Март

Сила слова

«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (Притч. 25:11).

Сколько стоит слово? Все или ничего. Это зависит от слова. А также от времени и даже от формы, в которой оно высказано.

Есть те, кто знает истинную ценность слова, простого слова. Им они способны создавать империи, пропагандировать идеи, возрождать жизнь, внушать надежду, менять пути развития мира.

Одно слово. Одно-единственное слово, сказанное в нужный момент и правильным образом, изменило мою жизнь.

Много лет назад проходила запись подростков в группу для участия в конкурсе чтецов. Скромный стеснительный юноша даже не мог и мечтать о том, чтобы выступить перед публикой. «Мне никогда этого не добиться», — думал он. Конкурсная группа составляла десять человек: не хватало одного участника. Юноша дрожал от страха, чувствуя свою полную несостоятельность, когда к нему подошел опытный профессор, и в эту решающую минуту одним только добрым словом поддержки, возможно, определил его будущее. В голосе профессора одновременно звучали приглашение и приказ: «Иди!» И ничего больше. И моя жизнь переменилась. Я пошел, победил в конкурсе и поверил в свои силы. Сегодня, когда я выступаю перед тысячами людей в разных странах мира, никто и не подозревает, что за этим стоит почтенный профессор и его своевременно сказанное слово: «Иди!»

Сколько может слово! Одно только слово, сказанное Богом, изменило судьбу человечества. Мы были приговорены, потому что расплатой за грех является смерть. Наше будущее было уже определено. Это был бы конец всему, вечная смерть, с нами было бы «покончено». Но Отец дал нам Слово ценой жизни Сына Своего. Вначале было Слово, и Слово было Бог.

Того, кто придет к Нему и будет жить с Ним в сердце, ждут слова любви, потому что Христос — Любовь. Кто придет к Нему, и будет жить с Ним в сердце, того ждут слова истины, потому что Он — Истина. Кто придет к Нему, и будет жить с Ним в сердце, того ждут слова жизни, потому что Он — Жизнь. Сделай так, чтобы Он стал центром твоей жизни.

Посмотри на Агнца

«И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт. 22:13).

Момент был фатальный. Уже не оставалось надежды на спасение Исаака. Авраам подчинился повелению Божьему. Он вышел из дома с надеждой, что Бог изменит Свое предначертание. Час за часом старик ждал нового повеления Господа. Так прошло три дня, и они достигли вершины горы Мориа. Мог ли Бог изменить Свое повеление? Вполне мог бы, но этого не произошло. Исаак лежал на каменном жертвеннике, готовый к жертвоприношению. Авраам поднял нож, чтобы нанести удар, который должен был лишить жизни сына. Единственного сына, которого он так любил, о котором столько мечтал, которого так ждал. Что происходит? Почему такой трагичный конец?

Когда казалось, что все уже кончено, он услышал глас Божий. Бог сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (ст. 12).

«И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими» (ст. 13).

Теперь ты убедился, что в самый драматический момент жизни всегда появляется Агнец? Адам и Ева были прикрыты смешными фиговыми листками, и агнец был принесен в жертву, чтобы у них появилась одежда, которую бы они смогли долго носить. Смерть кружила над домами Египта, и агнцу предстояло умереть, чтобы его кровью были отмечены те дома, мимо которых прошел ангел смерти.

Бог желает сказать нам сегодня: решение наших проблем — только в Агнце. «Авраам… взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (ст. 13). Все мы были обречены на смерть, потому что все мы грешны, но Бог отдал за нас Сына Своего, чтобы Он умер вместо нас. Иисус — Агнец Божий, искупающий грехи всего мира.

Ты чувствуешь голод, который не утолить хлебом, и жажду, которую не утолить водой? Посмотри на Агнца и вспомни, что однажды Иисус сказал: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).

Если ты дошел до точки, и думаешь, что нет решения твоим проблемам, если ты переживаешь сейчас самый критический момент в своей жизни, если все вокруг кажется тебе мрачным и ты не видишь выхода, пожалуйста, перестань думать только о своих проблемах и посмотри на Агнца. Он сможет открыть тебе окно, через которое солнце вновь осветит твою жизнь.

Разговор с другом

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники» (Мф. 6:7).

Бывают в жизни моменты, когда человек чувствует себя одиноким, беззащитным, беспомощным. Все вдруг начинает восприниматься в мрачном свете. Тебя порой окружает толпа, но в ней тебе одиноко и грустно. Может быть, тебя не поняли, ты был брошен, отвергнут. В такие часы хорошо сознавать, что рядом с тобой есть Кто-то. Ты не можешь ни видеть, ни осязать Его, но ты можешь Его чувствовать. Он здесь и смотрит на тебя с любовью. Он твой Друг в любое время и при любых обстоятельствах. Его имя — Иисус, Еммануил, что значит «С нами Бог».

Ты говорил с Ним когда-нибудь? Ты открывал Ему свое сердце, как если бы Он был твоим лучшим Другом? Я хочу побеседовать с тобой о молитве, о преображающем воздействии разговора с Богом, подобного разговору с давним другом.

Многие люди думают, что молитва — это способ попросить что-то у Бога, и что Бог обязан на нее ответить. По прошествии дней, не получив, как им кажется, ответа на молитву, они теряют повод продолжать молиться.

А теперь вопрос: если у тебя есть друг, ты обращаешься к нему только, чтобы что-то попросить? Или ты говоришь с ним ради самого удовольствия общения? Молитва — это способ общения с Богом, и ее великая цель состоит в том, чтобы подружиться с Господом, поговорить с Ним, провести с Ним время, хотя это и не исключает возможности просьбы. Но если ты молишься только для того, чтобы что-то попросить, то очень скоро, очень скоро у тебя пропадет желание молиться.

Один из самых злостных врагов молитвы — это несовместимый с христианством формализм. Молитва не может быть чем-то формальным, выученным наизусть. Если постоянно повторять одни и те же слова, считая, что в этом состоит твоя обязанность, то вряд ли удастся построить дружеские отношения с Богом. Секрет могущества молитвы заключен в ее искренности. Мы должны прийти к Богу такими, какие мы есть, открыть сердце и рассказать Ему о всех наших мечтах, горестях и радостях; то есть поговорить с Ним и рассказать Ему, что мы чувствуем, что удалось или не удалось сделать за прошедший день; поделиться с Ним нашими сомнениями, достижениями, удачами или неудачами. Мы должны делать это на протяжении целого дня. Когда мы говорим с Богом, мы делаем это не для того, чтобы сообщить Ему о наших поступках. Он знает все. Ему известны даже самые сокровенные тайны нашего сердца. Необходимо делать это, чтобы осознать свою зависимость от Него. Это мы нуждаемся в Нем, это нам необходимо чувствовать себя уверенными рядом с Ним и ощущать свою слабую руку в Его твердой руке.

Не время спать

«И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул» (Иона 1:5).

Корабль должен был вот-вот погибнуть. Гигантские волны взбунтовавшегося моря с огромной силой разбивались о борт обреченного судна. На корабле царили замешательство, тревога и отчаяние. Корабельщики, моля о спасении, взывали каждый к своему богу; затем они стали сбрасывать в море грузы, чтобы облегчить вес судна.

Среди невероятного смятения, когда никто не сознавал размеров происходящего, был один человек, по имени Иона, который знал причину всего этого. Но он спал крепким сном в трюме корабля.

Мы живем в очень сложную эпоху, одну из самых сложных в истории человечества. Люди запутались и мечутся из стороны в сторону, не зная, что делать. Все понимают, что корабль идет ко дну, но, похоже, никто не знает, где найти выход из создавшегося положения. Одни стремятся к власти, другие думают, что главное — это деньги, некоторым кажется, что изменение социальной структуры могло бы спасти человечество, и они углубляются в политику. Одни ищут Бога в себе, другие — в природе. Одни стремятся постичь гуманитарные науки, культуру и философию; другие прячутся за скепсисом, пороками и удовлетворением собственных страстей. Однако в мире есть люди, которые знают, почему все так происходит, и каков единственный выход. Просто кажется, что они спокойно спят там, внизу, в трюме. Пасторы Хосе Клодоальдо Барбоса и Хосе Карлос Бесерра плыли на лодке в Мауэс, когда небо вдруг заволокли черные тучи, предвещавшие грозу. Внезапно сгустилась тьма. Гигантские волны обрушились на судно, грозя его потопить. Капитан корабля Хосе Карлос крепко держал штурвал, и хотя были минуты, когда казалось, что все было потеряно, он твердо верил в Того, Кто не может подвести. Минуты тянулись, как часы, но в конце концов кораблю удалось пережить бурю. Море успокоилось и, когда опасность была уже позади, произошло непредвиденное: двигатель судна заглох. Что было бы, если б мотор заглох во время шторма?

