Глава 15. Хула на Духа Святого

О хуле на Духа Святого Иисус сказал: «Посему говорю вам; всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам,» (Матф. 12, 31). Это и есть грех к смерти, как об этом говорит ап. Иоанн в своем послании» (1Иоан. 5, 16).

Что же из себя представляет этот ужасный грех, которому нет прощения? Прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, лучше было бы рассмотреть некоторые примеры, записанные в Библии, когда люди совершали непростительный грех или хулили Духа Святого.

Корей, Дафан и Авирон, восстав против Моисея и Аарона, похулили Духа Святого, совершили непростительный грех (См. Числа 16 гл.). Эти три человека возбудили народ и возглавили восстание, состоящее из 250 выдающихся людей Израиля. Они обвинили Моисея и Аарона в том, что те присвоили себе очень большие права. Они настаивали на том, чтобы и они также могли участвовать в руководстве людьми. Они считали, что Бог и их призвал к руководству.

Моисей не пытался оправдать себя. Он предоставил это дело Богу и просил Его о том, чтобы Он сам разрешил этот вопрос (См. Числ. 16, 4-11). Божье решение обнаружилось в том, что земля разверзлась и поглотила троих главных бунтовщиков вместе с их семьями (см.ст. 31-33). После этого с неба сошел огонь и пожрал их 250 сторонников (ст. 35).

Елена Уайт говорит, что Корей, Дафан и Авирон «совершили непростительный грех, похулив Духа Святого, грех, при котором сердце человека совершенно ожесточается против влияния божественной благодати» (ПП. стр. 405). Ясно, что эти три бунтовщика совершили непростительный грех, так что Сам Бог лишил их жизни, уничтожив их немедленно».

Другой пример хулы на Духа Святого мы видим в жизни Саула, первого Израильского царя. После того, как Самуил помазал его [108] царем, он стал обращенным и получил помазание Духа Святого. Он стал новым человеком (См. 1Цар. 10, 6. 9). «Огромное изменение произошло в нем посредством Св. Духа. Свет божественной чистоты и святости засиял во тьме плотского сердца. Он увидел себя таким, каким видел его Бог.

Он увидел красоту святости» (Там же, стр. 610, 611). Господь Сам призвал Саула стать царем.

Он наделил его Духом Святым (См. 1Цар. 10, 6-10). Однако пришел день, когда Саул отказался следовать Божьим повелениям относительно полного уничтожения врагов Божьих — амаликитян. Да, он частично повиновался, но не полностью. Он предпочел планам Божьим свои собственные планы. После этого через некоторое время Дух Святой оставил его (См. 4Цар. 16, 14). В конце концов, он совершенно отказался от повиновения Богу, обратившись за советом к волшебнице из Аэндора по поводу предстоящей войны с филистимлянами. В начале своего царствования он сам издал приказ, чтобы во всей стране медиумы были преданы смерти (См. 1Цар. 28, 9). Саул, оставленный Богом и пораженный филистимлянами, умер на поле сражения, которое закончилось гибелью его самого и его армии. Он погиб безвозвратно (См. 1Цар. 31). Он пренебрег «обличениями и предостережениями Слова Божия и Его Духа Святого» (Там же, 633).

В наше время то же самое делают многие люди. Они говорят о своей вере в Бога и в Его учения. Но поскольку Бог и Его учения не согласуются с их мышлением, они осуществляют свои планы и следуют своим понятиям, пренебрегая волей Божией. Царь Саул так и поступил; и поступая так, он окончательно оскорбил Духа Божия. Он так и погиб навечно, хотя однажды был исполнен Духом Святым.

Приписывание работы Духа Святого сатане — это другой вид греха против Духа Святого.

Так поступили книжники, когда говорили, что Иисус изгоняет бесов силою бесовского князя Веельзевула (См. Марк. 3, 22). Иисус предупреждал их об этом. «Фарисеи, которых предостерегал Иисус, и сами не верили тому, в чем они Его обвиняли… Они слышали голос Духа, провозглашающего Его Помазанником Израиля. Этот Дух призывал следовать за Ним». (ЖВ. 322 стр. ориг.).

