Глава 5. Семинария Сужи

Как было уже сказано выше, семинария была открыта в 1923 году на берегу живописного озера Кишезерс, в бывшем имении Сужи, на востоке от Риги. Это было поистине сказочное место. Площадь имения составляла около 100 гектаров земли, которую занимали покосы, пастбища и хвойный лес. Также там находились целебные грязи, залегающие на территории одного из болот, и благодаря их наличию в 30-е годы 20 века при семинарии была открыта небольшая грязелечебница. Вообще при покупке имения изначально планировалось на этих землях строительство адвентистского санатория, однако собранных средств оказалось недостаточно, и тогда на уровне Генеральной Конференции было принято решение обосновать здесь семинарию. Также благодаря стараниям первого ее директора Л. Оскальда был организован пансионат и детская колония для малообеспеченных детей, независимо от национальности и вероисповедания их родителей. Семинария Сужи давала не только духовное, но и всестороннее светское образование, которое по уровню своего преподавания отвечало всем параметрам высшей школы, при этом языки, история и другие общеобразовательные предметы преподавали выпускники Латвийского университета, некоторые из которых проходили стажировку в Кембридже. До нашего времени сохранилась одна из программ обучения, относящаяся к 1927 году. Согласно данной программе предусматривалось изучение следующих предметов:

1. Библия: Ветхий Завет, Новый Завет, книги Даниила и Откровение, пророческие книги, Послания Апостолов.

2. Церковный порядок.

3. Миссионерское дело.

4. История христианских конфессий.

5. Гомилетика.

6. Христианская апологетика.

7. Латышский язык и литература.

8. Риторика.

9. История Древнего мира, история средних веков, история нового и новейшего времени.

10. История церкви.

11. Миссионерская история.

12. Немецкий, английский, русский, латинский языки.

13. Алгебра и геометрия.

14. Анатомия и физиология.

15. Ботаника, зоология и биология.

16. Химия.

17. Астрономия.

18. География.

19. Обществоведение.

20. Педагогика.

21. Психология и логика.

22. Самарянское служение (служение вспоможения).

23. Бухгалтерия.

24. Музыка.

25. Ремесленное обучение.

