Глава 6 Радиоактивные осадки на Голгофе

21 мая 1946 года. Лос-Аламос. Один молодой многообещающий ученый проводил подготовку к испытанию атомной бомбы в южных водах Тихого океана у атолла Бикини.

Неоднократно проведенные им ранее подобные опыты заканчивались благополучно. Для того, чтобы определить, какое количество урана-235 потребуется для цепной реакции — ученые называют его критической массой, — нужно было привести в соприкосновение две полусферы из урана, а затем, как только масса станет критической, развести полусферы с помощью винтового манипулятора и тем самым плавно остановить цепную реакцию.

Но в тот день, когда ученый довел массу до критической, винтовой манипулятор вышел из строя. Полусферы из урана подошли слишком близко одна к другой. Комната внезапно наполнилась голубоватым слепящим дымом. Молодой Луис Слотин, вместо того чтобы спрятаться и тем самым спасти себя, разъединил полусферы урана руками, развел их в стороны и остановил цепную реакцию!

Действуя быстро и смело, не думая о себе, он спас жизнь другим сотрудникам, находившимся в комнате. Он сразу же понял, что получил смертельную дозу радиации, но сохранил самообладание. Приказав коллегам оставаться на местах, где они находились в момент аварии, он начертил на доске точную схему их расположения в момент аварии, чтобы врачи могли определить степень облучения, которую получил каждый из них.

Позже, когда Луис Слотин вместе с А. Гревсом, получившим чуть меньшую дозу облучения, чем он сам, стоял на обочине дороги, ожидая машину, чтобы ехать в госпиталь, он тихо сказал своему спутнику: «У вас все будет в порядке. А у меня нет ни малейшего шанса». К сожалению, он был прав. Девять дней спустя после мучительной агонии он умер.

Около двух тысяч лет назад Сын Бога Живого на Голгофе вступил в самый центр радиации греха, подвергся его воздействию, тем самым обрекая Себя на смерть. Он, создавший атом, позволил пригвоздить Себя ко кресту в самом эпицентре греха, позволил нечестивцам осуществить жестокий замысел, который мы называем распятием на Голгофе. Но этим Он остановил цепную реакцию — Он разрушил силу греха.

Увы, истинными оказались презрительные слова начальников, наблюдавших за тем, как Он умирал: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти!» (Матф. 27:42).

Никогда еще не было сказано более справедливых слов. Ведь для того, чтобы остановить «цепную реакцию» греха, чтобы предупредить «радиоактивные осадки», Он должен был отдать Свою жизнь. Он не мог спасти одновременно и Себя и других. Он как бы говорил каждому человеку: «У тебя все будет в порядке. А у Меня нет ни малейшего шанса».

А, может быть, Бог Вселенной, в своей последней попытке помочь нашему ограниченному уму хоть отчасти осознать значение Голгофы, объяснить ее сущность, позволил нам проникнуть в тайны космических сил? Не для того ли Он дал нам космические термины и понятия, чтобы мы смогли лучше понять космические явления и космические планы, чтобы мы лучше поняли сущность греха?

Не приходилось ли вам когда-нибудь задумываться над тем, как опасен грех? Грех — это таинственный самозванец во Вселенной, коварное возмущение против Бога! Его нe всегда можно увидеть, потрогать или почувствовать. Сам Бог не может объяснить его нам, потому что ни человек, ни ангел не поняли бы всего значения слов, необходимых для его описания. Он мог лишь стать в стороне, не вмешиваясь в ход событий, и предоставить возможность Вселенной самой увидеть последствия греха.

Вспомните, с чего все началось. Грех казался совершенно безвредным. Но когда его осадки касались человека, происходило разложение, вырождение и полное опустошение жизни. Грех настолько заразил наше естество, что даже и тогда, когда мы наполовину осознаем свою греховность и пытаемся спастись, — мы бессильны что-либо изменить.

Назовите это как вам угодно. Каждый человек — ребенок, старик, мужчина или женщина — бессилен перед ним. Бессилие… Не из-за него ли Сын Бога Живого совершил самоотверженный поступок и решился соприкоснуться со смертью ради человека?

Приходилось ли вам слышать обратный отсчет времени при проведении ядерного взрыва, когда всех присутствующих просят оставаться на своих местах, и пережить те полные неземного напряжения мгновения, когда человек считает: «пять, четыре, три, два, один», а затем… взрыв, — и замирает, пораженный тем, что сделали его руки.

Когда писалось Священное Писание, таких понятий, как «обратный отсчет времени», «эпицентр», «радиоактивные осадки», еще не существовало. Но великий обратный отсчет столетий велся на протяжении веков. Обратите внимание на следующие слова апостола Павла: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего… чтобы искупить» (Гал. 4:4-5).

