Октябрь

Когда Господь говорит, Он выражает надежду

«И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицом Господним» (Лев. 10:2).

Надав и Авиуд — печальный пример людей, забывших о том, что такое праведность.

Когда Бог что-то решает, Он не терпит вмешательства человека. Человек имеет право принимать или отвергать решения Бога, считая их правильными или ошибочными. Но он не имеет права добиваться, чтобы Бог и весь мир признали его собственный выбор достойным.

При исполнении священного ритуала Господь Сам посылает огонь. Но Надав и Авиуд решили, что будет лучше, если они принесут свой огонь. «В конце концов, — полагали они, — важно, чтобы был огонь; а его происхождение неважно. Господь не станет заботиться о таких мелочах». Их трагедия состояла в том, что они подменили понятия. В деле спасения нет мелочей; но с другой стороны, детали тоже важны, и Господь не пренебрегает ими.

В поступках сыновей Аарона было нечто более глубокое, и об этом со всей очевидностью сказано в Библии.

«Принесите агнца», — сказал Бог Каину и Авелю, но Каин решил, что плоды земли заменят его.

«Не троньте ковчег», — сказал он народу Израиля, но Уза решил, что цель оправдывает средства.

«Доверьтесь мне, я больше никогда не накажу мир водой», — сказал Господь после потопа, но люди принялись за строительство башни.

«Суббота есть Мой святой день», — говорится в Священном Писании, однако миллионы людей полагают, что святым днем может быть и воскресенье.

«Кто пребывает во Мне… тот приносит много плода» (Ин. 15:5), но многие стремятся следовать заповедям, не придавая должного значения жизни в общении со Христом, полагая, что коль мы — христиане, то такое общение само по себе уже очевидно.

Возможно, сегодня Господь не уничтожает людей огнем потому, что огонь неспокойной совести постоянных тревог без того достаточно терзает тех, кто не подчиняется Божественным советам.

Итог сегодняшних размышлений таков: когда Бог говорит, Он надеется, что человек последует Его словам, ибо всякий совет, исходящий от Него, рожден любовью и милосердием; и единственная цель Его — это счастье человека.

Ты готов принять Божественную программу для своей жизни, крепче взяться за сильную Его руку и ждать щедрых плодов Святого Духа?

Смотреть и жить

«И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8).

Неповиновение народа Израиля в очередной раз привело к тяжким последствиям. От укусов ядовитых змей умерло множество людей. Тогда пришел народ к Моисею и сказал: «Согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змей» (ст. 7).

Не слишком ли просто?! Согрешили, попросили прощения, и все в порядке. Все решено. Однако Божье прощение гораздо более глубокое, гораздо более широкое, а последствия Его прощения гораздо более серьезны и конкретны.

Господь велел Моисею сделать змея из меди и «выставить его на знамя», сказав: «Ужаленный, взглянув на него, останется жив».

Это решение не было таким простым, как кажется: согрешил, попросил прощения, и все решено. Нет. Если был грех, должна быть и смерть, ибо искупление за грех есть смерть (см. Рим. 3:23. В русском варианте: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». — Прим. пер.). Человек не хочет умирать, несмотря на то, что согрешил? Прекрасно. Бог любит человека и не желает его смерти. Но что делать с грехом человека? Необходимо было, чтобы кто-то заплатил за него, чтобы кто-то умер, чтобы кто-то пролил кровь во искупление грехов.

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», — сказал Иисус Никодиму (Ин. 3:14, 15).

Закрой глаза и представь себе гору Голгофу, Богочеловека, умирающего, чтобы спасти тебя. «Смотрите и живите», — таково повеление. Смерть Христа ничего не значит, если ты не смотришь на Него и не видишь Его. Он любит тебя. Он никогда не переставал любить тебя и надеяться на тебя.

Если бы в тех обстоятельствах люди начали обсуждать слова Господа, стали допытываться, зачем да почему, если бы занялись анализом решения, предложенного Господом, они бы оказались обречены на смерть в пустыне от страшного яда змей. А им надо было только верить. Смотреть означало жить. Перестать смотреть было равносильно смерти.

Не все выжили. Много людей погибло. В предсмертной агонии они все еще пытались обнаружить логику в рекомендации взирать на медного змея. У спасения своя логика, она находится далеко за пределами человеческого понимания.

Единственный путь к спасению — верить. «Смотрите и живите» — это повеление, и это то, что надо делать каждый день, каждую минуту, каждую секунду.

Спасение приходит с креста, на котором страдал и умер Иисус.

Для кого слава?

«И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Чис. 20:10).

Действия Моисея в пустыне — прекрасный урок для людей вообще, и для руководителей в частности.

Бог приказал Моисею говорить со скалой и ждать, чтобы Он явил великое чудо перед толпой (см. ст. 8). Однако Моисей ударил по скале и произнес: «Разве нам из этой скалы извести для вас воду?»

На первый взгляд может показаться, что ошибка пророка состояла в том, что он ударил по скале, которая есть символ Христа, вместо того чтобы просто произнести Божье повеление. Однако корень проблемы лежит значительно глубже. Моисей присваивает славу поступка себе, вместо того чтобы возблагодарить Господа.

Благодаря Кому достигаются победы в этом мире? Благодаря Кому получаются положительные результаты? От Кого проистекает наша сила? Не торопись отвечать! Конечно, ты скажешь, что все это проистекает от Бога; но вопрос задан не для того, чтобы доказать, что ты знаешь ответ, а для того, чтобы помочь тебе задуматься над своей жизнью.

Если я каждый день, уходя на работу, в спешке задумываюсь об этом лишь на минуту, если я не уделяю времени, чтобы побыть наедине с Иисусом, хотя при этом «веду себя хорошо» в течение дня, это мое хорошее поведение не способствует прославлению Господа. Это итог моих усилий — моя праведность. Но моя праведность для Господа как запятнанные одежды.

Единственно, когда мои успехи служат славе Божьей, это когда я проживаю каждую минуту своей жизни в неизменной зависимости от Его спасительной и поддерживающей силы.

Ты заметил, что когда Иисус жил на земле, то большинство искавших Его были неудачниками. Прокаженные, слепые, паралитики, воры и блудницы, они были простыми, презираемыми людьми, которые, возможно, ни разу в жизни не выполнили своих собственных обещаний. Это были люди, которым, вероятнее всего, не доставало собственных сил для того, чтобы жить правильно, с точки зрения морали; и именно это заставляло их искать Иисуса. Те, кто считает себя хорошими благодаря собственным силам, не чувствуют необходимости искать Иисуса. Они довольны собственными результатами и приписывают все заслуги только себе.

Так какова наша праведность? Кому принадлежит слава успехов, которых мы добиваемся в своей жизни?

Господь введет нас в землю

«Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед» (Чис. 14:8).

Величина благословения пропорциональна величине доверия, с которым мы воспринимаем Божественные обетования, — таков урок, который мы неоднократно находим в Священном Писании.

В сегодняшнем стихе мы встречаем слова веры, сказанные Иисусом Навином и Халевом в ответ на панические, трусливые прогнозы, высказанные десятью другими соглядатаями.

«Земля хороша, — сказали другие, — но завоевать ее невозможно. Эта земля поядает живущих на ней. А населяют ее люди великорослые, и мы перед ними, как саранча» (см. Чис. 13:27-33).

Ложь! Недоверие к Божьим обетованиям всегда порождает призраки, которых в действительности не существует. Как могли они видеть великорослых людей, если земля поглощает живущих на ней? Какая трагедия! Недоверие к Божьим обетованиям всегда делает нас ничтожными в собственных глазах. Как может кто-то быть величиной с саранчу в сравнении с другим человеком?

Все двенадцать соглядатаев были равны по силе, уму, возможностям. Все двенадцать поклонялись одному Богу, соблюдали одни и те же заповеди и придерживались одной религиозной доктрины, но Иисус Навин и Халев вышли за пределы повседневной рутинной жизни и пребывали в каждодневном общении с Богом. Разница проявляется всегда в минуты кризиса. «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю», — сказали они в полной уверенности, что только друзья Иисуса получат ее.

Возможно, сегодня ты стоишь на пороге великих свершений в твоей профессиональной, духовной, семейной или личной жизни. Ты видишь перед собой великанов? Не бойся, не преувеличивай ни врага, ни трудности, но ведь «если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее».

Когда я был маленьким, мне нравилось играть на зеленом лугу, который казался мне безграничным. Однако для того, чтобы попасть на луг, надо было перейти опасный мостик, который, казалось, вот-вот рассыплется. Часто я стоял, глядя на зеленый луг и бесконечные поля издалека, не решаясь перейти через мостик. Но, когда появлялся отец и брал меня за руку, весь страх пропадал. Ничего не менялось; текла все так же речка, старый мостик оставался таким же. Единственная разница состояла в том, что я был не один.