Эти люди заглушили побуждения Духа Святого. Этим они согрешили и отвергли время благодати, предоставленное им.

Если мы лжем Духу Святому, то совершаем другой вид непростительного греха.

Анания и Сапфира, члены молодой Иерусалимской церкви, проявили лицемерие и обманули Петра, сказав, что они продали имение за цену, которую принесли в церковь, как пожертвование. Так поступив, «они солгали Духу Святому, и их грех получил [109] возмездие посредством немедленного и ужасного суда». (См. Деян. 5, 1-11).

По природе все люди — грешные. Но именно грешников Иисус пришел спасти. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19, 10). Он спасает падшее человечество посредством Духа Святого. Он спас и Марию Магдалину, хотя она была падшей женщиной, опозоренной и павшей в явных грехах. Окликнувшись на призыв Божий, «она стала причастницей Божеского естества». Та, которая так низко пала и чей разум был пристанищем демонов, так сильно сблизилась со Спасителем в святом общении и служении». (ЖВ. 568). Это Мария так долго стояла у креста (См.

Матф. 27, 56). Мария участвовала в погребении Иисуса (См.Матф. 27, 61). Она первая пришла ко гробу Иисуса утром в день Его воскресения (См.Марк. 16, 1). Мария, которая была очищена от своих грехов и омыта кровью Иисуса белее снега, также была первой, провозгласившей о воскресении Спасителя» (См. Марк. 16, 9-10).

В деле спасения Иисус никогда не отворачивается от человека из-за его падшего состояния, если только он готов и желает откликнуться на зов Его любви, посылаемый через Духа Святого. «Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7, 25).

Дух Святой работает над необращенным грешником. Если бы не Он, то никто не мог бы прийти к Иисусу с покаянием во грехах. Иисус Сам сказал, что Дух «обличит мир о грехе» (Иоан. 16, 8).

Это служение Духа для неверующих, которое богословами называется милостью или благодатью, было исполнено Им (Духом) в день Пятидесятницы. Слушатели пришли и сказали Петру и прочим апосталам: «Братья, что нам делать?» и Петр сказал им: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,- и получите дар Св. Духа» (Деян. 2, 37-38). Хвала Господу! Грехи этих людей, прибывших на праздник, были изглажены.

Но грех против Духа Святого непростителен и ведет к вечной смерти. Многих смущает и озадачивает этот непростительный грех, совершаемый против Духа Святого. Они желают знать, что он из себя представляет на самом деле. Некоторые боятся, что совершили этот грех и находятся в страхе, что они навсегда погибли. «Никто не должен считать, что грех, совершаемый против Духа Святого, является чем-то неопределенным и таинственным». (ЕГУ. К. АСД. т. 5. 1093 стр.).

Из четырех библейских примеров, описанных выше, мы узнали, что грех против Духа Святого может быть совершен разным способом. Корей, [110] Дафан и Авирон, восстав против помазанников Божиих и упорно сопротивляясь им, совершили этот грех, настойчиво идя своим путем и пренебрегая волей Божьей. Царь Саул совершил этот грех, настойчиво идя своим путем и пренебрегая волей Божией. Во дни Иисуса еврейские руководители совершили этот грех, приписав работу Божью дьяволу, Анания и Сапфира оказались виновными, солгав Духу Святому.

Вот, совершая такие действия и им подобные, мы прежде всего огорчаем Духа Святого (См. Ефес. 4, 30). Настойчиво действуя таким образом, мы можем даже отвергнуть Его и лишиться Его влияния. (См. 1Фес. 5, 19). Непростительный грех или хула на Духа Святого — это упорное отвержение света.

Это неизбежно ведет к духовной слепоте и ожесточению сердца человека, который будет глух к многочисленным и продолжительным побуждениям Духа Святого. В конце концов, душа будет объята тьмой, такой человек будет навсегда потерян, потому что он лишил себя способности быть восприимчивым к побуждениям Духа Святого.

Грех, который Бог не прощает — это непризнаваемый, любимый и неисповеданный грех, потому никогда не оставляемый.