Мы переживаем самую темную ночь в нашей истории. И в других странах есть честные люди, которые мечутся в отчаянии из стороны в сторону. В Перу тысячи людей, стирая в кровь колени, ползут за изображением «Бога-Чудотворца». На Востоке люди ложатся на раскаленные угли в поисках спасения. Все они «бросают кладь», надеясь облегчить вес судна, в то время как у тебя есть Слово Божье, которое, как факел, освещает путь в темноте. Скажешь ли ты сегодня кому-нибудь, что не надо отчаиваться, потому что есть надежда на Христа?

Пути Господни

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).

Хосе Карлос Бесерра, молодой пастор и командир корабля «Лусейро XXI», совершал утром 1985 года свой обычный рейс. Согласно договоренности Хосе Карлос должен был остановится в определенном пункте на реке Мадейра, но где-то в глубине души он неожиданно почувствовал необходимость продолжить свой путь. Интуиция? Предчувствие? Откровение? С тобой когда-нибудь случалось что-то подобное? Не понимая причины, Хосе Карлос продолжал вести корабль по реке. Жена в недоумении спросила его:

— Разве мы не должны были остановиться в том месте?

— Не знаю, не понимаю, что со мной происходит…

Час спустя они заметили человека, подающего с другого берега сигналы, и причалили. Человек был в отчаянии и взывал о помощи.

— Я здесь уже три часа стою на коленях в надежде, что хоть кто-нибудь появится и сможет помочь моей жене, — в тревоге проговорил он.

Хосе Карлосу и его жене удалось, благодаря вмешательству Бога, спасти жизнь женщине, у которой возникли серьезные осложнения после родов. Сегодня там, в местечке Эстансья Сан Пабло, на берегу реки Мадейра, стоит церковь, которую воздвиг сеньор Миро, человек, стоявший в то утро на берегу реки, умоляя Господа, чтобы появился хоть кто-нибудь, кто разбирается в медицине, и помог бы его жене.

«Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33) — сказал апостол Павел. Как уразуметь планы Господа по отношению к нам? Разве была бы спасена жизнь бедной женщины в отдаленном районе амазонской сельвы, если бы молодой пастор не ощутил настоятельную необходимость продолжить путь, не останавливаясь в пункте, предусмотренным маршрутом?

Возможно, что сегодня нам нужно принять решение, которое станет окончательным для решения сложившейся ситуации. Веруя, попроси, чтобы Господь направил тебя. Затем встань на колени и прими решение во имя Иисуса Христа. Позволь Ему направить тебя, действуй, уповая на «бездну богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим. 11:33). Он не подведет. Он сумеет повести тебя по правильному пути, своевременно откроет пред тобой двери, и сияние солнца прогонит тьму. Верь Ему!

Между жизнью и смертью

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).

Я беседовал с группой студентов университета об изменении ценностей в наши дни. В какой-то момент один из них встал и возразил мне: «Все зависит от убеждений того или иного человека. Никто ни для кого не имеет права определять, какой должна быть мораль. Каждый сам несет ответственность за свои поступки».

Мы говорили о свободной любви, о гомосексуализме, об абортах, о наркотиках. Разве в этой области не каждый ли — хозяин своим поступкам? Что является аморальным? Кто определяет моральные ценности? Отец? Пастор? Мать? Сам человек? Как все происходит? Меняются ли со временем моральные ценности от поколения к поколению, от одной культуры к другой?

На протяжении истории человек неоднократно пытался создать мораль для себя самого. Выражение «я знаю, что для меня хорошо» появилось не сегодня. Так было всегда. Постоянно человек пытался изменить правила игры, модифицировать принципы поведения, создать новый моральный кодекс, приспособив нравственность к своему образу жизни и мышления.

Самое трагическое в том, что, сколько бы человек ни старался оправдать свое поведение, он не сможет избавиться от комплекса вины, который почти автоматически возникает при аморальных поступках. Сколько бы ни говорили вокруг: «Вперед», «Давай», «Нет ничего плохого»; сколько бы человек сам себя ни подбадривал: «Это потрясающе», «Это законно», «Все правильно»; на самом деле он продолжает тревожиться и чувствовать себя виноватым, хотя и не вполне осознает причину. Именно тогда и возникают противоречия с самим собой и с окружающими. Жизнь становится сложной и запутанной.

Бог — владыка, и в мудрости Своей любви именно Он определяет, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно. И делает это из любви к нам.

Человек свободен, он волен воспринять моральные принципы, которые Бог установил, чтобы сберечь его, и волен отвергнуть эти принципы. Волен прислушаться или отмахнуться. Волен принять то, что определено Богом, как правильное, или идти своим путем. Господь тебя предупреждает: если ты пойдешь путем, указанным Им, тебя ждет жизнь; если не пойдешь, тебя ждет смерть. Тебе выбирать. Господь не запрещает тебе выбрать неправильный путь, но не позволяет называть такой путь правильным. Мы, создания Божьи, не имеем права устанавливать моральные нормы. Бог создает мораль, потому что Он — Любовь, и эта мораль имеет истинную ценность, потому что она обусловлена любовью.

Бог услышал голос отрока

«И услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится» (Быт. 21:17).

В 1960 году в столице Перу, Лиме, состоялся конгресс молодежи. Я тогда в первый раз приехал из провинции в столицу и в первый раз увидел вместе столько христиан сразу. В небольшой общине моего города никогда не собиралось вместе более двадцати человек. И я был ошеломлен, увидев одновременно почти тысячу юношей и девушек, приехавших из Перу, Боливии и Эквадора.

Мне тогда едва исполнилось 12 лет. Съезд был потрясающим. Душа моя пела, сердце ликовало, я участвовал во всех мероприятиях.

Когда все кончилось, я остался один и, стоя на коленях, обратился к Господу: «Боже, помоги мне стать пастором. Я хочу стать лидером молодежи и организовать такой же великолепный съезд».

Тогда я не мог знать, что Господь услышал «голос отрока». Спустя два года я закончил среднюю школу. Потом изучал теологию и по прошествии нескольких лет был направлен в Министерство по делам религии.

Прошло время. Я возглавил молодежную организацию своей страны, а потом мне предложили совершать служение в церкви в Бразилиа. Именно там Господь и мои удивительные друзья помогли мне организовать съезд с участием десяти, а затем и двадцати тысяч юношей и девушек.

Сбылось то, о чем молился 12-летний мальчик.

Если ты отец, и у тебя есть сын, и ты вдруг понял, что он бредет по пустыне жизни, задыхаясь в философских путах и пороках, вспомни, что он не всегда был таким. В совсем юном возрасте он мечтал и молился и, я уверен, «Бог услышал голос отрока», и исполнил то, о чем он молился.

Если ты сын и у тебя сложилось впечатление, что жизнь дала другим возможности, которых лишила тебя, если хоть единожды тебе в голову закралась мысль, что тебе не удастся реализовать свои мечты, встань на колени, обратись к Господу и вспомни: «Бог услышал голос отрока». Нет такой молитвы, которую бы Он не услышал, нет таких слез, о которых бы Он не знал, нет такой мечты, которую бы Он не мог осуществить, если ее доверили Ему в руки.

Они еще возвратятся

«В четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15:16).

Заверив Авраама, что у него будет столько потомков, сколько песчинок на морском берегу, Господь пообещал ему всю землю Ханаанскую. Он обещал, что «в четвертом роде возвратятся они сюда» (Быт. 15:16). Наверняка патриарх спросил: «Почему в четвертом роде? Почему не сейчас?» И ответ Господа был: «Мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (там же).

Что представляли собой «беззакония Аморреев»? В главе 18 Книги Левит можно отыскать описание поведения этого народа, проживавшего в земле Ханаанской: беспрецедентное кровосмешение. Развращенность безбожного поколения. Казалось, что всех их — хананеев, аморреев, хебусеев, этеев — не интересовало ничего, кроме изобретения все новых способов получения удовольствия, так как естественных им было уже недостаточно. Эта картина описана в Книге Левит. Отцы с сыновьями, мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, люди с животными. Все новые и новые мерзости.

Прошло два века. Авраам умер. Его дети обратились к Богу с вопросом:

— Господь, когда Ты дашь нам землю?

И ответ был:

— Мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

Народ все более погружался в нищету. Прошло четыре века, и Господь сказал: «Мера беззаконий Аморрев доселе еще не наполнилась».

Ты можешь себе представить терпение Господа? Сколько раз сегодня мы обращаемся к Нему, моля: «Господь, когда же ты, наконец, придешь и положишь всему этому конец? Мы устали жить в таком мире, мы хотим обещанную землю. Еще долго ждать?»

