Апрель

Наш ближний

«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (Лк. 10:30).

Притча о добром самаритянине — это ответ Иисуса законнику, спросившему Его: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29).

«Некоторый человек…» Библия не уточняет, кто он. В Библии не говорится ни о его расе, ни о социальном статусе, ни о языке, ни о национальности. «Некоторый человек», и ничего больше. Нам не нужно знать ничего больше о том человеке, который испытывает нужду. Иисус скрыл отличительные черты личности этого человека, и сделал это по причине, которую нам необходимо понять.

Между Иерусалимом и Иерихоном пролегало несколько километров опасной, окруженной горами, и совершенно пустынной дороги. Дорога эта была излюбленным местом воров и бандитов, которые под покровом темноты могли легко нападать на путешественников. История и рассказывает об одной из жертв разбойников.

Библия повествует, что грабители раздели этого человека. Он был наг. Никто не мог опознать его по одежде: была ли та одежда дорогая или дешевая, и из какой страны он пришел. Исчезли также кольца и драгоценности (в те времена мужчины тоже носили драгоценности). Так что никто не мог сказать, были ли украшения, надетые на том человеке, настоящими или поддельными, дабы судить о его финансовых возможностях. Чтобы довершить описание незнакомца, добавим, что он потерял рассудок, не мог говорить; так что по речи его не удавалось определить принадлежность к какой-либо национальности.

Иисус старается научить нас правильно относиться к страдающим. Мы никогда не должны сначала выяснять, кто есть страждущий, прежде чем помочь ему. Неважно, является ли страждущий богатым или бедным, чернокожим или белым, образованным или нет, добрым или злым, палестинцем или иракцем. Мы не можем встать на сторону бедных против богатых, или добрых против злых. «Некоторый человек…» — он и есть наш ближний.

Среди бедных есть страдающие от голода и холода. Но страдающие есть и среди богатых. Есть и богатые, страдающие от тоски, одиночества и внутренних проблем. И завет Иисуса состоит в призыве помогать всем, кто страдает. Всем, кто страдает внешне и внутренне. Не смотри ни на социальное положение, ни на цвет кожи, ни на национальность страдающего. Просто ищи страдальцев. Среди них и находится твой ближний.

Сегодня постарайся найти кого-нибудь, кто страдает, и яви ему любовь Господа.

Суть христианства

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).

Любовь составляет сущность жизни христианина. В конечном счете христианство является не чем иным, как чудесной взаимосвязью любви Господа и человека.

Сегодняшний стих гласит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое». Смирение присутствует здесь как результат любви.

Во второй части текста Иоанн Богослов пытается показать нам, как любовь к Господу приведет нас к послушанию. «И Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

Однажды апостол Павел сказал: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19). Здесь Иисус старается объяснить нам, в чем состоит чудесная сущность христианства. Однажды мы находим нашего Спасителя, ощущаем Его любовь, начинаем любить Его, открываем Ему сердце, Он приходит, и через Святого Духа сотворяет в нас Свою обитель. И тогда Христос начинает жить в нас, Он освящает нашу волю и ведет нас от победы к победе.

«Святой Дух пытается обитать в каждой душе. Если человек встречает его как почетного гостя, он будет наполнен Господом. Начатое доброе дело будет закончено. Освященные мысли, чистые помыслы и добрые дела вытеснят грязные чувства, коварные мысли и противоречивые поступки» (Е. Уайт. «Советы по здоровью», с. 563).

Поэтому просите в первую очередь у Господа сердце, способное любить. Если человек отдал Христу все свое сердце, если он любит Его так, как когда-то сказал Симон Петр: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни», то он обязательно скажет: «Господи, хочу видеть Тебя счастливым. Я хочу одеваться, вести себя и питаться так, чтобы всегда видеть на Твоих устах улыбку радости и удовлетворения».

Когда есть любовь, жизнь имеет смысл. Дорога может быть усеяна шипами, но глаза видят цветы.

Лишите христианство любви, и оно станет сводом безжизненных правил и запретов.

А твое христианство, какое оно?

У Христа есть выход

«…то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию» (Ин. 4:3, 4).

У иудеев была масса обычаев и условностей. Когда иудея клеймили, никто не мог освободить несчастного от этого пожизненного проклятия.

В сегодняшнем стихе перед нами предстает Иисус, идущий из Иудеи в Галилею. Иудея находилась на юге, а Галилея — на севере. Как раз посредине располагалась Самария — поселение, проклятое иудеями. Даже ученики Иисуса некогда стряхивали здесь пыль со своих сандалий, а Иоанн просил, чтобы с неба пало пламя, которое поглотило бы непокорных самаритян. Жители Самарии вызывали такую неприязнь, что израильтяне, для того чтобы попасть из Иудеи в Галилею, пересекали реку Иордан и шли пустыней, лишь бы не ступать ногой на землю, которая, по их мнению, «не имела спасения».

Но для Христа все по-другому. Для Него нет безвыходных положений. Он считает, что никто не ушел так далеко, чтобы не смог вернуться. Никто не упрям настолько, чтобы не открыть однажды свое сердце. Иисусу не было нужды отклоняться от пути, чтобы встретиться с кем-то недостойным. Иисусу все люди нужны, и все они, в свою очередь, нуждаются в Нем. Он пришел, чтобы найти и спасти сбившихся с пути. Он пришел, чтобы искать неразрешимые вопросы, обманутые жизни и людей, потерявших надежду на спасение.

Разве Иисус не спас прокаженного, обреченного на мучительную смерть? Разве Иисус не воскресил Лазаря, тело которого уже начало разлагаться? Разве не Иисус спас паралитика, тридцать восемь лет влачившего жалкое существование на земле?

Если ты гомосексуалист, ты, наверное, думаешь про себя: «Для меня нет спасения». Если бы я разговаривал с нищим, убийцей или насильником, наверное, я бы спросил себя: «Может быть, Бог может что-нибудь сделать для этого человека?» Ты и я, возможно, перешли бы реку Иордан и отправились бы через пустыню, дабы миновать Самарию, пристанище проклятого народа, но у Иисуса есть выход из безнадежных ситуаций. Если сейчас ты находишься в такой тяжелой ситуации, восхвали имя Господа, потому что Иисус пришел ради тебя. Он любит тебя. Он должен был прийти в этот город, чтобы встретиться с тобой. Не все потеряно. Для человека, возможно, все и может быть потеряно. Но только не для Господа! Ты согласен?

Господь надеется

«И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2).

Пророк Иона — один из наиболее нетипичных пророков Библии. Если другие пророки идут туда, куда им велит Бог, Иона, напротив, убегает. Пророки обычно обращаются к жестокосердным людям, не желающим его слушать; Ионе же стоит лишь разомкнуть уста, как люди тотчас раскаиваются.

Если другие пророки живут в печали, поскольку люди, не принимая их вести, обрекают себя на смерть, Иона же пребывает в грусти из-за того что люди раскаялись и изменили свою жизнь.

Иона идет в Ниневию после длительного внутреннего сопротивления и выполняет, наконец, свою миссию. Предсказание Ионы было таково: «Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена». Где же сам призыв? Почему отсутствуют небесные справедливость и сострадание? Разве не должен истинный пророк предрекать, при всех трагедиях, и надежду?

Однако, несмотря на бесстрастность и строгость пророчества Ионы, народ раскаивается. Результаты этого поразительны. Весь город решается признать Господа и изменить жизнь. Иона не может вынести подобного евангельского успеха.

Книга пророка Ионы — это книга постоянных конфликтов. И конфликты эти происходят не между пророком и ниневитянами, как многие могут подумать, а между Ионой и Богом. Между Богом, Который хочет, чтобы ниневитяне раскаялись и были спасены, и Ионой, который желает, чтобы этот народ погиб, сожженный огнем.

С точки зрения Ионы, народ, подобный ниневитянам, заслуживал только смерти. Иона скрылся в Фарсис не потому, что боялся неверности Ниневии, а потому, что опасался, что его предсказание сбудется, ниневитяне раскаются и Бог простит их. Нет, ниневитяне не заслуживали прощения. Они должны были умереть, поскольку, с точки зрения Ионы, грешник не заслуживал ни сострадания, ни терпимости, а только смерти!