Этот грех пойдет вместе с грешником в могилу и принесет вечную смерть. В конечном итоге — это грех своеволия, который часто проявляется в человеческой гордости и явном эгоизме. «Грех, совершаемый против Духа Святого — это грех упорного отказа ответить на призыв покаяния». (Там же).

Пытаясь объяснить это в классе студентам, я обычно рисовал большую яму или колодезь. На дне этой ямы находился человек. Исключена возможность, что он сможет выбраться из этой ямы, по ее стенам, но на краю этой ямы стоит человек с веревкой. Он спускает веревку человеку, находящемуся на дне, и просит того обвязать ею свою талию и держаться за нее, пока он и другие люди не вытащат его. И хотя веревка была спущена ему, человек, находяшийся в яме, упрямо держит свои руки в карманах и с пренебрежением смотрит на нее. До тех пор, пока он игнорирует веревку, для него нет ни помощи, ни спасения. Ему было предложено спасение из ямы, но он отказался от помощи, не ухватившись за веревку. Таким образом и Дух Святой пытается спасти нас, но если мы отказываемся ответить на Его призыв, для нас больше не существует спасения. Бог не желает, чтобы мы погибли, в нашей гибели будем виновны только мы.

Св. Дух хочет согреть нас Своей любовью и сделать нас способными исполнять волю Божию, но мы можем затушить Его теплоту, подобно тому, как если возьмем сырой коврик и накинем его на горящую свечку. Если мы упорно отказываемся ходить во свете и будем продолжать лелеять грехи, зная при этом, что они ненавистны Богу, тогда мы находимся на очень опасном пути. [111] Молиться Богу и в то же время продолжать лелеять идола в своем сердце,- это богохульство.

Бог отвернется от такого человека. (См. Иезек. 14, 7-8). Если мы не откажемся от этих идолов, придет день, когда мы станем «бесчувственными» (Ефес. 4, 19). Больше мы никогда не услышим голос Св. Духа и Его призыв к покаянию. Наша молитва должна быть подобна молитве Давида: «И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения». (Пс. 18, 14). Умышленные грехи — это те грехи, которые мы совершаем умышленно с широко раскрытыми глазами.

Если мы упорно идем против воли Божией и отказываемся покаяться в грехах, тогда, в конце концов, мы придем к тому, что будем верить заблуждению. «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес. 2, 11-12). Иногда находясь в разъездах, мне приходится останавливаться в гостинице, не всегда имея будильник при себе. В таком случае я прошу служащего разбудить меня утром, в определенное время. Представьте себе, что после того, как я попросил его позвонить мне и разбудить меня в 5 часов, я снял телефонную трубку. Наступило 5 часов, а я все еще крепко сплю, ничего не зная о времени.

Изгоняя Духа Святого из наших сердец, мы можем порвать свяь с Богом, так что он больше не сможет обличить нас во грехе. Без обличения не может быть покаяния, а без покаяния не может быть прощения. В таком случае мы будем навсегда потеряны, потому что только посредством Св. Духа Бог может предупредить и обличить нас во грехе. Не потому, что Он не желает простить нас, а просто Он уже, в таком случае, лишен средства, которым можно спасти нас. Мы становимся подобны тому человеку, на дне ямы, возле которого висит веревка для спасения.

Духу Святому свойственны кротость и смирение. Он никогда не испытывает недовольства. Он во всякое время добр. Но Он не будет терпеть постоянно повторяющийся грех. Поступая своевольно, я не могу расчитывать на то, чтобы Он пребывал постоянно со мной. Такое поведение, в конце концов, огорчит Его. Если я беззаботен и легкомыслен, это также может огорчить Его. Я могу делать то же самое своим равнодушным отношением к Нему.

Я могу лишиться Духа и заглушить голос Божий в душе. Когда свет исчезнет, наступает глубокая тьма. Для такого человека больше не будет утра. Тьма — это вечное разделение с Богом.

Бог не желает нашей гибели — это не в Его плане. «Не медлит Господь [112] исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр. 3, 9). Пр. Иезекииль повторяет то же самое божественное намерение. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших, для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33, 11). Наш Спаситель всем нам предлагает вечную жизнь при условии, если мы соединимся с Ним.

