Глава 10. Проявление чудотворения

» Ч удотворение», или проявление всемогущей силы, неразрывно связано с действием Самого Бога.

Это одно из проявлений Духа Святого (см. 1Кор. 12, 10). Сам Господь является Творцом чудес. Для человека многие из Его действий являются чудесами, которые необъяснимы и выше человеческого понимания. Для совершения чудес Он той же силой наделяет Своих последователей.

Моисей был чудотворцем. Возложенное на него служение — вывести народ Израильский из Египта — сопровождалось чудесами.

Но вначале египетские чародеи подражали каждому чуду, совершаемому Моисеем, хотя чудеса были совершены по прямому поручению Божьему. Чародеи так же, как и Моисей превратили жезлы в змей, а воды Нила — в кровь. Они также, как и Моисей, вывели жаб на землю Египетскую (См. Исх. 7<196>8 гл.). Наконец, Моисей выступил перед египтянами как непревзойденный слуга Божий, и с этого момента они больше не могли подражать его чудесам. Сами волхвы признали, что его чудеса были убедительным доказательством и подтверждением его божественного посланничества.

Мы все помним пророка Илию, верного слугу истинного Бога, жившего во времена царя Ахава. На горе Кармил он низвел огонь с неба. Это доказало сомневающимся израильтянам, что он действительно является слугой Божьим. Пророки Ваала потерпели поражение, так как не были в состоянии состязаться с ним (См. 3Цар. 18, 24. 37-39). Елисей был непревзойденным чудотворцем. Он исцелял и даже воскрешал из мертвых.

И Иисус Христос был чудотворцем. Он часто указывал на Свои великие дела, или обращал внимание на творимые Им чудеса, как на доказательство своего божественного авторитета и Своей миссии. В Иоан. 5, 36 Он говорит: «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют обо Мне». В Иоан. 10, 25 Он говорит: [74] «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют обо Мне». И еще: «Если не творю дел Отца Моего, не верьте Мне, а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Отце» (Иоан. 10, 37-38). Искренние люди признавали в Иисусе божественную силу, которой Он совершал Свои дела.

Уже вначале общественной деятельности Иисуса на празднике Пасхи «многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его» (Иоан. 2, 23). Никодим признал Иисуса, как Учителя, посланного Богом, основываясь на чудесах, которые Он творил. Никодим сказал: «Ибо, таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с Ним Бог» (Иоан. 3, 2).

Многие подобно Никодиму были поражены чудесами, которые Он творил: «За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными» (Иоан. 6, 2). «Другие сомневались: как может человек грешный творить такие чудеса?» (Иоан. 9, 16). Чудеса, творимые Им, подтверждали Его претензию, что Он является слугой истинного Бога.

Проповедь Евангелия сопровождалась чудесами, которые творили христиане после Пятидесятницы. У входа в храм Петр и Иоанн исцелили хромого человека (См. Деян. 3, 1-11). В Лиде Петр исцелил расслабленного Енея, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу (См. Деян. 9, 32-41). Павел воскресил из мертвых молодого человека по имени Евтих (См. Деян. 20, 9. 10).

Современники апостолов и первых христиан верили, что они обладали исцеляющей силой.

«Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 15). Вот что пишет Лука о служении Павла в Ефесе: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 11-12). О Филиппе сказано, что «народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса» (Деян. 8, 6).

Подводя итог чудесам, совершаемым первыми христианами, в Евр. 2, 4 сказано: «При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле» (См. также Римл. 15, 18-19; 2Кор. 12, 12).

Чудотворение, которое является одним из выдающихся даров Духа, вновь будет [75] проявлено в конце времени. Согласно лучшим библейским примерам, это будет убедительное доказательство того, что только слуги истинного Бога могут совершать чудеса. Отсюда возникает вопрос: является ли чудотворение обязательным и неопровержимым доказательством божественного посланничества личности, которая совершает их? И подтверждает ли чудотворение его учение, как имеющее божественное происхождение? Однажды моя знакомая рассказала мне об одном чуде исцеления.