У Бога была особая причина, чтобы послать Своего Сына на землю в определенный день и час. Это было, пожалуй, самое мрачное время за всю историю человечества. Грех многих веков довлел над Палестиной и окружающими народами. Грех стал своего рода наукой, проник в самые священные области религии…

Именно в этот тяжелый час Сын Божий скромно пришел в наш мир, начав Свой путь от Вифлеемских яслей. В юности Он рос, как цветок, среди тины разложения и пороков, которыми особенно отличался Назарет. В 12 лет Он удивлял ученых мужей из Иерусалимского храма Своей мудростью и понятливостью. Затем еще 18 тихих лет. И в 30-летнем возрасте Он покинул дом плотника и смело провозгласил, что Он — Мессия, Сын Божий.

Именно это заявление и Его безукоризненная жизнь взбудоражили и довели до безумия завистников, и они стали вынашивать планы погубить Его Но не раз читаем мы высказывание Христа: «Еще не пришел час Мой». До наступления этого часа Он находился в безопасности. Вряд ли кто из Его врагов догадывался, что происходил обратный отсчет веков, и в этом отсчете, согласно пророческим часам, они тоже принимали участие.

Наконец, после трех лет самоотверженного служения любви Он сказал: «Пришел час Мой». И нечестивые люди решились совершить самое гнусное преступление в истории человечества. Божественная рука больше не удерживала их от осуществления коварного, губительного замысла.

Проследим теперь за ходом трагических событий, начавшихся в Гефсимании. И будем внимательными, ибо Гефсимании была полем битвы за вечность. Полем битвы за нас с вами.

Гефсимания! На протяжении многих лет вдохновенное описание ее, которое я нашел в замечательной книге «Желание веков», стало неотъемлемой частью моего мышления, и я не могу не воспользоваться несколькими цитатами для описания тех событий. Автор повествует о них с убедительностью очевидца. Проследите, как развертываются события, но не забывайте — это не художественный вымысел, а реальность.

Когда Иисус с учениками прошел через городские ворота и переправился через поток Кедрон, Он стал молчаливым. Иисус и раньше проводил много ночей в молитвах, но такой ночи, как эта, еще не было. Как только Иисус вошел в сад, тяжелое бремя человеческой вины стало тяготить Его душу. На своем горьком опыте Он начинал познавать, что означает умереть за человечество.

Покинув Своих учеников, Он отошел на несколько шагов в сторону и пал ниц на лицо Свое, как будто сломленный некой невидимой силой. В душе Его происходила жестокая борьба. Все силы ада обрушились на Него. Враг Бога либо добьется успеха сейчас, в этот самый трудный час для Спасителя мира, либо будет навеки осужден.

Отец скрыл Свое лицо от этой сцены. Иисус должен был нести вину падшего человечества один. Между Богом и грехом существовала пропасть. И это ужасное одиночество больше всего мучило Сына Божьего. Выдержит ли Он испытание? Сможет ли Он для каждого человека воздвигнуть мост через реку смерти?

Обратите внимание на тот факт, что Он мог и не выдержать! Человеческая природа Сына Божьего была в этот критический момент напряжена до предела. Судьба человечества колебалась на весах. А вдруг Он вытрет кровавый пот со Своего чела? Не оставит ли наш мир погибать в своих грехах?

Лишь за несколько часов до этого Иисус, как могучий кедр, стоял среди бури, пытавшейся сломать или хотя бы поколебать Его. А теперь Он был подобен тростнику, гнущемуся под яростными порывами ветра. В отчаянии припал Он к холодной земле, словно сопротивляясь буре, которая уносила Его все дальше. и дальше от Его Бога.

Кипарисы и пальмы роняли со своих роскошных крон капли росы на Его распростертое тело, будто оплакивая Своего Создателя, одиноко сражавшегося с силами тьмы. Но Он не ощущал их падения. С Его бледных уст сорвался крик: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия». Но тут же добавляет: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Ему надлежало принести последнюю жертву, но Он трижды уклонялся. Но перед взором Искупителя мира предстала судьба всего человечества. Он знал: оставленные на произвол судьбы нарушители Его закона погибнут навсегда.

Неужели не было другого пути, кроме Голгофы? Нет, другого пути не было. Грех бросил вызов закону Божьему. И этот закон должен быть утвержден, иначе погибнет Вселенная. Грех невозможно изолировать, игнорировать или пренебречь им. Нет и не было другого способа бороться с ним, кроме как принять проклятие греха — смерть — на Себя, — так решил Иисус.

Он не изменит решения, принятого искони, от века! Он спасет человека, пусть даже ценой Своей жизни. Безоружными, голыми руками Он вступает в схватку со сближающимися полусферами греха и героическим усилием разъединяет их, сокрушив их силу. Следы этой схватки навсегда останутся на Его руках. Но благодаря тому, что Он предпринял в ту ночь, миллионы будут жить!

Могущественный ангел укрепил Его, и тогда Он встал и вышел из сада, чтобы вступить а последнюю великую битву Своей жизни. Но битва, в которую мог вступить и в которой мог победить только Сын Божий, уже была выиграна. Ему теперь не страшен суд — этот фарс, разыгранный по сценарию сатаны. Решение принято! Он любой ценой спасет человека. Хотя люди не знали и не думали об этом.

