Глава 10 Святилище и суд

Ян Полсен

Редакционный обзор. В основе Книги Откровение лежит идея суда, исходящего от престола Бога и Агнца в небесном святилище. Некоторые суды по своему замыслу являются исцеляющими. Пророческая панорама церквей, печатей и труб изображает гнев Божий, изливаемый с целью возвратить церковь и весь мир на истинный путь и привести человечество к покаянию. Если же эти суды не приводят к ожидаемому отклику, они предвозвещают то, чему надлежит наступить вскоре.

По мере того, как изображаемая в Откровении борьба между добром и злом приближается к своей кульминации, в пророчестве можно проследить несколько этапов последнего суда:

1. Фаза, предшествующая Второму пришествию (Откр. 11:19; 14:6, 7; ср. с Лев. 16; Дан. 7:9, 10, 13, 14).

2. Фаза, наступающая при Втором пришествии, когда верующие отделяются от последователей антихриста (Откр. 22:И, 12; 20:5, 6).

3. Фаза тысячелетнего царства (Откр. 20:4—6; ср. с 1 Кор. 6:2, 3).

4. Фаза исполнения приговора после тысячелетнего периода (Откр. 20:11—15; ср. с Мф. 25:31—46).

В центре спасения и суда возвышается Личность Христа. Право Христа властвовать, судить и спасать основано на Его искупительной смерти на кресте. Соответственно, в Откровении Он предстает как Судья в образе Агнца — закланного, но ныне восшедшего на престол. Ему предстоит свершить окончательный суд, а затем властвовать во веки веков.

Вопрос верности Христу является основным критерием этого суда. Эта верность подразумевает соблюдение заповедей Божьих (см. Откр. 12:17; 14:12). Вера может проявить себя только в послушании.

План главы

1. Вступление

2. Терминология

3. Некоторые замечания относительно избранных отрывков

4. Христоцентричность

Вступление

Для того чтобы подойти к нашему исследованию упорядочение, нам следует прежде всего дать определение некоторым библейским терминам, важным в обсуждаемой теме. Во второй части главы для анализа предлагаются семь отрывков, проливающих свет на тему суда. На основании предварительного анализа в последней части мы попытаемся выделить основные тенденции и расставить акценты в теме святилища и суда, как она представлена в Откровении.

Терминология Naos (Храм)

Слово naos в греческой культуре означало место обитания бога, а точнее — внутреннее помещение храма. Само по себе слово имело смысл более конкретный и узкий, чем термин hieron (храм), который включал в себя здание и двор храма, либо temenos (священные пределы), обозначающий огороженный участок земли, на котором находится храм или иное священное здание со своими постройками. (Последнее слово в Новом Завете не используется.)

Следует заметить, что в Новом Завете не проводится последовательное и четкое разграничение между naos и hieron, a также между этими словами и термином hagion или ta hagia (святилище)1. В Книге Откровение, однако, Иоанн не использует ни hieron, ни hagion или ta hagia. Иоанн, говоря о храме, всегда употребляет слово naos. К нему он прибегает 16 раз и в некоторых случаях придает ему различную смысловую окраску. Например:

Небесный храм. Во многих текстах существование небесного храма (naos) подразумевается либо о нем косвенно упоминается. Иоанн видит святых, которые служат Богу «день и ночь в храме Его» (7:15)2; этот храм «отверзся» перед ним и «явился ковчег завета Его» (11:19); из него выходили ангелы (14:15, 17; 15:5, 6), в том числе и ангелы, которые несли чаши гнева Божьего (15:6; 16:1, 7; Пс. 10:4).

Народ Божий в целом. Иногда naos (храм) используется в значении духовном, обозначая общину верующих. Например, победивший христианин сделается «столпом в храме Бога Моего, и он никогда уже не выйдет вон» (3:12). Такое духовное значение напоминает образы из Иез. 44 и Пс. 143, а также те слова Павла, в которых он рассматривал общество верующих как духовный храм Божий3.

Сам Господь. На обновленной земле Бог и Агнец отождествляются с храмом (21:22). Бог будет обитать среди искупленных, став живым храмом для человечества (21:3).

Skene (палатка, скиния)

Первоначально это греческое слово, по-видимому, обозначало «палатку или похожее на нее жилище4. В Новом Завете, однако, это слово встречается 20 раз и используется в значении, которое оно имеет в Септуагинте (греческий перевод еврейской Библии, сделанный во 2—3 вв. до н. э.). В Септуагинте еврейское miskan, обозначающее скинию, обычно переводится словом skene. Скиния символизировала постоянное присутствие Божье среди Своего народа. Интересно, что состав согласных в слове skene тот же, что и в shekinah. Возможно, это простое совпадение, но возможно также, что слово skene было заимствовано греками и имеет семитское происхождение5.

В Откровении skene используется трижды (13:6; 15:5; 21:3). Что касается этимологии, то значения skene и naos совпадают лишь частично. У нас, однако, нет никаких оснований полагать, что skene в Откровении означает нечто иное, чем naos. Оба слова означают храм Божий на небесах, а в более символическом значении — присутствие Божье. Очевидна параллель между «храмом Божьим на небе» (ho naos ton Theou ho en to our and) и «храмом скинии… на небе» (ho naos tes skenes … en to ourand) несомненна (ср. 11:19; 15:5).

