22. Пребудьте во Христе и в Его любви

Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Ин. 15:9

Благословенный Господь! Открой и озари наши очи, чтобы правильно видеть всю славу этого удивительного слова. Открой нашему созерцанию тайную сокровищницу Твоей любви, чтобы души наши могли войти туда и найти в ней свое вечное место.

Как иначе сможем мы узнать что-либо о любви, превосходящей разумение? Прежде чем Спаситель произнес слово, приглашающее нас пребывать в Его любви, Он сказал нам, какова эта любовь: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас». Эти слова делают Его приглашение особенно сильным, и сама мысль о непринятии Его является невозможной.

«Как возлюбил Меня Отец…» Можем ли мы составить истинное понятие об этой любви? Господи, научи нас! Бог есть любовь, она — совокупность совершенства, она — сущность Его природы, центр, вокруг которого группируются все Его славные качества. И потому, что Он есть любовь, Он есть и Отец. У Него есть и Сын любви — ведь нужен объект, которому любовь может отдавать себя, с которым хочет считаться, слиться и быть одно. Любовь Отца к Сыну — это та Божественная любовь, посредством которой Он восхищается Сыном и говорит: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17:5).

Любовь Божия подобна пламени, вся ее энергия, глубина и бесконечность устремлены к одной цели, к одной радости — Единородному Возлюбленному Сыну. Если мы соединим свойства и качества Божии — бесконечность, необъятность, совершенство — и будем рассматривать их как лучи от славы Его любви, мы все же не получим даже приблизительного представления о том, что такое и какова эта любовь. Эта любовь превосходит разумение. И однако любовь Бога к Сыну Его должна служить как бы зеркалом, в котором тебе, дорогая душа, надо познать, как Иисус любит тебя. Как одна из Его искупленных, ты являешься Его радостью и наслаждением: все Его желания обращены к тебе с пламенным устремлением любви, которая сильнее смерти и которую не могут погасить большие воды. Его сердце тоскует по тебе, жаждет твоей любви и единения с тобой. Если бы потребовалось, Он снова мог бы умереть, чтобы приобрести тебя.

Как Отец любит Сына и не может жить без Него, так и Иисус любит тебя. Его жизнь тесно связана с твоей: ты для Него бесконечно дорог и необходим, больше чем ты можешь себе представить. Ты с Ним одно. «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас». Это вечная любовь. Прежде создания мира, — так учит нас Слово Божие, — было предопределено, что Христос будет Главой Своей Церкви, что Он будет иметь Тело, через которое проявится Его сила и слава. И в этой вечности Он возлюбил и возжелал тех, кто был дан Ему Отцом. И когда Он пришел и сказал ученикам Своим, что любит их, то любовь Его действительно была неземной и вечной.

И теперь очи Его устремлены на каждого из тех, кто жаждет пребывать в Нем, с той же бесконечной любовью, в каждом дыхании которой ощущается мощь и величие вечности. «Любовью вечною Я возлюбил тебя». Это любовь совершенная: она отдает все и не удерживает ничего. «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3:35). Точно так же и Иисус любит Своих: все, что Он имеет, принадлежит им; когда потребовалось, Он отказался от венца и престола; Он не посчитал слишком дорогой Свою жизнь и Кровь, чтобы отдать их за тебя. Его праведность, Его Дух и слава, даже престол Его — все твое. Эта любовь ничего не удерживает и невообразимым для человеческого ума способом делает тебя одно с Собой.

О чудесная любовь! Он любит нас так, как Отец возлюбил Его, и предлагает нам эту любовь как наше ежедневное местопребывание. Это тихая, кроткая и нежная любовь. Когда мы думаем о любви Христа, то в нас, кроме греха, нечистоты и недостоинства, ничего не встречает наш глаз. И невольно возникает вопрос: как можно сравнить любовь во всем ее совершенстве, существующую в недре Отчем, с любовью, которая находится в грешниках?

Но, да будет благословен Бог, мы знаем, что Христос не знает другой любви, кроме той, какою возлюбил Его Отец. И через нашу негодность еще яснее выступает вся красота любви, подобной которой нет и на небе. С нежной любовью и состраданием склоняется Он к нашей слабости. С непостижимым терпением Он переносит нашу медлительность. С мягчайшей добротой сердца идет навстречу нашим опасениям и безрассудствам. Это и есть любовь Отца к Сыну, окруженная ореолом славы, и ее снисходительность в ее утонченной приспособленности ко всем нашим слабостям и нуждам. И эта любовь неизменна!

