15. В Его зависимости от Отца

«Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих; так что вы удивитесь (Иоан. 5,19.20). «Я знаю Моих, и Мои знают Меня; как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Иоан. 10,14.15).

Наши отношения с Иисусом — полное отражение Его отношений с Отцом. Если Он так описывает свои отношения с Отцом, то они в равной степени оказываются правильными и для нас. Слова Иисуса в главе 5 Евангелия от Иоанна описывают естественные отношения между Отцом и Сыном, будь то на земле или на небесах, и потому находят свое применение не только у Единородного, но и у каждого носящего имя дитя Божиего.

Мы можем проще понять содержащуюся в притче простую истину, представив себе Иисуса в плотницкой мастерской, изучающего ремесло своего отца по плоти. Обрати сперва внимание на его полную зависимость: «Сын ничего не может творить Сам от Себя».

Затем нам бросается в глаза абсолютное послушание, стремление следовать примеру Отца: «Ибо, что творит Отец, то и Сын творит также». Далее мы видим, насколько искрення любовь между Отцом и Сыном, как Отец добивается Его полного доверия и не утаивает от Него своих секретов: «Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам». В этом зависимом послушании со стороны Сына и любвеобильном наставлении со стороны Отца — залог постоянно возрастающего успеха. Шаг за шагом Отец ведет Сына, пока Сын не сможет делать все то, что делает Отец: «Он покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь».

В этой картине мы имеем отражение отношений между Богом-Отцом и Сыном во время Его человеческой жизни. Если Он действительно принял нашу человеческую натуру, и если мы действительно должны понять, что Иисус на деле — наш пример, тогда мы должны и полностью поверить всему тому, что нам Господь открывает здесь из таинств своей внутренней жизни. Сказанные Им слова истинны в буквальном смысле слова. Это было абсолютной, глубокой истиной, что в любой момент своей жизни Он был зависим от Отца: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего». Необходимость ожидания указаний Отца Он рассматривает не как унижение, а наоборот, считает своим высшим блаженством быть водимым Отцом, как малое дитя. Сообразно этому Он считал себя обязанным и в пунктуальном послушании говорить и делать только то, что указывал ему Отец: «Что творит Он, то и Сын творит также».

Доказательства тому мы имеем в тщательной точности, с которой Иисус старался исполнить Священное Писание. В своих страданиях Он хотел претерпеть все, «дабы сбылось Писание». Потому Он целые ночи бодрствовал в молитве, ибо в таких молитвенных общениях Он приносил свои мысли к Отцу и ждал Его ответа, дабы познать Его волю. Никогда ни один ребенок, ни один раб не придавал такое большое значение точному соблюдению заповедей отца или господина, как Господь Иисус — следованию наставлениям и ведению своего небесного Отца. В этом причина того, почему Отец ничего не скрывал от Него: совершенная зависимость и постоянная готовность учиться вознаграждалась тем, что Отец доверял Ему все свои тайны.

«Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих; так что вы удивитесь». Отец составил славный жизненный план для Сына: через Него божественная жизнь должна была явиться в условиях нашего человеческого существа. Этот план был шаг за шагом показан Сыну, пока не был наконец полностью свершен.

Дитя Божие, жизненный план был составлен не только для единородного Сына, но и для каждого его дитяти. По степени нашей зависимости от Отца этот план в большей или меньшей мере исполнится в нашей жизни. Чем ближе верующий познает полнейшую зависимость Сына, «который ничего не творит Сам, если не увидит Отца творящего», чем более он в тщательном послушании, «что творит Отец, то и Сын творит также», тем больше и на нем исполнится обетование: «Отец показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих». По образу Иисуса! Эти слова вдохновляют нас на жизнь подобно Иисусу в Его полной зависимости от Отца; каждый из нас к тому призван и приглашен.

