Взаимоотношения христианина

(Мф. 7:1-12)

Сделаем шестой шаг в нашем путешествии с Иисусом

Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1).

Мы прошли долгий путь в нашем общении с Иисусом на горе благословений. Оно продолжается почти целый год. Вначале мы познакомились с описанием христианского характера, которое дал Иисус в заповедях блаженства в Мф. 5:3-12. Затем мы видели, как Иисус объяснил в Мф. 5:13-16, каким должно быть христианское влияние. Далее мы слышали слова о христианской праведности в Мф. 5:17-48. В 6-й главе Евангелия от Матфея мы познакомились со словами Иисуса о христианском благочестии (ст. 1-75) и о христианских целях и приоритетах (ст. 19-34).

Великая проповедь Христа распространяется почти на все аспекты христианской жизни. Теперь в первой половине 7-й главы мы готовы рассмотреть, как христианин должен относиться к другим людям (ст. 1-б, 12) и к Богу (ст. 7-12). Далее мы увидим, как в стихах 13-29 Иисус раскрывает вопрос о посвящении христианина.

Ключевым в нашем сегодняшнем тексте является слово «судить»: «Не судите, да не судимы будете». Этот стих задает тон всей 7-й главе Евангелия от Матфея. Основной темой главы является тема суда, нашего суда над другими, Божьего суда над нами и нашего суда о том, каким должен быть лучший путь жизни.

Эта глава сводит нас лицом к лицу с вечными реалиями — реалиями суда. Здесь нам нужно помнить, что мы всегда находимся под неусыпным оком Божьим. К счастью, как мы видели в 5-й и 6-й главах, у нашего Бога любящее око, и только любовь (в первую очередь любовь) наконец покончит с проблемой греха. Окончательный суд совершится.

Для многих людей очень много значит, что думают о них другие, но для христиан чрезвычайно важно, что думает о них Бог. Во всей 7-й главе от начала до конца мы оказываемся лицом к лицу с судом, лицом к лицу с вечностью.

В этих отрывках Писания Иисус не стремится устрашить нас. Он хочет, чтобы мы осознали, что наш выбор и образ нашей жизни имеют решающее значение. В свете вечности они полностью меняют дело.

Не судите

Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу (Рим. 14:12).

«Не судите». Что имел в виду Иисус, сказав эти слова?

Подобно большинству библейских текстов, и этот может быть искажен и прочтен неверно. Некоторые считают, что данный текст надо принимать так, как он написан. Следовательно, христианин никогда не должен выражать своего мнения о другом человеке. Такие люди полагают, что мы обязаны быть снисходительны и терпимы абсолютно ко всем и надо позволить каждому быть тем, чем он хочет быть. Главное — единство и любовь, говорят они. Не судите никого и ни за что. Таково довольно распространенное толкование во вседозволяющем обществе и даже во вседозволяющих церквах.

Хотя такое учение может казаться удобным и христианским, все же оно определенно не является библейским. Например, прочитав 7-ю главу до 6-го стиха, мы узнаем, что не должны отдавать святыни псам и бросать жемчуг перед свиньями. Как можно исполнить этот текст, если не распознать таковых? Ясно, что нельзя. В этих шести стихах Иисус призывает нас не судить (ст. 7) и судить (ст. 6).

Более того, в 15-м стихе Он велит нам остерегаться лжепророков и распознавать их по плодам (ст. 19 и 20). И в разных текстах Посланий апостолов Павла и Иоанна нам велено не общаться с теми, кто развратился и демонстративно грешит.

Какой вывод нам следует сделать из всего вышесказанного? Мы не должны судить и в то же время должны судить.

Суд, от которого нам велено отказаться, — это произнесение осуждения. Мы не вправе окончательно судить о ком-то, о его побуждениях или говорить так, словно мы знаем его действительный характер и нам открыто, каков будет окончательный Божий суд над ним.

С другой стороны, нам определенно велено распознавать (по внешним поступкам) тех, кто бесстыдно и открыто восстает против Бога. В связи с этим апостол Павел советовал коринфянам не относиться терпимо к сожительству человека с его мачехой (1 Кор. 5:1-5).

Господи, помоги мне сегодня обрести способность различать как необходимую проницательность, так и противозаконное осуждение.

Дух осуждения

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6:37).

Вчера мы выяснили, что «не судить» в Мф. 7:1 означает не осуждать людей и не стремиться приписывать им побуждений, которых у них нет. Однако это не значит, что христиане не должны быть проницательными.

Сегодня мы рассмотрим различие между тем, что мы называем созидающей критикой, и духом осуждения. Истинная критика в самом полном смысле этого слова — прекрасная вещь. Хотя она и указывает на недостатки, ее главная цель — достичь лучшего. Такая критика созидательна, а не разрушительна. Она вытекает из желания помочь другому человеку, Это, по сути, христианская критика.

В Мф. 7:1 Иисус не осуждает конструктивной критики. Его «не судите» обращено к людям, вынашивающим дух осуждения. Дух осуждения негативен по своей природе, ему нравится критика ради самой критики. Придирчивые люди любят выискивать недостатки в ближних. Создается впечатление, будто они только тем и живут, что надеются найти их. Они готовы подхватить последние сплетни и быстро разнести их по свет)’. Дух осуждения не только можно назвать нехристианским — он сродни духу сатаны, «обвинителя братьев» (Откр. 12:10).

Говоря иными словами, дух осуждения — это дух, противоположный любви, описанной в Первом послании к Коринфянам. Это недобрый, завистливый, хвастливый, грубый, высокомерный, мстительный дух, радующийся грехам других. Короче говоря, он получает злобное, злорадное удовлетворение, выискивая недостатки у других. Человек, имеющий подобный дух, духовно болен.

Человек, одержимый духом осуждения, с удовольствием слушает что-либо неприятное о других людях. Это состояние, при котором человек радуется серьезным просчетам своего конкурента. Оно ничего общего не имеет с той любовью, которая является средоточием Христова характера.

Мы все боремся с подобными искушениями, и мы все нуждаемся в силе Иисуса, чтобы победить их. Мы нуждаемся в Его духе сегодня. Я хочу быть выше всякого духа осуждения, ибо его порицает Иисус.

Занимая место Бога

Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт, 3:5).

Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9:56).

Стать на место Бога, незаконно захватить права, принадлежащие Ему, было давнишним искушением человека, начиная еще от Едема. Если мы судим побуждения какого-то человека или осуждаем его, то узурпируем место Бога. Мы присваиваем себе право, принадлежащее только Ему.

Одно дело — высказать доброжелательную критику теорий, учения или образа жизни человека из побуждений любви и совсем другое — осуждать его. В тот момент, когда мы становимся его судьей, мы . посягаем на место Бога. Иисус ясно говорит нам, что христианам не пристала подобная роль.

Нам нужно осознать, что мы сами — слабые люди, и понять, что без Бога мы полностью потеряны. Это сознание должно смирить нас. Ведь Богу и только одному Богу мы обязаны своей жизнью. Если бы Он воздал нам по заслугам, нас уже не было бы в живых. Но почему же в таком случае мы спешим воздавать другим то, что они, по нашему мнению, заслуживают?

Бог не воздает нам по нашим заслугам. Он дает нам то, в чем мы нуждаемся. Он дал нам спасение от греха, Он избавил нас от власти ада. И Он продолжает избавлять и поддерживать нас ежедневно.

Когда мы сознаем величие Его благодати, то начинаем понимать, насколько мы должны быть благодарны. Быть христианином — значит источать эту благодарность. Это значит быть подобными Богу, давая нашим ближним то, в чем они нуждаются, а не то, что они заслуживают.

Когда самаряне не приняли Иисуса, как об этом сказано в 9-й главе Евангелия от Луки, ученики хотели воздать им тем, что они заслуживали, то есть послать на них огонь и серу. Но Иисус предупредил, что «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать»

(ст. 51-56).