Возблагодарим Господа за то, что на страшном суде нас будет судить не человек. Господь не пропустит ни одного греха, даже самого малого. Господь не закроет глаза ни на один наш недостаток, даже самый незначительный. Но сегодня Господь готов сделать все возможное, чтобы побудить грешника на раскаяние и спасти его.

Господь Ионы продолжает обращаться к Своим детям. Он продолжает считать, что нет неразрешимых проблем; Он продолжает верить и надеяться. Давайте же откликнемся, пока еще есть время.

Тайна власти

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18).

Советуют относиться к молитве как к постоянному общению с Господом. Жизнь христианина должна быть жизнью постоянной близости с Господом, а близости без общения не существует. Это не означает, что необходимо говорить без устали. Можно идти рядом с человеком, который нравится тебе, и молчать. Есть моменты, когда люди молчат, но находятся в единении и близости. Да ты и не смог бы сделать что-либо, что ранило бы твоего дорогого друга, находящегося рядом с тобой.

Мы, христиане, должны научиться молиться в любое время, обращая свои прошения к Святому Духу, по совету апостола Павла. Мы должны научиться жить в постоянном духе молитвы. Для этого необходимо каждый день находить время, чтобы, преклонив колени, побыть наедине со Христом, — это поможет нам поддержать дух молитвы во время любой нашей деятельности.

Надо молиться больше. В одной семье, где сын, совершив тяжкое преступление, оказался в тюрьме, мать жаловалась:

— Это я виновата. Если бы я молилась больше, эта трагедия не произошла бы.

Я попросил эту женщину не корить себя, поскольку ее боль и так была уже чересчур сильной. Но она продолжала:

— Раньше я гораздо больше молилась за моего сына, но моя духовная жизнь оскудела и я стала молиться меньше; уверена, что, если бы я молилась больше, сегодня все было бы иначе.

Да, жизнь была бы иной, если бы мы молились больше. «Среди моих самых тяжких грехов — то, что я недостаточно молился», — произнес один пастор на смертном одре. А когда врач сказал другому пастору, что у него осталось совсем немного часов жизни, тот попросил своих родных: «Позвольте мне провести эти часы в молитве».

Возлюбленные мои, давайте больше молиться! Победоносную жизнь можно прожить лишь в том случае, если мы находимся в постоянном единении с Господом. Так давайте же молиться больше! Молитва преодолевает трудности, открывает закрытые двери, дает силу для удачной жизни, предоставляет возможности, чтобы проповедовать Священное Писание. Именно такую жизнь прожили Авраам, Елисей, Езекия, Самуил, Павел, Ливингстон, Лютер, Роберт Пирсон и множество других героев веры. Все они победили, потому что получили силу свыше, через молитву. Так давайте же молиться больше!

Слишком хорошо, чтобы быть правдой?

«Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19).

Поскольку этот человек при любом случае говорил «Аминь», к нему пристало прозвище «Хуан Аминь». Будучи на концерте, слушая радио или читая статью, он всегда громко произносил «Аминь».

Однажды «Хуан Аминь» пришел на прием к стоматологу, который был к тому же его приятелем. Чтобы скрасить ожидание очереди, врач занял его внимание статьей из научно-популярного журнала, надеясь, что в ней на найдется на этот раз повода для его знаменитого восклицания. Однако, занимаясь другим пациентом, доктор услышал звонкий голос Хуана, произносившего «Аминь». Доктор вышел из кабинета со словами: «Скажи мне, что такого ты на этот раз нашел в журнале?» И Хуан, с тем спокойствием, которое свойственно людям, живущим в ладу с самими собой, ответил: «Представьте, доктор, в течение многих лет я полагал, что самая глубокая океаническая впадина составляет 11 тысяч 200 метров, а в этом журнале я прочел, что по недавним исследованиям глубина самой большой в мире впадины равняется 11 тысячам 300 метрам. А значит, согласно библейскому сравнению, мои грехи находятся на сто метров глубже, чем я думал. Разве вы не считаете это достаточным поводом для того, чтобы сказать «Аминь»?

Возможно, что история о «Хуане Аминь» придумана, но обещание Христа простить грешника, без сомнения, не выдумано. Образ «пучины морской» помогает нам понять насколько велико желание Бога забыть о нашем прошлом. Если ты бросаешь монетку в открытое море, есть ли у тебя хотя бы ничтожная надежда найти ее? И именно это пытается Бог сказать нам сегодня утром. «Сын Мой, если ты действительно осознаешь твой грех, если ты скорбишь, что ранил Мне сердце, если ты принимаешь Мое прощение, значит твое прошлое, каким бы греховным оно ни было, будет забыто Мною».

Однажды во время моей службы в одной церкви я заметил фигуру плачущей девушки, которая не находила в себе сил, чтобы подняться и принять Божественное приглашение. Позднее эта девушка разыскала меня. Она была очень молода и красива. «Вы знаете меня?» — спросила она. Я ответил, что нет.

— Вся моя жизнь, — сказала она, — была полна неисправимых ошибок, прошлое мое темно, я причинила горе многим людям, для меня нет прощения.

— Вы поняли смысл сегодняшней проповеди? — спросил ее я. — Иисус пришел именно к тем, кто уже не знает, что делать со своей жизнью.

— Но, пастор, — сказала девушка, — это обещание слишком красиво, чтобы быть правдой. Такого не может быть!

Но такое обещание существует, оно звучит для нас сегодня. Прими же его!

Куда убежать от проблем?

«Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 54:23).

Неделя, в течение которой я писал сегодняшнее размышление, оказалась исторической для Бразилии. Национальный конгресс уполномочил сенат объявить импичмент президенту, который в конечном счете был отстранен от власти.

С наступлением ночи, когда поражение президента уже стало очевидно, он написал своему пресс-секретарю стихотворение на французском языке, автором которого является поэт Салли-Прудом. В этом стихотворении есть такие строчки: «Я, как птица, которая чувствует, что ветка дрожит, но, все-таки поет, так как знает, что у нее есть крылья».

Давид, в псалме 54 пишет о том, что хочет иметь крылья. Он говорил: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» (Пс. 54:7, 8). Но жизнь доказала ему, что в определенных обстоятельствах от проблем никуда не убежать. Ты когда-нибудь испытывал в жизни подобное ощущение? Приходилось ли тебе когда-нибудь говорить себе: «Брошу все и убегу. Исчезну. Улечу»?

Но куда убежать? Даже в пустыне твои проблемы будут с тобою, потому что от собственной памяти и от собственной личности никуда не деться. От жизненных невзгод убежать невозможно: беспокойство будет с тобой, куда бы ты ни шел, так же как и сознание неисполненного долга никогда не оставит тебя. Что же тогда ты должен сделать с грузом жизненных проблем? Куда убежать? «Возложи на Господа заботы твои, — гласит Божественный ответ, — и Он поддержит тебя». Как же Он это сделает? Во-первых, перекладывая на Себя твои заботы, ведь у Него достаточно сил, чтобы сделать это. Во-вторых, Он может исцелить тебя от болезни, избавить от гнетущих забот.

Я уже испытал ужас Гефсимании. Мне казалось, что та темная ночь никогда не окончится. Я помню этот ужасный огонь, который полыхает и сжигает и который — ты ясно осознаешь это — кладет конец твоим мечтам и твоему будущему. Многие часы я провел коленопреклоненным, моля Господа завершить эту ужасную ночь, и Он, в Своей чудесной любви, взял на Себя мой крест, а я внезапно заметил, что взошло солнце нового дня.

Но Господь не всегда снимает с наших плеч груз забот. Он пообещал, что во многих случаях Он будет не снимать с нас груз забот, а помогать нести его. Павел говорит о жале, данном ему в плоть, что трижды молил «Господа о том, чтобы удалил его от меня». А Господь ответил: «Довольно для тебя благодати Моей» (см. 2 Кор. 12:7-10). С того самого момента мы не встречаем больше молитв, в которых бы Павел обращался к Господу с просьбой освободить его от забот.

Возлюбленный мой, не важно, что у тебя за проблема, вот тебе ориентир: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Не старайся нести свое бремя один. Не борись один. Не старайся выдержать натиск обстоятельств в одиночестве. Вложи твою руку в могущественную руку Господа и стань победителем».

Никогда не смотри на других

«Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21:22).

