Часть IV

„Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха!“

Кто-то задал мне вопрос, как понимать следующий стих: „Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха“ (Евр.12,4). Я не совсем поняла, что хотел знать этот человек, но, вероятно, он полагал, что нам нет больше необходимости бороться против греха, если мы полностью передали себя Христу. А как долго Христос вел борьбу против греха? Всю Свою жизнь! Если вы отдадите свое сердце Иисусу, сатана все еще будет атаковать вас, и вы будете иметь искушения, но теперь вы не должны больше грешить, а, напротив, бороться с грехом.

Рассмотрим подробнее, как можно сражаться с грехом. Но вначале прочитаем следующее свидетельство Эллен Уайт: „Когда люди обращаются к Богу, то на этом их спасение еще полностью не завершено. Теперь они вступают на путь борьбы…“ (Our High Calling,163). Концом же этой борьбы должна стать победа.

В Послании к евреям написано следующее: „Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха“ (Евр.12,1-4).

Этот последний стих не означает, что нам необходимо вытеснять грех из сердца, но суть здесь в том, чтобы мы жили со Христом, не допуская грех в свои сердца. Это означает, что мы должны устранить все, что отягощало нас, всякий „запинающий нас грех“, так как теперь начинается борьба. Этот стих призывает нас к тому, чтобы вести эту битву вместе с Иисусом.

„Каждый день он должен заново посвящать себя Богу и сражаться со злом. Старые привычки, унаследованные пороки будут стремиться овладеть его сердцем, но он должен стоять на страже, одерживая победу силой Христа“ (ДА, 477). Здесь говорится о том, как вести эту битву. Это борьба веры. Не позволяй греху возвращаться вновь.

Он будет жить в тебе и давать тебе силу

„А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими“ (Иоан.1,12).

Эта сила — от Бога, Евангелие является силой Божьей ко спасению. И исходит она от Бога, а не от нас: „Эта сила — не человеческая. Это — Божья сила. Когда душа принимает Христа, она получает и силу, чтобы жить Его жизнью“ (НуХ, 314).

Я есмь лоза, а вы — ветви

Но откуда же взяться этой силе, если ты отодвигаешь Христа в сторону? Ведь она только во Христе, поэтому необходимо постоянно подчинять себя Ему. Когда мы это делаем, Он прививает нас к лозе. Затем мы имеем возможность постоянно получать эту силу, непрестанно исходящую от лозы. „Мы не имеем ничего, мы ничто, если не получим силы от Иисуса Христа“ (Дабы мне познать Его, 111).

Христианство — это гораздо большее, чем мы считали.

Иисус сказал нам: „Я есмь лоза, а вы ветви“ (Иоан.15,5). 15 глава Евангелия от Иоанна является прекрасной главой. Но многие годы до того, как я познала Господа, притча из этой главы оставалась для меня всего лишь одной из историй.

„Я есмь лоза, а вы ветви“ — каково истинное значение этих слов? Что должно произойти? Эта притча должна стать действительностью. „Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего“ (Иоан.15,5). Если ты хочешь быть христианином, иного пути нет. Быть христианином означает постоянно пребывать в Нем; ибо как только ты перестаешь это делать, сила исчезает.

Это наглядно отражено в природе. Взгляните на дерево, его ветви соединены со стволом, в результате чего по ним течет сок. На дереве находятся еще и живые листья. Когда сок перестает поступать, они увядают, так как в них больше нет жизни. Сама ветвь не может удержать в себе сока, поскольку не имеет собственной воли. Но в противоположность ей человек является личностью и сам может останавливать поступление „сока“, то есть в любое время отказаться от того, чтобы Иисус действовал в его сердце. Но если мы остаемся открытыми для Его святого влияния, тогда „неисчерпаемые запасы неба находятся в нашем распоряжении; Христос дает нам дыхание Своего духа, жизнь от Своей жизни, а Святой Дух проявляет Свою величайшую энергию, работая над сердцем и умом“ (6Т,306). Христианин может обладать этой силой. Если твоя воля подчинена воле Божьей, то в твоем распоряжении находится все могущество неба, но не для того, чтобы ты употреблял его, как тебе вздумается. Иисус Сам хотел бы пользоваться им в тебе.

Живи верой и приноси много плода

Библия говорит: „Со страхом и трепетом совершайте свое спасение…“. Следующий за этим стих звучит следующим образом: „Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению“ (Филип.2,12.13).