Затем она была очень удивлена тем, что, по моему мнению, человек, совершивший подобное чудо не являлся слугой истинного Бога. Ее предположение было таковым, что человек, не служащий Богу от всего сердца не мог бы совершить такого чуда. Ее рассуждения основывались на традиционных библейских объяснениях.

И снова перед нами встает вопрос, который задали во дни Иисуса: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» (Иоан. 9, 16). Людям может быть навязано подобное мнение: «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Иоан. 9, 31). И опять возникает проблема: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Иоан. 9, 33). Вот что говорит сам Иисус о чудесах, совершаемых Им: «Дела, которые Я творю во имя Отца Моего, они свидетельствуют обо Мне» (Иоан. 10, 25).

Чудеса будут выдающимся знамением конца: «Слуги Божьи с сияющими вдохновенным лицами будут торопиться пронести небесную весть во все уголки земли. Тысячи голосов повсюду провозгласят это предостережение. Произойдет множество чудес, больные будут исцеляться, знамения и сверхестественные случаи будут сопровождать верующих» (ВБ. 612 стр.).

Но последователи великого отступника также будут совершать чудеса. «Бесовские духи будут творить знамения» (Откр. 16, 14; Матф. 24, 24. Откр. 19, 20). Вновь будет совершено чудо, подобное чуду на горе Кармил, но на этот раз силою дьявола (См. Откр. 18, 18). Сам сатана будет совершать ложные чудеса (См. 2Фес. 2, 9). И таким образом он будет представлен как ангел света (2Кор. 11, 14). «Он будет творить знамения, чудеса, исцеления до тех пор, пока не закончится время испытания. Этим он будет свидетельствовать о себе, как ангеле света, но не тьмы» (Избр. вести т. 2, 51 стр). «Для АСД эти явные чудеса исцеления будут испытанием» (Там же, 53 стр.). [76] Как и в древние времена, описанные в Библии чудеса будут рассматриваться как убедительное доказательство того, что лица, совершающие их, являются верными последователями и слугами истинного Бога.

И для многих это будет самым веским доказательством.

Мы, АСД, часто с недоверием относимся к подобным сообщениям о чудесных исцелениях и склонны рассматривать подобные сообщения, как результат мошенничества или ловкость рук, следствием индивидуального, а то и массового гипноза. Пожалуй, я воздержусь от осуждения и целительной силы разных вероучений, которые происходили в прошлое время, а также есть и сегодня. Чтобы то ни было там в прошлом или в настоящем, я знаю, что согласно божественному откровению истинные чудеса исцеления, как и другие чудеса, будут совершаться в будущем иной силой через людей, считающих себя слугами истинного Бога.

Большая часть жителей мира будет обманута этими чудесами: «Католики, которые полагаются на чудеса, как на знамение истинной церкви, будут введены в заблуждение этой чудодейственной силой; протестанты, отбросив щит истины, также будут обмануты. Католики, протестанты, мирские люди — все окажутся в плену мертвого благочестия» (ВБ. 588 стр.). Хотя сатана не в состоянии создавать или сообщать жизнь, но временами он может вызвать причину болезни, а затем устранить болезнь, которую сам уже вызвал и тем самым создать впечатление истинного исцеления.

В то время, когда и отступники и искренние последователи Бога будут совершать чудеса,- такие проявления сами по себе не смогут рассматриваться подтверждением истинности того или иного религиозного учения. Наш век является веком величайших научных открытий. Но люди в наше время так же, как и в Средние века, или так называемый век веры, легко поддаются обману чудес. Наука эмпирична. Она основывается на экспериментах и доказательствах. Ее метод — метод экспериментов и наблюдений. Наука считает, что все идеи и предположения могут быть доказаны или опровергнуты путем экспериментов и наблюдений.

Все подвластно разуму и должно соответствовать законам природы. Теория становится зависимой от систематических экспериментов. Недоказуемые гипотезы с легкостью отвергаются. Другими словами, наукой ничего не признается до тех пор, пока что-либо наглядно не может быть доказано.