И ответ Господа:

— Мера беззаконий людских доселе еще не наполнилась.

— Но, Господь, — могли бы мы возразить, — взгляни на пляжи Копакабана, на газетные киоски, на центр Сан–Пауло в ночные часы… разве этого недостаточно?

— Нет, сын мой, — ответит Господь. — Этих людей Я люблю так же, как и тебя, Я принял смерть за них тоже.

— Но, Господь, они ничего не желают о Тебе знать.

— Знаю, сын мой, но буду продолжать любить их и ждать, может быть, однажды они придут ко Мне.

В конце концов, спустя 430 лет, Бог дал потомкам Авраама землю. И Христос в конце концов тоже придет на землю. Ты сделал что-нибудь, чтобы люди знали об этом?

Истинная свобода

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

Человек был создан свободным. Поэтому он восстает против всего, что подавляет и порабощает его. Он готов кричать, требовать, возмущаться и, если понадобится, умереть, защищая свою свободу.

Достаточно вспомнить четвертованных, как Тупак Амару в Перу, или повешенных, как Зубодер, в местечке Вилья Рика района Минас Херайс в Бразилии. Достаточно вспомнить сражающихся в римском цирке, как Спартак, или заживо сожженных, как Жанна д’Арк во Франции. В наши дни их можно увидеть на площади де Ля Пас Селестьяль, вооруженных камнями, палками и самодельными бомбами, или у дверей посольств во время бесконечных манифестаций со знаменами и лозунгами протеста. Несколько дней назад я наблюдал за такой группой людей. Многие были с сигаретами в руках. Один кричал до тех пор, пока не покраснел. И курил сигареты одну за другой. Потом он признался мне, что выкуривает две пачки в день, а когда нервничает, даже три. Он знает, что курение вредно для здоровья, но ему не удается побороть привычку.

А ведь он был на манифестации и кричал, требуя свободы. Никто не смеет лишать его этого права! Он готов был сразиться с каждым, кто воспрепятствует проведению марша протеста, и умереть, как герой, защищая свободу. Но при этом пассивно смиряется с тем, что он — раб курения. Таковы мы все: мы противоречивы.

Иногда мы даже не способны понять свои собственные чувства.

Юноша в 14 лет, только начиная жить, бросает в лицо отцу: «Я хочу быть свободным! Я имею право принимать собственные решения. Я твой сын, а не твой раб!» — кричит он, и минуту спустя отдает себя во власть ночных развлечений, будучи неспособным отстоять свою собственную свободу. Раб своих инстинктов и страстей, он превращается в пассивную жертву общества потребителей или в жертву мировоззрения своего поколения.

В процитированных сегодня словах Иоанн говорит о СВОБОДЕ. Если мы далеки от Христа, наша свобода становится жалкой, мимолетной и преходящей, зачастую превращаясь в распущенность. Без Него мы живем как пленники огромного количества комплексов. Но когда Христос входит в жизнь человека, все меняется. Человек может казаться связанным по рукам и ногам, быть лишенным возможности что-либо предпринять, однако он свободен.

Старайся! но…

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Ис. Нав. 1:8).

Очень многих сегодняшняя проповедь может навести на мысль, что успех и процветание в жизни христианина есть результат неукоснительного исполнения всех указаний. Но в 5-м стихе, прежде чем дать Иисусу Навину наставления (см. ст. 8), Господь говорит: «И как Я был с Моисеем, так буду и с тобою».

Моисей находился в совершенном согласии с Богом. В 11-й главе Послания к Евреям он предстает в числе победителей. Однажды он остался наедине с Богом на сорок дней и сорок ночей. Нечто подобное отмечается только в жизни Иисуса Христа. Несомненно, победы в жизни Моисея стали результатом того, что он прожил все дни жизни своей в согласии с Источником силы.

Но Моисей умер, и ответственность за то, чтобы вести народ Божий к земле обетованной, легла на плечи Иисуса Навина. «Никто не устоит пред тобою, — сказал Господь, вдохновляя его, — и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою». Другими словами, будем жить вместе и вместе мы будем непобедимыми. Сделай усилие, и оно, освященное Моим присутствием в твоей жизни, позволит осуществить все, что написано в Книге Закона. И конечным результатом станут успех и процветание.

Легко забыть установленный Богом порядок вещей, ведущий к победам в жизни: 1) согласие со Христом; 2) сила и воля, освященные присутствием Святого Духа; 3) полное повиновение повелениям, которое ведет к успеху и процветанию.

Если мы изменим порядок, то, несомненно, столкнемся с проблемами. Сила вместе с греховной волей, свойственной человеку, приведет нас к поражению. Человеческие усилия необходимы, но приемлемы только при освященной воле, воля освящена только присутствием Святого Духа в жизни, Который приводит ее в согласие с Иисусом.

Если на мгновение мы отдаляемся от Христа, воля перестает быть освященной. Греховная воля лишает малейшей возможности одержать победу. Ты готов приступить к заботам дня? Помни: соедини свою слабую волю с Божественной волей; позволь Ему жить в твоем сердце и одерживай победы вместе с Ним.

Удаляйтесь от зла

«Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются» (Притч. 22:3).

Работая миссионером в перуанской сельве, я научился выживать в трудных и опасных условиях незнакомой местности. Одну из таких опасностей представляли змеи, которые появлялись весьма неожиданно. Со временем, думаю, что не без помощи Божьей у меня развился странный инстинкт предчувствовать появление змей.

Однажды, направляясь в деревню Сотами, я шел по узкой тропинке среди листвы, когда вдруг почувствовал опасность. Я замер. Не двигаясь, молча огляделся вокруг. Через несколько секунд я заметил змею, поднявшую голову и готовую к нападению. Обычно змеи не нападают, а просто защищаются, когда кто-то нарушает дистанцию. Часто мы сами, не отдавая себе отчета, вторгаемся на их территорию. И тогда они нападают, движимые инстинктом самосохранения. Змея, попавшаяся мне в то утро, находилась прямо рядом с тропинкой, по которой я шел. Другого пути у меня не было, и в данных обстоятельствах меня вовсе не прельщало пробираться сквозь заросли. Я немного подождал, надеясь, что змея уползет, но она не двигалась. Спустя некоторое время она опустила голову и замерла в ожидании.

Неожиданно мне в голову пришла мысль. Я снял ботинок и бросил его в сторону змеи. Инстинктивно она прыгнула за ботинком, а затем быстро исчезла.

Как мудро Соломон проводит контраст между глупостью и умом. Зачем искать опасность? Мудрый видит зло и отходит. Если бы Адам и Ева поступили подобным образом, они бы не попали в ловушку. Господь их предупреждал: единственное место, где враг может обмануть их, это древо познания добра и зла. «Держитесь подальше от него», — сказал Господь. Но они подумали: «А что тут плохого?» они рискнули, несмотря на опасность.

Я знаю молодых людей, которые разрушили, играя со злом, свою жизнь. «Что такого, если я выкурю сигаретку, просто из любопытства?» «Как я узнаю, что наркотики вредны, если не попробую?» «Почему секс до свадьбы — грех, если любовь прекрасна?» — спрашивают они в оправдание своей позиции, и приближаются к беде. «Пробуйте», — говорит Соломон. Только время — неумолимый судья, который выносит свой приговор: «наркоман», «конченный человек», «преступник», «совсем пропащий». Да поможет нам Бог быть мудрыми, чтобы избежать беды!

В первый раз

«И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» (Суд. 16:17).

Несколько лет назад, в Бразилии, в штате Минам Жерайш, я был приглашен на обед. Во время нашей встречи хозяин говорил о своем единственном сыне, прекрасном юноше с ясными глазами. Он был еще подростком, но отец уже строил планы на будущее для своего обожаемого сына.

«Он будет изучать медицину, — сказал он мне, — а когда станет врачом, ему не придется работать на чужих людей, я построю ему собственную клинику». Столько планов, какие перспективы, какие мечты!

Год спустя я вновь посетил этот город. После проповеди ко мне подошел тот самый человек. Он выглядел огорченным и обратился ко мне с просьбой: «Пастор, прошу вас пойти ко мне домой и помочь моему сыну».

Когда я вошел в комнату к мальчику, то не узнал его. Где тот юноша, с которым я познакомился год назад? Бледный, с глазами исполненными страха, он походил на тигра, отчаявшегося вырваться из клетки. Наркотики вдребезги разбили его жизнь.

Как у человека появляются дурные привычки? Как он становится рабом обстоятельств, лишающих его самоуважения и человеческого достоинства? Только сделав первый шаг, можно оказаться во власти порока. Всегда что-то происходит впервые, и это всегда трудно. Во второй и в третий раз все намного проще, а в конце — несчастье и гибель.