Thronos(престол)

В греческом мире thronos означало всего-навсего высокое кресло с подножием. Более возвышенное и символическое значение его как места царского правления или абсолютного правителя исходит с Востока. Если правитель «воссел на престол», это означало, что он готов использовать свою власть. Именно с этого места правитель издает указы и повеления. И в таком значении этот символ используется в Библии. Он обозначает основанную на справедливости власть Божью, следовательно, правление Его праведно (см. Ис. 16:5; Пс. 121:5; Притч. 20:28).

Значения выражений «Бог, восседающий на Своем престоле» и «Бог, пребывающий в храме Своем», в основном совпадают. Их, может быть, нельзя назвать синонимами, но они очень близки по своему значению. В первом из них подчеркивается готовность Вседержителя и Судии к действию. В Ветхом Завете мы неоднократно встречаем видения, в которых Бог представлен как Тот, Кто готов возвещать и действовать6.

Символ Бога, возвещающего либо совершающего суд со Своего небесного престола, хотя и отсутствует в эллинистическом иудаизме, но занимает важное место как в палестинском иудаизме (например, в 1-й Книге Еноха, где в роли Судьи выступает Сын Человеческий, или Избранный)7, так и в библейском повествовании8.

В Новом Завете слово thronos чаще всего используется в Откровении. Из 55 случаев его употребления 43 приходятся на Книгу Откровение. При этом его основное значение как центра правления, суда и дел Божьих всегда сохраняется. Появляется лишь один новый элемент (скорее всего, в качестве расширения ветхозаветной концепции): Сын Человеческий восседает вместе с Богом Отцом на небесном престоле. Вместе с Отцом Он осуществляет правление и суд9.

Образ Бога, «восседающего на престоле», во всей полноте отражает Его верховенство, правление и суд. Особенно подчеркивается активность Бога, Который, сидя на Своем престоле в храме, выполняет задачи Вседержителя и Судьи.

Непрерывная борьба между Христом и сатаной отражена в Откровении противопоставлением символов «престола Божиего» и «престола сатаны» (2:13; ср. 13:2 16:10). Престол сатаны также символизирует власть, правление и авторитет (13:2). Однако в этой борьбе «престол Агнца» возьмет верх над «престолом сатаны».

Krino, krima, krisis (суд, судить)

Чаще всего идея суда Божьего передается в Новом Завете глаголом кппо и связанными с ним существительными krisis и krima. От этих слов образован целый ряд других, и все они связаны с темой суда. В Откровении krima встречается три раза, krisis четыре раза и krino восемь раз.

Использование глагола кппо в Новом Завете берет свое начало в Септуагинте, где им переводится еврейский глагол sapat (судить). Именно этот глагол и существительное mispat (суд) чаще всего используются в Ветхом Завете для обозначения судебной процедуры и вынесения приговора, равно как и для самого приговора. Основное значение кппо в классическом греческом — «отсеивать, просеивать, отбирать». В библейское повествование оно попало, не будучи юридическим термином. Однако его первоначальное значение приобрело явно юридический смысл в Библии.

Krisis, «подобно другим словам, образованным от глагольной основы при помощи суффикса sis, обозначает действие, выражаемое глагольной основой»10. Оно обозначает как приговор, вынесенный судьей, так и процесс, ведущий к этому приговору. В Откр. 16:7; 18:10 и 19:2 этот термин означает также исполнение приговора. В 14:7 он может относиться либо ко всему судебному процессу в целом, либо только к вынесению приговора, либо и к тому, и к другому.

Krima используется в 17:1 и 18:20 для выражения осуждения. Значения терминов krisis и krima в значительной степени совпадают. Безусловно, на основании нескольких случаев употребления этих терминов в Откровении невозможно достаточно точно определить различие между значениями этих слов в классическом греческом (сказать, например, что krima — это «приговор», a krisis — процесс, ведущий к его вынесению). Нам приходится руководствоваться контекстом.

В Ветхом Завете в слове sapat пересекаются идеи правления и суда. В Откровении перед нами предстает Вседержитель-Судья, восседающий на Своем престоле, откуда Он начинает судебный процесс, управляет им, выносит приговор и ниспосылает Свой гнев.

Biblos, Biblion (Книга, свиток)

Слово biblos изначально означало растение папирус, которое после соответствующей обработки использовалось для письма. Затем оно приобрело более широкое значение и стало означать любой материал, на котором можно писать (пергамент, кожа, глиняная табличка) или то, что написано на нем. Далее оно вполне естественно стало означать книгу, свиток, рукопись или любой написанный текст.

Два слова, biblos и biblion, по-видимому, взаимозаменяемы, и установить смысловое различие между ними не представляется возможным. Автор Откровения предпочитает использовать слово biblion. Оно употребляется им 23 раза, а к слову biblos он прибегает лишь 5 раз.

В Откровении слово «книга» обретает особый смысл, который хотя и различим в других текстах Библии11 и в иудаистических апокалиптических преданиях12, но с особой силой звучит только в контексте суда Откровения:

1. Книга, запечатанная семью печатями, в руке восседающего на престоле Вседержителя (5:1).

2. Книга жизни, в которой поименно записаны все спасенные13.

3. Отличные от книги жизни судные книги14, согласно которым каждый будет судим «по делам его»!15

Некоторые замечания относительно избранных отрывков

Откр. 11:1,2

В стихах, находящихся между видениями о шестой и седьмой трубах, Иоанн записывает повеление, данное ему Богом. Иоанну вручается измерительная трость, чтобы он измерил храм (naos), жертвенник и молящихся в нем, кроме внешнего двора храма. Тут же возникают следующие вопросы: кто или что подразумевается под «храмом», «жертвенником» и «поклоняющимися» и что значит «измерить»? И почему из повеления исключается внешний двор?

