Глава 16. Народ, исполненый Духом — заключительная работа

На горе Елеон, перед Своим вознесением на небеса, оставшимся одиннадцати апостолам Христос сказал: «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1, 8). Апостолы получили это обетование перед самым началом евангельского поручения. Вскоре после того, как они были исполнены силой Святого Духа, они начали осуществлять предназначенную для них Богом работу. Духом исполненная апостольская церковь неся весть о спасении, в течение 30 лет евангелизировала весь мир.

В течение трех десятилетий эта весть облетела тогдашний мир и каждый человек услышал Евангелие. (См. Кол. 1:23).

Мы проповедуем эту весть уже более 150 лет и все еще перед нами стоит колоссальная задача. Только в одной Африке миллионы людей еще никогда не слышали об имени Христа, не говоря уже об адвентистской вести. В одной стране Южной Азии, население которой составляет более 620 млн. человек, только 60000 являются Адвентистами седьмого дня.

В этой стране Индии находятся более, чем 1 млн деревень, кроме многочисленных, больших и крупных городов. Если бы Христос, будучи на земле, начал бы посещать в день одну индийскую деревню и так продолжал бы делать каждый день, Он закончил бы посещение всех деревень Индии где-то в 27000 году.

В настоящее время население земли приблизительно насчитывает около 5 миллиардов (более 7) человек, и оно увеличивается с огромной скоростью — более 70 миллионов человек в год.

Эта цифра возрастания населения земного шара, равная населению Франции, Бельгии и Голландии вместе взятых, ежегодно прибавляется к количеству населения живущего на земле или каждые 12 лет к количеству населения нашей планеты прибавляется такая густонаселенная страна, как Китай. Ежегодные темпы прироста населения в мире составляют 1,8%. С такими темпами возрастания население земли увеличивается в 2 раза за 38 лет.

С человеческой точки зрения я сказал бы, что если в будущем у нас не будет более [115] быстрого прогресса, чем мы имели в прошлом, эта работа никогда не закончится. Но, слава Богу, несмотря на это, божественная весть постепенно охватывает большую часть населения земного шара. В 1910 году был только один Адвентист седьмого дня на 13000 человек, в 1968 году на 2200 человек был один Адвентист, но в настоящее время, приблизительно на 1430 человек приходится один Адвентист. Население земного шара быстро увеличивается, но церковь Божия увеличивается еще быстрее…

Сегодня дело апостолов — это наше дело.

Также нашим является и обетование о всемогущей силе. Это подтверждает вестница Божья: «Поистине сегодня нам также, как и первым ученикам принадлежит обетование Духа… В этот самый час Его Дух и благодать предлагается всем, кто нуждается в них и всегда готов доверять Ему на основании Его Слова». (ЕГУ. СЦ. т. 8. стр. 20).

Рассматривая Божью работу в мировом масштабе, нам следовало бы постоянно помнить это обетование. Работа будет закончена Богом и Его силой. Это Его дело и Он уверяет нас, что «Он окончит дело и скоро решит по правде». (Римл. 9, 28). М<%-4>ы — мужчины и женщины — никогда не закончим дела, Бог закончит его и Он совершит это через нас, если мы пожелаем стать орудием Его божественной силы.

Являясь соработниками Божьими в окончании Его дела, каждый из нас в отдельности, а также и церковь имеет великую нужду в исполнении Духом святым и Его силой. Прежде всего, мы не нуждаемся в большем количестве денег. Деньги хороши и нужны, но это не такая уж необходимость. Апостолы не имели их, но они были исполнены полнотою Духа Святого. Мы даже не столько нуждаемся в большом количестве крупных институтов. Институты никогда не окончат дела; мужчины и женщины, исполненные духом, помогут Богу окончить Его дело на земле.

Конечно, мы не нуждаемся в более совершенной организации. Организация Церкви Адвентистов седьмого дня включает весь земной шар и распространена повсюду. Это одна из лучших систем организации, какой не имеет ни одна протестантская церковь. И не так уж мы нуждаемся в высшем образовании, Мне которому пришлось длительное время совершать свое служение в наших институтах,- не следовало бы недооценивать и умалять важность высшего образования. Я знаю только одно, что нам необходимо, как членам остатка церкви, стать могущественными свидетелями Христовой спасающей силы [116] и Его скорого пришествия во славе, чего не в состоянии дать обучение; необходимо исполнение полнотою Духа Святого в такой степени, чтобы Бог через нас мог бы использовать наши сегодняшние финансовые, образовательные, организационные преимущества с наивысшей отдачей.