«Бритва не касалась головы моей», — сказал Самсон. В этом заключалась тайна его успеха. Он жил в согласии с Богом, и в результате «бритва никогда не касалась головы его». А ведь можно сказать: «Никогда я не закуривал сигареты», «Никогда я не брал в рот глотка спиртного»…

Сила Самсона была не в его волосах. Волосы были своего рода договором о принадлежности, посвящении и согласии с Богом — Источником его силы.

Ты тоже хорош не потому, что не куришь и не пьешь, и что не совершаешь ничего дурного. Ты хорош настолько, насколько жизнь твоя протекает в согласии со Христом. Если так, то в твоей жизни никогда не произойдет ничего неправильного.

Помни: лучший способ избежать рабского подчинения порокам — отказаться от первого же предложения (закурить, выпить и т. п.). Возьми сегодня могущественную руку Иисуса и скажи Ему: «Господи, я Твое дитя, и я хочу заключить с Тобой договор. Помоги мне оставаться вдали от всего, что пагубно».

Смертельный конец

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч. 14:12).

Прошло 500 лет с тех пор, как Христофор Колумб с группой испанских авантюристов после многомесячного плавания открыл — это произошло в октябре — Новый Свет. «Земля, земля!» — закричал Родриго де Триана. Так была открыта Америка.

История человечества — это непрерывная цепь открытий. Был открыт закон всемирного тяготения, электрический ток… Постепенно происходят новые открытия, и впереди их — великое множество. Например, сегодня ученые стараются открыть лекарство от рака, найти секрет вечной молодости, обнаружить иные миры вне Солнечной системы.

Глубоко внутри человека есть странное стремление познать неизвестное. Оно есть в душе и старика, и ребенка, и юноши. Это беспокойное желание открыть новые горизонты, выйти на новые рубежи и ежедневно поднимать занавес над непознанным — весьма похвально, но оно может быть и смертельно пагубным, если выбрано неправильное направление.

Однажды ко мне обратился юноша лет 25-ти, хотя любой при встрече с ним дал бы ему не меньше 40. Он был физически истощен, и сразу было ясно по какой причине. Наркотики медленно уничтожали его жизнь. Наркотики таят в себе не только физическую опасность. Физические расстройства всегда сопровождаются чувством вины и комплексом неполноценности. «Пожалуйста, помогите мне! — обратился ко мне юноша. — Если бы я знал, какое горе ждет меня впереди, то никогда не начал бы употреблять наркотики. Я хотел только попробовать, испытать новые ощущения».

Испытать новые ощущения! Разве, по-твоему, это справедливая цена? Есть открытия, которые стоят того, что за них приходится платить. За них можно даже и жизнь отдать. Как в случае с Александром Флемингом, открывшим пенициллин. Он испытывал его на себе, чтобы спасти миллионы жизней. Но неужели ты думаешь, что новые ощущения стоят того, чтобы войти в мир наркотиков, гомосексуализма, промискуитета или других пороков, заплатив за это такую высокую цену?

Тебе известно, что никто не становится порочным, потому что этого хочет? Все хотят «просто попробовать», «узнать, что за этим стоит». А когда осознают свою зависимость, бывает подчас уже слишком поздно.

Почему не взять пример из истории? Неужели тысячи загубленных жизней не являются убедительным свидетельством того, что не стоит карабкаться на «гору новых ощущений»?

Все дело в сердце

«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26).

Однажды мы с товарищем покупали картофель на районном рынке в небольшом латиноамериканском городке. Нас обслуживала простая женщина, которая вряд ли умела читать и писать и уж совершенно точно никогда не выезжала за пределы своего поселка.

Вместо гири женщина использовала предмет, позволявший ей взвесить только полкилограмма. Я обратил внимание на то, с какой ловкостью женщина брала две-три уже взвешенных картофелины и снова укладывала их на весы, чтобы взвесить нам два килограмма, — столько, сколько мы хотели купить.

Я посмотрел на своего товарища. Он тоже заметил хитрую уловку этой простой женщины. «Ничего не поделаешь, — сказал я ему, — все дело в человеческом сердце».

Человек появляется на свет уже греховный по своей природе. Он эгоист, и ему нравится совершать неправильные поступки. Когда речь идет о простых и почти неграмотных людях, как описанная выше женщина, «хитрости» принимают форму примитивного гротеска и даже вызывают смех. Но когда люди обладают культурой и образованием, они становятся невероятно изощренными в искусстве обмана.

Обещание Бога не имеет отношения к действиям и поступкам. «Вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас» (ст. 25), «и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам» (ст. 26).

Обещание Бога касается самой глубинной сути проблемы: сердца, природы, истоков зла.

Мы часто обманываемся поверхностной стороной дела. Каждый раз, когда предстоит выбирать, надежда на то, что все изменится, побеждает в нашем сердце. «Эта политическая партия — самая лучшая», — думаем мы. «В этой системе наш выход», — верим мы, и почти всегда наши надежды не сбываются. И знаешь, почему? Потому что проблема не в системе вещей, а в сердце человека. Коммунизм, империализм, правые, левые, центристы, — теоретически все они желают добра. Проблема в сердце. Пока сердце у человека не обращенное, он по природе своей будет оставаться эгоистом и искать собственную выгоду, не заботясь об остальных. Культура, образование более или менее способствуют тому, что человек начинает учитывать интересы других, но все же он остается эгоистом.

Сегодня утром спроси себя: «Я на самом деле обращен, или мое поведение всего лишь изощренная манера показать, что все хорошо?» Поистине обращенному человеку нет необходимости доказывать, что он таковой. Он просто живет и дела его — естественные и великолепные плоды во славу и в честь Господа.

Мудрость жизни

«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7:24).

Давайте внимательно проанализируем этот библейский текст.

Моралист, пытаясь обобщить моральный кодекс, написал бы так: «Каждый, кто услышит слова мои и осуществит их на практике, будет подобен хорошему человеку, который построил дом на камне». Но Христос вместо того, чтобы употребить термин «хороший человек», употребляет термин «муж благоразумный». Именно в этом и заключается важный аспект Евангелия.

Иисус в Нагорной проповеди раскрывает скрытую природу нашего действительного отношения к жизни. Другими словами, Иисус говорит: «Я учу тебя, как жить. Если ты послушаешь Меня, будешь благоразумным, дом твоей жизни будет основан на твердом камне, и когда подуют ветры, он не упадет. Но если ты не будешь выполнять Мои заповеди, проявляя безрассудство, твой дом окажется построен на зыбком песке, и в бурю, в жизненных испытаниях, он непременно упадет. Ты можешь принять этот путь или отказаться от него, но это единственный путь, чтобы жить и быть счастливым».

Создается впечатление, что Христа слишком сильно волновало человеческое безрассудство.

Он видел стремление людей жить вопреки реальности Вселенной, вопреки законов, объединяющих людей, вопреки своей собственной природе и вопреки заветам Бога. «Этому не бывать. Вы глупцы, если пытаетесь поступать по-своему. Единственное чего вы добьетесь — сами себе причините вред», — предупреждал Он. В подобных случаях не Господь наказывает людей, а они сами наказывают себя. Наказание — неотъемлемое следствие отрыва от действительности.

Помолимся сегодня так: «Господи, помоги мне стать мудрым и жить по закону, установленному ради моего же счастья».

Возьмись за руку Господа

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1).

Авраам, как и многие другие библейские герои, был признан непорочным. Но сегодняшний текст поможет нам уяснить, что понимал Бог под непорочностью: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1).

Ходить пред Богом — это значит находиться с Ним в постоянном общении. «Мы в Нем сделались праведными пред Богом», — говорит апостол Павел (см. 2 Кор. 5:21). Только во Христе мы непорочны. Если Он живет в нас, а мы в Нем, наша воля будет освящена Святым Духом, а освященная воля непобедима. Это — результат жизни в полном подчинении Законам Божьим. Непорочность — не плод наших человеческих усилий, но плод нашего общения с источником силы — Христом.

И все же были моменты, когда Авраам прервал свое общение с Богом, и итогом этого его шага стала потеря доверия, трусость и даже супружеская измена.

Ты помнишь: придя в Египет, Аврам сказал, что Сара — его сестра, а не жена? В действительности Сара также была сводной сестрой Аврама. Слова его не были полной ложью, но не были и правдой.

Те, кто живет, не поддерживая постоянного общения со Христом, стараются не нарушить букву закона, пренебрегая его духом.

Патриарх выставил себя трусом. Он боялся быть убитым из-за красоты своей жены, поэтому солгал.