Когда мы сольемся с Ним, подобно тому как срастается ветвь с виноградной лозой, мы будем жить Его жизнью и иметь Его силу.

Подобно тому, как ветвь не может существовать в отрыве от лозы, так и мы не будем иметь жизни, находясь в стороне от Иисуса. Мы должны сделать твердое решение ухватиться за веревку, которую небесный Отец со Христом опустили в яму греха. Эта веревка, или соединяющее звено, есть Святой Дух. Если мы не откликнемся на Его умолящий зов, тогда мы погибнем навсегда. Если мы будем противиться Его желанию спасти нас от этой ямы, непременно мы огорчим все три Личности Божества.

Для того, чтобы принять спасение, человек должен почувствовать в этом нужду. Спасение только для тех, кто нищ духом, смирен и сожалеет о своих грехах. «Господь до тех пор не сможет восстанавливать человека, пока последний не осознает свою беспомощность, не откажется от самонадеянности и не отдаст себя руководству Божию». (ЖВ. 300).

Человек не может сам покаяться во грехе. Иисус Сам сказал, что это работа Св. Духа. Он сказал: «И Он пришед обличит мир о грехе, о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня, о правде, что Я иду к Отцу Моему и уже не увидите Меня. О суде, что князь мира сего осужден». (Иоан. 16, 8-11). «Истинное покаяние в грехе — это результат работы Святого Духа». (ЖВ. 300).

После того, как человек осознает свои грехи, он должен покаяться.

«Но если не покаетесь, все также погибнете». (Лук. 13, 5). Чтобы Бог смог простить человека, последний должен сначала покаяться. «Христос прощает тех, в которых Он сначала производит покаяние». (ЕГУ. Нагорн проп.

стр. 7). Грешник должен сожалеть о своих грехах, чтобы поступать праведно. Бог не оставит без внимания ни [113] одного неисповеданного греха, хотя Он праведен и милосерд. Он простит только те грехи, которые будут исповеданы. (См. Прит. 28, 13).

Кто-то должен умереть за наши грехи.

В конечном итоге, или мы сами должны будем умереть в огненном озере или Иисус умер за нас на кресте. Ап. Петр сказал: «Его возвысил Бог десницею Своею в начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов». (Деян. 5, 31). Как покаяние, так и прощение — это дары Божии. «Благость Божия ведет тебя к покаянию». (Римл. 2, 4).

Но мы можем совершать непростительный грех более скрытно, а именно, если неоднократно будем принимать предложение врага об отсрочке ответа на призыв Духа Святого.

Я знал одного очень хорошего человека. Но его служба препятствовала ему принять Божью истину, и стать членом церкви остатка. Он говорил, что когда пойдет в отставку непременно примет Божью истину и присоединится к церкви. Наконец пришел тот день, когда он пошел в отставку, но он так и не принял Божьего плана относительно его жизни. Он был хорошим, честным человеком, но он сказал: «Теперь мне невозможно посвятить Богу остаток своей жизни». Он пришел к выводу: «Всю свою жизнь я прожил без Него, и с моей стороны будет нечестно и малодушно придти к Нему, когда моя жизнь подходит к концу». Так он никогда и не посвятил своей жизни Богу.

Нам следует помнить, что постоянно повторяющиеся действия формируют привычку. А привычки в свою очередь формируют характер. Этот человек слишком долго откладывал посвящение своего сердца Господу, так что это стало для него привычно и в конце концов, это стало свойственным его характеру. Для него стало невозможным в возрасте 65 лет или старше посвятить свою жизнь Богу. Он неоднократно отказывался делать это, так что для него стало невозможным изменить свой образ действий. Сатана знает, что если неоднократно ему удастся уговорить нас отложить решение принять Христа,- в конечном итоге мы станем его. Нам следует помнить, что решение, не сделанное в пользу Христа — это решение сделанное в пользу сатаны. Многие честные люди попадаются в эту хитрую ловушку сатаны. Таким образом, также может быть отвергнут Дух Святой.

Когда человек отказывается ответить на благость Божию, которая намерена привести к покаянию (См. Римл. 2, 4), его отказ принять Божью благодать — приведет к непростительному греху и, следовательно, к смерти.