Когда мы стремимся стать судьями других, то незаконным образом занимаем место Бога. Самое правильное же — это стать средством распространения Божьего спасения среди обитателей планеты Земля, которые не больше нашего заслуживают его.

Вновь о пятой заповеди блаженства

Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных (Мф. 12:7).

Матфей в своей Евангельской вести придает большое значение милости. Быть милостивым — значит не судить, не осуждать других. Это значит не быть придирчивым к людям, их действиям и побуждениям.

Некоторые полагают, что Мф. 7:1 («Не судите, да не судимы будете») — это пятая заповедь блаженства, только изложенная наоборот («Блаженны милостивые»). Милость является также средоточием пятой просьбы Господней молитвы: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Милость определенно является главным повелением, записанным в Мф. 5:48, где нам повелено быть совершенными так же, как совершенен Бог. Несколько месяцев тому назад мы отметили, что это утверждение приведено в контексте Божьей милостивой любви к Его врагам и Его друзьям. Бог посылает Свой солнечный свет и дождь на всех, независимо от наличия их личных заслуг или отсутствия таковых. Эта связь ясно показана в Лк. 6:36, где призыв Иисуса быть совершенными подобно Отцу трактуется как призыв быть милосердными подобно Отцу.

Милость играет очень важную роль во всей Нагорной проповеди, в Первом Евангелии и во всем Новом Завете. Божий дар Иисуса — это действие милости. И последний суд, согласно Мф. 25:31-46, основан на том, усвоили ли мы, как верующие в Иисуса, милостивый характер Бога.

Осуждение и милость-это противоположные концы спектра. Важно, что то и другое неоднократно подчеркивается в Новом Завете. Данные качества характеризуют две противоборствующие стороны в великой борьбе между Христом и сатаной. Быть осуждающим — значит проявлять суть характера сатаны, а проявлять милость — значит быть подобным Богу.

Нам, людям, от рождения свойствен дух осуждения. Мы имеем склонность ко злу. Иисус хочет войти в нашу жизнь и направить нас к принципам Божьего Царства. Он желает, чтобы милость стала главным качеством нашего естества. Он хочет искоренить всякий дух осуждения из нашего сердца теперь и навсегда.

Аргумент №1 против осуждения

Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы… Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою (Мф. 13:26, 28-30).

Некоторые члены Церкви похожи на слуг из притчи Христа. Они ревнуют о чести и чистоте Церкви, а в результате хотят быстро избавиться от тех членов Церкви, которые, по их мнению, не живут «по истине». Они хотят, чтобы на Божьей ниве осталось только доброе зерно. И, естественно, считают этим добрым зерном себя.

Во многих случаях такая любовь к Церкви похвальна, и, когда совершается и обнаруживается явный грех, удалить плевелы можно и необходимо. Но в чем возникает проблема? Большинство грехов не открыты для людей и не явны. В этих случаях значительную роль играет человеческое суждение. И в нашем рвении мы склонны думать, что Богу свойствен наш образ мыслей. В итоге мы принимаем простое решение — избавиться от нарушителей.

Но Иисус показал, что в этой простоте действий кроется опасность. Поскольку нам не дано полностью знать побуждения и обстоятельства, окружавшие человека, поспешное выдергивание сорняков неизбежно приведет к потере полезных растений.

Какой земледелец, прорывая сорняки, чтобы определить степень их созревания, неизбежно не выдернет и полезные ростки? Единственный способ отличить сорняки от полезных растений — оставить их расти до созревания.

История Церкви усыпана обломками сокрушенных жизней, которые были выдерганы преждевременно. Проблема заключается в том, что люди не способны выносить правильное суждение. Во многих случаях мы не понимаем полностью обстановку, окружавшую человека, и никогда не сможем узнать его побуждения. Следовательно, Иисус предостерегает нас не судить, потому что мы, в отличие от Бога, не способны принимать правильные решения.

Отдел контроля мыслей в Церкви адвентистов

Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно (2 Кор. 10:12).

Люди, серьезно относящиеся к религии, очень легко судят друзей, родственников и других членов Церкви за то, что те, по их мнению, не настолько ревностны и серьезны в их взаимоотношениях с Богом, как они сами. Такова была болезнь фарисеев, и в современной Церкви эта проблема определенно существует.

К сожалению, подобное отношение губительно для живой религии. Елена Уайт пишет, что люди, удовлетворенные своим собственным представлением о религии и религиозных достижениях, создают «атмосферу эгоизма и узкого критицизма, который заглушает благородные и великодушные чувства и побуждает людей становиться эгоистичными судьями и мелочными соглядатаями» (Правила счастливой жизни, с. ориг. 123).

В данной ситуации легко обмануться, потому что добровольные судьи и критики обычно искренни в убеждениях и ревностны в своей духовной жизни. Частично проблема заключается в том, что таких людей больше занимает то, что делают собратья, о чем они думают и что едят, а не их собственное духовное развитие. В итоге, читая Библию или произведения Елены Уайт, они находят там выдержки специально для своего мужа, для своей жены или для своего пастора, который явно (с их точки зрения) не делает того, что является правильным. Как отмечает Елена Уайт, их собственные достижения становятся мерилом, которым они судят других. «Облекшись в одежды собственного превосходства», они «занимают судейское кресло, чтобы критиковать и осуждать других» (Правила счастливой жизни, с. ориг. 123).

Но такие «судьи мыслей» или «мелочные соглядатаи» не понимают сути доводов апостола Павла, изложенных в первых трех главах Послания к Римлянам. В 1-й главе апостол отмечает, что язычники являются грешниками. Все самоправедные иудеи готовы сказать на это «аминь». Затем во 2-й главе Павел аргументированно доказывает, что иудеи находятся в том же самом погибшем состоянии. В 3-й главе он делает окончательный вывод: все согрешили и нуждаются в оправдывающей Крови Иисуса.

Совет для всех, ищущих недостатки, таков: займитесь очищением ваших собственных поступков.

Аргумент №2 против осуждения

Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же (Рим. 2:1).

Рассказывают о персидском судье, который вынес пристрастное судебное решение, польстившись на крупную взятку. Когда царь узнал о случившемся, он приказал казнить судью, затем снять с мертвого тела кожу и обить ею судейское кресло, дабы она стала зловещим напоминанием о том, что судебные дела никогда не следует решать предвзято.

Хотя эта история столь же впечатляюща, сколь ужасна, она в лучшем случае только символизирует идеал, недостижимый для человека. Ни один человек никогда не был полностью беспристрастен. Беспристрастность несвойственна нам. Только Бог воистину беспристрастен, поэтому только Бог имеет право судить.

Все мы — ограниченные человеческие существа, и мы подходим к каждому решению, обремененные предвзятым мнением. Наша реакция неразумна, всякий раз мы учитываем свои интересы и настроены против других людей. Следовательно, нам не только недостает необходимого знания, чтобы быть справедливыми судьями (аргумент №1 против осуждения), но то знание, которое мы имеем, — ограниченно и пристрастно (аргумент №2 против осуждения). Учитывая все это, легко понять, почему нам дано следующее предостережение в книге Правила счастливой жизни: «Не делайте себя мерилом для других. Не делайте свое мнение, свое понятие долга, свое толкование Писания критерием для других и не осуждайте их в вашем сердце, если они не соответствуют вашему идеалу. Не критикуйте других за их предполагаемые побуждения и не выносите над ними своего суда» (с. ориг. 124).

Господи, помоги мне сегодня осознать, что я смертный человек и полон недостатков. Более того, помоги мне честно вступить в единоборство с ними, когда я стремлюсь к взаимоотношениям с Тобой или другими людьми. Я осознал важность суда. Помоги мне остерегаться судить ближних, ибо это никогда не поручалось ни мне, ни другому человеку. Аминь.

На вашу собственную голову

Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7:2).

В предшествующем стихе Иисус сказал нам, что мы не должны судить. В данном стихе Он практически объясняет, почему мы не должны судить других. Короче говоря, то, как мы относимся к другим, в конце концов обернется на нашу голову. Речь идет о последствиях, которые пожинает человек. Но что это означает?

