2-я книга Паралипоменон, главы 10-12.

В настоящее время появилось немало таких книг, которые могут принести пользу в домашнем хозяйстве, типа „500 советов садоводу-любителю”, „1000 советов для тех, кто хочет обустроить дом своими руками”, „100 советов о том, как сэкономить время” и других, подобных им. От них действительно может быть немалая польза, если периодически заглядывать в эти книги и применять их советы в практической жизни. Вообще, хорошо, когда такие книги есть под рукой, потому что, заглянув туда, мы найдём там достаточно простые рекомендации, до которых сами мы, возможно, и не додумались бы, хотя всё кажется так просто.

А знаете ли вы о том, что в Библии тоже есть книга, в которой содержатся вот такие простые советы, как говорится „на все случаи жизни”? Как вы думаете, что это за книга? Это книга Притчей. Если бы каждый человек хотя бы в нашей церкви постоянно следовал всему тому, что сказано в этой книге, наша жизнь стала бы гораздо счастливее, и мы не допустили бы многих ошибок, которые делаем в реальности. Но зачастую мы предпочитаем учиться на своих собственных ошибках, да и то, делая их, раз за разом повторяем свою глупость, потому что не можем никак извлечь урок из всего того, что произошло. А ведь оказывается, что достигнуть успеха во всех сферах нашей жизни можно гораздо проще, чем нам это кажется, если бы мы только следовали всем тем советам, которые были даны нам Богом в данном случае в книге Притчей Соломона.

Как вы думаете, с какой целью вообще Соломон написал эту книгу? Кому она была написана первоначально? В этой книге не раз встречаются такие выражения: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Прит 1:8). «Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твоё сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твоё к размышлению, … тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю» (Прит 2:1,2,9). «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание» (Прит 5:1). «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твоё на прямой путь» (Прит 23:19). «Бойся, сын мой, Господа… [и] с мятежниками не сообщайся» (Прит 24:21). Скажите, кому всё это сказано? Обычно при царском дворе была целая школа подготовки преемника царя. Прежде, чем он мог вступить на престол, его обучали всем сокровищам мудрости, чтобы он мог быть достойным руководителем своей страны. Хотя в книге Притчей не сказано, к какому конкретно сыну написал эти слова Соломон, всё же с очень большой долей уверенности можно сказать, что преемник Соломона на царском престоле Ровоам был хорошо знаком со всеми словами мудрости, которые были сказаны его отцом.

Какой пример мог видеть Ровоам в своём отце? Думаю, что здесь не всё так однозначно, как его отец написал в своих притчах. Соломон уклонился от Божьего пути и наравне со всеми его великими делами, которые прославили его далеко за пределы Израиля, он сделал немало зла перед Господом. И всё же покаяние в конце жизни могло быть хорошей направляющей для Ровоама, который должен был вступить на престол. В любом случае, мы ведь сами иногда говорим о том, что вернее всего поступать не так, как кто-то поступает рядом с нами, а так, как написано.

Царствование Ровоама, пожалуй, является одним из самых трагичных моментов в истории Израиля. Ровоам принял царство в ситуации, которая была как никогда благоприятна для того, чтобы достигнуть успеха. Он мог бы достигнуть ещё большего процветания, но вместо этого привёл страну к духовному, нравственному и материальному упадку. В чём была причина этого? Чтó не получилось? Какие уроки для себя мы можем вынести из этого?

Давайте откроем с вами Священное Писание. «И пошел Ровоам в Сихем, потому что в Сихем сошлись все Израильтяне, чтобы поставить его царем. Когда услышал о сем Иеровоам, сын Наватов, — он находился в Египте, куда убежал от царя Соломона, — то возвратился Иеровоам из Египта. И послали и звали его; и пришел Иеровоам и весь Израиль, и говорили Ровоаму так: отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе. И сказал им Ровоам: через три дня придите опять ко мне. И разошелся народ» (2 Пар 10:1-5). Ровоам отправляется в Сихем, для того чтобы принять царство. Он рассчитывал, что при этом не возникнет никаких проблем и препятствий, что он будет помазан на царство так же легко, как и его отец. Но не тут-то было. Оказалось, что есть одна проблема. И, прежде чем приступить к церемонии посвящения нового царя, люди поставили перед Ровоамом одну несложную задачу. При Соломоне народ был обложен большим налоговым бременем. Строительство храма, наём рабочих из языческих стран, которые требовали хорошей зарплаты, содержание царя со всеми его наложницами и жёнами, которых было слишком много – всё это легло непосильной ношей на народ. Они просили нового царя только об одном – не об отмене налогов, а об их уменьшении. Была ли эта просьба невыполнимой? Она была вполне выполнимой. Храм уже не строился, и уже не требовалось таких больших вложений в него. Царские дворцы были построены. А если следовать Божественному принципу – муж должен иметь одну жену (а не семьсот плюс триста наложниц), то содержание государственного аппарата обошлось бы гораздо дешевле. Народ ожидал, что Ровоам легко согласится с их прошением. Но он сказал что-то вроде того: „Я подумаю”. После таких слов всё, что народ мог испытывать – это тревога и нехорошее предчувствие.

