Часть III: Проблема субботы в современных исследованиях

Упомянутые две точки зрения находят свое отражение и в современных публикациях. Лютеранский взгляд в ПОЛЬЗУ отмены Субботы получил одобрение в сборнике статен «От Субботы к Дню Господнему» под редакцией Доналда Карсона (1982) и в книге Вилли Рордорфа «Воскресенье; История дня покоя и поклонения Богу в первые века существования христианской церкви» (1968). В каждом из этих исследований отстаивается тезис о том, что соблюдение Субботы как седьмого дня представляет собой не обязательный для христиан закон, связанный с сотворением мира, а установленный Моисеем обычай, отмененный затем Христом. Следовательно, Воскресенье — это не христианская Суббота, а христианское установление, введенное в ознаменование Христова воскресения посредством празднования Вечери Господней.

Разорвав всяческие связи с Четвертой Заповедью, католическая лютеранская традиция сводит Воскресенье к ОДНОМУ часу церковной службы, которая во все большем числе католических и протестантских церквей переносится на предшествующий субботний вечер. Эта тенденция может оказаться роковой для соблюдения Воскресенья, поскольку даже один час богослужения может быть легко вытеснен из беспокойного графика современной жизни.

Недавно точка зрения в пользу отмены Субботы была принята — с некоторыми поправками — также всемирной Церковью Бога (ВЦБ), руководители которой заявили в начале 1995 г., что соблюдение Субботы — эго Моисеев, ветхозаветный обычай, конец которому положило христианство. Аналогичный взгляд представлен — в довольно упрощенной форме — в книге «Кризис Субботы», написанной Дэйлом Ртцлаффом, бывшим пастором Церкви адвентистов седьмого дня. В представлении как ВЦБ, так и Ратцлаффа, Новый Завет не обязывает соблюдать тот или иной день, поскольку Суббота нашла свое завершение во Христе, Который ежедневно предлагает нам Свой спасительный покой.

Традиция реформатских церквей рассматривать Воскресенье как христианскую Субботу отражена в монографии Роджера Т. Бекуита и Уильяма Стотта «День Господний: Библейская доктрина христианского Воскресенья» (1975). Авторы доказывают, что апостолы использовали Субботу для того, чтобы приспособить Воскресенье в качестве нового дня, предназначенного для покоя и поклонения Богу. В результате они приходят к заключению, чти «в свете Нового Завета в целом, можно ясно видеть, что День Господний — это христианская новозаветная Суббота, являющаяся исполнением того, на что указывает Суббота Ветхого Завета». Практическое значение этого вывода состоит в том, что Воскресенье следует соблюдать не просто как один час богослужения, но как «целый день, отдельно предназначенный в качестве святого праздника… поклонения Богу, покоя и дел милосердия». Эта точка зрения активно поддерживается Альянсом Дня Господнего (Lord’s Day Alliance) в издаваемом официальном журнале «Воскресенье» (Sunday), а также различными агентствами этой организации.