Некие люди предположили, что если какой-то человек всегда придирчив и склонен осуждать других, он навлекает на себя ответную критику со стороны тех людей, которые хотят возвратить ему дозу его же собственных лекарств. Обратное утверждение тоже, в основном, верно. Люди, менее критичные к другим, в основном больше ценятся и меньше подвергаются нападкам. Таково значение данного текста применительно к нашей скоротечной жизни. Но значение Мф. 7:2 этим не ограничивается.

Наше осуждение других следует рассматривать в свете окончательного Божьего суда. Мысли об этом могут внушить ужас.

Многие из нас мало обращают внимания на свои критические замечания относительно членов семьи, руководителей церкви, коллег по работе или соседей. Мы только открываем рот, и все происходит автоматически.

Мы мало размышляем над тем, что Бог думает о наших недобрых осуждающих мыслях и действиях. Иисус ясно советует нам обратить серьезное внимание на то, что Бог думает по этому поводу. Наши мысли и поступки чреваты вечными последствиями.

Библия ясно и неоднократно учит, что во время последнего суда Бог воздаст нам тем, чем мы воздаем ближним. Бог посылает нам благодать, и Он желает, чтобы мы передавали ее другим. Бог посылает нам милость, и Он желает, чтобы мы делились ею с другими. Если мы откажемся делать это, если от нас будет исходить лишь осуждение и грубость, то нас на суде ожидает только осуждение. Все, кто будет в вечном Царстве, примут Божий характер любви.

Но я думал, что христиане не должны приходить на суд

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24).

Почему, спросят некоторые, мы, христиане, должны прийти на окончательный суд, если в Ин. 5:24 ясно сказано, что мы уже имеем вечную жизнь и на суд не приходим? И как тогда быть с Рим. 8:1, где сказано, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе»? Разве эти тексты не доказывают, что мы имеем окончательную уверенность в спасении?

Некоторые толкователи держатся мнения, что указанные тексты подтверждают учение о такой неизменной уверенности. То есть как только люди приходят к Иисусу и получают оправдание, они обретают в Нем безопасность навеки. Для них не существует будущего суда, потому что они уже были судимы.

Это убеждение сохраняет силу столько времени, сколько человек, его имеющий, пребывает в Иисусе. Ведь спасение — это постоянный процесс, а не единичный акт, который можно назвать: «однажды спасенный — навсегда спасенный» и который имеет место при первоначальном оправдании. Библия учит, что люди могут отпасть от благодати, повернуться спиной к Иисусу и уйти в мир. Поэтому, чтобы сохранять уверенность в спасении, люди должны оставаться в отношении завета с Богом через Христа.

В Нагорной проповеди и во всем Писании одним из самых выразительных повествований Иисуса является учение об окончательном суде — даже для тех, кто говорит «Господи! Господи!» и совершает много дел во имя Его (см. Мф. 7:21, 22).

Те, кто отрицает неизбежность и реальность последнего суда, делают ошибку, выделяя одни библейские учения и пренебрегая другими. Павел советует, чтобы мы со вниманием относились ко всем библейским доктринам. И когда мы делаем это, то видим, что они соответствуют друг другу.

Истинным христианам нет необходимости страшиться последнего суда, ибо цель его — подтвердить перед всей Вселенной, что они находятся «во Христе», что они приняли Его Кровь, и поэтому они любят Бога всем своим сердцем. Воистину «нет… никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».

Аргумент №3 против осуждения

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? (Мф. 7:3, 4).

Как явствует из слов Иисуса, самая главная причина, по которой один человек не должен судить другого, заключается в том, что не существует абсолютно хороших людей. Чтобы показать это, Иисус изобразил яркую картину: человек, у которого из глаза торчит толстая палка, пытается вытащить соринку из глаза своего друга.

Поговорим о юморе. Иисус не боялся использовать его, чтобы донести до слушателя важные истины. Мне кажется, что если вы попытаетесь с юмором представить себе эту картину, то она, возможно, уступит лишь упомянутой Иисусом картине, где вожди слепые оцеживают комара и поглощают верблюда. Эти яркие образы не только доводят до сознания выраженную в них истину, но легко запоминаются и вызывают улыбку по поводу неразумия нашего слепого окулиста. Иисус не был против юмора, когда учил людей истине. Я предполагаю, что Он даже улыбался при этом.

Но сильными и запоминающимися Его иллюстрации становились прежде всего оттого, что они отражали реальную жизнь. У кого из нас не было «преимущества» получать совет от человека, проблемы которого оказывались в десять раз сложнее, чем наши?

В физическом мире почти невозможно помочь кому-либо вытащить соринку из глаза, если у нас тоже засорены глаза. К сожалению, наше духовное восприятие не настолько чувствительно, как наши глаза. Никто из нас не свободен от соринок и палок. Никто из нас не так уж совершенен, чтобы судить других людей. Снова повторим, что только Бог вполне совершенен. Вот почему Он должен быть главным судьей каждого из нас.

Господи я умоляю Тебя сегодня помочь мне быть чувствительным к моим недостаткам и иметь терпение к недостаткам других. Помоги мне видеть себя более ясно, несмотря на мои проблемы.

Закон Божий

Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8:7).

Знакомая библейская история. Книжники и фарисеи тащат женщину, уличенную в прелюбодеянии, и хотят знать, согласен ли Иисус с заповедью Моисея о том, что прелюбодеи должны быть побиваемы камнями,

Если Иисус скажет «нет», то они поймают Его в ловушку, ибо можно будет объявить людям, что Иисус неверен Моисею. С другой стороны, если Он согласится с тем, что грешницу нужно побить камнями, о Нем будет доложено римским властям, так как иудеи не имеют права карать смертью кого бы то ни было. Книжникам и фарисеям казалось, что они загнали Иисуса в тупик. Любой ответ поверг бы Его авторитет. Это был знаменательный день для «истинных» защитников «праведности».

Однако блюстители закона что-то упустили из виду! Где же мужчина? Разве они не сказали, что схватили ее в самом акте. Хорошо известно, что для совершения такого акта нужны двое. Очевидно, дело было заранее подстроено, и Иисус видит их насквозь.

Иисус не отвечает. Наклонившись, Он пишет Свои мысли на песке. Один за другим иудеи понимают, что их затея разоблачена. Ведь они замыслили предать Иисуса смерти и использовали женщину для осуществления своей цели. Они бесстыдно нарушили Закон Божий во многих отношениях, и Иисус знает об этом. Далее Он предлагает любому из них, кто без греха, первым бросить в женщину камень. И Он продолжает писать, а иудеи, обличаемые совестью, уходят с позором.

Какая история! Какая яркая иллюстрация притчи о бревне и соринке! Почему мы так обеспокоены недостатками других и так забывчивы в отношении наших собственных недостатков? Почему мы суровы по отношению к другим людям и снисходительны к себе?

Не поворачивайтесь спиной к этим вопросам. Иисус обращается к вам. Он обращается ко мне. Не откладывайте эту книгу и не спешите укрыться в благочестивой молитве. Нет! Иисус призывает нас осознать, свою ответственность прямо теперь. Позвольте Ему сказать вам, ибо мы с вами нуждаемся в этом.

Болезнь духа

А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов (Рим. 14:10).

«Осуждение, — пишет Дуглас Харе, — это привычка постоянно выискивать недостатки в людях, в их словах и делах. Это болезнь духа», при которой «критик высокомерно ставит себя выше других и считает, что он вправе судить их погрешности».

В словах Иисуса в Мф. 7:1-5 звучит мысль о том, что превосходящая праведность Его Царства (см. Мф. 5:20) подразумевает решительную победу над искушением осуждать других более строго, чем самих себя. И все же как легко предъявлять более высокие требования к другим людям. Я помню, как, еще будучи студенткой колледжа, моя жена помогала печатать на машинке мою курсовую работу. У нас было две пишущие машинки, и мы работали быстро, как только могли, чтобы успеть сделать работу к сроку.

