иметь уже в этой жизни.11

6. Спасение во Христе означает также, что личность иначе относится к обществу и окружению, в котором она находится. Спасение — это не удаление или изоляция от мира. «Страха осквернения» как такового не существует. Скорее всего, человек приходит к новому пониманию своего места и своей роли в обществе. Призыв: «Возлюби Господа Бога твоего» и «ближнего своего как самого себя»,12 — имеет социальные плоды и обязательства. На вопрос: «Разве я сторож брату моему?» — христианский ответ звучит: «Разумеется, да». Человек, спасенный во Христе, поворачивается лицом к неизбежным реальностям мира, в котором он живет.

Христианство предлагает нечто большее и лучшее, чем любая другая религия, как для настоящего, так и для будущего.

Спасение во Христе уникально и несравнимо ни с чем!

Таблица к 3 главе

Рост количества приверженцев основных религий за последние 100 лет

1900 1980 1990 2000

мил р мил. р мил. р мил. р

Христиане 558 34.4 1433 32.8 1759 33.2 2130 34.0

Мусульм. 200 12.3 723 16.5 935 17.7 1201 19.2

Нерелигиозн. 3 0.2 712 16.4 866 16.3 1022 16.3

Индусы 203 12.5 583 13.3 705 13.3 859 13.7

Буддисты 127 7.8 274 6.3 323 6.1 359 5.7

Атеисты 0.2 0.01 195 4.5 233 4.4 262 4.2

Новые рел. 6 0.4 96 2.2 118 2.2 138 2.2

Племен. рел. 106 6.5 90 2.1 99 1.9 101 1.6

Сикхи 3 0.2 14 0.3 18 0.3 24 0.4

Иудеи 12 0.7 17 0.4 18 0.3 19 0.3

Общее нас. 1620 100 4374 100 5297 100 6260 100

_____________________________________________________________

Источник: Давид Б. Барретт, таблица из ежегодного статистического отчета по Глобальной Миссии: 1991