Общение

Четверг, 14 часов 30 минут. Я направляюсь в Центр реанимации при большой университетской клинике. Вот уже две недели там находится близкий мне человек, чье состояние вызывает сильное беспокойство. Испытываешь странное чувство, когда смотришь на знакомое лицо и не узнаешь его. Тело, завернутое во все белое, неподвижно лежит на кровати. К нему тянутся всевозможные трубки и трубочки, цветные проводки. Бинты мешают угадывать знакомые черты.

Посещение ограничено десятью минутами. Госпожа Дюран не может говорить. Во вторник она перенесла операцию на трахее, чтобы не умереть от удушья. Попробуйте побеседовать с человеком, который вам не отвечает. Уверяю вас, это чрезвычайно трудно, в чем начинаешь себе признаваться практически с первых минут.

После обычного приветствия я не знал, что сказать, и несколько минут тоже провел в молчании. Любое общение предполагает присутствие того «другого», к кому мы обращаемся. Мы нуждаемся в слушателе, но порой без зазрения совести пропускаем мимо ушей его слова. Часто реплики собеседника лишь питают наши монологи. Однако наше красноречие быстро иссякает без этих коротких замечаний. Как поступить мне в данной ситуации? Что сказать этой бедной женщине? Ведь мне на самом деле есть что сказать, но как поддержать такое странное одностороннее общение?

Как поддержать общение?

Мы очень часто задаемся подобного рода вопросом. Его следует рассматривать в самом широком смысле, поскольку он лежит в основе всех человеческих отношений. Как передать то, что я ощущаю? Как рассказать о том, во что я верю? Как дать знать о том, что я есть и живу на этой земле? Возможно ли без искажений передать кому-то мою мысль? Что необходимо сделать, чтобы быть понятым?

Обратите внимание на следующие выражения, столь частые в нашей обиходной речи: «Этим я хотел сказать…», «Суть моей мысли состоит в том…», «Я имел в виду…». Зачем мы употребляем их? Для пояснения! Выходит, нас не всегда в полной мере понимают. А тут еще объявляются благожелательные комментаторы, которые спешат на помощь, желая показать, что лишь они и только они все уловили абсолютно точно: «Под этим он подразумевает…», «Если я правильно его понял, то…». В результате все это выливается в многочасовые дискуссии, порожденные всего лишь какой-нибудь короткой и малозначительной репликой.

Действительно, как Трудно добиться истинного взаимопонимания! На самом деле, общение — это труднейшая задача! Если мы начнем рассматривать эту проблему обобщенно, то заметим, что она еще больше и сложнее, чем казалась на первый взгляд.

Итак, дорогие друзья, как передать вам мысль о том, что Иисус любит вас? Как нести Евангельскую весть в наше полное сомнений и скепсиса время? Путей для этого много. Можно провозглашать ее во весь голос на площадях, складывать о ней гимны, поэмы. Многие так и поступают. Однако этих средств общения явно не хватает, чтобы передать заключенную в Евангелии Божью любовь. Мы вынуждены признать существование серьезных препятствий. Ими являются, например, различия социальных и культурных уровней разных людей. Сюда надо отнести также разнообразие языков и народов, на них говорящих. Все перечисленное усугубляется разницей мышления и еще более усложняет задачу. Может ли, скажем, какой-нибудь интеллектуал доходчиво объяснить простому рабочему, что Иисус любит его? А в силах ли, в свою очередь, ремесленник рассказать об этом представителю ИТР? Надо ли в таком случае изображать из себя всезнайку? Не пройдет — получится глупый фарс. Каким образом человек с достатком донесет до сознания бедняка, который ежедневно бьется как рыба об лед в поисках хлеба насущного, что Христос любит его?