Затем возникло затруднение. Ее работа, с моей точки зрения, не была на должной высоте — и здесь было не то, и там не так. Во мне росло раздражение, но оно вылилось в крик, когда она показала, что на моих страницах гораздо больше ошибок, чем в ее работе.

Помоги мне, Господи, преодолеть мою болезнь духа.

Несмотря на увещание Иисуса быть совершенными (Мф. 5:48), никто не совершенен. Следовательно, нам необходимо трудиться над очищением своей жизни, прежде чем мы окажемся в таком состоянии, чтобы давать добрые советы другим. И даже после того добрый совет надо давать в контексте доброты и милости, которые Бог проявил к нам.

В свете слов Иисуса я всегда с осторожностью отношусь к людям, которые почти всегда критично относятся к другим, особенно когда это отношение вызывающе и/или исполнено сарказма.

Фарисейское отношение живет в тех самоправедных людях, которые считают, что они перенесли больше испытаний и ушли вперед дальше других в их христианской жизни. Такое отношение не замечает слабостей человеческого естества и обильной милости Божьей. Все мы имеем причину для смирения, все мы имеем болезни духа, все мы будем стоять как равные перед Христовым судом.

Освященное извращение

Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14:13).

О, как мы любим выносить суждения о ближних! Вначале мы определяем Божий критерий ортодоксальности для Него, а затем сравниваем с этим критерием других. Если они не соответствуют выбранному нами критерию, мы считаем их неверными, не принимающими «прямое свидетельство» и так далее.

Конечно, всегда следует быть предельно осторожными, основывая наши суждения на библейских текстах или цитатах из произведений Елены Уайт, Довольно интересно отметить, как поступали некоторые из ее современников (к счастью, она не раз писала на эту тему). Сегодня мы рассмотрим одну из таких иллюстраций.

Елена Уайт указывала, что некоторые собратья брали ее замечания о санитарной реформе и делали их «критерием» для других. «Они выбирают высказывания по поводу каких-то сомнительных статей о питании… Они сосредоточивают на них все свое внимание, усиливая их как только можно, привнося в них свои специфические, нежелательные черты характера, проповедуя их с великой силой, делая их таким образом критерием и навязывая их там, где они приносят только вред… Мы видим людей, которые будут выбирать из свидетельств самые сильные выражения, не соотнося их с обстоятельствами, при которых они были даны, и усиливая их в каждом отдельном случае… Всегда есть люди, готовые выхватить из высказываний что-нибудь такое, что может быть использовано ими для навязывания людям строгого, сурового критерия… Выбирая из свидетельств то одно, то другое высказывание, они навязывают их каждому, и в результате только внушают отвращение, а не приобретают души… Пусть же никто не выбирает отдельные высказывания, обращенные к конкретным личностям и семьям, не навязывает их и не использует в качестве кнута, чтобы понукать людьми» (Избранные вести, т. 3, с. ориг. 285-287).

Одна из величайших трагедий адвентизма заключается в том, что мы используем наши личные компиляции из произведений Елены Уайт для составления так называемых «духовных» тестов, которыми судим других. Мы используем ее произведения, чтобы преступать учение Иисуса, сформулированное Им в Нагорной проповеди.

Господи, прости нас и помоги нам быть лучшими христианами.

Искажение Евангелия

Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4:5).

Мы должны набираться терпения. Господь знает, что Он делает. Спасение мира (или моей души) не зависит от того, будут ли все люди жить только по моим представлениям о добре и зле. Иной, даже противоположной, была позиция древних фарисеев, и она еще живет и процветает в адвентизме сегодня.

Древние фарисеи обременяли людей множеством правил и критериев, по которым оценивалась верность членов религиозного общества. То же самое относится к современным фарисеям. Среди прочих подшивок у меня есть статья ревностной группы адвентистов-реформистов; б ней они перечисляют дюжину или больше высказываний Елены Уайт, которые, по ее же словам, не следует считать критерием. В статье честно представлено каждое такое высказывание, а затем делается вывод, что все они являются критерием сегодня, потому что-де мы живем в последнее время!

Неужели мы никогда ничему не научимся? Неужели мы никогда не одолеем грех фарисейства?

Слишком многие из тех, кто озабочен исправлением ближних, сами имеют проблему, и она заключается не столько в их словах, сколько в их духе. Согласно книге Правша счастливой жизни, «отсутствие духа долготерпения и любви приводит к тому, что человек делает из мухи слона. Те, кто ни разу не испытал искреннего раскаяния и полной отдачи Христу, не проявляют в своей жизни смягчающего влияния любви Спасителя. Они представили в ложном свете нежный, тактичный дух Евангелия и ранили драгоценные души, за которые умер Христос. Согласно образу, который использует Спаситель (когда Он говорит о соринке и бревне), всякий, кто вынашивает в себе дух критики, виновен в большем грехе, чем человек, которого он обвиняет, ибо он не только совершает тот же самый грех, но добавляет к нему высокомерие и критику» (Правила счастливой жизни, с. ориг. 125).

Почему мы не даем Богу шанса быть для нас Богом, чтобы мы имели время и силы делать то, к чему Он призывает нас в Нагорной проповеди?

Удаление соринки, а не занесение ее

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7:5).

Когда все, что касается соринки и бревна, сказано и выполнено, важно заметить, что на нас возложена ответственность помочь нашему ближнему, если у него действительно засорен глаз и его проблема не является следствием нашего нездорового воображения.

Но никогда не забывайте, что нам не велено удалять соринку до тех пор, пока мы успешно не вытащим из своего глаза бревно. Другими словами, мы должны быть добрыми, прежде чем сможем делать добро. «Вы не сможете оказывать преобразующего влияния на других, пока ваше собственное сердце не смирится, не очистится и не сделается нежным посредством благодати Христа. Когда в вас совершится это изменение, для вас станет так же естественно нести своей жизнью благословение другим, как розовому кусту благоухать, а виноградной лозе — приносить пурпурные гроздья» (Правша счастливой жизни, с. ориг. 128).

Печально, но многие братья предстают в весьма неприглядном виде, когда пытаются (часто искренне) помочь другим. Их осуждающая, ханжеская, критичная манера поведения становится самым тяжелым бревном, которое мешает им видеть и лишает духовной проницательности. Их попытки приводят скорее к засорению глаз у ближних, нежели к очищению.

Если мы действительно желаем вытащить соринку из глаза, а не занести ее туда, нам нужно иметь ум Христов в отношениях с другими людьми.

В книге Воспитание мы читаем, что хотя «Христос был правдивым обличителем», Он видел возможности к исправлению в каждом человеке, как бы низко тот ни пал. Он не только видел возможности, но ободрял и поддерживал людей, нуждающихся в помощи, «внушал им надежду». Напротив, те, кто заносит сор в глаза, несут с собой безнадежность.

«Взирая на людей, в их страданиях и упадке, Христос готовил почву для надежды там, где разверзались только отчаяние и гибель. Там, где были видимы только бедность и нужда, Он видел возможность для духовного подъема. Искушенные, разуверившиеся души, чувствующие себя потерянными и погибающими, Он встречал не с осуждением, а с благословением… В каждом человеке Он видел безграничные возможности. Люди для него были такими, какими они могли быть, преображенными по Его благоволению» (Воспитание, с. ориг. 79, 80). Иди и ты поступай так же.

Если вы действительно хотите помочь людям

Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос (Еф. 4:15).

Христиане обязаны иметь желание помогать другим, но любая такая помощь должна исходить из чистых побуждений и доброго расположения. Всякому желанию выискивать недостатки, всякому злорадству по поводу несчастья другого человека, всякой придирчивости нет места в душе христианина. Нам следует всегда помнить, что не существует более тяжкого греха, чем вынашивание духа осуждения.