Мы сразу же можем отбросить предположения тех, кто усматривает в этом повелении упоминание о Иерусалиме до 70 г. н. э. или отрывок из зелотской рукописи, датируемой также до 70 г. до н. э.16. Задолго до написания Книги Откровение первые верующие ожидали исполнения слов Христа о разрушении Иерусалимского храма (Мк. 13:2; ср. Деян. 6:14). Вряд ли достойно серьезного анализа предположение о том, что автор в этих словах выражал свою надежду на сохранение храма, который уже был разрушен ко времени написания.

Видения, образы и символы, среди которых находится данный отрывок, относятся к судьбе общества верующих -народа Божьего по мере приближения истории к своей кульминации. Основной объект внимания — — верующие, вовлеченные в усиливающуюся борьбу между Христом и антихристом. Цель Божья заключается в том, чтобы защитить народ Божий и дать ему уверенность.

Образ «измерения» напоминает нам об измерениях, упоминающихся в Иез. 40—42 и Зах. 2:2. В этих текстах измерением выражается упование на восстановление после плена. Мы полагаем, что «измерение» в 11:1 следует воспринимать в качестве гарантии сохранения или безопасности в будущем. Большинство комментаторов разделяют такой подход. В таком случае «измерение» — знак защищенности от неминуемого грядущего уничтожения17; «знак, указывающий на то, что носитель его принадлежит Богу»18.

Неоднократно в видении Иоанну показан храм небесный. Его присутствие на небе как реального объекта апокалиптического видения предполагается. Однако нет оснований утверждать, что содержащийся в видении образ, описываемый как объект, не может быть символом. Это дает законные основания исследовать смысл символа вместо того, чтобы заниматься физическим объектом.

Книга Откровение наполнена объектами, имеющими символическое значение (например, появляющиеся с неба кони (6:2—8); низвергающаяся в море гора (8:8); звезда, которой дан ключ от кладезя бездны (9:1, 2); свиток, который необходимо съесть (10:10), и т. д. В каждой главе перед читателем возникают образы, воспринимаемые как символы, смысл которых ему необходимо уяснить.

По мнению большинства комментаторов, «храм» в данном случае следует понимать как народ Божий. Следовательно, слово naos является аллегорией. Вовсе не выглядит абсурдным предположение о том, что в тексте, насыщенном образами с иносказательным значением, слово naos следует рассматривать подобным же образом.

Подобное наделение символическим значением слова naos (понимание как образа народа Божьего) несколько осложняется упоминанием о трех объектах: о храме, жертвеннике и молящихся. Если бы суть всего сказанного ограничивалась одним лишь измерением народа Божьего, вполне достаточным было бы упоминание либо «храма», либо «молящихся». Постоянно присутствует такое ощущение, что в тексте заложен некий дополнительный смысл.

«Храму, жертвеннику и молящимся» противопоставлена фраза о «внешнем дворе храма». Каждая из этих двух фраз дополняет смысл другой. Один участок должен быть «измерен», другой нет.

Вместо того чтобы считать, что данное «измерение» относится к охране пространства или физических строений, мы предположим следующее:

1. В данном случае внимание сосредоточено на двух группах людей. Они обозначены двумя помещенными рядом фразами: одна из этих групп — верующие, которых Бог принимает как свой народ, другая — это те, «кто пошел на компромисс с миром, — Николаиты и держащиеся учения Валаама, последователи Иезавели, оставившие свою любовь, члены Ефесской церкви, утратившая жизнь Сардис-ская церковь, равнодушная Лаодикийская церковь»19.

Тот факт, что первая группа «измерена», говорит о том, что она получает от Бога заверение в своей безопасности в то время, когда весь мир будет разрушен во время финального катаклизма, знаменующего кульминацию борьбы между добром и злом. Эта идея параллельна запечатлению в главе 7.

Вторую же группу составляют те, кто не получил обетовании и заверений, данных тем, кого Бог признал Своим народом. Независимо от того, как понимать выражение ekbale exothen (ст. 2) — как «изгонять», «выбрасывать» или «быть за пределами внешнего двора» — смысл его остается неизменным: не иметь спасения Божьего.

2. Хотя вполне возможно, что вышеприведенная точка зрения объясняет значение данного отрывка, храмовая символика сразу же подводит читателя к основному мотиву Откровения: к Личности и непрерывному служению Иисуса Христа как вознесшегося на небо Священника, Посредника, Судьи и Правителя, Который со Своего престола, находящегося в храме, осуществляет ставшее возможным благодаря Его жертве посредничество и судит всех (см. Евр. 8:1, 2). Признание Его достойным выполнять эти функции непосредственно связано с тем, что Он «Агнец как бы закланный» (гл. 4, 5).

Там, «посреди престола» находится Тот, в Ком все признают Агнца. Смерть Агнца на жертвеннике дает Ему право выполнять Свое нынешнее служение. Вполне уместно, что в 11:1 упоминается жертвенник, без которого невозможно было бы запечатлеть, сохранить и защитить Его детей в будущем.

Мы, следовательно, предполагаем, что в центре повествования 11:1, 2 находятся: Агнец, Который выполняет посредническое служение, судит и причисляет к спасенным; и народ, который в результате суда признан достойным, то есть Божьим народом, и ему даны заверения в безопасности.