Около 30 лет тому назад один из вице-президентов Генеральной Конференции сказал, что вероисповедание Адвентистов седьмого дня — это спящий исполин. Как народ со всеми нашими институтами и прекрасной организацией, мы обладаем огромными возможностями для эффективной и быстрой евангелизации всего мира.

Для того, чтобы эти возможности были использованы в наивысшей степени и достигли цели, необходима во всей Его полноте сила Св. Духа.

Утверждают, что Наполеон сказал: «Китай — это спящий лев.

Не будите его.

Если Китай проснется, он изменит весь мир». В настоящее время мы являемся свидетелями пробуждения Китайского льва.

Менее чем 30 лет тому назад дремлющий Китайский лев вяло начал просыпаться и оказывать влияние на международные дела. Народная Китайская Республика заявила о своих суверенных правах. Почему сегодня западные страны не вводят свои войска в Китай, как это они делали веками и во время боксерского восстания в Китае, и не диктует ему, что и как делать? Европейские страны водили Китай за нос в своих интересах, применяя политическую экстратерриториальность, чего никакая нация, сознающая свою силу и мощь не стала бы терпеть. Что произошло с Китаем? В действительности, ничего особенного, кроме того, что сегодня он имеет силу благодаря духу национализма.

Сегодня мы — Божия церковь — нуждаемся в силе через исполнение Духом живого Бога. Без Святого Духа наши усилия мало что достигнут. «Это отсутствие Св. Духа делает евангельское служение таким слабым» (Там же, стр. 21). «Ничто, даже пролитая кровь Христа на Голгофском кресте, не дает пользы без Духа Святого» (ЖВ. 671 стр.). Мы живем в период особой милости Духа Святого («Свид проп.», стр. 511-512). Но можно сделать вывод, что мы не сознаем должным образом нужды в силе и способности к служению, которые были бы наши, при условии исполнения Духом Святым.

Муди проповедовал годами, когда однажды в его сердце появилось искреннее сильное желание иметь Духа Святого, он начал чувствовать, что жизнь потеряла для него всякий смысл, пока он не сможет получить этот божественный дар для эффективного служения. В это самое время Чикаго пострадал от большого пожара, и Муди был послан в Нью-Йорк, чтобы попросить денег для восстановления города. Он непрерывно плакал, желая исполниться Святым Духом. Вот его [117] слова: «Я не расположен был просить. Я не мог обращаться к людям. Я все время плакал — чтобы Господь наполнил меня Его Духом. Но однажды в городе Нью-Йорке — о, какой это был день! Я не могу его описать, я редко говорю о нем, это слишком дорогой и священный опыт, чтобы о нем упоминать. Павел имел опыт, о котором он не говорил 14 лет. Я могу только сказать, что Бог открыл Себя мне, я настолько почувствовал Его любовь, что просил Его о том, чтобы Он задержал Свою руку на мне. Я опять пошел проповедовать. Проповеди были те же самые, я не говорил о новых истинах и все же сотни были обращены. Я не хотел бы сейчас быть там, где я был до того благословенного опыта: если бы вы смогли мне дать весь мир — это было бы пылинкой на весах» (В. Муди. «Жизнь Д. Л. Муди», 149).

Это был опыт Муди, «Почему мы не жаждем и не алчем дара Духа, ведь это единственное средство для получения силы?.. Присутствие Духа в среде работников Божьих придаст истине такую силу, что ничто в мире не сравнится с этим». (СЦ, 8. 22).

Бог ждет, чтобы Его народ просил об исполнении Его обетования — не просто быть крещенным Духом, но чтобы быть исполненным Духом и быть руководимым Им.

И если мы, как Его народ не пожелаем этого, Он найдет другие средства для возвещения Своей вести последнего времени. При триумфальном входе в Иерусалим, Иисус ответил фарисеям, когда они просили Его запретить людям, провозглашающим Его «Царем, грядущим во имя Господне». (Лук. 19, 28): «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (40 ст.). Если мужчины и женщины откажутся, дети и даже камни и скалы возвестят его последнюю весть этому миру.

