Глава 4 Почему так много церквей?

Роберт Сарридж

Христиане верят, что в лице Иисуса Христа Бог дал нам настолько полное откровение, что его достаточно, чтобы спасти все человечество. Христианство — самая большая и самая глобальная религия в человеческой истории, и она продолжает быстро расти и распространятся.

Однако христианство расчленено на десятки тысяч разных, и иногда враждующих, групп и вероисповеданий.

Почему так много церквей?

Почему, если Библия говорит: «Один Господь, одна вера, одно крещение»1, — христиане не могут найти согласия в вопросе о том, кто такой Господь и что Он сделал? Что такое вера и как ее проявлять? И даже такой вопрос, хотя он достаточно просто изложен в Новом Завете: как крестить людей в христианской религии?

Становится ли христианство обманом из-за этих разделений? Должен ли называющий себя христианином отказаться из-за них от христианства? И возможно самый сложный вопрос: какое вероисповедание человек должен избрать? Или он должен основать свое собственное, как это делали некоторые люди в прошлом?

Эти вопросы нуждаются в ответе, причем в контексте нашего времени. Мы дадим ответы, освещая религиозные, исторические и библейские причины разделений внутри христианства.

Религиозные причины

Христианство не похоже на другие религии. С самого начала оно пересекло все культурные, социальные и национальные границы и быстро распространилось без всякой централизованной власти. Эта религия никогда не принадлежала только одному языку или народу.

Христианство, по существу, является личной верой. Его главная тема — личные отношения каждого человека с Богом.

Христианство не ограничено социальными барьерами, как это видно в Индуизме. Фактически, во Христе «нет уже ни иудея, ни язычника; нет каждого человека раба, ни свободного; нет ни мужеского пола, ни женского».2 Для христианства жизненно важен персональный доступ каждого человека к Писаниям и их исследование. (Вопрос о Библии обсуждается в следующей главе.) Библия учит о «священстве всех верующих».3

При такой свободе люди неизбежно будут отличаться друг от друга, поэтому в социальном и культурном отношении христианство было разделено с самого начала. Исполнилось намерение Иисуса, согласно которому должны быть приняты «все уверовавшие». Но предполагалось ли различие в учении? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к христианской истории.

Исторические причины

По мере того как христианство быстро пересекало культурные границы, оно так же быстро приспосабливалось к новым условиям. Не похожее на другие мировые религии оно не было ограничено народностью (подобно иудаизму), и Библия (в отличие от корана) была переведена на разные языки. Способность приспосабливаться является одной из сильных сторон христианства. Поэтому, например, в процессе распространения христианства появлялись небольшие отличия в церковном служении и в календаре церковных событий. Это не всегда было плохо и даже наоборот часто помогало в особых случаях.

Но не все изменения были полезными и происходили так же естественно. Некоторые были навязаны и выдуманы, особенно, когда христианство стало религией римской империи. Императоры видели, что христианство полезно и что они могут использовать его, чтобы сохранить власть над подданными, и потому они начали манипулировать Церковью для достижения своих политических целей, чем часто компрометировали ее верования и дела.

Показательным тому примером является изменение дня поклонения с субботы на воскресенье, что было намного удобнее для римских деловых людей и чиновников. Поэтому язычники, формально принявшие веру, не изменили свой недельный распорядок. Разумеется, некоторые сопротивлялись подобным изменениям и пытались остаться верными библейскому учению.

В свою очередь, поскольку это сопротивление угрожало власти императора, оно было объявлено вне закона. Но его было невозможно искоренить силой. За пределами империи и в глухих уголках, подобных Ирландии и Британии, первые христиане могли или сопротивляться изменениям, или не беспокоиться об этом. В подобных местах также наблюдались и другие незначительные компромиссы и религиозные приспособления к местным условиям. Одним из таких примеров являются верования древней эфиопской церкви, которая в течение веков была отрезана от остального христианства. В настоящее время формы христианства в эфиопской церкви коренным образом отличаются от остального христианства.

Подобные события главным образом происходили на окраинах христианского мира. В центре же Римская церковь находилась под властью и контролем государства. Раскол между западным и восточным христианством, происшедший по политическим мотивам в одиннадцатом столетии, привел к возникновению католических и православных традиций.