Откр. 14:6,7

Звучит призыв поклониться Творцу, ибо «наступил час суда Его». Этот призыв описан как «вечное Евангелие». Некоторые комментаторы подвергают сомнению связь этого призыва с Евангелием вообще, поскольку он не содержит в себе христианского упования, являясь лишь призывом к вере в единого Бога, «облеченным в язык природного богословия»20. Но, безусловно, это Евангелие, в котором «провозглашение часа суда несет благую весть святым… [и] призывает мир убояться Бога и раскаяться»21.

Эта весть гласит, что настал тот исторический момент, когда Бог приступает к процессу суда (krisis, «просеивания») как события совершенно иного, чем все, что совершается в жизни людей. Агнец восседает на Своем престоле, приготовившись участвовать в суде. Как и во всей Книге Откровение, язык эсхатологии переносит здесь читателя к завершающим сценам земной истории. «Подобный Сыну Человеческому» (ст. 14) и ангел с серпом, появившийся из небесного храма, указывают на то, что время жатвы настало (ст. 14—20).

В таком окружении настоящий отрывок относится к концу времени. Контекст требует, чтобы «час суда Его», о котором упоминается в данном отрывке (14:6, 7), рассматривался как событие, совершенно отличное от суда над князем мира сего, произошедшего на кресте (12:7—12; Ин. 12:31), и от финальной фазы суда Божьего над миром исполнения приговора (20: И—15).

Помимо этих двух проявлений Божественного суда в Откровении также упоминается о двух других его проявлениях — промежуточных. Предшествуя Второму пришествию, оба они носят предварительный характер. Оба они также выполняют роль призыва к покаянию. Следовательно, они происходят тогда, когда люди еще не лишены возможности получить спасение22.

Одно проявление является предварительным в том смысле, что предупреждает23, или подготавливает24, людей, и состоит из излития некоторых язв гнева Божьего для того, чтобы обратиться к Церкви и миру, оповестить их о грядущем суде и призвать к покаянию. Подобного рода судная весть содержится в таких отрывках, как послания к семи церквам, пророчества о семи печатях и семи трубах. Если же ожидаемой реакции нет, то это предварительное проявление суда выступает как предвозвещающее то, чему надлежит быть скоро.

Другим проявлением суда, также предваряющим Второе пришествие, является происходящий на небесах юридический процесс просеивания (следственный процесс), в котором принимается во внимание выбор человека. Вопрос в конечном счете звучит так: кого Бог признает Своим народом и чем будет определяться Его выбор? С юридической точки зрения этот вопрос будет решен до возвращения Иисуса Христа25. Контекст 14-й главы не дает подробной информации относительно объекта или точного времени того суда, о котором идет речь в ст. 7, однако он явно предшествует Второму пришествию, являясь одним из ведущих к нему событий.

Будучи адвентистами седьмого дня, мы полагаем, что Откр. 14:6, 7 относится к тому же суду, что и Дан. 7. Сведения же о временном промежутке содержатся в Дан. 8:14. Несмотря на то, что в Откр. 14:7 нет подробностей Дан. 7 и 8, к этому тексту полностью применимо то понимание суда, к которому мы приходим при исследовании Книги Даниила.

Откр. 15:5

В этом стихе мы встречаем как слово naos (храм), так и skene (шатер, скиния). Как уже отмечалось ранее, значения этих двух слов совпадают. Поэтому фразу «храм скинии» можно перевести как «naos, он же skene»26.

Тексту предшествует доксологический гимн, песнь Моисея и Агнца, восхваляющая справедливость судов Божьих (dicaiomata, «Божественных приговоров», — подразумевается следственный процесс) в отношении антихриста и врагов народа Божьего.

Автор описывает небесный храм как «skene свидетельства». Тут же возникает образ ветхозаветной скинии, в которой находился ковчег с содержащими десять заповедей скрижалями (см. Исх. 25:16; Втор. 10:4, 5). Все это в совокупности носило название «скинии свидетельства»27.

Когда ранее Иоанну явился отверзшийся храм небесный, внимание его прежде всего привлек ковчег. «На сей же раз не ковчег, но содержащееся в нем Свидетельство приковывает внимание Иоанна. Время милости прошло, и наступила очередь действовать Закону Божьему»28.

Вышедшие из храма ангелы облачены в одежды, которые указывают на официальный и священнический характер их миссии (ст. 6). Они посланы для того, чтобы осуществить суды гнева Божьего над Вавилоном с присущим ему духом греха и мятежа. Они посланы Богом и, когда поручение выполнено, один из них восклицает: «Праведен Ты, Господи… потому что так судил» (16:5).

Семь ангелов выходят из naos/skene именно потому, что Бог восседает там на Своем престоле, выполняя Свою роль Судьи. «Он служит в Своем святилище до тех пор, пока посредством суда не исполнится Его намерение»29.

Откр. 18:20

Главы 17 и 18 повествуют о суде Божьем над Вавилоном — как о вынесении приговора, так и о его исполнении. Исполнение его находится в центре внимания главы 18. Стих 10 сообщает Вавилону, что Божественный вердикт, вынесенный против него, начинает исполняться. «Пришел суд [krisis — исполнение приговора] твой!»

Как только справедливость приговора (krima) подтверждена, центр повествования смещается от плача «горе, горе тебе, Вавилон!» (Ст. 10) к восклицанию «веселись о сем, небо» (а также народ Божий!). Но при этом народу Божьему одновременно сообщается о том, что он свободен! Вердикт буквально гласит, что «Бог совершил суд ваш» над Вавилоном; и тот признан виновным. Божий приговор в отношении Вавилона является одновременно оправданием Его народа. Новая Английская Библия (NEB) переводит эту фразу так: «Ибо осудив его [Вавилон], Он оправдал дело ваше!»