Вы можете задать вопрос: как нам практически оказать такую помоешь, чтобы она была действенной помощью? Доктор Мартин Ллойд Джоунз дает несколько советов. Во-первых, он предлагает нам каждый день читать 13-ю главу Первого послания к Коринфянам (великую главу любви). Почему это не сделать прямо сейчас? Подумайте минуту, какой особенный совет из нее вы можете принять в вашей жизни сегодня. Во-вторых, вспомните, что именно вы говорите о других людях. Сядьте и обдумайте свои слова. Спросите самих себя, что они действительно означают. В моей жизни имел место случай, когда этот шаг был для меня очень болезненным. Работая со своим коллегой, я высказал ему слова, которые совсем непохожи по духу и содержанию на христианские. Это не значит, что человек тот не имел заметных недостатков, но когда я сидел и обдумывал свое поведение, то пришел к выводу, что мое отношение к нему противоречило Евангелию, которое я исповедовал. Это одно из бревен, регулярно появляющихся на каждом шагу нашей жизни.

В-третьих, помните, что удаление чего-либо из глаза другого человек — очень трудная операция. Нет телесного органа более чувствительного, чем глаз. Имея дело с глазом, мы обязаны проявлять сочувствие, терпение, спокойствие и хладнокровие. Когда мы общаемся с другими людьми, эти качества должны быть перенесены в духовную сферу. Как заметил Павел, нам нужно научиться говорить истину в любви. Я искренно благодарен людям, которые именно так отнеслись ко мне, когда общались со мной. Эти люди представляют собой полную противоположность тем, кто набрасывался на меня подобно разъяренному быку.

Благодарю Тебя, Господи, за нежное отношение ко мне со стороны других людей. Помоги, чтобы мой дух был таким же нежным.

О свиньях и собаках

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7:6).

Какая неожиданность!

После пяти текстов, посвященных тому, чтобы мы никого не судили, Иисус говорит нам, что мы все-таки должны судить. Он учит нас, что мы можем не только судить компетентно, но и отличать свиней и собак от более достойных созданий.

Перед тем, как исследовать значение этого текста, нам нужно выяснить отношение древних иудеев к собакам и свиньям. Для нас собака — это умное домашнее животное, к которому мы довольно-таки хорошо относимся. Для многих собака — это «лучший друг человека». Но не так обстояло дело в древнем мире. Собаки в те времена были полудикими собирателями отбросов. Само упоминание о них стало символом отвращения и позора. Подобным же образом и свинья для иудея была олицетворением всего нечистого и запретного.

Следовательно, в этом тексте речь идет не о тщательном судебном разбирательстве, но о проницательности, помогающей делать заключение на основании внешних качеств. Всякий видит разницу между свиньей и овцой. Следовательно, христиане должны быть проницательными, фиксировать внешние поступки, которые можно назвать «свинскими», и уметь судить их.

Замечательно, что текст Мф. 7:6 включен в Библию. Если бы мы имели только первые пять стихов этой главы, у нас была бы только половина картины. Единственным оправданным заключением была бы мысль, что никоим образом нельзя судить ближних. Но 6-й стих уравновешивает картину. Без него не было бы основания для установления дисциплины в церкви и для Отличия истинного учения от ложного.

В этом библейском отрывке содержится урок. Нам нужно принять совет Божьего Слова полностью. Христиане оказываются под бременем проблем, потому что берут тот или иной текст, ту или иную цитату, но не читают их в контексте. Когда мы рассматриваем только одну сторону вопроса и сосредоточиваем на ней все свое внимание, то оказываемся в сетях крайностей и фанатизма, вредивших христианству с самого начала. Мы призваны быть народом всей Библии, а не только ее части.

Свиньи и собаки

Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам (Деян. 13:46).

В Библии слово «святой» означает отделенный для служения Богу. И то, что отделено, должно быть использовано только для святой цели. Поскольку собаки считались нечистыми тварями, логически сделать вывод, что их не следует приобщать к святым вещам. Подобным образом и свиньи не оценят прекрасное, поскольку у них не замечено эстетичных наклонностей.

Может быть, вы думаете так: до сего места мне было ясно все, но что же Иисус имел в виду в Мф. 7:6, когда сказал, что не следует давать святыни псам и разбрасывать жемчуг перед свиньями?

Отвечая, нам нужно вспомнить, что нет ничего более святого, чем Евангельская весть. Она должна быть проповедана каждому народу, в том числе блудницам, преступникам, простым людям и даже упрямым религиозным фанатикам. Драгоценная истина должна быть безвозмездно предложена всем, но когда ее все время игнорируют и осмеивают те, кто не желает избавиться от рабства греха, мы обязаны двинуться с вестью Спасителя на более плодоносную почву. Это подразумевается в словах Спасителя, когда Он велел ученикам отрясти прах с их ног и продолжать идти дальше, когда Благая весть не принималась (см. Мф. 10:14).

Павел поступил подобным образом в Антиохии (см. изучаемый сегодня текст Писания) и с иудеями в Коринфе. Относительно его опыта в Коринфе мы читаем: «Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18:6).

Евангельская задача огромна, а работников мало. Бог не ждет от нас того, чтобы мы постоянно старались донести Евангельскую весть до сердец презирающих ее, но Он повелевает нам искренно свидетельствовать о ней, когда открываются новые возможности. Помните, что мы являемся солью и светом.

Молитва подобна незаполненному чеку

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7).

Действительно ли это так? Является ли молитва незаполненным чеком? Дает ли Бог верующим все, что они просят?

Будьте осторожны. Мы навлекаем на себя множество затруднений, выхватывая отдельные тексты и утверждения из контекста, а затем делая необоснованные выводы.

Будьте честны с самими собой. Дал ли вам Бог все то, о чем вы просили? Почему нет? Как это повлияло на вашу веру?

Вышеприведенный текст — это непреложное обетование того, что Бог желает сделать для нас, но данные слова сказаны в совершенно определенном контексте, коим является тема суда, пронизывающая всю 7-ю главу Евангелия от Матфея. Нам необходимо воспринимать нашу земную жизнь как школу, в которой мы созидаем характер для вечности. Бог хочет, чтобы мы приготовились к вечной жизни. Следовательно, Он желает дать нам все, в чем мы нуждаемся для всестороннего развития христианского характера.

Первые пять стихов 7-й главы Евангелия от Матфея связаны с проблемой осуждения других людей и более непримиримого к ним отношения, чем к себе. Нам сказано, что мы пожнем неправедное осуждение в полной мере. Сознавая нашу слабость, мы восклицаем: «Кто же способен на это? Как мне воплотить в жизнь такой идеал?» Христос ответил, что Он даст нам то, в чем мы нуждаемся, если мы будем просить, искать и стучать.

То, что справедливо для Мф. 7:1-6, справедливо для всей Нагорной проповеди. Мы ощущаем себя безнадежными, когда узнаем требования истинной праведности. Именно в контексте этих требований Христос предлагает нам Свою благодать для победы, чтобы мы жили христианской жизнью. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

В Мф. 7:7 мы действительно имеем чистый чек для Божьей благодати. Только человеческой силой исполнить повеления Христа невозможно. Люди, принимающие всерьез грандиозные требования Нагорной проповеди, должны также всерьез принять Божью готовность помочь им. Тот, кто просит, ищет такой помощи и стучит, не будет отвергнут.

Кто кого ищет?

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).

Размышляя о повелении Иисуса искать Его, мы никогда не должны забывать того, что Он уже взыскал нас. Это было целью Его воплощения. Он пришел «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Подобно тому как Бог искал в Едеме согрешившего Адама, так Иисус пришел взыскать нас. Он все еще ищет нас, Он все еще стоит у двери наших сердец, желая войти. Но вопрос б том, позволим ли мы Ему сделать это.