Естественно, Аврам не был праведен, когда лгал. Он был далек от Бога в тот момент. Его грех состоял не в том, что он солгал, а в том, что он отдалился от Праведности, то есть от Бога. Результатом стали его трусость и обман.

Но важно не это. Любой человек может оступиться и удалиться от Бога. Важно, что Авраам усвоил этот урок. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). И он поднялся, снова взялся за руку Отца и продолжил свой путь.

Когда патриарху исполнилось 99 лет, Бог явился ему и снова напомнил: «Ходи предо Мною и будь непорочен».

Учиться никогда не поздно. Никогда не поздно начать сначала. Тебе уже 99 лет? Нет? Тогда подними голову, возьмись за руку Господа и смело иди вперед.

В боли возродиться

«И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое» (Быт. 32:31).

Субботнее богослужение уже заканчивалось, когда в храм с воплем вбежал некий юноша. Что случилось? Молодые люди глушили рыбу динамитом, и в руках одного из них взорвалась динамитная шашка. Эти юноши ловили рыбу в то самое время, когда совершалось богослужение, когда все славили имя Господа в церкви. Река протекала метрах в ста от храма; там как раз находилась глубокая заводь. Они поджигали шнур и бросали динамитную шашку в воду буквально за несколько секунд до взрыва.

Я уже неоднократно разговаривал с пострадавшим юношей. В его поведении были два опасных момента: он глушил рыбу динамитом, забывая, что суббота — это день, который следует посвящать Богу как день хвалы и поклонения. Вера в его душе с каждым днем таяла, он не сближался с Иисусом, ничего не принимал всерьез и заигрывал с Богом.

Через несколько дней после проишествия я посетил этого юношу. Он сидел во дворе под деревом. В руке у него была трость, которой он монотонно, как бы от нечего делать, постукивал по земле.

Разговор наш был непродолжительным. Я просто помолился и сказал, что Иисус его очень любит. Он принадлежал к церкви, которую я тогда возглавлял. Мне хотелось видеть его воодушевленным и счастливым, несмотря на то, что с ним произошло. В следующую субботу я пришел в церковь пораньше. Юноша был в числе первых, кто появился вслед за мной. Он повредил руку, кисть которой все еще оставалась забинтованной. Я сердечно его приветствовал и увидел, что в его глазах стоят слезы.

— Почему, пастор? — спросил он. — Почему мне надо было повредить руку, чтобы понять, что я шутил с Богом?

— Ничего, парень, — был мой ответ. — Главное, что ты снова здесь, в доме Божьем.

Иакову тоже пришлось столкнуться с трудностями в своей жизни. Той ночью у реки Иавок он боролся столько, сколько мог, но потом все-таки сдался.

Библия не говорит, что Иаков боролся с человеком, но что Некто боролся с Иаковом. Это был Иисус, Который всегда стремится показать нам реальные стороны жизни. И очень жаль, что Иаков понял это только под давлением обстоятельств. В слезах, крича от боли, Иаков понял наконец, что не может убежать от Иисуса, и это стало началом нового этапа его жизни.

А на следующее утро «взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое» (Быт. 32:31). Возможно, он хромал до конца своей жизни, но какое это имело значение? Отныне он был с Иисусом. Неужели необходимо испытать все это, чтобы понять, что мы бежим от Христа?

Мы все нужны друг другу

«Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя» (Рим. 14:7).

Красный сигнал светофора остановил нас на углу бульвара Престеса Майи и улицы сенатора Кейроса в самом центре Сан-Паулу. Было очень жарко. Мой товарищ с нетерпением ждал, когда загорится зеленый свет. Сидевший на заднем сиденье его сын-подросток рассеянно смотрел в боковое стекло. И тут к нашей машине приблизился мальчик с пакетом яблок в руках.

— Купите. Яблоки очень дешевые, — умоляюще проговорил он.

Это был уличный парнишка из тех, что моют стекла машин на перекрестках, продают всякую мелочь или просто попрошайничают. Рано или поздно им надоедает просить, поэтому однажды они решаются «хватать и бежать», и так убегают всю жизнь.

Мой коллега, несмотря на жару, опустил стекло, достал деньги и купил пакет с яблоками.

— Неужели ты будешь это есть, да еще здесь, в машине? — высокомерно спросил его сын. — Ведь они же почти гнилые.

— Я купил их не для того, чтобы есть, — ответил отец. — Я купил их для того, чтобы этот мальчик смог пообедать.

Поступок отца можно назвать компромиссом. Мы все взаимосвязаны. Мы не изолированы друг от друга. В определенной мере мы отвечаем за тех, кто страдает, хотя и живем в мире, становящемся все более эгоистичным, в котором все против всех, в котором каждый стремится защититься и защитить только свое.

Зависимость есть закон жизни. Зависимость не в смысле отсутствия собственной инициативы и ожидания, что кто-то сделает все за нас, но зависимость в смысле понимания, что наши дела, достижения и победы есть плод не только наших усилий. К ним также имеют отношение и другие люди. Для того чтобы вырос урожай, поля должен оросить дождь, который представляет собой одно из звеньев круговорота воды в природе.

Никто из нас не живет на необитаемом острове. Мы нужны всем и друг другу. Возможно, одни нужны больше, чем другие; но если жизнь сделала нас сильными и дала определенные привилегии, то неплохо спросить себя: «Что я могу сделать для ближнего своего?»

Способен ли я подняться над своими интересами и удобствами, чтобы увидеть брата своего? Считаю ли я, что неудачи, голод, лишения, болезни и смерть — это исключительная участь других? Способен ли я протянуть другому руку, пока еще могу это сделать. Способен ли я доброжелательно относиться к людям? Дай Бог, чтобы я сумел это делать, ибо в один прекрасный день беда может постучаться и в мою дверь.

Он всегда с нами

«Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2).

Неожиданно все мечты Лауры рухнули. Жених, которого она так любила, оставил ей короткую записку: «Я должен сказать откровенно: ты мне не нравишься. Прости». Через месяц в автокатастрофе погиб ее отец.

Это было слишком много сразу для одного человека. Она почти не спала, спрашивая Бога: «За что, Господи? За что?» Как следствие всего этого, результаты ее работы настолько ухудшились, что вскоре ее уволили. В то время я с ней и познакомился.

Лаура, сама того не сознавая, взяла на себя роль судьи и вынесла приговор: «Я всегда была истинной христианкой, не делала ничего плохого, и по возможности помогала ближним своим. Бог несправедлив ко мне. Я не заслужила таких страданий».

Действительно ли Бог несправедлив? Или может быть, мы сами иногда несправедливы, требуя от Него исполнения обещаний, которых Он никогда не давал? В Пс. 45:2 мы находим прекрасные слова: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах». Обрати внимание на то, что нам Бог обещает и чего не обещает.

Бог никогда не обещал Своим детям, что у них не будет трудностей, бед и испытаний. Он обещает, что в трудностях и борьбе, в бедах и испытаниях, те, кто в Него верит, никогда не останутся одни. «Хорошенькое утешение, — скажешь ты. — Чем мне это поможет?»

Страдают и плохие, и хорошие. Страдают проклинающие Его и верящие в Него. Но страдания первых подобны ране, которая гниет и в конце концов приводит к смерти. Страдания же верующих в Бога подобны очищенной ране, которая болит, кровоточит, но заживает, и от которой со временем остается только шрам, да и то не всегда.

Когда моему старшему сыну было два года, ему делали операцию. Медсестра собиралась сделать обезболивающий укол. Малыш, глядя с опаской на шприц, начал было хныкать, но медсестра сказала ему:

— Не плачь, тебе не будет больно.

Ребенок посмотрел на меня, словно спрашивая: «Мне действительно не будет больно?» Взяв его за руку, я спокойно ответил:

— Да, сынок, тебе будет больно, но вот тебе моя рука. Если будет очень больно, сожми ее сильнее. Если будет не очень больно, то не очень и сжимай. И помни: я с тобой.

Как часто, глядя на Господа, мы спрашиваем: «Будет больно?» И Он, как любящий Отец, утешает нас: «Да, тебе будет больно, сын Мой. В мире бед и слез тебе часто будет больно. Но вот тебе Моя рука. Ты никогда не останешься один. Я буду с тобой».

Не всегда можно доверять чувствам

«И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел, и объявил отцу своему и матери своей, и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену» (Суд. 14:1, 2).

Однажды я разговаривал с юношей, который, по мнению близких, был готов принять решение, которое могло принести ему в будущем много проблем.

— Пастор, — сказал он мне. — Этого я хочу, это мне нравится. И вообще, я считаю, что имею право на ошибку.

«Я видел в Фимнафе женщину», — сказал Самсон. Герой моей истории словно договорился с Самсоном отвечать одинаково.