При этом повседневная жизнь семинарии была организована таким образом, чтобы теоретическое обучение шло параллельно с практическим, чтобы уже с семинарской скамьи студенты накапливали опыт духовной работы. Поэтому общими утренними и вечерними молитвами руководили сами студенты, по очереди. Также они принимали самое активное участие в проведении богослужений, в дьяконских посещениях, в распространении духовной литературы и различных миссионерских программах по всей Латвии. Большое внимание также уделялось хоровому пению, которое рассматривалось как неотъемлемая часть духовной культуры. Преподавал хоровое пение очень любимый студентами Г. Адам. Обучение в семинарии шло до обеда, в послеобеденные часы было свободное время, но два часа в день каждый из учащихся должен был отработать или на кухне, или на полеводстве, или животноводстве, или в прачечной. При этом руководство семинарии всегда отводило большое количество времени на спортивные игры, проведение христианских вечеров и экскурсий. Последние должны были формировать как разносторонность знаний, так и любознательность. Учащиеся семинарии за время обучения приобретали и одну из ремесленных профессий (по выбору учащегося): хлебопечение, столярное дело, мыловарение, слесарное дело, обработка стекла, автовождение, а также, навыки по растениеводству и животноводству. Девушки, учащиеся семинарии, получали навыки по шитью, кулинарии, медсестринской практике. За 17 лет существования семинарии с 1923 по 1940 гг. ее окончили А. Чолдерс, Я. Олтыньш, Э. Клотыньш, Р. Вингллс, А. Бирзгал и другие будущие видные служители церкви. Некоторые из них затем становились преподавателями семинарии Сужи. Одним из ее преподавателей становится и Павел Андреевич Мацанов, преподававший в Сужи русский язык. Именно в этой семинарии он знакомится со своей будущей супругой Анной Ронис, 1902 года рождения, поступившей в семинарию и зарабатывающей на учебу в подсобном хозяйстве. Семья Анны принадлежала к немецким латышам. Ее отец, Кришьян Ронис, принял крещение в церкви АСД в 1910 году, во время Библейской конференции в городе Митава (совр. Елгава), а сама Анна — 13 июля 1914 года. В октябре 1930 года они заключают брачный союз, начавший отсчет их долгой семейной жизни. Свою работу в церкви Павел Андреевич начинает в 1925 году, вначале как книгоноша, затем — преподаватель семинарии, а с 1927 по 1933 гг. — как евангелист. В это же время он знакомится и тесно сотрудничает с одним из выдающихся деятелей мирового адвентизма Феофилом Феофиловичем Бабиенко, возглавлявшим с 1929 по 1932 гг. Балтийский Унион, куда входила и Латвия. Отец Бабиенко был одним из первых, кто принял адвентистскую весть еще до знакомства с адвентистами, при исследовании Библии, в 1877 году. В этот год, отделившись от православной церкви, он организовывает «общину братьев, исследующих Слово Божье». За свои религиозные убеждения и уход от православия Бабиенко ссылается в Ставропольский край, но и там, несмотря на преследования, организовывает общину. В 1887 году Бабиенко знакомится с адвентистами и пастор Энгейхейм вскоре рукополагает его в сан проповедника. Узнав об этом, а также, об активной миссионерской работе Бабиенко, Царское правительство ссылает его в Закавказье, но и там он продолжает проповедь. Вновь начинаются гонения. Бабиенко эмигрирует в Румынию, а затем — в Канаду. По стопам отца идет и его сын, Феофил Феофилович, который начинает проповедь Евангелия вначале в эмиграции, а затем в далеком Китайском Харбине, где возглавляет в 20-е годы Сунгари-Монгольскую миссию. Там же в Харбине он проявил себя как незаурядный писатель, опубликовав книги «Катастрофа мира», «Примирительная жертва Христа», серию «66 проповедей». Там же он издает два прекрасных журнала: «Источник жизни» и «Семейный друг». В 1929 году, переехав в Прибалтику, он возглавляет Балтийский Унион. Бабиенко был одним из блестящих проповедников своего времени. Когда он говорил в небольших селах, то его проповедь слышала вся деревня. Старые члены церкви, помнящие Бабиенко по его работе в западных областях Украины, принадлежавших до войны Польше, президентом Униона которого он был с 1932 по 1936 гг., говорят, что его слова звучали, как гром. Это был человек, который умел работать сам, но умел и требовать работу с других. Это был очень жесткий и целеустремленный администратор, обладавший стратегическим видением. Порой, правда, бывали и курьезные истории в его служении. Однажды во время проповеди в селе Пожарка на Волыни Бабиенко заметил, что церковь очень невнимательно слушает его объяснения хронологии пророчеств Даниила, и тогда он задает аудитории вопрос: «Что произошло такого-то числа и такого-то года?». При этом упомянутая им дата относилась всего лишь к 40-летней давности. Аудитория стала думать, а Бабиенко все повторял, что же произошло в эту дату? Наконец, увидев, что вся аудитория полна внимания, он воскликнул: «Да в этот же день Бабиенко родился!». Все разразились смехом, и уже со вниманием слушали дальнейшую проповедь, не пропуская ни слова. Другая история относится как раз ко времени его служения в Латвии. Однажды к нему явились литературные евангелисты и заявили, что не могли продать ни одной книги. Бабиенко был этим крайне возмущен и решил показать им, как надо работать, отправившись вместе с ними продавать книги. В эту минуту он был очень уверен в себе. Он умел хорошо говорить, расположить к себе людей, обладал даром убеждения. И вот, войдя в первый дом и предложив литературу, он вдруг получает отказ хозяев купить что-либо. Бабиенко начинает рассказывать им о красоте Библии и глубине предлагаемых им книг — но вновь последовал отказ. Он продолжает убеждать, приводя доводы — и вновь отказ. Завязывается спор — и снова отказ. Хозяева пытаются закрыть дверь, и Бабиенко, поставивший в проем руку, получает травму пальцев. Этот урок научил его никогда не полагаться на себя и всегда с пониманием подходить к другим людям, ибо неотъемлемой чертой Бабиенко была способность всегда учиться, уметь признавать и исправлять свои ошибки. Годы деятельности Бабиенко в качестве президента Балтийского Униона стали временем необычайно бурной проповеди Евангелия в этом регионе. Он широко разворачивает так любимую им литературную деятельность. Издаются журналы «Руководство для молодежи адвентистов», «Номер жатвы», «Адвентистский вестник», печатаются книги Е. Уайт, Л. Конради, Шилинга, Руди и т. д. Большую роль Бабиенко уделял подготовке кадров. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и Его Церкви. Именно под непосредственным руководством такого человека происходит формирование Павла Андреевича Мацанова, перенявшего у своего учителя лучшие черты его характера: твердость, целеустремленность, верность Истине, миссионерский дух. В 1928 году П. А. Мацанов начинает издавать журнал «Обзор мировых вопросов», выходивший вплоть до начала 1937 года, на страницах которого публикуются глубокие и всесторонние статьи и заметки, освещающие различные духовные аспекты жизни церкви и общества. А 1 июля 1933 года Павла Андреевича рукополагают в сан проповедника. В 1934 году он начинает духовную работу в своем родном городе Резекне, а в 1937 году возглавляет русскоязычную церковь города Риги. Он переезжает в столицу как раз вскоре после государственного переворота, в результате которого вся полнота власти была сосредоточена в руках Карлиса Улманиса. Латвия вступила в новый период своей истории — период авторитаризма, называемый многими «временами Улманиса».