Мы приходим ко Христу и позволяем Ему войти в наше сердце не потому, что мы достойны, а потому что мы потеряны. Мы нуждаемся в очищении от всякого беззакония, и это побуждает нас откликнуться на Его инициативу, просить, искать Божьего прощения и стучать в поисках его. Нам велено просить, и это прощение будет нам дано. Елена Уайт писала, что «если вы приходите ко Христу с истинным сокрушением, вам нет нужды думать, что вы проявляете самонадеянность, прося то, что обещал Бог. Когда вы просите о благословении, в котором нуждаетесь, чтобы усовершенствовать свой характер по подобию Христа, Господь уверяет вас, что вы просите согласно обещанию, которое будет исполнено. Чувствовать и сознавать себя грешником является достаточным основанием для того, чтобы просить Его милости и сострадания» (Правила счастливой жизни, с. ориг. 130, 131).

Искать и стучать означает, что мы снова и снова просим. Изучая четвертую заповедь блаженства, мы отметили, что наш голод и жажда праведности — отнюдь не одноразовый факт. Христианин постоянно чувствует свою виновность, алчет и жаждет праведности, которую может дать только Бог. Просить, искать и стучать — значит постоянно чувствовать голод и жажду. Бог всегда отвечает на молитву веры и дает нам то, что мы просим. Его благодать неограниченна.

Господи, помоги мне научиться искать того, что наиболее важно. Помоги мне жаждать Твоей благодати.

«Неотвеченная» молитва Павла

Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:8).

Это прекрасные слова и замечательное обетование, но фактически люди не получают и не находят всего, о чем они просят и чего ищут. Возьмите, к примеру, апостола Павла. Он неоднократно просил об исцелении, но бесполезно. Бог сказал Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:8, 9). Подобным образом Иисус трижды молился, чтобы чаша распятия миновала Его, но все же Он был распят (Мф. 26:34-46).

Ни Иисус, ми Павел не тревожились по поводу «неотвеченной молитвы». Они не обвиняли Бога в том, что Он дал обещание, которое не исполнил. Они никогда не теряли веры. Напротив, Иисус просто сказал: «Да будет воля Твоя», а Павел произнес: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9).

Но для Иисуса, ни для Павла слова текста Мф. 7:7 не были чистым чеком, который можно заполнить, чем пожелаешь. Иисус и Павел понимали его, видимо, в том смысле, что Бог пошлет им Свою благодать исполнить то, что они должны были исполнить. Следовательно, они понимали повеление просить, стучать и искать в контексте Нагорной проповеди, то есть знали, что Бог даст им силу жить по заповедям блаженства, любить их врагов и жить жизнью доверия перед лицом тревог и кризиса. Иисус и Павел являются свидетельством того, что Бог действительно исполнил обетование просящему, стучащему и ищущему для осуществления намеченной цели. Они имели благодать, чтобы жить примерной жизнью.

Мы можем иметь ту же самую благодать. Фактически без нее мы останемся столь же эгоистичными, критично настроенными людьми, какими мы были до того, как встретили Иисуса.

• Славьте Бога ныне за то, что Он благ.

• Славьте Бога ныне за то, что Он преисполнен желанием дать нам силу жить христианской жизнью.

• Славьте Бога ныне за то, что Его обещания непреложны.

• Славьте Бога ныне за то, что, если я прошу, Он дает; если я ищу, то найду; если я стучу, Он отворяет.

Возьми змею, сынок

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? (Мф. 7:9, 10).

Многие люди, читающие эти тексты, являются родителями, уже воспитали или пока что воспитывают детей. Мы любим наших детей, и они знают об этом. Они свободно приходят к нам и просят о чем-либо. Они доверяют нам — и правильно делают.

Иллюстрации Иисуса в изучаемом сегодня библейском тексте интересны, потому что в повседневности встречаются на каждом шагу. Даже самые скупые родители чувствуют себя обязанными дать хлеба своим детям. Никто не даст им камень вместо хлеба. Почему? Потому что камень совершенно несъедобен.

На первый взгляд, пример со змеей и рыбой не совсем ясен. Хотя существуют разные мнения относительно природы змеи и многие сравнивают ее с угрем, ясно, что эта тварь, не имеющая плавников и чешуи, не является чистой. Следовательно, змея была бы непригодна в качестве пищи для иудейских детей.

В своем повествовании Лука дает нам третью иллюстрацию данного вопроса. Он добавляет, что ни один отец не даст своему сыну скорпиона, если тот попросит у него яйцо. Конечно, скорпион — это крайне ядовитое животное, совершенно непригодное в пищу. Ничто, перечисленное Иисусом в качестве контраста, не было пригодно для еды. Ничто не было похоже на благодатный дар любви.

Мысль, выраженная в 9-м и 10-м стихах, фактически продолжается в 11-м стихе, в котором Иисус делает вывод, что если даже жестокие земные родители любят своих детей настолько, что удовлетворяют их нужды, то подумайте, как много может дать Бог.

Это важная мысль. Вероятно, мы крайне умаляем Божье желание дать нам все необходимое, обеспечить нас тем, в чем мы нуждаемся для нашей временной и вечной жизни.

Смысл Мф. 7:7-11 заключается в том, что Бог никогда не игнорирует нашу молитву. Более всего Бог желает, чтобы мы были счастливы, здоровы и жили полнокровной жизнью. Он призывает нас прийти к Нему и найти ответ на все наши нужды. Какая замечательная возможность!

Славьте Бога за «неотвеченную» молитву

Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42).

Я еще помню этот день. Мой четырнадцатилетний сын захотел купить старый мопед. Я всеми силами пытался отговорить его, но в конце концов решил, что если уж покупать мопед, так новый, хороший. Но хорошие вещи стоят денег. Я надеялся, что из-за этого обстоятельства мы на время отложим приобретение мопеда.

Однако спустя немного дней Джеф пришел домой и доложил, что он увидел в продаже действительно дешевый мопед. Поддавшись его настойчивой просьбе, я пошел взглянуть на это чудо. То была не только уродливая, но действительно бесполезная машина. Я четко высказал сыну все, что думал. Было бы ошибкой тратить деньги на этот мусор. Но он продолжал упрашивать меня, уверяя, что данная модель — как раз то, что ему нужно.

Наконец, вопреки здравому смыслу, я сдался. Как же радовался Джеф! В первый же день он без устали носился по соседним полям. Но для мопеда первый же день оказался последним. Джеф больше ни разу не смог завести его. Деньги были выброшены.

Мы с улыбкой относимся к подобным юношеским желаниям. Но не улыбайтесь слишком широко. Разве вы не молили (даже не умоляли) Бога дать вам то или другое для того только, чтобы позднее убедиться, что это сильно вами желаемое фактически не было тем, в чем вы нуждались. Со мной было такое. Я рад, что в подобных случаях Бог не отвечает на мою молитву.

В связи с этим мне хочется спросить, правильно ли будет сказать, что Он не ответил. Вероятно, Он ответил, но этим ответом было «нет». Во многих случаях «нет» является лучшим ответом на наши молитвы.

Вспомните, как Иисус молился в Гефсимании о том, чтобы Ему не пить чашу креста. Божий ответ на Его просьбу был «нет». Иисус принял этот ответ; В итоге Он пошел на Голгофу ради вас и меня. Он умер за каждого из нас, чтобы мы имели вечную жизнь. Он обеспечил наше спасение.

Славьте Бога за «неотвеченную» молитву. В Своей мудрости Бог дает нам то, в чем мы нуждаемся, а не то, чего мы хотим.

Молитва, на которую всегда будет отвечено

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:11).

Согласно рассматриваемому тексту, Бог дает нам «блага». Это замечательно, потому что они нам нравятся.

В текстах, которые мы изучаем (Мф. 7:7-11), Иисус не говорит, что молитвы исполняются на таких условиях, как вера или соответствие просимого воле Божьей. Но эти условия явно подразумеваются здесь и в других текстах. В 7-й главе Евангелия от Матфея Иисус сосредоточивает наше внимание на замечательной истине: Небесный Отец безвозмездно посылает блага просящим у Него.