Пока я читал проповедь, девушка дрожала. Эта девушка была когда-то руководителем молодежного отдела, но кто-то обошелся с ней несправедливо, и в результате девушка не только оставила свою должность, но и покинула Церковь. В течение многих лет она скиталась по миру, но так и не нашла свое счастье. В ту неделю собраний, о которой я сейчас говорю, девушка не пропустила ни одного из них.

Господь вдохновил меня в тот вечер, и я нашел прямой путь к ее сердцу. Я предпринял несколько попыток затронуть струны ее души, но мне это удалось не сразу, хотя я и чувствовал, что Дух Божий влияет на нее. В последнее время девушка упрекала христиан в их грехах и лицемерии. Необращенные люди замечают ошибки верующих. Существуют ли христиане, которые только формально выглядят по-христиански, но внутри у них все пусто? Пусть Господь будет милостив к нам. Однако, какое все это имеет отношение ко Христу? Подумай хорошо. Разве ты выбросил бы на улицу все свои деньги только потому, что существуют фальшивые купюры? Выбросил бы ты ящик с яблоками только потому, что два или три из них испортились? Подумай хорошо. Выбросил бы ты за окно славное будущее, которое Господь уготовил тебе, только потому, что какой-то твой знакомый ведет недостойную христианина жизнь?

В тот вечер я был особенно неутомим, пытаясь достичь сердца девушки. Дух Божий говорил мне, что все должно было произойти в тот вечер, поскольку это было время урожая. Слова моего обращения были те же, что я говорю сегодня.

Петр и Иисус шли вместе, когда Петр совершил оплошность, посмотрев на идущего рядом ученика, и спросил Христа: «Господи! а он что?» (Ин. 21:21). Ответ Иисуса прозвучал мгновенно: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21:22).

В этом состоит одно из таинств христианской жизни. Никогда не смотри на идущего рядом брата. Если он лицемер, или не поприветствовал тебя, или же сказал о тебе что-то дурное, или же живет не так, как он говорит, «что тебе до того? ты иди за Мною» — это призыв Иисуса.

Девушка оставила Церковь «из-за других». «Другие» не поддержали ее дух, когда он медленно угасал. «Разумна ли цена, которую ты платишь?» — задал я в проповеди вопрос и увидел, как на ее глазах заблестели слезы. Затем я обратился с призывом, и она была одной из первых, кто откликнулся на него. А в следующую субботу Исабель приняла таинство крещения в испанской церкви Корона Квинс.

Никогда не забывай, что в христианской жизни поражение или провал зависят от крепости нашего союза со Христом. Не позволяй, чтобы люди вмешивались в этот союз. За твое спасение заплатили слишком большую цену.

Без Агнца нет сострадания

«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов» (Ин. 5:2).

Огромное количество больных собиралось у купальни Вифезда, поскольку существовало поверье, что время от времени к этому месту нисходил ангел, приводивший в движение воды, и первый человек, кто успевал зайти в них по возмущении воды, излечивался от всех своих недугов.

Еврейское слово «Вифезда» означает «сострадание». Купальня Вифезда находилась вблизи Овечьих ворот, символизировавших Христа, Агнца Божьего, искупающего грехи человечества.

Смысл сегодняшнего стиха заключается в том, что сострадания не бывает без Агнца, нет милости без жертвы, прощения без крови. Так же как нет Вифезды без Агнца.

Безрезультатно стараются люди разрешить свои заботы без участия Христа. У купальни находились три группы людей. Первую составляли слепые, которые были не способны видеть угрожающую им опасность, они ходили во мраке, причиняя боль и себе, и окружающим. Были там и потерпевшие поражение, которые оказались не способны сделать что-либо созидательное в своей жизни, одним словом, это те, кто приходит к старости, ничего не совершив. В один прекрасный день такие люди оглядываются на свою жизнь и спрашивают себя: «Что я сделал с собой?» Кажется, что эти люди несут на себе груз проклятия, потому что все, чего они касаются, разрушается. Они начинают овладевать какой-либо специальностью, но терпят поражение, создают семью, и опять ничего не получается, они начинают изучать что-либо, но бросают, не завершив.

Кроме того, у купальни Вифезда собирались хромые. Люди без ног, или с поврежденными ногами, не способные вообще передвигаться или ходить долго. Силы их истощились и они медленно опускались на «дно».

Все эти люди — слепые, хромые и неудачники — находились возле купальни в ожидании движения вод. А ты? Ждешь ли ты чего-либо в жизни? Тебя не посещала мысль, что жизнь — это не что иное, как клубок надежд? Дети ожидают, что они вырастут, молодые люди ждут, когда они закончат обучение, найдут работу и женятся; взрослые хотят выйти на пенсию, а старики надеются увидеть, как вырастают их внуки. Вся жизнь — это надежда и ожидание.

Там, в Иерусалиме, немощный паралитик, страдавший в течение тридцати восьми лет, нашел свое спасение у купальни, потому что однажды Иисус, Агнец Божий, появился и сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8).

Сам Иисус находится рядом с тобой, говоря тебе: «Могу ли Я сделать что-нибудь для тебя, сын Мой?» Ответь Ему, прежде чем начнешь свои дела.

Хорошее вино подают последним

«И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2:10).

Однажды в мой кабинет вошел босой, странного вида молодой человек. Как и любой другой юный мечтатель, он верил, что однажды получит высшее образование и перед ним откроется прекрасное будущее. Но соблазны жизни ослепили его. Он потерял ориентиры и погряз в легких удовольствиях, которыми изобилует мир. Но когда юноша узнал противоположную сторону удовольствий и понял, что жизнь уплывает от него, он вспомнил о Боге, и отчаяние привело его к пастору.

Когда я вез юношу в больницу святого Иосифа Тагуатинга, я молча думал об огромной разнице в средствах борьбы Господа и нашего врага.

Враг сначала предлагает «хорошее вино», удовольствия и кажущуюся веселость, а потом обнаруживается тот яд, который они содержат. Христос показывает сначала путь страдания, жертвенности, отказа от удовольствий, а потом — вечную жизнь в мире и радости.

В телевизионной рекламе сигарет представлена группа красивых и здоровых молодых людей на шикарных лыжах. Но враг никогда не показывает легкие, пораженные раком, или печень, съедаемую циррозом из-за неумеренного потребления алкоголя. Враг показывает эйфорию от приема наркотиков, но никогда не говорит ни об отчаянии, ни о сумасшествии, которые охватывают человека, когда проходит эйфория. Враг показывает соблазнительность внебрачных связей, но ничего не говорит о пустоте в сердце и о комплексе вины, которые приходят на смену быстротечному удовольствию.

С Иисусом все по-другому. Вот что говорит Иисус: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф. 16:24), «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Иисус показывает, что путь наш узок: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33), но в конечном счете Он показывает красоту вечной жизни в мире и счастье в краю, где больше не будет ни плача, ни боли, ни смерти.

Иисус всегда приберегает хорошее вино напоследок. Сначала — крест, потом — слава. С врагом все по-другому. Сначала — быстротечное удовольствие, потом — отчаяние, сумасшествие и смерть.

Если у тебя сложности, восхвали имя Господа и спокойно пей худшее вино. Вскоре ты отведаешь, даже в этой жизни, чудесное вино, которое Господь сберег для тебя.

Вода, утоляющая жажду

«Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Ин. 4:11).

Самарянская женщина прожила всю жизнь в поисках лучшего. Она вышла замуж, но брак долго не продлился. Она вступила во второй брак, потом в третий, а потом в пятый. Эта женщина находилась в состоянии постоянного поиска. В тот день, как всегда, она пошла к колодцу за водой. Запасенной воды надолго не хватало. И на следующий день самарянская женщина должна была вновь идти к колодцу. На этот раз женщина решила пойти за водой в полдень. В полуденный зной у колодца почти никого не бывало, а женщина избегала пересудов и неодобрения людей.

Самарянка является символом современного человека, который ищет смысл своего существования. Что есть жизнь? Утренний подъем, еда, работа и сон? Многие думают, что, будь у них деньги, много денег, они были бы счастливы. Поэтому они начинают делать карьеру, ни на минуту не останавливаясь, пока не достигнут желанного достатка, но однажды обнаруживается, что деньги не придают жизни смысла. Другие пускаются в приключения, добиваются власти, славы, удовольствий или признания, но, хотя многое из этого и является ценным и полезным в жизни, не это дает истинный смысл существованию. Ты можешь пить из всех источников этого мира, но будешь испытывать постоянную жажду, потому что такая вода не принесет тебе удовлетворения.