Слишком многие из нас сами пытались совершить свое спасение со страхом и трепетом и получить плод Святого Духа, старались победить тот или иной грех, но не подчинялись Христу. В этом нет никакой силы. Только если мы передали себя Христу и укоренились в Нем, Он сможет действовать в нашем сердце.

Давайте прочитаем 7 и 8 стихи: „Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками“ (Иоан.15,7.8).

Как ты прославляешь Бога? Первая ангельская весть говорит: „Убойтесь Бога и воздайте Ему славу“ (Откр.14,7). Ты прославляешь Его тем, что проявляешь в своей жизни во всей полноте Его характер, ибо „тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками“ (Иоан.15,8).

Если ты не имеешь плодов Святого Духа, это указывает на то, что между тобой и Богом имеется „дистанция“. „Когда мы живем верой в Сына Божьего, все без исключения плоды Духа будут видны в нашей жизни, и ни один из них не пропадет“ (ЖВ,675-677).

Что такое плод Святого Духа? Быть может это количество проводимых тобою библейских занятий? Раньше я думала, что плод Святого Духа состоит в том, сколь много я работаю для Бога. Но можно давать и по 20 библейских уроков в день и все же не иметь плодов Святого Духа, если в то же самое время сердиться на свою жену или быть неприветливым со своими детьми. Мы не можем проверять себя размерами совершаемой нами работы. Иисус говорит: „По плодам их узнаете их“ (Матф.7,16); плоды же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание (см. Гал.5,22).

Как можно заметить эти плоды? Они не висят на мне видимым образом. Ты увидишь их тогда, когда в этом будет необходимость. Предположим, кто-то из вас пришел ко мне и стал грубить. Я бы тотчас воззвала к Иисусу: „Господь, я нуждаюсь в Тебе, дай мне слова, которыми я могу ответить“. Тогда Господь взял бы под контроль мои чувства и сердце, и я смогла бы сказать этому человеку: „Мне очень жаль, что ты в таком состоянии. Я прощаю тебя. Могу я быть тебе в чем-то полезной?“ В этой ситуации можно увидеть плод Духа. Если при искушении или каком-то испытании ты вспомнишь, что необходимо подчиниться Христу, Он совершит в тебе правый дух. Ты получишь сверхъестественное самообладание. Тогда не ты контролируешь сам себя, но обращаешься с просьбой о силе к Богу. „Находишься ли ты в таком состоянии, что не обладаешь этими дарами благодати? Когда кто-то раздражает или ранит тебя, не проявляется ли тотчас же в твоем сердце чувство досады и дух противодействия? Подумай, если ты имеешь такой дух, значит, ты не имеешь духа Христа. Это — другой дух“ (R&H,21.12.1886). „Никто не может служить двум господам“ (Матф.6,24). Иисус сказал, что это невозможно.

„Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть“ (2Кор.13,5).

„Но ты скажешь: „Как мне знать, есть ли в моем сердце Христос?“ Когда тебя критикуют или указывают на твое неправильное поведение и все идет не так, как бы ты хотел, а ты, вместо того, чтобы терпеливо переносить всё и быть приветливым, приходишь в ярость, тогда в твоем сердце нет Христа“ (R&H,12.7.1887).

Как видишь, мы сами можем перекрывать поступление этого „сока“. Библия говорит: „Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь“ (Рим.6,16). Э.Г.Уайт комментирует этот стих следующим образом: „Если мы впадаем в гнев, сластолюбие, корыстолюбие, ненависть, эгоизм или любой другой грех, то мы делаемся рабами греха. «Никто не может служить двум господам» (Матф.6,24). Если мы служим греху, то не можем быть служителями Христа“ (ВМ,114-115). „Христос не говорит, что человек не должен или не смеет служить двум господам, но говорит, что он не сможет этого делать“ (Пр.счастл.жизни, 74). Это просто невозможно.

Поразмышляйте над этим следующим образом: „По плодам их узнаете их“ (Матф.7,16). Мы имеем плод духа, но тут возникает гнев. Где же сейчас любовь? Где радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость и воздержание? Где же плод духа? „По плодам их узнаете их“ (Матф.7,16).

Когда дается место гневу, Христос удаляется. Таким образом ты можешь узнавать, есть ли в тебе Христос и отдаёшь ли ты Святому Духу непрестанно контроль над своим внутренним состоянием. „Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего“ (1Иоан.4,13).

