Глава 7. Гомилетический анализ

Экзегеза сама по себе не является конечной задачей. Цель не достигнута, пока изученный материал не донесен до Церкви. Иными словами, экзегеза должна найти путь к аудитории, учитывая при этом словесно выраженные намерения автора.

Традиционно сложилось, что именно этот момент стал слабым звеном в богословском образовании. Нет ни одной кафедры в семинариях, в программу которой непосредственно включено обучение студентов такому тонкому процессу, как трансформация результатов синтактико-богословского анализа текста в живой формат дидактики или проповеди. Более того, сложилось популярное мнение, что это настолько очевидно всякому, кто потратил долгие часы на анализ библейского текста, что даже поверхностное исследование вопроса будет излишним!

Мы убеждены, что решением проблемы должна заниматься кафедра экзегетики, так как экзегетический анализ и круг герменевтики нельзя считать законченными, пока экзегет не донесет результаты исследования до своей аудитории в ожидании отклика.

В последнее время данный аспект стал настолько значимым в процессе толкования, что современные теоретики герменевтики мало обращают внимание на первоначальное значение текста (а подчас и вовсе его игнорируют), больше заботясь о том, что текст значит для нас в настоящее время. Мы исследовали данное явление в первой главе. Несмотря на критику, мы заметили, что причины такой тенденции вполне объяснимы. Здесь присутствует и положительный момент – какая польза в понимании событий и высказываний, если они не имеют ко мне никакого отношения? Хороший вопрос.

К сожалению, люди в наше время не видят необходимости в определении авторства и истинности – действительно ли он написал то, что написал, и реальны ли описанные события. Видимо, современный человек устал ждать помощи от экзегетов и поменял все правила в надежде обнаружить в библейском тексте нечто актуальное, применимое к жизни.

Если мы не ошибаемся, каждому этапу экзегезы, описанному нами вплоть до данного заключительного шага, соответсвует определенная функция в так называемом гомилетическом анализе. Мы не пытаемся соревноваться с гомилетикой как дисциплиной, исключая ее значимость – это абсолютно не входит в наши задачи. Дабы сделать свои намерения ясными, мы могли бы назвать данную главу подготовкой к изучению гомилетики. В этой главе обсуждается, в первую очередь, процесс выведения из библейского текста вневременных принципов («принципиализация»[167]) как конечная цель экзегетического анализа, подготавливающая текст к рассмотрению на кафедре пасторского богословия и гомилетики.

В тех случаях, когда библейский материал непосредственно облечен в дидактическую форму, как, например, в большей части Послания к римлянам, практически нет нужды в «принципиализации». Проблема относительно проста, от экзегета требуется только оформить учение и доктрины в форме пропозиции (т. е. основных пунктов плана проповеди), требующей от слушателей определенного отклика. Если истина не усвоена лично каждым человеком, но просто витает в воздухе в виде идеи, отдельной от опыта, то экзегета можно назвать дилетантом, напрасно тратящим время.

Но большинство библейских текстов не носят дидактического характера. В данном случае мы сталкиваемся с более сложными вопросами.

Как было упомянуто ранее, толкователь должен уметь выразить одним кратким предложением содержание каждого абзаца в том отрывке, по которому он собирается проповедовать. (Обычно отрывок для проповеди должен составлять не более двух или трех абзацев, т. е. от восьми до пятнадцати стихов.) Важно убедиться, что отраженная в этом предложении идея полностью соответствует истинным намерениям автора. Таким образом, правильно будет обозначить это конспективное изложение содержания абзацев как авторское тематическое предложение-пропозицию.

Тематическое предложение-пропозиция должно выражать сущность абзаца. Составление данного предложения может быть трудным и запутанным процессом – в тех редких случаях, когда (1) тема выражена имплицитно или (2) независимые предложения связаны с тематическим предложением абзаца (т.е. тема сложносоставная). В случае (1) необходимо предложить тему; в случае (2) нужно расширить тематическую пропозицию, включив независимые клаузы, равные по статусу так называемому тематическому предложению.

Гораздо чаще толкователю встречаются отрывки с явно выраженной единой темой. Следует объединить темы двух-трех абзацев, избранных для экспозиции.