Ты понял в чем смысл этого примера? Тогда ступай. Вся земля — твоя, потому что ты — не одинок!

Земля будет плодородной

«Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой» (Лев. 26:3, 4).

Сегодняшний стих — не просто обещание и условие, чтобы заслужить его исполнение. Если человек пребывает в постоянном общении с Иисусом, тогда этот стих является описанием его плодотворного опыта, ибо у такого человека есть источник жизни и силы.

Если ты занят в сельском хозяйстве, а погодные условия не дают оснований ожидать высокого урожая, немного потерпи. Не отчаивайся! Воодушевись прекрасными обещаниями Того, в Чьей власти послать дожди или не послать их.

Каждый свой день проводи рядом с Иисусом. Утром, прежде чем взяться за плуг, побудь некоторое время наедине с Хозяином твоей жизни и природы. А потом отправляйся на работу без страха. Не беспокойся о погоде. Не смотри с тоской на небо. «Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои», — таково обетование. Верь ему.

Но сегодняшний стих может также относиться и к духовной жизни. Ты ощущаешь себя бесполезным? Ты много раз пытался получить в своей жизни плоды влияния Святого Духа, но ничего не вышло? Ты не в силах отказаться от некоторых привычек, разрушающих твою духовную жизнь? Одну минуту! Не отчаивайся. Условие таково: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их». Не думай о том, что ты должен и чего не должен делать. Подумай о плане Господа, чтобы сделать жизнь продуктивной.

Проводи время в общении с Ним, иди к Нему, пребывай с Ним, и пусть Святой Дух ведет тебя к великим свершениям.

Почему не считать уставы и заповеди не просто нормами и запретами, а планом, согласно которому Господь ведет Свой народ в жизнь, полную послушания Ему?

Когда в тот трагический день Господь появился в Едеме, а человек спрятался от Него, — что огорчило Его: съеденный плод или нарушенные отношения любви и доверия?

Чем больше всего был озабочен Господь: тем, чтобы человек не съел плод или тем, чтобы он жил в постоянном общении с Ним и, как следствие, исполнил Его совет не есть плод?

Можем ли мы сегодня обратиться к Иисусу со словами: «Господи, пребудь во мне, сделай плодородной пустыню души моей и дай мне возможность увидеть великие плоды воздействия Твоего Святого Духа»?

Единство: плод зрелости и уравновешенности

«Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф. 4:15).

Четвертая глава Послания к Ефесянам начинается словами о единстве, которое должно существовать в Церкви. Единство не означает единообразие. Каждый член Церкви имеет право думать по-своему, но те, кто живет под влиянием Святого Духа знают, когда именно индивидуальное отношение к тому или иному вопросу подрывает единство Церкви. Если человек, излагая свои мысли, начинает терять спокойствие, он защищает уже не свои убеждения, а самого себя.

Сегодняшний стих находится почти в заключительной части темы единства. Он говорит о нашем возрастании во Христе, «Который есть глава». В Церкви не может быть единства, если в ней нет зрелых, уравновешенных христиан. Зрелость и уравновешенность есть неотъемлемые качества тех, кто, пребывая в постоянном общении со Христом, становятся с каждым днем все более похожими на Него.

«Как цветок стремиться к солнцу, под сияющими лучами которого он приобретает совершенство формы и красоту, так и мы должны тянуться к Солнцу Праведности, чтобы нас озарял небесный свет и наш характер все более и более уподоблялся характеру Христа… Именно так первые ученики приобретали сходство с нашим дорогим Спасителем. Когда эти ученики услышали слова Иисуса, они немедленно почувствовали, что именно Его им недоставало. Они искали Его, нашли Его и последовали за Ним. Ученики были рядом с Ним дома, за столом, в уединенных местах, на природе… Эти ученики во всем подобны нам (см. Иак. 5:17). Они вели ту же борьбу с грехом, что и мы, тоже нуждались в благодати, чтобы жить святой жизнью» (Е. Уайт. «Путь ко Христу», с. 68, 72).

Если ученики этого достигли, то этого можем достичь и мы, верно?

Ученики страдали от эгоизма и гордыни. Пока они были рядом со Христом, Учитель оказывал влияние на их жизнь; однако, когда они отдалялись от этого единственного источника силы, ими овладевало чувство враждебности, начинались ссоры за посты и места, которые они считали важными. Это «были люди, подверженные тем же страстям, что и мы» (см. Иак. 5:17. В русском переводе: «Человек, подобный нам». — Прим. пер.), однако же они сумели победить во Христе и это вдохновляет нас, придавая уверенность в том, что мы, живя в постоянном общении со Христом, тоже сможем уподобиться своему Учителю.

Отцовская ответственность

«Когда упомянул он о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет» (1 Цар. 4:18).

Какой печальный конец для человека, которого Бог избрал судьей для Своего народа! Илий был старым и усталым: «Илий был тогда девяноста восьми лет; и глаза его померкли, и он не мог видеть» (ст. 15). Дети его выросли и оказались пусты сердцем. В них не было ни жизни духовной, ни уважения к действиям Божьим.

Бывает, что отец воспитывает своих детей с любовью, твердостью и усердием; но они, став взрослыми, ничего не хотят знать о Боге и Его Церкви и используют во вред свободу, данную им Господом. Но у Илии была другая проблема. Положение Илии увеличивает его ответственность за неправильное воспитание детей. Мы никогда не должны путать терпимость со спокойствием, любовь со вседозволенностью, «открытый ум» с либерализмом.

Правильно воспитать детей могут те родители, которые каждодневно ищут мудрости, силы и благорасположения у Отца. Необходимо строго придерживаться воспитующих принципов слова Божия, дабы не быть сбитым с толку современными теориями, способными привести к воспитанию поколение, ценности которого основываются лишь на чувствах и обстоятельствах.

«Самый большой недостаток в современном мире — это недостаток людей, которых нельзя ни купить, ни продать, людей честных и искренних, которые не боятся называть грех его именем, людей, чья совесть верна долгу настолько, насколько стрелка компаса полюсу, которые будут стоять за справедливость, даже если небеса упадут» (Е. Уайт. «Воспитание», с. 57).

Святой Дух готов преобразовать жизнь тех, кто каждый ее момент стремится к Иисусу. И важный долг нас, родителей, состоит в том, чтобы прививать детям каждодневную потребность в общении со Христом.

Заботимся ли мы, как руководители Церкви и как родители, только о том, чтобы наши дети вели себя хорошо и оставались в Церкви? Или же стремимся еще и внушить им стремление к постоянному пребыванию со Христом?

Запомни: в Церкви можно притвориться и не пребывать с Иисусом, но невозможно пребывать со Христом и не принадлежать к Церкви.

Итак, какой должна быть цель нашей работы с детьми и молодежью?

Ответ за тобой!

Не оружием и не силой

«И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: „моя рука спасла меня“» (Суд. 7:2).

Человеческая природа эгоистична и высокомерна, и пока мы в ее власти, она всегда будет стремиться вмешиваться в наши действия и решения.

Господу хорошо известна наша природа. Он знает, что даже если мы переменились к лучшему, она присутствует в нас, затрудняет жизнь христианину и нередко искажает эту жизнь, даже при том, что люди понимают искупительную роль Иисуса.

Человек, находящийся во власти греховной природы, всегда хочет быть на виду. Такими были Петр, Иоанн и множество других персонажей Библии до того, как они научились наконец жить в постоянном общении со Христом.

Сегодняшний стих содержит фрагмент победной истории Гедеона. Этому судье Израиля была обещана победа: Господь возглавит битву. Мы непобедимы, если знаем, что Господь контролирует ситуацию. Но Бог знал, что Его народ в таком случае подвергался серьезной опасности. 32 тысячи человек были готовы к битве. Это много людей. Народ мог подумать, что победа достигнута благодаря большому числу воинов. Ты отлично знаешь эту историю. Бог повел Гедеона, с которым было всего 300 воинов. Они даже не сражались, а просто разбили глиняные кувшины и держали горящие светильники, а сбитые с толку их враги стали убивать друг друга.

На протяжении всего Священного Писания Господь стремится убедить нас: «Дети Мои, смотрите на Меня, слушайтесь Меня, верьте Мне, будьте в постоянном общении со Мной. Я — ваша единственная крепость и гарантия вашей победы. Позвольте Мне контролировать вашу жизнь, освятить вашу волю Святым Духом и привести вас к великой победе над грехом».

Самый важный урок, который нам следует усвоить в нашей христианской жизни, — урок послушания Господу. Многие из нас учатся чему-либо лишь в слезах, боли и страданиях. Иногда Господь позволяет нам идти нашими собственными путями, тем самым показывая, что человеческие пути, сколь бы великолепными ни казались, могут привести нас лишь к страданиям, неудачам и смерти.

