Янтарный пролог

Каждый, кому хоть раз довелось побывать на знаменитом Рижском взморье, всегда мечтал найти в водах сурового Балтийского моря символ этого края — янтарь. Янтарь поистине является необыкновенным камнем, камнем, который может опознать всякий, даже очень далекий от геологии человек. Когда берешь янтарь в руки, то проходит буквально несколько минут, и этот камень согревается в твоих руках, уже даря тепло тебе. Образование его также необыкновенно. Стоящие на берегу, у дюн, сосны источают смолу, капли которой, падая в море, через несколько веков пройдя сложные метаморфозы, превращаются в янтарь. Потому этот камень часто называют слезами сосен. И действительно, если бы эти величественные немые свидетели прошлого могли поведать нам историю этого края, то мы не удивились бы и тем слезам — янтарю, которые долгие века роняли сосны, взирая на те жестокости и насилие, обман и лицемерие, ханжество и фарисейство, которые долго правили здесь и неслись теми, кто должен был бы нести, напротив, радость и мир, ибо на одеяниях этих людей были начертаны символы креста. Сосны роняли свои слезы — янтарь, глядя на скорбный путь великих героев этого края, тех которые не отделяли свою жизнь от жизни своего народа, тех, которые жертвовали во имя этого народа всем, что имели, хотя часто были распинаемы и непонимаемы этим народом. Шли годы, а смола падала и падала в море, даруя затем людям янтарь, выносимый на дюны Балтики. Но лишь немногие, беря этот янтарь, задумывались над тем особым посланием, которое нес в себе этот камень, эти слезы сосен. Послание, призывающее людей опомниться, обратиться, сойти с пути насилия и неправды. Но годы все шли и шли, люди собирали янтарь, так же мало задумываясь над посланием этих слез сосен. История человека, замечательного сына этого великого и прекрасного края, которая легла в основу этой книги, является не просто биографией отдельного лица. Через нее мы пройдем путем веры, путем борьбы добра и зла, путем, по которому сегодня идут все те, кто откликается на эти слезы сосен, кто не хочет жить по законам насилия, кто хочет жить со Христом, неся Его любовь другим людям. Поэтому и опыты жизни людей прошлого, явленные нам на страницах Библии и в летописях истории, никогда не устаревают и не устареют, ибо в них и через них мы видим себя, находя в их жизни советы для своей жизни. Так и исследование жизни этого Божьего мужа XX столетия, Павла Андреевича Мацанова (1903—1989), одного из выдающихся руководителей церкви, поведает нам одну из великих и трагических страниц истории Божьего народа. И одновременно с этим несомненно поможет нам, живущим в 2007 году, в нашей духовной борьбе, в наших духовных исканиях, в решении наших жизненных проблем. Но чтобы лучше понять всю последующую историю, нам будет необходимо перенестись на много веков назад, в 1184 год, когда на землю Ливонии (совр. Латвия), вблизи устья Двины, ступила нога монаха Мейнарда…