Несмотря на то, что существуют условия, при соблюдении которых возможен ответ на молитву, на определенные просьбы Бог отвечает всегда, потому что они всегда соответствуют Его воле и их испрашивают только в вере.

Одной из молитв, на которые Бог всегда отвечает, является молитва о прощении. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Бог щедр на прощение. Он всегда почтит искреннюю молитву человека, обремененного чувством вины и ищущего прощения.

Второй молитвой, на которую Бог всегда ответит, является просьба о силе Святого Духа, так чтобы мы могли стать более любящими и в совершенстве отобразить характер Иисуса. Люди становятся более любящими в процессе освящения. Любовь является главным качеством тех, кто будет всю вечность жить в Царстве Божьем. Чтобы развить в нас такую любовь, Бог может допустить в нашей жизни затруднения или послать кого-либо на нашем пути, но помните, что Его цель — наше возрастание в любви.

Третьей молитвой, на которую Бог всегда ответит, является просьба о мире в нашем сердце и разуме. Хотя мы можем находиться в атмосфере вражды, Бог всегда даст мир доверившимся Ему христианам. Взгляните на Иисуса, когда Он шел на крест. Посмотрите на Стефана, когда тот был побиваем камнями. Они перенесли все, потому что в их сердце царил Божественный мир.

Каков Бог?

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17).

Естественно желание знать Того, Кому мы молимся. Мы желаем знать, в какой атмосфере Господь слышит наши молитвы. Молимся ли мы Богу, Который неохотно посылает Свои дары? Молимся ли мы Такому Богу, Чей гнев мы должны умиротворять? Или мы молимся Богу, Чье сердце настолько великодушно, что Он очень хочет дать нам больше того, что мы просим?

Иисус стремится открыть нам истину в этих вопросах. Он не только описывает Бога в Мф. 7:7-11 как Того, Кто очень хочет ответить на наши молитвы «благими даяниями», — вся Его жизнь была откровением Бога, главным свойством характера Которого является любовь. Наиболее четко и ясно мы видим Бога через призму жизни Иисуса и через Его учение.

В разной степени, но все мы уязвимы в этой жизни. Мы никогда точно не знаем, что хорошее или что плохое встретим на нашем пути. В этом смысле мы похожи на Авраама, который был призван оставить дом своих предков и отправиться в Ханаан. Когда Авраам отправился, он точно не знал, куда идет, но он знал Того, Кто шел вместе с ним. И это знание существенно изменило для него все. Это знание наделило его мужеством и миром. Оно дало ему надежду и направление. Оно дало ему уверенность и утешение.

Тот же Самый Бог, Который был Отцом для Авраама, хочет быть моим Отцом. Он хочет быть Вождем моей жизни, подобно тому как Он был Вождем для Авраама, когда тот оставил Ур Халдейский. Он любит меня так же сильно, как Он любил Авраама, Даниила, Петра, Иоанна, Павла, Мартина Лютера, Джона Уэсли и Иосифа Бейтса.

Это замечательная мысль. Бог Вселенной является моим личным Отцом. Неудивительно, что я могу преклониться в вере перед Его престолом. Приходящих к Нему в нужде Он не прогонит прочь. Он всегда дает добрые даяния просящим у Него.

Каковы люди?

Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23).

В Мф. 7:11 показан самый большой контраст: между добрым Богом и нами, злыми людьми. Разумеется, греховная природа человека — не главная мысль Иисуса, содержащаяся в данном тексте, но она тем более убедительна, поскольку так для Него ясна, что Он использовал ее в импровизированном сравнении.

Слова Иисуса о том, что люди злы и греховны, идут вразрез с идеями гуманизма. Я помню, с каким воодушевлением писал свою докторскую диссертацию. Темой моего исследования была философия революции, В то время я был противником Бога и Церкви и ничего так не желал, как найти такое объяснение жизни, чтобы она обрела больший смысл.

Как я был поглощен революционными идеями некоторых людей, которые, по существу, считали, что люди могут создать небо на этой земле, творя новые и справедливые экономические и политические системы! Как хорошо звучит мысль, что каждый может делать свой вклад для общества по способностям, а получать от него по своим потребностям!

Теоретически все выглядело прекрасно, но потом я был вынужден задать себе тяжелый вопрос: почему такие хорошие идеи никогда не воплощались в реальной жизни, почему история человечества представляет собой возникновение и крах одной утопии за другой? Я вновь вернулся к тому факту; что человеческая природа, по сути своей, эгоистична и греховна, и только христианство содержит ответы на все вопросы человечества.

Мы должны заметить, что Иисус не включил Себя в описание греховного человечества. «Вы, будучи злы» — вот Его слова. Иисус не был злым. Он имел сердце и разум Бога, и этим Он отличается от нас.

Но Он хочет, чтобы мы уподобились Ему. Это совершается посредством обращения и возрождения. Бог хочет изменить нас по Своему подобию.

Благодарю Тебя, Небесный Отец, за то, что мне не дано. Благодарю Тебя за то, что Ты настолько возлюбил Меня, что пошел на риск и отдал в мир греха Своего Сына, чтобы я имел вечную жизнь. Аминь.

Любовь выше закона

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки (Мф. 7:12).

В этом стихе мы подошли к кульминации христианской этики. Здесь содержится главный признак, определяющий, что значит поступать по-христиански.

Вы можете спросить: «Что особенного в этих словах? Разве другие мыслители не говорили подобное?»

Да. вы правы. Давайте посмотрим на два аналогичных высказывания. Раввин Гиллелль сказал: «То, что ненавистно для тебя самого, не делай другому. В этом весь закон, а все остальное — комментарий». Даже не-иудеи высказывались подобным образом. Стоики, например, придерживались такого мнения: «То, чего вы не желали бы себе, не делайте никому другому».

Какая же разница между этими словами и тем, что сказал Иисус? Очень большая, потому что Иисус сказал Свои слова в позитивной форме, а не в негативной.

Высказывание в негативной форме — это простое, разумное высказывание, которое делает возможным социальное общение. Негативная форма не способна дать что-либо сверх своих границ. Человек может исполнить правило, высказанное в негативной форме, оставаясь пассивным, то есть ничего не делая.

Но позитивная форма золотого правила в том виде, в каком его сформулировал Иисус, подразумевает новое отношение к ближним. Иисус не говорит, что я не должен делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали мне; Он ставит вопрос иначе: я должен предпринять что-то, чтобы помочь другим людям, и быть добрым к ним, если я желаю, чтобы они помогли мне и были добры ко мне.

Один человек показал различие между негативной и позитивной формой высказывания следующим образом: если человек имеет автомобиль, закон может вынудить его вести автомобиль таким образом, чтобы не причинять вреда другим людям, но закон не может заставить его остановиться и оказать помощь человеку, попавшему в беду. >

Христиане, живущие по золотому правилу, поступают с другими не так, как позволяет закон, а так, как того требует любовь. И никто не способен на это, если на его сердце не будет совершена операция, если не будет вынуто его ветхое, плотское сердце и вместо него дано ему сердце, исполненное Божьей любовью.

Еще о совершенстве характера

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:36-40).

Имея золотое правило в Мф. 7:12, мы подошли к вершине христианского поведения, главному элементу библейского определения совершенства характера и того, что означает быть подобными Иисусу.

Комментируя этот текст, автор книги Правша счастливой жизни пишет, что «ни один человек, не имеющий истинного представления о том, что такое совершенство характера, не проявит сочувствия и нежности Христа. Благодать Божья смягчает сердце, очищает чувства, наделяет небесной тактичностью и чувством приличия» (с. ориг. 135).

В той же самой книге мы читаем, что «идеал золотого правила является истинным идеалом христианства; все, что ниже этого идеала, всегда было, есть и будет обманом. Религия, побуждающая людей низко ценить человеческие существа, которых Христос оценил настолько высоко, что отдал Себя за них, религия, которая побуждает нас быть равнодушными к человеческим нуждам, страданиям, является поддельной религией… -Поскольку люди принимают только имя Христа, а сами отвергают Его характер, христианство имеет так мало силы в мире» (с. ориг. 136, 137).

