Только я

Вспомним героя Бальзака по имени Растиньяк. Помните, как смело, даже дерзко бросает он вызов самой жизни. Автор вывел в этом персонаже живое воплощение гордыни, которую позже Ницше назовет волей к власти. «Я преуспеваю только благодаря моим собственным силам. Я достигну своей цели любой ценой. Мне не нужна ничья помощь, даже Бога! Я, только я сам. Я всем внушаю почтение к моей особе. Все должны преклоняться передо мной. Малейшее сопротивление раздражает меня, приводит в бешенство, и я сметаю со своего пути всех, кто мне мешает. Я очень силен и достоин лучшего места в жизни. Все создано только для меня. Дым фимиама ублажает меня, а восхваления ласкают мой слух. Даже если я получу рану, она не смертельна для меня, ибо в ней я почерпну неистовую энергию моей победы. Я подчеркиваю:

«МОЕЙ ПОБЕДЫ»». Эти строки взяты из книги Норберта Южеде «Когда сбрасываются цепи». Автор описывает в ней сумасшествие гордыни. Молодой Растиньяк так уверен в себе, что готов пойти даже на преступление, лишь бы только преуспеть. Он готов использовать тех, кто рядом, кто любит его, как неодушевленные предметы, как простые инструменты для достижения своих целей, а потом выбросить их за ненадобностью.

Таких растиньяков миллионы и в наше время. Нет ничего более примитивного, чем гордыня. Она существует с сотворения мира. Наука, культура, техника ничего не изменили в ее природе. Гордецов по-прежнему очень много. Их родословная известна, а генеалогическое дерево необычайно раскидисто. Библия рассказывает нам, как самый совершенный из ангелов по имени Люцифер (свет утренней звезды) возжаждал занять престол Божий. На меньшее он был не согласен. Он хотел один господствовать над миром. Правильно говорят, что гордыня слепа. Свет звезды, Люцифер, превратился в ангела зла, в падшего ангела, низверженного с небес.

Люди слабее ангелов, потому их куда чаще настигает сумасшествие гордыни, и они также тщатся свергнуть Господа с престола.

Дремлющий Цезарь

Фараоны и другие великие правители времен античности заставляли боготворить себя. Александр Великий и Цезарь считали себя потомками богов. Позднее короли придумали любопытную теорию, согласно которой власть давалась им чудесным образом непосредственно из рук Божьих. Гитлер заставлял называть себя «фюрером». Таковым был «спаситель» нации, готовый пожертвовать всем народом, возложив его на алтарь своей непомерной гордости. Какое безумие!

Итак, в каждом из нас дремлет Цезарь, бодрствует Растиньяк и ждет своего часа Гитлер. Это след дьявола в нашей душе. Однако позвольте предупредить — этот путь тупиковый. Успех никогда не приходит к гордецам. Не давайте убаюкивать себя дешевым рыночным историкам, которые называют кровавых убийц «благодетелями». Убийца — всегда преступник, независимо от того, спаситель он или нет.

«Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так» (Лк. 22:25, 26). Иисус был вынужден обратиться с этими словами к апостолам, так как последние думали иначе. Чтобы добиться успеха, нужно хорошенько поработать локтями, считали они. Споры и соперничество были часты в их среде:«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Л к. 22:24). Они хотели почестей, искали первых мест. Иоанн даже вмешал в это дело свою мать, чтобы с ее помощью добиться особого расположения Христа, не понимая, сколь далек был от этой мирской суеты Спаситель. Не отставал от Иоанна и Петр. Первый — молод, полон амбиций, за ним будущее. Второй — старше, он более опытен, пользуется авторитетом. Иисус же сказал им: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Л к. 22:26).

«Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). И тот же Петр, но уже несколькими десятилетиями позже напишет: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петр. 5:6). Это слова Петра, который все понял, Петра, который стал апостолом, мучеником. Он понял все и стал примером для миллионов людей.

Вы хотите преуспеть? Тогда начните с послушания, с понимания своей ничтожности и ни о чем больше не беспокойтесь. Вы видели лубочные картинки? Их сюжеты понятны, они просты, даже примитивны. В этом таится великая опасность. Так легко, глядя на них, в слове «смиренность» услышать «бесхребетность». Люди такого склада живут с вечно опущенной головой, всегда согбенны и панически боятся «гладить против шерсти». Это типичный закомплексованный бедняга. Мне по-человечески жаль его, но здесь нет ничего общего с истинным смирением. Разве образ Христа ассоциируется в вашем сознании с такой лубочной картинкой? В присутствии царской свиты Он называет Ирода «лисицей», а книжников и фарисеев величает «окрашенными гробами». Разве мог такое сказать человек робкий, бесхребетный! Вспомните, когда Ирод требовал от Иисуса сотворить чудо, чтобы украсить им свой пир. Спаситель в ответ молчал. Мало кто поступит столь же мужественно в подобных ситуациях. Петр следует по стопам своего Учителя и столь же смело спрашивает всевластных правителей Иерусалима: «Справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?»