Трудность текста заключается в том, как следует понимать греческое выражение ex antes. «Ваш суд» может означать либо приговор, который вы вынесли, либо приговор, который вынесен вам. Апеллируя к двум ветхозаветным законам — о кровопролитии (см. Быт. 9:5, 6) и о лжесвидетельстве (см. Втор. 19:16—19) — Г. Б. Кайрд (Caird) утверждает, что текст этот следует понимать так: «Бог обратил против него приговор, который он вынес вам»30.

Стих 20 выступает в роли кульминационного текста на фоне картины суда. Стихи 9—19 показывают бедственное положение Вавилона как следствие его беззаконий. Стих 20 выражает ликование и радость народа Божьего. Поводом для ликования служит не только то обстоятельство, что Вавилон получил справедливое возмездие, но и тот факт, что народ Божий, оправданный своим Богом, теперь обрел свободу и безопасность. Следует отметить схожесть символики как между Откр. 18 и Иез. 27, так и между сценой суда в 18:20 и Дан. 7:22, где возвещается о том, что «суд был дан святым Всевышнего».

Откр. 20:4

Иоанн видел престолы; на них воссели те, «которым дано было судить». В тексте не указывается конкретно, кто это, равно как и нет точного объяснения, что означает «дано было судить». В данном случае слово «суд» передано греческим krima.

Разворачивающаяся перед читателем сцена живо напоминает ему картину, представленную в Дан. 7:9,10, где перед началом суда ставятся престолы. Кроме того, в сцене суда у Даниила говорится о том, что суд будет дан святым (ст. 22). Скорее всего, эти слова Даниила следует понимать как принятие решения в ходе суда в пользу народа Божьего. В этом ли суть и того текста, который мы обсуждаем сейчас? Мы полагаем, нет.

1. С нашей точки зрения, эта фраза (буквально — «суд был дан им») означает то, что эти персонажи наделены юридической властью. Другими словами, восседающим на престолах дано право провозглашать либо подтверждать приговор. Как уже было замечено ранее, образ «восседающего на престоле» следует понимать как указание на активное участие в правлении и суде.

2. Сразу же за этой фразой следует описание тех, кому поручено вести этот суд (ст. 4 — 6). Это те, кто остался верен Богу и не поддался соблазну следовать за «зверем». Они скорее готовы отдать жизнь, чем стать богоотступниками. Это те, кто был воскрешен во время происходившего при Втором пришествии первого воскресения. Поэтому они названы блаженными (ст. 6) и правят вместе с Иисусом тысячу лет.

Действия искупленных Божьих во время тысячелетнего царства описаны такими словами, как «правят», «восседают на престолах», «имеют власть судить». Этот суд, происходящий во время Тысячелетнего царства, соответствует тому, о котором говорит Павел в 1 Кор. 6:2, 3 (ср. Мф. 19:28; Откр. 3:21; Пс. 148:5—9).

3. Судебное дело, которым занимаются восседающие на престолах, заключается не в том, чтобы решать, кто верен Господу, а кто нет. Это решение уже было принято. Смерть — это пропасть, которая разделила неверных и верных Господу — те, кто воскрес во время первого воскресения, отныне правят вместе с Ним тысячу лет. Богоотступники же не оживут до окончания тысячелетия. Поэтому вопрос о том, «кто есть кто», уже решен до начала рассматриваемого нами отрывка.

Итак, мы становимся свидетелями того, как святые принимают участие в подтверждении приговора, вынесенного ранее и уже частично исполнившегося приговора. Подобное участие позволяет спасенным петь песнь Моисея и Агнца: «Праведны и истинны пути Твои, Царь святых… открылись суды Твои» (15:3, 4).

Данный текст повествует о том, что Бог в конечном счете покажет Своему народу всю сущность зла и восстания против Него, гарантируя безопасность в вечности. Это действие предшествует уничтожению сил зла и их последователей, что произойдет по истечении тысячелетия. И оно дает ответ на вопрос: зачем же еще один суд, когда уже выяснено, «кто есть кто»?

Даже беглый взгляд на рассматриваемый стих показывает, что Иоанн верил в буквальное Тысячелетие. Более того, очевидно, что он не рассматривал этот период как новую эсхатологическую стадию современного исторического процесса. Ни данный текст, ни его контекст (19:11—20:15) не подтверждают взгляд некоторых исследователей, согласно которому тысячелетнее царство — это правление святых со Христом на протяжении тысячи лет вместе на земле со столицей в Иерусалиме31.

Откр. 20:11—15

В этом отрывке Иоанну показана финальная сцена суда. Видение начинается с описания великого белого престола, на котором восседает Судья. Перед величием Сидящего на престоле бежит прочь старый порядок — нынешний мир (земля и небо). На смену им приходит новое творение (21:1,5).

Это видение суда поднимает три вопроса:

1. Кто Судья? Иоанн не называет Его ни Отцом, ни Сыном. Библия представляет обоих как небесных судей над людьми (см. Откр. 5:1,7,13; Дан. 7:9; Рим. 14:10; 2 Кор. 5:10). Иоанн описывает реку воды жизни, исходящую от престола Бога и Агнца (22:1), «отражая таким образом идею единого престола, единого правления и единого источника жизни… Агнец остается посредником в суде и искуплении, однако Он неотделим от Бога, Который через Него совершает суд и искупление»32. Таким образом, вполне допустимо — по крайней мере в отношении обсуждаемого вопроса — сказать, что Бог вместе с Агнцем судят человека.

