Возможно, что кто-то из вас ещё помнит один старый детский мультфильм «Паровозик из Ромашково». Это был живой паровозик, очень мечтательный и задумчивый. Однажды он вёз детей и их строгих воспитателей в детский лагерь. Ему нужно было торопиться, чтобы успеть туда к назначенному времени. Но он почему-то постоянно останавливался. Взрослые пассажиры очень раздражались, когда в пути возникали какие-то непредвиденные задержки. Им казалось, что они едут дольше, чем надо. И вдруг поезд снова остановился. Чтобы узнать, что произошло, люди вышли из вагонов и увидели странную картину: паровозик остановился возле лесной поляны и любовался цветами. Пассажиры возмутились: «Как мы можем стоять здесь, ведь мы опоздаем!» На это паровозик ответил: «Но разве можно проехать мимо такой красоты?» Вскоре поезд опять остановился. На этот раз паровозик любовался прекрасным закатом. И снова пассажиры возмущались, а паровозик восхищался: «Вы только посмотрите на этот закат! Разве это не прекрасно? Мы всегда успеем приехать в лагерь, но мы можем не успеть увидеть всю эту красоту». После нескольких таких остановок даже самые сердитые пассажиры научились восхищаться той красотой, которая их окружала, а они её не замечали раньше.

Много ли в нашей жизни таких вещей, которыми мы по-настоящему можем восхищаться? Не восхищаемся ли мы ночным звёздным небом или красотой окружающей природы? Восхищаясь от чего-то, мы способны забывать самих себя, наслаждаясь увиденным. Какое первое чувство возникает у нас, когда мы находимся в состоянии восхищения? Одно из самых распространённых чувств – кому-то рассказать об увиденном, с кем-то поделиться.

В Библии есть много примеров, когда люди чему-то удивлялись, чем-то восхищались. Псалмопевец, глядя на ночное небо, восхищается, как Бог помнит о нас, Своих творениях (Пс. 8). В другом месте он восхищается делами рук Божьих (Пс. 91). Восхищались люди, видевшие дела Христа и слышавшие Его слова: «Как может человек творить подобные вещи?» или «Никогда человек не говорил так, как этот Человек!». К сожалению, есть в мире и немало людей, которые восхищаются ничтожными вещами (Ам. 6:13). Они восхищаются богатством, одеждой, беззакониями, многим другим. Чем же сегодня мы способны восхититься настолько, что способны сказать другим: «Смотрите!».

Апостол Иоанн был одним из тех, кто был восхищён увиденным во Христе и услышанным от Него. Слова Иисуса настолько завоевали его сердце, что он сделался учеником Христа и свою веру в Него сохранил спустя трудные десятилетия. И он пишет своё послание тем христианам, которые сами не были свидетелями жизни Христа. Они столкнулись с определённой проблемой, и им нужно было как-то помочь. Первое послание Иоанна написано к христианам в третьем поколении. Восторг первых дней христианства, по крайней мере, до некоторой степени, прошел. Как сказал один поэт: «Какое это блаженство — жить на заре той эпохи». В первые дни своего существования христианство было овеяно ореолом славы, но к концу первого века оно уже стало чем-то привычным, традиционным, безразличным. Люди привыкли к нему, и оно потеряло для них что-то от своего очарования. Иоанн писал это послание в эпоху, когда, по крайней мере, для некоторых, угас первый восторг, а пламя набожности померкло, и огонь едва тлел.

И вот перед нами старец Иоанн, который 60 лет спустя после воскресения и вознесения Христа живёт так, словно вся жизнь Иисуса прошла перед ним только вчера.

1 Ин. 3:1,2 – «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».

Любовь Божья – вот предмет величайшего восхищения Иоанна. Иоанн как раз тот, кто настолько восхищён увиденной им Божьей любовью, что он готов кричать на весь мир, привлекая внимание всех: «Смотрите!».