«Народа с тобою слишком много», — сказал Он Гедеону. Необходимо понять, что победа никогда не является результатом наших усилий, не связанных со Христом, но она всегда — плод Святого Духа, Который освящает нашу волю и побуждает нас как к стремлению, так и к действию.

Облекись в одежды праведности

«Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый» (Ис. 52:1).

В Библии символом праведности Христа нередко является покров, или одежда. Сегодняшний стих гласит: «Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим». Назначение одежды состоит в том, чтобы прикрыть наготу тела. Согрешившие Адам и Ева лишились одежд из света и попытались прикрыть свою наготу жалкими листьями смоковницы. Господь был вынужден умертвить агнца и изготовить из его шкуры одежды для смущенных прародителей рода человеческого, дабы показать, что решение проблемы греха не у человека, но у Агнца.

Кое-кто, возможно, подумает, что одежды праведности Божьей определенным образом служат для покрытия грехов и, как следствие, сделает своим принципом вседозволенность в надежде на то, что будут покрыты любые грехи.

Но сегодняшний текст провозглашает: «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион!» Искупительная жертва Христа включает в себя не просто прощение грехов прошлого, но еще и силу для нынешней победной жизни. Одежды праведности Божьей являются одновременно и одеждами освящения.

Вряд ли имеет смысл получить прощение, но продолжать оставаться рабом греха. Конечная цель спасения состоит в том, чтобы творение Божье стремилось своей жизнью воплощать заповеди Творца. Одежды праведности необходимы, чтобы человек освободился от своих страхов, опасений и комплекса вины. Он также должен быть облеченным в одежды освящения, чтобы освободиться от власти, которую грех имеет над ним.

Одежды одни, а податель их — Христос. Мы не получаем сперва одни одежды, а потом — другие. Человеку необходимо быть оправданным и освященным ежедневно и постоянно.

Прежде чем приступить сегодня к повседневным делам, мы должны быть уверены в том, что будем облечены в одежды праведности, что даст нам уверенность в прощении, а также в одежды освящения, что обеспечит нам присутствие Святого Духа, который освятит нашу волю и приведет нас к победе над грехом.

Поспешишь, людей насмешишь

«Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится» (Притч. 19:2).

Сегодняшний стих — это литературный прием древнееврейской литературы, он называется параллелизмом. В библейском параллелизме первая сентенция — это основное заявление; вторая же дополняет первую. В Библии, написанной современным языком, сегодняшний стих звучит так: «Не хорошо усердие без обдумывания; большая спешка приводит к ошибкам» (др. пер.).

Мы могли бы избежать многих трудностей и проблем, если бы научились «сперва думать, а потом действовать»; ведь, как правило, слова и дела, усложняющие нам жизнь, являются результатом необдуманной, инстинктивнной реакции.

Жизненный путь импульсивных людей усеян раненными сердцами, разбитыми мечтами и порушенной дружбой.

Как можно удержать под контролем инстинктивные реакции, когда мы пребываем в общении со Христом? Очень просто. Христианин, который после сближения с Иисусом на протяжении всей своей жизни повседневно и постоянно общается с Ним, просто расскажет Иисусу, что он чувствует в момент искушения, и Господь естественным образом освободит его от всех отрицательных чувств.

«Пастор, вы утопист. Когда дела принимают дурной оборот, никто не помышляет об Иисусе», — скажешь ты. Возможно, ты и прав, но именно отсюда проистекают все наши проблемы. Если в трудные минуты мы оказываемся без Христа, то обязательно проигрываем, даже если не произносим ни одного плохого слова и не делаем ничего в ущерб другим людям.

Оставаться каждую секунду с Иисусом — великая задача христианина. Постоянное общение со Христом — в этом суть христианской жизни. И если мы будем так жить, добрые дела станут естественным результатом общения со Христом.

Я знал одного юношу, прекрасного человека. Но на спортивной площадке он ругался со всеми подряд и устраивал скандалы по любому поводу. Встретив его через несколько лет, я заметил, что он полностью переменился. Продолжал заниматься спортом, но стал очень вежливым. Секрет такого перевоплощения заключался в постоянном общении со Христом. Этот юноша мог бросить спорт, чтобы не создавать себе проблем, или оставаться на спортивной площадке, пребывая с Иисусом. Он выбрал второй вариант и достиг хороших результатов.

Значит ли это, что тот, кто постоянно общается со Христом, никогда не ощущает инстинктивных реакций, типичных для человеческой природы? Нет, конечно же, они в нем есть, но никто не будет осужден за это.

О характере человека судят не по тому или иному его действию, плохое оно или хорошее, но по тенденциям его жизни.

Постоянное присутствие Христа приведет к тому, что подобные инстинктивные действия будут становиться все более редкими, и в человеке начнут появляться прекрасные черты характера Иисуса.

Человек на все времена

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

Миллионер Роберт Гаррет уже много лет страдал умственным расстройством, выражавшемся в том, что он считал себя принцем Уэльсским. К удивлению многих людей, его жена исполняла любые маниакальные прихоти мужа и тратила много денег на то, чтобы все выглядело по-настоящему. Дом, в котором они жили, был превращен в небольшой английский королевский двор. Она наняла группу артистов, исполнявших роли королевских служащих и послов других стран. Она даже пригласила специалиста из Лондона, который следил за тем, чтобы все выглядело по-настоящему.

Жена даже раздобыла копии всех наград, которые имел принц Уэльсский, униформу основных войск различных стран, чтобы были должным образом одеты те, кто изображал приезжающих военных представителей. Сама она ежедневно появлялась перед ним как принцесса Уэльсская и часами играла этот трагический фарс, поддерживая иллюзии супруга.

Друзья нередко говорили ей: «Твой муж — сумасшедший. Почему ты не отправишь его в приют, где за ним будут ухаживать?»

«Мой муж, — отвечала она, — был очень хорошим человеком. Сегодня он болен и медленно приближается к смерти. Почему же я не могу сделать счастливыми его последние дни?

Однажды, возлюбленные мои, Господь Иисус увидел нас, падших, медленно приближающихся к смерти. У нас не было выхода, и Он из любви к нам стал человеком. Он не изображал человека, не играл роль, не притворялся. Он действительно стал Человеком, навсегда. И сегодня Он пребывает на небесах, Иисус Христос, Человек на все времена. Поэтому люди, существа наиболее близкие сердцу Господа, всегда пребудут во Вселенной.

Как-то я познакомился с девочкой Адрианой, которая отдала свою почку, чтобы спасти сестру. У нее было три сестры, но самой любимой, по ее словам, была Хесика, ибо носила в себе часть ее самой. Возможно, в будущем у Адрианы будут проблемы из-за того, что у нее только одна почка, но какое это имеет значение, если она рада видеть живой свою сестру?

Воплотившись в человека, Господь Иисус не утратил ни одного из Своих Божественных свойств, — ведь Бог не может ничего утратить, — однако Он не прибегал к ним. Он не просто принял человеческий облик, но стал всецело человеком. Именно этим обусловлена глубина Его любви и настойчивость, с которой Он добивается нашего спасения.

Суть и частности

«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6).

В христианской жизни нет трагедии более тяжкой, чем потерять из вида суть вещей и увлечься деталями. В сегодняшнем стихе апостол Павел не хочет сказать, что обрезание не имеет никакого значения. В Ветхом Завете среди множества церемоний и религиозных обрядов, указанных Мессией, обрезание, несомненно, занимало свое законное место. Даже сегодня оно может иметь определенную профилактическую ценность. Но апостол хочет помочь христианину осознать тот факт, что никакая частность не должна затмевать сути христианства. «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».

Христианская жизнь включает в себя определенные детали, связанные с поведением христианина, касающиеся того, как мы должны одеваться, как питаться, как должна проходить служба и прочее. Эти небольшие детали имеют свое значение, и их отсутствие может даже нарушить стройность и цельность картины. Любовь и постоянное общение со Христом не означают, что должны быть отброшены все детали, однако когда христианская жизнь сводится только к простым деталям, значит в ней что-то не так.

«Вера, действующая любовью» — именно это придает смысл христианству. И если мы вспомним, что вера есть доверие, что никто не может доверять тому, чего не знает, и что невозможно узнать человека, не общаясь с ним, то обязательно придем к выводу о том, что только постоянное общение со Христом, Творцом и Начальником нашей веры, действительно придает смысл христианству.

Если мы живем в таком прекрасном общении с Иисусом, тогда все детали христианской жизни приобретают свой смысл. Они не будут мешать и мы не станем их отвергать; они гармонично впишутся в жизнь христианина и в определенной мере превратятся в средство выражения нашей любви ко Христу, ибо когда один человек любит другого, то больше всего желает, чтобы тот был счастлив.

Сводится ли твоя христианская жизнь лишь к соблюдению некоторых деталей или же ты пребываешь в чудесном общении с Тем, Кого любишь? Подумай об этом перед тем, как приступить к повседневным делам.

