Часть 1. Девочки и женщины, или как трудно быть женщиной

Глава 1. Проблемы воспитания девочек

Этот цветок родился, чтоб цвести.

Элис Волкер

«Она так мрачна!»

«Все должно быть только розовым, а джинсы она носить отказывается!» «Ее тянет ко всему изящному».

«Она такая чувствительная. Обижается на все, что бы я ни сказала».

«Мы решили воспитывать ее так же, как сына, но ей вовсе не хочется играть с машинками и ружьями». «Она старается угодить нам и особенно учителям,-всегда спокойная, приветливая, прилежная, всегда держится в тени». «Боюсь, что не смогу быть для нее хорошим примером, сейчас, пока сижу с ней дома, а не работаю по специальности — я ведь адвокат».

«У нее еще два старших брата, и ей удается вертеть всеми нами. Это такая артистка. Можно подумать — наступит конец света, если она не добьется своего». «Она встречается с Джошем два года. Я просто боюсь, что с ней что-нибудь случится. Сама знаешь, какие нынче дети. Теперь они, не моргнув глазом, делают то, что раньше делали только взрослые, но ведь они слишком молоды, чтобы подумать о последствиях».

«Она просто помешана на том, чтобы во всем достичь совершенства. Из-за занятий мы ее видим очень редко. То репетиция оркестра, то уроки игры на флейте, то плавание, то ее очередь дежурить в игрушечном магазине, то она член отряда добровольцев в больнице, да и учится она к тому же прилежно». Ей хочется все делать вместе со мной. Если мать не согласна с ней, она сразу же смотрит на меня. Если мать говорит ей „нет», она обращается ко мне. Если она чем-то расстроена, она плачет у меня на плече. Мне нравится ее внимание, но я не знаю, что должен в таких случаях делать отец. Она уже слишком большая, чтобы с ней обниматься и бороться, и я чувствую себя несколько неловко, когда она виснет на мне». Я получила свое! Она стала такой язвительной и замкнутой. Можно подумать, что я не мать, а исчадие ада. Мы с ней ни о~ чем не можем договориться: ни об одежде, ни о прическе или макияже, ни о еде, ни о друзьях или политике. Если я что-то люблю, она это ненавидит; если она чем-то наслаждается, у меня это вызывает отвращение. Иногда меня удивляет, как мы оказались в одной семье? А в три года она была такой лапочкой».

«Она ничего не сделает, пока ей не повторишь двадцать раз, так еще и сердится, когда напоминаешь о чем-нибудь. Запрет-си у себя в комнате и сидит надувшись». •Она такая же буйная, как и ее братья. Я всегда думала, что девочки — существа скромные, тихие, которые любят играть с куклами и читать книжки».

Приходилось ли вам слышать такие речи? Проблемы воспитания мальчиков отличаются от проблем, которые возникают с девочками. Чтобы понять, в чем различие, мы должны посмотреть на девочек с совсем новой точки зрения. Для итого необходимо постараться увидеть мир глазами девочек. Для этого необходимо отказаться от убеждения, что мальчики и девочки — это одно и то же, что мужское всегда лучше женского или наоборот, что мужчины насквозь неправильны, что женщины — сплошная ошибка природы, что быть представителем одного из полов лучше, чем другого, потому что один пол добрее, умнее, нежнее, сильнее, более воспитан, остроумен, рационален или слабее другого, что одних воспитывать легче, а с другими справиться труднее, и так далее, и так далее.

Если мы откажемся от своих предубеждений в отношении девочек, то сможем увидеть дочерей такими, каковы они есть в действительности. И тогда мы начнем понимать природуженщины, ее проблемы, мотивы ее поведения, тогда мы сможем осознать, что ей нужно от нас — ее родителей, чтобы в ней проснулась здоровая женственность. Для многих из нас понять девочку — все равно что попытаться понять инопланетянина. И это потому, что представления, навязываемые нам нашим обществом, далеки от реальной жизни наших дочерей. Мы не можем правильно осмыслить, что же такое девочка, потому что наше общество отрицает их особенности, предполагая, что женщины должны вести себя, как мужчины. Это требование сразу ставит девушек и женщин в неравноправное положение в обществе, где их оценивают по тому, в какой мере им удалось добиться независимости, то есть по способности энергично действовать в одиночку против всех и вся.

Девчонка не может стать хорошим капитаном. Ей сначала нужно наговориться, все обсудить, а так мы никогда не начнем игру.

Александр, одиннадцати лет

Политика нашей компании требует, чтобы мы нанимали определенное количество женщин, но я всегда с неохотой принимаю женщину на руководящую работу. Руководитель должен стоять несколько в стороне, один, отдавать приказы и требовать их выполнения.