Иисус, «возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1). «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отойдет от тебя» (Ис. 54:10).

И подобно тому, как наша негодность привлекла к нам эту любовь, так и грех, часто возбуждающий в нас страх и сомнение и огорчающий нас, является новой причиной для той же любви, чтобы держать нас еще крепче. А почему? И нельзя найти другого основания, кроме: «Как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил вас».

И теперь не та ли это самая любовь внушает нам побуждение, средство и силу той самоотдачи, посредством которой мы всецело отдали себя для пребывания в Нем? Да, несомненно, любовь дает стимул. Только взгляни и посмотри, как эта Любовь стоит, просит и умоляет. Взгляни, о, взгляни на Богочеловека, на вечную славу, на небесную красоту, на нежную умоляющую благость распятой Любви, простирающей Свои пронзенные руки и взывающей: «О, неужели ты не хочешь быть со Мной? Приди и пребудь во Мне!»

Любовь указывает тебе на вечность Любви, откуда Она пришла, чтобы найти тебя. Она указывает тебе на крест и на все, что он породил, чтобы доказать реальность Своей любви и приобрести Тебя для Себя. Она напоминает тебе все, что обещано для тебя, если ты безоговорочно бросишься и Его объятья. И с Божественным авторитетом, соединенным с невыразимой нежностью, Она говорит: «О душа! Как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил тебя: пребудь в Моей любви». На такую просьбу может быть только один ответ: «О Господи, вот я! Отныне Твоя любовь будет единственным убежищем моей души. Только в Твоей любви хочу я пребывать. Эта любовь является единственным побуждением, она есть и мера нашей самоотдачи для пребывания в Ней».

Любовь дает все, но и требует всего. И поступает так потому, что иначе не может овладеть нами, чтобы совершенно наполнить нас Собой. В любви Отца и Сына так оно и есть. В любви Иисуса к нам это тоже так. И в нашем пребывании в Его любви тоже должно быть так. Наша самоотдача Ему должна соответствовать размеру Его самоотдачи. О, если бы мы поняли, что значит Его любовь, призывающая нас овладеть бесчисленными ее сокровищами, и если бы мы осознали, что все то, чего мы лишаемся ради Нее, будет стократно возмещено уже в этой жизни! Или еще лучше, если бы мы познали, что эта Любовь такой широты и долготы, и глубины и высоты, что превосходит наше разумение, как быстро исчезли бы все наши мысли о жертве, о самоотдаче, и душа наша наполнилась бы изумлением при мысли о невыразимом преимуществе быть любимой такой любовью и быть призванной пребывать в ней вечно!

Но если сомнения опять поднимут вопрос: возможно ли это и смогу ли я всегда пребывать в Его любви, то помни, что Любовь Сама дает единственное средство для пребывания во Христе, и это средство — вера в эту Любовь, вера, которая помогает и облегчает нам пребывать в Ней. Если эта Любовь Божественна и действительно так сильна и горяча, то, конечно, я могу положиться на Нее, потому что Она будет держать меня крепко, и тогда вся моя слабость и недостоинство не могут служить препятствием. Если она так бесконечно могущественна, то я могу верить, что Она крепко прижмет меня к Своей груди и уже больше не отпустит.

Я вижу, что только этого доверия Бог и ждет от меня. Он относится ко мне, как к разумному существу, одаренному чудесной способностью желать и избирать. Он не может навязывать мне Свои милости и благословения силой, но ждет искреннего и добровольного согласия моего сердца. И знаком этого согласия Он, по великой Своей милости, определил быть вере — той вере, с которой даже самый последний грешник бросается в объятия Любви, чтобы быть спасенным, а самая крайняя слабость — чтобы быть услышанной.

О бесконечная Любовь, Любовь, какою Отец возлюбил Сына и какою Сын возлюбил нас! Я могу довериться Тебе и полагаюсь на Тебя. Храни же меня пребывающим в Твоей любви!