Пусть в течение всего дня рядом с тобой будет Иисус.

Всем сердцем своим, душой и телом

«И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5).

В ходе недавних археологических поисков на северном побережье Перу были обнаружены рисунки эпохи индейской цивилизации «мочика», изображавшие жреца, который в правой руке держит нож, а в левой — человеческую голову.

Археологи поспешили объявить, что, судя по всему, в эпоху доинкских цивилизаций практиковались человеческие жертвоприношения. Сторонник другой точки зрения д-р Карлос Велаочага выдвинул свою гипотезу, напомнив об аналогичных изображениях в Тибете, служащих основой для буддийских медитаций.

Как может столь жестокая сцена служить основой, на которой тибетцы строят свои теории о трансцендентальных медитациях?

Они считают источником сознания не мозг, а сердце, ибо мозг с его непрерывным потоком мыслей может помешать восприятию духовного мира. По этой причине тибетские изображения представляют всегда сильного человека, который отрезает человеку голову, дабы тот, лишенный мозгового «компьютера», сумел постичь таинство религии.

«Пытаться понять Господа, это все равно, что пытаться уместить все море в стакане», — говорил блаженный Августин.

Похоже, люди не в состоянии добиться того, чтобы голова находилась в гармонии с сердцем. Одни из них рационалисты, полагающие, что все, исходящее из сердца, фальшиво, преходяще и сомнительно. Другие трансценденталисты, подобно тибетцам, полагают, что интеллект мешает восприятию духовного мира.

Однако сегодняшний стих напоминает нам, что человек соединяет в себе физическое, умственное и эмоциональное начала. И разделить их невозможно. Кое-кто считает, что мы должны заниматься только разумом человека, забывая, что человек не компьютер, а существо с сердцем, способное чувствовать.

Необходимо стремиться гармонично развить в себе все эти начала. И также необходимо служить Богу всем своим существом.

В мире, который становится все более материалистичным и практичным, где человек зачастую ощущает себя просто работающим механизмом, и который чего-то стоит лишь до тех пор, пока способен что-то производить, воодушевляет мысль о том, что Господь интересуется нашими чувствами.

Он не хочет, чтобы мы следовали за Ним не только мыслью, не только физически, но также и сердцем.

Он хочет знать, как мы себя чувствуем, и всегда готов пойти к нам навстречу и утешить нас в печали и возрадоваться нашей радости.

Разве это не прекрасно?

Великое приобретение Евангелия

«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6).

В 6-й главе Первого послания к Тимофею апостол Павел говорит о неразумности людей, считающих, что деньги способны придать смысл всему.

В стихе 6 говорится об истинном приобретении, которое дает Евангелие друзьям Христа: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным».

Чувство удовлетворения — один из результатов христианской жизни, появляющийся благодаря Святому Духу. Речь идет не об удовлетворенности в житейском смысле, а об удовлетворенности принятием на себя воли Господа для своей жизни, не впадая в отчаяние.

В течение дня мы убедимся, что наше решение «быть довольным» много раз подвергнется серьезным испытаниям. Очень просто быть довольным, когда все в семье здоровы, когда у нас есть хорошая работа, счет в банке и наши жизненные планы успешно реализуются. Однако трудно быть довольным под ударами сильных житейских бурь, когда кажется, что наше суденышко вот-вот утонет.

Из чего проистекает «довольство» друзей Иисуса? Из их отношений с Ним, из их ежедневного общения со Спасителем. Они знают Его. Они знают, что могут довериться Ему, что Он не обманет, хотя и кажется, что буря все разрушит.

Как-то я посетил одного верного слугу Господа, который был доволен своей жизнью. Его отношение к своей болезни подтвердило мне истинность сегодняшнего стиха. «Я знаю своего Бога, — сказал он, — и я доволен, поэтому с доверием предаю себя в Его руки». Больной, он испытывал истинное «спокойствие, даруемое верой»: внутренний мир, который доступен лишь тем, кто научился доверять Господу.

Однажды на стене стоматологического кабинета я увидел листок с молитвой, которая соответствует нашей сегодняшней теме:

«Приношу Тебе, Господи, ношу закончившегося дня. Приношу Тебе ее, обернутую моими мыслями, связанную моими действиями и уложенную в цели моей жизни. Сейчас день завершается, я ищу в молитвах Твой образ; дай мне сладость доброй дружбы, целительную силу новых надежд и мир спокойного сердца. Дай мне свет, ибо надвигается туман. Дай мне свет, чтобы я видел ошибки и недостатки своих поступков. Ниспошли мне, Господи, благодатное чувство удовлетворения от того, что Ты мне уже дал, и пошли мне еще спокойный сон. Аминь».

Мера нашей любви

«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим. 6:7).

Жители Силезии, небольшой области Германии, оказали твердое сопротивление нашествию наполеоновских войск. Шел 1813 год. Все ее жители делали максимум возможного для вооружения своей армии.

И тогда появилась некая силезская девушка, у которой не было денег, но которая предложила свои длинные волосы на пользу отечества.

Парикмахер не мог понять, почему эта красивая девушка хочет расстаться со своими столь прекрасными волосами. Когда она разъяснила ему причину, тот согласился принять ее предложение, однако отказался заплатить за волосы больше двух золотых монет.

Тем не менее парикмахер был настолько потрясен этой жертвой, что использовал ее волосы не для парика, а для изготовления множества браслетов. Тогда вся страна узнала о поступке девушки из Силезии; изделия из ее волос пользовались необыкновенным спросом, а парикмахеру принесли большое богатство, половину которого он передал на военные расходы.

Подобных историй немало. Ведь когда человек понимает истинную цену того, что защищает, то он не считается с жертвами.

Однажды мы заблудились, и Христос нашел нас. Он заплатил Свою цену, но не золотом или серебром, — Он отдал за нас по капле Свою жизнь, был заклан на Голгофе и выкупил нашу свободу.

Мы не можем предложить Иисусу ничего равноценного взамен и никогда не сможем окупить Его великую жертву. Но мы способны признать и принять Его как Творца, Искупителя и Вседержителя.

Мера нашей любви всегда будет пропорциональна тому, насколько мы жертвуем.

Однажды, когда я проводил молитвенную неделю, ко мне пришла женщина. Она была в отчаянии и просила меня поговорить с ее дочерью, готовившейся к замужеству, которое наверняка погубило бы ее духовную жизнь. Жених не любил Иисуса и не хотел ничего знать о Церкви, ибо считал, что все это «смешно и банально». Девушка же заявила мне, что очень любит своего жениха и ничто не заставит ее отказаться от замужества; однако в конце недели она пришла ко мне, вся в слезах, и показала руку, на которой не было обручального кольца.

— Почему ты переменила решение? — спросил я ее. — Ты разлюбила его?

— Нет, пастор. — ответила девушка. — Я очень его люблю, но только сейчас поняла, как меня любит Иисус, и, хотя мне и тяжело, я не могу причинить боль сердцу Господа моего.

Зачем нужна сила?

«И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный» (Откр. 5:6).

Мы были друзьями. По крайней мере, я так думал. Но неожиданно он получил высокий пост, все переменилось. Сперва я подумал, что это по моей вине, но однажды он сказал: «Давай поставим точки над „и“. Я теперь начальник». Это казалось невероятным. Я мог ожидать такого от кого угодно, только не от него. Получается, что в действительности я его не знал. Если хочешь кого-то испытать, дай ему власть. Только тогда ты действительно узнаешь, что он из себя представляет.

Жажда власти таится в глубинах человеческой природы. Иисус пришел на землю не для того, чтобы разрушить иерархический порядок вещей, ведь и на небесах есть серафимы, херувимы и ангелы. Христианство стремится упорядочить использование власти. Ведь сам Иисус сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним». Он не хотел убить в человеке стремление быть первым. Он стремился научить нас тому, как действительно следует стремиться к власти, но самое главное — для чего.

Нет греха в стремлении быть первым; но если я хочу быть первым, то должен быть готов стать последним. Грех заключается в стремлении прийти к власти ошибочным путем и с неправильной целью. Именно тогда власть действует развращающе. Божественное предначертание власти есть служение. Следуя логике Христа, надо сказать: «Ты не потому силен, что у тебя должность; ты силен потому, что своим служением завоевываешь сердца».

Когда в тяжкой борьбе за человеческую власть кто-нибудь поднимает палец, заявляя: «Я — начальник», значит он никогда не понимал ни цели, ни пути, ведущих к истинной власти.

В последней части Библии, в Книге Откровение, Иисус представлен в необычном виде. «И я взглянул, — говорит Иоанн, — и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный». Почему Христос является мертвым, если Он победил? А знаешь, почему? Потому что Иисус умирает, чтобы победить, в то время как люди, чтобы победить, ранят, истязают и часто убивают друг друга. Таковы жизненные противоречия.