Как же можно узнать, что в тебе — Святой Дух? По приносящему тобой плоду. „Когда мы проявляем нетерпение, то тем самым изгоняем из сердца Дух Божий и освобождаем путь сатане“ (2ИВ,236). Ты не можешь служить сразу двум господам.

Мы слишком долго считали, что для оставления греха требуется вся жизнь и было бы ужасно, если уже сегодня мы могли бы оказаться чистыми. Но если ты сегодня не чист от греха, значит что-то не в порядке, что-то неправильно.

Или ты не знаешь, как прийти ко Христу, или ты не веришь, что Он может тебя очистить, или же ты не желаешь этого. Ибо сегодня — день спасения (см. 2Кор.6,2). Ведь может случиться и так, что сегодня ночью ты умрешь. Как же тогда могли бы спасаться люди, если для оставления греха им требовались бы годы? Тогда мы должны были бы пребывать в постоянном страхе. Но Бог не хочет этого, ибо уже сегодня твое сердце может прийти в согласие с Ним. Сегодня — день спасения. Не откладывай этого. У нас всегда есть только сегодня.

Бог очень долготерпелив, и все мы имеем ангелов, охраняющих нас, во Христе мы или нет. Но для своего подзащитного праведника ангел-хранитель может сделать многое, в то время как ангел-хранитель противящегося Богу человека может лишь хранить его до некоторых пор от смерти. Бог так милосерд, что заботится также и об этих мятежных сынах. Без Его позволения они не могут умереть. Он дает им одну возможность за другой, зовет их и борется вместе с ними.

„Нетерпение приводит в твою семью врага Бога и людей и изгоняет Божьих ангелов. Если ты пребываешь во Христе, а Он в тебе, ты не будешь произносить никаких раздражительных слов“ (Heavenly Places,99). Ты просто не сможешь тогда этого делать.

„Вы не можете поддаваться раздражительности и насаждать свою волю, оставаясь при этом Божьими детьми“ (R&H,11.10.1892). Это невозможно, так как Христос никогда не станет делить с сатаной место в нашем сердце. Он любит нас и заботится о нас, и, даже если ты отодвигаешь Его в сторону, Он стоит рядом с тобой и стучит в дверь твоего сердца, говоря: „Я помогу тебе подняться, Мое дитя, вернись обратно. Я все еще люблю тебя, впусти Меня!“ Ты должен открыть дверь, так как Он не может войти, если ты держишь ее запертой. Ты не можешь служить двум господам.

Уже сегодня ты можешь подчинить свое сердце Иисусу, и уже сегодня Он может жить в твоем сердце.

Тогда ты будешь проходить свое поприще и сберегать Христа в своем сердце, но не так, чтобы вновь изгонять Его и впускать сатану.

Святость означает проявление в жизни плода Духа — так говорит Библия: „Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная“ (Рим.6,22). „Сатана перенимает контроль над всяким разумом, который не решил покориться водительству Святого Духа“ (СП,79).

Возможно, ты спросишь, есть ли в Библии стихи, выражающие ту же самую мысль?

„Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот — лжец“ (1Иоан. 4,20). Этот стих звучит очень прямо и ясно. Ты не можешь приносить сатанинские плоды и в то же время быть во Христе. Если ты утверждаешь, что знаешь Бога, но не повинуешься Его закону, в таком случае ты — лжец. „И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха“ (1 Иоан.1,5-7). Что значит, лгать против истины? Это значит утверждать, что мы верим истине, в то время как наш дух, речь и поведение представляют не Христа, а сатану“. Легко ли нам дается плохо думать и говорить о других? Легко. „Злые подозрения, нетерпение и непрощение являются клеветой на истину, но любовь, терпение и долготерпение соответствуют ее принципам“ (Дабы мне познать Его,189).

„Себялюбие не может жить в сердце, которое проявляет живую веру во Христа, подобно тому как свет и мрак не могут быть вместе“ (5Т,48). Себялюбие проявляется во многих формах. На суде будет открыто, что в списке грехов эгоизм стоит на первом месте, а все остальное — ниже. Поэтому нам и сказано, что мы должны умереть для своего „я“, так как все грехи исходят от эгоизма.

„Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем“ (1Иоан.1,6). Это касается не только плода Духа или только того, чтобы оставить гнев и распри. Этот стих затрагивает также и мерзкие грехи особого рода, которые мы сегодня встречаем в наших общинах. Например, гомосексуализм.

