Глава 9. Дар языков

Одним из проявлений Духа является знание и владение различными языками (1Кор. 12, 10) или способность «говорить на разных языках». Относительно владения языками говорится в четырех местах Нового Завета. Три раза об этом говорится в книге «Деяния апостолов», а именно во 2, 10 и в 19 главах этой книги.

А в четвертый раз об этом упоминается в 12-14 главах 1 послания Коринфянам.

В каждом случае греческое слово «глосси» переводится словом «языки». Это греческое слово означает либо анатомический язык, как орган тела, или имеется в виду знание и владение языком.

Нет сомнения, что во 2 главе книги Деяний говорится о владении языками. Там ясно сказано, что люди говорили на разных языках. В этом месте Писания упоминается о нескольких языках. Апостолы и, по-видимому, другие члены церкви, присоединившиеся к ним в день Пятидесятницы, через Духа Святого, чудесным образом получили способность свободно владеть языками, с которыми раньше не были знакомы. «Святой Дух сделал для них то, что в течение всей своей жизни он не могли бы осуществить» (ДА. 39-40 стр.).

Первые христиане, будучи исполнены Духом Святым в день Пятидесятницы, страстно желали передать весть спасения тем, кто еще не знал о ней. Это желание охватило целую группу верующих. Они хотели рассказать всем евреям, прибывшим из рассеяния в Иерусалим на праздник, чудесную историю об Иисусе и Его любви; о том, как Он пришел на эту землю, пострадал и умер, чтобы каждый человек, кто только пожелает, мог бы получить спасение через Его пролитую кровь. Но они не были способны осуществить это, потому что не владели языками пилигриммов, находящихся в то время в Иерусалиме. Но Сам Бог чудесным образом вмешался, чтобы устранить этот языковый барьер для распространения Евангелия.

Дух Святой, сошедший на верующих в виде [67] огненных языков, устранил языковый барьер, мешавший им возвещать Евангелие.

Неожиданно христиане стали способны свободно говорить на разных языках множества людей, присутствовавших на празднике.

Очевидно, все апостолы и другие верующие, сначала разделившись на группы, говорили с ними на разных языках. Как только христиане заговорили на разных языках, все люди услышали весть на своем языке, а в конце дня апостол Петр передал эту весть всему народу.

Книга Деяния апостолов содержит и другие примеры, когда во время проповеди Петра и Павла был обнаружен дар языков. Так, к примеру, в Деян. 10, 44 говорится, что во время проповеди ап. Петра Дух Святой сошел на вновь обратившихся из Кесарии; а под влиянием проповеди ап. Павла (см. Деян. 19, 6),- на уверовавших из Ефеса. В обоих случаях дар Св. Духа проявился в способности говорить на других языках, как это произошло и в день Пятидесятницы. Следовательно, дар языков был дан снова для скорейшего распространения Евангелия.

Несомненно, в портовом городе Кесарии жили люди разных национальностей. В данном случае обладание различными языками способствовало скорейшему распространению вести спасения. Ефес был деловым и коммерческим городом. Там также жили люди из разных стран. И они могли быть достигнуты Евангелием через миссионеров, знавших их языки.

И последний раз упоминается о даре языков в Новом Завете в 1Кор. 12-14 главе. Этот случай наиболее загадочный, чем другие записанные в книге Деяний.

Слово «неизвестные», вставленное перед словом «языки» в переводе короля Иакова и в других переводах еще более усложняет понимание этого места. Слова «неизвестные» нет в оригинале греческого языка,- оно добавлено.

В подлиннике говорится лишь о том, что они говорили языками, т. е. на разных языках, если конечно, сделать более точный перевод.

Во 1Кор. 14, 2 сказано, что говорящие на языке в Коринфе говорили не людям, а Богу. Они говорили тайны; никто не мог понять их. Следовательно, говорящий языком назидал сам себя (ст. 4). Однако Павел желал, чтобы многие члены церкви говорили языками (ст. 5), хотя слушающих это не назидало и не приносило им никакой пользы [68] (ст. 5, 6 и 17).

В 14 стихе Павел заявляет, что говорящий языками, говорит скорее духом своим, а не умом. Следовательно, его разум остается бесплодным. И рядом находящийся не мог благодарить Бога, ибо не понимал сказанного. Павел более всех членов Коринфской церкви говорил языками (ст. 18). Все же он предпочитает лучше пять слов сказать умом своим, чем тьму слов на языке (ст. 19).

Языки, говорит Павел, суть знамение для неверующих (ст. 22). В то же самое время неверующие люди считают, что говорящие языками, которых они не понимали, беснуются (ст. 23).