Иисус годами стремился показать Своим ученикам путь к власти, по которому действительно стоит идти. Он был готов отдать жизнь Свою на кресте Голгофы, чтобы спасти людей и покорить их сердца. Но несчастные ученики, сами того не сознавая, в отчаянии искали власти, борясь друг с другом. Они ничего не поняли. Приближалась смерть Учителя, а ученики хотели, чтобы им служили.

Ты жаждешь власти? В этом нет ничего плохого. Но зачем тебе нужна власть? Чтобы служить или чтобы служили тебе? И как ты хочешь добиться власти?

Подумай об этом!

Необходимо чудо

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6).

Адам и Ева вышли из рук Творца с совершенной внутренней природой. Они естественно стремились делать добро. В них не было греховных наклонностей. Естественной наклонностью их природы было послушание.

Но однажды они решили не послушаться. Это, в определенной степени, было противно их природе. И тогда они лишились своего совершенства и приобрели греховную природу, то есть способность от природы делать все неправильно и испытывать влечение к греху.

Сегодняшний стих говорит, что, имея греховную сущность, с которой родятся все люди, послушание невозможно. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».

Иногда люди смешивают убеждение с обращением. Убеждение связано с образом мыслей; обращение — с образом жизни. Наш ум может быть заполнен моральными принципами, но, если наше сердце не обращено, мы никогда не сможем жить по этим принципам и будем испытывать постоянный внутренний конфликт, способный привести к отчаянию.

Представь себе, к примеру, что волк смотрит на овец и приходит к заключению, что жизнь овец более достойная. Однако дело в том, что волк родился волком, и ему совершенно недостаточно захотеть превратиться в овцу. Представь себе также, что такой волк надел на себя овечью шкуру и живет среди овец. Ты думаешь, что в один прекрасный день ему понравится жить так, как естественным образом живут овцы? Он может попытаться так жить. Он может использовать силу воли, чтобы жить так, как хочет его голова, но он будет жить противно своей природе. Ему нужно тогда не только думать, как овца, но и стать настоящей овцой. Ему нужно преобразиться. Но видел ли ты когда-нибудь волка, преобразившегося в овцу? Если такое произойдет, то, несомненно, станет самой большой новостью в мире. Это может быть только чудом.

Вот именно это Господь обещает сделать в нашей жизни. «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:25, 26).

Таково чудо, которое Бог хочет совершить в нашей жизни. Дать новое сердце. Понимаешь? Новые стремления, новые привычки, новые направления. Недостаточно простого убеждения. Необходимо чудо обращения.

Тень креста

«Говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

Та ночь в Гефсимании была самой страшной, какую может пережить человек. Гефсимания буквально означает «место, где выжимаются оливки». В том месте, где оливки давят, чтобы получить из них масло, Господь Иисус также подвергся давлению, дабы получить масло, способное излечить язвы греха. Вся жизнь Христа проходила под тенью креста. Он с детства знал, зачем пришел в этот мир, и что рано или позно, но настанет день, когда Его жизнь будет отдана в искупление человеческих грехов.

Когда Иисуса еще младенцем принесли в храм, Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк. 2:34). В течение всей жизни Иисус постоянно говорил о Своей жертве. В Ин. 3:14 Он говорит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». В другой части Ин. 10:11 Он утверждает: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». А Своим ученикам Он объявил, что «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9:22).

Поэтому происшедшее в Гефсимании не стало для Него неожиданностью. Но Иисус колебался. Там должно было подтвердиться Его решение отдать Свою жизнь за людей. Стоило ли это делать? Послужит ли благу людей это великое проявление любви?

Мы никогда не должны забывать, что Иисус был полностью Бог и полностью человек, и Он боялся смерти, ибо, будучи человеком, обладал инстинктом самосохранения. Тот, Кто отдал Свою жизнь за нас не был сумасшедшим самоубийцей. Это был Иисус, со всеми Своими возможностями, но сжигаемый любовью. Он колебался, страдал и взывал к Отцу, чтобы узнать, есть ли другая возможность спасти людей. Ее не было. Он был единственным человеком, способным сделать что-то, чтобы изменить положение, когда грех все больше овладевал людьми.

Я постоянно обращаюсь мыслями к бесконечным часам той ночи в Гефсимании. Сердце Его разрывалось на части не от физических страданий. Его душа изнывала от сознания того, что, несмотря ни на что, найдутся многие тысячи людей, которые не захотят воспользоваться этой жертвой Его любви.

Что может еще сделать отец ради спасения сына, кроме как отдать за него собственную жизнь? Что еще мог сделать Иисус для того, чтобы ты не нес в своей жизни груз пустоты и отчаяния?

Ты потерял Бога?

«Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; не заметили того Иосиф и Матерь Его» (Лк. 2:43).

Однажды некий мальчик лет шести зашел в старинную традиционную церковь, украшенную канделябрами с зажженными свечами. По наивности мальчик решил, что был день рождения Иисуса, и начал гасить свечи, напевая песенку «С днем рождения». Его увидел священник, который в тот же день пришел к родителям малыша, чтобы объяснить, что необходимо относиться с должным уважением к Богу и ко всему, что с Ним связано.

Он заявил матери мальчика: «Мне надо поговорить с вашим сыном». Мать поднялась в комнату к сыну и велела ему выйти к священнику. Священник же внимательно посмотрел в глаза малышу и спросил его: «Где находится Бог?» Перепуганный малыш молчал, тараща широко открытые глаза и судорожно вздыхая. Священник снова спросил его: «Где находится Бог?» Малыш не знал что делать. Его руки и ноги дрожали, но он молчал. Священник спросил его в третий раз: «Я не играю с тобой. Где находится Бог?» Тогда мальчик молнией взлетел по лестнице к матери и, задыхаясь, обратился к ней: «Пожалуйста, мама, помоги мне. Они потеряли Бога и думают, что это я Его спрятал».

Ты потерял Бога? Не торопись с ответом; ведь, как говорит сегодняшний стих, даже родители Иисуса однажды потеряли Его. Это произошло во время их возвращения домой с религиозных празднеств. Иисуса не было дома три дня. Невероятно, как они могли завтракать, обедать, ужинать и ложиться спать, не зная, что Его нет с ними. Только, пожалуйста, не думай, что они перестали Его любить. Нет. Не думай, что они утратили доверие и веру в Иисуса. Они просто потеряли Его. Они были так заняты празднествами, сборами домой и другими мелочами, что забыли об Иисусе.

Мы тоже подвергаемся опасности потерять Иисуса. Это не означает, что мы перестаем Его любить или верить в Него. Нет. Просто мы заполняем свою жизнь разного рода делами настолько, что у нас не остается времени подумать о Нем. Часто наши дела могут быть очень хорошими, но это не оправдание, чтобы забывать Иисуса.

Он хочет быть неотъемлемой частью наших мыслей, хочет побуждать нас к участию в созидательной жизни. Он хочет быть направляющей силой наших мыслей и смыслом нашего существования.

К счастью, родители Иисуса спохватились, что потеряли Иисуса, и отправились на Его поиски. Если мы потеряли Христа, отправимся на Его поиски — Он с распростертыми объятиями готов принять нас!

Научись пребывать с Иисусом

«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3).

Если бы можно было выбирать эпоху для рождения, я бы выбрал ту, в которую жил Иисус. Наверное, мне бы понадобилось время, чтобы привыкнуть к жизни без машины, самолетов, телефона и факса. Возможно, мне бы показалось, что все события разворачиваются слишком медленно. Но зато у меня было бы преимущество людей, живших в ту эпоху: я мог бы лично слушать Иисуса, мог бы дотрагиваться до Него, мог бы обнять Его. Я бы видел великолепные чудеса, которые Он творил. Я мог бы точно описать детали Его внешности: улыбку, цвет глаз, волос, точный рост и т. д.

Меня поразили слова апостола Иоанна: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами». Значит, мы с тобой никогда не сможем сказать то же самое, потому что родились в другую историческую эпоху? В этом большая ошибка многих людей. Возможно, мы не сможем увидеть Его и дотронуться до него физически, но мы можем узнать Его посредством ежедневного личного общения. Сегодняшний стих гласит: апостол Иоанн сообщил о том, что видел и слышал, чтобы мы имели общение с Отцом.

Серьезная проблема современного человека состоит в том, что у него нет времени на общение с Богом. Многочисленные повседневные дела затягивают его настолько, что у него не остается времени на то, чтобы сказать: «Господи, я здесь; я не хочу включаться в жизненную борьбу и начинать сегодняшние свои дела, не будучи уверенным, что Ты пребудешь со мной в течение всего дня».

Не забывай, что набожность без действия превращается в фанатизм, и помни всегда, что действие без набожности — глупость, ибо оно не удовлетворяет душу. Ты все время будешь бессознательно ощущать, что тебе чего-то не хватает. Отчаянный крик твоего сердца будет мешать тебе наслаждаться тем хорошим, чего ты можешь достигнуть в своей жизни.