Преодолевая препятствия

Для того чтобы общаться, нужно обязательно преодолеть все препятствия, выяснив порождающие их причины. О последних мы только что говорили, и их список далеко не закончен. Иисус в подобных ситуациях действовал следующим образом. Для примера возьмем эпизод с самарянкой. Иисус обращается к ней. Для нас это выглядит вполне естественно. Просто иностранный путешественник заговорил с местной женщиной и о чем-то спрашивает ее. Но в те времена человеческое общество пребывало в состоянии куда более разрозненном и изолированном, чем сегодня. Христу нужно было преодолеть препятствие — национальный барьер, чтобы обратиться к этой женщине. Ведь она была самарянкой, а, как известно, самаряне и евреи враждовали меж собой. Он перешагнул также и через обычай, запрещающий мужчине во всеуслышание обращаться к женщине. Это в ту пору считалось дурным тоном и не приветствовалось. Он пренебрег и предписаниями нравственного кодекса своего времени. Эта самарянка пользовалась дурной репутацией, у нее было пять мужей. Вступить с ней в беседу значило вызвать двусмысленные толки со стороны окружающих. Однако не важно, что подумают по этому поводу люди. Куда значимее спасение этой женщины.

«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25, 26). Как много отделяло Иисуса от этой женщины, как много преград стояло между Ним и людьми, шедшими за Ним. Они могли бы помешать всякому диалогу, всякой встрече и общению.

Несение Благой вести — это всегда преодоление препятствий, в том числе и тех, которые кажутся непреодолимыми. Апостолы прекрасно это понимали. И в итоге Евангелие проникло повсюду, пришло во многие и многие страны. Однако заметили ли вы, что бывает достаточно самой малости, и предрассудки возвращаются, побеждая наш разум? Все, что было столь тщательно построено нами, разваливается в одночасье. Знание иностранных языков, владение различной техникой и специальными методами помогает в деле распространения Благой вести. Это однозначно. В то же время здесь присутствует нечто другое, более глубинное и важное. Обратим на это внимание и запомним.

Оказывается, самый лучший способ убедить людей в том, что Иисус хочет спасти их и желает им счастья, — это самому захотеть помочь им, поддержать и полюбить.

Возлюбить первым

Христианин не станет ожидать, пока кто-то начнет относиться к нему с любовью. Он возлюбит первым. Иисус учил: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Каким образом можно верить в существование Бога любви, если Его последователи преисполнены ненавистью друг ко другу? Как можно верить в Бога, Который желает спасти всех людей, тогда как Его ученики не сумели победить в себе всех предрассудков? Поэтому очень важно, идя за Спасителем, стремиться во всем быть похожим на Господа. «Да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:45), — взывает к нам Христос.

Любовь! Вот та сила, которая приводит в движение весь механизм общения. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:1— 3. 13). Любовь, если она выражается в действии, может творить чудеса. Любовь изгоняет предрассудки, гасит сомнения и сводит на нет саму агрессивность. Люди, любящие друг друга, достигают взаимопонимания без слов, даже если они уроженцы разных стран и принадлежат к разным народам. Любовь — наиважнейшая жизненная необходимость для всякого человека. Психология доказывает это фактами и вот что сообщает нам по этому поводу: «Если глаза новорожденного, обращенные к матери, улавливают на ее лице сияющую добротой улыбку, если, едва научившись говорить, малыш может без сомнений поделиться своими радостями и печалями с близкими ему людьми, то это значит, что он обрел для себя надежное убежище. Лишенный этого, ребенок будет развиваться хуже своих сверстников, не обделенных подобными светлыми дарами». Было установлено, что при недостатке эмоциональных контактов в течение трех месяцев у новорожденных пропадает аппетит и нарушается сон. К концу пятого месяца их невозможно узнать, они превращаются в слабых, безвольных и бледных существ. И затем требуется целых пять месяцев активных восстановительных мер, чтобы все болезненные симптомы исчезли.

Для него важнее всего…

Каждый человек, живущий на земле, нуждается в эмоциях, в чувствах. Для него любовь важнее всяческих громких слов, помпезных конференций, конгрессов, пышных церемоний в нарядных церквах. Он жаждет проявлять любовь к своему ближнему и сам хочет быть любимым. Обратим внимание на следующее замечание апостола Павла: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:8—10).

* * *

Я прекрасно понимаю состояние госпожи Дюран, когда к ней приехала дочь. Лицо матери просветлело. Оно обрело совершенно иное выражение. Между ними завязался диалог, свидетелем которого я невольно оказался. О, это было удивительное общение, это был монолог. Дочь говорила, а мать слушала и молча отвечала. Они прекрасно понимали друг друга.

Общение становится возможным лишь благодаря любви. Если мы любим других людей, то можем с уверенностью сказать им: «Господь вас тоже любит».