Дорогие друзья, а видим ли мы с вами такую любовь Божью? В чём мы видим её? Способны ли мы постоянно созерцать её? Является ли любовь Божья для нас тем, что превосходит всё, что мы можем увидеть в окружающем нас мире? Оглянитесь вокруг себя. Как много вокруг нас того, что способно нам рассказать о любви Божьей. Послушайте, что пишет об этом вестница Божья: «Природа и откровение равно свидетельствуют о Божьей любви. Наш Небесный Отец является источником жизни, мудрости и радости. Посмотрите на удивительные и прекрасные произведения природы. Вдумайтесь, как чудесно все предусмотрено для пользы и счастья не только человека, но и всех живых существ. Солнечный свет и дождь, радующие и освещающие землю, горы, моря и равнины — все говорит нам о любви Творца. … На каждой распускающейся почке, на каждой пробивающейся из земли травинке написано: Бог есть любовь…Дивные птицы, оглашающие мир радостным пением, изысканные но окраске и совершенные в своей красоте цветы, источающие аромат, величественные деревья в лесу с пышной зеленой листвой все свидетельствует о нежности, отцовской заботе нашего Бога и о Иго желании дать счастье Своим детям» (Е. Уайт, «Путь ко Христу», глава «Любовь Бога к человеку). Насколько вдохновенно всё созданное Великим и Мудрым Творцом! Разве это не прекрасно? Ведь даже в нашем мире, осквернённом грехом, так много всего, что продолжает сохранять на себе явный отпечаток Божьей любви, настолько явный, что каждый, кто не противится Божьему свидетельству, способен увидеть эту любовь. Вестница Божья пишет дальше: «Даже в страданиях, порожденных грехом, открывается любовь Божья» (там же). Не всегда в наших страданиях и печалях мы способны увидеть эту любовь, но она и тогда рядом с нами. Бог всегда помнит о нас и продолжает нас любить Своей Отцовской любовью.

Но есть ещё другое свидетельство о Божьей любви, наиболее явное для всех, потому что это высшее свидетельство Его любви. Сатана постоянно трудится над тем, чтобы исказить любое свидетельство о Божьей любви, чтобы вогнать людей в тьму ненависти и отчаяния. И поэтому Бог сделал Свою любовь явной для всех. Там же, в книге «Путь ко Христу», Е. Уайт пишет: «Для того чтобы рассеять эту тьму и открыть миру беспредельную любовь Бога, пришел в этот мир Иисус и жил среди людей. Сын Божий пришел с небес, чтобы открыть нам Отца». Нет ничего величественнее той Божьей любви, которая была явлена нам через Иисуса Христа. В каждом человеке, с которым Он встречался, Он видел того, кого Он пришёл спасти на эту землю. Страдания и смерть, которые Он перенес, были также проявлением Его бесконечной любви к нам. Было ли что-то большее, что Он мог совершить ради нас? Когда мы видим Христа, прикасающегося к прокажённым, мы начинаем понимать любовь Божью. Мы начинаем понимать её, когда видим Христа, молящегося в Гефсиманском саду, когда видим Его, несущего Свой крест на Голгофу, когда видим Его распятым на кресте, а затем выходящим из могилы в победное утро воскресения. Всё это Бог совершил по своей великой любви к нам.

Из всего, что даёт Бог, нет ничего, что не имело бы своей определённой цели. Всё, что Он даёт, непременно приносит свои плоды. Так и Его любовь. Она тоже имеет свою цель. «Чтобы нам называться и быть детьми Божьими» — говорит Иоанн. Бог даёт нам Своё имя. В те времена, когда писал Иоанн, выражение «носить чьё-то имя» имело огромный смысл. В древности большое значение придавалось воспитанию ребёнка, которое было связано с именем этого ребёнка. Когда мальчику давалось какое-то известное имя, родители должны были рассказывать ему историю его тёзки, чтобы тем самым воспитать его, как он должен жить, с кого брать пример. Мы как христиане носим имя Божье и призываемся подражать Ему. Это особенная привилегия.

