30. В прославлении Отца

«Отче! пришел час: прославь Сына Твоего да и Сын Твой прославит Тебя. Я прославил Тебя на земле» (Иоан. 17,1.4). «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками» (Иоан. 15,8).

Для прославления объекта достаточно, чтобы он по своей собственной внутренней ценности полностью соответствовал ожидаемому от него. Эта ценность, это совершенство может быть сокрыто в глазах его рассматривающих таким образом, что объект все же не прославится. Дабы Он все же прославился, нужно устранить каждое препятствие на пути и предать гласности внутреннюю ценность, дабы его преимущества были видны и признаны каждым.

Наивысшим совершенством Бога, глубочайшей тайной Его существа является святость, в которой сведены Его праведность и Его любовь. Как Святой, Он ненавидит и осуждает грех; как Святой Он же и освобождает грешника от его власти и возвышает его до общения с Ним самим. Его имя: «Святый Израилев, избавитель твой». В песнопениях искупленных Он прославляется так: «Велик посреди тебя Святый Израилев». В Новом Завете к Духу, главной задачей которого является устанавливать связь между Богом и людьми, название «святый» применяется еще чаще, чем к Отцу и к Сыну. Да, эта святость, что проклинает грех, но искупляет грешника, есть святость Божия; поэтому эти слова так часто упоминаются вместе. В песни Моисея говорится: «Кто, как Ты, величествен святостию?» Серафимы взывали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» В песни Агнца звучит: «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят». По праву говорится: «Божия слава — в явлении Его святости; Божия святость — это Его сокрытая слава».

Когда Иисус пришел на землю, Он должен был прославить Отца; Он должен был вновь представить в своем истинном свете ту красоту и славу, которых грех полностью лишил человека. Человек был создан по образу Божию, Бог наделил его кое-чем из своей славы, дабы прославиться в нем. Иисус пришел, чтобы вернуть человеку его высокое предназначение; Он оставил славу, что имел у Отца, и явился с нашими слабостями и в униженном виде, дабы научить нас, как мы на земле можем прославить Отца. Божия слава совершенна и бесконечна; человеку нечего добавить к ней, чего бы уже не было у Бога; он может служить только зеркалом, отражающим славу Божию. Он почитает Божию святость; если Божия святость таким образом станет явной в людях, то установится и Его слава.

Иисус прославил Отца своим послушанием. Давая закон народу израильскому, Бог повторял неоднократно: «Будьте святы, ибо Я свят». Соблюдением законов их жизнь должна была быть приведена в соответствие с Богом, они должны были вступить в общение со святостью. Своей борьбой с дьяволом и грехом, отдачей своей собственной воли, ожиданием указаний Отца, своим беспрекословным послушанием Иисус ясно показал, что Он не знал более высокой жизненной цели, кроме как довести до людей, как блаженно на деле почитать святого Бога за Бога, почитать только Его волю и быть ей послушным. Так как Он один свят, должна бы сбываться только Его воля и этим Его слава проявляться в нас.

Иисус прославлял Отца, свидетельствуя о Нем. В своем учении Он препровождает нам не только порученную Ему Богом весть, а именно, познакомить нас со своим Отцом. Мы замечаем еще нечто весьма поразительное: Он постоянно говорил о Своих собственных личных отношениях с Отцом. Он надеялся не просто на такое влияние Своей святой жизни, но Он хотел, чтобы люди наверняка познали, в чем состояли и корень, и цель этой жизни. Раз за разом говорил Он им, что пришел посланным Отцом слугой, что полностью зависим от Него и всем обязан Ему, что ищет только славы Отца и все свое счастье находит в том, чтобы быть угодным Отцу и увериться в Его любви и благосклонности.

Иисус прославил Бога тем, что отдал Самого Себя делу искупляющей любви. Божия слава — в Его святости, и Божия святость — в Его искупляющей любви: любовь, торжествующая над грехом тем, что побеждает таковой и освобождает грешника — это мы видим в отдаче Иисуса за нас. Иисус говорил об Отце не только как об осуждающем грех праведнике, не только, как о любви, спасающей каждого отвращающегося от греха, но Он Самого Себя отдал в услужение этой любви, в жертву этой праведности, даже смерти на кресте; Он прославлял Отца не только послушанием или свидетельствами, но также тем, что отдал Самого Себя, чтобы превознести святость Бога и чтобы Своим актом искупления удовлетворить как Его закон, так и Его любовь.

Всю свою жизнь и Самого Себя Он отдал, чтобы показать, как сильно любит нас Отец, как Он, проклинающий грех, все же хотел бы спасти грешника. Никакая жертва для этого не была бы для Него слишком большой; Он жил и умер, дабы слава Отца, слава Его святости и Его искупляющей любви прорвала плотную пелену греха и плоти и воссияла в сердцах людей. Он сам высказал это, когда в начале своего последнего дела на земле Его начал угнетать приближающийся страх: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое». И уверения в том, что Его жертва богоугодна и принята Богом, были даны Ему в ответе: «И прославил, и еще прославлю».