Быть смиренным не означает идти на поводу у кого-либо. Отнюдь нет, быть таковым — это значит ощущать свою зависимость от Господа. Самое важное в жизни — это не карабкаться вверх по ступеням славы и могущества, а подчиняться Господу, вера в Него. Он рождает в нас желание творить добро. Мир нуждается в людях, которые способны изменить окружающую их жизнь. Они призваны приносить дары, а не собирать их. Таков их долг и служение. «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2:3. 4).

Кровь на ступенях

Много крови на ступенях, ведущих к трону Александра Македонского, Цезаря, Наполеона и им подобных. Много крови, обмана и фальши. Много крови требовали их способы самовосхваления. Много обмана и фальши было использовано ими, чтобы сохранить благопристойный вид. А что в наследство? Прах! Честно говоря, это не очень напоминает славу и успех. Кто лучше послужил великим целям человечества? Доктор Швейцер в своей африканской больнице или Гитлер? Святой Франциск Ассизский или Нерон? Моисей или фараон?

Разобраться здесь несложно. Всем нам известен Моисей, но скажите, многим ли из нас ведомо имя того фараона, того самого владетеля мира, могущественного из могущественнейших, который с высоты своего трона смотрел с пренебрежением и презрением на жалкого пастуха, хотевшего освободить свой народ? Моисей был подобран дочерью фараона и воспитывался как принц крови. Какой взлет для сына раба! Но однажды юный принц понял, что его место среди рабов. Он решил возглавить восстание. Его знания, опыт, его сила давали ему право на это. Между тем Моисей слишком надеялся на себя и недостаточно полагался на Господа. И, как результат, начатое дело приняло скверный оборот. Он, принц, на сорок лет превратился в забытого всеми пастуха. Ему оставалось царствовать лишь над окружавшими его песками да овцами. Какое падение!

«Всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Л к. 14:11).

«Смиритесь под крепкую руку Божию…» (1Петр. 5:6).

После сорока лет, проведенных в пустыне, Моисей, уже старик, был призван Господом освободить свой народ. Какая ошибка, не правда ли? На что способен немощный старик? Что может сделать простой пастух? Конечно, ничего, если будет рассчитывать только на свои собственные возможности. Но ему будет доступно все, если он доверится водительству Божьему. Для Моисея пробил его час. Он многому научился, управляясь со своими овцами. Теперь он мог без труда вести за собой этот постоянно колеблющийся, раздираемый противоречиями народ, чтобы поднять его против самого великого властителя Того времени. Отныне Моисей знал, что успех начатого дела полностью зависит от Господа. И он доверился Ему во всем. «Смиритесь под крепкую руку Божию» — это во власти человека. «Да вознесет вас в свое время» — это уже власть Божья.

Для каждого из нас у Господа есть вполне определенный план. Порою нам бывает трудно его распознать. Но пусть это нас не беспокоит. Тайный смысл непременно откроется нам. Ведь Создатель хранит для нас величайший дар, который Он нам передаст, лишь только мы станем способны им пользоваться. Он совсем рядом, он ждет нас. Этот дар — сознание ответственности за свои поступки и дела здесь, на земле. Чтобы получить этот дар, необходимо отбросить гордыню, самомнение и чрезмерную самоуверенность, довериться Господу, обрести жертвенность и смирение. Вот пути наших духовных поисков.

Гитлер или Святой Франциск?

Если в каждом человеке дремлет одновременно и Гитлер, и Цезарь, и Нерон, то в нем же, не затухая, теплится искорка, которая полыхала пожаром в сердце Мартина Лютера Кинга, доктора Швейцера и Святого Франциска Ассизского. Эти гении доброго служения станут для нас путеводной звездой, если мы захотим брать с них пример.

Самый великий тот, кто не думает о своем величии и славе и не заботится о своем имени, которое благодарные потомки занесут в анналы истории. У нас перед глазами образ Того, Кто из Всемогущего стал простым человеком, из безмерно богатого превратился в наибеднейшего. Апостол Павел пишет: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:6—11).

Хотите ли вы преуспеть в жизни? Хотите ли вы стать знаменитыми? Хотите ли вы, чтобы ваш земной путь принес пользу и добро человечеству? Тогда, прежде всего, старайтесь смириться под крепкую руку Господа, доверьтесь Ему, и настанет день, когда Он возвысит вас для пользы живущих, так как вы к тому времени будете обладателем того самого дара, о котором мы только что говорили. Он не даст вам совершить зло. Наоборот, вы будете постоянно чувствовать себя в ответе за всех окружающих вас людей.