Научись пребывать каждодневно с Иисусом. Пусть Он будет в центре твоей жизни. Пусть даст Он тебе силы для борьбы и побед, разум для принятия мудрых решений и знание для выхода из положения, когда тебе покажется, что весь мир сошел с ума.

В своей повседневной суете задержись на одну минуту, закрой глаза и скажи Ему: «До сих пор у меня все хорошо. Продолжай контролировать ситуацию». И ты увидишь, что эта минута непосредственного общения с Ним придаст тебе новые силы для повседневных дел. Ты войдешь в зал заседаний с новым блеском в глазах, ибо ты будешь не один. Рядом с тобой будет Иисус.

Уповай на Бога

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс. 41:6).

Давид написал этот псалом, скрываясь от преследователей в пустыне. Многие, видя его страдания, спрашивали: «Где же Он, Бог Давида?» Когда ему казалось, что он покинут, им нередко овладевало уныние и отчаяние. Но когда в его жизнь приходило уныние, тогда он взывал к себе: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?»

Еврейский глагол «hamah» означает «кричать от боли, подобно животному в загоне», или же «шум волн бушующего моря в штормовую ночь».

Возможно, это сможет передать нам то ужасное состояние, в котором находился Давид, когда писал этот псалом. Что же сегодня хочет сказать нам Бог этим псалмом? Ты переживаешь столь же ужасное положение, как некогда Давид? Бывают моменты, когда тебе хочется кричать, как раненому льву? Ты чувствуешь себя беспомощным перед агрессивностью? Тебе кажется, что дни тянутся бесконечно, и ты боишься прихода ночи, ибо с нею придут и неотвязные мысли? Тогда обрати внимание на то, как замечательно заканчивает псалмопевец сегодняшний стих: «Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».

Может показаться странным совет уповать на Бога в то время, когда необходимо действовать, чтобы избежать большей трагедии. Однако Божий совет не призыв к бездействию или к пассивному ожиданию. Напротив, это вызов, призыв бороться — после того как мы уверились, что не одни. Я знал одного проповедника, который говорил, что обычно он ежедневно один час уделяет молитвам, но когда занят, когда у него много дел, то молится два часа. Почему? Возможно, в этом и состоит основной урок того, как добиться победы. Обычное усилие, основанное на возможностях человека, на его талантах, умении и опыте, не даст ничего, кроме провала, боли, огорчения и упадка духа. Но борьба с упованием на Христа рождает в сердце здоровый оптимизм, уверенность в высшей силе и доверие Тому, Кто никогда не подводит.

И неважно, если люди, как это было с Давидом, спрашивают: «Где же твой Бог?» Ты не должен никому и ничего доказывать; ты просто должен преодолевать жизненные невзгоды вместе с Тем, Кого не могут узреть другие, но ты знаешь, что Он здесь, Он рядом с тобой.

Он видит все

«На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притч. 15:3).

Однажды я получил письмо, полное отчаяния. Писал его человек, который считал, что Господь оставил его, что страдания его невообразимы. В конце он объяснял, что жил неправильно, что, возможно, он и не заслужил, чтобы Господь обратил на него внимание. Однако сегодняшний стих говорит, что Господь видит и добрых, и злых. Он — Вездесущ; Он видит все сердца и все слезы. Иногда мы способны забыть Его и пытаемся уйти от Него, однако пророк Амос говорит: «И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы скрылись от очей Моих на дне моря, и там повелю морскому змею уязвить их» (Ам. 9:3).

Никто не может скрыться от бдительного ока Господа. От Него невозможно спрятаться, от Его глаз невозможно ничего скрыть. Но это должно не смущать нас, а, напротив, внушать доверие. Мы можем не видеть Его, но Он нас не оставит. Мы можем не ощущать Его присутствия, но Он здесь.

Я слышал историю о некоей жене, которой предстояло сообщить своему супругу ужасное известие: болезнь, уже несколько месяцев приковавшая его к постели, — рак в последней стадии. «Педро, ты знаешь, что такое рак? Ты понимаешь, о чем я говорю?» И муж, лежа на подушке, посмотрел на нее и сказал: «Да, Суси, я знаю, знаю. Я знаю, что Иисус со мной. Он здесь, рядом. Ты понимаешь, о Ком я говорю, верно?» Вот оно, великое доверие детей Божьих. Проблема людей не в том, видит ли нас Господь, но в том, способны ли мы узреть Его, ощутить Его присутствие рядом, когда царит темная ночь и свищет пронизывающий ветер.

У тебя впереди трудный день. Господу известно, что ждет тебя впереди, ибо Он не только видит, но и знает все. В этом и состоит разница между людьми и Богом. Мы видим и судим по поступкам. Господь видит и судит по порывам сердца. Возможно, поэтому людям трудно Его понять, и поэтому же Господь готов принять нас, когда люди нас отвергают.

Начинай день без страха, помни, что ни один твой шаг и ни одно твое решение не ускользнет от взгляда Господа. Не бойся. Ты не один. Пусть шторм грозит потопить твой корабль. Пусть жизненные тяготы выжимают слезы из твоих глаз — никто не сумеет победить тебя. Есть Некто, держащий все под Своим контролем. Однажды Он увидел Закхея, укрывшегося в ветвях дерева, мучимого угрызениями совести. Христос простил и преобразил его. В другой раз Он излечил парализованного, которого принесли друзья. Сегодня Он по-прежнему ищет глазами Своих детей — хороших и плохих — в надежде, что они признают в Нем Отца и прибегнут к Его любви.

Предопределение?

«Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5).

Ты слышал историю о водителе, который вбежал в кабинет своего шефа весь перепуганный, бледный и в отчаянии попросил немедленно уволить его? На вопрос шефа о том, почему он так спешит, водитель ответил, что встретил на улице свою смерть, которая грозно на него замахнулась. «Пожалуйста, увольте меня поскорее, — попросил он, — потому что мне нужно уехать куда-нибудь подальше, где она меня не найдет. Моя тетя живет далеко, в поселке, в штате Пернамбуку. Думаю, там я буду в безопасности». Несколько часов спустя, шеф вышел на улицу и сам встретился со смертью. «Зачем ты напугала моего водителя?» — спросил он. Смерть ответила: «Я не пугала его. Я просто удивилась тому, что встретила его в Сан-Паулу, потому что у меня намечена встреча с ним завтра, в одном из поселков в Пернамбуку».

Предопределение? А оно существует? Сегодняшний стих гласит, что Бог избрал нас до создания мира, дабы мы были безупречно праведными в любви пред Ним; и предопределил нам быть усыновленными Иисусом Христом. Не доказывает ли этот стих, что предопределение существует? Да, доказывает в том смысле, что все мы, люди, предопределены быть спасенными и счастливыми. Предопредение означает «заранее предназначить» или «определить для чего-то».

Возьмем, к примеру, галстук. Он изготовлен и предназначен для ношения на шее. Его правильное местонахождение — шея. Для этой цели его и шили; однако это не означает, что он обязательно будет находиться на шее. Ведь если я захочу, то могу использовать его как пояс. Другое дело, что ни его форма, ни цвет, ни стиль не предназначены для поддержки брюк.

Все мы были созданы для великой цели: быть спасенными и счастливыми, отражать в себе образ Христа. Но это не значит, что мы в любом случае будем спасенными, раз предопределены для этого. Все зависит от нас. Мы свободны в выборе. Мы можем исполнить свое славное предназначение, для которого были созданы, или можем погрязнуть в нищете, разврате, одиночестве и вечной смерти.

Бог был бы неправ, если бы поставил нашу судьбу в зависимость от расположения звезд и движения планет, а также если бы наши успехи или поражения никак не зависели от нашей воли.

Посредственность и примитивизм обусловливают интерес к гороскопам и гаданию на картах. Многие люди верят, что «родились для страданий». Нет, никто не рождается для жизненных неудач и поражений. Цель, ради которой мы были созданы, велика и прекрасна, и Господь всеми силами стремится направить нас к этому идеалу, но Он не может сделать это против нашей воли. Наша воля будет уважаться Им всегда. Именно нам нужно принимать решение.

Он завершит начатое

«Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6).

Я познакомился с ним во время одной из евангельских кампаний. Его выступления звучали убедительно, привлекая многих людей, — ведь прежде, чем обратиться к Иисусу, он вел бурную и неправедную жизнь. Первые годы его христианской жизни были просто великолепными. Он ежедневно общался с Иисусом, в результате чего смог победить привычки, от которых страдал долгие годы.

Однако постепенно что-то изменилось. Время его ежедневного общения с Иисусом стало сокращаться, и постепенно он отдалился от Христа и Его Церкви. Когда мы с ним случайно встретились, у него уже не было ни малейшего желания начинать все сначала. Ему совершенно не хотелось менять свою жизнь, полную греха.