Теперь мы можем приступить к принципиализации этих тем. Говоря коротко, при формулировке основных пунктов проповеди экзегету нужно перефразировать темы абзацев, не упрощая и не расширяя их содержания. Более того, данные формулировки должны последовательно охватывать авторскую цель написания всего отрывка, а также вневременные непреходящие истины каждого абзаца.

Очень важно, чтобы перефразированная тема не стала простым описательным повествованием о событиях прошлого. Такая проповедь вызовет у современного слушателя сомнение в актуальности слова, убивая его интерес. Поэтому нужно избегать глаголов в прошедшем времени (стиль репортажа) и имен собственных (естественно, за исключением имен Бога) в каждом пункте (их должно быть по одному на абзац, если только предметом экзегезы и проповеди не является единственый абзац).

Внимание экзегета перемещается с общей цели автора на способ выражения этой цели в изучаемом абзаце, что, в свою очередь, заставляет задаться вопросом: «Какой реакции ожидал от своей аудитории автор этих слов?» Давайте теперь дадим определение «принципиализации». «Принципиализировать» значит определять авторские утверждения, аргументы, повествование и иллюстрации в свете вневременных непреходящих истин, обращая особое внимание на актуальность этих истин для нужд современной Церкви. Современное применение часто подсказано аналогичным применением, предложенным автором библейского текста. Далее в этой главе мы будем говорить непосредственно об этапах принципиализации.

Главная тема текста

Первая стадия принципиализации – определение главной темы библейского отрывка (и, соответственно, проповеди). В теме должны быть раскрыты намерения древнего автора. Лучше всего, если они найдут выражение в категориях, актуальных для большинства людей или даже всего человечества.

Выявляя главную тему отрывка, экзегету следует вспомнить тему всей книги, обозначив ее жанровую и тематическую принадлежность.

Затем нужно еще раз изучить основные смысловые части данной книги Писания, чтобы проследить ход рассуждения, повествования или наставления. Текст должен восприниматься в его целостности, образуемой гармоничным сочетанием отдельных частей. При анализе текстовых взаимосвязей на данном уровне толкователь может обнаружить ответы на свои вопросы.

Но мы, толкователи и проповедники Слова, сознательно ограничиваем свои намерения, чтобы более подробно и тщательно проанализировать выбранный текст. Как мы уже отметили, пасторы и проповедники на собственном опыте убедились, что невозможно хорошо изучить отрывок размером более двух – трех абзацев. Оптимальный вариант для работы с дидактическим материалом – от шести до восьми стихов. В случае с историческим повествованием легче и практичнее охватывать более широкий контекст (возможно, 20-30 стихов). Определение главной темы выбранных двух – трех абзацев – чрезвычайно важный момент в работе проповедника, ибо таким образом он определяет главную тему своего обращения к прихожанам.

Экзегету постоянно приходится бороться с искушением повлиять на текст, заставив отрывок отвечать на любимые вопросы проповедника или разрешать актуальные проблемы современной культуры. Задача исследователя – собрать следующие данные для определения главной темы изучаемого отрывка: (1) тематическое предложение, или предметная пропозиция, каждого абзаца; (2) повторяющиеся термины, которым дается определение, на которых сосредотачивается внимание или которые придают тексту необычный оттенок; и (3) значение данного отрывка для понимания общей темы или предмета как всей книги, так и ближайшего контекста.

Для наглядности приведем несколько примеров. Всякий, кто приступает к изучению Исаии 40:12-31, видит четкое деление отрывка на три строфы[168]. Две из них начинаются одним вопросом: «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис. 40:18, 25). Именно этот повторяющийся вопрос (а значит, и тема, или предметная пропозиция) определяет для экзегета главную тему отрывка, и, следовательно, предмет проповеди, обращенной к современому человеку: «Несравнимость Бога».

Другие отрывки выдают предмет и главную тему более завуалированно. Возьмем, например, историческое повествование в Числах 20:1-13, где описывается случай, произошедший во время сорокалетнего пребывания Израиля в пустыне. Проблема возникла из-за недостатка воды. Но самая большая неожиданность, переворачивающая повествование с ног на голову, – гневные слова Моисея: «Послушайте, непокорные, разве нам [!] из этой скалы извести для вас воду?» (Чис. 20:10). Эти слова не повторяются и не представляют собой ключевых богословских терминов. Тем не менее, именно они являются центральными для всего отрывка, выражая контраст между словами и делами человека, с одной стороны, и словами и делами Бога – с другой, ибо вода действительно полилась из скалы, независимо от поведения поставленных Богом лидеров. Итак, мы считаем, что главная тема данного отрывка: «Пусть Бог будет Богом». Моисей и Аарон лишили Бога славы, «погрешив устами своими», о чем мы узнаем из поздней интерпретации событий в Псалмах (Пс. 105:32-33).