2. Имеет ли этот суд вселенский характер, или же он касается лишь нечестивых? Не так просто дать ответ на этот вопрос. Можно приводить доводы как в пользу одной, так и другой точек зрения, что и делают комментаторы. Позиция исследователя отчасти определяется тем, рассматривает ли он отдельные части видения как хронологически выстроенные в рамках более широкого контекста (главы 19—22), или же он считает, что отдельные части видения подобны волнам (что можно видеть в других частях книги), которые периодически возвращаются, повторяя в значительной мере то, что уже было сказано или подразумевалось33.

Вполне логичным кажется предположение, что Иоанн подразумевал прежде всего суд над богоотступниками. Именно они являются основными объектами суда в ст. 4—6; именно их касается второе воскресение. В таком случае ст. 11—15 следует рассматривать как видение-вставку, которая должна пояснить, на каком основании им вынесен приговор.

3. На одинаковом ли основании будут судимы искупленные и нечестивые? Если на примере рассматриваемых отрывков мы предположим, что это так, мы усложним само видение. Иоанн вовсе не стремится показать, что «книга» (жизни)—это просто перечень спасенных, а «книги» (записи дел) — это перечень осужденных, что первые спасены благодатью, а вторые осуждены за то зло, которое они совершили.

Совершенно ясно, что все человечество судимо на основании своих «дел»34. Эта идея вполне согласуется с концепцией спасения по вере. Вера не имеет иных путей самовыражения помимо «дел».

Концепция о том, что такие «книги» или записи «дел» ведутся Богом для будущего суда, составляла часть ветхозаветного еврейского апокалиптического мироощущения35. Таким же образом подтверждается и существование книги жизни или перечня тех, кому суждено жить36. Иоанн, безусловно, желает сказать следующее: (1) приговор небесного суда выносится не произвольно, но на основании имеющихся свидетельств; (2) исследовать эти сведения имеет право не только Бог. Вполне разумным представляется предположение, что в течение Тысячелетия святые будут наделены полномочиями (ст. 4 и др.), позволяющими ознакомиться с этими сведениями. Все это является частью замысла Божьего, цель которого — открыть характер Божий людям.

Нет никакой нужды рассматривать «книги дел» просто как перечни неблаговидных поступков. Такая картина к тому же была бы неполной. Почему бы не воспринимать их как содержащие записи о характере каждого человека?37 Характер человека представляет собой всю сумму его опыта. Если этот опыт подкрепляется за счет общения с Господом, имена также записываются в «книгу жизни». Вот в чем различие между спасенными и погибшими.

По-видимому, эта идея является центральной в видении (ст. 11—15).

Откр. 21:3

Вновь слышен голос, исходящий от небесного престола. Он провозглашает: «Се, скиния [skene] Бога с человеками»!

Вся эта глава в целом разворачивает перед читателем вереницу идей и образов, многие из которых он уже встречал в библейской апокалиптике38. С некоторыми из них он знаком из еврейской апокалиптики39.

Прежде всего мы видим тесные и непринужденные отношения между Богом и Его народом, которые характеризуют новое творение. Цикл завершился; именно ради таких отношений и был изначально сотворен человек. Часто появляющийся в Ветхом Завете мотив: «Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», символом которого были скиния и shekinah, обретает свое окончательное исполнение. Его skene (палатка, скиния) находится среди Его народа во исполнение слов: «Сам Бог с ними будет».

Позднее в той же главе naos (храм) на новой земле отождествляется с « Господом Богом Вседержителем и Агнцем» (ст. 22). Одна из важнейших особенностей вечности — близкое присутствие Бога и тесные отношения с Ним. Давнее обетование стало наконец действительностью.

После того как Посредник и Судья завершил дело спасения и суда, образно представлявшие эту работу престолы и храм более не служат этой цели. Восстание осталось в прошлом, и нет более ничего, что разделяло бы Бога и Его творение.

Христоцентричность

Откровение дает надежду. В типично апокалиптической манере Иоанн создает широкую панораму времени и истории, в которой четко обозначено нарастающее все более и более противостояние между силами добра и зла. Изображается оно на фоне завершения истории. На противоположных сторонах находятся те, кто стоит во главе этих воюющих сил, — Христос и антихрист, олицетворяющий сатану. Между ними — народ Божий, испытывающий страдания и хранящий надежду. В этом контексте Иоанн представляет Христа как Мстителя за Свой народ, страдавший во имя Его. Победа Христа и Его избранных неизбежна. Следовательно, весть откровения предназначена будет вселить надежду и мужество в народ Божий.

Христос будет председательствовать на заключительном суде. Приговор против антихриста и его сторонников предрешен. Избранные Христовы, равно как и замысел Божий, будут оправданы.

Следует помнить о том, что образы, к которым прибегает Иоанн, обусловлены древними апокалиптическими ожиданиями, равно как и гибкостью и разнообразием их возможного применения. Безусловно, Иоанн не одинок в использовании образов и символов для выражения своих мыслей. В своем Откровении он использует их не только чаще, чем другие библейские авторы, но подчас отлично от них (за исключением других апокалиптических текстов Библии).