Вероятнее всего, родители Самсона сделали все возможное, чтобы разъяснить ему, что он совершает очень большую ошибку. Они говорили с ним настойчиво, с любовью, пытались его убедить. «Разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем?» — спрашивали они (ст. 3). Но Самсон настаивал на своем: «Я видел» и «она мне понравилась».

Можно ли доверять своим чувствам? К сожалению, пока мы живем под влиянием падшей природы, в которой родились, наши чувства нередко нас предают. Они могут стать надежным проводником для нас только в том случае, если будут освящены через наше постоянное общение с Иисусом Христом.

«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» — говорит пророк Иеремия (Иер. 17:9). Как может человек, который не живет в ежедневном общении со Христом, полагать, что его чувства надежны и заслуживают доверия?

Результаты решения, принятого на основе своих чувств, вопреки воле Господа, оказались ужасными для Самсона. В конце жизни ему выкололи глаза, которые определили тогда его решения. Ослепший, он закончил свои дни, выполняя работу осла, вращая мельничные жернова.

Юноша же, родившийся для прекрасной жизни, бывший надеждой всего селения, пришедший в этот мир, чтобы навсегда занять место среди победителей, печально закончил свою жизнь. Время, неумолимый судья, вынесло свой приговор: виновен и наказан.

Бог да поможет сегодня быть зависимыми от Него, просить у Него совета и принимать решения с Его участием. Он — наша единственная гарантия победы. Без Него мы не в состоянии ничего сделать.

Надежнее горы

«Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей» (Пс. 45:3).

По прибытии в южно–африканский город Йоханнесбург мой попутчик заметил:

— Ты прибыл в город веры.

— Почему? — почти непроизвольно спросил я.

— Видишь ту гору? — указал он пальцем. — В следующем месяце она передвинется вон туда. Вера здешних людей настолько велика, что она двигает горы!

Затем он со смехом пояснил, что это горы песка, извлеченного из рудников; в песке все еще встречается золото, и люди передвигают эти горы с места на место, стремясь добыть из него как можно больше драгоценного металла.

Как видишь, «горы» Йоханнесбурга «передвигаются». Однако обычно горы являются символом вечности, постоянства и надежности.

Взять, например, горы моей страны, Перу. Империя инков обосновалась на вершинах Мачу-Пикчу. Это сделало их почти непобедимыми. С высоты гор инки обозревали мир, завоевывали новые территории, покоряли своих врагов. Горы давали им силу и уверенность. Сегодня, через столетия, знаменитые крепости, почти не тронутые временем, привлекают к себе тысячи туристов.

Но в псалме 45 поэт двигает горы в сердце морей. В 4-м стихе он пишет, что горы трясутся. Может ли гора трястись? Если гора — символ надежности — трясется, что же происходит со всем остальным?

Бог тем самым хочет сказать, что даже то, что считается непоколебимым, может сдвинуться с места. К примеру, даже самые надежные друзья могут предать.

Ты считаешь, что твоя юность будет длиться вечно? Не обольщайся, иногда и гора может дрогнуть. Думаешь, что сейчас, когда ты получил образование и устроился на работу, никто тебя не потревожит? Посмотри на гору, даже она однажды может упасть в воду! Думаешь, у тебя железное здоровье? Что твои богатства нескончаемы? Полагаешь, что любовь тех, кто тебя окружает, никогда не охладеет? Дай Бог, чтобы так было! Только помни, что все может измениться.

Но в одном можешь быть уверен: пусть дрогнут горы и все нас оставят, Бог нам не изменит и пребудет с нами рядом, хотя мы и обращаем к Нему свой взор, когда в жизни ни на кого больше не остается надежды.

Бог всегда рядом; ожидает нас с руками, распростертыми на кресте. Знаешь, почему? Потому что для Него ты — самое дорогое, что есть в мире. «Восшумели народы; двинулись царства, — говорит поэт,- но Господь сил с нами, Бог Иакова — заступник наш» (ст. 7, 11).

Что действительно ценно

«И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих; то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2 Пар. 7:14).

Соломон завершал строительство храма. Дом Господа был прекрасен, с точки зрения внешних форм, что приносило радость и чувство удовлетворения тем, кто так или иначе участвовал в его возведении.

Однажды ночью Господь явился Соломону и сказал ему, что наиболее важно не внешнее убранство храма, а то, что содержится внутри него.

Сегодняшний стих уже не раз использовался для того, чтобы указать на то, что если Церковь не обратится «от худых путей своих» (2 Пар. 7:14), то Бог никогда не благословит ее. Действительно, в этом состоит суть приведенного текста, однако он не просто определяет цель, но еще и указывает пути ее достижения.

Каким образом Бог желает привести к праведности Церковь, которую Он простил и очистил?

1) Смириться. Признать свою несостоятельность и слабость. Такое признание направит Церковь естественным образом на поиски высшей силы. Бог не может ничего сделать для тех, кто не испытывает в Нем необходимости и не ищет Его.

2) Молиться. Это один из способов общения со Христом. Суть молитвы не в том, чтобы информировать Бога о своих действиях, но в том, чтобы укреплять в себе чувство зависимости от Него. Молитва представляет собой нечто гораздо более значительное, чем просто повторение привычных фраз, стоя на коленях. Молиться — означает жить в постоянном общении со Христом, сосредоточивать на Нем свои мысли и чувства.

3) Взыскивать лика Божьего. Как узреть Бога? Посредством чтения Библии и размышлений. Каждый христианин должен не менее часа в день размышлять об Иисусе. Чтобы лучше постичь Библию, необходимо мысленно переноситься на место событий и применять каждый совет Божий в различных обстоятельствах собственной жизни.

Последовательное прохождение трех этих этапов влечет за собой и результат — «обращение от худых путей».

Наибольшую радость Богу доставляет не красота храма, а то, с каким мотивом ищут Его люди. Посещение храма должно быть актом благодарности, хвалы и признательности. Мы должны идти в храм, ибо нуждаемся в Господе, признаем нашу от Него зависимость, хотим восхвалить Его и сказать, что Он для нас — все.

И конечным результатом будет счастливая, чистая Церковь, число членов которой будет с каждым днем увеличиваться.

Обратная сторона греха

«Если же не сделаете так, то согрешите пред Господом, и испытаете наказание за грех ваш, которое постигнет вас» (Чис. 32:23).

Несколько лет назад я беседовал с женщиной, болезнь которой оказалась загадкой для медицины. Она лечилась у лучших специалистов, однако никто из них не мог установить причину разбившего ее паралича. Тело ее от шеи и до пальцев ног было практически безжизненно, хотя для этого не было никаких физиологических причин.

Я знал эту женщину, когда она была здорова и полна жизни. Что же стало причиной того, что всего за несколько месяцев она оказалась в столь плачевном состоянии? Пока я с ней беседовал, Господь помог мне определить причину ее болезни. Эта женщина привела многих людей в Церковь, была неутомимой труженицей, но однажды она оставила Бога и совершила грех, изменив своем мужу.

— Пастор, мне нет прощения, — говорила она рыдая. — Я знала истину, я привела много людей ко Христу, я грешила сознательно, поэтому не заслуживаю прощения.

Чувство вины этой женщины было невероятно велико. Она полагала, что заслуживает смерти за свой грех. Этим она несознательно привела свою плоть в состояние, близкое к смерти.

Взяв ее безжизненные руки в свои и глядя ей в глаза, я спросил:

— Вы не верите в прощение, которое Господь послал стольким людям?

— Может быть, Господь меня и простит, — ответила она. — Но я сама себя не прощаю и никогда не прощу.

Возможно, это и есть самое трагичное в грехе, дорогой друг. Дело не в том, что Господь не может нас простить, а в том, что мы не хотим принять Его прощение.

«И испытаете наказание за грех ваш, которое постигнет вас», — говорит сегодняшний стих. Хотя нам нередко приходится страдать за нарушения нами законов природы, самое страшное и разрушительное, что несет в себе грех, это комплекс вины, который постепенно убивает желание жить и снова восстанавливать общение со Христом. Грех несет с собой страшное ощущение потерянности и безысходности, медленное разрушение жизненных ценностей, достоинства и самоуважения.

Принимаясь сегодня за дела, протянем руку Иисусу, чтобы Он вел нас путем истины. Как это сделать? Надо постоянно помнить о Христе и связывать с Его именем все свои действия. А возношение Ему благодарения будет в сердце постоянным источником вдохновения в течение всего дня. Стоит запомнить и в течение дня постоянно повторять сегодняшний памятный стих. Научиться быть в постоянном общении со Христом, возможно, самая трудная задача для христианина, но именно в этом и заключается суть христианства.