Бог уже в прошлые времена использовал детей. Во время адвентистского пробуждения в Европе в 1830 годах в начале 1840 г. В Швеции власти запретили проповедовать всем кроме служителей государственной церкви. Некоторые, такие как Ола Боквист и Эрик Волбот, пытавшиеся проповедовать, были заключены в тюрьмы. При таких обстоятельствах шведские дети-проповедники начали провозглашать Божью весть, необходимую в то время. (ВБ. стр. 366, 367). Если нужно будет, Бог вновь совершит то же самое или камни возопиют.

Бог от нас не зависит. «Бог может осуществить Свою цель в спасении грешников и без нашей помощи; но ради того, чтобы мы могли развить Христов характер, мы должны стать Его соработниками». (ЖВ. 142 стр.). Он хочет использовать нас.

Бог не допустит того, чтобы из-за нашего нежелания, другие закончили [118] Его работу. Но в определенное время явления Его силы, Его народ будет готовым. (См. Пс. 110, 2). Бог намерен закончить Свое дело на земле через мужчин и женщин остатка церкви, которые будут исполнены и руководимы Его Духом.

Чаще всего о Святом Духе упоминается в Деяниях апостолов, более чем в какой-либо другой книге Библии. Вероятно более подходящее название этой книги было бы Деяния Святого Духа, так как апостолы и их друзья христиане, совершая Божью работу, выполняли лишь указания Св. Духа. Они были исполнены Духом и действовали согласно Его побуждениям.

По указанию Духа Филипп имел беседу с ефиоплянином, с которым встретился по дороге в Газу (См. Деян. 8, 28). По указанию Духа Петр пошел в дом Корнилия (См. Деян. 10, 19-20). Иерусалимское совещание вынесло решение на основании того, что это было «угодно Святому Духу» (Деян. 15, 23). Павел не был допущен идти в Вифинию и, согласно указанию Святого Духа, он направился в Македонию и в Европу. (См. Деян. 16, 6-9). Это лишь несколько примеров, где мы видим руководство Духа Святого. Книга Деяний — это запись дел, совершенных церковью под руководством Св. Духа. Дух руководил всеми деталями работы.

Но детальные указания Св. Духа не гарантировали апостольскую церковь от противодействий и гонений. Книга Деяний описывает триумфальное, победоносное шествие церкви среди препятствий, гонений и многократных тюремных заключений вестников Евангелия. Слишком часто мы забываем о тех испытаниях, с которыми пришлось встретиться церкви во время апостолов. Подобно тому, как Святой Дух упоминается в книге Деяний более чаще, чем в какой-либо другой книге Библии, также книга Деяний больше других книг Библии упоминает о гонениях и заключениях вестников Евангелия.

Возможно история, описанная в книге Деяний, готовит нас к тем обстоятельствам, при которых мужчины и женщины, исполненные Духом закончат дело Божие на земле. Божье дело не окончится во время спокойствия и мира, а также обильного материального благополучия народа Божьего. Очевидно, такое время и благоприятные обстоятельства не способствуют быстрому распространению Божьей истины, нежели времена недостатка и страданий. Божье дело на земле окончится, во время преследования Божьего народа.

Наш мир постигнет такой экономический кризис, что АСД вынуждены будут сделать определенное решение [119] действовать за или против Божьей воли (См. Откр. 13, 11-12). Те, которые останутся верными Господу, с радостью исполнят Божью волю относительно их в каждой мельчайшей подробности, как поступали верующие, исполненные Духом после Пятидесятницы. Тогда все АСД будут не только крещены Духом, но и будут наполнены Им. Исполненные Духом, они во всем будут поступать согласно Его побуждениям, подобно тому, как Мария помазала ноги Иисуса, хотя она не могла объяснить причину своего поступка.

Последнее и заключительное провозглашение Божьей истины перед самым пришествием Иисуса, как Царя царей и Господа господствующих символически изображено третьим ангелом 14-ой главы Откровения и ангелом 18-й гл. Откровения. Об обстоятельствах, которые вскоре произойдут, сказано: «Невозможно описать то переживание, которое постигнет народ Божий, живущий на этой земле, когда небесная слава и гонения прошлого вновь повторятся одновременно. Они будут ходить во свете, исходящем от престола Божия. Посредством ангелов между небом и землею будет осуществляться постоянная связь» (Свид. т. 9, стр. 16).

Но сила Божия будет настолько сильно проявлена в остатке церкви, как она уже однажды проявилась в ранней церкви, так что никто не осмелится присоединиться к ним, если их сердце не будет правым перед Богом. (См. Деян. 5, 11. 13).

