Хромой

Сколько вы зарабатываете? Что у вас за машина? В каком районе вы живете? Где вы проводите отпуск? Все эти вопросы предназначены для того, чтобы выяснить ваш социальный статус, узнать о вашем положении в обществе. Я слышал, что в некоторых странах при знакомстве практикуется указывать даже сумму годового дохода. Например, вам представляют человека и говорят при этом: «Просим любить и жаловать господина Дюпона, он «стоит» 100000 франков».

Несколько лет тому назад люди гонялись за разного рода титулами и званиями, которые с гордостью произносились на всевозможных собраниях и торжественных встречах. Это звучало приблизительно так:

«Уважаемые дамы и господа, мы имеем честь принимать сегодня господина Альберта Дюрана, доктора филологии, президента ассоциации любителей грамматики, вице-президента такого-то общества и ученого секретаря такого-то совета и так далее, и тому подобное». Чем больше было титулов и чем мудренее они звучали, тем солиднее считался их обладатель. Сегодня титулы и звания заменил счет в банке. Это довольно грустная потеря. Дело в том, что титулы и звания олицетворяли собой в некотором роде спокойный и неторопливый, даже, я бы сказал, провинциальный стиль жизни. В нем проглядывались некий гуманизм и вера в человека. Теперь такие черты утеряны. Посмотрите, к чему идет наша цивилизация, когда количество нулей после любой другой цифры значит больше имени самого человека. Скорее всего, в один прекрасный день кто-то в целях экономии времени и малоценности имени отбросит его совсем. И тогда уже мы не будем говорить: «Перед вами господин Дюран. Его годовой доход 100000 франков». Мы посчитаем достаточной фразу, подобную этой: «Друзья, я хочу представить вам 100000 франков». 100000 франков… Апостол Петр не имел таких денег, когда направлялся в храм; сопровождавший его Иоанн — тоже. Более того, оба они были вынуждены постоянно считать каждый медяк, и золотые монеты никогда не водились в их карманах.

Два человека без денег

Что могут сделать два человека, не имеющие денег? Ничего. Они не в состоянии что-либо купить, подать милостыню многочисленным иерусалимским нищим. Петр и Иоанн шли в храм. Там, у входа, по обыкновению расположился один хромой от рождения нищий. Каждый день он взывал к проходящим:

«Подайте на пропитание…» Надо сказать, что место им было выбрано удачно. Как можно пройти в дом молитвы и при этом отвернуться от бедного хромого! Петр и Иоанн поравнялись с нищим. Тот увидел их и попросил милостыню. Апостолы остановились и внимательно посмотрели на хромого человека. Вероятнее всего, нищий в такой ситуации начал быстро говорить, обращаясь к своим слушателям приблизительно с такими словами: «Наконец, нашлись люди, которые заинтересовались моим бедственным положением! Посмотрите на меня! Я хромоног с рождения. Никогда в жизни я не мог ходить, прыгать, бегать, да просто стоять, как делают все люди и вы в том числе. Сюда меня приносят на руках. Обратите внимание на мою нищету, вы, идущие в храм молиться Богу. У вас я прошу лишь жалкие крохи, чтобы не умереть с голоду. Это вас не обременит». Петр сказал ему в ответ: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе» (Деян. 8:6). Какие удивительные и странные слова. Этот человек нуждается в деньгах, а ему предлагается что-то другое. Что может предложить нищему этот прохожий? Вероятно, совсем мелкую монету, раз говорит, что не располагает золотом и серебром. Но нищий не избалован щедрым подаянием и будет рад медяку. Возможно, он не поверил заявлению Петра. Нищий явно заметил, что его собеседники вели себя с достоинством, уверенно и спокойно, как будто располагали чем-то очень и очень ценным. Однако у него нет времени на дальнейшие размышления, поскольку Петр продолжает говорить и повелевает: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6, 7). И тут происходит нечто, выходящее за рамки обыденного: «И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога» (Деян. 3:8. 9).

Посредством веры

Все собравшиеся видели этого человека ходящим и славящим Господа. Его узнавали. Люди были чрезвычайно удивлены случившимся, терялись в догадках Сем. Деян. 3:9. 10). Нищий больше не отходил от Петра и Иоанна. Вокруг них собралась большая толпа. Видя это, Петр обратился к людям; «Мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян. 3:12). На собственный риторический вопрос апостол дает ответ: «И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами» (Деян. 3:16).

Петр и Иоанн не имели ни серебра, ни золота. Да и что полезного для калеки может сделать драгоценный металл? Разве он способен вернуть ему здоровье? Апостолы располагали большим: в них жила совершенная и глубокая вера в Иисуса Христа, которая была столь сильна, что при желании они могли передвигать горы. Возможно, у вас есть и золото, и серебро, но вам не хватает главного, чтобы решить навалившиеся со всех сторон проблемы. Вам не хватает веры! Может быть, у вас нет золота и серебра для решения волнующих вас проблем. Однако не беспокойтесь! Дело в том, что их решение зависит от веры в Иисуса Христа! Верьте, что Господь любит вас. Верьте в то, что Иисус спас вас, и ваша жизнь станет иной. Вы ощутите радость, к вам придет счастье и полнота бытия. Сила веры преобразит вас, как это случилось однажды с бедным нищим калекой. Вспомним по этому поводу слова Спасителя: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», — будет» (Мф. 21:21, 22). «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47).