Иногда главная тема уже буквально дана в самом отрывке. Один из примеров – Малахия 2:17-3:10. Находясь практически в самом сердце отрывка и выступая в качестве центральной оси или точки опоры, Малахия 3:6 становится главной темой: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь». Если соединить это утверждение с обвинениями в начале текста («Где [вообще] Бог правосудия?»), тема проповеди напрашивается сама собой: «Призыв к доверию нашему неизменному Господу».

Главная тема также часто видна во вступлении к отрывку. В Малахии 1:6-14 Бог через пророка спрашивает иудеев: «Если Я [ваш] отец, то где почтение ко Мне? и если Я [ваш] Господь, то где благоговение предо Мною?» (Мал. 1:6). В этом вся суть отрывка: «Призыв быть истинными детьми». Легко считать себя сыном и слугой живого Бога, не показывая этого на деле! Эта тема доминирует в отрывке.

Извлекая тему из самого отрывка, а не создавая ее искусственно, мы можем с большей уверенностью утверждать, что наша проповедь, обращенная к современникам, авторитетна, благодаря не нашим человеческим усилиям, но власти самого текста. Мы советуем экзегетам изучать (1) тематические предложения, (2) отличительные или необычные характеристики текста, (3) центральные утверждения, служащие точкой опоры в отрывке, и (4) вступление к отрывку, где можно найти общее представление о предмете, обсуждаемом далее.

Основной акцент в тексте

Следующая стадия в процессе – выявление основного акцента в изучаемом тексте. В выделенном отрывке есть важные слова и ключевые термины. Их можно определить по частоте употребления в данных абзацах. Кроме того, такие слова могут иметь важное стратегическое расположение – например, в контексте предметной пропозиции. Иногда им дается ясное определение. Еще одна подсказка: ключевыми нередко являются слова, которые усложняют исследование текста и привносят особые нюансы в смысл отрывка.

В некоторых отрывках основные идеи автора выделены при помощи тех или иных стилистических приемов. В случаях, когда текст и его автор явно указывают на главные концепции, хороший толкователь будет соблюдать такой же порядок расположения основных идей. Часто, определив основной акцент отрывка, исследователь сможет легче организовать проповедь, придав ей смысловое единство.

Если группа предложений или клауз объединена общим вступительным словом («потому что», «ибо», «посему» и т.д.), то можно построить проповедь вокруг этих ключевых слов[169]. В данном случае каждый пункт проповеди будет отражать развитие предмета в таком же ракурсе. Например, если в изучаемом отрывке часто встречается слово «посему», то можно смело сформулировать пункты проповеди как следствия предложенного предмета. И, наоборот, если доминирует слово «ибо», проповедь будет строиться вокруг обсуждения причин.

В пример можно привести Книгу пророка Исаии 9:1-7. Союз «ибо» («потому что»), повторяющийся в стихах 4, 5 и 6, представляет причины «радости». Другой пример – Исаия 58. Говоря о духовности, выраженной в общественной деятельности, автор выделяет условия («если», евр. אִם) и следствия («тогда», евр. אָז).

Иногда главные мысли выделяются не лексически, а синтаксически. Так, в 1 Фессалоникийцам 4:1-8 основной акцент ставится на трех глагольных фразах (в оригинале – инфинитивах) в стихах 3б, 4а и 6а. Они выполняют функции целевых клауз в развитии темы «Познание воли Божьей» (1 Фес. 4:3а). В 1 Петра 1:1-12 в греческом варианте предлог «к» употреблен в стихах 3б, 4а и 5б для обозначения всего, к чему «возрождены» верующие.

Экзегет сможет избежать субъективизма и неточностей в анализе, полагаясь на расстановку акцентов в самом тексте, часто достаточно ясно выраженную стилистическими, грамматическими или риторическими средствами, именно здесь стоит искать авторитетного основания для формулировки принципов. Если же акцент не выражен словами, терминами, стилистическими, риторическими средствами и повторяющимися грамматическими конструкциями, токователь должен полагаться на другие факторы на стадии принципиализации или применения.