Джозеф, тридцати пяти лет

Наших же дочерей вдохновляет совсем иное, ибо они видят мир в свете отношений. Вместо того чтобы стремиться к независимости, девочки ищут равноправных взаимозависимых отношений, где можно давать и получать, где люди активно взаимодействуют друг с другом. Девочки расцветают пышным цветом только в отношениях с другими людьми; их самооценка повышается, если они ощущают себя частью целого и если они чувствуют, что в их силах устанавливать и поддерживать взаимоотношения. Девочки смотрят на отношения как на фундамент поведения; их действия и поступки продиктованы желанием поддержать связь с другими людьми. Девочки, в первую очередь, ищут способ установить контакт с другими людьми, чтобы можно было объединить усилия, а не стремятся прибегать к силе, чтобы властвовать над остальными. Психотерапевты, исследователи и авторы книг из Стоун-центра помощи и исследования проблем развития в Веллслей-коллед-же называют такую жизненную позицию «постоянное стремление к взаимодействию».

Такое поведение изобрели не женщины. Все люди рождаются с этим качеством, но маленьких мальчиков мы сызмальства начинаем ориентировать на стремление к независимости, более приемлемого для нашей жизни. И в то же время мы лелеем природные способности дочерей к установлению отношений, превращая их в умение заботиться о других, опекать, и тем самым способствуем развитию этих способностей. Поняв свойственную дочерям ориентацию на установление отношений, то есть основу их мировоззрения, мы начинаем осознавать, почему они действуют именно так, а не иначе.

Девочек волнуют четыре вопроса: 1) Включены ли мы в систему отношений? 2) Какова природа наших взаимоотношений? 3) Кто я в этих взаимоотношениях? 4) Что нужно для поддержания связей в этой системе взаимоотношений?

Проблемы воспитания девочек становятся понятнее и яснее, если рассматривать их поступки с точки зрения потребности девочек устанавливать и поддерживать связи, необходимые для формирования и развития их индивидуального самосознания, учитывая то обстоятельство, что девочки, в то время как сами нуждаются в заботе и попечении, постоянно ищут себе объект заботы и попечения, хотя методы, которые они используют при этом, могут быть незрелыми и противоречивыми.

Дорогая мама,

прости, что я на тебя накричала, но в последнее время меня так легко вывести из себя. Просто я тебя очень люблю, и мне больно видеть, как много тебе приходится работать. Я не знаю, почему кричу, но хочу, чтобы ты знала: я тебя очень люблю; и мне очень хотелось бы, чтобы ты не переставала любить меня из-за такого моего поведения. Твоя дочка Триш

Триш, двенадцати лет

Способность заботиться и опекать — это не слабость

Нам нравится модель здоровой женщины, разработанная в Стоун-центре: обладает способностью осознать свои желанияи чувства, действует целенаправленно, творчески и эффективно, понимает воздействие своих поступков на других людей. Эти характеристики предполагают наличие силы, компетентность, мотивацию поступков, высокую самооценку, способность к сочувствию, заботливость и внутреннюю мудрость. Именно такие качества мы, родители, надеемся развить в своих дочерях. И это очень трудная задача, поскольку многие из нас, уже став взрослыми, пытаются в нелегкой борьбе со своими недостатками воспитать в себе эти качества.

Для девочек борьба за подлинную женственность особенно трудна, ведь, расцветая в среде отношений, они в этой же среде могут и завянуть. Не понимая сущности бытия в системе взаимодействий, необходимости сохранения равнодействующей «брать-давать», многие девочки начинают отдавать и то, что причитается им. Таким образом, они отрекаются от самих себя. Стараясь не причинить другим страданий или неудобств, девочки «наступают на горло» собственным потребностям и чувствам. Эта потеря трансформируется в обиду, в нарушение питания, в ярость, депрессию, низкую самооценку, половые дисфункции. Девочки становятся уклончивыми, ими легко манипулировать, они пассивны в удовлетворении собственных нужд. Бывает, что дочери отвергают принятый в обществе идеал женщины, отрицают взаимоотношения, избегают каких бы то ни было связей. Желание быть независимыми заставляет их пренебречь своими потребностями и чувствами. Они становятся обидчивыми, злобными, подавленными и одинокими. Они делаются властными, бесчувственными и упорными в достижении своих целей. Отбрасывается или признается существующий в обществе поло-ролевой стереотип, но многие девочки теряют внутреннюю связь со своим женским началом, своей женской силой.