Как мало понимали люди, что происходило на самом деле! Как мало осознавали они, КТО предстал перед судом в ту ночь! Они считали, что это они устроили суд над Иисусом перед Пилатом, но за несколько часов до этого они сами были судимы этим Человеком. И при всем этом Он принял решение — спасти их!

Казалось, даже Пилат правильнее оценивал ситуацию. Ибо даже его притупленная совесть вынудила сказать: «Я не нахожу никакой вины в этом Человеке».

«Никакой вины в этом Человеке». В искушаемом, изнуренном, измученном, находящемся в радиоактивном эпицентре греха, однако не зараженным им. «Я не нахожу никакой вины в этом Человеке». И все-таки — Он был избит и отдан на распятие.

Это невероятно — как могли люди сделать то, что сделали. Трудно понять, как могли предводители и наставники избранного Богом народа стать орудием величайшего из всех преступлений человечества!

В то время как «радиоактивные осадки» греха все более сгущались, какие-то странные люди собрались перед городской стеной. Что же представляла собой эта толпа? Ненавидевшие Его учителя. Священники, купившие Его за 30 серебреников. Чернь, требовавшая у Пилата: «Распни Его», и разбойники, умершие вместе с Ним. И среди них мы можем увидеть и себя. Вы и я тоже были на Голгофе!

Грех становится реальным, когда мы видим, что он сделал с Сыном Божьим. Поэтому постарайтесь представить себе сцену распятия. Вот толпа застыла в напряженном ожидании. Спасителя прибивают гвоздями к грубо сколоченному кресту и всем кажется, что все кончено.

Из толпы доносятся едкие насмешки: «Спаси Себя! Спаси Себя! Спаси Себя, если можешь!»

Слепцы! Они видели перед собой лишь умирающего человека, полагая, что это конец. Иисус молился: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Люди не знали, хотя могли бы знать. Они видели, как сгущаются темные тучи вокруг креста, и гадали: предвестниками какого несчастья они были? Эти люди не знали, что Иисус ради них находился в этой страшной тьме, разделявшей Его с Богом.

Они видели в Нем всего лишь простого человека, и потому кричали ему: «Спаси Себя!» Но слава Богу, что до нас дошли сведения об одном человеке, составлявшем исключение из всей этой толпы, пораженной страшной слепотой. Стараясь перекричать издевавшуюся над Иисусом толпу, этот человек был единственным, кто воскликнул: «Спаси меня!» И во время крестных мучений Спаситель откликнулся на этот зов — зов умирающего разбойника! Это был человек, который, казалось, понимал миссию Спасителя!

Веками народ Божий приносил в храм невинных агнцев и закалывал их, показывая тем самым свою веру в искупительную жертву грядущего Агнца Божьего. И вот Он пришел. Обратный отсчёт веков и лет дошел до нуля. И, кажется, только один умирающий разбойник понял миссию Спасителя. Он увидел больше, чем страдания и унижение умирающего Человека: он увидел Спасителя, Который в свое время снова придет на землю, чтобы установить Свое царство. Он увидел не просто мученика, а истинную жертву за грех. И он сказал: «Спаси меня!»

И в этом вся суть. Был ли это просто человек, хороший, возможно даже самый лучший человек, умиравший как покорная жертва в руках нечестивых людей? Или же это был воплотившийся Бог, уплативший соответствующую цену за погибшее человечество?

Не забудьте это! Если бы Он был просто человеком, это было бы описанием простого убийства. Если же Oн был Богом, мы представляем Его как истинную жертву за грех. Если бы Он был просто человеком, мы были бы свидетелями кончины мученика. Если же Он был Богом, мы являемся свидетелями искупительной жертвы!

Грех со своими смертноносными радиоактивными осадками непременно ведет к смерти. Ибо смерть — последствие греха. Смерть находится в каждом нерве, в тканях и клетках нашего тела. Все человечество поражено ею. И ни один смертный ничего не может с ней поделать. Нужна жертва. Никакой мученик не в состоянии что-либо сделать для искоренения смерти.

Но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного».

Вот он, выход! Вот решение проблемы человечества! Увеличиваясь и умножаясь, грех достиг своего апогея на Голгофе. Но Сын Божий Своим телом приостановил цепную реакцию и уничтожил ее разрушительную силу, чтобы спасти вас и меня!

Слава Богу! Когда я воспринимаю все происшедшее на Голгофе как дар Божий за такого недостойного человека, как я, все это сокрушает и умиляет мое некогда гордое и жестокое сердце. Голгофа смягчает и подчиняет божественной воле мою беспокойную натуру. И когда я слышу Его голос: «Отче! Прости им!» — я знаю, что Он имеет в виду и меня! И знаю, что Он имеет в виду и вас!

Все уплатил Иисус за меня,

А все ли я отдал Ему?

Грех запятнал меня,

Но кровью Христос убелил

Эльвина М. Холл