Основные пункты проповеди

Теперь можно приступить к обозначению основных пунктов урока или проповеди. На данном этапе хорошим подспорьем послужит составленная ранее синтаксическая схема или блочная диаграмма, о которых говорилось в главе 4.

Ни в коем случае нельзя недооценивать преимущества анализа каждого абзаца или строфы, выраженного в механической схеме, наглядно показывающей связи между предложениями, клаузами и словосочетаниями. Также важно, чтобы предметная пропозиция, или тематическое предложение (даже если оно не сформулировано прямо), ясно выражали суть абзаца или строфы. Изучая все предметные пропозиции, или тематические предложения (если в выделенном тексте несколько абзацев), экзегет должен задаться вопросом: «А что общего у этих пропозиций? Как сформулировать предметные пропозиции, или тематические предложения, чтобы в них отражались позиции и установки, выявленные на первых двух стадиях принципиализации – определения и исследования главной темы и ключевых слов?»

Экзегету, учителю и проповеднику необходимо найти важные предложения в каждом тексте. Обычно в абзаце только одно такое предложение – т. е. предметная пропозиция, или тематическое предложение.

На основе этих предложений толкователь обозначает главные пункты проповеди или урока. Дабы выполнить поставленную задачу, нужно соотнести каждое тематическое предложение с намерениями автора во всем изучаемом тексте (см. гл. 3, с. 69–85[AP1] ; а также с. 152–155[AP2] ), что поможет толкователю увидеть, как можно трансформировать тематические предложения в формулировку основных пунктов проповеди, сохранив при этом смысл оригинального текста и обнаружив назидание, актуальное для современной аудитории.

Формулируя главные пункты проповеди, следует остерегаться так называемых датированных утверждений. Существует тенденция заимствовать в таких случаях имена людей, названия географических мест и исторических событий. Тогда, конечно, современному человеку трудно услышать слово от Бога «по-новому» в контексте очень древней книги. А потому дадим хороший совет учителям и проповедникам – не употреблять имен собственных в названиях пунктов проповеди (естественно, кроме имен Бога). Подобным образом, следует избегать всего, что заставляет слушателя концентрировать внимание на прошлых событиях, а не на значимости Божьего призыва в настоящем. В то же время, в формулировке каждой пропозиции должно сохраняться непреходящее, постоянное, непреложное значение текста.

Например, проповедуя по Числам 22, можно совсем упустить из внимания актуальность отрывка для современных слушателей, если озаглавить основные пункты в соответствии с хронологией исторического повествования:

I. Валаам искал – Числа 22:1-20

II. Валаам воевал – Числа 22:21-27

III. Валаам размышлял – Числа 22:28-38

Такую проповедь хорошо адресовать Валааму, но вряд ли она найдет отклик в сердцах современников. Мы бы посоветовали обратить внимание на предмет, актуальный как для Валаама, так и для нас сегодня – «Знать и исполнять волю Божью». Есть три способа (ключевое слово) для определения и исполнения Божьей воли:

I. Хранить веру («однажды преданную святым») – Числа 22:1-7 [проповедник должен обратить внимание аудитории на богословскую позицию, выраженную в Бытие 12:3, и на отношение Моава и Мадиана к Аврааму]

II. Повиноваться Божьему Слову – Числа 22:8-22

III. Наблюдать за препятствиями – Числа 22:23-35

Таким образом, толкуя тот же самый материал, во втором случае мы делаем проповедь актуальной для всех.

Важно также, чтобы все главные пункты были единообразными: если один из пунктов состоит из словосочетания, то остальные тоже должны быть выражены словосочетаниями, а не отдельными словами или длинными предложениями. Если первый пункт сформулирован в форме императива или вопросительной конструкции, то все последующие должны следовать той же схеме. Подобным образом, существительные должны сочетаться с существительными, глаголы с глаголами, а предлоги с предлогами. Если первый пункт начинается с предлога, все последующие тоже должны начинаться с предлогов. Можно также заметить, что не очень опытному толкователю в построении главных пунктов лучше придерживаться последовательности самих абзацев.

