19. В прощении

«Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3,13).

Прощение грехов является одним из первых и преславных даров благодати новой жизни. Оно является переходом от старого к новому, знаком и залогом любви Божией, которою мы приобретаем право на все приготовленные для нас во Христе духовные блага. Искупленный святой никогда — ни здесь, ни тем более там, наверху, не сможет забыть, что является помилованным грешником. Ничто не может усилить пламя его любви или укрепить его добрую волю, кроме как только постоянно обновляемое святым Духом познание прощающей любви Божией. Каждый день каждая мысль о Боге напоминает ему, что он всем обязан прощающей благодати.

Эта прощающая любовь является одним из наибольших чудес открывшейся нам божественной натуры. Бог видит в ней Свое счастье, Свое прославление. И к этому счастью, и к этой славе Он хочет приобщить Своих искупленных, призывая их к тому, чтобы они, получив прощение, предоставили таковое и другим.

Обращал ли ты внимание на то, как часто и как настоятельно Господь Иисус говорит об этом? Если мы задумаемся над словами Иисуса в Мат. 6,12.15; 18,21-35; Мар. 11,25, то заметим, как неразрывно связано наше прощение Богом с нашим прощением других.

Теперь, когда наш Господь взошел на небо, дабы даровать покаяние и прощение грехов, Писание говорит нам о Нем то же, что Он говорил нам об Отце: мы должны прощать, как Он. Как это выражено в нашем тексте: «Как Христос простил вас, так и вы». Мы должны прощать так же, как прощал Бог, как прощал Иисус.

Нетрудно найти тому основание. Если к нам приближается прощающая любовь, то она хочет не только избавить нас от наказания, нет, она хочет скорее полностью склонить нас на свою сторону, дабы завладеть нами и поселиться в нас. Спускаясь к нам и живя в нас, она ничего не теряет от своей небесной сути и своей привлекательности; она остается прощающей любовью, желающей осуществить свое дело не только на нас, но и в нас и через нас, делая возможным для нас прощать согрешившим против нас. Это настолько верно, что неумение прощать считается верным признаком того, что мы еще не получили прощение.

Кто требует прощения только из-за себялюбия, чтобы избежать наказания, но еще не допустил прощающую любовь управлять свои сердцем и жизнью, тот доказывает этим, что в действительности еще не получил прощения. И, напротив, кто действительно получил прощение, тот в радости, с которой прощает другим, будет иметь постоянное подтверждение того, что его вера в прощение Богом — действительность. Получать прощение от Иисуса и, как Иисус, прощать другим — эти два действия неразрывны.

Это — учение писания и церкви. Как же согласуются с этим опыт и жизнь многих христиан? Многие, к сожалению, едва знают, что так написано, или, если знают, то полагают, что от грешного создания требуется слишком много, или, если в общем согласны с ним, то все же постоянно находят обоснование невозможности прощения других в их особом случае. Как часто звучат оправдания: другие могли бы укрепляться во зле; обижающий тоже никогда не простил бы причиненной ему несправедливости; выдающиеся христиане тоже не поступали сообразно с этим — и многое тому подобное. И все же заповедь так проста и одновременно так торжественна: «Как Христос простил вас, так и вы». «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Подобными человеческими мудрствованиями сводится на нет действие слова Божия. И все же именно своею прощающей любовью Бог побеждает зло, даже если Ему приходится прощать до семижды семидесяти раз. Не по тому, как меня обижающий поступает со мною, но по тому, что Иисус сделал для меня, должен я выверять свои поступки. Признаком того, что мне действительно прощены мои грехи, является не следование примеру благочестивых христиан, а уподобление примеру Иисуса.