Павел советовал Коринфской церкви, если уж они говорят языками, то пусть двое или трое говорят по очереди, а затем сказанное должно быть объяснено (ст. 27). Если истолкователя нет, никто не должен говорить языками (ст. 13 и 28), иначе это приведет к недоразумению (ст. 33). Тем не менее, говорить языками не запрещалось ( ст. 39). Но это должно быть сделано организованно. К 1Кор. 14 глава есть много различных толкований по поводу языков, которыми говорили в Коринфской церкви. Многие утверждают, что члены Коринфской церкви наслаждались проявлением дара языков, хотя ни сам говорящий, ни другие не понимали произносимого, но что такое действие дара языков указывало, якобы, на особо возвышенное общение с Богом. Я знаю одного человека, который утверждает, что он не только говорит языками, но и поет языками. Он сознается в том, что не понимает того, что говорит и о чем поет, но от этого он испытывает приподнятое настроение и неописуемое счастье. Коринф был портовым городом. Там находились люди всех национальностей, как в Нью-Йорке и в других портовых крупных городах мира. Многие иностранцы в Коринфе присоединились к церкви Иисуса Христа. Это была многонациональная христианская церковь. Прибыв из разных мест Римской империи, они не все в совершенстве владели греческим языком. Поэтому они предпочитали говорить на своем родном языке и могли свободнее выражать свои мысли, чем на греческом языке.

Когда эта многонацональная церковь собиралась на богослужение, некоторые из них были склонны молиться на своем родном языке. [69] Человек, прибывший из дальнего уголка Римской империи, во время богослужения или на другом специальном служении испытывал желание говорить на своем родном языке, который, естественно, был незнаком для других. Следовательно, в таком случае он говорил не людям, а Богу, как об этом говорит ап. Павел во 2 стихе. А что касается других верующих, то для них оставалось тайной то, что человек говорил на другом языке, и никто не мог из них понять его. Его братья по вере не получили наставления от сказанного, поскольку они не понимали языка говорившего,- он наставлял сам себя.

Павел желал, чтобы все говорили на разных языках (ст. 5). Также дары послужили бы средством приобретения людей, которые тоже владели этими языками. Но для остальных верующих это не приносило пользы, если они не знали других языков (ст. 5, 6, 17).

Что касается ап. Павла, то он более всех других говорил языками. Вероятно он владел арамейским языком, который освоил с детства, когда еще жил в Киликийском городе Тарсе. Этот язык был распространен среди евреев, живших в Палестине во время Иисуса. Но ап. Павел изучал также и греческий язык. По крайней мере он владел двумя языкам. Возможно, в некоторой степени он знал и латинский, поскольку город Тарс находился под властью Римской империи и там сказывалось сильное влияние римлян. В конце концов вся страна была во власти римлян и, вероятно, большинство римских служащих предпочитали говорить по-латыни. Несомненно, он также знал и еврейский язык, которым пользовались в синагогах.

Во время своей евангельской работы во всей Римской империи ап. Павел начинал с посещения еврейских синагог, находящихся в каждой местности. Так это было, когда он впервые прибыл в Македонию. В синагогах, несомненно, говорил он с людьми на арамейском и, вероятно, с книжниками и церковными служителями — на еврейском.

Но как только он покидал еврейские синагоги, он не мог уже больше пользоваться еврейским и арамейским языками, потому что язычники не понимали этих языков. Конечно, в таких случаях он обращался к греческому. Владея этим языком, он мог общаться с языческим народом. Возвещая Евангелие и став апостолом язычников, он был вынужден постоянно пользоваться языком, который отличался от его родного арамейского языка. Таким образом, он мог уверенно скаать, что он владеет другими языками более, чем кто-либо в Коринфской церкви (ст. 18).

Ап. Павел говорит, что «языки суть знамение для неверующих» (ст. 22). И это воистину произошло в день Пятидесятницы. Когда иностранцы, прибывшие с разных мест Римской империи в день Пятидесятницы услышали апостолов [70] и первых христиан, говоривших на их родном языке, они поняли, что это было явное чудо от Бога. Таким образом, языки были знамением для неверующих. Они были вынуждены признать, что это было свидетельством того, что проповедники Евангелия в действительности являлись слугами Всемогущего Бога. Сам Господь дал им способность говорить на языках, которых раньше они не изучали. Совершенное владение этими языками являлось для неверующих признаком того, что через них проявилась сила Божия.

Но когда неверующие заходили в Коринфскую христианскую церковь и находили там двоих, троих или даже четверых одновременно говорящих на разных языках, в одном и том же помещении, они могли считать христиан безумными или умалишенными (ст. 23). Естественным было бы то, что собравшиеся казались умалишенными, разговаривая без переводчиков. Поэтому Павел советовал говорить языком двум или трем и притом по очереди (ст. 27).