Научная философия и научный образ мышления проникает во все сферы современной жизни и влияет на мир. Научная точка зрения, что все в этом мире должно быть доказано,- влияет и на религиозное мышление.

В прошлом христианству никогда не приходилось сталкиваться с чем-либо подобным как влияние [77] современной науки. Сегодня христиане вынуждены противостать большему противодействию основам их веры, чем это было во времена Возрождения или Реформации… Следовательно, многие убеждены, что человек вполне превзошел религию, потому что религия неизбежно связана со сверхестественным.

Никогда еще ортодоксальность христианства и вера в Бога так сурово не подвергалась сомнению.

Отсюда и последствия — большинство людей сегодня находятся вне христианской веры.

Многие из них являются просвещенными людьми и сторонниками агностицизма. Они уверены в том, что в глазах общества им необходимо быть агностиками. Некоторые молодые люди относятся к этой группе. Другие, находящиеся вне христианства, пожинают плоды нового течения. Они полностью поглощены материализмом и приобретением земных благ.

Отвергание христианства сегодня не является результатом невежества. Если бы просвещенность (в мирском понимании) была обязательным элементом христианской веры, тогда оно вступило бы в свой золотой век. Многие из не принадлежащих к христианской церкви, рассматривают ее критически и находят ее недостаточной. К несчастью, они смотрят на христианство с неправильной точки зрения, требующей наглядных доказательств или подходят к нему с методом, приемлемым лишь для науки. Но в жизни существуют некоторые факты, которые невозможно исследовать или обнаружить путем чувственного восприятия. Наука же утверждает, что все вещи должны быть наглядно доказаны или восприняты чувствами.

Личная жизнь каждого человека включает в себя субъективные или личные факторы. Эти особые факторы весьма существенны в жизни каждой личности, потому что через них открывается личность человека, как разумного существа. Как вы можете доказать существование любви? Молодая девушка ответит: «Я уверена, что он любит меня, потому что заботится обо мне, угощает конфетами и дарит цветы». Но это вовсе не доказывет, что он любит вас. Все это он может делать из-за любви к себе или из-за желания получить что-либо взамен. В 1Кор. 13, 3 мы читаем: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею,- нет мне в том никакой пользы».

Истинная религия — это личная живая связь с Богом, основанная на святом и близком взаимоотношении между человеком и Богом, подобно существующему между мужем и женою. Следовательно, совершенно бесполезно пытаться убедить скептика в Божьей благодати. К тому же неверующий не обращается путем довода или спора. Для того, чтобы неверующий поверил в Бога и Его благость, он должен лично познакомиться с Богом, а затем только отказываться от своих прежних убеждений. Для того, чобы поверить в Бога и довериться Ему, надо знать Его. Без личного знакомства с Богом, ни логика, ни разум [78] не в состоянии убедить его в существовании Бога и Его милости.

Мы часто считаем, что в наш просвещенный век, научный век, чудеса немыслимы. В этом отношении христианин, который все же верит в чудеса, является анахронизмом — не идет в ногу со временем, в которое живет. Он верит в сверхестественную силу, независимую от природы. Как верующие в сверхестественную силу, христиане знают, что чудеса исходят либо от Бога, либо от сатаны.

Возможны ли чудеса? Совершаются ли чудеса? Но пока научный мир искоса смотрит на чудеса. Если рационалист видит явное чудо, он опровергает его. После воскресения Иисус являлся друзьям. Не было необходимости Христу являтся Своим врагам,- они ни за что не поверили бы в Его воскресение. В Евангелии от Луки 16, 31 говорится: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят». Видеть — еще не значит верить.

Но в последнее время чудеса будут совершаться с такой силой, что все поверят в их реальность.

В наш научный век люди будут убеждены, что существует загробная жизнь, когда они увидят, как их близкие после смерти являются им.