Я желаю вам прожить прекрасный день во славу Иисуса.

Господь никогда нас не обманывает

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

Много лет назад я мечтал организовать лагерь для тысяч молодых людей, но наталкивался на огромное множество трудностей. Как найти место для размещения такого количества людей, где была бы вода, необходимые санитарные условия и еда для всех?

Однажды в воскресенье я собрал группу специалистов различных направлений из числа единомышленников. Мы придумали лозунг: «Узнай Его, люби Его и служи Ему», но мы все еще не знали, как воплотить нашу мечту в реальность.

В составе группы сотрудников был музыкант Коста Жуниор. Мы попросили его написать официальный гимн лагеря.

Вечером, когда Коста Жуниор возвращался в Сан-Паулу на рейсовом автобусе, Бог послал ему текст и музыку гимна «Узнать Иисуса — это все». Самым необъяснимым образом музыка пропадала девять раз. После многих молитв и труда гимн, наконец, был восстановлен, и его исполнили десять тысяч молодых людей в Итабуне, тридцать тысяч человек на стадионе в Ибирапуэра, в Сан-Паулу, а также и многие тысячи людей не только в Бразилии, но и во всем мире.

Если бы Коста Жуниор отказался писать и переписывать гимн, если бы он перестал молиться и просить Господа напомнить ему слова и музыку, возможно, у Церкви сегодня не было бы гимна, который вдохновил стольких людей.

Нам следует мечтать. Люди должны мечтать. Тому, кто не способен мечтать, незачем жить. В то же время никто не имеет права мечтать, если он не готов платить цену за свою мечту; ибо любая мечта имеет свою, нередко очень высокую, цену. Она может нам стоить жизни. Можно убить мечтателя, но невозможно убить мечту.

«Просите, и дано будет вам», — говорит Господь Иисус. Можем ли мы, перефразируя этот стих, сказать: «Мечтайте и просите; ищите, стучите и трудитесь для вашей мечты, и она станет реальностью?»

Итабуна, Бразилиа, Ибирапуэра, Мараканазиньо, — это названия мест, где люди собирались, чтобы услышать Слово Божье, и где был исполнен гимн «Узнать Иисуса — это все». Но очень немногие знают, что все это есть великолепный итог действий Духа Божьего, собравшего группу мечтателей.

Выходи в сегодняшний день с верой. Проси, стучи, ищи, взывай к Богу и трудись над своей мечтой. Пройдет время и мечта станет прекрасной реальностью.

Для тебя есть лучшее место

«Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя; за нечистоту она будет разорена, и притом жестоким разорением» (Мих. 2:10).

Пророк Михей жил в критическую для Божьего народа эпоху, когда Ассирия была господствующей мировой державой. Ахаз, царь Иудеи, практиковал различные формы идолопоклонства и даже «проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицом сынов Израилевых» (2 Пар. 28:3).

В этой обстановке идолопоклонства и морального падения Бог возвысил Михея, чтобы он предупредил Его народ о его заблуждениях и возвестил об освобождении Израиля, о славе и радости грядущего Царства. Поэтому в Книге пророка Михея мы встречаем предупреждения и обещания, наказание и милость.

В сегодняшнем стихе Господь дает нам прекрасный совет: «Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя».

Мы были созданы не для этого мира страданий, слез и смерти. Этот мир «нечист». Это не наш дом; мы — странники, идущие в лучшую землю. 155 лет назад группа искренних христиан ожидала пришествия Христа; люди были уверены, что наступает Царство Божье. 22 октября 1844 года останется в истории днем разочарования. Однако в действительности в тот год случилось нечто большее, чем просто появление группы христиан, огорченных тем, что Иисус не пришел.

Несбывшиеся ожидания заставили этих людей более внимательно изучить Священное Писание. Трепетно вчитываясь в Книгу пророка Даниила, они раскрыли истинное значение слов «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (см. Дан. 8:14).

В 1844 году на небесах произошло нечто необыкновенное. Иисус, наш Первосвященник, перешел из Святого в другое отделение небесного святилища — Святое святых, и, согласно Священному Писанию, начался суд Его (см. Откр. 14:6-12).

В тот же год начались активные предсказания этого суда. И исполнилось пророчество: появилось движение, давшее новый импульс вечному благовествованию, — возвещался грядущий суд Христов, вечность Закона Божьего, час суда и неминуемость пришествия Христа на землю. Так родилась Церковь адвентистов седьмого дня.

Ее миссия — возвестить сказанное в Книге Откровение (см. 14:6-12). Появление этой Церкви было пророчески предсказано. Эта Церковь возникла, чтобы сказать: «Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя; для тебя есть лучшее место».

Что это за обет?

«Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22:33).

Петр дал обещание Господу, как обычно обещают люди. Сколько раз ты давал обеты Богу и не исполнял их?

Значит, мы не должны ничего обещать Богу? «Многие спрашивают: КАК предоставить Богу управлять моей жизнью? Вы желаете это сделать, но не имеете в себе нравственной силы, порабощены сомнениями и находитесь во власти греховных привычек. Ваши обещания и решения рушатся, как карточный домик. Вы не можете управлять своими мыслями, побуждениями, увлечениями. Невыполнимые обещания и обязательства заставляют вас усомниться в собственной искренности. Вам кажется, что Бог не может вас принять, но не стоит отчаиваться. Нужно понять, что такое настоящая сила воли. В природе человека это управляющая сила, которая проявляет себя при принятии решений. Все зависит от правильного действия воли. Бог дал человеку способность делать выбор. И этой способностью надо пользоваться. Если вы в силах отдать Ему свою волю, то Он будет совершать в вас „и хотение, и действие по Своему благоволению“. Тогда вы будете полностью находиться под руководством Духа Христова, ваши помыслы придут в согласие с Ним».

Что значит предать свою волю Господу? Текст далее гласит: «Ваша жизнь может полностью измениться, если вы направите ее в правильное русло. Покоряясь Христу, вы заручаетесь поддержкой и помощью самого могущественного Существа во Вселенной. Постоянно подчиняя себя Богу, вы получите безграничный источник силы и будете жить новой жизнью, жизнью преизобилующей верой» (Е. Уайт. «Путь ко Христу», с. 47, 48).

Каждый день, выходя из дома, ты должен говорить: «Господи, пребудь сегодня со мной Святым Духом Твоим. Предаю Тебе свою греховную сущность. Пожалуйста, освяти ее». А когда появится искушение, воззови снова к Господу. Что бы ты ни чувствовал, не отдаляйся от Него, пусть Он живет в твоем сердце. Его присутствие освятит твою слабую человеческую натуру и благодаря чудесной силе Иисуса ты станешь непобедимым. Пусть сегодняшний день принесет тебе победу.

Путь добрый

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: „не пойдем“» (Иер. 6:16).

Этот стих иногда используют в качестве аргумента поборники старины, считающие, что мы должны одеваться, жить и действовать так же, как в далеком прошлом. Однако, судя по контексту, смысл его в другом. «Расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему», — таков Божественный совет. Что это за пути древние? Каков этот путь добрый? Находясь на земле, Иисус лично дал ответ: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

Иисус есть путь. Забывая Иисуса, люди забывают моральные устои. Забывая Иисуса, они примиряются с моралью нынешнего века. Забывая путь, они превращаются в ничтожества.

Забыть пути древние — значит не просто забыть принципы и нормы морали. Забыть пути древние — значит потерять из виду путь, а этот путь есть Иисус.

В сегодняшнем стихе пророк Иеремия говорит, что, возвратясь на пути древние, народ обретет покой. Ты помнишь, что однажды Иисус тоже сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя… и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28, 29)?

Куда приглашает Иисус? Хочет ли Иисус, чтобы Его дети вернулись к старым привычкам? Или же Он зовет вернуться к Нему? Иисус пришел в этот мир, чтобы дать смысл религии, которая морально безупречна, но которая порой исповедуется лишь поверхностно. Сыны Израиля в те времена потеряли гораздо большее, чем просто моральные устои, — они потеряли путь. Пытаясь отыскать пути древние, они запутались в обилии мелочей и растранжирили все ценное, что имели. А Иисус пришел, чтобы сказать Своему народу: «Эти мелочи не есть путь; путь есть Я. Если народ Мой живет в единении со Мной, то будет естественно жить достойно на основе вечных принципов закона, выражающего Мой характер».

Пророк Иеремия указывает: «Но они сказали: „не пойдем“». Иисус тоже перед смертью сказал: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37).

«Не пойдем», «Не захотели». Людям указывался Путь, который давал покой душам, но никто не захотел идти по нему.