Имея золотое правило в позитивной форме, мы приблизились к сути определения совершенства характера, которое дал Иисус. Один из самых печальных фактов заключается в том, что среди некоторых адвентистов совершенство характера отождествляется с диетой, соблюдением субботы и исполнением (или неисполнением) того или другого правила.

Какая жалость! Диета и другие элементы адвентистского образа жизни являются средствами для достижения цели, а не самоцелью. Бог желает нам иметь доброе здоровье для того, чтобы быть более любящими, а не просто лучшими исполнителями правил.

Исполнение золотого правила

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31).

Последние два дня мы исследовали золотое правило. Мы отметили, что оно является центром, формирующим понятие о том, что значит быть христианином. Золотое правило в высшей степени определяет, что значит быть таким же совершенным, как совершенен Сам Иисус.

Но, возможно, вы задаете себе вопрос: как же исполнить золотое правило в практической жизни? Это хороший вопрос. Мы не можем исполнять его постоянно посредством наших собственных сил. Наш эгоизм мешает нам, наша леность мешает нам делать больше для других. Нам не хочется исполнять золотое правило. Фактически наш характер таков, что уклоняется от его исполнения. Даже делая добро ближним, мы, как правило, ожидаем признания и награды. Следовательно, фактически мы делаем это для самих себя.

Ясно, что искренно делать для других что-то такое хорошее, чтобы подобное же было сделано для нас, невозможно только человеческой силой. Требуется динамичное, преобразующее побуждение и влияние Святого Духа. Постоянно жить по золотому правилу — значит жить исполненной Духом жизнью.

Вооружившись таким пониманием, нам нужно перейти к некоторым практическим предложениям относительно того, как следовать золотому правилу в жизни. Может быть, первое, что я могу сделать, — это составить перечень того, что мне хотелось бы, чтобы другие люди сделали для меня. Не начинайте с другого человека. Начните с себя. Перечислите все то, что вы хотели бы, чтобы другие сделали для вас.

Но не останавливайтесь на этом. Возьмите свой перечень и начните делать для других то, чего вы хотели бы для себя. Нравится ли вам, чтобы о вас говорили с добротой и уважением? Тогда говорите так о других людях. Хотите ли вы, чтобы кто-то протянул вам руку помощи, когда вам чрезмерно тяжело? Тогда сделайте для других то, в чем вы нуждаетесь. Теперь вы знаете, что делать.

Следующий шаг: составьте перечень того, что вам не нравится. Избегайте этого в ваших взаимоотношениях с ближними.

Господи, я нуждаюсь в помощи! Помоги мне сделать это правило правилом моей жизни!

Почему мне не нравится золотое правило

Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8:7, 8).

Нам не нравится золотое правило, потому что оно мешает нам жить так, как мы хотим. А это раздражает!

Наша нелюбовь к золотому правилу вытекает из нашей нелюбви к Закону Божьему, который ясно говорит, что истинная жизнь заключается в любви к Богу и ближним. А за нашей нелюбовью к Закону стоит наша нелюбовь к Богу, Который дал его. Почему Он не занят только Своим делом и не позволяет нам жить, как мы того хотим?

Этот вопрос помогает нам понять реальную суть дела. Мы потому не любим золотое правило, Закон и даже Бога, что они мешают естественному ходу нашей эгоистичной, греховной жизни вне Христа. Нам никогда не следует забывать, что средоточием греха является любовь к своему «я». Греховное наша естество полностью сосредоточено на самом себе, в то время как золотое правило, Закон и Бог сосредоточены на ближних. Все это мешает нашей эгоистичной жизни. А все, что мешает, вызывает в нас вражду.

Эгоистичная жизнь побуждает нас брать то, что нам нравится. Если вы желаете кого-то еще, кроме вашего мужа или вашей жены, то нарушаете седьмую заповедь. Если для достижения вашей цели нужно солгать, вы лжете. Затем появляются Бог и Иисус со Своим Законом, чтобы тревожить наше природное «я». Временами они становятся для нас совершенно ненавистными.

Вот этому Иисус хочет положить конец. Он желает преобразовать наше сердце и разум, чтобы мы вошли в полную гармонию с Богом и Его Законом. Он хочет написать принципы Своего Царства на нашем сердце. Тогда мы полюбим золотое правило.

Господи, помоги мне сегодня видеть более ясно. Помоги мне сегодня желать Твоей помощи. Помоги мне любить Твое золотое правило и исполнять его в практической жизни.

Вновь к закону и пророкам

Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете (Иак. 2:8).

Текстом Мф. 7:12 «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» мы закончили полный круг, который начали с Мф. 5:17: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить».

Оба текста — Мф. 5:17 и Мф. 7:12 — придают большое значение закону и пророкам. Их упоминание о законе и пророках высвечивает главную суть Нагорной проповеди. В итоге золотое правило должно рассматриваться как обобщение толкования закона и пророков, сделанное Христом, а Мф. 5:21-7:11 — как подробное изложение или развитие нескольких принципов, изложенных в этом обобщении.

После Мф. 7:12 тема проповеди резко меняется. Принципы уже изложены, теперь мы готовы внимать рассуждениям Христа, основанным на этих принципах.

Мы должны быть благодарны за то, что Иисус уделил так много времени изложению принципов закона и пророков, потому что мы, люди, склонны искажать их цель. Даже после того, как Иисус неоднократно показал, что принципы ветхозаветного закона не должны рассматриваться как правила, относящиеся только к внешней стороне жизни, многие люди используют Его слова, чтобы просто придумать больше правил внешнего поведения.

Неужели мы никогда не осознаем действительного смысла Его учения? Неужели мы никогда не поймем, что Его Закон — это образ жизни и мышления, а не перечень запрещений?

Нам нужно понять, что вечный Закон, по своей сути, скорее позитивен, чем негативен. Он касается наших отношений к другим людям. Он является выражением любви к Богу и ближним — любви всем нашим сердцем, умом и душой.

Благодарю Тебя, Иисус, что Ты сделал для нас ясной духовную суть закона. Благодарю Тебя за то, что с законом гармонировали не только Твои слова, но и Твоя повседневная жизнь. Помоги мне желать того, что любишь Ты.

Обратно к заповедям блаженства

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться (Лк. 15:21-24).

Отец, наступит ли конец моему постоянному возвращению к заповедям блаженства? Наступит ли конец моим поражениям? Когда меня одолевает искушение не только судить других, но и относиться к ним гораздо суровее, чем к себе, когда я осознаю свою неспособность искать Тебя и Твою силу, свое неумение жить постоянно по Твоему золотому правилу, я снова признаю свою нищету духа. Я снова вынужден плакать из-за моих прегрешений, и я снова наполняюсь кротостью в Твоем присутствии. Вновь я прихожу к Тебе алчущим и жаждущим праведности.

Отец, Ты не устаешь оттого, что я прихожу к Тебе после очередного поражения? Я славлю Тебя за то, что Ты не устаешь. Я славлю Тебя за повествование о блудном сыне. Я благодарю Тебя за то, что Небеса радуются всякий раз, когда грешник приходит к Тебе в покаянии.

Благодарю Тебя за Твою готовность слышать, когда я прошу, ищу, стучу в молитве; благодарю за Твое желание удовлетворять мою постоянную нужду в благодати; за Твою готовность вновь дать мне возможность начать правильный путь.

Отец, с одной стороны, я прошел с Тобой долгий путь в нашем восхождении на гору благословений. Я возрос в познании Тебя и в моей способности следовать за Тобой. Но, с другой стороны, у меня не было духовного прогресса, начиная с 1 января. Я очень сильно нуждаюсь в Твоей силе, так же как и в Твоем прощении. Пожалуйста, утоли мой голод и мою жажду, но оставь меня алчущим и жаждущим Твоей праведности.