Однако любовь Божья настолько велика, что мы не только получаем имя детей Божьих, но мы фактически становимся ими. Его любовь действенна, она преображает нас, приобщает нас к семье Божьей. Бог усыновляет нас. В понимании того общества и в нашем понимании усыновление – это правовой акт, состоящий в том, что человек берёт в свою семью чужого ребёнка, который не имеет никаких прав находиться в этой семье. Этот ребёнок не имел никаких преимуществ, которые имели дети человека, усыновившего его. Но теперь, согласно закону, он полностью приравнивается в своих правах к законным детям и получает равное с ними право на наследство.

Чем руководствуется человек, берущий на себя дополнительные хлопоты и расходы, когда принимает в свою семью чужого ребёнка со всеми его недостатками и проблемами? Возможно, этот ребёнок очень мил и приятен его новому отцу. Возможно, он очень способный. Люди могут руководствоваться разными мотивами, но плохого ребёнка в свою семью едва ли кто из людей возьмёт.

В нас же нет вовсе ничего милого. Да и ангелы куда способнее нас. Почему же Бог берёт на Себя дополнительные хлопоты, усыновляя нас? Что привлекает Его к нам? Заслужили ли мы хоть чем-нибудь Его расположение и любовь к нам? Нет, в нас нет такой причины, по которой Бог привязан к нам. Бог поступает так, потому что Его природой являются такие качества как сострадание, сочувствие и любовь. Бог сделал Свой выбор, потому что Он есть любовь. Каждый христианин, каждый присутствующий на этом богослужении знает, что это любовь, которая превыше всякого нашего чувства. Эта любовь пришла к нам на землю через Иисуса Христа. Эта любовь побудила Его оставить славу небес и сойти на землю, исполненную того, что чуждо и отвратительно для Него. Эта любовь побудила Святого Сына Божьего жить среди грешников, стать одним из нас, живя в таком же, как у нас теле, которое подвержено искушению ненавидеть и проходить мимо чужого горя. Но Он в этом теле всё претерпел ради нас. Его любовь побудила Его отдать Себя ради нас на кресте.

Эта Его любовь освобождает нас от греха и вводит нас в Царство Его детей. Эта любовь к тем, кто по своей природе неспособен любить, вызывает в нас чувство изумления и благодарности.

Большинство из нас никогда не испытывали подобной любви в отношениях со своими ближними. В детстве мы думали, что должны оправдать ожидания наших родителей, чтобы заслужить их любовь. И, поскольку все мы небезупречны, не возникало ли в нас сомнения в любви наших родителей или ближних?

К сожалению, подобные укоренившиеся стереотипы из нашей жизни проникают и в наши отношения с Богом. На свете есть немало христиан, которым никак не удается поверить, что щедрая любовь Бога относится и к ним лично. Они стараются вести себя как можно достойнее, желая тем самым убедить Бога, что заслуживают Его любовь, и совершенно не замечают, как сильно Господь уже любит их. Благая весть состоит в том, что нам не надо заслуживать Божественную любовь. Она проявлена к нам Богом без условий. Нам надо просто принять её. Бог уже установил с нами родственные отношения, и теперь всё зависит от того, насколько близки мы к Нему будем.

Бог усыновил нас, и Он хочет, чтобы мы были с Ним в Его Царстве, чтобы мы вошли в Его небесную семью. Бог делает всё для того, чтобы мы были похожи на Его возлюбленного Сына. И в этот процесс Он вовлекает всех нас. Поэтому нам нужно почаще напоминать себе, что главное в нашей жизни — это основанные на любви, родственные отношения с нашим Отцом. Это несравненно важнее, чем все наши дела. Уверенность в Божьей любви к нам приходит вместе с пониманием, что положение нежно любимых Божьих детей зависит не от того, что мы делаем, а исключительно от благодати, которая является результатом Его собственного выбора.