О, в какой общине, в каком христианском кругу не нарушается многократно закон прощающей любви! Как часто подтверждается в церковных делах, в повседневной жизни, в обычном общении, даже в кругу семьи мысль, что для многих христиан призвание прощать, как Иисус, еще никогда не было руководящим мотивом их поступков. Из-за различий во мнениях, сопротивления кажущемуся добрым поступку, на основании действительного или мнимого пренебрежения, или из-за неприветливого, необдуманного слова появляются чувства мести, пренебрежения или отчуждения, вместо того, чтобы любить, прощать и забывать, как Иисус. В сознании таких людей еще никогда не находила место мысль, что милосердие и прощающая любовь, из которых исходит отношение главы к членам, должна господствовать и в отношениях между членами.

Дорогие последователи Иисуса, призванные представлять миру Его образ, познайте, что равно как прощение ваших грехов было первым даром, который вы получили от Иисуса, так и прощение других — это первое дело, которое вы можете сделать для Него. Помните, что есть для нового сердца еще более сладкая радость, чем получить прощение, и эта радость — прощать другим. Радость полученному прощению — это только земная радость грешника, радость же в прощении других — это радость Иисуса, радость небес. Придите же и смотрите, что вы призваны к ничуть не меньшему, как принять участие в деле Иисуса, в наполняющей Его радости.

Таким образом, вы можете быть благословением для мира. Как прощающий, Иисус побеждает своих врагов и неразрывно привязывает к себе своих друзей. Как прощающий, Иисус создал свое царство и постоянно расширяет его. Благодаря прощающей любви, которая не только проповедуется, но и проявляется в жизни Его учеников, мир может убедиться в Божией любви. Если мир однажды увидит мужчин и женщин, любящих и прощающих подобно Иисусу, тогда он будет побужден признать, что Бог действительно с ними.

Если это тебе все еще кажется слишком трудным и недоступным, то только потому, что ты обращаешься за советом к своему природному сердцу. Грешная натура не находит ничего привлекательного в этой радости, она не может ее постичь. Но в общении с Иисусом это становится возможным. Кто пребывает в Нем, тот и живет, как жил Он. Если ты отдался Иисусу, чтобы во всем следовать Ему, тогда Дух Святой сделает тебя способным к этому. Приучи себя, еще прежде, чем наступит искушение, обращать свой взор твердо на Иисуса, в небесной красоте прощающей любви стоящего перед тобой, как твой пример, тогда ты, «взирая на славу Господню, преобразишься в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».

Прося Бога о прощении или благодаря за него, давай Ему обет, что для прославления Его имени ты хочешь оказывать эту прощающую любовь всем, тебя окружающим. Прежде, чем может быть речь о прощении других, ты должен дать исполнить свое сердце любовью к Иисусу, любовью к братьям, любовью к врагам; исполненному любовью сердцу будет легко прощать. В любом событии каждодневной жизни, при котором может возникнуть попытка непрощения, с радостью приветствуй возможность показать, как ты на деле живешь в прощающей любви Бога, как охотно ты даешь ее прекрасному свету светить чрез тебя другим, как блаженна для тебя привилегия, и в этом нести на себе образ возлюбленного Господа.

О Ты, благословенный Сын Божий, прощать, как Ты, должно отныне стать и моим правилом жизни. Ты, давший эту заповедь, дашь мне и необходимую для этого силу. Ты, имевший достаточно любви, чтобы простить меня, и меня наполнишь любовью и научишь прощать других. Ты, давший мне радостную уверенность в прощении моих грехов, конечно, дашь мне и радость в прощении других. О, наполни меня верою в силу твоей любви, действующей во мне, уподобляющей меня Тебе и дающей мне силу прощать «до семижды семидесяти раз», и таким образом любить свое окружение и быть благословением для него.

О мой Иисус! Твой пример — закон для меня: я должен уподобиться тебе. Твой пример является моим евангелием: я могу уподобиться Тебе. Ты одновременно мой закон и моя жизнь. То, что Ты требуешь от меня своим примером, то Ты сотворишь во мне Своей жизнью. Я буду прощать, как прощал Ты.

Господи, введи меня глубже в зависимость от Тебя, в невзыскательность Твоей благодати и в истекающее из твоей обители пребывание. Тогда я буду верить во всепобеждающую силу любви и доказывать также ее. Я буду прощать, как простил мне Христос. Аминь!