При такой жизни в зависимости от Отца прежде всего необходимо твердо верить в то, что Он откроет нам Свою волю. Я думаю, многие пугаются, ибо им недостает следующего: они не могут поверить, что Господь удосужится каждый день доводить до них свою волю, как это Он делал Иисусу. Дорогой христианин, ты намного более ценим в глазах Отца, чем ты это себе представляешь. Ты для Него так же ценен, как и выкуп, которым Он искупил тебя и который есть кровь Его Сына. Поэтому Ему весьма важно и все то, что касается тебя; поэтому во всяком, даже самом незначительном событии, он поведет тебя своими глазами. Он стремится к более сердечному, чем ты можешь предположить, и постоянному общению с тобой. Он может использовать тебя для своего прославления и сделать из тебя что-то, намного превосходящее твое разумение. Отец любит свое дитя и показывает Ему, что творит; это Он доказал на Иисусе, и это Он докажет и на нас. С нашей стороны необходимо лишь отдаться и открыть свое сердце наставлениям, которые так чутко дает нам Его Святой Дух. Не покидая отведенный нам круг, мы настолько можем быть преобразованы Отцом по образу Иисуса, что станем для всех радостью и благословением. Мы же не хотим своими сомнениями в милосердной любви Божией погасить надежду на Отцовское руководство во всех делах.

Но настолько же мало должно удерживать нас и сопротивление полной отдаче. Именно это — второе большое препятствие. Желание независимости было искушением в раю, и является им и сегодня еще для каждого человеческого сердца. Кажется, так тяжело быть ничем, ничего не знать, ничего не хотеть, и все же это настолько блаженно. Эта зависимость ведет нас к чрезвычайно славному общению с Богом: тут можно говорить о нас, как об Иисусе: «Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам». Эта зависимость полностью освобождает нас от бремени ответственности; мы должны быть только послушны. Этим мы на деле получаем новую силу, ибо знаем, что Он сотворит в нас и хотение, и действие; и это приведет нас к блаженной уверенности, что наше дело удастся, ибо мы передали его полностью Богу.

Мой брат, может быть, ты до сих пор мало познал об этой жизни добровольной зависимости и простого послушания; так начни же с этого сегодня. Возьми себе и в этом Спасителя в пример. Его святое желание жить в тебе и воссоздать в тебе то, кем Он был на земле. Он желает только твоего согласия; об исполнении же Он побеспокоится сам. Представься же сегодня Отцу по примеру Единородного, и скажи Ему, что ничего не хочешь делать от себя, а только то, что Он покажет тебе. Взгляни на Иисуса, который и в этом являлся не только твоим примером, но и обетованием того, что должно свершиться в тебе. Помолись же Ему, унизившемуся ради тебя и показавшему тебе, насколько блаженна зависимая от Бога жизнь.

Да, блаженная зависимость! В этом в действительности состоит наше правильное отношение к Богу. Здесь душа покоится в совершенном мире, ибо все заботы она предоставляет Богу. Здесь она успокаивается и готова принять и исполнить Отцовские наставления. И какое славное вознаграждение ожидает ее при постоянном обновлении святого общения с Богом, при постоянном совершенствовании познаний Его воли. О ты, святая зависимость, в которой жил на земле Сын, тебя так страстно жаждет моя душа.

О, мой Отец! Чем дольше я взираю на образ твоего Сына, тем больше мне открывается гибельность всего моего существа и мое отчуждение от Тебя грехами. Нет большего блаженства, чем быть зависимым от Тебя, во всем доверять такому Богу, Кто так мудр и милосерден, так богат и могуч, как Ты. Но ты видишь, что это стало для нас самой тяжелой задачей; мы больше хотим зависеть от нашей собственной глупости, чем от Бога всеславного. О мой Отец, даже твоим возлюбленным детям подчас еще трудно предать свои собственные мысли и волю Тебе и верить, что истинное блаженство лишь в полнейшей зависимости, даже в мельчайших деталях.

Господи, я прихожу к Тебе со смиренной просьбой: научи меня этому. Он, своей собственной кровью добывший для меня вечное блаженство, показал мне своею жизнью на земле, в чем состоит это блаженство, и я знаю теперь, что Он приведет меня к нему и сохранит меня в нем. О мой Отец! Именем твоего Сына я отдаю себя Тебе, дабы быть уподобленным Ему, и, как Он, не делать ничего от себя, а только то, что я вижу, что творит Отец. Отец, возьми и меня, как Единородного, и ради Него, в Свою школу и воспитание и покажи мне, что Ты творишь. Аминь!