Во время второй мировой войны многие солдаты умерли от жажды в открытом море. Вокруг них была вода, миллионы и миллионы литров воды, но морская вода не утоляет жажды, — напротив, она ее обостряет.

Самарянская женщина стояла перед Христом, который предлагал ей воду, говоря, что если она выпьет ее, то уже никогда не будет испытывать жажду. А она спрашивала Христа: «Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?»

Многие спрашивают сегодня: как может христианство разрешить мои проблемы? Что может сделать Иисус, чтобы заполнить пустоту моей души? «Верить в Бога» — это слишком просто. «Мне нужно что-то более реальное», — говорят такие люди, и остаются в нерешительности, в тоске, в нескончаемом поиске.

Что же Христос желает сказать нам сегодня утром? То, что Он может обойтись без веревки, чтобы достать воду из колодца. Ему не нужно снотворное, чтобы дать тебе ночь спокойного сна. Не нужны Ему и благоприятные обстоятельства, чтобы дать тебе мир, потому что Он и есть вода, Он и есть мир.

Почему бы тебе не сказать, прежде чем ты отправишься на работу: «Господи, принимаю Тебя как Господина моего и Спасителя. Приди и будь рядом со мной на протяжении всего дня»?

Полнота власти

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1).

Сегодняшний стих говорит о раннем дожде Святого Духа, т. е. о том чудесном событии, когда Святой Дух явлен был в виде языков пламени, с шумом и грохотом. Обещание Господа состоит в том, что в наши дни Святой Дух явит куда большее могущество, чем во время Пятидесятницы, и это событие мы называем «поздним дождем».

Когда я был ребенком, то слышал много разговоров о «позднем дожде». Мои братья молились, постились, отказывались от сна, дабы пришел «поздний дождь». Я прожил уже половину жизни, но не дождался долгожданного события. Мы постоянно говорим: «Когда прольется поздний дождь»… Но ничего не происходит.

Почему же ничего не происходит? Поздний дождь и не прольется, если мы постоянно будем думать о нем. Что это значит? Значит ли это, что мы не должны ожидать позднего дождя? Конечно же, мы должны его ждать. Тем не менее мы должны взывать о пролитии в нашей жизни раннего дождя. Но разве не пролился этот дождь в день Пятидесятницы? Да, пролился, но это факт лишь из истории Церкви, но не из жизни каждого христианина. Каждому человеку нужно, чтобы сначала пролился ранний дождь, а потом настанет время дождя позднего.

В день Пятидесятницы Святой Дух явился во всемогуществе, когда «все они были единодушно вместе». Греческий оригинал отражает нечто большее, чем физическое нахождение вместе: он говорит о единстве идей, намерений и чувств.

Как же приходит Церковь к такому единению? Только обращая слух свой к голосу Святого Духа, говорящего: «Иди и проси прощение»; «Не говори так, ибо ты ранишь брата твоего»; «Признай твой грех и попроси прощения». Это и есть ранний дождь, и только те, кто принимает первые его капли, будут готовы к могущественному проявлению Святого Духа, которое и произойдет вскоре.

На протяжении сегодняшнего дня постарайся услышать голос Господа, доверься этому голосу и приготовься к чудесам, которые Господь сотворит в твоей жизни.

Правильную ли борьбу мы ведем?

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1 Кор. 9:25).

В юности я очень любил играть в футбол. Некоторые мои товарищи по команде стали профессиональными футболистами. В то время у нас был очень требовательный тренер. Нам даже казалось, что ему нравилось видеть нас обессилевшими от бега и других физических упражнений. Общаясь с моими товарищами по команде, я понял, на чем сосредоточивает спортсмен свою силу воли. Сделать сто упражнений для брюшного пресса совсем непросто, ведь когда ты сделаешь сорок упражнений, кажется, что уже не осталось сил.

В христианской жизни мы подчас рискуем сосредоточить всю нашу слабую волю на том, чтобы не красть, не убивать и не лгать, полагая, что так мы готовимся к жизни небесной. Но источники силы для такой жизни кроются во Христе. Мы должны жить согласно Библии, постоянно пребывать в молитвах и беседовать с другими людьми о том, что Христос совершил в нашей жизни.

Вот на этом-то и должны мы сконцентрировать силу нашей воли. Послушание будет результатом действия нашей воли освященной Иисусом Христом. Единение со Христом должно стать приоритетом в нашей христианской жизни.

«Сатана будет все время искушать нас расторгнуть эти узы [любви], принять решение жить без Христа. Вот почему нужно бодрствовать, молиться и прилагать усилия к тому, чтобы никакие соблазны не заставили нас избрать другого господина» (Е. Уайт. «Путь ко Христу», с. 72).

Мы будем бороться? Если да, то во имя чего? Хитрый враг может спровоцировать нас на неправильную борьбу. Он может отвлечь наше внимание, чтобы мы потеряли из виду Создающего и Завершающего нашу веру.

Сделай Христа отныне и навсегда средоточием твоей жизни и твоего христианства.

Когда Евангелие действенно

«Он сказал в ответ: „возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя“» (Лк. 10:27, 28).

Когда толпа слушала Христа, один законник встал и спросил Его: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 10:25). Этот внешне невинный вопрос исходил, однако, не из чистого и мечтающего о спасении сердца, а от человека, который хотел поставить Христа в трудное положение. Люди поняли злонамерения законника и приготовились к спору. Людям всегда нравится наблюдать за жаркой битвой. Чем же закончится спор? Вопрос повис в воздухе. Что же ответит Иисус?

Из Библии следует, что Иисус спросил законника: «В законе что написано? как читаешь?» (Лк. 10:26). «Ты изучал теологию у лучших в мире учителей. Так что же ты усвоил?»

В тот момент площадь превратилась в лекторий, а законник совершил блестящий экскурс в Евангелие. Все, что он сказал, было правильным. Изложенные им вопросы теологии были верны. Все было так, как учит Церковь, как гласит Писание. Толпа была восхищена эрудицией законника. Что же мог ответить ему Иисус? Наступила мертвая тишина. Все взоры устремились к Иисусу, и Учитель, спокойным голосом, сказал: «Ты хорошо ответил. По теории тебе можно поставить оценку „отлично“. А теперь осуществи это на практике, в реальной жизни».

Отличная оценка по теории. Какова ей цена? Однажды один отчаявшийся юноша сказал мне: «Пастор, я все прочел о вере, но остаюсь в неведении». Как это трагично. Человек способен объяснить малейшие детали того, что такое свидетельство, освящение, восхваление, обвинение и защита. Одним словом, «отлично» по теории. Но ведь теория не спасет, она лишь указывает путь, а путь — это Иисус. Никто не научится плавать только по теории без практики. Нужно войти в воду и наглотаться воды.

Так и в христианской жизни. Теория нужна, но одновременно ты должен жить в единении со Христом на практике, иначе теория превратится в проклятие. Да благословит Господь тебя сегодня!

Что за усилия ты предпринимаешь?

«Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).

Враг Бога хитер, труслив и коварен. На протяжении веков он оставил за собой бесчисленное количество сломанных жизней, разбитых мечтаний и неоправданных надежд. Много раз я беседовал с людьми, страдающими от пороков и ставшими пленниками определенных ситуаций, которые спрашивают: «Пастор, скажите, как я могу выбраться из этой ситуации? Враг гораздо сильнее меня, мне не удается победить его, сколько я ни стараюсь».

Сегодняшний стих — это библейский ответ на вопрос о противостоянии человека перед искушением. У нас есть опасность подумать так: «Сначала я подчинюсь Господу Богу, буду молиться, буду изучать Его Закон, а затем сделаю второй шаг: стану сопротивляться врагу, когда появится искушение». Но, если мы будем действовать именно так, мы обречены на провал.