Другие библейские авторы «облекают свою историю в образы, но они ограничены той исторической реальностью, в отношении которой эти образы применяются… Апокалипсис же повествует о небесах и о грядущем, то есть о сфере, лишенной какой-либо формы, кроме той, которую дают ей эти образы»40. (Мы позволим себе не согласиться со словами Фаррера о том, что грядущее «не имеет формы»; структуры, пространство, границы и физические элементы не исчезают полностью в небесной религии или в грядущем мире, но наша оценка подобной «формы» как таковой может ограничиваться лишь тем, что сообщают нам образы при всей своей условности и многогранности).

Две центральные темы Откровения. Двумя центральными темами Откровения можно считать (1) Личность и служение Христа и (2) опыт и судьбу избранных. Но по замыслу книги эти две темы связаны воедино и не могут быть исследованы как отдельные. Вопрос: «Что происходит с народом Божьим?» созвучен, по крайней мере отчасти, с вопросом: «Что делает Христос и каково Его положение?» Ответ на эти вопросы разрешает многие другие. Например, что происходит с силами зла, и на каком основании будет решена их судьба? Как будет заменен старый миропорядок и на какой основе будет установлен новый? Действительно ли наступит день, когда Ему поклонится «всякая власть и всякая сила во вселенной»?

Верность Христу. Христоцентричность Откровения становится очевидной в первом же видении Иоанна, когда он видит Сына Человеческого, стоящего посреди семи светильников, то есть рядом с Церковью на протяжении всей истории. Он представляется Тем, Кто имеет ключи ада и смерти (1:12—19). Будущее находится в Его власти.

На этом основываются послания к семи церквам. Призыв Господа быть «верным до смерти» (2:10) означает «не отречься от веры Моей» (ст. 13). Центральным вопросом становится верность Христу. До тех пор пока на религиозной сцене создаются пародии Спасителя (в виде учения Валаама, николаитов, Иезавели или в лице антихриста — символа окончательного богоотступничества), основным критерием суда будет вопрос о верности конкретного человека Христу. В этом суть послания семи церквам. Когда побеждающему дается обещание, что он станет «столпом в храме Бога Моего» (3:12), это означает, что во Христе новое творение никогда более не будет отделено от своего Господа.

Верность Христу как основной критерий суда еще более полно раскрывается в том факте, что силы зла предстанут перед судом за то, что они преследовали верных Христу (6:9, 10; 17:6; 18:5,6,20; 19:2).

Более того, эти силы зла проявляют свою сатанинскую сущность не только в гонениях на верующих, но и в хуле на Бога, в которой они искажают истину о Христе, смущают уже и без того пребывающий в смущении мир и посягают на место, принадлежащее одному лишь Господу (13, 17, 18).

Верность Христу подразумевает соблюдение заповедей Божьих (12:17; 14:12). У веры нет иных путей самовыражения, помимо послушания. Поэтому неоднократно, повторяются слова: «Знаю дела ваши».

Право Христа служить и судить. Спасение и суд — два вида служения, объединяющиеся в Личности Иисуса Христа. На чем основано его право судить, править и спасать? Безусловно, то обстоятельство, что Он — Творец, уже наделяет Его этим правом, но в истории спасения есть другое событие, дающее Ему право действовать в этой многогранной роли, — крест. Вот почему неоднократно встречаемый в Откровении символ Христа-Судьи — это Агнец закланный, но и воскресший (5:6, 9, 12; 7:14; 13:8).

Агнец возведен на престол (5:6; 7:9, 17; 22:1, 3) для того, чтобы судить, а затем, когда эта задача будет выполнена, править вовеки. Значение символа Агнца взято из левитской системы жертвоприношений животных. Он основан также на Ис. 53, где в этом образе изображен Мессия. Признание Агнца достойным принять на Себя эту двойную миссию (спасать и судить) и составляет ключевой момент в главе 5. Как только подтверждены Его полномочия, можно приступать к снятию печатей.

Мы разделяем точку зрения исследователей, воспринимающих видение о семи печатях как обзор истории спасения в период между вознесением и возвращением нашего Господа. Совпадая по расположению с посланием к семи церквам, видение о печатях, однако, отличается от него. В то время как первое передает Божью оценку состояния церквей и Его наставления к ним, второе концентрирует внимание на той работе, которую осуществляет Бог со Своего престола, отбирая, запечатлевая и гарантируя безопасность Своим избранным.

В этом видении внимание неоднократно (4 — 8:1) обращается к престолу (храму небесному), откуда Бог выносит решения и обеспечивает охрану, осуждает и наказывает. Великое множество ангелов, старцев и животных, возносящих свои молитвы и хвалу к восседающему на престоле Богу, подчеркивает, что мы взираем на Владыку-Судью и на небесные пределы, где Он совершает дело спасения и суда.

С началом видения Иоанн приглашается на небеса, а дверь на небеса отворяется. Мы полагаем, что это означает обращенное к нему приглашение увидеть то, что делает Бог; это объясняет последующие подробности. В конце видения Иоанн прямо говорит о том, что престол находится в небесном храме — мозговом центре дел Божьих (7:15).

Предваряющий пришествие суд. Начиная с 8:2-—6, внимание Иоанна обращается к новым образам. Протрубив в трубы, семь ангелов возвещают весть предостережения. К тому времени, как трубит седьмой ангел, и ангелы, и старцы, служащие в непосредственном присутствии Божьем, видят, что в борьбе между добром и злом наступил кульминационный момент.

Теперь Бог выступает вперед, предпринимая ряд мер конца времени, к которым ранее Он не прибегал, а именно — Он начинает суд, предваряющий возвращение Христа. Провозглашается, что назначенный момент настал (11:15—19). То, что произойдет, принесет награду народу Божьему и окончательную погибель «губившим землю».