Сегодняшний стих выражает поддержку, воодушевляет, что необходимо для развития и укрепления нас в христианстве. Во время Олимпийских игр тренеры обычно говорят своим воспитанникам: «Испытание не закончено до тех пор, пока ты сам его не закончишь». Никогда не поздно начать все сначала, пока не прозвучит финальный свисток. Никто ничего не потеряет в день вечный из-за того, что однажды споткнулся. А если кто и потеряет, то только оттого, что, споткнувшись и упав, не захотел подняться.

Главное желание любящего Отца — видеть Своих детей духовно зрелыми. Он знает, что мы пришли в этот мир, унаследовав греховную природу, которая постоянно влечет нас ко злу. Однако это обстоятельство не может служить оправданием неправильной, ошибочной жизни в грехе — ведь Отец протягивает нам Свою сильную руку и готов спасти нас.

Спасение охватывает наше настоящее, прошлое и будущее.

В отношении прошлого мы ничего не можем изменить, но Господь оправдывает нас. Нам нужно только принять Его предложение. В отношении настоящего мы можем что-то сделать: позволить Богу освятить нашу волю, чтобы великие Его победы осуществлялись при нашем участии. Что же касается будущего, то Он обещает, что в конечном счете избавит нас от греха, и мы никогда больше не ощутим желания грешить. Это произойдет, когда Господь возвратится.

Значит, это спасение может пребывать с нами в течение всей нашей жизни. Поэтому апостол Павел говорит, что «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа».

Хвала Тебе, Господи, за это!

За все благодарите

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).

Благодарность есть результат воздействия Святого Духа; она проявляется в жизни тех, кто с каждым днем становится все более похожим на Христа.

На одного преподавателя университета напали грабители и отобрали у него кошелек. В тот день он записал в своем дневнике следующее: «Я благодарен во-первых потому, что никогда раньше не был обворован; во-вторых, я благодарен потому, что грабители оставили мне жизнь; в-третьих, потому, что хоть у меня и отобрали все, но это было не много, и в-четвертых, потому, что я обворован, а не воровал».

Почему благодарность позволяет нам воспринимать жизнь столь оптимистично? Почему Христос, воспроизводя в нас Свой образ, стремится, чтобы мы всегда сохраняли в себе это ощущение?

Однажды я услышал легенду о том, как некий человек обнаружил хранилище, в котором сатана держал семена, предназначенные для засевания человеческих сердец. Он обратил внимание на то, что семян уныния гораздо больше, чем других, и спросил почему? Ему ответили: «Потому что эти семена способны прорастать в любом месте, куда их бросят». Тем не менее недовольный сатана объяснил, что есть одно место, где ему так и не удалось увидеть всходы этих семян. «Где это?» — спросил человек. Сатана с горечью ответил: «В сердце благодарного человека».

В Библии есть два слова, которые всегда соседствуют вместе: «благодарить» и «восхвалять». Последнее означает принимать все, что делает Господь, даже если это тебе не нравится. Такое чудо может произойти лишь в сердце того, кто постоянно ищет общения с Иисусом.

Тебе грустно? Восхвали имя Иисуса и увидишь, что грусть исчезнет, как туман с восходом солнца. Тебе тяжело? Пой псалом благодарности Господу, и ты почувствуешь, как твое сердце наполняется живительной силой, которую только Иисус может дать, чтобы победить боль.

Если сегодня настал тяжелый момент в твоей жизни, попробуй восхвалить Господа. Когда ты сидишь за рулем машины, когда идешь на работу — пусть звучит в сердце благодарственный псалом. Возможно, тяжесть и не исчезнет, но твое отношение к боли переменится. Ты воспримешь трудности с уверенностью в том, что ты не одинок, и что все происходящее, сколь бы мрачным оно ни казалось, происходит потому, что Господь в Своей безграничной любви допускает это. И тогда ты сможешь увидеть все трудности в истинном свете и убедишься, что они не так велики, как кажется.

Жизнь стоит больше

«И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их» (Мк. 5:17).

Люди боялись и жалели этого несчастного. Он бродил по горам, кричал днем и ночью, спал в пещерах. Его единственными «друзьями» были бесы. Он ранил себя и не знал этого. Он ранил других и не сознавал того. Однажды он встретил Христа. И тогда все переменилось. Бесчинство сменилось умиротворенностью, отчаяние превратилось в покой, а безумие уступило место рассудку, — он стал другим человеком.

Однако всех вокруг чудо это не обрадовало, но вызвало страх, и окрестные жители стали просить Иисуса покинуть их город. У них были на то свои причины, как мы сегодня можем иметь свои. Мы можем обнаружить в себе — возможно, не так непосредственно и ясно, как те люди, — желание просить Иисуса оставить нас, потому что там, куда Он приходит и где Он пребывает, появляется настоятельная необходимость изменений. Там обязательно должны произойти болезненные и дорогостоящие перемены.

Жителей страны Гадаринской больше волновали их свиньи, чем жизнь одержимого бесами. Если большинство живет хорошо, то кого интересует жизнь одного человека? Этот человек наг, голоден, изнурен, но все остальные благополучны, счастливы и довольны. Иисус появился и встряхнул их жизнь. Свиньи погибли, а людей больше заботила жизнь свиней, нежели жизнь несчастного человека, одержимого нечистым духом.

Думал ли ты когда-нибудь о том, что ты стоишь для Иисуса? Если иногда кто-то заставляет тебя почувствовать, что ты ничего не стоишь, если иногда ты сам, глядя на себя в зеркало, приходишь к печальному выводу о том, что в тебе нет ничего ценного, вспомни на минуту о кресте Голгофы и скажи: «Разве Христос оставил бы все и пришел в этот мир, чтобы умереть позорной смертью преступника, если бы я ничего не стоил?»

Сегодня Иисус хочет войти в твое сердце, преобразовать все и установить совершенно новый порядок вещей. Это, возможно, сначала напугает тебя, но потом ты ощутишь душевный покой, который обретает тот, кто прощен и преображен.

Каким великим стал день для одержимого нечистой силой, когда Его возродил Иисус, и каким ужасным оказался день для неблагодарного и жестокого общества, в котором деньги, благополучие и просто жизнь свиньи ценились дороже человеческой жизни.

Слава Богу, что Христос появляется в самый трудный час, в момент наибольшего разочарования, чтобы вернуть утерянное достоинство и восстановить ценность человека.

Они не узнали его

«И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лк. 24:15, 16).

Из Иерусалима пришли плохие вести. Клеопа и другой сопровождавший его ученик, опечаленные, направлялись в Еммаус. Тот день остался в их памяти навсегда. Они ощущали, что все их мечты разрушены. Они следовали за Иисусом, потому что верили, что Он — Мессия, который восстановит царство Израиля. Ради Него они оставили все. В конце концов, что такое три года страданий в сравнении с земной славой возрожденного царства? Но тот день был страшным. Стражники схватили Иисуса, а Он и не пытался защищаться. Он не жаловался, а просто пошел с ними, как безмолвная овца, которую ведут на бойню. А потом Его отвели на вершину горы и там распяли на кресте, как несчастного преступника.

Со смертью Христа рассыпались их мечты и планы, их проекты дальнейшей жизни. Им казалось, что они просто потеряли три года своей жизни. Они трудились, страдали, платили за все определенную цену, и вот в один неприметный серый день все закончилось на кресте Голгофы.

Ты когда-нибудь чувствовал себя так же? Ты работал, трудился, и вдруг в один момент все рухнуло. Тогда ты, возможно, поймешь, как себя чувствовали Его ученики.

Тогда, как говорит сегодняшний стих, «Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его».

Сегодня мы должны запомнить две вещи. Во-первых, Иисус никогда не оставляет Своих детей. Мы можем переживать самую черную ночь в своей жизни, но мы не остаемся предоставленными на произвол судьбе. Он всегда рядом с нами. Он не обещал, что нас не посетит печаль, но заверил, что никогда не оставит нас одних.

Во-вторых, иногда пессимизм настолько овладевает нами, что мы не способны заметить рядом с нами Христа. Стих 16 объясняет причину этого. Стих 21 говорит о том, чего они ждали: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». А ведь они знали лично Иисуса, они сопровождали Его. Теперь они чувствовали себя проигравшими, обманутыми и не смогли узнать Его.

Ты Его узнаешь? Ты способен увидеть Его рядом с собой в благополучные времена? Если нет, то, возможно, тебе будет трудно узнать Его, когда в твоей жизни наступит мрак. Пусть Он будет центром твоей жизни.

Просеянные подобно пшенице

«И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:31, 32).

