Глава 1. Личность Святого Духа

Что такое или кто такой Святой Дух? В английском переводе Библии времен короля Иакова он часто называется Святым Гоустом (привидение, призрак, дух). Но что такое Гоуст? Можно ли его охарактеризовать как внечувственное и расплывающееся существо, которое невозможно ни поместить куда-либо, ни уподобить чему-то? Несомненно, определение третьей Личности Божества как Святого Гоуста затуманивает или даже изглаживает значение Его как Личности Божества из сознания многих людей. В современной Библии Он назван просто Духом или Духом Святым. Такой перевод уже не является столь расплывчатым и неопределенным.

Но так ли важно для нас, христиан, изучение вопроса о Духе Святом, кто Он или что? Некоторые, возможно, будут утверждать, что здесь не имеет никакого значения, признает ли Его кто-либо за Личность или за другое какое-либо существо или просто за какое-то влияние.

Но если Дух просто влияние или сила, тогда мы можем пытаться приобрести Его или получить как можно больше и мы можем желать получения Духа для того, чтобы воспользоваться им.

В таком случае мы едва ли выше язычников-анемистов, верующих в силу духов. И некоторые могут гордиться, думая, что они имеют Духа, в то время как другие, не обладающие в такой мере Духом, могут рассматриваться как второстепенные христиане или вообще не будут считаться христианами.

И с другой стороны — если Дух является Личностью, представителем божественной Тройцы, то Он достоин поклонения. Следовательно, и это очень важно для нас, ибо от нас ожидается полная покорность Ему как Личности, чтобы, любя Его и доверяясь Ему, мы могли находиться под Его руководством, но не пытались овладеть и воспользоваться Им. Незнание Духа как божественной Личности является причиной всякого заблуждения, ошибочных взглядов, ложного энтузиазма и фанатизма.

Теоретически мы все можем и признавать Личность Духа во время пения «Хвала Отцу, Сыну и Духу Святому» или прославляя Его в псалмах: «Слава Отцу, Сыну и Духу Святому».

Для того, чтобы иметь правильные отношения со Святым Духом и [8] понять Его работу, мы верим, что очень важно иметь правильное представление о Святом Духе. Знание учения о Личности Духа не только является существенным в вопросах веры, но также жизненно важно в практической жизни. Тот, кто верит в Бога Отца, в Бога Сына, но не признает Святой Дух как Личность и как Бога, тот также не может считаться христианином, как и те, которые не признают божественного Сына. Иисус неоднократно говорил о Духе как о Своем Преемнике и Представителе на земле.

Что говорит нам Библия о Духе или как Библия представляет нам Его? В Библии Дух Святой или Дух упоминается свыше 300 раз, около100 раз в Ветхом Завете и свыше 200 раз в Новом Завете. Впервые Дух упоминается в начале повествования о творении нашей земли в первой главе Бытия. И последний раз упоминается о нем в самой последней главе Библии — в 22 главе Откровения, в последних стихах всей Библии. В тех стихах и частях Библии, где речь идет о Духе, ясно видно, что это Личность, обладающая высшим разумом. В Римл. 8, 27 говорится: «Испытывающий же сердца знает, какая мысль у Духа». Имея разум и мысли, Дух также обладает всяким знанием: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1 Кор. 2, 11). Кроме разума и знания, Он также имеет Свою волю: «Тот же Дух разделяет каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11).

Мы часто склонны отождествлять с Личностью физическое тело. Но физически живое тело не обязательно может быть способно мыслящей личностью. Несколько лет тому назад я посетил одну женщину, мышление которой было разрушено. Ей было около 100 лет. Ее сердце было совершенно здорово. И физически она была совершенно здорова, но разум ее прекратил свою нормальную деятельность. Она ничего не знала. Она не узнала мою жену Майю и меня, хотя и знала нас очень хорошо. Живя без разума, она нуждалась в постоянной опеке. Ее нормальное мышление уже не могло быть восстановлено. Она была лишь существом, но не мыслящей личностью, хотя и имела здоровую плоть. Эта старушка перестала быть личностью в самом прямом смысле этого слова. Она умерла как существо, не имеющее личности.

Для того, чтобы быть личностью, необходимо обладать разумом, знанием и волей — это главные требования. Тексты, процитированные выше, показывают нам, что Дух обладает всеми тремя качествами Личности. Следовательно, хотя Дух и лишен плоти, но является Личностью. [9] Дух является любящей личностью. Павел умолял членов церкви в Риме «Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа»,- молиться за него.