В главе 4, стихе 4 своего послания Иаков говорит, что человек должен выбрать между Богом и дружбой с миром. Затем, в стихе 5, апостол упоминает, что Святой Дух живет в тех, кто покоряется Богу. В стихе 6 этот вопрос еще более уточняется утверждением, что смиренным дается благодать, а уже затем следует стих 7, гласящий: «Итак, покоритесь Богу». Результатом этой покорности, этих поисков благодати, при осознании человеческой немощи, является присутствие Святого Духа, Который живет в нас и освящает нашу волю. Только освященная воля может противостоять дьяволу, но,чтобы освященная воля существовала, жизнь должна протекать в полном единении с Иисусом. Прерывистости не может быть. Двух этапов не существует. Не может быть сначала одно, потом — другое. Эти две задачи едины, потому что в то мгновение, когда мы отдаляемся от Иисуса, наша воля становится волей греховной, которая обречена на поражение.

Усилия человека имеют успех только тогда, когда они освящены Святым Духом. Если усилия человека — это усилия греховной воли, они не имеют ни малейших шансов на успех. Вот почему мы должны быть уверены в постоянном присутствии Господа рядом с нами.

Как стать похожим на Иисуса

«Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

В один из последних вечеров, которые Иисус провел на Земле со Своими учениками, рассказав об Утешителе, Который придет, чтобы успокоить их, и пообещав вернуться, Спаситель открыл ученикам секрет победоносной и плодотворной жизни.

«Я есмь лоза», — ласково сказал Спаситель. Я — Источник жизни, Источник силы, Источник добрых дел. Вы же ветви, вы зависите от Меня. Без Меня вы ничего не сможете сделать — вот что Он имел в виду.

Эти слова очень просты, но их очень трудно претворить в жизнь. Очень трудно сделать их реальностью. Ведь зависимость означает осознание человеческого несовершенства и осознанание того, что Он — это все, и жизнь состоит в неустанном поиске Его каждый день, каждую минуту и каждую секунду. Необходимо научиться вести жизнь, связанную с Ним. Как же легко принять это в теории, но сколько людей способны в жизни осуществить постоянное соединение с Господом?

«Как цветок стремится к солнцу, под сияющими лучами которого он преобретает совершенство формы и красоту, так и мы должны тянуться к Солнцу Праведности, чтобы нас озарял небесный свет и наш характер все более и более уподоблялся характеру Христа… Так и вы не сможете жить святой жизнью, если не будете пребывать во Христе. В отрыве от Него вы не имеете жизни. У вас нет силы сопротивляться искушению или возрастать в благодати и святости» (Е. Уайт. «Путь ко Христу», с. 68, 69).

Я получаю десятки и сотни писем, в которых люди спрашивают меня: «Пастор, что мне делать? Я устал бороться. Что мне сделать, чтобы изменить свой характер и отказаться от вредных привычек? Жизнь — это тяжкий крест, который мне трудно нести».

Когда «человек старается выполнять заповеди Божьи только из-за чувства долга, потому что от него требуют, чтобы он так поступал, такой человек никогда не почувствует радости от смирения. Он не покоряется. В противовес человеческим склонностям, требования Господа являются грузом. Истинное послушание и повиновение являются результатом деятельности на основе принципа, находящегося внутри нас» (Е. Уайт. «Слова о жизни великого Учителя», с. 70).

Сделай сегодняшний день днем соединения с Иисусом. Позволь Христу поселиться в твоем сердце посредством Его Святого Духа. Насладись Его пребыванием. Позволь Ему освятить твою волю и сделать ее подобной воле Господа.

Рецепт победы

«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14).

Один знаменитый проповедник сказал как-то: «В течение долгого времени я полагал, что должен соблюдать заповеди, чтобы жить в мире, пока однажды не понял, что сначала я должен жить в мире, чтобы быть в состоянии соблюдать заповеди».

Слова этого проповедника выражают сущность сегодняшнего стиха. Почему в какой-то момент грех перестает довлеть над человеком? Грех перестает быть центральным понятием для христианина. Покуда жизнь сосредоточивалась на законах, заповедях и нормах, человек был всего лишь несчастным рабом греха. Грех управлял им, господствовал над ним и давил на него: ведь закон и нормы имеют цели и предписания, но у них нет ни силы, ни жизни, чтобы преобразовать человека.

Но в один прекрасный день человек открывает для себя Христа, начинает верить в Его милость, бросается в Его объятия и испытывает успокоение, которое Христос дает тем, кто идет к Нему такими, как есть. И только тогда человек получает возможность стать победителем.

Сейчас же, спасенный Господом, измененный Его властью, прощенный Его милостью и принятый Его состраданием, человек становится свободным не только от вины за грех, но и свободным от той власти, которую грех имел в его жизни до того, как он пришел ко Христу.

С этого момента человек идет по жизни с Господом, и теперь уже этот человек живет не сам по себе, а Господь посредством Святого Духа живет в нем. Теперь такой человек принимает Закон Божий и повинуется ему потому, что знает: Закон — это отражение характера Господа, заповеди — это советы для жизни, которые прежде всего направлены на благополучие людей. Поэтому такой человек уже старается не избегать заповедей, не насмехаться над ними, не отказаться от них. Теперь уже не они определяют его жизнь. Теперь его жизнь определяет Христос. Законы, заповеди и нормы являются не более, чем проявлением воли Господа в жизни человека.

Не выходи из дома с боязнью согрешить. Если есть что-то, чего ты боишься, это значит, ты причинишь боль сердцу твоего Друга и Спасителя Иисуса Христа.

Как победить зависть?

«Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» (Притч. 27:4).

Зависть, как и любое другое греховное чувство, есть плод греха. Мы завистливы, потому что разделены с Господом. Отделенные же от Него, мы никогда не обретем полноты, потому что вне Христа мы пусты и это заставляет нас считать себя низшими по сравнению с другими.

Зависть побуждает нас взять что-либо у другого, потому что мы не довольны тем, что имеем. Разница лишь в том, что зависть более опасна, чем другие греховные чувства, поскольку она живет внутри человека. Ее не видно, она маскируется и во тьме человеческого существа впрыскивает свой яд, жаля в сердце.

В сегодняшнем тексте мудрец Соломон говорит о гневе и о ярости, которые являются греховными чувствами. Любой из нас узнает ярость по глупостям, которые совершает человек в таком состоянии. Любой из нас узнает гнев по безумствам, которые совершает гневающийся, теряя контроль над ситуацией. Но как определить завистника? Именно поэтому Соломон спрашивает: «Но кто устоит против ревности?»

Мы можем защититься от гневливого и вспыльчивого человека, потому что его чувства ярко проявляются в момент нападения. У бедняги краснеет лицо, он дрожит, говорит глупости, у него даже может пойти пена изо рта. От завистника и ревнивца никто не убежит, потому что проявления его чувств никто не видит. Он находится рядом с тобой, ты считаешь его другом и не догадываешься, какой яд таится в его сердце. Часто такой человек даже кладет руку на плечо своей жертвы, которую в конечном счете предаст.

Что делать, если желчь зависти отравляет мне душу? Что делать, если счастье и успехи других делают меня несчастным и обостряют ощущение моего собственного поражения? Что делать, если мне больно от того, что другие продвигаются быстрее меня и бегут без устали?

Ответ обретешь, обратившись к Господу. Рядом с Ним нет греховных чувств. Он дает человеку чувство уверенности и принятия другими, чувство любви и полноты. Когда же человек принимает себя таким, как он есть, он способен и к другим проявить сострадание, потому что чувства Господа — это его чувства.

Пожалуйста, не старайся сегодня демонстрировать завистникам свои знания. Помни, что ты — самое лучшее творение Господа. Иди рядом с Иисусом. Будь счастлив в Нем и возрадуйся счастью и успехам других.

К кому нам идти?

«Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67).

Празднование закончилось. Тысячи людей были накормлены и пожелали сделать Иисуса своим царем. Ведь народу, которым правит Тот, Кто способен умножать хлеба и рыбу, гарантировано неизменное материальное благополучие.

Но Иисус пришел на землю не только для того, чтобы удовлетворять физические потребности человека. Он пришел и не за тем, чтобы разрешить социальные проблемы, меняя общественно-экономическое устройство. Он пришел, чтобы изменить сердца людей. Он делал невозможное и проникал в суть проблем, хотя и никогда не забывал, что хлеб и рыба составляют значительную часть потребностей человека.