Сатана всегда подвергает сомнению наши действия. Однажды он предстал пред Богом и, указав на жизнь Иова, сказал: «Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, и увидишь, не проклянет ли он Тебя в Твоем же присутствии» (Иов 1:11) (В Синодальном переводе Книги Иова указанный стих гласит: «Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» — Прим. пер.) Ты хорошо знаешь эту историю. Иову пришлось пройти через нищету и болезни, но от веры своей он не отрекся.

В сегодняшнем стихе мы снова видим врага Господа, осуждающего поступки человека. Он хотел доказать Иисусу, что Петр, ученик Его, служит Ему из корысти, а не из любви. К несчастью, когда Петр увидел, что Христа схватили и что царство, которого он ждал, разрушается, то не рискнул близко подойти к Учителю и отказался от Него, заявив, что не знает Его.

А знаешь, что мы с тобой представляем лучшее доказательство того, что Евангелие и вера представляют собой реальную силу? Очень легко следовать за Христом и говорить, что мы любим Его, когда на столе в изобилие еды, когда наши дети здоровы, а банковский счет в порядке. А что делать, когда мы сталкиваемся с трудностями? Способны ли мы следовать за Ним, когда наши ноги кровоточат, а из глаз льются слезы? Мы можем сказать врагу, что он лжет, утверждая, что мы служим Иисусу из корысти, надеясь на Его благословение?

Сегодня «сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, — говорит Иисус, но затем добавляет.- «Но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя».

Господь заботится о тебе. Разве это не прекрасно? Он молится о тебе, чтобы в минуту боли ты не чувствовал себя оставленным. Он просил Отца за тебя, чтобы сатана никогда не разражался победным хохотом, видя тебя сломленным.

Начни сегодняшний день с уверенностью в то, что хотя враг и стремится уничтожить тебя, ему это не удастся. Он может добиться, чтобы твои дела пошатнулись, что ты потеряешь работу; он даже может поразить тебя язвами, как Иова; но по милости Христа ты будешь пшеницей доброй, а не соломой, носимой ветром.

Скажи сегодня Господу: «Вручаю Тебе свою жизнь и прошу не освободить меня от испытаний, но укрепить меня в них».

Главное — верить

«Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6).

История паралитика, находившегося при дверях храма, это история преобразования грешника, который еще утром был неподвижен и просил милостыню, а уже к вечеру выздоровел и пел хвалебные псалмы Господу. И вот вопрос: в какой момент произошла перемена? Несомненно, в момент, когда этот несчастный встретился с апостолами. Он был паралитиком с рождения. Возможно, он пытался излечиться различными способами, но из этого ничего не получилось, и он смирился со своим горем. Когда к нему подошел Петр, он не просил у него чуда, он попросил милостыню, немного денег. Он был обречен жить от чужих щедрот. Его жизнь теплилась благодаря состраданию окружающих.

Может ли человек дойти до того, чтобы поддерживать свое существование за счет сострадания других? Такое возможно, но это уже не жизнь. Прозябание с протянутой рукой никогда не называлось жизнью. Но именно так он и жил, прося милостыню, когда услышал слова Петра: «Серебра и золота нет у меня». Как это — нет? Возможно ли, что в кармане у апостола не было ни единой монетки? Почему он сказал: «Серебра и золота нет у меня»? А знаешь, почему? Потому что апостол, вдохновленный Духом Божиьим, увидел, что беда этого человека не в отсутствии денег, а в его болезни. Монета не решила бы его проблему; ведь когда Иисус исцеляет, Он не ограничивается внешней стороной дела, но добирается до сути. «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», — прозвучал приказ, и паралитик поднялся, и вошел с апостолами в храм, «ходя и скача и хваля Бога».

Ты считаешь, что твоя проблема — недостаток денег, отсутствие работы или других возможностей, в то время как в действительности это — несовершенный характер. Стоит ли всю жизнь жаловаться, сваливая вину за свои ошибки на всех вокруг и не найти смелости признать, что ошибка таится в собственном сердце?

Помни: Иисус не исцеляет лишь то, что лежит на поверхности. Он всматривается в глубь психологических травм и комплексов, с которыми мы идем по жизни. Он может тебя излечить, если ты сам этого захочешь.

За миску чечевичной похлебки

«Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство» (Быт. 25:31).

Первое впечатление от прочтения истории Исава и Иакова таково: злодей Иаков обманным путем, воспользовавшись слабостью брата, завладел правом первородства. Обычно Исав предстает как несчастная жертва обмана. Но в действительности это не так. Естественно, ничто не оправдывает лживый, хитрый и эгоистичный характер Иакова, однако легкость, с какой обращаются с духовными дарами, претит Господу.

В те времена первородство было неотъемлемым правом первенца. Оно означало не только духовные привилегии, но и материальные преимущества. Естественно, деньги, полагающиеся по праву первородства, поступали в распоряжение первенца только после смерти отца, а Исааку, судя по всему, до смерти было еще очень далеко.

Согласно этой библейской истории однажды Исав пришел домой усталый после долгой охоты в горах. Было поздно, и он проголодался. Зайдя в шатер, он почувствовал вкусный аромат чечевичной похлебки, которую варил его брат Иаков.

«Дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал», — попросил он (ст. 30). Иаков воспользовался моментом и попросил за это право первородства. Исав не раздумывал. «Вот, я умираю, — продолжал он, — что мне в этом первородстве?»

Никто еще не умер от того, что пробыл голодным на десять минут дольше. Он стоял у входа в шатер. Ему нужно было лишь войти и взять еду, в которой он нуждался. Дело было не в голоде. Дело было в том, что он жил, удовлетворяя свои желания и ощущения, как говорят, «здесь и сейчас». Первородство — это благословение на будущее; миска же с чечевичной похлебкой — удовольствие в настоящий момент. Почти инстинктивно он променял вечное будущее на мимолетность настоящего.

Однако время потребовало плату за это ошибочное решение. Так бывает всегда. Время — строгий, неумолимый, но всегда справедливый судья. В конце концов отец состарился, и отдаленное благословение превратилось в настоящее, и Иаков умело завладел тем, что купил много лет назад. Когда же Исав догадался, что на нем больше нет благословения, то заплакал перед отцом и воскликнул: «Неужели ты не оставил мне благословения?» (Быт. 27:36).

Но было поздно. Все оказалось потеряно. Почему мы осознаем ценность чего-либо, лишь потеряв его? Сколько мужчин оплакивают в тишине одиночества семьи, которые они потеряли! Сколько детей скучают в темные бессонные ночи по родителям, которых они оставили, сожалеют о возможностях, которыми не воспользовались, о потерянном времени, которое уже не вернуть!

Только Господь может установить мир в нашем сердце, необходимый для правильного выбора, чтобы мы не сменили благословение, приготовленное для нас Богом, на мимолетное удовольствие.

Час приходит

«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17:1).

Стояла ночь, когда Иисус произнес эти слова. Одна из самых печальных ночей мира. Учитель собрал учеников Своих и, утешив их, помолился за Себя. Библия говорит, что Он «возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час».

Час чего? Быть прославленным. Как? Унизительной смертью на кресте. Его миссия придавала смысл каждому Его действию на земле. Днем и ночью взгляд Его глаз был направлен на Голгофу. Именно там однажды Ему придется отдать Свою жизнь ради спасения людей. Возможно, инстинкт самосохранения говорил Ему, что можно все бросить, однако Его любовь к тебе и ко мне была сильнее мыслей о жизни и смерти. Ничто не могло заставить Его отказаться от Своей миссии. Пшеничное зерно должно упасть в землю и умереть, чтобы прорасти и дать новый урожай. И Он был готов умереть.

Поэтому Он возвел Свои очи к небу и воскликнул: «Пришел час».

Ты думал когда-нибудь о том, что в жизни каждого из нас однажды приходит такой час? Таков, похоже, жизненный принцип. Это боль, из которой человек выходит окрепшим. Это огонь, очищающий золото; и именно в смерти заключен подлинный покой.

Может быть, как раз в этот момент ты чувствуешь, что час пришел? Ночной мрак, в котором ты живешь, сейчас темен как никогда? Твоя Гефсимания тебе кажется бесконечной, а там, внизу, враги поджидают тебя, чтобы уничтожить? Поступи так же, как Иисус; возведи глаза к небу и скажи: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя».

Люди могут растерзать твое тело, но не твою мечту. Они могут похоронить тебя на один-два дня, но на третий день ты воскреснешь, возродишься из пепла. И твои враги поймут, что твой Бог всемогущ.

Не убегай, не предавай и не сдавайся. Если час пришел, прими его, и пусть Бог прославит Своего сына. В конце концов Иисус пришел в этот мир не только для того, чтобы спасти нас; Он пришел не только для того, чтобы научить нас слушаться, но также, чтобы научить нас переносить страдания и умирать достойно. Он пришел, чтобы научить нас видеть дальше креста, видеть третий день, великий преславный день воскресения, день победы, день жизни.

Возьмись сегодня за сильную руку Иисуса и пребудь с Ним весь день.