Дальше мы читаем о том, что происходило за кулисами царского дворца. Это то, чего народ не видел и не слышал, а нам сегодня это доступно для нашего же назидания и наставления в вере. «И советовался царь Ровоам со старейшинами, которые предстояли пред лицем Соломона, отца его, при жизни его, и говорил: как вы посоветуете отвечать народу сему? Они сказали ему: если ты будешь добр к народу сему и угодишь им и будешь говорить с ними ласково, то они будут тебе рабами на все дни. Но он оставил совет старейшин, который они давали ему, и стал советоваться с людьми молодыми, которые выросли вместе с ним, предстоящими пред лицем его; и сказал им: что вы посоветуете мне отвечать народу сему, говорившему мне так: облегчи иго, которое наложил на нас отец твой? И говорили ему молодые люди, выросшие вместе с ним, и сказали: так скажи народу, говорившему тебе: отец твой наложил на нас тяжкое иго, а ты облегчи нас, — так скажи им: мизинец мой толще чресл отца моего. Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду бить вас скорпионами» (2 Пар 10:6-11). Как вы думаете, так ли необходим был Ровоаму совет старцев и затем молодых людей? Если проблема решалась не так уж и сложно, то зачем собирать консилиум? Тем более что это было не так, как сегодня: в церкви пастор не принимает решений относительно каких-то изменений в жизни общины, здесь демократическая форма управления, решения принимаются церковным советом и членским собранием при необходимости. В то время решения мог принимать сам царь, и ему не было необходимости советоваться с кем-то ещё. Он решал, когда он может сáм что-то сделать, а когда ему лучше пригласить в помощь совéтника, если проблема сложна. Но Ровоам пошёл советоваться. И причина этого не в том, что он хотел исполнить совет мудрого отца Соломона: «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Прит 15:22). Если бы он следовал наставлениям своего отца, то легко бы смог различить, какой совет бóлее верен, ктó из советников был мудрее. Причина также была не в том, что Ровоам хотел соблюсти нормы приличия. Если не в этом была причина, то в чём же? Как вы сами думаете?

Есть такая категория людей, которые, чтó бы ни случилось в их жизни, перед какой бы проблемой они ни оказались, звонят кому-то из своих друзей или служителю церкви и спрашивают совета. Затем они поступают в точности по этому совету. А если что-то будет не так, то это хороший повод снять с себя ответственность и сказать: „Это ты мне посоветовал, я тут ни в чём не виноват”. Я, конечно, не хочу сказать, что советоваться не нужно. Но когда мы имеем чёткий принцип в Священном Писании, то нам не нужно искать совета ещё у людей. Если же мы считаем, что совета, данного Богом через Его Книгу нам недостаточно, то рискуем получить другой совет от дьявола через уста того, кому, по нашему мнению, вполне можно доверять.

Мне приходилось слышать, как некоторые адвентисты, у которых есть Библия, задают такие вопросы: „У меня рабочую субботу поставили. Что мне делать: пойти на работу или пойти в церковь?” Или: „У меня в этом месяце оказалась маленькая зарплата. Может, Бог поймёт, если я не возвращу Ему десятину?” Или ещё: „Я думаю, что могу молиться дома. Зачем же мне ходить в церковь? Вы поддерживаете меня в этом?” И многое другое, подобное этому. Когда у нас есть чёткий библейский принцип, нам не следует задавать вопросы относительно того, стоит ли его исполнять или, может, Бог закроет глаза, если мы один раз его преступим. В таких вопросах мы должны быть принципиальными и неотступнымиидти вперёд и просто доверять Богу, потому что Он не ошибается.

Такое же Слово Божье было и у Ровоама. В Моисеевой книге Второзаконие были написаны законы для царя. Царю было предписано иметь свой личный список с закона, обращаться к нему постоянно и исполнять его в страхе Божьем. А также было сказано: «И чтобы не умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно… [И] чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его» (Втор 17:17-20). Всё очень просто: люби Бога и поступай по Его принципам. Тогда и не нужно задавать лишних вопросов. Если бы Ровоам поступил так, как написано, то он бы имел успех, и царство в его руках могло бы достигнуть большего расцвета, чем даже во времена его отца. Но он предпочёл пойти другим путём.