Для тех, кто не мог в совершенстве владеть греческим, было лучше прославлять Бога на своем родном языке. Для них лучше было так поступать, чем все время молчать, но в таком случае должен быть переводчик, который мог бы перевести, чтобы и другие верующие поняли сказанное на незнакомом языке. Если так не поступали, языки являлись причиной полной неразберихи и беспорядка (ст. 33). И тем не менее ап. Павел писал о том, что употребление родных языков не должно быть запрещено (ст. 39).

Для нас, АСД, было бы нетрудно воспроизвести ситуацию, которая имела место в Коринфской церкви, когда мы встречаемся на ежегодных совещаниях или на сессии Генеральной Конференции с людьми со всех частей света. Многие из присутствующих на Генеральной Конференции, состоявшейся в 1975 году в Вене, чувствовали бы себя намного непринужденней, если бы говорили на другом языке, нежели на английском или немецком. Представьте, что было бы, если бы все делегаты Генеральной Конференции начали говорить каждый на своем языке одновременно. Место собрания уподобилось бы сумасшедшему дому.

1Кор. 14, 14 особенно смущает многих. Там сказано: «Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода». Создается впечатление, что молитва на незнакомом языке, на самом деле, вроде экстатического лепета.

В притче о бесплодной смоковнице, записанной в Матф. 21, 19 Иисус [71] произнес проклятие над этим деревом, говоря: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». Тот же самый корень слова «плод» употреблен в 1Кор. 14, 14 и в редактированном переводе эта фраза звучит: «Мой дух молится, но ум остается без плода». Точно также перевел эту фразу на немецкий язык и Лютер. В шведском переводе, сделанном в 1917 году, эта фраза звучит также. Уильям Ф. Аридти и Ф. Уилбур Гингрич перевели эту фразу в греческо-английском лексиконе Нового Завета так: «Мой разум бесплоден».

Конечно, существует разница между безумным и бесплодным разумом. Речь, говоривших языками в Коринфской церкви, не была безумной. Они говорили рассудительно и понимали то, что говорили, но несмотря на это, их речь и молитва были бесплодными, т. е. не было отклика в мыслях и сердцах тех, кто слушал их — потому что они не были в состоянии понять их речь. Поэтому в 17 стихе Павел говорит: «Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается», потому что не понимает.

Другое доказательство того, что языки, о которых говорится в 1Кор. 14 относились к осмысленным языкам, мы находим в 21 стихе. Здесь Павел цитирует отрывок из Ветхого Завета, относящийся к иностранным языкам,- он говорит о них, как о языках «глоссаи». Следовательно, использование слова «глоссаи» во всей главе логически имеет одно и тоже значение.

В день Пятидесятницы языки были даром Духа, данным специально для возвещения Евангелия евреям, прибывшим из разных мест Римской империи, и не знавшим арамейского языка.

Это был дар, данный для блага неверующих (ст. 22), пришедших на праздник. С ними можно было общаться только через языки, способность владеть которыми была дана от Духа Святого Иерусалимским верующим. Способность говорить языками в день Пятидесятницы была знамением для неверующих. Иностранцы были убеждены, что апостолы — это вестники Божьи, которым Господь даровал способность говорить на их родных языках. Но Павел советовал выступающим в церкви с пророчеством или какой-либо вестью от Бога, говорить на языке, знакомом всему народу (ст. 22), а не на других языках, которых никто не понимал.

Павел увещевал коринфских верующих стремиться к наивысшему [72] дару Духа.

Это дар любви, на который он указывает в 1Кор. 13, 13 и 1Кор. 14, 2. Достигший наибольшего духовного совершенства, проявит этот дар в наибольшей мере.

Очевидно, некоторые из Коринфских верующих, говоря языками, пытались показать другим, что они обладают Духом. Но в день Пятидесятницы Сам Господь отделил тех, которые обладали Его Духом, от тех, которые не имели его, даровав тем, кто был исполнен Его Духом, способность владеть другими языками. Коринфская церковь в результате разногласий, разделилась на отдельные группы. Те, которые знали другие языки, старались показать этим самым, что они обладали даром Духа, пользуясь этими языками во время церковного богослужения. Некоторые из членов, желая показать себя, говорили по несколько раз и без надлежащего перевода.

Такое поведение или беспорядок осуждался Павлом, хотя он и не исключал дара языков. Он желал, чтобы кроме своего родного все могли владеть и другими языками. Тогда они смогли бы общаться с иностранцами, живущими в городе.

Даже в наше время некоторые из христианских исповеданий считают, что для того, чтобы стать совершенным христианином, они должны обладать даром «языков», или должны владеть языками.

Если кто-то не имеет дара языков, тот не знает Иисуса как своего Спасителя. Апостол Павел решительно исключает такое категоричное понятие риторическими вопросами: «Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор. 12, 29-30). Ответ ясен: нет! Позднее он сказал: «Каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор. 12, 7). Дух не может вызывать недоразумения и разделения, потому что наивысший дар Дух<%-3>а — любовь.