У нас был один хороший знакомый, который затем переехал далеко от нас, но однажды возвратился со своим возлюбленным, т.е. другим мужчиной, крещеным членом церкви. Он представил его общине. Вечером мы пригласили их обоих поужинать и беседовали с ними. Мы спросили нашего знакомого, что он думает обо всем этом. Он ответил: „Ваша Библия осуждает меня, а Иисус — нет. Я имею прекрасные отношения с Христом“.

Видите? „Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине“ (1Иоан.1,6). Сегодня очень много говорится об отношениях с Иисусом и, несмотря на это, считается, что можно жить в грехе и даже открытом. Под этим подразумевается не только быстрое раздражение или проявление нетерпения, но также и постоянный преднамеренный грех. И тем не менее такие грешники верят, что могут в то же время иметь общение с Иисусом.

Этот молодой мужчина сказал нам: „Моя совесть не беспокоит меня“. После этого мы говорили с его партнером, который ранее был нам не знаком. На вопрос, чувствует ли он себя виновным, он ответил: „Да. Я все еще чувствую себя виновным“. Его друг тотчас же возразил ему: „Любимый, ты не должен чувствовать себя виновным. Бог любит нас“.

Да, Бог любит нас, но Он не может спасти нас в грехе. Он должен спасти нас от греха (см. Матф.1,21). По плодам их узнаете их. Нам необходимо научиться тому, как оставаться привитыми к Лозе. Если же мы позволяем себе падать, то должны побыстрее возвращаться ко Христу.

Подвизайся добрым подвигом веры

Если ты будешь искушаем, Он приготовит для тебя запасной выход

В 1 Коринфянам 10,13 находится прекрасное обетование: „Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести“. Этот стих означает, что наряду с искушением Бог дает и выход из него. И если ты устремишься к этому выходу, то каждый раз можешь быть победителем. Ты сможешь стать победителем уже с первого дня отдачи себя Христу, но если ты не воспользуешься этим выходом, то можешь пасть.

Что это за выход?

Когда я впервые пришла ко Христу, я не знала, что это был за выход. Я отдала себя Господу. Изучая, я была по-настоящему обличена в своих грехах. Я узнала, что всякого рода ожесточенность, досада и проявление нетерпения — это неправильно. Я сказала Иисусу: „Господь, вот — всё это, я хочу умереть с Тобой, чтобы Ты мог жить во мне“. Я исповедала Ему свои грехи, называя при этом по имени, что только могла вспомнить.

Моим самым большим грехом в то время была повышенная раздражительность или досада на мужа. Это означает, что хотя ты и любишь человека, но не любишь того, что он делает. Отсюда возникают плохие чувства к этому человеку, и очень скоро происходит то, что ты его травмируешь. Я знала, что должна оставить этот грех и что нуждаюсь в изменении своего сердца, независимо от того, как бы мой муж ни обращался с нашими детьми. Он не был злым и не применял к ним насилия, но бывал иногда нетерпелив и неласков с ними, и в первую очередь с сыном.

Поскольку я была матерью, то думала, что имею право упрекать своего мужа за такое поведение; но если ты христианин, то не можешь лелеять в себе никакого греха. Поэтому я молилась: „Господь, я хочу иметь в обращении со своим мужем новый дух. Забери мою досаду и очисти меня“. Бог сразу же совершил это. Я знала, что мое сердце обновилось; я знала, что теперь могу прощать своего мужа.

Я подошла к нему и попросила у него извинения. Я была удивлена, узнав, что он тоже сердился на меня, когда я выказывала своё раздражение. А я всегда считала себя „хорошей девочкой“! Да, мы всегда думаем о себе лучше, чем есть на самом деле.

В тот вечер я пошла спать, всем простив и находясь в мире с Богом. Я верила, что Он может сохранить меня от падения.

На следующее утро я встала с желанием прожить весь день в согласии с Господом. Я не могу припомнить, чтобы в течение дня меня осаждало какое-либо искушение. Но вечером, когда мы собрались на семейное богослужение и я читала из одной книги о молитве, муж перебил меня, поправив какое-то выражение. Я подумала: „Он, конечно, может вносить свои коррективы, но не тогда, когда мы читаем, потому что из-за этого все отвлекаются“. Мне это не понравилось. Я и прежде уже много раз раздражалась по такому поводу, и опять наше молитвенное время было испорчено. Такое случается очень легко, вы же знаете, что для этого достаточно иметь в себе хотя бы чуть-чуть плохого духа.

