Иммигрант умер

Об этом сообщали на последних полосах газет под рубрикой «Разное», а также в местных новостях. Надо сказать, что его смерть не наделала много шума. Всего несколько мгновений в эфире да несколько строчек в прессе. Он был так мало известен. Да знал ли он сам кого-либо из нас? Журналист сообщал, что он умер три дня назад. Его тело было найдено в пустом контейнере в порту. Три дня… Иммигрант, иностранный рабочий, он умер от нищеты и одиночества, так и не найдя для себя работы. Он ничего ни у кого не просил, да и мы ничего ему не давали. Этот человек был моим ближним. Он имел право ожидать от меня хотя бы немного внимания и любви. Но что он получил? Лишь безразличие или даже насмешки, неприязнь. Почему он не постучал в мою дверь? Я бы накормил его.

Однако как часто наши двери наглухо закрыты для просящих. Порой на них в довершение всего висит устрашающая табличка: «Злая собака». И, закрывая на засов дверь нашего дома, мы тем самым захлопываем дверь нашего сердца. Зачастую в религии, в церкви, люди видят место, где можно укрыться, куда можно убежать. Совсем немного религии, чтобы забыть серость будней. Совсем немного религии, чтобы почувствовать уверенность, что ты даже лучше некоторых. Но все эти «совсем немного религии» ничего не могут изменить в нашей жизни. Мы не лучше и не хуже окружающих нас. Мы такие же. Конечно, нужно любить Господа, но невозможно искренне любить Бога и при этом не любить ближнего. Теперь становится особенно понятна заповедь Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39).

Как разграничить?

Однажды законник, на современном языке — богослов, задал Иисусу каверзный вопрос: «Кто мой ближний?» Заповедь гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Но весь вопрос в том, кто же он, этот ближний, которого я обязан возлюбить? Во все времена находились целые группы людей, которые исключались из понятия «ближние». Так, выпадали из этой категории иностранцы, самаряне, сборщики податей в пользу Рима. А для нашего знакомого законника, скорее всего, не считались ближними все неграмотные, нищие, ремесленники. Его ближние — лишь представители высшего класса общества.

Итак, сколь далеко должна простираться моя любовь к людям, и где ее границы? На основе каких соображений я должен выбирать себе «ближнего»? Может быть, здесь необходим классовый подход или расовый, национальный, или религиозный? Христос отвечает нам, что подобные поиски бессмысленны. Не нужно искать того, которого надо во что бы то ни стало «возлюбить». Нет! Необходимо сделать так, чтобы тебя возлюбили, чтобы ты сам стал ближним. Каким образом? Очень просто: делая добрые дела, оказывая милосердие, даже рискуя жизнью во благо других. Иисус привел в пример Своим ученикам замечательную иллюстрацию этого учения, рассказав притчу о добром самарянине. На человека, шедшего по дороге, напали разбойники. Изранив, они оставили его, полуживого, на обочине. Мимо лежащего прошли друг за другом два очень религиозных человека и даже не остановились. Их головы были переполнены всевозможными заповедями, законами, догмами. Они охотно бы, при случае, порассуждали о любви к людям, находящимся в затруднительном положении. Но их сердца были холодны как лед, а вера их — мертва. И вот проезжает мимо самарянин. Самария находилась по соседству с Иудеей, однако между этими соседними народами существовала постоянная и глубокая вражда. Но несмотря на это, увидев умирающего, добрый самарянин остановился и, сам рискуя жизнью, спас его.

Законник, обратившийся с вопросом к Иисусу, хотел ограничить число своих ближних, которым он должен помогать, подсознательно желая видеть среди ближних лишь узкий, привилегированный круг людей. Самарянин же не стал задавать себе пустых вопросов. Он столкнулся со страданием, несчастьем и, отбросив все предрассудки, пришел на помощь с риском для собственной жизни. Последователь Христа, то есть христианин, должен любить всех, кто его окружает, независимо от их взглядов, национальности, социального происхождения. Подчеркивая новизну этого учения, Христос говорит:

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:43—48).

Расизм и национализм

Наш мир все более погружается в мутные воды национализма и расизма. Люди устраивают меж собой все новые и новые барьеры и в страхе прячутся за ними. Христиане же, в свою очередь, спешат укрыться за стенами своей религии. Почему случилось так, что в наших странах нет больше места братским отношениям и любви между людьми? По какой такой причине мы всегда готовы начать военные действия против тех, кто не похожи на нас или думают иначе, чем мы?

Христианство, противопоставляющее одних людей другим, позволяющее процветать предрассудкам, ненависти, безразличию и, более того, поощряющее всякое зло, не имеет никакого отношения ко Христу.

Сегодня, как никогда раньше, мы должны направлять свои усилия на поиски нашего ближнего. Им может оказаться прохожий, одиноко бредущий в толпе. Он и есть тот самый ближний, мой ближний, с которым я сталкиваюсь лицом к лицу. Вот, например, этот иностранец, с растерянным лицом, в поношенной куртке: он боится даже поднять на вас глаза, опасаясь, что его тут же обвинят в каких-то преступных намерениях. Он — тоже мой ближний. Отыщите взглядом того, кто грустен. Он так нуждается в вашей ободряющей улыбке. Подойдите к плачущему. Ему так не хватает вашей поддержки. Возьмем себе за привычку искать и находить тех, кому нужны наши улыбка и помощь. Пусть нашим обычаем станет искоренение уродливых ростков ненависти и предрассудков. Давайте научимся видеть в том, кто рядом с нами, человека, брата, нашего ближнего.

Иисус Христос напутствует нас такими словами: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Сын Божий развивает высказанную мысль и делает важное добавление: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37. 39).