И именно тогда, когда люди начали понимать, что цель Иисуса выходила за рамки обычного физического благополучия, они и начали один за другим оставлять Его.

Тогда Иисус собрал своих учеников и спросил их: «Не хотите ли и вы отойти?» Ответ Петра звучит как квинтэссенция христианства: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».

Иными словами, Петр сказал: «Господи, жизнь без Тебя — это не жизнь. Если мы отойдем от Тебя, не останется ничего. Ты — это вся жизнь».

В другом случае Иисус так обратился к Своим ученикам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Позднее Петр скажет так: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Ты понимаешь, в какую гармонию все приходит? Главная человеческая потребность состоит в физической пище и Иисус безусловно готов накормить нас, но она не приносит полного удовлетворения. «Ты имеешь глаголы вечной жизни», — сказал Петр. Вот это и есть бальзам для души человека.

Иисус говорит: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода… сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13, 14).

Таким образом, Иисус хочет сказать нам, что жизнь рядом с Ним — даже если мы голодны — обретает смысл. У меня может быть еда, но без Христа неудовлетворенность будет душить меня. Конечно же, быть с Иисусом и иметь хлеб — это идеально, и именно о хлебе насущном мы должны заботиться, трудясь ради бедных.

Так пусть же в течение сегодняшнего дня этот библейский стих или идущее из сердца песнопение питает тебя, и пусть они приведут тебя к источнику истинного удовлетворения — к Иисусу.

Что делаешь ты здесь?

«И вошел он там в пещеру, и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?» (3 Цар. 19:9).

В 1986 году мы провели выездное собрание в Итабуне. В течение нескольких недель мы практически построили целый город, где были банк, телефон, почта, супермаркет. Одним словом, вся инфраструктура, нужная для приема десяти тысяч молодых людей.

Накануне открытия начался проливной дождь. В шесть утра уже приезжали машины и автобусы со всех уголков Бразилии, но из-за дождя никто не мог выйти на улицу. Как же можно было расставить палатки, если шел проливной дождь?

Страх овладел мною. Я закрылся в своем гостиничном номере и начал молить Господа о чуде. Как устроить лагерь при такой разбушевавшейся стихии? На протяжении нескольких часов я взывал к Господу. Время от времени я смотрел в окно: казалось, что ливень только усиливался. Воображение уже рисовало мне провал всего мероприятия. В какой-то момент я сердцем почувствовал, что чей-то голос спрашивал меня: «Что ты делаешь здесь?»

Я почувствовал, что силы мои возвращаются, страх покинул меня, я сел в машину и поехал к месту лагеря. Дождь еще шел, но солнечные лучи уже пробивались сквозь тучи. Когда я доехал до того места, где предстояло разбить лагерь, уже появилась радуга, подтверждавшая обещание Спасителя, что лагерь будет. Так и произошло. Десять тысяч участников никогда не забудут, что означала в их жизни неделя, проведенная в этом лагере.

В сегодняшнем стихе говорится об Илии, прячущемся в пещере. В пещере Илия скрывается от преследователей, которым за его голову обещано высокое вознаграждение. Кажется, что все потеряно, но голос Господа доходит до него. «Что ты делаешь здесь, Илия?» Пророк пробудился. Он понял, что, несмотря на окружавшие его трудности, рядом с ним неизменно находился Всемогущий Господь.

Сегодняшний день может оказаться для тебя очень трудным. Вероятно, тебя ожидает уйма противоречивых ситуаций. Возможно, в глубине души ты испытываешь страх, но прислушайся — Господь спрашивает: «Что ты делаешь здесь?»

Отправься в сегодняшний день вместе со Христом. Он обладает могуществом, чтобы сохранить тебя от зла. Он обладает мудростью, чтобы помочь тебе принять правильные решения. Ты должен быть уверен, что Он находится рядом с тобой.

Трагедия детей ночи

«Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью» (1 Фес. 5:7).

Представьте себе центральные кварталы большого города глубокой ночью. Большинство людей в это время спят. Но определенные места притягивают к себе женщин легкого поведения, гомосексуалистов, алкоголиков и искателей приключений. Это так называемые «сыны тьмы», люди, которые поглощены поисками непрестанных удовольствий.

В Библии мы часто встречаем упоминания об определенных группах. «Сыны Божии», «сыны человеческие», «церковь Агнца»; мы встречаем упоминания о тех, кто собирается на горах и в долине, а также о «сынах ночи» и «сынах дня». Все эти фигуры относятся либо к тем, кто в результате спасется, либо к тем, кто погибнет. В описаниях сцен страшного суда им соответствуют «овцы» и «козлы» или «доброе семя» и «плевелы».

В сегодняшнем стихе подчеркивается, что не все «сыны тьмы» совершают ошибочные поступки. Многие просто-напросто спят. Существует ли что-либо более безобидное, чем сон? Люди, которые погружены в сон, терпят поражение не потому, что они нарушили какую-либо моральную норму, а просто потому, что они спали.

Сон в то время, когда надо бодрствовать, может обернуться трагедией. Время, в которое мы живем, это время, когда нужно бодрствовать и молиться, это время — трубить сбор на Сионе и время — возвестить о великом дне.

Враг Иисуса старается всеми возможными способами подтолкнуть нас к греховным поступкам. И если врагу не удается заставить нас грешить, он соблазняет нас сном, легкостью примитивной жизни, лишенной духовных интересов, он делает нас равнодушными людьми, посещающими церковь скорее по привычке. Если враг понимает, что в таком положении мы чувствуем себя хорошо, он испытывает удовлетворение, поскольку ему удалось сделать нас одними из «сынов тьмы». Поэтому так важен совет Павла: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14).

Ты проснулся сегодня и уже готов к дневным заботам. Если по пути на работу ты заснешь за рулем, произойдет трагедия. Так попроси же Бога, чтобы Он поддерживал и твое духовное бодрствование.

Стоит ли?

«И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь» (Быт. 38:6).

История Фамари — это история женщины, пострадавшей от несправедливости. Она сражалась за свои права, не предвидя последствий. Когда же она достигла желаемого, то поняла, что все это не стоило ее усилий. Фамарь была женой Ира, сына Иуды, но Ир не боялся Господа, он прожил бурную жизнь и умер молодым. В то время в Израиле действовал закон, по которому бездетная вдова должна была стать женой брата умершего мужа, дабы иметь потомство.

История гласит, что Фамарь вышла замуж за своего деверя, которого звали Онан. Онан же, следуя собственным интересам, также ослушался Бога и умер, и Фамарь овдовела вновь.

Именно тогда и произошла несправедливость, о которой рассказывает Библия. Иуда, свекор Фамари, сказал, что Шела, другой его сын, который по закону должен был стать мужем Фамари, слишком молод, и попросил невестку подождать, когда он подрастет. Однако время прошло, а Иуда не выполнил своего обещания. Это было несправедливо по отношению к молодой вдове. Ведь таким образом предполагалось, что все постепенно забудется и решать ничего не придется. Такой подход тебе знаком? Библия рассказывает, что Фамарь решила бороться, переоделась в одежды блудницы и забеременела от своего свекра, Иуды.

Когда Иуда узнал, что вдова беременна, он приказал позвать ее, потому что по закону Израиля ее должны были казнить. В этот момент Фамарь предъявила Иуде доказательства того, что он и является отцом ребенка, которого она носила в своем чреве. Старый свекр опустил голову, пристыженный и сраженный. Фамарь почувствовала вкус мести. Справедливость восторжествовала. Но какой ценой? Возможно, Фамарь наслаждалась вкусом победы два–три дня, но потом ощутила горечь вины — вдова поняла, что не стоило использовать ложь и обман, добиваясь справедливости.

Фамарь символизирует людей, которые считают, что жизнь к ним несправедлива. Живя в мире, где права соблюдаются только в отношении группы привилегированных лиц, мы очень часто испытываем искушение «отплатить» им за это. Вопрос заключается в следующем: стоит ли делать это, попирая принципы собственной совести? Стоит ли одна минута упоения местью долгой боли грешного сердца и стенаний: «Я виноват!»?

Только ежедневное единение с Господом может помочь нам простить и забыть, а также позволить, чтобы правосудие вершилось Господом или соответствующими органами власти, которые, как учит нас Библия, поставлены на земле Богом.