Таким образом, Иисус, как человек, был подготовлен к участию в славе Божией: Он искал ее в своем унижении на земле; Он нашел ее у трона небес. Так Он стал нашим предшественником, приведшим многих детей к славе. Он показывает нам, что для достижения наивернейшим путем славы Божией на небесах мы здесь на земле должны жить только для прославления Бога. Да, в этом состоит слава нашей земной жизни: тем, что мы здесь прославляем Бога, мы подготавливаемся к вечному прославлению с Ним.

Возлюбленный сохристианин! Разве не дивно превосходящее все наше разумение блаженное призвание: как Иисус, жить только для прославления Бога, всю свою жизнь сиять славой Божией? Возьмем себе время, чтобы правильно понять эту дивную мысль: наша ежедневная жизнь, вплоть до самой заурядной задачи, должна быть пронизана славой Божией. Рассмотрим же повнимательнее эту черту образа Иисуса, как одну из наиболее притягательных для нас: Он прославил Отца. Внемлем Его гласу, когда Он указывает нам на высшую цель: «дабы прославился Отец ваш на небесах», и когда Он показывает нам, как мы можем достичь этого: «Так прославится Отец Мой». Не забудем, что Он сказал нам, что слышал с небес наши молитвы; это всегда было Его целью, и с каждым вздохом верующей молитвы это будет и нашей целью: «да прославится Отец в Сыне». Вся наша жизнь будет подчинена принципу, пока со святым вдохновением мы не сможем воскликнуть: «Все, все для прославления Бога». Будем же твердо уверены, что в полноте Духа нам гарантировано исполнение этого нашего желания: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших».

Дабы не сбиться с пути к тому, все снова взирайте на Иисуса. Он был послушен Отцу. Простое, скромное послушание должно направлять и нашу жизнь. Наша ежедневная позиция да будет смиренной, детской, ожидающей знака Бога; подобно солдату, будем ждать Его указаний, и с Иисусу подобной зависимостью позволим Отцу указывать нам путь, которым нам надлежит идти. Все, что мы делаем, да будет для Господа, по Его воле, для его прославления, иметь отношение к Нему. Божия слава да воссияет из святости нашей жизни.

Он свидетельствовал об Отце: Он не боялся часто говорить о Своем личном отношении к Отцу и о Своем обращении с Ним, как малое дитя с удовольствием рассказывает о своих родителях. Еще недостаточно, чтобы мы поступали верно в глазах людей: как могут они понять, если им никто не излагает этого? Они нуждаются не столько в проповеди, сколько в личном свидетельстве, что все, что мы есть и что мы делаем, исходит из того, что мы любим Отца и хотим жить Им. Свидетельство жизни должно соответствовать словам.

Он самого себя отдал, чтобы исполнить дело Отца, и этим прославил Его. Он показал нам, грешникам, что Бог вправе целиком и полностью претендовать на нас, что прославление Бога — единственная достойная цель нашей жизни, и что Бог, в меру нашей отдачи тому, дивно благословит нас и использует как орудие для доведения своей славы до других. Дабы люди прославили Отца на небесах, дабы и они могли найти свое блаженство в том, чтобы познать этого славного Бога и служить Ему, для того жил Иисус, для того должны жить и мы. О, мы хотим самих себя отдать Богу за других, мы хотим молиться, трудиться, жить и умереть, дабы наши ближние могли познать, что Бог славен святостью, и что вся земля преисполнена Его славы.

Дитя Божие! «Дух славы, Дух Божий почивает на тебе». Это радость для Иисуса — на тебе исполнить дело прославления Отца. Не бойся сказать: Отче мой, Твоим Сыном, подобно Твоему Сыну я хочу жить только для Твоего прославления.

О мой Боже, я прошу Тебя, покажи мне Свою славу! Я глубоко чувствую, насколько невозможно каким-либо собственным решением или собственными усилиями подняться мне к тому и обязаться жить лишь для Твоего прославления. Но если Ты откроешь мне свою славу, если Ты покажешь мне все свои милости и покажешь мне, как славен Ты, что нет иной славы, если Ты, Отче мой, хочешь осветить Своей славой мое сердце и овладеть им, тогда я смогу прославить Тебя и всей своей жизнью доказать, как славен и свят Ты.

Господь Иисус, сошедший на землю, чтобы прославить Отца перед нашими глазами, и взошедший на небеса, и повелевший нам впредь Твоим именем и на Твоем месте прославлять Отца перед миром, научи нас Своим Святым Духом, как Ты делал это. Научи нас, подобно Тебе, быть послушными Отцу и быть согласным с Тобой, что должна свершиться Его воля, чего бы это ни стоило. Научи нас внимать свидетельству, которое Ты оставил людям о своем личном отношении к Отцу, когда Ты сказал им, кто Он для тебя и какое положение Ты занимаешь по отношению к Нему; Дай и нашим губам показать, что мы могли вкусить от любви Отца, дабы прославился Он. И особенно просим мы Тебя прояснить для нас, что спасением погибающих грешников искупляющая любовь празднует свой наивысший триумф и находит свою наивысшую радость и что в отсылающей всякий грех святости заключена Божия высшая слава. Овладей настолько полностью нашими сердцами, чтобы всю свою любовь, свой труд, свою жизнь и смерть мы посвятили одной цели: «дабы всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Отче мой, пусть вся земля, все мое сердце наполнится Твоей славой. Аминь!