Только личность может любить. Отец — Личность, любящая нас (Иоан. 13, 1) и Дух также является Личностью, любящей нас.

Являясь личностью, Дух способен обладать своими личными чувствами. Пророк Исаия говорит нам, что израильтяне «возмутили и огорчили Святого Духа Его» (Ис. 63, 10). Вы не в состоянии огорчить свою машину или газонокосилку. Также невозможно огорчить дерево. Вы не сможете вызвать в них и чувства сожаления. Также эти предметы не смогут огорчить вас и вызвать в вас чувство сожаления. Огорчиться — значит любить.

Только любящая личность может огорчаться. Дух обладает чувствами и может огорчаться. Таким образом, и это качество является дополнительным доказательством, что Дух является Личностью. Апостол Павел предостерегал ефесских верующих, чтобы они не следовали примеру древних израильтян и не «оскорбляли Святого Духа Божия» (Ефес. 4, 30; Евр. 3:9-12).

Эти три божественные Личности, называемые Троицей, объединены между собой, чтобы искать человека, как потерянную овцу и предлагают ему спасение. (Евр. 9, 14). Работая в полном согласии, они заняты его спасением. Вместе и в отдельности они предлагают нам спасение. (Ис. 1, 18; Прит. 23:26; Матф. 11:28. Евр. 3, 7-8; Откр. 22, 17).

Как Бог является благим, так и Дух Святой является благим. Псалмист говорит о благом Духе (Пс. 142, 10) и Неемия говорит, что Бог дал израильтянам Своего Духа благого, чтобы наставлять их (Неем. 9, 20). Эти тексты вновь указывают на Личность Духа.

В речи, обращенной к студентам Авондейльского колледжа в 1899 году, Елена Уайт сделала особое ударение на тот факт, что Дух Святой является Личностью, говоря: «Нам необходимо уразуметь, что Святой Дух является такой же Личностью, как и Бог» (Евангелизм, 616 стр).

Другое доказательство того, что Дух является Личностью, мы видим в Новом Завете, где евангелисты, записывая слова Иисуса, пользуются местоимением мужского рода — экейнос, хотя слово «Дух» в греческом языке среднего рода.

«Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю от Отца, Духа истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 15, 26). И так повторяется неоднократно. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя будет говорить, но будет говорить, что услышит и будущее возвестит вам» (Иоан. 16, 13-14).Также [10] Дух, ссылаясь на Себя, употребляет местоимение «Я» в Деян. 13, 2.

Несмотря на все эти явные доказательства того, что Дух является Личностью, о Нем часто думают и говорят, как о неодушевленном предмете. Также вероятно этому способствует множество символов и образов, используемых Библией для пояснения Его природы и действий, таких как огонь, ветер, печать, и другие, которые будут рассмотрены в следующей главе. Все они способствуют тому, чтобы думать о Духе, как не имеющем Личности, даже многие христиане так думают, хотя Он является одной из трех Личностей Божества. Это Он напоминает нам о том, что мы дети Божии. «Святой Дух является Личностью, свидетельствующей Духу нашему, что мы дети Божии». (Евангелизм 617 стр; и Римл. 8, 16).

«Святой Дух — это не просто обычный дух. Христос называет Его личным именами, которые указывают нам, что Он является самостоятельной Личностью. К примеру, Он называет Его Утешителем. Он также указывает нам на Его особую работу, например, когда Он заявил, что Он будет свидетельствовать о Христе. Затем Он сказал: «Он наставит вас на всякую истину» (Труды Лютера т. 24. стр. 217).

Думали ли вы когда-нибудь о том, что так, как вы благодарите Отца и Сына, за свое спасение, вы также должны благодарить и Святой Дух за свое искупление? Отец отдал Своего Сына, а Иисус заплатил дорогую цену за наше спасение на Голгофском кресте. Но если бы не было любви Духа и Его готовности осуществить в нас работу спасения, совершенную Иисусом ради нас на кресте, мы были бы безвозвратно потеряны, несмотря на жертву Христа.

К Духу, Который является Личностью, нельзя относиться как к силе, которую можно получить, чтобы воспользоваться ею. Напротив, мы должны относиться к Нему, как к Божественной Личности, Которую мы не можем использовать согласно нашим желаниям. Мы должны позволить Ему руководить нами, согласно Его воле. [11]