И проблема была в том, что Ровоаму не понравился Божий путь. Знаете, почему он спрашивает совета дважды, сначала у одних, потом у других? Да потому что он ожидал услышать то, что хотел. Большинство людей, когда спрашивают совета, как им поступить, уже в сердце своём избрали путь, которым они хотели бы пойти. И они ожидают услышать такóй совет, который соответствует их представлениям, чтобы, если этот путь окажется неверным, можно было переложить вину на того, кто дал совет. Одна сестра в одной общине примерно так и сказала: „Если мы в чём-то неправильно поступаем, мы не виноваты. Это пасторы будут отвечать перед Богом, потому что они нас так научили, они нам давали такие советы”. Правильная ли это позиция? Это неверно, потому что каждому из нас Господь дал Своё Слово в Библии, и оно есть высший авторитет. Если мы будем всегда поступать, как написано, то никогда не проиграем.

Послушайте, что говорит об этом известный русский писатель и государственный деятель Иван Иванович Неплюев: «Основательно знать Слово Божье, как и самостоятельно творить волю Отца Небесного, обязан всякий верующий. Считать, что читать Библию — дело духовенства, а рядовой христианин может совсем не знать её содержания, так же нелепо, как если бы сказать, что уметь читать или знать содержание науки есть дело учителя, — ученик может ничего не знать, довольствуясь тем, что признаёт учителя — учителем, науку — наукой и оказывает учителю и ученикам знаки уважения. Поступать таким образом, очевидно, нелепо и, однако, люди очень уверенные в себе и в своих умственных способностях, воображают себя верующими христианами, относясь именно так к Слову Божьему».

Ровоам как раз был настолько уверен в себе, что пренебрежительно отнёсся к Слову Божьему. Результаты такого его выбора не заставили долго ждать. Народ понял, что им ничего хорошего ждать не придётся. Царство распалось, и у Ровоама осталось всего лишь два колена вместо двенадцати.

На какое-то время, благодаря принятым обличениям пророка Самея, Ровоам стал приводить в порядок свои отношения с Богом, смирился перед Ним и стал искать Его воли. Этот период его царствования охарактеризован в Библии такими словами: «И действовал благоразумно…» (2 Пар 11:23). Но это продолжалось недолго. Далее мы читаем о нём такие слова: «Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним. … И когда он смирился, тогда отвратился от него гнев Господа и не погубил его до конца; притом и в Иудее было нечто доброе» (2 Пар 12:1,14). Проблема была не в том, что Ровоам оказался не в том окружении, которое могло бы повлиять на него благотворно. Окружение, конечно, влияет на нашу духовную жизнь. На неё влияет то, с кем мы дружим. Но ничто не может повлиять на неё бóльше, чем наш самостоятельный выбор Божьего пути. Нет ничего важнéе, чем наше стремление быть верными и послушными Богу, чтó бы ни случилось, даже если обрушатся небеса. Ровоам этого выбора не сделал. Он не оценил по достоинству верность Богу и послушание Ему.

Ровоам стремился к самостоятельности. Как вы думаете, самостоятельность – это хорошее качество или нет? Согласно определению словаря „самостоятельный человек – это человек, существующий отдельно от других, независимый”. Попытка быть независимым, самостоятельным в этом смысле слова, оказалась неудачной для Ровоама. И, тем не менее, многие сегодня продолжают повторять эту же самую ошибку, стремясь к такой самостоятельности и независимости.

Но интересен ещё один очень важный момент. У русского слова „самостоятельность” есть ещё одно значение. Первое мы уже рассмотрели как негативное с духовной точки зрения. Второе: „самостоятельный человек – это человек решительный, обладающий собственной инициативой”. Как вы думаете, был ли Ровоам самостоятельным человеком в этом смысле слова? К сожалению, нет. Он хотел быть самостоятельным, но неправильно понял, чтó это означает. То, что он получил в результате, было лишь иллюзией самостоятельности. Когда человек желает быть независимым в своих суждениях и поступках, он быстро может оказаться во власти дьявола. А у сатаны готов для такого человека ошейник с поводком достаточно длинный, но всякий раз он может этим поводком притянуть человека к себе, когда тому кажется, что он живёт сам по себе.

Как-то, помню, где-то год назад моя дочь воспротивилась тому, что я держал её за руку, когда провожал в школу. Я спросил, в чём причина. Она ответила: „Я так не чувствую себя самостоятельной”. Я объяснил ей, что быть самостоятельной – это не значит ходить без сопровождения взрослых и не держаться за их руку. Это значит уметь избирать доброе и правильное в глазах Бога добровольно, не по принуждению.