Возвращение к святости

«И сказал Иисус народу: освятитесь, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса» (Ис. Нав. 3:5).

Израиль находился перед землей обетованной. Многие годы народ взывал: «Когда, Господи, Ты дашь нам землю?» И наконец настал долгожданный момент для сынов Израилевых. Именно тогда Христос сказал людям: «Освятитесь, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса».

Может ли быть большее чудо, чем чудо видеть Христа лицом к лицу во всем могуществе Его славы? Почему Господь сегодня требует от нас освященной жизни как подготовки к чудесам, которые произойдут завтра?

Когда Адам и Ева вышли из рук Создателя, они могли напрямую разговаривать с Отцом, ибо еще не знали греха. Но согрешив, они скрылись от Господа, потому что «убоялись» Его. С течением времени люди слышали голос Господа, но видеть Его не могли. По прошествии времени, когда люди дошли до Синая, они попросили Моисея, чтобы Господь сказал через него все, что Он хотел сказать им, поскольку сами люди боялись напрямую услышать голос Господа.

Случалось и такое, что произошло с Исайей, который, увидев славу Господа, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). Когда Савл Тарсянин направлялся в Дамаск, преследуя христиан, слава Господня ослепила его.

Господь хочет сказать нам, что грешный человек не может выдержать славу Господа, потому что, по словам Елены Уайт, «слава Господа составляет Его сущность».

Поэтому задача искупления состоит не только в прощении и оправдании. Цель искупления более обширна: воспроизвести в человеке черты Господа. Иными словами, сделать человека святым. Существует богословское мнение, что люди были созданы для того, чтобы заместить падших ангелов, но Господь не может заменить согрешивших ангелов грешащими людьми. Господь свят и требует образцовой святости от людей.

Как же достичь того идеала, который ставит Господь перед Своими детьми? Средство одно: Иисус. Так будем же искать Иисуса сегодня, и постараемся, чтобы Его сущность отражалась в наших поступках.

Христианство как непрестанное причащение

«И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Втор. 6:7).

Как-то я услышал рассказ одного проповедника, который зашел вечером в комнату своего сына, чтобы помолиться вместе. В комнате было темно. Скорее всего, ребенок уже спал, но, когда отец присел к нему на кровать, мальчик закричал: «Нет!» Отец вскочил и, испуганный, спросил сына: «Почему я не могу присесть около тебя?» И вот что ответил сын: «Папа, сядь с другой стороны, потому что с этой стороны спит мой Друг, Иисус».

Этот ребенок — настоящий христианин, потому что христианство и есть чудесный опыт жизни вместе с Иисусом.

Мы могли бы перефразировать сегодняшний стих и сказать: «Думай об Иисусе, сидя на кровати или шагая по дороге, и ложась, и вставая».

Если бы мы воспринимали христианскую жизнь как чудесный опыт общения со Христом, она имела бы глубочайший смысл.

Результатом этого пребывания с Иисусом стало бы естественное повиновение всем нормам, желание достигнуть вершин духовности и выполнение всех обязанностей достойного члена Церкви.

Наша великая ошибка состоит в том, что мы тратим много времени на внешнее, не проникая в глубь вещей. Мы идем ошибочным путем.Ведь растение в начале пускает корни, которые не видны глазу, а уже затем приносит плоды.

Когда каждый христианин научится просыпаться, вставать и приступать к делам, постоянно осознавая присутствие Господа, христианство станет настоящей солью земли, светом миру, а вся наша планета преобразится, потому что христианин станет истинным христианином, чья повседневная жизнь неотделима от Христа.

Попробуй сегодня жить именно так! Ты почувствуешь различие!

Он сострадает нам

«Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13).

В отрочестве я любил проказничать, например: украсть яблоки из соседского сада, разбить окна, позвонить в дверь к соседям и убежать. Однажды отец строго предупредил меня, что, если я еще раз так поступлю, он устроит мне порку.

Мой отец отличался суровостью характера, и хотя он и не был христианином, но придерживался строгих правил и очень любил приучать своих детей к дисциплине.

Почему мы иногда делаем бессмысленные поступки, приносящие нам боль? Я до сих пор так и не понял, почему мне так нравились мои проделки. Однажды, придя домой, я увидел, как сосед жаловался на меня моему отцу. Заметив, как кровь прилила к лицу моего отца, я побежал к себе в комнату и надел три пары брюк. Хотя бы так, думал я, мне удастся смягчить удары ремня.

Спустя полчаса отец позвал меня. Дрожа, я вышел из своей комнаты. Я был уверен, что заслуживал наказание, поэтому собирался принять его без слез. Ведь отец уже предупреждал меня, а я не послушался его.

Когда я подошел к нему, отец наверняка заметил, что на мне было надето… Но вместо того, чтобы заставить меня снять брюки, отец обнял меня, и я увидел на его глазах слезы. Со слезами отец сказал мне: «Сынок, я не хочу наказывать тебя. Мне так больно наказывать тебя, как будто бы наказывают меня самого. Но скажи, почему ты не понимаешь, что нельзя так поступать? Ведь это только омрачит твое будущее».

Если бы мой отец тогда наказал меня, уверен, что я бы не рассказывал сейчас об этом случае. Я бы забыл о нем, как забыл о других наказаниях. Но слезы моего отца были сильнее, чем пятьдесят ударов ремнем, а его объятие болью отозвалось в моем сердце, и я понял, что больше не буду бить стекла.

«Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». Разве это не прекрасно? Зачем же грустить, отчаиваться и испытывать комплекс вины? Поспеши в объятия Господа и скажи Ему: «Господи, прости, что ты пролил из-за меня не слезы, а кровь. Чистосердечно говорю Тебе: я осознаю, что не стоит продолжать „бить стекла“».

Да благословит тебя сегодня Господь!

Источник власти

«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1:35).

Иисус пришел к нам не только для того, чтобы спасти нас и научить послушанию. Он пришел и для того, чтобы научить нас побеждать. Своей жизнью Христос показал нам, как нужно повиноваться.

Ведь Иисус не был обычным человеком, Он — воплощенный Бог. Но перед тем, как придти в наш мир, Он условился с Отцом, что никогда не будет пользоваться Своей Божественной властью без Его согласия.

Поэтому, с самого начала Своей миссии, сразу же после крещения, первое, что сделал Иисус, — удалился в пустыню в поисках единственного реального источника силы — Бога. Всей Своей жизнью Иисус явил пример смирения; в поисках силы Он постоянно причащался силы Отца. Иисус вставал утром, очень рано, когда было еще темно, уходил в пустынное место и там молился.

Если Иисус, будучи Сыном Божьим, испытывал ежедневную необходимость искать силы Отца, насколько важно нам, простым смертным, осознать эту необходимость.

Поднимаясь с колен и возвращаясь к людям, Иисус наполнялся силой. И сила эта исходила от Его Отца, и именно благодаря этой силе Иисус мог исцелять больных, усмирять стихию и даже воскрешать мертвых.

«Он устоял перед искушением благодаря силе, которую может получить и человек. Он нашел поддержку у престола Господа, и нет мужчины или женщины, которые не могли бы прибегнуть к этому же средству… Иисус Христос пришел, чтобы открыть источник Своей силы, чтобы человек больше не надеялся на собственные ограниченные возможности» («Знамения времени», 1896, 16 января).

Если человек выходит из дома и начинает свои ежедневные дела, не уделив при этом времени для общения с Господом, значит этот человек надеется лишь на «собственные ограниченные возможности», и день, который предстоит прожить, наверняка будет днем духовных провалов и поражений. Пусть такой человек даже не совершит ничего греховного, но, бесспорно, день без Господа — это день греха. Поэтому мы должны усердно молиться, не забывая, что молитва сама по себе бессильна, она лишь один из путей приближения к источнику силы — к Господу.

Ну, а теперь, проведя время с Господом, без страха приступай к своим делам.