В то время народ Божий будет бороться «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6, 12). Но они будут исполнены Духом во время Позднего дождя согласно пророческому обетованию Захарии (См. Зах. 10, 1).

Такие термины как «дождь»,»ранний дождь» и «поздний дождь» заимствованы еврейскими писателями у крестьян — земледельцев. Первый, или Ранний, дождь выпадал в седьмой месяц, обычно после праздника Кущей. Это время соответствует нашей осени или сентябрю-октябрю, но для израильтян это было время вспахивания полей и сеяние ячменя и пшеницы. Ранний дождь готовил почву для принятия семян и создавал условия для прорастания.

Поздний дождь выпадал незадолго до сбора урожая, он способствовал созреванию зерна и приготавливал для сбора урожая. Он выпадал приблизительно в конце еврейского религиозного года, или где-то в марте — апреле.

Эти термины, заимствованные у палестинских земледельцев и использованные библейскими писателями, символически показывают великие периоды духовного возрождения, связанные с проповедованием Евангелия.

«Перед [120] окончанием земной жатвы обещано особое проявление духовной благодати, которое должно будет приготовить церковь к пришествию Сына человеческого. Это излитие Духа уподобляется Позднему дождю». (ДА. 55 стр.).

В конце времени будет исполнено следующее обетование: «Дух Святой — Представитель Господа и Руководитель небесного сонма, снизойдет, чтобы руководить борьбой.

Мы можем иметь много недостатков. Наши грехи и ошибки могут быть ужасными, но благодать Божия будет дарована всем, кто ищет ее с искренним раскаянием. Уповающим на Бога будет дарована вся сила Всемогущего» (ЖВ. 352 стр.). Под руководством Господня Предводителя небесного сонма Божье дело на земле будет окончено во славе. «Во время Громкого клича церковь, поддерживаемая особым вмешательством ее прославленного Господа, будет настолько широко распространять познанеие плана спасения, что свет проникнет в каждый город и деревню. Земля будет освещена познанием плана спасения. Настолько могущественно будет вновь явлена сила Духа Божия в успешном завершении работы свидетелей Господних, что свет истины будет виден повсюду» («Евангелизм», 694 стр.).

Исполненные Духом, мы охотно будем исполнять Его побуждения. Мы с радостью примем Его, как это сделали апостолы и их верующие друзья во время и после Пятидесятницы и будем постоянно исполняться Им, как первые христиане. Даже если нас будут преследовать искушения и нам будут угрожать смертью,- но если мы не отречемся от Царя Иисуса, мы не поколеблемся. Мы будем стоять в числе тех героев веры, о которых сказано в 11 главе Евреям где ап. Павел пишет: «Жены получали умерших своих воскресшими, иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение. Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (стихи 35-38).

Подобно этим героям веры, в конце истории земли дети Божии скорее изберут смерть, нежели неповиновение Богу. Они изберут то же самое, что и Иисус: оставаться верными Богу даже ценой лишения земных благ и жизни. Подобно Лютеру, стоявшему перед Сеймом, каждый скажет: «Я пленен Словом Божиим». И иначе поступить не могу. Они будут настолько приучены [121] исполнять волю Божию, что они не смогут противоречить ей. Для них будет привычным и естественным следовать за Ним.

Когда мы, как члены остатка церкви, полностью подчиним себя руководству Духа, мы также начнем действовать сообща, как одно целое под наивысшим Божьим руководством. В здоровом состоянии пять пальцев каждой руки действуют как одно целое под управлением разума. У меня есть друг, который родился с рукой, у которой нервы неправильно функционируют. Поэтому, когда он думает согнуть один какой-то палец, против его воли сгибается другой. Все пальцы не находятся под общим контролем разума. Следовательно, они не действуют так, как он хочет. Когда мы, как отдельные члены церкви, не действуем как одно целое под руководством Божиим через Святого Духа, но действуем независимо друг от друга, мы подобны бесконтрольным пальцам руки того человека. Дух Святой невидим, как и ветер.

Но как Бог был виден в Иисусе, так и проявление Духа будет видно в Его церкви. Как Христос был образом невидимого Бога, так и церковь предопределена отобразить образ ныне невидимого Христа. Члены церкви, преобразованные Духом через благодать Христа, будут отражать образ Иисуса. Таким образом Бог закончит Свое дело на земле!