В шестнадцатом столетии другое важное событие привело к разделению между католической церковью и тем, что стало называться различными течениями в протестантизме. Этому способствовал целый ряд исторических факторов. Изобретение печатного дела сделало Писания более доступными. Некоторые могущественные государства северной Европы хотели сбросить политическое и экономическое иго католической церкви. Это время отмечено честным изучением Библии, верою и духовным видением таких замечательных людей как Лютер и Кальвин.

«Протест» протестантизма выражался в стремлении предоставить возможность каждому свободно читать Библию, решать для себя лично, что Бог сказал в ней, и быть свободным от принуждения со стороны римского католицизма. Финансовая и политическая коррупция в церкви привела духовенство к неумеренности, а простой люд к невежеству в духовных вопросах. Чинились препятствия переводам Библии на родной язык. Многие указы церковных лидеров вместо простых библейских истин стали почитаться христианским учением. Назрела огромная необходимость в реформе, но стоящие у власти не хотели менять себя, поэтому у реформаторов не было другого выхода, как только основывать новые церкви.

Все это означало, что следующее поколение, желавшее идти дальше путем реформ, не находило в Св. Писании веской причины, которая могла бы помешать им. Последующие десятилетия были отмечены большим разнообразием и свободой вероучений. Однако это не устраивало правящие классы. Большинство из образовавшихся европейских государств хотело иметь дело лишь с одной формой христианства, предпочтительно той, которая находилась под их властью. Так образовывались государственные церкви. В Англии это было англиканство. В Скандинавии — лютеранство. В районах Франции и Швейцарии — кальвинизм. И так далее. В Южной Европе римский католицизм вновь установил свой контроль. Эти «государственные» церкви энергично подавляли любые проявления религиозной свободы.

Однако сама суть христианства и Св.Писаний противится такому давлению, ибо необходима свобода. И вскоре в Новом свете (в Америке) вновь появилась возможность для религиозной свободы. Поселенцы, свободные от ограничений, имевших место в Европе, на их родине, смешали и изменили религиозные идеи. В результате расплодились новые странные верования и некоторые, якобы христианские, культы. Однако это все же привело к сознательному возвращению к библейским обычаям и подлинному учению Христа.

Так почему бы каждому не основать свою собственную церковь и не поклоняться Богу в уединении?

На протяжении всей христианской эры верующие чувствовали желание общаться со своими единоверцами. Людям свойственна общественная активность, хотя поддерживать ее бывает трудно. Христос Сам поощрял Своих последователей собираться вместе. Фактически, Библия предписывает это делать.4

Поскольку на практике трудно поклоняться Богу с другими людьми, которые, например, почитают другой день, или совершают богослужения на другом языке, или имеют священника (а может быть, не имеют его), и поскольку христиане не должны навязывать другим свои обычаи, — именно по этой причине образовалось так много течений.

Библейские причины

Но это только часть истории. Библия, фактически, предсказала, что в церкви будут разделения. Апостол Павел предостерегал:

«Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте».5

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским».6

Библия также предостерегает христиан от разложения внутри церкви, о компромиссе, слабости и ложном учении, имеющих целью вызвать разделения, особенно в последние дни:

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся».7

В Св.Писаниях есть предсказание и предостережение против тех, кто будет пытаться добавить свое учение к учению Иисуса.

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху».8

«Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».9

Писание открывает также сатанинскую попытку разделить Церковь, исказить и затемнить учения, данные Иисусом Христом со времени зарождения христианства.

«Удивляюсь, что вы переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное (которое фактически не благовествование — по англ. переводу), а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».10

«Ибо вкрались некоторые люди нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа».11

Библия предсказывает, что это сатанинское влияние будет продолжаться.

«У вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси, отвергаясь искупившего их Господа. И многие последуют их разврату».12

В мире происходит отчаянная борьба между добром и злом. Силы зла не могут уничтожить истину, но они могут вводить в заблуждение и разлагать людей, что они и делают. Таким образом, религиозный компромисс, добавление человеческого учения к Слову Божьему и подмена библейских обычаев чем-то более удобным и вызвали разделения в христианстве.

Христианская вера предпочитает истину единству, личность — группе, слово Бога — слову человека. Для христианина важно то, что говорит ему Иисус, а не то, что говорит ему традиция или государственная церковь. Жизненно необходимо найти истину для себя, и она даром предлагается вам на страницах Св. Писания.

Это то, во что верят и чему учат множество христиан. Но можно ли доверять Библии? Какую картину будущего рисует Библия? Эти вопросы будут рассматриваться на следующих страницах.