Как ты собираешься прожить сегодняшний день? Иди по доброму пути, только не забывай, что добрый путь — это Иисус, а не просто моральный кодекс.

Города-убежища

«Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду» (Евр. 6:18).

— Как узнать, что Господь меня действительно простил? — с отчаянием спрашивала меня женщина. Она несла на себе тяжесть вины за что-то такое, что мешало ей быть счастливой.

— Сеньора, — ответил я. — Господь говорит в Своем Слове, что если ваша вера крепка, если вы верите, что Иисус умер за ваши грехи, то ваше прошлое полностью исчезнет, и вы возродитесь к новой жизни.

Сегодняшний стих говорит о «двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать». Какие это непреложные вещи? В тексте говорится о Его Слове и о Его клятве, которую Он обещал исполнить. Естественно, Богу нет необходимости давать клятву кому бы то ни было. Бог есть Бог, и Слово Его заслуживает доверия, однако идет второе тысячелетие, и он предваряет человеческие страхи, зная, что человеческое сознание — судья неумолимый и палач безжалостный. И поэтому Бог клянется исполнить Свое Слово.

Обетование, над которым он клялся, относится к городам-убежищам в Ветхом Завете, в которых грешники могли укрыться от преследователей.

Во времена Израиля существовало шесть таких городов, а находились они на вершинах холмов, их можно было отыскать без труда. В эти города вели широкие и удобные дороги. На всем их протяжении стояли указатели с надписью на древнееврейском «миклат», что означает «убежище». Буквы должны были быть большими и яркими, чтобы беглец без труда мог прочитать надпись.

В такие города бежали те, кого обвиняли в каком-либо преступлении. В них они прятались. Однако безопасность им гарантировалась только пока они находились в этих городах.

Христос есть город-убежище для христиан. На Голгофе была начертана одна предельно ясная фраза на древнееврейском, греческом и латинском языках, чтобы мы, грешники всех времен, могли читать ее на бегу: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19). Там, на кресте, Он умер с распростертыми объятиями, призывая людей: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Христос не только говорил. Он клятвенно обещал всем прощение. Поэтому никому не стоит изводить себя из-за своей вины.

Праздные слова?

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).

Что говорят те, кто хочет с каждым днем все больше походить на Христа? Какие слова слетают с их уст? О чем говорят они, когда собираются?

Сегодняшний стих в этом контексте весьма интересен. В предыдущих стихах Иисус указывал, что сердце подобно сокровищу, в котором спрятано и хорошее, и плохое, и что слово есть средство, с помощью которого извлекается то, что хранится в сердце. «Ибо от избытка сердца говорят уста», — отмечает Учитель (ст. 34), подчеркивая, что в день суда люди дадут ответ за каждое праздное слово.

Есть три возможные формы восприятия этого текста. Во-первых, испугавшись последствий в день суда, человек с данного момента будет стараться не произносить праздных слов.

Во-вторых, рассудив, что поскольку те, у кого сердце доброе, говорят добрые вещи, решить, начиная с этого момента, говорить только хорошее.

В-третьих, обратиться к Иисусу и сказать Ему: «Господи, я говорил праздные слова, а значит, сердце мое плохое и полно нехороших помыслов. Пожалуйста, пребудь во мне и очисти мои чувства и помыслы, освящай каждодневно мое сердце присутствием Твоего Духа Святого».

И если с этого момента человек начнет жить в единении со Христом, помыслы Христа станут и его помыслами, а слова, исходящие из его уст, будут, естественно, словами добрыми.

Мы постоянно ориентируемся в жизни на идеалы христианской жизни. Однако крайне редко стремимся на практике воплощать эти идеалы в жизнь.

В сегодняшнем стихе Иисус хочет сказать нам: «Позволь мне решить проблему твоего сердца, оздоровить помыслы, и тогда слова твои будут отражать чистоту твоих чувств, освященных Моим присутствием».

Бог хочет, чтобы Его дети походили на Него, в том числе и своей речью.

Нужно решиться

«Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12:42, 43).

Одно из наиболее серьезных препятствий на пути людей, которые следуют за Иисусом, — это предрассудок, обусловленный иногда их «статусом», а иногда социальным, религиозным или финансовым давлением.

В главе 12 Евангелия от Иоанна описаны три типа отношения людей к Иисусу. Во-первых, это честные, открытые греки, которые последовали за Иисусом, хотя и знали, что это чревато для них проблемами в будущем, ибо исповедовать новые принципы в рамках греческой культуры, дело отнюдь не простое (см. ст. 20-26).

Второй тип отношения описан в стихе 37, где говорится: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». Человек, который не хочет видеть, — безнадежно слеп. Мы живем в агностическом мире, полном неверия и недоверия. Мы хотим все подвергнуть научному анализу и готовы верить во что угодно, лишь бы не верить в Бога.

Подчас какой-нибудь незнакомец укажет нам путь, и мы идем по нему, ведомые бессознательной верой в то, что этот человек говорит правду. Но когда встречаем какое-либо библейское выражение, то останавливаемся, задумываемся и начинаем сомневаться.

Бог дал нам право на сомнение. Мы свободны принять или отвергнуть, верить или не верить. Мы видим, как сияет солнце, но не верим в Бога, его создавшего, потому что Бога никогда не видели; в то же время видим часы и верим, что существует создавший их мастер, хотя никогда не видели его.

Такие люди существовали и в эпоху Христа: «Видели чудеса, но не веровали в Него».

Последний тип отношений охарактеризован в сегодняшнем стихе. Это поведение трусливых людей. Они признают правду в своем сердце. В них нет и тени сомнения, но они боятся людей, боятся мнения окружающих, боятся того, «что о них скажут». Они живут в строгих социальных, профессиональных или религиозных рамках, и любят больше славу человеческую, нежели славу Божью.

Я часто встречал таких людей, которые со слезами на глазах говорили мне: «Пастор, я знаю, что вы указываете правильный путь, но не в силах порвать с традицией и с многими другими обстоятельствами, которые привязывают меня к этой жизни. Смилостивится ли Господь надо мной?»

Господь смилостивится и будет продолжать стучать в твое сердце, но не для того, чтобы принять решение за тебя, ибо Он сотворил тебя свободным человеком, способным принимать решения.

Сегодняшний день может оказаться для тебя великим днем принятия решения. Возможно, сейчас настала минута, которой не хватало в твоей жизни. Скажи Иисусу «да» и иди преображенным исполнять твои сегодняшние дела!

Зачем ходить в храм?

«Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14).

После своего исцеления, больной, разбитый параличом, огляделся вокруг, чтобы поблагодарить Того, Кто сотворил это чудо, но Иисуса уже не было, «ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте» (Ин. 5:13). Это свойственный Иисусу стиль поведения. Миссия Сына Божьего заключалась в том, чтобы привлечь сердца людей к Его Отцу. Он делал все необходимое и исчезал, не ожидая ни благодарности, ни похвалы, ни почестей. Ибо Он знал, что мы, смертные, любим творить себе идолов. Мы забываем о Спасителе и превозносим орудие труда — человека. Иисус же дал всем нам урок.

Сегодняшний стих гласит, что «потом Иисус встретил его в храме». Здесь заложена очень глубокая мысль, которую мы должны понять. Больной пошел в храм не для того, чтобы излечиться. Его уже исцелил Иисус. Церковь не наделена правом спасать. Неправильно ходить в церковь, полагая, что в этом и заключено средство спасения. Больной направился в церковь, чтобы возблагодарить Господа за дарованное ему исцеление. Там он встретился с Господом, и там смог сказать Ему: «Благодарю Тебя, Господи. Восхваляю имя Твое за мое исцеление».

Прошу тебя, никогда не говори, что ты был спасен Господом, если ты не посещаешь храм. Не говори, что Господь спасал тебя, если в праздничные дни ты остаешься дома. Храм является тем местом, где искупившие грехи встречаются с Иисусом, чтобы прославлять Его имя и благодарить Его за благословение.

Поэтому прихожане и восхваляют Господа песнопениями. Отсутствие песнопений в церкви свидетельствует лишь о том, что ее прихожане не обладают опытом спасения.

Сатана нашептывает людям, что нет нужды посещать храм, поскольку в нем можно встретить тех, чья жизнь является худшим примером следования Евангелию. Но в строгом библейском смысле причина, побуждающая нас отправляться в храм, должна заключаться не в том, что мы хотим встретиться там с друзьями, которых не видели в течение недели. Причиной должно быть желание восхвалять Господа, и это восхваление способно объединить сердца и стереть различия между людьми. Церковь, объединенная восхвалением и благодарностью, должна также быть церковью, единой в деле просвещения всех живущих светом Евангелия. Господь уже спасал тебя? Так иди же в храм и восхваляй имя Его.