Мой муж был редактором, и его работа заключалась в том, чтобы корректировать тексты. Он поступал неправильно? Нет, это я всегда раздражалась, в результате чего наше молитвенное общение было нарушено. Но кого я обвиняла тогда в этом? Конечно же, мужа!

Но ведь вы помните, что прошлым вечером я отказалась от своей привычки сердиться на мужа, что бы он ни делал! И теперь, когда во время нашего семейного богослужения он поправил меня, я опять было начала злиться на него, но Святой Дух так могущественно обличил меня, что я сказала: „Я согрешила!“ Внешне я не сделала ничего ужасного, но проявила неверный дух: нетерпеливый и критичный, который исходит не от Бога, так как Бог есть любовь.

На этом семейном богослужении находились также наши дети. Несколько лет спустя я была приглашена на одну встречу, на которой рассказывала этот опыт. Там присутствовал и мой сын, и он сказал мне потом: „Мама, я так хорошо помню тот вечер. Это было впервые, когда ты взяла вину на себя“.

Да, легко обвинять других, но нам нельзя больше так поступать. Кто виноват, если я раздражаюсь? Я сама, что бы там ни происходило вокруг меня.

Вспомни о том, как обращались со Христом. Он был искушаем самым ужасным образом и все же никогда не раздражался. „С терпеливым спокойствием Он встречал поношение“ и всё, что Ему причиняли (7БК,936-937). „Отче! прости им, ибо не знают, что делают“ (Луки 23,34). Его любовь простиралась и к ним. То же самое должны чувствовать мы. Нашей мыслью в такие моменты должно быть: „О чем я могу за них молиться?“ Именно так отреагировал бы на это Иисус.

После той вечерней молитвы я пошла в нашу спальню, преклонила колени и молилась: „Я согрешила, можешь ли Ты мне простить?“ Бог не отвергнет нас, если мы признаем свою вину. Я молилась дальше: „Как мне избежать падения? Ты сказал, что можешь помочь мне, чтобы я не впадала в грех“. Я не сразу нашла ответ в Библии, но чувствовала, что Бог покажет мне его.

На следующий день все было в порядке, и я не испытывала никакого искушения, пока не наступил вечер. Мы снова собрались на вечернее богослужение, и я опять читала из той же книги. Спустя некоторое время мой муж вновь поправил какое-то предложение. И тотчас ко мне подкатило то же самое искушение, но Святой Дух мгновенно напомнил мне, что я уже отказалась от своей привычки раздражаться. И я подтвердила это: „Да, Господь!“ В тот же момент Он взял мой дух под Свой контроль. Мне не нужно было больше волноваться, и никто не догадался, что я была искушаема. Я помолилась: „Благодарю Тебя, Господи! Я обнаружила выход“.

„И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: „вот путь, идите по нему“ (Ис.30,21).

Я, правда, не слышала громко говорящего Святого Духа, но Он очень быстро напомнил мне, что я обещала, когда отдавала себя Ему. Святой Дух будет контролировать тебя. „Мы хотим стать настолько чувствительными к святому влиянию, чтобы самый нежный шепот Иисуса приводил в движение наши души…“ (Дабы мне познать Его, 371).

Реагируй сразу же, когда Он предостерегает тебя.

При искушении ухватись за этот путь спасения и подчинись Богу

Затем я нашла стих, который показал мне, что я должна делать, когда слышу это предостережение: „Противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам“ (Иак.4,7-8). Это и есть путь спасения при искушении. Если ты сразу, как только заметишь искушение, станешь так действовать и от всего сердца подчинишься Богу, сказав Ему, что нуждаешься в Его помощи, Он тут же даст тебе силу противостать искушению. Сам ты недостаточно силен, чтобы сопротивляться сатане, когда он приближается к тебе, но помни о том, что сатана трепещет и бежит прочь от самой слабой души, которая подчиняет себя Богу (см. ЖВ,130). Благодаря Иисусу в нашем распоряжении находятся сверхъестественные силы, и мы не должны бороться в одиночку. Однако Иисус должен находиться в нас, и мы должны отдать себя Ему, потому что, когда приходят искушения, мы нуждаемся в Нем.

Какой бы ни была твоя проблема, таким путем ты всегда сможешь победоносно выходить из любого искушения:

1. Подчини себя Богу

2. Когда Бог будет спрашивать тебя: „Хочешь ли ты оставаться в тесной связи со Мной?“ Отвечай: „Да, Господь, вот я“.

3. Бог сотворит в тебе правильное и прогонит злых духов.