Но их появившиеся вновь умершие друзья — не что иное, как явление злых духов, а не возвращение с того света их дорогих близких. Когда они увидят огонь, сходящий с небес по повелению какого-нибудь проповедника, они вновь поверят тому, что совершитель чудес является слугой истинного Бога. Все те, образ мыслей которых был сформулирован под влиянием научной философии, будут обращены к небиблейским понятиям о природе человека и состоянии умерших, когда увидят лицом к лицу своих давно умерших близких и родных. Видя эти чудеса, они будут побеждены великим обманщиком. Для тех, кто был научен и воспитан под влиянием научной философии, основанием их веры будет видение.

«Вначале многие смотрят на спиритизм, как на элементарное мошенничество, но, столкнувшись лицом к лицу с такими явлениями, которые невозможно расценивать иначе, как проявление естественной силы, они поддадутся обману и примут их за великую силу Божью» (ВБ. 553).

«Для всех придет время испытания. Искушения выявят истинных христиан. Утвержден ли теперь народ Божий так твердо в Его Слове, чтобы не поддаваться этому соблазну? Будет ли он в это критическое время придерживаться Библии и только Библии?» (ВБ. 625 стр.). Истинные последователи Господа в эти часы испытаний должны иметь веру, которая была бы сильнее свидетельства их чувств. Это доверие [79] к Божьим словам должно совершенствоваться сегодня.

Невежество, существовавшее в Средние века, было благоприятным условием для успеха великого отступника. «Многие люди настаивают на том, что интеллектуальная и нравственная тьма, преобладавшая во времена Средневековья, благоприятствовала распространению догм и предрассудков католицизма, способствуя его жестокости… Но вскоре обнаружится, что время величайшего просвещения равным образом будет ему благоприятствовать» (ВБ. 572-573). Во времена веры это отступление использовало веру или легковерие для своего успешного развития.

Во времена науки будет использован научный метод. Средства, используемые великим отступником, соответствуют философии и убеждениям соответствующего века.

«Антихрист будет перед нашими глазами творить чудеса.

Его подражание истине будет настолько поразительным, что только с помощью Священного Писания можно будет отличить истину от подделки. Каждое чудо и каждое утверждение должно проверяться библейским свидетельством» (ВБ. 593 стр.).

В надвигающейся буре, которая вскоре готова разразиться над нами — в борьбе с сатаной мы должны последовать примеру Иисуса: «Иисус противостоял сатане словом Священного Писания: «Так написано!» — говорил Он.

При каждом искушении оружием Его борьбы было Слово Божье. Сатана требовал от Христа совершения чудес, но именно полное, совершенное доверие Богу, выраженное словами: «Так говорит Господь» — было таким доказательством, которое невозможно было опровергнуть. До тех пор, пока Иисус находился в таком положении, искушение не имело над ним власти» (ЕГУ. РГ. 14 мая 1908 г.). Совершение чудес никогда не должно быть проверкой истинности учения; скорее истинное учение должно быть проверкой совершенного чуда.

«Давайте твердо доверимся Божьим словам, помня о том, что мы являемся Его сыновьями и дочерями. Давайте вырабатывать привычку доверять Его Слову. Своими сомнениями мы раним сердце Христа; ведь Он дал нам такое свидетельство Своей любви» (ЕГУ. РГ. 28 февраля 1907 г.).

Хотя Бог безграничен как в силе, так и в источниках,- Он не изливает Своей силы просто так для показа. Поэтому Он не злоупотребляет совершением чудес. Совершение чудес и другие проявления Духа даны для блага церкви, а не для демонстрации. Дары Духа даются с определенной целью в ответ на особенные нужды церкви, необходимые для данного времени. Говоря о служении апостола Павла в Ефесе, Елена Уайт пишет: «Апостолы не всегда могли совершать чудеса по своей воле. Господь наделял Своих слуг этой особенной силой для успеха Его дела или для восстановления чести Его имени» (ЕГУ. «Очерки из жизни Павла», стр. 135).

Этот принцип и до сих пор остается в силе и является верным. Бог наделит различными дарами Духа для необходимых нужд Свою церковь, поэтому «каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор. 12, 7).