Такой вид самостоятельности намного сложнее, он требует усилий с нашей стороны. Но только он приводит к настоящей победе. Многим христианам, к сожалению, гораздо проще кажется жить, когда рядом есть кто-то из людей авторитетных или не очень, у кого всегда можно спросить совета по любому вопросу, вместо того, чтобы искать этого совета у Господа. Именно по этой теме есть одна очень хорошая мысль в трудах вестницы Божьей: «Некоторые… хотели бы такой религии, которая не призывает нести крест и не требует со стороны человека самоотречения и усилий. Вместо того чтобы проявлять благородную самостоятельность, полагаясь на крепость Божью и неся личную ответственность, они длительное время полагались на других людей, черпая у них духовные силы. Если бы только они доверчиво, как дети, положились на Бога и сконцентрировали своё внимание на Иисусе, обретая свою жизнь от Живой Лозы — Христа, как много доброго могли бы они сделать» (Е.Уайт, Свидетельства для Церкви, т.1 с.ориг.452,453). И ещё одна мысль: «Ни молодые, ни пожилые не могут быть оправданы, если рассчитывают, что кто-то другой будет думать за них или жить за них. Ангел сказал: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своей опорой«. Христианину в жизни и воинствовании необходима благородная самостоятельность. Братья и сестры, молодые и пожилые! Бог требует, чтобы у вас было нравственное мужество, целеустремленность, сила духа и упорство в достижении цели, а также проницательный ум, который не принимает на веру чужих утверждений, но прежде чем что-то принять или отвергнуть, самостоятельно исследует данный вопрос, изучает и взвешивает все за и против и излагает все это Господу в молитве» (Е.Уайт, Свидетельства для Церкви, т.2 с.ориг.130).

Конечно, такой самостоятельности нужно ещё поучиться. Но зато есть, у кого. Знаете ли вы такого библейского героя, которого действительно можно назвать самостоятельным в смысле решительности и инициативы? Это Иисус Христос.

На протяжении всей Своей жизни Он должен был принимать решения в пользу воли Божьей. Это не происходило в сознании Христа автоматически. Он должен был добровольно избирать Божий путь. Он избрал его в пустыне искушения, когда сатана предлагал Ему пойти лёгким путём. Самый трудный момент наступил, когда Иисус был в Гефсимании. Он знал, что осталось меньше суток до позорного креста. Ученики уснули, так и поняв Своего Учителя. А Он должен был принять одно очень важное решение. Оно было настолько важным, что от него зависела моя и ваша судьба, а также судьба каждого человека в нашем мире во все его времена. «И, отойдя немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39). А рядом не было никого, у кого Он мог бы спросить. Он должен был принять это решение Сам. Не было ни голоса, ни ответа. Он должен был Сам решить. Он принял решение. Он пошёл на страшный крест позора и унижения, и это было Его добровольное решение, самостоятельное решение. И во все веки вечности не умолкнут голоса всех искупленных, которые не устанут прославлять Его за это решение.

Дорогие братья и сёстры! Господь призывает нас к духовной самостоятельности. Что это означает для нас? Готовы ли мы, например, самостоятельно принять решение о том, что мы будем верными Богу, что бы ни случилось? Готовы ли мы принять решение, что будем ежедневно искать отношений с Господом как самого главного в нашей жизни? Готовы ли мы принять решение всегда идти Божьим путём даже тогда, когда все обстоятельства будут против нас, и что-то будет угрожать нашей безопасности или даже нашей жизни, если мы останемся верными Богу? Готовы ли мы решить для себя, что непременно будем стремиться к духовному росту, даже когда суета будет пытаться захлестнуть нас с головой, а дел будет невпроворот?

Итак, самостоятельны ли мы в своей духовной жизни? Или, может быть, это о нас с вами написаны слова: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божьего, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища» (Евр 5:12)? Давайте будем помнить о том, что духовная самостоятельность – это не независимость, а способность самим принимать верные решения тогда, когда это бывает не так просто сделать, а также это способность проявлять инициативу и идти вперёд. Это то, чего ожидает от нас Бог.

Закончить я бы хотел словами, которые в качестве призыва во время съезда Генеральной Конференции в 2005 году сказал Президент ГК Ян Полсон: «В деле Божьем место есть для каждого… Если вам покажется в церкви не интересно, сделайте так, чтобы было интересно. Просто не покидайте церковь. Это самое худшее… Примите на себя бóльшую ответственность за всё то, что происходит в Церкви. Не отделяйте её от самих себя – это будет ошибкой… Церковь нуждается в вас». Это всё тоже проявление духовной самостоятельности.