Не всегда легко сформулировать главные пункты проповеди. Молитва и размышление – большие помощники в этом труде. Кроме чисто технической стороны экзегезы и герменевтики, существует другая сторона, которую мы называем искусством подготовки к проповеди. Если творчество и размышление – не самая сильная ваша сторона, следуйте установкам, предложенным выше. Эта методика не исключает и не умаляет роли искусства работы с текстом; наоборот, она предоставляет исследователю огромный потенциал для дальнейшего размышления над Писанием.

Подпункты проповеди

Следующая стадия – формулировка подпунктов. На данном этапе на первый план выступает логика развития урока или проповеди. И именно сейчас наибольшую выгоду можно извлечь из синтаксического анализа каждого абзаца.

Метод составления подпунктов на основе главных пунктов идентичен тому, что мы используем, деля текст на абзацы. Более того, отступы и подчинение, отраженные в синтаксическом анализе каждого абзаца, помогают нам решить, какие словосочетания, клаузы и даже предложения стоит выбирать для формулировки подпунктов. Лишь внимательное отношение к грамматике и синтаксису абзаца дает возможность увидеть и почувствовать изначальное намерение автора, одновременно делая его актуальным в жизни людей в настоящее время.

Хотим предостеречь вас – лучше всего ограничивать количество подпунктов, чтобы текст не показался более сложным, чем он есть на самом деле. Нам нужно упрощать структуру, делая ее понятной для каждого слушателя и давая ему возможность увидеть «скелет» и сочленения всех элементов текста.

Как и главные пункты, подпункты должны иметь единообразие. Кроме того, ради простоты изложения и восприятия слушателями (лучше всего, если они откроют Библии и будут следить по тексту) нужно сохранить порядок, предлагаемый отрывком. Конечно, в некоторых случаях этот порядок можно изменить, но это скорее исключение, чем правило. Проповеднику также следует четко указывать на то место в абзаце, о котором он говорит в данный момент. Он должен постоянно называть изучаемые стихи и относящиеся к ним подпункты.

Основная задача так называемой «текстуальной экспозиционной проповеди» состоит в том, чтобы позволить Писанию формировать логику и развитие проповеди. Само Писание проникает в сердца Божьего народа через наставление, призывы и слова утешения, высказанные проповедником. При этом мы надеемся, что слушатели захотят вскоре перечитать данный библейский текст самостоятельно. Даже если они не вспомнят план проповеди (к сожалению, так чаще всего и происходит), Слово будет продолжать говорить к ним, потому что уже произошла значимая встреча с Богом через отрывок, структурированный для них проповедником.

Развитие подпунктов паралелльно авторской логике. Поэтому там, где автор несколько раз говорит «потому что» («ибо»), мы организуем подпункты как список причин; если клаузы начинаются со слова «если», наши подпункты будут условиями. Какое бы средство мы ни избрали, озаглавливая подпункты, основанием должен оставаться синтаксис.

Преподавателям экзегетики и их студентам необходимо обращать пристальное внимание на синтаксис. Только тогда они смогут примирить намерения библейского автора с нуждами современной аудитории. В качестве помощи мы предлагаем толкователям воспользоваться изложенным в этой книге методом синтаксических схем (блочных диаграмм).

Богословие текста

Итак, где же суть отрывка? Иными словами, в чем заключается непреходящий, вечный, доктринальный аспект проповеди? Стоит ли привлекать богословские доктрины из других книг Библии, особенно если наш отрывок находится в Ветхом Завете или представляет собой историческое повествование?

По свидетельствам многих, сильной стороной проповедников, следующих гомилетическим методам реформаторов, является богословский характер проповеди. Несомненно, проповедь и учение, центром которых являются личность и деяния Бога, обладают очевидными достоинствами, заслуживающими похвалы.

Но даже эти достоинства потеряют силу, если наша методология не подразумевает внимательного отношения к собственным богословским предпосылкам и намерениям библейского автора – по крайней мере, в том объеме, в каком он обращается к написанному ранее богословскому учению Писания. Мы считаем (см. гл. 6), что именно экзегет несет ответственность за выяснение, какие богословские истины повлияли на святого писателя в данном тексте (так называемое «информирующее богословие», или «аналогия предшествующего Писания»). Определить богословие в данном случае нам помогают два инструмента: (1) прямые ссылки и указания автора, употребление терминов, уже ставших ко времени написания доктринальными; и (2) хороший учебник по библейскому богословию, рассматривающий доктрины, изложенные в изучаемом отрывке, в диахроническом аспекте.