Почему мы написали эту книгу

Д.Одна моя клиентка успешно работала исполнительным директором фирмы. Впервые она пришла ко мне на прием в подавленном состоянии из-за своей личной жизни: у нее не было ни романов, ни постоянных отношений. Она рассказывала мне о себе как-то отстраненно; резкимтоном и злобно перечисляла многих мужчин, которых она «выставила» по той или иной причине. Наконец я прервал ее: «Вы же женщина». Она уставилась на меня, как на сумасшедшего. В молчании посмотрела налево, направо, как будто я обращался к кому-то другому, находящемуся в комнате. По-юм спокойно спросила: «Вы это мне говорите?» Я кивнул. И она заплакала: «Никто и никогда этого не замечал». В ходе психотерапевтического лечения эта сильная, красивая женщина пришла к осознанию того, что, пытаясь завоевать любовь своего отца, она усвоила мужской стиль поведения. Уверовав в го, что отец никогда не признает ее женского начала, она отвергла свою женскую природу и окончательно утратила ее в профессиональной деятельности.

Я был поражен, обнаружив, что в нашем обществе девочки и женщины связаны двойными путами, и результаты этого стал шмечать повсюду. Как психотерапевту, мне неоднократно приходилось наблюдать усилия мужчин, старающихся понять своих жен, — с каким трудом им это дается, и как они теряются, не в силах найти верную линию поведения со своими дочерьми. Я видел женщин, которые злились на отцов и мужей из-за юго, что чувствовали себя обделенными вниманием, непонятыми и недооцененными. Я видел девочек, которые добивались признания своей непохожести на мальчиков, вместо того чтобы просто гордиться званием «женщина». Я видел дочерей, старавшихся сохранить контакт с родителями, растерявшимися в «вареве полов» нашего времени. Меня, как мужа и отчима, очень волнует, не пренебрегаю ли я близкими мне женщинами.

Я стал соавтором этой книги, желая способствовать устранению опасного недопонимания девочек и женщин; чтобы разобраться, как я могу помочь жене и падчерице сохранить в себе женственность; чтобы дать толчок новой психологии, ко-торая уже больше не будет отвергать женский опыт; чтобы остановить поток, обрушивающийся на дочерей со стороны родителей и нашего общества в отношении того, что они должны и чего не должны делать, дабы преуспеть дома и в этом мире; чтобы дать возможность девочкам и женщинам открыть в себе силу и нежность, интуицию и интеллект, способность устанавливать отношения, то есть обрести свое собственное Я. Ж. Быть женщиной, по моему внутреннему убеждению, — дело нелегкое. Пожалуй, самым счастливым для меня было время, которое я провела в лесах Среднего Запа-

да на берегу тихого ручья с лошадью и собакой. По крайней мере, это было самое беззаботное время, и продолжалось оно до тех пор, пока не наступила половая зрелость, которая в корне изменила мою жизнь. Потом меня стал беспокоить неправильный прикус, я стала замечать недостатки своей фигуры и пыталасьобратить на себя внимание. Чуть позже я столкнулась с тем, что женщина ущемлена во всем и вся: от церковной литургии до кредитных ставок, — и задалась вопросом «почему?» Весь мой опыт и все мои переживания как дочери, жены, работающей матери, феминистки, разведенной и женщины средних лет — все это подтолкнуло меня к написанию этой книги.

Я решила стать соавтором книги о воспитании дочерей, чтобы проанализировать и проверить на ней реальности нашего бытия. Как я пришла к пониманию процесса становления женщины, проблем существования в этой ипостаси? На правильном ли я пути? Смогу ли я понятно объяснить родителям это явление и показать,что нужно для того, чтобы в девочке расцвела подлинная женственность, что должны сделать для этого взрослые? Затруднения, которые я испытывала при написании некоторых разделов, не вызывают удивления. Естественно, я представляла себе более отчетливо то, в чем у меня было больше опыта. Однако меня удивило осознание того факта, что другие женщины испытывают смятение и сомнение в отношении того, кто они как женщины и как люди. Что же тогда странного в том, что моему мужу и другим мужчинам нужно так много сил и времени, чтобы понять нас! Я благодарна всем тем женщинам-исследовательницам и писательницам, на чьи работы мы ссылаемся в последующих главах, за то, что они смогли пробиться сквозь глухоту нашего общества и его предрассудки и услышать чистый и сильный голос своего женского начала, женского опыта. Мой вклад в создание предлагаемой книги состоял в переводе этого женского опыта на язык, доступный родителям, чтобы они могли пробудить женственность в своих дочерях. Я старалась не только для своей дочери, но и для всех дочерей и сыновей.