Мы уже теперь являемся детьми Божьими. Нам нет необходимости ожидать второго пришествия Христа, чтобы стать ими. Мы уже теперь дети Божьи. Уже сейчас на нас распространяются все привилегии и права Его детей. Нам открыто всё об Иисусе Христе, в чём мы можем уподобиться Ему уже на этой земле. Полностью подобными Ему мы станем в Его Царстве, когда Он будет явлен нам во всей Его славе. Тогда не только характеры наши, но и тела наши станут подобными Его нетленному телу. Это произойдет опять же благодаря той же самой любви и благодати, которая была явлена нам в момент нашей первой встречи со Христом. И хотя мир, в котором мы живём, может не принять нас. Хотя этот мир может объявить нас сектантами и ненормальными, мы знаем, что самое ценное – Божья любовь не отнимется у нас.

Итак, любовь Божья уже дана нам. Она не изольётся на нас лишь в будущем. Её действие – это дело настоящего времени. Вопрос возникает в другом: принимаем ли мы эту любовь в нашу жизнь? Это очень легко проверить и увидеть. Ведь если мы приняли Божью любовь, она непременно произведёт в нашем сердце отклик. Каким же должен быть наш отклик?

В первом послании Иоанна, в котором очень много говорится о Божьей любви, и она, безусловно, является главной темой этого послания, мы находим три отклика на Божественную любовь к нам.

Первый отклик – это победа над грехом. Тот, кто принял любовь Божью и познал Бога, тот будет стремиться к близким отношениям с Богом и для него жизнь во грехе является уже чем-то чуждым. 1 Ин. 3:6,9 – «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. … Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Иоанн не говорит здесь, что любящий Бога уже никогда не грешит, но он проводит разницу между случайным грехом и жизнью во грехе. Если любовь Божья нашла отклик в нашем сердце, мы будем удаляться от жизни во грехе.

Второй отклик – это наша верность Богу в соблюдении Его заповедей. Тот, кто познал любовь Божью, пленён ею и уже не может противиться Божьей воле. Разве может любящий Бога сознательно огорчать Того, Кто его так сильно любит? 1 Ин. 3:24 и 5:3 – «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. … Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки». Это и есть наивысшее проявление верности Богу, Который воплотился в Иисусе.

И, наконец, третий отклик – это любовь к нашему ближнему. Любовь, которую проявил к нам Бог, учит нас поступать так же. Любовь Божья – это жертвенная любовь, это любовь не на словах, а на деле, и именно к такой любви призывает и нас апостол Иоанн. Отсюда: любовь – это не произносимые нами слова (или не только они), но это принцип жизни. Ее следствием является бескорыстная, жертвенная самоотдача. Величайший подвиг любви, который может совершить человек — это отдать самого себя за других. Как мы можем отдать свою жизнь? Иногда легче сказать, что мы готовы умереть за другого, чем жить для него, потому что для этого требуется ставить их интересы на первое место. Иисус учил именно этому принципу любви.

Мы по-разному можем выражать Божью любовь, которая проявилась в нашей жизни. Это могут быть дела милосердия, учтивые, приветливые и благожелательные слова или просто ободряющая улыбка. Но в любом случае эта любовь будет вдохновлять и нас самих, и тех, к кому мы проявим её.

Давайте же мы всегда будем помнить о том великом и чудном призвании, которое у нас есть – не только называться, но и быть детьми Божьим благодаря непостижимой Божьей любви. Первое послание Иоанна призывает нас постоянно созерцать Божью любовь и жить в постоянном её присутствии, чтобы действие этой любви было очевидным не только для нас самих, но и для тех, кто рядом с нами.

В заключении своей проповеди я хочу прочитать вам ещё один текст о Божьей любви и о нашем отклике на эту дивную любовь из первого послания Иоанна.

1 Ин. 4:7-12 – «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божья к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».