Выявляемое таким образом «экзегетическое богословие» должно главенствовать над систематическим богословием при толковании текста. К рассмотрению систематических доктринальных позиций можно приступать, закончив экзегетическое исследование отрывка. Затем, подводя итог в главных пунктах плана проповеди или во всем отрывке, можно перескочить через века и рассмотреть разные аспекты изучаемой богословской проблемы, используя все Божьи откровения на данную тему. Ни в коем случае нельзя использовать позднюю богословскую доктрину в качестве экзегетического инструмента для изучения раннего отрывка. Это очень серьезная методологическая ошибка, потому что в таком случае все откровение ставится на одну ступень. Практически все тексты, говорящие на определенную тему, будут иметь один и тот же смысл, диктуемый поздним откровением.

Другая крайность, противоположная злоупотреблению систематическим богословием, – совсем не включать в проповедь богословский аспект; правильный подход – разумное сочетание библейского богословия и синтаксического анализа. С развитием богословских концепций в русле Божьей искупительной истории постепенно закладывался фундамент, на основе которого стало возможным строить более глубокое понимание духовных акцентов позднего откровения. Не навязывая более поздней богословской традиции (какой бы правильной она ни была) раннему тексту, этот метод позволяет сохранить и исследовать откровение в том виде, в каком оно было изначально дано святому писателю. В то же время данный метод не исключает того, чтобы обогатить текст за счет богословских истин предшествующего откровения.

Если какая-то богословская истина занимала центральное место в сознании древней аудитории в авторскую эпоху, то почему она не может функционировать подобным образом и в наше время? Если фундамент предшествующего богословия сделал текст непреходяще ценным для современников автора (а мы в это верим), то почему та же самая совокупность богословких истин в диахроническом разрезе не может нести такую же вечную суть для всех людей во все времена? Конечно может, потому что даже в своем историческом контексте текст отражал непреходящий замысел вечного Бога.

Мы уверены, что предшествующее откровение дает толкователю ключ ко всякому смысловому акценту, применению, призыву, ободрению и предостережению, которые делают текст актуальным для современного слушателя. Именно поэтому в названии нашего экзегетического метода присутствуют две самые важные функции экзегезы – синтактико-богословский метод. Без такого подхода проповедь ляжет мертвым грузом в сознании и сердцах разочарованных слушателей.

Заключение проповеди

Последняя стадия принципиализации – хорошее заключение. Проповеди двухсотлетней давности, до сих пор издающиеся, славятся своими вдохновляющими заключениями. В последнее время больше внимания уделяется вступлению. Можно даже сказать, что мы чересчур увлеклись искусством презентации текста или проповеди. Мы начинаем со ссылок на еженедельники, газетные передовицы, результаты опросов и цитаты из выдающихся произведений прошлого. Время, отведенное на проповедь, неумолимо бежит (иногда на вступление уходит пятая его часть), а мы все не можем подвести Божий народ непосредственно к тексту, будто боимся открыть слушателям этот отрывок.

Стоит пересмотреть приоритеты. Я настоятельно советую Божьим служителям и преподавателям Слова в любом служении в Церкви и за ее пределами значительно ограничить усилия, направленные на написание вступления, и посвятить это время и энергию подготовке хорошо продуманного подробного заключения.

Мы, опять же, считаем, что сам библейский текст подскажет логику заключения. По крайней мере, нужно задаться вопросом, к чему, по мнению автора, Бог призывал аудиторию, для которой это слово было написано изначально. Обычно, выяснив этот вопрос, мы имеем готовую модель заключения.

Читатель должен учитывать, что для искусного овладения принципами и достижения всех целей гомилетического процесса нужно сделать еще очень многое. Мы считаем, что далее за дело должны взяться кафедры гомилетики в богословских семинариях, чтобы помочь студентам проделать оставшуюся часть пути. В этой книге мы добросовестно старались помочь пасторам, учителям и студентам пройти трудным и пока не обозначенным на карте путем от экзегезы до подготовки проповеди. Мы надеемся, что здесь вы нашли соответствующее определение и описание модели принципиализации библейского текста, которая поможет вам подготовиться к проповеди Слова.