Преврати лимон в лимонад

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Уильяму Коста Юниору было девятнадцать лет, когда, играя в баскетбол, он сломал правую ногу. Целый месяц юноша передвигался с помощью костылей. Благодаря этому, на первый взгляд драматичному обстоятельству, был создан один из самых прекрасных гимнов. Именно в условиях «вынужденной паузы» у Уильяма появилось время, чтобы думать, молиться, писать и переписывать слова гимна «Руки». Уильям и раньше задумывался о создании этого гимна, но в бурной жизни 19-летнего юноши не находилось времени, чтобы воплотить свои намерения в жизнь. Боль и печаль, вызванные переломом, вылились в слова:

И небо, и море, и цветы — все исполнено любви,

В вечернем свете слышу я слова Твои,

Рукам, создавшим плоть и кровь,

Хвалу сейчас пою.

Как часто в нашей жизни происходят события, которые, кажется, переворачивают все наши планы. Мы сразу же готовы упрекать Господа: «Как Ты можешь допускать такое?» Похоже, что ответа не будет. Ведь речь идет о минутах, которые горьки, как лимон. Но для тех, кто привык зависеть от Господа, кислый лимон может превратиться в сладкий лимонад.

После каждого шипа, появляющегося в нашей жизни, Господь готов предложить нам розу. Но для того, чтобы насладиться дивным ароматом роз, сначала надо научиться жить с Иисусом.

«Любящим Бога… все содействует ко благу», — говорит апостол Павел. А он хорошо знал, что говорит, — ведь через свою жизнь он пронес жало. Однажды Павлу показалось, что больше он не вытерпит это жало, поэтому он попросил Господа вынуть его. «Довольно тебе Моей благодати», — прозвучал ответ Господа, и время доказало Павлу, что Господь был прав, потому что «любящим Бога… все содействует ко благу».

Случалось ли тебе огорчаться не столько из-за случившегося, сколько из-за того, что все произошло невовремя:

«Именно сейчас мне не повезло!»? В такие моменты мы даже считаем, что Господь забыл о нас. Но если бы мы знали о Его целях, то нам, конечно же стало бы стыдно!

Сегодня дела складываются не самым удачным образом? Вчера ничего не вышло и ты не знаешь, как действовать и разобраться в сложной ситуации? Подумай о Господе, ведь ничего не происходит без Его ведома. У Него Свои цели. Доверься Ему.

Вот путь

«И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: „вот путь, идите по нему“, если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево» (Ис. 30:21).

Чудесным следствием жизни в общении с Иисусом является способность различать голос Святого Духа. Господь обитает в нас Святым Духом. Как говорит апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Конечно же, Святой Дух не может заставить нас делать то, чего мы не желаем. Он обращается к нам, показывает нам путь, подсказывает, каким образом можно исправить совершенные ошибки, что надо предпринять, что изменить, когда попросить прощения и т. д.

Наша задача состоит в том, чтобы услышать этот голос, и тогда, почувствовав капли раннего дождя, мы будем готовы уловить капли и дождя позднего.

Никто из людей не имеет права надеяться на полноту силы Духа, если каждый день он отвергает голос Духа, старающегося показать ему истинный путь.

Не стоим ли мы перед опасностью мистифицировать христианскую жизнь в ожидании «гласа Божия» для принятия какого-либо решения или продолжения начатого дела?

Рассказывают об одном проповеднике, который поутру выходил из дома в ожидании, что Святой Дух обратится к нему в сердце и скажет, что ему надлежит делать в течение дня. Есть множество людей, которые, игнорируя определенные советы Слова Божьего, надеются услышать «голос Божий».

В этом-то и состоит опасность, которой подвергается человек, намерившийся руководствоваться Святым Духом. Дух вдохновил авторов Библии, и посредством Библии Он наставляет Своих сынов. В моменты искушения или нерешительности Дух заставляет нас вспоминать Божественные уроки, содержащиеся в Библии и Духе пророчества. И как же может человек, не изучающий Библию, надеяться, что им будет руководить Святой Дух?

Когда мы открываем Библию, мы должны вести себя как сын, ждущий наставлений отца. А молитва наша должна быть такой: «Господи, укажи мне путь, каким мне идти, наставь меня в течение дня. Мне нужен Твой совет, и поэтому я открываю Твое Слово». Выходи сегодня из дома в уверенности, что Святой Дух напомнит тебе об уроках Господа в самый нужный момент.

Завтра может не наступить

«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2).

Помнишь, я рассказывал о моем отце, который, будучи еще в расцвете лет, услышал голос Иисуса? Но хотя мой отец и прислушался к голосу Господа и стал водить своих детей в церковь, он тем не менее ничего не хотел знать о Библии. Напротив, он чинил в этом смысле всяческие препятствия моей матери. Время шло, и когда дети подросли, отец понял, что христианство повлияло на них таким образом, что ему не пришлось сталкиваться с проблемами отцов и детей, от которых страдают другие родители.

Однажды отец собрал всю семью и сказал: «С сегодняшнего дня можете рассчитывать на мою помощь. Я хочу, чтобы вы продолжали ходить в свою церковь. Если вы захотите, мы даже можем уехать из нашего города в столицу, чтобы вы учились в христианской школе. Единственное, о чем я вас прошу, — не говорите мне об Иисусе. Оставьте меня в покое. Я мечтаю о вашем спасении, а обо мне не беспокойтесь».

Вот так мой отец ступил на стезю равнодушия. Он помогал семье; даже иногда, по особым случаям, ходил в церковь, но не хотел сближаться с Господом.

Время продолжало свой неумолимый ход. Время не останавливается, оно уходит. Мой отец постепенно старел. Я стал пастором. Господь благословлял мою миссию, привлекая ко мне многих и многих людей. Однако меня не покидала печаль, потому что мой отец так и не внял многочисленным призывам Святого Духа.

Однажды я принял приглашение отправиться на пасторское служение в Бразилию. Прощаясь со мной, отец обнял меня и сказал:

— Сынок, не уезжай, я боюсь умереть в твое отсутствие.

— Нет, отец, ты не умрешь. Господь все еще ждет, что ты откроешь Ему свое сердце. Сегодня подходящий день, сегодня день спасения.

Восемь лет прошло с момента того прощания. Неумолимый рак начал забирать жизнь моего отца. Охваченный болью, не дававшей ему заснуть, отец упал на колени и признался, что все годы он боролся не против жены, не против Церкви, не против сына-пастора, а против Иисуса.

Отец принял Иисуса. Я был счастлив находиться рядом с ним в его последние минуты. Я был счастлив совершить для него обряд крещения, но сколько раз я видел, как он кусал от боли подушку, чтобы не закричать и не разбудить детей! Сколько раз я ловил себя на мысли: «Отец, почему ты дожидался боли, чтобы принять Господа?»

Сегодня благоприятный день. Ты можешь сказать Господу «да». Завтра может стать поздно. Используй возможность и вручи свое сердце Иисусу Христу.

Не за праведность твою

«Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный» (Втор. 9:6).

Можно ли прожить правильную жизнь без единения со Христом? Можно ли быть хорошим гражданином, отцом семейства, хорошим начальником или служащим без единения со Христом? Можно ли быть свободным от порока, не будучи единым со Христом? В Библии говорится, что можно, но дается также предупреждение о том, что все эти «праведные» человеческие деяния — греховное рубище в глазах Господа.

Кто скажет, имеют ли мои праведные поступки человеческую или божественную природу? К сожалению, никто не может этого знать. Только Бог и я. Потому что только Богу и мне известно, существует ли между нами каждодневная и постоянная связь.

Как осуществляет Бог Свои праведные деяния в жизни детей Своих? Он пребывает в них силой Святого Духа, направляя тем самым волю человека на борьбу с грехом.

Любое деяние человека, осуществляемое вне единства со Христом, только лишь по соображениям человеческой морали и греховной воли, является в глазах Бога праведностью человеческой. «Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею», — таково предупреждение Израилю.

Спасение — это не вознаграждение. Спасение — это Христос, и Он же есть праведность. Когда мы открываем сердце Иисусу, живем с Ним в единении каждодневно и постоянно, а также позволяем Ему быть внутри нас и освящать нашу волю, — тогда Он приходит, даруя нам спасение и праведность. Итогом этого является жизнь, полная плодов Божественной праведности.

Отправляясь по своим делам, понесем же Христа в сердце нашем. Будем же мысленно едины с Ним во всех наших повседневных хлопотах. Давайте вознесем в нашем сердце хвалебный гимн Богу, почувствуем Его присутствие, и пусть Святой Дух направляет нашу волю, — так мы обретем плоды праведности.