Для того чтобы Иоанн имел возможность наблюдать за Божьим следственным процессом и судом, небесный храм распахивается, и немедленно его взору представляется «ковчег завета Его» (ст. 19). Читателям, знакомым с ветхозаветными моделями, это напоминает ритуал ежегодного Дня искупления, когда священник получал доступ к ковчегу завета, хранившемуся в Святом святых, что служило прообразом последнего суда.

Из слов хвалебной песни, исполняемой «голосами» и 24 старцами, становится понятно, что мы стали свидетелями начала судебной сцены. Это последнее служение Иисуса перед Его возвращением с целью забрать Своих избранных. Момент Его возвращения будет тем мигом, когда Его служение завершится: Он примет Своих детей, чтобы никогда более не разлучаться с ними41.

Мы считаем, что в Своих вестях Иоанну Бог намеренно стремится подчеркнуть то внимание, которое Христос уделяет всем аспектам Своего служения оправдания и осуждения, спасения и уничтожения. Ничто не будет сделано небрежно и поверхностно, и никто не посмеет сказать, что Бог не был полностью открыт и справедлив в Своих действиях.

Итак, Бог, способный в момент принятия решения собрать воедино все события и сведения, благоволит ради сотворенных Им сообщить в должное время то, что Он считает нужным, включая мотивы Своих действий. Он приглашает собравшихся увидеть то, что Он намерен сделать.

Как уже упоминалось выше, по нашему мнению, в Откр. 11:15—19 речь идет о той же предшествующей Второму пришествию фазе следственного суда, о которой Иоанн говорит в 14:7. Откровение не сообщает нам точного времени начала этого следственного суда. Вполне очевидно, однако, что это должно произойти ближе к концу времени. Гонения на верных Христу продолжаются, период в 1260 дней/лет завершился. Небеса вняли воплю: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь… за кровь нашу?» (6:10).

В то же время эта фаза должна предшествовать Второму пришествию. Небожители должны присутствовать на этом суде. То, что они увидят, побудит их воскликнуть: «Праведен Ты… потому что так судил… Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои»! (16:5, 7).

Вполне уместно предположить, что следственный суд, упомянутый в 11:19, является тем же предшествующим Второму пришествию судом, о котором идет речь в Дан. 7. В ответ на вопрос: «Доколе?» (Дан. 8:13) возвещается, что по истечении 2300 дней/лет Бог даст ответ перед всей вселенной в виде следственного процесса и суда. Исполнение этого пророчества началось в 1844 году.

Мы вовсе не хотим сказать, что Христос до этого не признавал Своими тех, чьи имена были записаны в книгу жизни до начала этого следственного суда. Мы желаем подчеркнуть, что в этой следственной фазе Он обосновывает Свои решения на официальном судебном разбирательстве. Вера искупленных должна быть оправдана перед всей Вселенной. Лишь таким образом жители Вселенной могут присоединиться к гимну хвалы: «Истинны и праведны суды Твои».

Фазы финального суда. Не считая тех отрывков в Откровении, где речь идет о частичном излитии гнева Божьего «подготовительного» характера (см. выше), Иоанн представляет финальный Божий суд в виде четырех фаз в истории старого миропорядка. Они следуют друг за другом, но при этом взаимосвязаны, как части единого целого. Вот эти фазы:

1. Фаза, предваряющая Второе пришествие. Это предваряющее Второе пришествие следствие, в ходе которого перед всей Вселенной изучаются записи (книги жизни). Таким образом, как уже упоминалось выше, Христос объясняет причины оправдания тех, кто сохранял верность Ему, тем самым показывая их положение (см. Откр. 11:15—19; 14:6, 7; 3:5).

2. Фаза Второго пришествия. Во время Второго пришествия становятся очевидными последствия уже принятых к тому времени решений. Отделение верующих от последователей антихриста будет для первых позитивным, а для вторых — негативным. Стоящие на стороне Христа, которым предстоит «царствовать с Ним тысячу лет», будут надежно защищены от обреченных на вечную погибель. Период между первым и вторым воскресениями — это пропасть, разделяющая их (см. Откр. 22:11, 12; 20:6).

3. Фаза Тысячелетнего царства. Во время Тысячелетнего царства избранные смогут (вместе с другими жителями Вселенной, пребывающими в гармонии с Богом) самостоятельно оценить причины принятых Им решений. Это необходимо в интересах вечной гармонии (см. Откр. 20:4—6; ср. 1 Кор. 6:2, 3).

4. Исполнительная фаза. Теперь происходит исполнение того приговора, который предварительно был вынесен в начале Тысячелетия. По завершении его земля и небо исчезают, поскольку старый порядок заменен «новым небом и новой землей» (Откр. 20:11—15). Этим актом творения замыкается круг; Бог и человек вновь пребывают в тех гармоничных отношениях, ради которых изначально человек был создан.

Ход этого суда отчасти описан подробно, отчасти его можно представить себе в целом на основании апокалиптических видений Даниила (см. Дан. 7, 8; 12:1—3).

Финальный суд Божий имеет вселенский масштаб. И касается он всех людей — живых или мертвых, верных Христу или неверных. Решающим фактором в нем является наше отношение к Богу и наш отклик на Его спасительные действия во Христе. Звучащая в Откровении весть суда вновь подчеркивает, что основным вопросом человеческого существования является вопрос верности Христу и готовности к ученичеству. Беззаветная преданность Христу открывает верующему дорогу на брачный пир Агнца.